Добавить материал и получить бесплатное свидетельство о публикации
версия для слабовидящих
Главная / Начальные классы / Рабочая программа по математике УМК "Инновационная начальная школа" (1 класс)

Рабочая программа по математике УМК "Инновационная начальная школа" (1 класс)

I.Пояснительная записка


Рабочая программа учебного предмета «Математика» разработана с учетом требований и положений, изложенных в следующих документах:

  • Закон РФ «Об образовании» ;

  • ФГОС начального общего образования;

  • Примерная программа по учебным предметам (базовый);

  • Требования к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования;

  • Программа формирования универсальных учебных действий;

  • Федеральный перечень учебных пособий, рекомендованных/допущенных к использованию в учебном процессе.

  • Рабочая программа по математике Б.П. Гейдмана, И.Э. Мишариной, Е.А.Зверевой «Математика». 1-4 классы – 2-е изд. – М.: ООО «Русское слово – учебник», 2013. – 152 с. (ФГОС. Начальная инновационная школа), разработанная на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (приказ Минобрнауки РФ № 373 от 6 октября 2009г).


1.Общая характеристика учебного предмета


Программа по математике для общеобразовательной школы направлена на изучение учащимися курса математики, повышение интереса к изучению наук в целом, развитие логического мышления учащихся, формирование универсальных учебных действий.

Для реализации современного курса математики начальной школы наряду с методическими приемами и находками, ставшими классическими, используются новые методики для обучения учащихся решению

комбинаторных и логических задач, заданий на равновеликость и равносоставленность плоских геометрических фигур.

Изучение курса базируется на индуктивной основе: от понимания ситуации на наглядно-интуитивном уровне до вывода, полученного в результате длительного, последовательного изучения учебного материала.

Алгебраический язык практически не входит в программу курса. Вошли несколько формул, связанных с умножением любого числа на 1 и 0, формулы для вычисления периметра и площади прямоугольника.

Значительное место в курсе занимают уравнения. Их решение подчиняется отработке вычислительных навыков, а не преобразованиям выражений, содержащих переменную. И разумеется, уравнения не применяются для решения текстовых задач. Авторы придерживаются традиций российской системы образования и считают, что решение задач арифметическими методами требует от учащихся больших интеллектуальных усилий, чем решение тех же задач алгебраическими методами.

Система заданий, выстроенная от простого к сложному, позволяет обучать учащихся дифференцированно.

В свете требования стандартов второго поколения и модернизации образования содержание математики включает в себя информатику.

Информационные и коммуникационные технологии оказывают существенное влияние на мировоззрение и стиль жизни современного человека. Общество, в котором решающую роль играют информационные процессы, свойства информации, информационные и коммуникационные технологии, – реальность настоящего времени.

В программе основное внимание сконцентрировано на развитии логического и алгоритмического мышления школьников и на освоении ими практики работы на компьютере.

Программа полностью соответствует содержанию последующего обучения математике в средней школе, содержащегося в Федеральном компоненте государственного стандарта общего образования части II «Среднее (полное) общее образование». Учащиеся получают достаточные знания для усвоения курса математики средней школы.

Изучение математики на ступени начального общего образования направлено на достижение следующих целей:

развитие образного и логического мышления, воображения;

формирование универсальных учебных действий, необходимых для успешного решения учебных и практических задач, продолжения образования;

освоение основ математических знаний, формирование первоначальных представлений о математике;

воспитание интереса к математике, стремления использовать математические знания в повседневной жизни.

Предлагаемая программа ставит своей целью привлечь внимание к классическому подходу к изучению математики в начальной школе.

Задачи обучения математике в начальной школе:

сформировать у учащихся умения выполнять арифметические действия на множестве натуральных чисел и применять полученные знания к решению текстовых задач, описывающих реальные ситуации окружающего мира;

познакомить учащихся с простейшими геометрическими фигурами и величинами;

приобщить учащихся к проведению несложных доказательств и логически корректных рассуждений;

развить у школьников навыки решения задач с применением таких подходов к решению, которые наиболее типичны и распространены в областях деятельности, традиционно относящихся к информатике.

Курс математики начальной школы решает поставленные задачи через четко выстроенную систему упражнений, формирующих соответствующие умения и навыки, и через систему заданий, развивающих интеллект и творческие способности учащихся.

Гармоничное сочетание арифметической, геометрической и логической составляющих — одна из основных концептуальных идей курса математики начальной школы. Эта идея реализуется через продуманную, тщательно дозированную, методически проработанную подачу материала на каждом уроке, учитывающую возрастные особенности учащихся.

Учащимся предлагаются не только отдельные задания вычислительного, геометрического и логического характера, но и задания, требующие интеллектуальных усилий, связанных со всеми этими тремя направлениями одновременно.

Стержневыми идеями курса являются идеи, присущие самой математике как науке: индукция, упорядочивание, симметрия, мера, математическое моделирование жизненных ситуаций. Эти идеи внедряются через систему проблемно-развивающих заданий, требующих от учащихся умения применять одновременно счет и геометрию, логику и симметрию, комбинаторику и упорядоченный счет и т.д. Полученные умения и навыки позволят учащимся начальной школы успешно осваивать курс математики в дальнейшем.

Современная лексика, включение сказочного и познавательного материала в большинство уроков делают процесс обучения занимательным и в то же время подводят ученика к умению отвлечься от второстепенного и выделить математическое содержание задачи.


2. Ценностные ориентиры содержания курса «Математика»


В основе учебно-воспитательного процесса лежат следующие ценности математики:

Понимание математических отношений является средством познания закономерностей существования окружающего мира, фактов, процессов и явлений, происходящих в природе и в обществе (хронология событий, протяженность по времени, образование целого из частей, изменение формы, размера и т.д.);

Математические представления о числах, величинах, геометрических фигурах являются условием целостного восприятия творений природы и человека (памятники архитектуры, сокровища искусства и культуры, объекты природы);

Владение математическим языком, алгоритмами, элементами математической логики позволяет ученику совершенствовать деятельность (аргументировать свою точку зрения, строить логические цепочки рассуждений; опровергать или подтверждать истинность предположения).



II. Результаты изучения курса «Математика»

На первой ступени школьного обучения в ходе освоения математического содержания обеспечиваются условия для достижения обучающимися следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.


Личностными результатами обучающихся являются:

готовность ученика целенаправленно использовать знания в учении и в повседневной жизни для исследования математической сущности предмета (явления, события, факта);

способность характеризовать собственные знания по предмету, формулировать вопросы, устанавливать, какие из предложенных математических задач могут быть им успешно решены;

познавательный интерес к математике как науке.


Метапредметными результатами обучающихся являются:

способность анализировать учебную ситуацию с точки зрения математических характеристик;

устанавливать количественные и пространственные отношения объектов окружающего мира;

строить алгоритм поиска необходимой информации;

определять логику решения практической и учебной задачи;

умение моделировать — решать учебные задачи с помощью знаков (символов), планировать, контролировать и корректировать ход решения учебной задачи.

Предметные результаты:

Обучающиеся научатся:

  • читать и записывать все однозначные числа и числа второго десятка, включая число 20;

  • вести счет как в прямом, так и в обратном порядке (от 0 до 20);

  • сравнивать изученные числа и записывать результат сравнения с помощью знаков ( <. >.=) ;

  • записывать действия сложения и вычитания, используя соответствующие знаки (+,-);

  • употреблять термины, связанные с действиями сложения и вычитания (плюс, сумма, слагаемое, значение суммы; минус, разность, вычитаемое, значение разности);

  • пользоваться справочной таблицей сложения однозначных чисел;

  • воспроизводить и применять табличные случаи сложения и вычитания;

  • применять переместительное свойство сложения;

  • уметь находить значение выражения, содержащего одно или два арифметических действия;

  • применять правила сложения и вычитания с нулем;

  • понимать и использовать взаимосвязь сложения и вычитания;

  • выполнять сложение и вычитание однозначных чисел без перехода через десяток;

  • выполнять сложение однозначных чисел с переходом через десяток и вычитание в пределах таблицы сложения, используя данную таблицу в качестве справочника;

  • знать названия круглых чисел в пределах 100;

  • уметь складывать и вычитать круглые числа в пределах 100;

  • распознавать на чертеже и изображать точку, прямую, отрезок употреблять соответствующие термины; употреблять термин «точка пересечения»;

  • распознавать в окружающих предметах или их частях плоские геометрические фигуры ( треугольник, четырехугольник, прямоугольник, круг) ;

  • чертить с помощью линейки прямые, отрезки, многоугольники;

  • определять длину данного отрезка (в сантиметрах) при помощи измерительной линейки;

  • строить отрезки заданной длины при помощи измерительной линейки;

  • находить значения сумм и разностей отрезков данной длины при помощи измерительной линейки и с помощью вычислений;

  • выражать длину отрезка используя разные единицы длины (например, 1дм 6см и 16см);

  • распознавать и формулировать простые задачи;

  • употреблять термины, связанные с понятием «задача» ( формулировка, условие, требование ( вопрос), решение, ответ);

  • составлять задачи по рисунку и делать иллюстрации ( схематические) к тексту задачи;

  • выявлять признаки предметов и событий, которые могут быть описаны терминами, относящимися к соответствующим величинам (длиннее – короче, дальше – ближе, тяжелее – легче, раньше – позже, дороже – дешевле);

  • использовать названия частей суток, дней, недели, месяцев, времен года.


Обучающиеся получат возможность научиться:

  • понимать количественный и порядковый смысл числа;

  • понимать и распознавать количественный смысл сложения и вычитания;

  • воспроизводить переместительное свойство сложения;

  • воспроизводить правила сложения и вычитания с нулем;

  • использовать « инструментальную» таблицу сложения для выполнения сложения однозначных чисел и соответствующих случаев вычитания;

  • устанавливать взаимное расположение прямых линий на плоскости;

  • понимать и использовать термин «точка пересечения»;

  • описывать упорядоченные множества с помощью соответствующих терминов (первый, последний, следующий, предшествующий);

  • понимать суточную и годовую цикличность;

  • представлять информацию в таблице.


III. Описание места курса «Математика» в учебном плане


В соответствии с Федеральным базисным учебным планом и примерной программой по математике предмет «Математика» изучается с 1 по 4 класс по четыре часа в неделю. Общий объём учебного времени составляет 540 часов.

В первом классе курс рассчитан на 132 часа (33 учебных недели).

На внеурочные формы отведено – 10 часов


Таблица тематического распределения количества часов

Содержание

Количество часов

1.

Сравнение предметов и групп предметов

11

2.

Пространственные и временные представления

4

3.

Больше, меньше, столько же

3

4.

Числа 1,2. Цифры 1, 2. Пара. Оба. Обе.

4

5.

Прямая. Отрезок

1

6.

Знаки сравнения >, <. Знаки действий +, -. Знак равенства =

2

7.

Число 3. Цифра 3. Числа 1,2, 3

10

8.

Числа от 1 до 5

14

9.

Числа от 1 до 9

36

10.

Числа от 0 до 10

8

11.

Сравнение выражений

3

12.

Увеличить на… Уменьшить на …

3

13.

Измерение отрезков

4

14.

На сколько больше? На сколько меньше?

8

15.

Десяток. Счёт десятками. Круглые числа

5

16.

Числа от 11 до 20. Сложение и вычитание чисел в пределах 20 без перехода через десяток

16








IV. Содержание курса «Математика»


1 класс (132 часа)

1. Сравнение предметов и групп предметов (11часов) :

Объекты живой и неживой природы, признаки сходства и отличия. Простейшие геометрические фигуры: квадрат, круг, прямоугольник, треугольник.

Работа с информацией

Работа с простейшими таблицами. Установка закономерности.


2.Пространственные и временные представления( 4 часа):

Расположение предметов вверху, внизу, между, на — под, над — под, по — под, за — перед.

Движение предметов налево, направо, сверху вниз, снизу вверх.

Изменения в природе со сменой времен года. Что было раньше, что

стало позже.


3.Больше, меньше, столько же (3 часа):

Сравнение предметов по их количеству.

Взаимно однозначное соответствие между предметами двух совокупностей.


4.Числа 1,2. Цифры 1, 2. Пара. Оба. Обе (4 часа):

Числа 1 и 2 как количественные характеристики совокупностей, состоящих из одного или двух предметов.

Понятие «число», «цифра».

Работа с информацией

Выстраивание цепочек из предметов. Установка закономерности. Отличие

предметов по признакам.


5.Прямая. Отрезок (1 час):

Проведение прямой по линейке. Проведение прямой через одну точку. Проведение прямой через две точки. Построение отрезка.


6.Знаки сравнения >, <. Знаки действий +, -. Знак равенства = (2 часа):

Применение знаков сравнения для обозначения слов «больше» или «меньше».

Применение знаков + и — для обозначения действий сложения и вычитания.

Применение знака равенства при получении результата при сложении

или вычитании.


7.Число 3. Цифра 3. Числа 1,2, 3 (10 часов):

Образование числа 3. Сравнение числа 3 с числами 1 и 2. Число 3 и треугольник. Решение простейших задач с записью соответствующего действия.


8.Числа от 1 до 5 (14 часов):

Образование чисел 4 и 5. Сравнение чисел от 1 до 5.

Число 4 и четырехугольник. Число 5 и пятиугольник. Состав числа 4 и числа 5. Слагаемые и сумма. Решение простейших задач с записью соответствующих действий.


9.Числа от 1 до 9 (36 часов):

Образование чисел от 6 до 9. Сравнение чисел от 1 до 9.

Состав чисел от 6 до 9. Переместительный закон сложения. Уменьшаемое. Вычитаемое. Разность. Таблица сложения. Решение простейших задач с записью соответствующих действий.

Работа с информацией

Умение выстраивать простейший алгоритм. Упорядоченный счет геометрических фигур. Выполнение арифметических действий в заданной последовательности.


10.Числа от 0 до 10 (8 часов):

Число 0. Число 10. Состав числа 10. Сравнение чисел от 0 до 10. Решение примеров и задач с записью соответствующих действий.

Работа с информацией

Работа с таблицей. Выполнение задания по заданному алгоритму.


11.Сравнение выражений (3 часа):

Сравнение выражения с числом. Сравнение двух выражений.


12.Увеличить на… Уменьшить на … (3 часа):

Увеличение числа на несколько единиц. Уменьшение числа на несколько единиц.


13.Измерение отрезков (4 часа):

Длина отрезка. Единица измерения длины — 1 сантиметр. Нахождение длины отрезка. Построение отрезка заданной длины.


14.На сколько больше? На сколько меньше? (8 часов):

Простейшие задачи на правило: «Чтобы узнать, на сколько одно число больше или меньше другого, надо из большего числа вычесть меньшее»

(задачи на разностное сравнение).


15.Десяток. Счёт десятками. Круглые числа (5 часов):

Круглые числа от 10 до 100.

Счет десятками.

Сравнение, сложение и вычитание круглых чисел от 10 до 100.

Единица измерения длины — 1 дециметр.


16.Числа от 11 до 20. Сложение и вычитание чисел в пределах 20 без перехода через десяток (16 часов):

Примеры и простейшие задачи на сравнение, сложение и вычитание

чисел в пределах 20 без перехода через десяток.

Работа с информацией

Приобретение логического и алгоритмического мышления. Решение

задач с геометрическими фигурами.


V. Календарно – тематическое планирование

по учебному предмету «Математика»

Календарно тематическое планирование по учебному предмету «Математика» составлено в соответствии с требованием МО СК в виде стандартизированной таблицы

































VI. Контрольно-измерительные материалы

  1. Комплексные проверочные работы. 1 класс / О.В. Смирнова. – 3-е изд. – М.: ООО «Русское слово – учебник», 2013. – 16 с.

  2. Комплексная проверочная работа.


VII. Перечень учебно-методического обеспечения


Литература для ученика:


  1. Гейдман Б.П., И. Э. Мишарина, Зверева Е.А. Математика: учебник для 1класса общеобразовательных учреждений в 2 частях – 3-е изд. – М.:ООО «Русское слово – учебник»: Изд-во МЦНМО, 2013. – 136 с.: ил. – (ФГОС. Начальная инновационная школа).

  2. Гейдман Б.П., И. Э. Мишарина, Зверева Е.А. Математика: рабочая тетрадь в 4 частях для 1класса начальной школы. – 6-е изд. – М.:ООО «Русское слово – учебник»: Изд-во МЦНМО, 2013. – 48 с.: ил. – (ФГОС. Начальная инновационная школа).


Литература для учителя:


  1. Беденко М.В. Разноцветные задачи: учебное пособие для 1 класса общеобразовательных учреждений – М.:ООО «ТИД«Русское слово – РС», 2011. – 120 с.: ил.


  1. Гейдман Б.П., И. Э. Мишарина, Зверева Е.А. Рабочая программа к учебникам Б.П. Гейдмана, И.Э. Мишариной, Е.А. Зверевой «Математика». 1-4 классы. – 2-е изд. – М.:ООО «Русское слово – учебник», 2013. – 152 с. (ФГОС. Начальная инновационная школа).

  2. Гейдман Б.П. Программа курса к учебникам Б.П. Гейдмана, И.Э. Мишариной, Е.А. Зверевой «Математика». 1-4 классы – 3-е изд. – М.:ООО «Русское слово – учебник», 2013. – 40 с. (ФГОС. Начальная инновационная школа).



VIII Список литературы:

  1. Алексеева Л.Л., Анащенкова С.В., Биболетова М.З. под ред. Г.С. Ковалевой, О.Б. Логиновой. Планируемые результаты начального общего образования М., 2011 (Стандарты второго поколения).

  2. Болотова С. А. Основная образовательная программа начального образования для школ, работающих по УМК «Начальная инновационная школа» - М., 2011.

  3. Савинов Е.С. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа - М., 2010 (Стандарты второго поколения).




IX Рекомендации по материально-техническому обеспечению учебного предмета «Математика»

Наименование объектов и средств материально - технического обеспечения

Количество

Примечания

Библиотечный фонд (книгопечатная продукция)

УМК по математике для 1-4 классов (программы, учебники, рабочие тетради).

Примерная программа НОО по математике

К


Д

Библиотечный фонд формируется с учетом типа школы на основе федерального перечня учебников. Рекомендованных (допущенных) МО РФ

Печатные пособия

Демонстрационный материал в соответствии с основными темами программы обучения

Карточки с заданиями по математике для 1-4 классов

Д



П

Многоразового использования

Технические средства обучения

Классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц, картинок.

Телевизор (по возможности).

Видеомагнитофон/видеоплейер (по возможности).

Магнитофон.

Диапроектор.

Мультимедийный проектор.

Экспозиционный экран.

Компьютер.

Сканер (по возможности).

Принтер.

Фотокамера цифровая (по возможности)

Магнитная доска

Д


Д

Д


Д

Д

Д


Д

Д

Д

Д

Д

Д




С диагональю не менее 72см.






Размер не менее 150х150 см

Экранно-звуковые пособия

Видеофильмы, соответствующие тематике программы по математике (по возможности).

Слайды, соответствующие тематике программы по математике (по возможности).

Мультимедийные (цифровые) образовательные ресурсы, соответствующие тематике программы по математике

Д


Д



Д


При наличии технических средств

Игры и игрушки

Настольные развивающие игры

Конструкторы

Ф

Ф

При наличии необходимых технических условий и средств

Оборудование класса

Ученические столы с комплектом стульев.

Стол учительский с тумбой.

Шкафы для хранения учебников, дидактического материала, пособий.

К

Д

Д



Демонстрационные пособия

Объекты, предназначенные для демонстрации счета: от 1 до 10, от 1 до 20, от 1 до 100.

Наглядные пособия для изучения состава чисел ( в том числе и карточки с цифрами и другими знаками).

Демонстрационные измерительные инструменты и приспособления (линейки, циркули, транспортиры, наборы угольников и мерки).

Демонстрационные пособия для изучения геометрических величин: палетка, квадраты (мерки).

Демонстрационные пособия для изучения геометрических фигур.

Демонстрационная таблица умножения, таблица Пифагора.

Д



Д



Д




Д



Д


Д






  • Начальные классы
Описание:

Рабочая программа учебного предмета «Математика» разработана с учетом требований и положений, изложенных в следующих документах:

Закон РФ «Об образовании» ;

ФГОС начального общего образования;

Примерная программа по учебным предметам (базовый);

Требования к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования;

Программа формирования универсальных учебных действий;

Федеральный перечень учебных пособий, рекомендованных/допущенных к использованию в учебном процессе.

  • Рабочая программа по математике Б.П. Гейдмана, И.Э. Мишариной, Е.А.Зверевой «Математика». 1-4 классы – 2-е изд. – М.: ООО «Русское слово – учебник», 2013. – 152 с. (ФГОС. Начальная инновационная школа), разработанная на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (приказ Минобрнауки РФ № 373 от 6 октября 2009г).
Автор Михнева Татьяна Николаевна
Дата добавления 08.10.2017
Раздел Начальные классы
Подраздел Планирования
Просмотров 391
Номер материала MA-071802
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

Популярные курсы