Муниципальное
бюджетное общеобразовательное учреждение -
средняя
общеобразовательная школа №3 им. С. Орджоникидзе
г. Клинцы
Брянской области
РАССМОТРЕНО
СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДЕНО
на
заседании МО на МС школы приказом
по ОУ №
Протокол
№____ от Протокол № ___от от
«___» ___2018г
«___»_______20___г
от «__» 2018г. Директор
школы
________ Т.В.Фиц
РАБОЧАЯ
ПРОГРАММА
на
2018-2019учебный год
по
математике
Уровень основное
общего образования 5 класс
Общее количество
часов 175 часов
Количество часов в
неделю 5часов
Учитель Ломарева Галина Ивановна
Квалификационная категория первая
г.
Клинцы
Пояснительная
записка
Рабочая программа
по предмету «математика» для 5 классов разработана в соответствии со
следующими нормативными
документами:
1.
Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 03.07.2016) "Об
образовании в Российской Федерации" (с изм. и доп., вступ. в силу с
01.09.2016).
2.
Приказ Минобрнауки России от 30.08.2013 N 1015 (ред. от 17.07.2015) "Об
утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по
основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального
общего, основного общего и среднего общего образования" (Зарегистрировано
в Минюсте России 01.10.2013 N 30067)
3.
Примерная основная образовательная программа основного общего образования (в
редакции протокола № 3/15 от 28.10.2015 Федерального учебно-методического
объединения по общему образованию).
4.
Приказ Минобрнауки России от 17.12.2010 N 1897 (ред. от 31.12.2015) "Об
утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного
общего образования" (Зарегистрировано в Минюсте России 01.02.2011 N
19644).
5.
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 N
189 (ред. от 24.11.2015) "Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10
"Санитарно- эпидемиологические требования к условиям и организации
обучения в общеобразовательных учреждениях" (вместе с "СанПиН
2.4.2.2821-10. Санитарно- эпидемиологические требования к условиям и
организации обучения в общеобразовательных организациях.
Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы") (Зарегистрировано в
Минюсте России 03.03.2011 N 19993).
6.
Приказ Минобрнауки России от 31.03.2014 N 253 (ред. от 21.04.2016) "Об
утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при
реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ
начального общего, основного общего, среднего общего образования". Для
всех учебников кроме учебников из перечня 2013-2014, 2014-2015, 2015-2016
7. Письмо
Департамента образования и науки Брянской области «О примерном учебном плане
5-9 классов общеобразовательных организаций Брянской области на 2018-2017
учебный год» от 12.04.2017г. №2501-04-О ;
8.
Примерные программы по учебным предметам. Математика. 5-9 классы. — 3-е изд.,
перераб. — М.: Просвещение, 2011. — 64с. — (Стандарты второго поколения).
9.УМК Математика
С. М. Никольский, М. К. Потапов, Н. Н. Решетников, А. В. Шевкин М.
Программа
составлена для обучающихся 5 класса в соответствии с учебным планом и
положением о рабочей программе МБОУ-СОШ №3
г.
Клинцы Брянской области.
Федеральный
базисный план отводит 175 часов для образовательного изучения математики в 5
классе из расчёта 5 часов в неделю.
В соответствии с этим реализуется Программа по
математике в объеме 175 часов.
Цели:
• развитие
логического и критического мышления, культуры речи, способности к умственному
эксперименту;
• формирование у учащихся интеллектуальной честности и
объективности, способности к преодолению мыслительных стереотипов, вытекающих
из обыденного опыта;
• воспитание качеств личности, обеспечивающих социальную мобильность,
способность принимать самостоятельные решения;
• формирование качеств мышления, необходимых для адаптации в современном
информационном обществе;
• развитие интереса к математическому творчеству и математических способностей;
• формирование представлений о математике как части
общечеловеческой культуры, о значимости математики в развитии цивилизации и
современного общества;
• развитие представлений о математике как форме описания и методе познания
действительности, создание условий для приобретения первоначального опыта
математического моделирования;
• формирование общих способов интеллектуальной деятельности, характерных для
математики и являющихся основой познавательной культуры, значимой для различных
сфер человеческой деятельности;
• овладение математическими знаниями и умениями,
необходимыми для продолжения обучения в старшей школе или иных
общеобразовательных учреждениях, изучения смежных дисциплин, применения в
повседневной жизни;
• создание фундамента для математического развития, формирования механизмов
мышления, характерных для математической деятельности.
Задачи:
- сохранить
теоретические и методические подходы, оправдавшие себя в практике
преподавания в начальной школе;
- предусмотреть
возможность компенсации пробелов в подготовке школьников и недостатков в
их математическом развитии, развитии внимания и памяти;
- обеспечить
уровневую дифференциацию в ходе обучения;
- обеспечить
базу математических знаний, достаточную для изучения алгебры и геометрии,
а также для продолжения образования;
- сформировать
устойчивый интерес учащихся к предмету;
- выявить
и развить математические и творческие способности;
- развивать
навыки вычислений с натуральными числами;
- учить
выполнять сложение и вычитание обыкновенных дробей с одинаковыми
знаменателями, действия с десятичными дробями;
- дать
начальные представления об использование букв для записи выражений и
свойств;
- учить
составлять по условию текстовой задачи, несложные линейные уравнения;
- продолжить
знакомство с геометрическими понятиями;
- развивать
навыки построения геометрических фигур и измерения геометрических величин.
Планируемые
результаты
освоения учебного предмета
В соответствии с требованиями к результатам освоения
основной образовательной программы основного общего образования ФГОС,
данная рабочая программ для 5 класса направлена на достижение учащимися
личностных, метапредметных и предметных результатов освоения математики .
Личностные:
у учащихся
будут сформированы:
1) ответственное
отношение к учению;
2) готовность и
способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к
обучению и познанию;
3) умение ясно,
точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл
поставленной задачи, выстраивать аргументацию, приводить примеры и
контрпримеры;
4) начальные
навыки адаптации в динамично изменяющемся мире;
5) экологическая культура: ценностное отношение к природному миру,
готовность следовать нормам природоохранного, здоровьесберегающего поведения;
6) формирование
способности к эмоциональному восприятию математических объектов, задач,
решений, рассуждений;
7) умение контролировать
процесс и результат учебной математической деятельности;
у учащихся
могут быть сформированы:
1) первоначальные представления о математической науке как сфере
человеческой деятельности, об этапах её развития, о её значимости для развития цивилизации;
2) коммуникативная
компетентность в общении и сотрудничестве со сверстниками в образовательной,
учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности;
3) критичность
мышления, умение распознавать логически некорректные высказывания,
отличать гипотезу от факта;
4) креативность
мышления, инициативы, находчивости, активности при решении арифметических
задач.
Метапредметные:
регулятивные
учащиеся
научатся:
1) формулировать и
удерживать учебную задачу;
2) выбирать
действия в соответствии
с поставленной задачей и условиями её реализации;
3) планировать
пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения
учебных и познавательных задач;
4) предвидеть
уровень усвоения знаний, его временных характеристик;
5) составлять план и
последовательность действий;
6) осуществлять контроль по образцу и вносить необходимые коррективы;
7) адекватно
оценивать правильность или ошибочность выполнения учебной задачи, её
объективную трудность и собственные возможности её решения;
8) сличать способ
действия и его результат с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и
отличий от эталона;
учащиеся
получат возможность научиться:
1) определять
последовательность промежуточных целей и соответствующих им действий с учётом конечного результата;
2) предвидеть возможности получения конкретного результата при решении
задач;
3) осуществлять
констатирующий и прогнозирующий контроль по результату и по способу действия;
4) выделять и
формулировать то, что усвоено и что нужно усвоить, определять
качество и уровень усвоения;
5) концентрировать
волю для преодоления интеллектуальных затруднений и физических препятствий;
познавательные
учащиеся
научатся:
1) самостоятельно
выделять и формулировать познавательную цель;
2) использовать
общие приёмы решения
задач;
3) применять
правила и пользоваться инструкциями и освоенными закономерностями;
4) осуществлять
смысловое чтение;
5) создавать,
применять и преобразовывать знаково-символические средства, модели и схемы для
решения задач;
6) самостоятельно ставить цели, выбирать и создавать алгоритмы для
решения учебных математических проблем;
7) понимать
сущность алгоритмических предписаний и уметь действовать в соответствии с
предложенным алгоритмом;
8) понимать и использовать математические средства
наглядности (рисунки, чертежи, схемы и др.) для иллюстрации,
интерпретации, аргументации;
9) находить в
различных источниках информацию, необходимую для решения математических
проблем, и представлять её в понятной форме; принимать решение в условиях неполной и избыточной, точной и вероятностной информации;
учащиеся
получат возможность научиться:
1) устанавливать причинно-следственные связи; строить логические
рассуждения, умозаключения (индуктивные, дедуктивные и по аналогии) и выводы;
2) формировать учебную и общепользовательскую
компетентности в области использования информационно-коммуникационных
технологий (ИКТ-компетентности);
3) видеть математическую задачу в других дисциплинах, в окружающей
жизни;
4) выдвигать
гипотезы при решении учебных задач и понимать необходимость
их проверки;
5) планировать и
осуществлять деятельность, направленную на решение задач исследовательского
характера;
6) выбирать наиболее
рациональные и эффективные способы решения задач;
7) интерпретировать информации (структурировать,
переводить сплошной текст в таблицу, презентовать полученную информацию,
в том числе с помощью ИКТ);
8) оценивать
информацию (критическая оценка, оценка достоверности);
9) устанавливать
причинно-следственные связи, выстраивать рассуждения, обобщения;
коммуникативные
учащиеся
научатся:
1) организовывать
учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками: определять
цели, распределять функции и роли участников;
2)
взаимодействовать и находить общие способы работы; работать в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на
основе согласования позиций и учёта интересов; слушать партнёра;
формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
3) прогнозировать возникновение конфликтов при
наличии разных точек зрения;
4) разрешать конфликты на основе учёта интересов и позиций всех
участников;
5) координировать
и принимать различные позиции во взаимодействии;
6) аргументировать
свою позицию и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при
выработке общего
решения в совместной деятельности.
Предметные:
учащиеся
научатся:
1) работать с
математическим текстом (структурирование, извлечение необходимой информации),
точно и грамотно выражать свои мысли в устной и письменной речи, применяя
математическую терминологию и символику, использовать
различные языки математики (словесный, символический, графический),
обосновывать суждения, проводить классификацию;
2) владеть базовым
понятийным аппаратом: иметь представление о числе, дроби, об основных геометрических объектах (точка, прямая, ломаная, угол, многоугольник,
многогранник, круг, окружность);
3) выполнять
арифметические преобразования, применять их для решения учебных математических
задач;
4) пользоваться
изученными математическими формулами;
5) самостоятельно приобретать и применять знания в различных ситуациях
для решения несложных практических задач, в том числе с использованием при необходимости
справочных материалов, калькулятора и компьютера;
6) пользоваться
предметным указателем энциклопедий и справочников для нахождения
информации;
7) знать основные
способы представления и анализа статистических данных; уметь решать задачи с помощью
перебора возможных вариантов;
учащиеся
получат возможность научиться:
1) выполнять
арифметические преобразования выражений, применять их
для решения учебных математических задач и задач, возникающих в смежных
учебных предметах;
2) применять изученные
понятия, результаты и методы при решении задач из различных разделов курса, в
том числе задач, не сводящихся к непосредственному
применению известных алгоритмов;
3) самостоятельно
действовать в ситуации неопределённости при решении актуальных для них проблем,
а также самостоятельно интерпретировать результаты решения задач с учетом
ограничений, связанных с реальными свойствами рассматриваемых процессов и
явлений.
Содержание
учебного предмета
Глава 1. Натуральные числа и
нуль(52ч.)
Ряд натуральных чисел. Десятичная запись,
сравнение, сложение и вычитание натуральных чисел. Законы сложения. Умножение и
законы умножения. Степень с натуральным показателем. Деление нацело и деление с
остатком. Числовые выражения. Решение текстовых задач арифметическими
способами.
Основные цели – систематизировать и обобщить сведения о натуральных числах,
полученные в начальной школе, об их сложении и вычитании, умножении и делении;
добиться осознанного овладения приемами вычислений с применением законов
сложения и умножения; развивать навыки вычислений с натуральными числами.
Площадь прямоугольника и объем прямоугольного параллелепипеда.
Глава 2. Изменение величин (38 ч.)
Прямая, луч, отрезок. Измерение отрезков
и метрические единицы длины. Представление натуральных чисел на координатном
луче. Окружность и круг, сфера и шар. Углы, измерение углов. Треугольники и
четырехугольники. Прямоугольный параллелепипед. Единицы площадей, объема,
массы, времени. Решение текстовых задач арифметическими способами.
Основные цели – систематизировать знания учащихся о геометрических фигурах и
единицах измерения величин; продолжить их ознакомление с геометрическими
фигурами и с соответствующей терминологией.
Глава 3. Делимость натуральных чисел
(25 ч.)
Свойства и признаки делимости. Простые и
составные числа. Делители натурального числа. Наибольший общий делитель,
наименьшее общее кратное.
Основные цели – завершить изучение
натуральных чисел рассмотрением свойств и признаков делимости; сформировать у
учащихся простейшие доказательные умения.
Глава 4. Обыкновенные
дроби (75ч.)
Понятие дроби, равенство дробей(основное
свойство дроби). Приведение дробей к общему знаменателю. Сравнение, сложение и
вычитание дробей. Законы сложения. Умножение дробей, законы умножения. Деление
дробей. Смешанные дроби и действия с ними. Представление дробей на координатном
луче. Решение текстовых задач арифметическими способами.
Основные
цели – сформировать
у учащихся умения сравнивать, складывать, вычитать, умножать и делить
обыкновенные и смешанные дроби, вычислять значения выражений, содержащих
обыкновенные дроби и смешанные дроби, решать задачи на сложение и вычитание, на
умножение и деление дробей, задачи на дроби, на совместную работу
арифметическими способами.
Тематическое
планирование
для учащихся 5
класса
Учебник Никольский и др.
Количество часов за год 175
Количество часов в неделю 5
Номер
пункта
|
Содержание
материала
|
|
Дата
проведения
|
Количество
часов
|
По
плану
|
По
факту
|
|
Глава
1. Натуральные числа и нуль
|
46
|
|
|
1.1
|
Ряд натуральных чисел
|
1
|
|
|
1.2
|
Десятичная система записи натуральных
чисел
|
2
|
|
|
1.3
|
Сравнение натуральных чисел
|
2
|
|
|
1.4
|
Сложение. Законы сложения
|
3
|
|
|
1.5
|
Вычитание
|
3
|
|
|
1.6
|
Решение текстовых задач с помощью
сложения и вычитания
|
2
|
|
|
1.7
|
Умножение. Законы умножения
|
3
|
|
|
1.8
|
Распределительный закон
|
2
|
|
|
1.9
|
Сложение и вычитание столбиком
|
3
|
|
|
|
К/Р №1
|
1
|
|
|
1.10
|
Умножение чисел столбиком
|
3
|
|
|
1.11
|
Степень с натуральным показателем
|
2
|
|
|
1.12
|
Деление нацело
|
3
|
|
|
1.13
|
Решение текстовых задач с помощью
умножения и деления
|
2
|
|
|
1.14
|
Задачи «на части»
|
3
|
|
|
1.15
|
Деление с остатком
|
3
|
|
|
1.16
|
Числовые выражения
|
2
|
|
|
|
К/Р № 2
|
1
|
|
|
1.17
|
Нахождение двух чисел по их сумме и
разности
|
3
|
|
|
|
Дополнения
к главе 1
|
|
|
|
1
|
Вычисления с помощью калькулятора
|
-
|
|
|
2
|
Исторические сведения
|
|
|
|
3
|
Занимательные задачи
|
2
|
|
|
|
Глава
2. Измерение величин
|
30
|
|
|
2.1
|
Прямая. Луч. Отрезок
|
2
|
|
|
2.2
|
Измерение отрезков
|
2
|
|
|
2.3
|
Метрические единицы длины
|
2
|
|
|
2.4
|
Представление натуральных чисел на координатном
луче
|
2
|
|
|
|
К/Р № 3
|
1
|
|
|
2.5
|
Окружность и круг. Сфера и шар
|
1
|
|
|
2.6
|
Углы. Измерение углов
|
2
|
|
|
2.7
|
Треугольники
|
2
|
|
|
2.8
|
Четырехугольники
|
2
|
|
|
2.9
|
Площадь прямоугольника. Единицы
измерения
|
2
|
|
|
2.10
|
Прямоугольный параллелепипед
|
2
|
|
|
2.11
|
Объем прямоугольного параллелепипеда.
Единицы объема
|
2
|
|
|
|
К/Р № 4
|
1
|
|
|
2.12
|
Единицы массы
|
1
|
|
|
2.13
|
Единицы времени
|
1
|
|
|
2.14
|
Задачи на движение
|
3
|
|
|
|
Дополнения
к главе 2
|
|
|
|
1
|
Многоугольники
|
-
|
|
|
2
|
Исторические сведения
|
|
|
|
3
|
Занимательные задачи
|
2
|
|
|
|
Глава
3. Делимость натуральных чисел
|
19
|
|
|
3.1
|
Свойства делимости
|
2
|
|
|
3.2
|
Признаки делимости
|
3
|
|
|
3.3
|
Простые и составные числа
|
2
|
|
|
3.4
|
Делители натурального числа
|
3
|
|
|
3.5
|
Наибольший общий делитель
|
3
|
|
|
3.5
|
Наименьшее общее кратное
|
3
|
|
|
|
К/Р № 5
|
1
|
|
|
|
Дополнения к главе 3
|
|
|
|
1
|
Использование четности и нечетности при
решении задач
|
-
|
|
|
2
|
Исторические сведения
|
|
|
|
3
|
Занимательные задачи
|
2
|
|
|
|
Глава
4. Обыкновенные дроби
|
65
|
|
|
4.1
|
Понятие дроби
|
1
|
|
|
4.2
|
Равенство дробей
|
3
|
|
|
4.3
|
Задачи на дроби
|
4
|
|
|
4.4
|
Приведение дробей к общему знаменателю
|
4
|
|
|
4.5
|
Сравнение дробей
|
3
|
|
|
4.6
|
Сложение дробей
|
3
|
|
|
4.7
|
Законы сложения
|
4
|
|
|
4.8
|
Вычитание дробей
|
4
|
|
|
|
К/Р № 6
|
1
|
|
|
4.9
|
Умножение дробей
|
4
|
|
|
4.10
|
Нахождение части целого и целого по его
части
|
2
|
|
|
4.11
|
Задачи на совместную работу
|
3
|
|
|
4.12
|
Понятие смешанной дроби
|
3
|
|
|
4.13
|
Сложение смешанных дробей
|
3
|
|
|
4.14
|
Вычитание смешанных дробей
|
3
|
|
|
4.15
|
Умножение и деление смешанных дробей
|
5
|
|
|
|
К/Р № 7
|
1
|
|
|
|
Представление дробей на координатном
луче
|
3
|
|
|
|
Площадь прямоугольника. Объем
прямоугольного параллелепипеда
|
2
|
|
|
|
Дополнения к главе 4
|
|
|
|
1
|
Сложные задачи на движение по реке
|
-
|
|
|
2
|
Исторические сведения
|
|
|
|
3
|
Занимательные задачи
|
3
|
|
|
|
Повторение
|
10
|
|
|
|
Повторение за 5 класс
|
9
|
|
|
|
Итоговая К/Р
|
1
|
|
|
Лист
корректировки рабочей программы
Класс
|
Название
раздела, темы
|
Дата
проведения по плану
|
Причина
корректировки
|
Дата
проведения по факту
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.