Муниципальное общеобразовательное
учреждение
«Иогачская средняя общеобразовательная
школа»
РАССМОТРЕНА
|
СОГЛАСОВАНА
|
УТВЕРЖДЕНА
|
на заседании ШМО
Протокол от__
2017 г.
№
|
Заместитель директора
по УВР
_________
|
Директор
_________
|
|
Протокол от __ _______
2017 г. №
|
Приказ от __
_________
2017 г. №
|
Рабочая программа
по логопедии
коррекционно-развивающего направления
для обучающегося 1 класса
с тяжелым нарушением речи (ТНР)
(ФИО обучающегося)
-Произношение
-Развитие речи
-Логоритмика
Учитель-логопед:
Жукова Татьяна Викторовна, I КК
Иогач
2017
Пояснительная
записка
В
настоящее время общество предъявляет особые требования к обучению и воспитанию
подрастающего поколения. В соответствии с этим важнейшей целью современного
отечественного образования и одной из приоритетных задач общества и государства
является воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития
высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного
гражданина России.
Рабочая
программа составлена в соответствии с Федеральным государственным
образовательным стандартом начального общего образования для обучающихся с
ограниченными возможностями здоровья, приказ от 19.12.2014 № 1598.
Актуальность
данной программы обусловлена наличием у обучающегося с ТНР отклонений в
правильном произношении звуков, в фонематическом и лексико-грамматическом
развитии, в построении связного высказывания, что является серьёзным
препятствием в усвоении программы общеобразовательной школы.
У обучающегося с ТНР отмечаются особенности речевого
поведения – незаинтересованность в вербальном контакте, неумение
ориентироваться в ситуации общения, а в случае выраженных речевых расстройств –
негативизм и значительные трудности речевой коммуникации.
Одним из ведущих признаков ТНР является более позднее, по
сравнению с нормой, развитие речи; выраженное отставание в формировании
экспрессивной речи при относительно благополучном понимании обращенной речи.
Наблюдается недостаточная речевая активность, которая с возрастом, без
специального обучения, резко снижается.
Развивающаяся речь ребёнка с ТНР аграмматична, изобилует
большим числом разнообразных фонетических недостатков, малопонятна окружающим.
Нарушения в формировании речевой деятельности негативно
влияют на все психические процессы, протекающие в сенсорной, интеллектуальной,
аффективно-волевой и регуляторной сферах. Отмечается недостаточная устойчивость
внимания, ограниченные возможности его распределения. При относительно
сохранной смысловой, логической памяти у ребёнка снижена вербальная память,
страдает продуктивность запоминания. Ребёнок забывает сложные инструкции,
элементы и последовательность заданий.
Мальчику присуще и некоторое отставание в развитии
двигательной сферы, проявляющееся плохой координацией движений, неуверенностью
в выполнении дозированных движений, снижением скорости и ловкости движений,
трудностью реализации сложных двигательных программ, требующих
пространственно-временной организации движений (общих, мелких (кистей и пальцев
рук), артикуляторных).
Нарушения устной речи обучающегося с ТНР приводят
возникновению нарушений письменной речи (дисграфии и дислексии), т.к. письмо и
чтение осуществляются только на основе достаточно высокого развития устной
речи, и нарушения устной и письменной речи являются результатом воздействия
единого этиопатогенетического фактора, являющегося их причиной и составляющего
патологический механизм.
Различия механизмов и структуры речевого дефекта у обучающегося
с ТНР с различным уровнем речевого развития определяют необходимость
многообразия специальной поддержки в получении образования.
Специфика содержания и методов обучения учащихся с ТНР
является особенно существенной в младших классах (на ступени начального общего
образования), где формируются предпосылки для овладения программой дальнейшего
школьного обучения, в значительной мере обеспечивается коррекция речевого и
психофизического развития.
Целью программы коррекционной работы в соответствии с требованиями ФГОС НОО
для обучающихся с ОВЗ (ТНР) выступает создание системы комплексной помощи
обучающемуся с ТНР в освоении основной образовательной программы начального
общего образования, коррекция недостатков в физическом и (или) психическом и
речевом развитии.
Задачи коррекционно-развивающей программы:
Повысить возможность
обучающегося в освоении адаптированной основной общеобразовательной программы
НОО для обучающегося с ТНР;
• корректировать
нарушения устной речи:
• формировать
правильное произношение, усвоение лексических и грамматических средств языка,
развитие навыков связной речи;
• активизировать
познавательную деятельность ребёнка;
• корректировать
недостатки эмоционально-личностного и социального развития.
Сроки реализации программы: Данная рабочая
программа включает в себя три коррекционных курса: «Произношение», «Развитие
речи», «Логоритмика». Занятия по развитию речи, логоритмике, произношению
проводятся индивидуально. Весь материал, представленный в программе, рассчитан
на один год обучения с учётом возрастных особенностей обучающегося. Количество
часов - 90. Занятия проводятся 3 раза в неделю, длительность –20 минут.
Планируемые предметные результаты освоения
коррекционного курса «Произношение»
·
чёткое и правильное выполнение артикуляционных
движений в соответствии с речевой инструкцией;
·
удержание заданной артикуляционной позы;
·
правильное произношение гласных [а], [у], [о], [ы],
[и], [э] и согласные [м], [м'], [п], [п'], [в], [в'], [к], [к'], [н], [н'],
[ф], [т], [т'], [х], [х'], [с], [с'], [б], [б'], [д], [д'], [з], [з'], [г],
[г'], [л], [л'], [р], [р'], [ш], [ж], [j'], [щ], [ц], [ч] в прямых, обратных,
закрытых слогах и слогах со стечениями согласных, а также в сочетаниях слогов
разного типа с оппозиционными звуками, слоговых рядах с чередованием (ударных и
неударных слогов, гласных и согласных), без чередования, в дву- и трёхсложных
словах, отдельных четырёхсложных;
·
правильное и слитное произношение звуков в словах
со стечением трёх согласных, с оппозиционными звуками;
·
дифференцирование согласных [м]-[м'], [п]-[п'],
[в]- [в'], [к]-[к'], [н]-[н'], [ф]-[ф'], [т]-[т'], [х]-[х'], [с]-[с'],
[б]-[б'], [д]-[д'], [з]-[з'], [г]-[г'], [л]-[л'], [р]-[р'], [с]-[ш], [з]-[ж],
[р]-[л], [ц]-[т'], [ц]-[т], [ц]-[с'], [ц]-[с], [т]-[ч'], [ч]-[ш], [ч']-[т'],
[ч']-[щ'], [щ']-[с'], [ш]-[щ'];
·
повторение воспринятого на слух слогового ряда из
3-4 слогов;
·
выделение ударного слога в дву- и трёхсложных
словах;
·
составление схемы дву- и трёхсложного слова;
·
составление и правильное произношение предложений с
использованием слов усвоенной звуко-слоговой сложности;
·
умение демонстрировать сформированные
произносительные навыки (чёткое произношение, адекватную интонацию, соблюдение
ритма) на материале стихотворений, адекватное восприятие звучащей речи.
Планируемые предметные результаты освоения
коррекционного курса «Развития речи»
·
правильное и уместное использование новой лексики
по изучаемым темам; слов, близких и противоположных по смыслу; слов с
переносным значанием; толкование значения пословиц (2-3 пословицы);
·
правильное построение распространённых предложений
из 5-7 слов;
·
умение употреблять в разговорной речи предложения с
двумя дополнениями — косвенным и прямым (Девочка кормит петуха кашей);
·
знание характерных признаков времён года; названий
растений и животных (1 класс не менее пяти, 2 класс не менее десяти), условий
жизни растений и животных; представлений о сезонном труде людей и значении его
для окружающей природы;
·
умение использовать основные формы выражения
благодарности, приветствия, просьбы, извинения, прощания, несогласия с
собеседником.
·
составление кратких и распространённых ответов,
требующих сравнения предметов;
·
составление диалогов по картине, по заданной
ситуации, в связи прослушанным или прочитанным текстом; знание имен художников,
композиторов, писателей, воспевающих природу (3-4 имени);
·
беседы на темы из окружающей жизни, по содержанию
учебных тем, в связи с наблюдениями за природными явлениями и погодой, анализ
различных ситуаций общения по вопросам кто? что? как? кому (сказал)?;
·
рассказы о волнующем событии, об экскурсии,
предстоящей работе, впечатлениях прошедшего дня, сообщение интересной
информации плану;
·
высказывание своего отношения к поступкам товарища,
герою рассказа, событиям.
Планируемые результаты освоения
коррекционно-развивающего курса «Логоритмика»
·
Умение выполнять движения в соответствии со
словами.
·
Воспитание правильного речевого и физиологического
дыхания.
·
Способность правильно выполнять артикуляции звуков отдельно
и в слоговых рядах, дифференцировать парные согласные звуки.
·
Знание оздоровительных упражнений для улучшения
осанки, дыхательных и пальчиковых упражнений.
·
Способность ориентироваться в пространстве,
двигаться в заданном направлении.
·
Улучшение показателей слухового, зрительного,
двигательного внимания, памяти.
·
Внимательно слушать музыку, активно отвечать на
вопросы о характере и содержании музыкальных произведений, петь, танцевать,
играть на музыкальных инструментах, повторять ритмические рисунки, танцевальные
и общеразвивающие движения.
·
Воспитание у детей потребности в здоровом образе
жизни, заботе о своем здоровье и здоровье окружающих.
Содержание учебного предмета
Название разделов
|
Количество часов
|
Коррекционный курс «Произношение»
|
|
Раздел 1. Диагностика.
|
-
|
Раздел 2. Постановка, автоматизация и дифференциация звуков группы свистящих.
|
10
|
Раздел 3. Постановка, автоматизация и дифференциация звуков группы шипящих.
|
10
|
Раздел 4. Постановка, автоматизация и дифференциация звуков группы соноров.
|
10
|
Коррекционный курс «Развитие речи»
|
Раздел 5.Лексические темы.
|
15
|
Раздел 6. Предложение.
|
8
|
Раздел 7. Работа над связной речью.
|
7
|
Коррекционный курс
«Логоритмика»
|
Раздел. 8. Логоритмика.
|
30
|
Раздел 9. Диагностика.
|
-
|
Итого:
|
90
|
Раздел 1.
Диагностика.
Первый раздел включает в себя
диагностический этап для определения дальнейшего плана коррекционной работы.
Раздел 2.
Постановка, автоматизация и дифференциация звуков группы свистящих(10).
Постановка
и автоматизация звуков [с], [с’],[з],[з’],[ц].
Раздел 3.
Постановка, автоматизация и дифференциация звуков группы шипящих(10).
Постановка
и автоматизация звуков [ш],[ж],[щ].
Раздел 4.
Постановка, автоматизация и дифференциация звуков группы соноров (10)
Постановка
и автоматизация звуков[р],[р’],[л].
Раздел 5.
Лексические темы(15).
Грибы.
Осень. Овощи. Фрукты. Ягоды. Дикие животные. Домашние животные. Зимние забавы.
Новый год. Зимние забавы. Новый год. Профессии. Транспорт. Инструменты. Весна.
Насекомые. Мебель. Лето.
Раздел 6.
Предложение(8).
Предложение.
Составление предложений из двух слов. Интонационная законченность предложения.
Составление предложений из трёх слов. Главные слова в предложении. Составление
предложения из слов.
Раздел 7.
Работа над связной речью (7).
Последовательный
пересказ. Рассказы -описания. Краткий пересказ. Выборочный пересказ. Творческий
пересказ. Составление рассказа по серии сюжетных картинок.
Раздел 8.
Логритмика (30).
Совершенствование
произношения звуков и их дифференциация в связной речи.
Раздел 9.
Диагностика.
Контрольная
диагностика по итогам коррекционной работы.
Календарно-тематическое планирование
|
Тема раздела
Тема
урока
|
Кол-во часов
|
Планируемая дата
|
Фактическая дата
|
Примечания
|
Коррекционный курс «Произношение»
|
|
Раздел 1. Диагностика.
|
|
До 15.09
|
До 15.09
|
|
|
Раздел 2. Постановка,
автоматизация и дифференциация звуков группы свистящих.
|
10
|
|
|
|
1
|
Постановка звука и
автоматизация звука [з].
|
1
|
3 нед.
18.09-23.09
|
|
|
2
|
Постановка звука и
автоматизация звука [з].
|
1
|
|
|
3
|
Постановка звука и
автоматизация звука [з’].
|
1
|
|
|
4
|
Постановка звука и
автоматизация звука [з’].
|
1
|
4 нед.
25.09-30.09
|
|
|
5
|
Постановка звука и
автоматизация звука [с].
|
1
|
|
|
6
|
Постановка звука и
автоматизация звука [с].
|
1
|
|
|
7
|
Постановка звука и
автоматизация звука [с’].
|
1
|
5 нед.
02.10-07.10
|
|
|
8
|
Постановка звука и
автоматизация звука [с’].
|
1
|
|
|
9
|
Постановка звука и
автоматизация звука [ц].
|
1
|
|
|
10
|
Постановка звука и
автоматизация звука [ц].
|
1
|
6 нед.
09.10-14.10
|
|
|
|
Раздел 3. Постановка,
автоматизация и дифференциация звуков группы шипящих.
|
10
|
|
|
11
|
Постановка звука и
автоматизация звука [ш].
|
1
|
|
|
12
|
Постановка звука и
автоматизация звука [ш].
|
1
|
|
|
13
|
Постановка звука и
автоматизация звука [ш].
|
1
|
7 нед.
16.10-21.10
|
|
|
14
|
Постановка звука и
автоматизация звука [ж].
|
1
|
|
|
15
|
Постановка звука и
автоматизация звука [ж].
|
1
|
|
|
16
|
Постановка звука и
автоматизация звука [ж].
|
1
|
8 нед.
23.10-28.10
|
|
|
17
|
Постановка звука и
автоматизация звука [щ].
|
1
|
|
|
18
|
Постановка звука и
автоматизация звука [щ].
|
1
|
|
|
19
|
Постановка звука и
автоматизация звука [щ].
|
1
|
9 нед.
06.11-11.11
|
|
|
20
|
Автоматизация
поставленных звуков.
|
1
|
|
|
|
Раздел 4.Постановка, автоматизация и дифференциация звуков группы соноров
|
10
|
|
|
21
|
Постановка звука и
автоматизация звука [р].
|
1
|
|
|
22
|
Постановка звука и
автоматизация звука [р].
|
1
|
10 нед
13.11-18.11
|
|
|
23
|
Постановка звука и
автоматизация звука [р].
|
1
|
|
|
24
|
Постановка звука и
автоматизация звука [р’].
|
1
|
|
|
25
|
Постановка звука и
автоматизация звука [р’].
|
1
|
11нед.
20.11-25.11
|
|
|
26
|
Постановка звука и
автоматизация звука [р’].
|
1
|
|
|
27
|
Постановка звука и
автоматизация звука [л].
|
1
|
|
|
28
|
Постановка звука и
автоматизация звука [л].
|
1
|
12 нед.
27.11-02.12
|
|
|
29
|
Постановка звука и
автоматизация звука [л].
|
1
|
|
|
30
|
Постановка звука и
автоматизация звука [л].
|
1
|
|
|
Коррекционный
курс «Развитие речи»
|
|
Раздел 5.
Лексические темы.
|
15
|
|
|
|
31
|
Грибы.
|
1
|
13нед.
04.12-09.12
|
|
РК
|
32
|
Осень. Овощи.
|
1
|
|
|
33
|
Фрукты.
|
1
|
|
|
34
|
Ягоды.
|
1
|
14 нед.
11.12-
16.12
|
|
РК
|
35
|
Дикие животные.
|
1
|
|
РК
|
36
|
Домашние
животные.
|
1
|
|
|
37
|
Зимние забавы.
Новый год.
|
1
|
15нед.
18.12-
23.12
|
|
|
38
|
Зима. Зимняя
одежда.
|
1
|
|
|
39
|
Профессии.
|
1
|
|
|
40
|
Транспорт.
|
1
|
16нед.
25.12-13.01
|
|
|
41
|
Инструменты.
|
1
|
|
|
42
|
Весна.
|
1
|
|
|
43
|
Насекомые.
|
1
|
17нед.
15.01-19.01
|
|
|
44
|
Мебель.
|
1
|
|
|
45
|
Лето.
|
1
|
|
|
|
Раздел 6.
Предложение.
|
8
|
|
|
|
46
|
Предложение.
|
1
|
18нед.
22.01-27.01
|
|
|
47
|
Составление
предложений из двух слов.
|
1
|
|
|
48
|
Интонационная
законченность предложения.
|
1
|
|
|
49
|
Интонационная законченность
предложения.
|
1
|
19 нед.
29.01-
03.02
|
|
|
50
|
Составление
предложений из трёх слов.
|
1
|
|
|
51
|
Составление
предложений из трёх слов.
|
1
|
|
|
52
|
Главные слова в
предложении.
|
1
|
20 нед.
05.02-
10.02
|
|
|
53
|
Составление
предложения из слов.
|
1
|
|
|
|
Раздел 7.
Работа над связной речью.
|
7
|
|
|
54
|
Последовательный
пересказ.
|
1
|
|
|
55
|
Последовательный
пересказ.
|
1
|
21нед.
12.02-
17.02
|
|
|
56
|
Рассказы
-описания.
|
1
|
|
|
57
|
Краткий пересказ.
|
1
|
|
|
58
|
Выборочный
пересказ.
|
1
|
22нед.
19.02-24.02
|
|
|
59
|
Творческий
пересказ.
|
1
|
|
|
60
|
Составление
рассказа по серии сюжетных картинок.
|
1
|
|
|
Коррекционный
курс «Логоритмика»
|
|
Раздел 8.
Логоритмика
|
30
|
|
|
|
61
|
Совершенствование
произношения звуков[С],[С’]и их дифференциация в связной речи.
|
1
|
23нед.
26.02-
03.03
|
|
|
62
|
Совершенствование
произношения звуков[С],[С’]и их дифференциация в связной речи.
|
1
|
|
|
63
|
Совершенствование
произношения звуков [С],[З]и их дифференциация в связной речи.
|
1
|
|
|
64
|
Совершенствование
произношения звуков [Т],[Т’]и их дифференциация в связной речи.
|
1
|
24нед.
05.03-
10.03
|
|
|
65
|
Совершенствование
произношения звуков [Д],[Т]и их дифференциация в связной речи
|
1
|
|
|
66
|
Совершенствование
произношения звуков [Д],[Т]и их дифференциация в связной речи
|
1
|
|
|
67
|
Совершенствование
произношения звуков [Л],[Л’]и их дифференциация в связной речи.
|
1
|
25нед.
12.03-
17.03
|
|
|
68
|
Звук[Ц].
|
1
|
|
|
69
|
Совершенствование
произношения звуков [Н],[Н’]и их дифференциация в связной речи
|
1
|
|
|
70
|
Совершенствование
произношения звуков [М],[М’]и их дифференциация в связной речи
|
1
|
|
|
71
|
Звук[Р].
|
1
|
26нед.
19.03-
24.03
|
|
|
72
|
Совершенствование
произношения звуков [Х],[Х’]и их дифференциация в связной речи.
|
1
|
|
|
73
|
Совершенствование
произношения звуков [Л],[Л’]и их дифференциация в связной речи.
|
1
|
27нед.
02.04-07.04
|
|
|
74
|
Совершенствование
произношения звуков [В],[В’]и их дифференциация в связной речи.
|
1
|
|
|
75
|
Совершенствование
произношения звуков [К],[К’]и их дифференциация в связной речи.
|
1
|
|
|
76
|
Совершенствование
произношения звуков [П],[П’]и их дифференциация в связной речи.
|
1
|
28нед.
09.04-
14.04
|
|
|
77
|
Совершенствование
произношения звуков [З],[З’]и их дифференциация в связной речи.
|
1
|
|
|
78
|
Совершенствование
произношения звуков [Ч],[Ц]и ихдифференциация в связной речи.
|
1
|
|
|
79
|
Звук [Ж]
|
1
|
29нед.
16.04-21.04
|
|
|
80
|
Совершенствование
произношения звуков [С],[Ц]и их дифференциация в связной речи.
|
1
|
|
|
81
|
Дифференциация
свистящих и шипящих звуков.
|
1
|
|
|
82
|
Совершенствование
произношения звуков [Ч],[Щ]и их дифференциация в связной речи
|
1
|
30нед.
23.04-28.04
|
|
|
83
|
Совершенствование
произношения звуков [Ч],[Т’]и их дифференциация в связной речи
|
1
|
|
|
84
|
Совершенствование
произношения звуков [Б],[Б’]и их дифференциация в связной речи
|
1
|
|
|
85
|
Совершенствование
произношения звуков [Ч],[Т]и их дифференциация в связной речи
|
1
|
31нед.
30.04-05.05
|
|
|
86
|
Совершенствование
произношения звуков [Д],[Д’]и их дифференциация в связной речи
|
1
|
|
|
87
|
Звук [Ш].
|
1
|
|
|
88
|
Звук [Ч]
|
1
|
32нед.
07.05-12.05
|
|
|
89
|
Совершенствование
произношения звуков [Г],[Г’]и их дифференциация в связной речи
|
1
|
|
|
90
|
Совершенствование
произношения звуков [Ц],[Ч]и их дифференциация в связной речи
|
1
|
|
|
|
Раздел 9.
Диагностика.
|
|
33,34
нед.
14.05-25.05
|
|
|
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ИОГАЧСКАЯ СРЕДНЯЯ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»
ЛИСТ КОРРЕКТИРОВКИ на 2017-2018 учебный год
рабочей программы «Сенсорное развитие»
Составитель: Жукова Т.В.
Корректировка
содержания
№ записи
|
Номер урока, требующего корректировку
|
Номер урока, включающий корректировку, причина
корректировки
|
Согласование с зам.директора по УВР (дата, подпись)
|
Утверждено: директор школы, (приказ от… №…, подпись)
|
-
|
|
|
|
|
-
|
|
|
|
|
-
|
|
|
|
|
-
|
|
|
|
|
-
|
|
|
|
|
-
|
|
|
|
|
-
|
|
|
|
|
-
|
|
|
|
|
-
|
|
|
|
|
-
|
|
|
|
|
-
|
|
|
|
|
-
|
|
|
|
|
-
|
|
|
|
|
-
|
|
|
|
|
-
|
|
|
|
|
-
|
|
|
|
|
-
|
|
|
|
|
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.