Добавить материал и получить бесплатное свидетельство о публикации
версия для слабовидящих
Главная / Начальные классы / Рабочая программа по литературному чтению УМК "Инновационная начальная школа" (1 класс)

Рабочая программа по литературному чтению УМК "Инновационная начальная школа" (1 класс)

I.Пояснительная записка


Рабочая программа учебного предмета «Литературное чтение» разработана с учетом требований и положений, изложенных в следующих документах:

  • Закон РФ «Об образовании» ;

  • ФГОС начального общего образования;

  • Примерная программа по учебным предметам (базовый);

  • Требования к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования;

  • Программа формирования универсальных учебных действий;

  • Федеральный перечень учебных пособий, рекомендованных/допущенных к использованию в учебном процессе.

  • Рабочая программа по литературному чтению Г.С. Меркина, Б.Г. Меркина, С.А. Болотовой «Литературное чтение». 1-4 классы – 2-е изд. – М.: ООО «Русское слово – учебник», 2012. – 376 с. (ФГОС. Начальная инновационная школа), разработанная на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (приказ Минобрнауки РФ № 373 от 6 октября 2009г).

  • Рабочая программа к учебнику Л. А. Ефросининой, Т. Ю. Шляхтиной «Букварь». 1 класс – М.:ООО «Русское слово – учебник», 2012. – 72 с. (ФГОС. Начальная инновационная школа).



1.Общая характеристика учебного предмета

Изучение литературного чтения в начальной школе направлено на достижение целей, которые должны отражать:

формирование и развитие у младших школьников потребности в систематическом, системном, инициативном чтении;

формирование полноценного навыка чтения;

духовно-нравственное воспитание человека и гражданина;

создание первичных представлений о русской литературе как о национальном достоянии.

В соответствии с целями и требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования определены задачи курса:

  • Освоение общекультурных навыков чтения и понимание текста; воспитание интереса к чтению и книге.

Решение этой задачи предполагает, прежде всего, формирование осмысленного читательского навыка (интереса к процессу чтения и потребности читать произведения разных видов литературы), который во многом определяет успешность обучения младшего школьника по другим предметам, т. е. в результате освоения предметного содержания литературного чтения учащиеся приобретают общеучебное умение осознанно читать тексты, работать с различной информацией.

  • Овладение речевой, письменной и коммуникативной культурой.

Выполнение этой задачи связано с умением работать с различными видами текстов, ориентироваться в книге, использовать ее для расширения знаний об окружающем мире. В результате обучения младшие школьники участвуют в диалоге, строят монологические высказывания (на основе произведений и личного опыта), сопоставляют и описывают различные объекты и процессы, самостоятельно пользуются справочным аппаратом учебника, находят информацию в словарях, справочниках и энциклопедиях.

  • Воспитание эстетического отношения к действительности, отраженной в художественной литературе.

Решение этой задачи способствует пониманию художественного произведения как особого вида искусства; формированию умения определять его художественную ценность и анализировать (на доступном уровне) средства выразительности. Развивается умение сравнивать искусство слова с другими видами искусства (живопись, театр, кино, музыка); находить сходство и различие разных жанров, используемых художественных средств.

  • Формирование нравственного сознания и эстетического вкуса младшего школьника; понимание духовной сущности произведений.

Учитывая особенности художественной литературы, ее нравственную сущность, влияние на становление личности маленького читателя, решение этой задачи приобретает особое значение. В процессе работы с художественным произведением младший школьник осваивает основные нравственно-этические ценности взаимодействия с окружающим миром, получает навык анализа положительных и отрицательных действий героев, событий. Понимание значения эмоциональной окрашенности всех сюжетных линий произведения способствует воспитанию адекватного эмоционального состояния как предпосылки собственного поведения в жизни.

«Литературное чтение» является базовым гуманитарным предметом в начальной школе, с помощью которого можно решать не только узкопредметные задачи, но и общие для всех предметов задачи гуманитарного развития младшего школьника, содержащиеся в примерной программе по литературному чтению в рамках Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования второго поколения. Это, прежде всего формирование позитивного целостного мировосприятия младших школьников, воспитание нравственного, ответственного сознания. А также формирование функциональной грамотности младшего школьника и достижения результативности обучения в целом.


Изучение литературного чтения начинается вводным курсом «Обучение грамоте» (Авторы: Л.А.Ефросинина, Т.Ю. Шляхтина), а затем в конце первого года обучения и все следующие 3 года дети знакомятся с предметом «Литературное чтение» (Авторы: Г.С. Меркин, Б.Г. Меркин, С.А. Болотова).



«Обучение грамоте (чтение)»


Изучение литературного чтения начинается вводным курсом «Обучение грамоте (чтение)» (Авторы: Л.А.Ефросинина, Т.Ю. Шляхтина), с помощью которого организуется обучение в логике постоянного развития речевой и интеллектуальной деятельности и изменения позиции школьника в учебной деятельности: методический аппарат способствует тому, что постоянно повышается самостоятельность первоклассников, степень участия в обмене мнениями, в коллективной работе.

Цель курса «Обучение грамоте (чтение)» – обучение первоначальному чтению на основе ознакомления учащихся с наиболее общими закономерностями устройства и функционирования графической системы русского языка, что является важным и необходимым условием формирования у них полноценных языковых знаний и умений.

Теоретической основой обучения грамоте (чтению ) является традиционный звуковой аналитико-синтетический принцип в его современной интерпретации. В учебном процессе этот принцип реализуется через графическое действие, имеющее сложную фонемно-буквенную природу и реализующееся через звуковой анализ произносимых и воспринимаемых на слух слов; перекодирование их звуковой формы в графическую (в процессе письма) и наоборот (в процессе чтения), а также понимание значения воспроизведенных языковых единиц – слов, сочетаний слов, предложений и текста.

Овладение графическим действием в период усвоения грамоты – важнейшая задача обучения первоклассников, так как на основе этого действия у учащихся формируются навыки чтения и письма, без которых невозможно их дальнейшее полноценное обучение.

Период обучения чтению состоит из 2 этапов:

  1. Подготовительный период:

Слушание текста сказки, соотнесение иллюстраций с частями текста, пересказ содержания сказки, составление предложений на тему иллюстраций, соотнесение конкретных предложений с графической моделью текста, озаглавливание текста, пересказ рассказа на основе его графической модели, составление ответов на вопросы учителя, выборочный пересказ, заучивание стихотворений наизусть.

  1. Основной период:

Гласные звуки

Отработка артикуляции гласных звуков /а/, /о/, /у/, /э/, /ы/, /и/ как в различных позициях в слове, так и в изолированном употреблении. Упражнение в различении гласных звуков на слух.

Роль гласных звуков в процессе словообразования. Слог как часть слова. Понятие об ударении и ударном слоге в слове. Знак ударения. Выделение голосом ударного гласного звука в процессе озвучивания его схемы. Смыслоразличительная роль русского ударения. Умение произносить слово по слогам и орфоэпически (с учётом ударения) на основе графических схем слов. Графическая фиксация слогов в слове с помощью дуг.

Фиксация на схеме слова гласного звука вначале с помощью красного кружка, а затем - знака транскрипции.

Узнавание и выделение на слух из ряда звучащих и произносимых слов только тех, в которых есть определённый гласный звук. Подбор слов с заданным звуком.

Формирование образного представления о том, что буква - это лишь знак («одежда») для звука, речи.

Восприятие на слух текста, читаемого учителем, понимание его содержания, формулирование ответов на поставленные вопросы, выборочный и полный пересказ воспринятого на слух текста.

Согласные сонорные звуки (непарные по глухости/звонкости и парные по твёрдости/мягкости)

Согласные звуки /м, м*,н, н*, л, л*, р, р*, й*/ как ртосмыкатели.

Артикуляция: рот прикрыт или закрыт. Струя выходящего воздуха встречает преграду (губы, зубы, язык).

Противопоставление сонорных (звонких) согласных звуков по твёрдости/мягкости на письме при помощи гласных – «а, о, у, э, ы» для твёрдых (ма, мо, му, мэ, мы) и «и» для мягких (ми). Приём последовательного выделения каждого звука в слове. Звуковой анализ слов, заданных рисунком и схемой. Артикулирование звуков, выделение из контекста анализируемых слов, и произнесение их в изолированном виде. Соотнесение отличительных признаков выделенных признаков выделенных звуков с их смыслоразличительной функцией в минимальных парах сравниваемых слов: мыл – мил, Нил – ныл.

Усвоение форм печатных букв (малых и больших), с помощью которых обозначаются все сонорные звуки.

Чтение закрытых неприкрытых слогов (ам, ун, ир) и открытых слогов-слияний (ма, ну, ри) с твёрдыми и мягкими согласными звуками, а также слов с непарным согласным звуком /й*/ на конце и середине слова (май, майка).

Приём орфоэпического чтения и произнесения слов в сравнении со слоговым.

Звук /й*/ в начале слова и между гласными.

Обозначение мягкости согласных звуков с помощью букв «я, ё, ю, е» и мягкого знака «ь».

«Работа» (функция) букв «я, ё, ю, е» - обозначать 2 звука в начале слова и после гласных звуков в середине и в конце слова.

Обозначение мягкости согласных в слоге-слиянии с помощью букв «я, ё, ю, е».

Мягкий знак «ь», указывающий на мягкость согласного звука на конце и в середине слов.

Слоговое и орфоэпическое прочтение звуковой и буквенной схемы слов. Наблюдение за процессом перекодирования звуковой формы слова в графическую (на основе условных знаков и печатных букв). Усвоение правил использования букв «я, ё. ю. е». Упражнение в чтении слогов и слов с этими буквами и мягким знаком. Дифференцировка мягких и твёрдых согласных сонорных звуков на слух при выделении их из контекста произносимого слова.

Парные звонкие и глухие согласные звуки.

Отличие звонких и глухих звуков по признаку твёрдости-мягкости. Соотнесение парных по звонкости-глухости звуков на фоне уже дифференцированного признака (твёрдости-мягкости). Наблюдение за смыслоразличительной функцией звуков.

Усвоение форм 24 печатных (строчных и заглавных) букв.

Упражнение в произношении минимальных пар слов: жар – шар и т.п.

Знакомство с первыми правилами традиционных написаний: жи, ши.

Дифференцировка звуков на основе работы по звукобуквенным схемам, чтение слогов, слов и текстов.

Чтение и отгадывание загадок. Чтение, запоминание и воспроизведение по памяти скороговорок, приговорок, дразнилок, считалок, изречений народной мудрости, в которых варьируются эти звуки.

Формирование наглядно-образных представлений о звуке, слоге, слове, предложении и тексте.

Непарные глухие мягкие и твёрдые звуки /х, х*, ч*, щ*,ц/.

Отработка артикуляции звуков в процессе акцентированного произнесения их как в контексте целого слова, так и вне его. Характеристика этих звуков по признаку твёрдости-мягкости. Упражнение в чтении слов со следующими сочетаниями звуков: же, ше (жесть, шесть); шо, шё (шорох, шёлк), жо, жё (обжора, жёлудь); че (честь); чо, чё (чох, чёлка); ще (щепка); що, щё (трещотка, щётка); чк (ручка), чн (точный), чт (мачта), щн (хищник), щр (поощрение). Чтение слогов, слов, предложений и текстов, содержащих эти звуки. Усвоение содержания текста. Пересказ.


Звук /й*/ после разделительного мягкого и твёрдого знаков.

Обозначение на письме звука /й*/ с помощью сочетаний разделительных знаков «ь» и «ъ» и гласных букв (ь + е, ё, ю, я, и; ъ + е, ё, ю. я).

Звуковой анализ слов со звуком /й*/, обозначенным с помощью сочетания разделительных знаков и букв гласных. Чтение звуковой схемы слов со звуком /й*/, перекодирование ей в буквенную форму с последующим прочтением вначале по слогам, а затем – орфоэпически.


2. Ценностные ориентиры содержания курса «Литературное чтение»


Специфика литературного чтения заключается в том, что предметом изучения является художественная литература, которая благодаря своей нравственной сущности, оказывает огромное влияние на становление личности учащегося: духовно-нравственное развитие, формирование основ гражданской идентичности, понимание и усвоение моральных норм и нравственных ценностей принятых в семье, в народе, в обществе (любви к семье, к своему народу, Родине, уважительное отношение к другой культуре и мнению и т.п.).




II. Результаты изучения курса «Литературное чтение»

В соответствии с целями и требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования определены следующие планируемые результаты (личностные, метапредметные, предметные) обучения младших школьников.


Личностные результаты развития младшего школьника должны отражать:

Осознание школьником важности процесса обучения.

Понимание значимости чтения и литературы для своего дальнейшего развития и успешного обучения.

Осознание важности чтения и литературы как средства познания окружающего мира и самого себя.

Осмысление значимости литературы как явления национальной и мировой культуры, важного средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций.

Формирование любви к отечественной литературе и уважения к литературе народов России и мира.

Духовно-нравственное развитие личности.

Формирование культуры общения.

Формирование готовности получать новые знания, применять их и преобразовывать.

Развитие эстетических чувств на основе знакомства с отечественной и мировой литературой.

Формирование ценностного представления о человеке и мире.

Развитие потребности в самопознании и самосовершенствовании.


Метапредметные результаты развития младшего школьника должны отражать:

Формирование способности принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности в процессе чтения и обсуждения литературного произведения.

Освоение различных способов решения поисковых и творческих задач учебной деятельности.

Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата.

Формирование умения определять причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха.

Освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии.

Активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач.

Использование различных источников информации (в том числе справочных пособий и образовательных ресурсов Интернета) для решения коммуникативных и познавательных задач.

Развитие навыков смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, построения осознанного речевого высказывания в соответствии с задачами коммуникации и составления текстов в устной и письменной формах.

Овладение логическими операциями (установление причинно-следственных связей, аналогий; сравнение, классификация, обобщение, доказательство, вывод).

Развитие умения слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения; излагать и обосновывать свое мнение и оценку событий при чтении и обсуждении художественных произведений.

Развитие способности понимать, принимать общую цель и искать пути ее достижения, договариваться о распределении функций в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль, адекватно оценивать собственное поведение и действия окружающих.

Формирование готовности конструктивно разрешать конфликты с учетом интересов разных сторон.

Овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием изучаемых произведений.

Овладение базовыми метапредметными понятиями, отражающими существенные связи между литературой и другими видами искусства (музыка, живопись, кино, театр).


Предметные планируемые результаты:

Результаты освоения учебной программы «Обучение грамоте (чтение) к концу подготовительного периода.


Обучающиеся научатся:

  • На слух различать и сравнивать структурные единицы языка: звук, букву, слово, слово и предложение;

  • Называть и различать по форме структурные единицы графической системы – элементы печатных букв русского алфавита;

  • Составлять предложения из 2-4 слов и рассказы из 3-4 предложений на основе иллюстрации, графической модели или созданной на уроке речевой ситуации;

  • Правильно сидеть за партой.


Результаты освоения учебной программы «Обучение грамоте (чтение) к концу основного периода.


Обучающиеся научатся:

  • выделять предложения из речевого потока, различать и сравнивать слова, называющие предметы, признаки и действия;

  • различать и сравнивать звук, букву, слог, слово, слово и предложение;

различать и сравнивать гласные и согласные звуки, ударные и безударные гласные, твердые и мягкие согласные;

  • делить слово на слоги, строить звуковые модели;

  • читать плавно, слоговым способом и целыми словами тексты со всеми буквами алфавита с темпом чтения вслух не менее 30 слов в минуту;

  • осознавать смысл прочитанного или прослушанного произведения;

  • знать и называть буквы русского алфавита;

  • правильно формулировать полный ответ на заданный вопрос, находить ответ в тексте произведения;

  • пересказывать прочитанный текст по вопросам учителя, готовому картинному плану или схематическому плану.


Ученик получит возможность научиться:

  • различать согласные звуки и буквы, кратко характеризовать звуки гласные и согласные, знать и правильно называть буквы русского алфавита;

  • делить слова на слоги,;

  • читать самостоятельно небольшие произведения;

  • отвечать на вопросы к прослушанным или прочитанным произведениям;

  • соблюдать орфоэпические нормы;

  • выражать свое отношение к произведениям, героям и их поступкам.


Предметные результаты курса «Литературное чтение» представлены в четырех содержательных разделах: 1 раздел — «Виды речевой и читательской деятельности», 2 раздел — «Круг детского чтения», 3 раздел — «Литературоведческая пропедевтика», 4 раздел — «Творческая деятельность».


Раздел «Виды речевой и читательской деятельности»

Аудирование, чтение вслух и про себя, работа с разными видами текста, библиографическая культура, работа с текстом художественного произведения, культура речевого общения.


Обучающие научатся:


  • читать вслух плавно, безотрывно по слогам и целыми словами, учитывая индивидуальный темп чтения;

  • понимать содержание коротких произведений, воспринятых на слух, а также прочитанных в классе, выделять в них основные логические части;

  • читать про себя, осознавая смысл прочитанного;

  • рассказывать наизусть 3-4 стихотворения разных авторов;


Обучающиеся получат возможность научиться:


воспринимать художественную литературу как вид искусства;

осмысливать эстетические и нравственные ценности художественного текста и высказывать свое суждение об этом;

высказывать свое отношение к герою и его поступкам;


Раздел — «Круг детского чтения»


Обучающие научатся:


ориентироваться в книге по названию, оглавлению, отличать сборник произведений разных авторов от книги одного писателя;

самостоятельно и целенаправленно осуществлять выбор книги в библиотеке по заданной тематике, по собственному желанию;


Обучающиеся получат возможность научиться:


ориентироваться в мире детской литературы на основе знакомства с выдающимися произведениями классической и современной отечественной и зарубежной литературы;

работать с детской периодикой.


Раздел «Литературоведческая пропедевтика»

Узнавание особенностей стихотворного произведения (ритм, рифма), различение жанровых особенностей (народной и авторской сказки), узнавание литературных приёмов (сравнение, олицетворение, контраст).


Обучающие научатся:


  • отличать прозаическое произведение от стихотворного;

  • различать малые жанры фольклора: загадку, считалку, скороговорку;

  • находить средства художественной выразительности в тексте (повтор; уменьшительно-ласкательная форма слов, восклицательный и вопросительный знаки, звукопись, рифмы).


Обучающиеся получат возможность научиться:


  • обнаруживать подвижность границ между жанрами фольклора и литературы (прибаутка может включать в себя небылицу и дразнилку; колыбельная песенка – закличку; рассказ – сказку).


Раздел «Творческая деятельность»

Чтение по ролям, инсценировка, драматизация, устное словесное рисование, работа с репродукциями, создание собственных текстов.


Обучающие научатся:


  • понимать содержание прочитанного; осознанно выбирать интонацию, темп чтения и необходимые паузы в соответствии с особенностями текста;

  • читать художественное произведение (его фрагменты) по ролям и по цепочке;

  • рассматривать иллюстрации, соотносить их сюжет с соответствующим фрагментом текста или с основной мыслью (чувством, переживанием), выраженным в тексте.


Обучающиеся получат возможность научиться:


  • творчески пересказывать текст (от лица героя, от автора), дополнять текст;

  • создавать иллюстрации к произведениям;

  • сравнивать тексты и иллюстрации.


III. Описание места курса «Литературное чтение» в учебном плане


В соответствии с Федеральным базисным учебным планом и примерной программой по литературному чтению предмет «Литературное чтение» изучается с 1 по 4 класс. В первом классе курс рассчитан на 132 часа (33 учебных недели).

На внеурочные формы отведено – 10 ч




Основные содержательные линии


Содержание курса основано на материалах Примерной программы по литературному чтению, являющейся составной частью Стандарта второго поколения для начальной школы.

Виды речевой и читательской деятельности

Аудирование (слушание). Восприятие на слух звучащей речи. Адекватное понимание содержания звучащей речи, умение задавать вопросы и отвечать на вопросы по содержанию услышанного произведения, определение последовательности событий, осознание цели речевого высказывания, наблюдение за особенностью авторского стиля.

Чтение

Чтение вслух.

Постепенный переход от слогового к плавному осмысленному правильному чтению текста целыми словами вслух (скорость чтения в соответствии с индивидуальным темпом чтения), постепенное увеличение скорости чтения. Установка на нормальный для читающего темп беглости, позволяющий ему осознать текст. Соблюдение орфоэпических и интонационных норм чтения. Самостоятельное чтение доступных по объему и жанру произведений. Использование различных видов чтения: ознакомительное, поисковое, выборочное. Выбор нужного вида чтения в соответствии с целью чтения. Выразительное чтение с использованием интонации, темпа, тона, пауз, логического ударения, соответствующих смыслу текста. Декламирование стихотворных произведений после предварительной подготовки. Понимание смысловых особенностей разных по виду и типу текстов, передача их с помощью интонирования.

Чтение про себя.

Осознание смысла произведения при чтении про себя доступных по объему и жанру произведений. Определение вида чтения (изучающее, ознакомительное, просмотровое, выборочное). Умение находить в тексте необходимую информацию. Выделение в тексте основных логических частей. Умение отвечать на вопросы, используя текст. Понимание особенностей разных видов чтения: факта, описания, дополнения высказывания и др.

Работа с разными видами текста.

Выбор из текста или подбор заголовка, соответствующего содержанию и общему смыслу текста. Умение отвечать на вопросы и задавать вопросы по содержанию произведения. Нахождение в тексте требуемой информации.

Формирование умения отличать текст от набора предложений. Прогнозирование содержания книги по ее названию и оформлению.

Умение работать с разными видами информации. Участие в коллективном обсуждении: умение отвечать на вопросы, выступать по теме, слушать выступления товарищей, дополнять ответы по ходу беседы, используя текст. Привлечение справочных и иллюстративно-изобразительных материалов.

Библиографическая культура.

Книга как особый вид искусства. Книга как источник необходимых знаний. Книга учебная, художественная, справочная. Элементы книги: содержание или оглавление, титульный лист, аннотация, иллюстрации. Виды информации в книге: научная, художественная (с опорой на внешние показатели книги, ее справочно-иллюстративный материал).

Самостоятельное и целенаправленное осуществление выбора книги в библиотеке по заданной тематике, по собственному желанию на основе рекомендованного списка, картотеки и открытого доступа к детским книгам. Самостоятельное чтение детской книги. Ориентировка в книге по названию, оглавлению. Отличие сборника произведений разных авторов от книги одного писателя. Работа с детской периодикой.

Работа с текстом художественного произведения.

Определение особенностей художественного текста. Понимание заглавия произведения, его адекватное соотнесение с содержанием. Соблюдение поэтапности работы над художественным текстом: первичный синтез (подготовительная работа, первичное восприятие текста, проверка качества первичного восприятия), анализ (постановка вопросов и ответы на вопросы к тексту, выборочное чтение, словарная работа, словесное рисование и др.), вторичный синтез (перечитывание, уточнение, обобщение и др.).

Характеристика героя произведения с использованием художественно-выразительных средств данного текста (внешний вид, характер, поступки, речь, мысли героя; высказывание других персонажей о нем). Нахождение в тексте слов и выражений, характеризующих героя и событие, мотивы поступка персонажа.

Понимание нравственного содержания прочитанного, осознание мотивации поведения героев, анализ поступков героев с точки зрения норм морали. Осмысление понятия «Родина», отражение любви к Родине в литературе разных народов (на примере народов России). Близость тем, идей, героев в фольклоре разных народов. Осознание того, что фольклор есть выражение общечеловеческих нравственных представлений. Ориентировка в нравственном содержании прочитанного, самостоятельное формулирование выводов, соотнесение поступков героев с нравственными нормами.

Самостоятельное воспроизведение текста с использованием выразительных средств языка: последовательное воспроизведение эпизода с использованием специфической для данного произведения лексики (по вопросам учителя), рассказ по иллюстрациям, пересказ.

Работа с учебными и научно-популярными текстами.

Понимание заглавия произведения; адекватное соотнесение с его содержанием.

Умение отвечать на вопросы по содержанию текста. Работа с терминами. Установление причинно-следственных связей. Определение главной мысли текста. Построение алгоритма деятельности по воспроизведению текста. Воспроизведение текста с опорой на ключевые слова, модель, схему.

Говорение (культура речевого общения)

Осознание диалога как вида речи. Особенности диалогического общения: понимать вопросы, отвечать на них и самостоятельно задавать вопросы по тексту; выслушивать, не перебивая, собеседника и в вежливой форме высказывать свою точку зрения по обсуждаемому произведению.

Доказательство собственной точки зрения с опорой на текст или собственный опыт. Использование норм речевого этикета в условиях внеучебного общения.

Знакомство с особенностями национального этикета на основе фольклорных произведений. Работа со словом (распознание прямого и переносного значения слов, определение их многозначности), целенаправленное пополнение активного словарного запаса.

Монолог как форма речевого высказывания. Оформление своей мысли в монологическое речевое высказывание небольшого объема.

Передача впечатлений (из повседневной жизни, художественного произведения, изобразительного искусства) в рассказе (описание, рассуждение, повествование).

Устное сочинение как продолжение прочитанного произведения, отдельных его сюжетных линий, короткий рассказ по рисункам либо на заданную тему.


Элементы творческой деятельности (интерпретация литературного текста, живописного и музыкального произведений)

Чтение художественного произведения (или его фрагментов) по ролям и по цепочке.

Умение читать выразительно поэтический и прозаический текст на основе восприятия и передачи художественных особенностей текста, выражения собственного отношения к тексту и в соответствии с выработанными критериями выразительного чтения (понимание прочитанного, умение осознанно выбирать интонацию, темп чтения и делать необходимые паузы в соответствии с особенностями текста).

Способность устно и письменно делиться своими личными впечатлениями и наблюдениями, возникшими в ходе обсуждения литературных текстов, живописных и музыкальных произведений.


Таблица тематического распределения количества часов

Содержание

Количество часов

Обучение грамоте. Чтение. (92 часа)


1.

Подготовительный период



9

2.

Основной звукобуквенный период


83

Литературное чтение (40 часов)

1.

Я и моя семья

8

2.

Я и моя страна

8

3.

Я и мои друзья

8

4.

Я и мои дела

8

5.

Я и моя природа

8


IV. Содержание курса «Литературное чтение»

1 класс (40 часов)



1. Я И МОЯ СЕМЬЯ (8 часов)

О. Высотская. Дорогая наша мама; В. Берестов. Праздник мам; Е. Благинина. Мамин день; С. Чёрный. Приставалка; Л. Толстой. Садовник и сыновья. Отец и сыновья; Е. Пермяк. Торопливый ножик. Для чего руки нужны; А. Барто. Вот так защитник!; К. Чуковский. Федотка; русские народные сказки: «Репка» (отрывок), «Бобовое зернышко» (отрывок).

Внеклассное чтение

Рассказы о членах семьи.

Проверь себя сам

Л. Толстой. Перенесла.

В. Осеева. Просто старушка.

Семейное чтение

А. Митяев. Дедушкин орден.

Литературоведческие понятия: название, заглавие текста, автор произведения, писатель, содержание, сказка, народная сказка, пословица, басня.

Развитие речи: рассказ о семье.

Связь с другими видами искусства: иллюстрации книги.

Планируемые результаты

Учащийся научится:

читать слова осознанно, правильно, плавно, по слогам, с постепенным переходом на чтение текста целыми словами;

слушать художественный текст;

отвечать на вопросы по содержанию услышанного или прочитанного произведения;

задавать вопросы по тексту;

читать текст вслух выразительно;

читать по ролям;

читать художественный текст в заданном темпе и на заданное время;

находить в тексте фактическую информацию, заданную в явном виде;

определять название литературного произведения по заданным ориентирам;

придумывать заголовок к тексту;

узнавать произведение по отрывку;

составлять устное высказывание на заданную тему;

пересказывать сказку по картинному плану;

рассматривать иллюстрации к тексту и соотносить их с содержанием произведения;

выбирать детскую книгу по теме урока;

рассматривать детскую книгу и ориентироваться в ней;

формулировать несложный вывод о прочитанном;

проявлять положительное отношение к урокам литературного чтения;

проявлять интерес к чтению книг.


Учащийся получит возможность научиться:

прогнозировать содержание раздела книги и отдельного текста по названию и иллюстративному ряду;

выделять не только главную, но и второстепенную информацию в тексте;

сравнивать прозаический и стихотворный тексты;

сопоставлять содержание изученных произведений на одну тему;

осуществлять самоконтроль;

понимать значение семьи в жизни каждого человека;

осмыслять семейные традиции и ценности, отраженные в художественном тексте и высказывать свое суждение об этом;

проявлять чувства любви и уважения к членам своей семьи;

проявлять чувство сострадания к сиротам;

понимать меру ответственности за свои поступки.


2. Я И МОЯ СТРАНА (8 часов)

Ю. Яковлев. Родина; К. Ушинский. Наше Отечество; П. Воронько. Лучше нет родного края; А. Пришелец. Наш край; А. Прокофьев «Нет на свете Родины дороже...» (отрывок); О. Высотская. Первое Мая; Е. Благинина. Салют. Шинель; Т. Белозеров. День Победы; Парад Победы (по С. Алексееву); М. Карем. Мирная считалка; А. Митяев. Вечный цветок.

Внеклассное чтение

Стихи и рассказы о России.

Проверь себя сам

Россия (по Г. Цыферову).

Е. Каменева. Конь на крыше.

Семейное чтение

Ю. Яковлев. Мама.

Литературоведческие понятия: тема, герой, пословица, считалка, рассказ, стихотворение, главная мысль произведения.

Развитие речи: ответы на вопросы; выразительное чтение; устное высказывание; составление вывода.

Связь с другими видами искусства: иллюстрации, фотография Могилы Неизвестного Солдата в Москве.

Планируемые результаты

Учащийся научится:

читать слова осознанно, правильно, плавно, по слогам, с постепенным переходом на чтение текста целыми словами;

слушать художественный текст;

понимать и объяснять смысл пословиц по теме урока;

отвечать на вопросы по содержанию услышанного или прочитанного произведения;

сравнивать поступки героев произведения;

определять главную (основную) мысль произведения;

определять последовательность событий, описанных в тексте;

читать текст вслух выразительно;

читать художественный текст в заданном темпе и на заданное время;

находить в тексте фактическую информацию, заданную в явном виде;

узнавать произведение по отрывку;

составлять устное высказывание на заданную тему;

рассматривать иллюстрации к тексту и соотносить их с содержанием прочитанного;

выбирать детскую книгу по теме урока;

рассматривать детскую книгу и ориентироваться в ней;

формулировать несложный вывод о прочитанном;

проявлять интерес к чтению книг.

Учащийся получит возможность научиться:

прогнозировать содержание раздела книги и отдельного текста по названию и иллюстративному ряду;

определять эмоциональный строй стихотворения;

выделять не только главную, но и второстепенную информацию в тексте;

определять авторское отношение к герою произведения и его поступку;

формулировать свое отношение к прочитанному;

формулировать вывод на основе прочитанного с приведением аргументов;

использовать литературоведческие термины: тема и главная мысль произведения; стихотворение, рассказ, пословица, считалка;

сопоставлять содержание изученных произведений на одну тему;

осуществлять самоконтроль;

понимать значение родины в жизни каждого человека;

проявлять чувство любви к малой родине и гордость за Россию;

проявлять чувство уважения к людям, защищавшим нашу родину в годы Великой Отечественной войны;

проявлять чувство гордости за воинов — победителей в Великой Отечественной войне.


3. Я И МОИ ДРУЗЬЯ (8 часов)

Дружба (по А. Митяеву); Л. Толстой. Два товарища. Муравей и голубка; Ю. Мориц. Кто сильнее? С. Михалков. Хорошие товарищи. Мы с приятелем (отрывок); Е. Благинина. Подарок; А. Неверов. Жучка; В. Берестов. За игрой; Б. Заходер. Переплетчица; русские народные сказки «Сестрица Аленушка и братец Иванушка» (отрывок), «Гуси-лебеди» (отрывок).

Внеклассное чтение

Стихи и рассказы о друзьях.

Проверь себя сам

Русская народная сказка «Хитрецы».

Е. Чарушин. Томкины сны (отрывок).

Семейное чтение

Русская народная сказка «Лиса и журавль».

Литературоведческие понятия: авторский замысел, тема и главная мысль произведения; стихотворение, рассказ, басня, сказка (народная), пословица.

Развитие речи: ответы на вопросы, нахождение опорных слов; выразительное чтение; придумывание заголовков; устное высказывание; пересказы разных типов (близкий к тексту, краткий).

Связь с другими видами искусства: иллюстрации.

Планируемые результаты

Учащийся научится:

читать слова осознанно, правильно, плавно, по слогам, с постепенным переходом на чтение текста целыми словами;

слушать художественный текст;

отвечать на вопросы по содержанию произведения;

составлять вопросы к тексту;

определять главную мысль произведения;

находить в тексте слова, характеризующие героев произведения;

определять смысловые связи отдельных предложений из прочитанного текста;

восстанавливать последовательность событий, описанных в тексте;

читать текст вслух выразительно;

читать по ролям;

читать художественный текст в заданном темпе и на заданное

время;

определять название литературного произведения по заданным ориентирам;

придумывать заголовок к тексту;

узнавать произведение по отрывку;

составлять устное высказывание на заданную тему;

составлять пересказ (близкий к тексту, краткий) по картинному плану;

рассматривать иллюстрации к тексту и соотносить их с содержанием прочитанного;

выбирать детскую книгу по теме урока;

рассматривать детскую книгу и ориентироваться в ней;

формулировать несложный вывод о прочитанном;

проявлять положительное отношение к урокам литературного чтения;

проявлять интерес к чтению книг.

Учащийся получит возможность научиться:

прогнозировать содержание раздела книги и отдельного текста по названию и иллюстративному ряду;

выделять не только главную, но и второстепенную информацию в тексте;

определять авторский замысел;

определять чувства героев произведения, оценивать их поступки;

использовать литературоведческие термины: тема и главная мысль произведения; стихотворение, рассказ, сказка (народная, цепочная), пословица;

сопоставлять содержание изученных произведений на одну тему;

осуществлять самоконтроль;

понимать значение дружбы в жизни каждого человека;

осмыслять понятия «товарищество» и «взаимовыручка»;

понимать меру ответственности за свои поступки;

проявлять бережное отношение к книгам.


4. Я И МОИ ДЕЛА (8 часов)

Как Маша стала большой (по Е. Пермяку). Е. Пермяк. Первая рыбка; Я. Тайц. Всё здесь; В. Орлов «Я учу стихотворенье...»; Э. Успенский. Если был бы я девчонкой; Потерянный день. Своими руками (по В. Осеевой); М. Пляцковский. Мы с папой – первоклассники; Л. Толстой. Лгун; А. Барто. С утра на лужайку; Е. Благинина. По малину; В. Сухомлинский. Почему ты вчера не искал мои очки?

Внеклассное чтение

Рассказы о детских занятиях.

Проверь себя сам

Что ты умеешь? (по Ю. Ермолаеву).

Танины дела (по Л. Воронковой).

Семейное чтение

Э. Шим. Брат и младшая сестра.

Литературоведческие понятия: авторское отношение; герой произведения, басня, скороговорка, пословица, юмористическое произведение.

Развитие речи: переход от слогового чтения к чтению текста целыми словами; ответы на вопросы; выразительное чтение; устное высказывание; формулирование вывода.

Связь с другими видами искусства: иллюстрации, репродукция картины И. Шишкина «Рожь».

Планируемые результаты

Учащийся научится:

читать слова осознанно, правильно, плавно, по слогам, с постепенным переходом на чтение текста целыми словами;

слушать художественный текст;

объяснять заголовок произведения;

отвечать на вопросы по содержанию произведения;

находить в тексте информацию, характеризующую героя;

определять главную мысль произведения;

читать текст вслух выразительно;

читать художественный текст в заданном темпе и на заданное время;

узнавать произведение по отрывку;

составлять устное высказывание на заданную тему;

рассматривать иллюстрации к тексту и соотносить их с содержанием прочитанного;

выбирать детскую книгу по теме урока;

рассматривать детскую книгу и ориентироваться в ней;

формулировать несложный вывод о прочитанном;

проявлять интерес к чтению книг.

Учащийся получит возможность научиться:

прогнозировать содержание раздела книги и отдельного текста по названию и иллюстративному ряду;

выделять не только главную, но и второстепенную информацию в тексте;

определять авторское отношение к герою произведения и его поступку;

формулировать свое отношение к прочитанному;

формулировать вывод на основе прочитанного с приведением аргументов;

использовать литературоведческие термины: герой, тема и главная мысль произведения; стихотворение, рассказ, басня, пословица, скороговорка; юмористическое произведение;

сопоставлять литературное произведение с репродукцией картины;

сравнивать содержание изученных произведений на одну тему;

осуществлять самоконтроль;

понимать значение труда в жизни каждого человека;

проявлять чувство уважения к труду и людям труда;

быть трудолюбивым, ответственным при выполнении каких-либо дел;

испытывать чувство удовлетворения от сделанного самостоятельно.


5. Я И ПРИРОДА (8 часов)

Е. Трутнева. Приговорка; В. Бианки. Лис и Мышонок. Лесной оркестр (по В. Бианки); Т. Белозеров. Тучка; С. Маршак. Радуга; Хочу бодаться (по С. Михалкову); К. Ушинский. Не ладно скроен, да крепко сшит. Лиса Патрикеевна; Л. Толстой. Галка и кувшин; С. Чёрный. Жеребенок; И. Токмакова. Подарили собаку; русская народная сказка «Лиса и рак».

Внеклассное чтение

Сказки, стихи и рассказы о природе.

Проверь себя сам

Г. Ладонщиков. Скучать некогда.

Мой кораблик (по Г. Скребицкому).

Семейное чтение

Л. Толстой. Пожарные собаки.

Литературоведческие понятия: народная сказка; авторская сказка; герой, тема и главная мысль произведения; диалог; текст-описание; приговорка, загадка, стихотворение, рассказ.

Развитие речи: ответы на вопросы; выразительное чтение, чтение наизусть; устное высказывание; пересказ по плану; формулирование вывода; характеристика героя; сравнение и сопоставление текстов.

Связь с другими видами искусства: иллюстрации.

Планируемые результаты

Учащийся научится:

читать слова осознанно, правильно, плавно, по слогам, с постепенным переходом на чтение текста целыми словами;

слушать художественный текст;

отвечать на вопросы по содержанию услышанного или прочитанного произведения;

читать текст вслух выразительно;

читать по ролям;

читать художественный текст в заданном темпе и на заданное время;

находить в тексте фактическую информацию, заданную в явном виде;

определять название литературного произведения по заданным ориентирам;

составлять устное высказывание на заданную тему;

пересказывать сказку по картинному плану;

рассматривать иллюстрацию к тексту и соотносить ее с содержанием прочитанного;

выбирать детскую книгу по теме урока;

рассматривать детскую книгу и ориентироваться в ней;

формулировать несложный вывод о прочитанном;

проявлять положительное отношение к урокам литературного чтения;

проявлять интерес к чтению книг.

Учащийся получит возможность научиться:

прогнозировать содержание раздела книги и отдельного текста по названию и иллюстративному ряду;

выделять не только главную, но и второстепенную информацию в тексте;

придумывать вопросы и задания к текстам по изученной теме;

составлять характеристику героев произведения и явлений природы;

определять авторское отношение к героям произведения и формулировать собственное отношение к ним;

сопоставлять прозаический и стихотворный тексты;

использовать литературоведческие термины: герой, тема и главная мысль произведения; диалог; текст-описание; приговорка, загадка, стихотворение, рассказ, сказка (народная, авторская);

сопоставлять содержание изученных произведений на одну тему;

осуществлять самоконтроль;

понимать значение природы в жизни каждого человека;

проявлять чувство восхищения красотой русской природы;

проявлять чувство любви к природе;

испытывать желание беречь и охранять родную природу.


V. Календарно – тематическое планирование

по учебному предмету «Литературное чтение»

Календарно тематическое планирование по учебному предмету «Литературное чтение» представлено по двум курсам «Обучение грамоте. Чтение» и «Литературное чтение». Календарно-тематическое планирование составлено в соответствии с требованием МО СК в виде стандартизированной таблицы.







VI. Контрольно-измерительные материалы

  1. Комплексные проверочные работы. 1 класс / О.В. Смирнова. – 3-е изд. – М.: ООО «Русское слово – учебник», 2013. – 16 с.

  2. Комплексная проверочная работа


VII. Перечень учебно-методического обеспечения


Литература для ученика:


  1. Болотова С. А. Рабочая тетрадь к учебнику Г. С. Меркина, Б.Г. Меркина, С. А. Болотовой «Литературное чтение» 1 класс в 2 ч. – 3-е изд. – М.:ООО «Русское слово – учебник», 2013. – 112 с.: ил. – (ФГОС. Начальная инновационная школа).


  1. Ефросинина Л. А., Шляхтина Т. Ю. Букварь: учебник для 1класса общеобразовательных учреждений –2-е изд. – М.:ООО «Русское слово – учебник», 2013. – 160 с.: ил. – (ФГОС. Начальная инновационная школа).

  2. Меркин Г.С., Меркин Б.Г., Болотова С.А. Литературное чтение: учебник для 1класса общеобразовательных учреждений под ред. Г.С. Меркина. –3-е изд. – М.:ООО «Русское слово – учебник», 2013. – 96 с.: ил. – (ФГОС. Начальная инновационная школа).


Литература для учителя:


  1. Болотова С. А. Методические рекомендации к учебнику Г. С. Меркина, Б.Г. Меркина, С. А. Болотовой «Литературное чтение» 1 класс / С.А. Болотова. – М.:ООО «Русское слово – учебник», 2012. – 280 с. – (ФГОС. Начальная инновационная школа).

  2. Болотова С. А. Рабочая программа к учебникам Г.С. Меркина, Б.Г. Меркина, С. А. Болотовой «Литературное чтение» 1 – 4 классы - М.:ООО «Русское слово – учебник», 2012. – 376 с. (ФГОС. Начальная инновационная школа).


  1. Ефросинина Л. А., Шляхтина Т. Ю. Книга для учителя: к учебнику / Л.А. Ефросининой, Т.Ю. Шляхтиной «Букварь» 1 класс – М.:ООО «Русское слово – учебник», 2013. – 200 с. – (ФГОС. Начальная инновационная школа. Обучение грамоте: русский язык и литературное чтение).

  1. Ефросинина Л.А. Программа курса. Обучение грамоте. Букварь – М.:ООО «Русское слово – учебник», 2012. – 96 с. (ФГОС. Начальная инновационная школа).

  2. Ефросинина Л.А. Рабочая программа к учебнику Л. А. Ефросининой, Т. Ю. Шляхтиной «Букварь». 1 класс – М.:ООО «Русское слово – учебник», 2012. – 72 с. (ФГОС. Начальная инновационная школа).

  3. Меркин Г. С., Меркин Б.Г., Болотова С.А. Программа курса: к учебникам Г.С. Меркина, Б.Г. Меркина, С. А. Болотовой «Литературное чтение» 1 – 4 классы - М.:ООО «Русское слово – учебник», 2012. – 72 с. (ФГОС. Начальная инновационная школа).


VIII Список литературы:

  1. Алексеева Л.Л., Анащенкова С.В., Биболетова М.З. под ред. Г.С. Ковалевой, О.Б. Логиновой. Планируемые результаты начального общего образования М., 2011 (Стандарты второго поколения).

  2. Болотова С. А. Основная образовательная программа начального образования для школ, работающих по УМК «Начальная инновационная школа» - М., 2011.

  3. Савинов Е.С. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа - М., 2010 (Стандарты второго поколения).


IX Рекомендации по материально-техническому обеспечению учебного предмета «Литературное чтение»



Наименование объектов и средств материально - технического обеспечения

Количество

Примечания

Библиотечный фонд (книгопечатная продукция)

УМК по литературному чтению для 1-4 классов (программы, учебники, рабочие тетради).

Примерная программа НОО по русскому языку

К



Д

Библиотечный фонд формируется с учетом типа школы на основе федерального перечня учебников. Рекомендованных (допущенных) МО РФ

Печатные пособия

Наборы сюжетных (предметных) картинок в соответствии с тематикой, определенной в программе по литературному чтению (в том числе и в цифровой форме).

Словари по русскому языку.

Репродукции картин и художественные фотографии, в соответствии с тематикой и видами работ, указанными в программе по русскому языку (в том числе и в цифровой форме).

Детские книги разных типов из круга детского чтения.

Портреты поэтов и писателей.

Д




Ф

Д





Д/К


Д


Технические средства обучения

Классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц, картинок.

Телевизор (по возможности).

Видеомагнитофон/видеоплейер (по возможности).

Магнитофон.

Диапроектор.

Мультимедийный проектор.

Экспозиционный экран.

Компьютер.

Сканер (по возможности).

Принтер.

Фотокамера цифровая (по возможности).

Д


Д

Д


Д

Д

Д


Д

Д

Д

Д

Д




С диагональю не менее 72см.






Размер не менее 150х150 см

Экранно-звуковые пособия

Аудиозаписи художественного исполнения изучаемых произведений.

Видеофильмы, соответствующие тематике программы по литературному чтению (по возможности).

Слайды, соответствующие тематике программы по литературному чтению (по возможности).

Мультимедийные (цифровые) образовательные ресурсы, соответствующие тематике программы по литературному чтению.

Д


Д



Д



Д


Игры и игрушки

Настольные развивающие игры, литературное лото, викторины

Ф


Оборудование класса

Ученические столы с комплектом стульев.

Стол учительский с тумбой.

Шкафы для хранения учебников, дидактического материала, пособий.

Полки для «Уголка книг»

К

Д

Д


Д



  • Начальные классы
Описание:

Рабочая программа учебного предмета «Литературное чтение» разработана с учетом требований и положений, изложенных в следующих документах:

Закон РФ «Об образовании» ;

ФГОС начального общего образования;

Примерная программа по учебным предметам (базовый);

Требования к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования;

Программа формирования универсальных учебных действий;

Федеральный перечень учебных пособий, рекомендованных/допущенных к использованию в учебном процессе.

  • Рабочая программа по литературному чтению Г.С. Меркина, Б.Г. Меркина, С.А. Болотовой «Литературное чтение». 1-4 классы – 2-е изд. – М.: ООО «Русское слово – учебник», 2012. – 376 с. (ФГОС. Начальная инновационная школа), разработанная на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (приказ Минобрнауки РФ № 373 от 6 октября 2009г).
  • Рабочая программа к учебнику Л. А. Ефросининой, Т. Ю. Шляхтиной «Букварь». 1 класс – М.:ООО «Русское слово – учебник», 2012. – 72 с. (ФГОС. Начальная инновационная школа).
Автор Михнева Татьяна Николаевна
Дата добавления 08.10.2017
Раздел Начальные классы
Подраздел Планирования
Просмотров 467
Номер материала MA-071803
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

Популярные курсы