Рабочая программа по курсу «Земля –планета Солнечной
системы»
( внеурочные занятия по ФГОС 5 класс география)
Цель курса: создать условия
для формирования и развития у учащихся интереса к изучению предмета география;
учить умению самостоятельно приобретать и применять на практике знания по
теории предмета; развивать творческие способности учащихся, коммуникативные навыки
по умению работать в группе, вести дискуссию, отстаивать свою точку зрения.
Задачи: 1.
Углубление познаний учащихся по физической географии при ознакомлении с
геологическим прошлым своего края.
2. Умение выдвигать гипотезы и отстаивать их; интерпретировать результаты эксперимента.
3. Вовлечение
учащихся в активную практическую деятельность по изучению горных пород,
минералов и окаменелостей своей местности.
4. Способствовать развитию профессиональной направленности личности
учащихся.
5.
Приобретение знаний о структуре проектной и исследовательской
деятельности; способах поиска необходимой для исследования информации; о
способах обработки результатов и их презентации;
Курс рассчитан на один год обучения из
расчёта1 час в неделю – 35 часов в год, имеет общеинтеллектуальную
направленность.
Содержание
курса:
Тема «
Просторы Галактики»- 13 часов.
Понятие о Вселенной. Звезды, созвездия, планеты,
метеоры, болиды. Солнечная система, Галактика, Метагалактика. Солнечная
система, планеты, из которых она состоит. Астероиды, кометы, метеоритное
вещество. Планеты земной группы. Планеты-гиганты. Гипотезы происхождения
планет. Время образования планет. Земля
и Луна – двойная планета. Луна –
твердое небесное тело, имеющее ядро, мантию и кору. Солнечная атмосфера:
фотосфера, хромосфера, корона. Протуберанцы. Форма Земли. Размеры Земли. Экватор, географическая широта, географическая долгота. Сила
Кариолиса. Сутки, суточные ритмы, полдень, летнее время, солнечное время,
поясное время. Звездный год. Смена времен года, сезонные изменения в природе. Галактический
год. Календари: звездный, юлианский,
григорианский. Астероиды, кометы, метеориты.
Влияние космоса на Землю и жизнь людей
Тема «
В камне застывает время» - 12 часов
Геохронологическая
таблица , тектоническая карта Земли. Формы рельефа, преобладающие
растительность и животные организмы в различные геологические эры. Влияние
внешних и внутренних сил Земли на формирование горных пород и минералов своей
местности. Классификация горных пород и
минералов по времени образования и происхождению. Справочник-определитель
горных пород и минералов важный и необходимый источник информации при
опознании горных пород и минералов, найденных на местности. Понятие
«окаменелость», его сущность, причины их образования. Роль окаменелостей в
составлении общей картины геологического прошлого Земли. Применение горных пород и минералов своей местности в жизни своего
населённого пункта и своего края.
Тема
« Формирование медико - географических представлений – 5 часов
Основные
этапы становления и формирования медицинской географии. Что такое медицинская
география. Развитии медицины в Древней Греции, наследие Гиппократа; первые
медико-географических представлениях, сформулированных Страбоном;
лекарствоведении в Древнем Риме; развитие медико-географических
представлений в средние века, массовое распространении эпидемий (чума,
дизентерия, тиф), развитие арабской медицины, роль окружающей среды в
возникновении заболеваний и поддержании здоровья в трудах Ибн Сина
(Авиценны). Медико-географическое исследование включает медико-географическое
описание, медико-географическое картографирование, использование статистического
метода и комплексного медико-географического подхода. Лекарственных растениях и
их применении при лечении различных заболеваний. Миазы; болезни , вызываемые
ядовитыми растениями; оаллергические болезнях и их зависимость от
метеоклиматических условий территорий, аллергические заболевания, как
серьезной социально-экономической и экологической проблеме в регионах с
высоким уровнем развития промышленности.
Содержание
курса предполагает разнообразные виды деятельности обучающихся со значительной
долей самостоятельной работы, использования различных источников информации. В
ходе и после изучения курса обучающиеся могут выполнить индивидуальную
исследовательскую работу ( проект). По завершении курса будет проведена
презентация и защита проектов обучающихся. Реализация программы
предусматривает: обобщение результатов, создание проектов.
Формы организации обучения: мозговой
штурм, индивидуальная, конкурсы, проектная деятельность.
Календарно-тематическое
планирование
номер
урока
|
тема
урока
|
элементы
содержания
|
тип
урока
|
результаты
обучения УУД
|
вид
контроля
|
дата
(план.)
|
дата
(факт)
|
1
|
Введение.
|
Содержание
и задачи курса. Основные этапы работы над проектом
|
вводный
|
Метапредметные: умение планировать работу до ее начала; умение оценивать
значимость и смысл учебной деятельности для себя самого, расход времени и
сил. Личностные: осознанное, уважительное и доброжелательное
отношение к другому человеку, его мнению
|
беседа
|
|
|
2
|
Солнечная
система – часть Вселенной
|
Понятие о Вселенной. Звезды, созвездия,
планеты, метеоры, болиды.
Солнечная система, Галактика,
Метагалактика.
|
лекция
|
Метапредметные: построение логической цепи рассуждений; самостоятельное
выделение и формулирование познавательной цели. Личностные:
готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нем
взаимопонимание.
|
работа
над проектом
|
|
|
3
|
Солнечная
система
|
Солнечная система, планеты, из которых
она состоит. Астероиды, кометы, метеоритное вещество. Взаимодействие небесных
тел. Закон Ньютона.Планеты земной группы, планеты-гиганты.
|
лекция
|
МеМетапредметные:
постановка и формулирование проблемы, самостоятельное
создание алгоритмов деятельности при решении проблем; способность строить
понятные для партнера высказывания, учитывающие, что он знает и видит, а что
нет. Личностные: ответственное отношение к учебе
|
работа
над проектом
|
|
|
4
|
Гипотезы
происхождения планет
|
Гипотезы Канта-Лапласа, Д. Джинса,
Канта, О. Ю. Шмидта.
|
лекция
|
Метапредметные: смысловое чтение, извлечение информации; самостоятельное
выделение и формулирование познавательной цели. Личностные: целостное
мировоззрение.
|
работа
над проектом
|
|
|
5
|
Луна –
спутник Земли
|
Земля и Луна – двойная планета. Луна –
твердое небесное тело, имеющее ядро, мантию и кору. Время обращения вокруг
Земли и Солнца. Исследования Луны.
|
лекция
|
Метапредметные: постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание
алгоритмов деятельности при решении проблем; умение различать объективную
трудность задачи и субъективную сложность, Личностные: ответственное
отношение к учебе
|
работа
над проектом
|
|
|
6
|
Земля и
Солнце
|
Солнце – основной источник энергии
процессов на Земле. Солнце – желтая звезда. Белые звезды. Солнечная
атмосфера: фотосфера, хромосфера, корона. Протуберанцы, солнечный ветер,
солнечные затмения, радиация.
|
лекция
|
Метапредметные: постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание
алгоритмов деятельности при решении проблем. Личностные: осознанное,
уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению.
|
работа
над проектом
|
|
|
7
|
Форма и
размеры Земли. Обращение ее вокруг оси и следствия этого
|
Сила
тяготения. Магнитное поле Земли, магнитные полюса, магнитное склонение,
магнитосфера. Форма Земли – геоид. Размеры Земли. Поверхность Земли,
эллипсоид
|
лекция
|
Метапредметные: построение логической цепи рассуждений; смысловое
чтение, извлечение информации. Личностные: ответственное отношение к
учебе
|
работа
над проектом
|
|
|
8
|
Движение
Земли вокруг Солнца и его последствия
|
Звездный
год. Смена времен года, сезонные изменения в природе.
|
лекция
|
Метапредметные: построение логической цепи рассуждений; высказывать
суждения, подтверждая их фактами. Личностные: осознанное,
уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению.
|
работа
над проектом
|
|
|
9
|
Галактический
год. Календарь
|
Галактический
год. Календари: звездный, юлианский, григорианский
|
лекция
|
Метапредметные: умение оценивать значимость и смысл учебной деятельности для
себя самого, расход времени и сил; искать и отбирать информацию в учебных и
справочных пособиях, словарях. Личностные: ответственное отношение к
учебе
|
работа
над проектом
|
|
|
10
|
Астероиды, кометы, метеориты
|
Астероиды,
кометы, метеоры, метеориты. Происхождение астероидов, строение кометы
|
лекция
|
Метапредметные: определение основной и второстепенной информации; планировать
свою деятельность под руководством учителя. Личностные: готовность и
способность вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимание
|
работа
над проектом
|
|
|
11
|
Астрология
|
Связь
астрологии и науки; Отношение современной науки к астрологии; Причины
популярности астрологии
|
практикум
|
Метапредметные
:работать с текстом и нетекстовыми компонентами; ;
искать и отбирать информацию в учебных и справочных пособиях, словарях. Личностные:
готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нем
взаимопонимание
|
работа
над проектом
|
|
|
12
|
Влияние космоса на Землю и жизнь людей
|
Проблемы человечества при освоении космического
пространства. Солнечный свет, Приливы и отливы.
Падение метеоритов. Вспышки на Солнце.
|
практикум
|
Метапредметные: понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации;
умение различать объективную трудность задачи и субъективную сложность. Личностные:
осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку,
его мнению.
|
работа
над проектом
|
|
|
13
|
Обобщающее занятие по теме
« Просторы Галактики»
|
Обобщение
знаний по теме.
|
обобщение
и систематизация знаний
|
Метапредметные: рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка
процесса и результатов деятельности; оценивать работу одноклассников. Личностные:
коммуникативная компетентность в общении и сотрудничестве со сверстниками,
взрослыми
|
защита
проектов
|
|
|
14
|
Где и как рождаются магматические породы?
|
Классификации горных
пород и минералов по времени образования и происхождению. Вулканы. Мантия,
ядро
|
лекция
|
Метапредметные: умение оценивать значимость и смысл учебной деятельности для
себя самого, расход времени и сил; искать и отбирать информацию в учебных и
справочных пособиях, словарях. Личностные: осознанное, уважительное и
доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению
|
беседа
|
|
|
15
|
Как рождаются метаморфические породы?
|
Классификации горных
пород и минералов по времени образования и происхождению. Метоморфизм. Мрамор
|
лекция
|
Метапредметные: умение управлять своей
познавательной деятельностью; Личностные:
осознание
ценности географического знания как важнейшего компонента научной картины
мира
|
работа
над проектом
|
|
|
16
|
Какие части Земли, участвуют в формировании
горных пород?
|
Геохронологическая таблица,
тектоническую карта Земли, изменения форм рельефа; земная кора, типы земной
коры
|
лекция
|
Метапредметные: умение
организовывать свою деятельность, определять её цели и задачи, выбирать
средства реализации цели; составлять план решения проблемы. Личностные: : коммуникативная компетентность в
общении и сотрудничестве со сверстниками, взрослыми
|
работа
над проектом
|
|
|
17
|
Какие природные факторы влияют на сформированные
горные породы?
|
Внешние
факторы, биологические факторы. Выветривание. Виды выветривания ( физическое,
температурное, механическое, химическое).
|
лекция
|
Метапредметные: уметь
вести диалог, вырабатывая общее решение; определять критерии для сравнения
фактов, явлений. Личностные: осознанное,
уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению
|
работа
над проектом
|
|
|
18
|
Что такое минерал? Что такое горная порода?
|
Минерал.
Горные породы. Виды горных пород. Наиболее распространенные минералы.
|
практикум
|
Метапредметные: построение логической цепи рассуждений; высказывать
суждения, подтверждая их фактами. Личностные: осознанное,
уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению.
|
работа
над проектом
|
|
|
19
|
Горные породы и минералы Челябинской области
|
Соотношение
положения своего края на картах своей области и страны. Формы рельефа,
преобладающие растительность и животные организмы в различные геологические
эры. Влияние внешних и внутренних сил Земли на формирование горных пород и минералов
своей местности
|
лекция
|
Метапредметные:
планировать свою деятельность под руководством учителя; выявлять
причинно-следственные связи; Личностные: ответственное отношение к учебе
|
работа
над проектом
|
|
|
20
|
Практическое применение горных пород и минералов
своей местности в жизни человека
|
Применение
горных пород и минералов своей местности в жизни своего населённого пункта и
своего края
|
практикум
|
Метапредметные
:работать с текстом и нетекстовыми компонентами; ;
искать и отбирать информацию в учебных и справочных пособиях, словарях. Личностные:
готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нем
взаимопонимание
|
работа
над проектом
|
|
|
21
|
Остатки и следы жизни древних существ, встречающихся
на территории Челябинской области
|
Справочник-определитель
горных пород и минералов - важный и необходимый источник информации при
опознании горных пород и минералов, найденных на местности. «Окаменелость»,
сущность, причины их образования.
|
практикум
|
Метапредметные: уметь
вести диалог, вырабатывая общее решение; определять критерии для сравнения
фактов, явлений. Личностные: осознанное,
уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению
|
работа
над проектом
|
|
|
22
|
Землетрясения.
Правила безопасного поведения
|
Землетрясение.
Причины. Места возникновения в России, в мире. Последствия. Памятка
безопасного поведения во время и после землетрясения.
|
практикум
|
Метапредметные: построение логической цепи рассуждений; высказывать
суждения, подтверждая их фактами. Личностные: осознанное,
уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению.
|
работа
над проектом
|
|
|
23
|
Вулканы
на карте России
|
Вулкан.
Части вулкана. Виды вулканов. Особенности расположения вулканов на карте
России. Памятка безопасного поведения при извержениях вулканов
|
практикум
|
Метапредметные
:работать с текстом и нетекстовыми компонентами; ;
искать и отбирать информацию в учебных и справочных пособиях, словарях. Личностные:
готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нем
взаимопонимание
|
работа
над проектом
|
|
|
24
|
Подведение
итогов по теме «В камне застывает время»»
|
Веселые
старты с использованием знаний полученных при рассмотрении темы
|
обобщение
и систематизация знаний
|
Метапредметные: рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка
процесса и результатов деятельности; оценивать работу одноклассников. Личностные:
коммуникативная компетентность в общении и сотрудничестве со сверстниками,
взрослыми
|
соревнования
|
|
|
25
|
Географы Древней Греции
|
Междуречье.
Гомер, Эратосфен, Страбон. Значение работ.
|
лекция
|
Метапредметные: смысловое чтение, извлечение информации; самостоятельное
выделение и формулирование познавательной цели. Личностные: целостное
мировоззрение.
|
беседа
|
|
|
26
|
Марко Поло- знаменитый географ Средневековья
|
Жизнь и
основные открытия Марко Поло. Значение в развитии географии в Средневековье.
|
лекция
|
Метапредметные: планировать
свою деятельность под руководством учителя; уметь вести диалог, вырабатывая
общее решение. Личностные: осознанным, уважительным и
доброжелательным отношением к другому человеку, его мнению
|
работа
над проектом
|
|
|
27
|
Эпоха Великих географических открытий. Экспедиции
Христофора Колумба
|
Что
такое Великие географические открытия. Экспедиции Христофора Колумба.
Значение.
|
лекция
|
Метапредметные: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;
определять
критерии для сравнения фактов, явлений
Личностные: осознанным, уважительным и доброжелательным отношением к
другому человеку, его мнению
|
работа
над проектом
|
|
|
28
|
Первое кругосветное плавание
|
Фернан
Магеллан. История и значение первой кругосветки
|
лекция
|
Метапредметные:
:
постановка и формулирование проблемы, самостоятельное
создание алгоритмов деятельности при решении проблем; способность строить
понятные для партнера высказывания, учитывающие, что он знает и видит, а что
нет.
Личностные: осознанным, уважительным и доброжелательным отношением к другому
человеку, его мнению
|
работа
над проектом
|
|
|
29
|
Русские имена на карте Антарктиды
|
Первооткрыватели
Антарктиды: Ф.Ф. Беллинсгаузен, М.П. Лазарев. Цель экспедиции, значение
|
лекция
|
Метапредметные :работать
с текстом и нетекстовыми компонентами; ; искать и отбирать
информацию в учебных и справочных пособиях, словарях. Личностные:
готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нем
взаимопонимание
|
работа
над проектом
|
|
|
30
|
Современные географические исследования. Виртуальное
познание мира
|
Космические
съемки, научные станции, географические информационные системы (ГИС)
|
лекция
|
Метапредметные: смысловое чтение, извлечение информации; самостоятельное
выделение и формулирование познавательной цели. Личностные: целостное
мировоззрение.
|
беседа
|
|
|
31
|
Что
такое медицинская география?
|
Этапы развития медицинской географии. Что такое
медицинская география? Значение, этимология, синонимы.
|
лекция
|
Метапредметные:
выявлять причинно-следственные связи; постановка и
формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при
решении проблем. Личностные: готовность и способность вести диалог с
другими людьми и достигать в нем взаимопонимание
|
беседа
|
|
|
32
|
Методы медико-географических исследований
|
«Ключи»
медицинской географии: что это такое? Учение о природно- очаговых
заболеваниях; учение об адаптациях
|
лекция
|
Метапредметные: построение логической цепи рассуждений; высказывать
суждения, подтверждая их фактами. Личностные: осознанное,
уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению.
|
беседа
|
|
|
33
|
Болезни, вызываемые ядовитыми животными и растениями.
Миазы. Аллергические болезни.
|
Болезни,
вызываемые ядовитыми животными и растениями. Миазы. Аллергические болезни.
Энтомозы. Болезни, вызываемые членистоногими на территории Челябинской
области.
|
практикум
|
Метапредметные: уметь
вести диалог, вырабатывая общее решение; определять критерии для сравнения
фактов, явлений. Личностные: осознанное,
уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению
|
беседа
|
|
|
34
|
Медицинская
география, гигиена, экология человека – какая между ними связь?
|
Гигиена, экология. Значение,
этимология, синонимы.
|
практикум
|
Метапредметные:
планировать свою деятельность под руководством учителя; выявлять
причинно-следственные связи; Личностные: ответственное отношение к учебе
|
беседа
|
|
|
35
|
Итоговое
занятие
|
Подведение
итогов по курсу.
|
обобщение
и систематизация знаний
|
Метапредметные: рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка
процесса и результатов деятельности; оценивать работу одноклассников. Личностные:
коммуникативная компетентность в общении и сотрудничестве со сверстниками,
взрослыми
|
защита
проектов
|
|
|
Перечень
компонентов учебно-методического комплекса
В преподавании курса
используется учебно-методический
комплект, включающий в себя:
1. Богданов, Ю. А. и др. Происхождение и развитие облаков. – М.,
1978.
2. Гаврилов, В. П. Путешествие в прошлое Земли. – М., 1986.
3. Герасимова, Т. П., Мясникова, С. В. Общая география: учебник
для 10 класса. – СПб.: СпецЛит., 2001.
4. Герасимова, Т. П., Неклюкова, Н. П. Начальный курс географии.
6 класс. – М.: Просвещение, 2000.
5. Горшков, С. П. Земные ресурсы мира: Антропогенные воздействия.
– М., 1986.
6. Забелин, И. М. Мудрость географии. – М., 1986.
7. Лавров, С. В. Дайте планете шанс! – М., 1995.
8. Ушаков, С. А. Дрейф материков и климат Земли. – М., 1984.
9Моделируем
внеурочную деятельность обучающихся. Методические реко-мендации: пособие для
учителей общеобразоват. организаций / авторы-составители: Ю. Ю. Баранова, А. В. Кисляков, М. И. Солодкова и др. – М :
Просвещение, 2013. – 96 с.
10.Григорьев,
Д. В. Внеурочная деятельность школьников. Методический кон-структор: пособие
для учителя / Д. В. Григорьев, П. В. Степанов. – М. : Просвещение, 2014. – 224
с.
11.
Внеурочная деятельность. Примерный план внеурочной деятельности в ос-новной
школе: пособие для учителей общеобразоват. организаций / П. В. Степанов, Д. В.
Григорьев. – М.: Просвещение, 2014. – 127 с.
12.Байбородова,
Л. В. Внеурочная деятельность школьников в разновозрастных группах / Л. В.
Байбородова. – М.: Просвещение, 2014. – 177 с.
13.Григорьев
Д. В. Программы внеурочной деятельности. Познавательная дея-тельность.
Проблемно-ценностное общение: пособие для учителей общеобразоват. учреждений /
Д. В. Григорьев, П. В. Степанов. – М.: Просвещение, 2011. – 96 с.
Предполагаемые результаты реализации программы
Результаты
развития универсальных учебных действий в ходе освоения курса:
Метапредметные:
Познавательные
построение
логической цепи рассуждений;
доказательство;
- выдвижение гипотез и
их обоснование;
- самостоятельное
выделение и формулирование познавательной цели;
рефлексия
способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов
деятельности;
смысловое
чтение, извлечение информации;
определение
основной и второстепенной информации;
свободная
ориентация и восприятие текстов разных стилей;
понимание
и адекватная оценка языка средств массовой информации;
постановка
и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при
решении проблем.
Регулятивные:
умение
различать объективную трудность задачи и субъективную сложность;
умение
взаимодействовать со взрослыми и со сверстниками в учебной деятельности;
умение
планировать работу до ее начала (планирующий самоконтроль);
адекватность
и дифференцированность самооценки;
умение
оценивать значимость и смысл учебной деятельности для себя самого, расход
времени и сил, вклад личных усилий, понимание причины ее успеха/неуспеха.
Коммуникативные:
рефлексия
своих действий как достаточно полное отображение предметного содержания и
условий осуществляемых действий,
способность
строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что он знает и видит,
а что нет;
умение
с помощью вопросов получать необходимые сведения от партнера по деятельности.
Личностные:
Обучающийся
должен обладать: ответственным отношением к учебе;
-
опытом участия в социально значимом труде;
-
целостным мировоззрением;
-
осознанным, уважительным и доброжелательным отношением к другому человеку, его
мнению;
-
основами экологической культуры;
-
готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем
взаимопонимание;
-
коммуникативной компетентностью в общении и сотрудничестве со сверстниками,
взрослыми в процессе образовательной, учебно- исследовательской деятельности.
Ожидаемые
результаты освоения программы.
Обучающийся
будет знать:
-основные
особенности и условия проведения исследовательской работы;
-
общие правила защиты проекта; правила оформления реферата;
-
способы хранения информации;
- что
такое социологический опрос, микроисследование;
- что
такое учебное сотрудничество;
-
способы преодоления трудностей в реализации проектов;
Обучающийся
будет уметь:
-
самостоятельно предлагать собственные идеи исследования, обосновывать
актуальность темы исследовательской работы, выдвигать гипотезы исследования;
указывать пути дальнейшего изучения объекта;
-
выбирать пути решения задачи исследования;
-
составлять план действий совместного коллективного исследования;
-
адекватно выбирать свою роль в коллективном деле;
-
презентовать свою работу, участвовать в обсуждении - коллективной оценочной
деятельности;
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.