Пояснительная
записка
Программа курса разработана в соответствии с
требованиями ФГОС начального общего образования с учетом концепции
приоритетных направлений воспитательного образования, доработанная на основе
программы интегрированного курса для учебных заведений Автономной Республики
Крым «Культура Добрососедства» » Кравцовой Л.Ф.,
Араджиони М.И., Козыревой А.С., Оленко Н.Ю. («АнтиквА», г.Симферополь, 2007), а также в соответствии с
основной образовательной программой МБОУ «Далековская СШ».
Проблемы
воспитания гражданина, формирования патриотических чувств и уважения к
государству остаются актуальными для всех стран. На современном этапе развития
общества в Автономной Республике Крым, и России в целом, особое значение
приобретает проблема национального воспитания, которое предусматривает:
Ø
воспитание
сознательного гражданина, патриота своей страны;
Ø
формирование
чувства принадлежности к многонациональному украинскому народу;
Ø
формирование
высокой культуры межнациональных отношений через поликультурный подход в
системе национальной украинской школы;
Ø
приобретение
социального опыта и потребности жить в демократическом обществе.
Учебный курс «Культура добрососедства» – интегрированный
курс. Он расширяет содержание воспитательной работы по патриотическому
воспитанию, конкретизирует основные его направления, преломляя их через особенности
региона, в котором проживают учащиеся, способствует формированию наиболее
значимых ценностей украинского народа и воспитанию
собственного «я», веры в свои способности, пониманию значения жизни как высшей
ценности, предусматривает активное общение детей в социальном и естественном
окружении.
Главная цель курса - воспитание социально компетентных,
критически мыслящих и толерантных личностей, сознательных граждан и патриотов
своей родины, хорошо знакомых с родным краем, стремящихся и умеющих
ответственно управлять его жизнедеятельностью, сохранять и приумножать его природный,
экономический и культурный потенциал.
Программа
составлена она с целью создания социально-педагогических условий,
способствующих позитивным изменениям детей к окружающему миру, обществу,
природе и с целью ознакомления с историей, географией, культурным наследием,
традициями, бытом и современными реалиями народов Крыма, как составляющей
многообразия народов, населяющих Российскую Федерацию.
Программа
курса «Культура добрососедства» направлена на реализацию как учебно-воспитательных,
так и практических целей.
Учебно-воспитательные
цели курса:
Ø воспитание
патриотизма и любви к Отечеству, к родному краю – Крыму;
Ø формирование
социальной компетентности и гражданской ответственности;
Ø воспитание толерантности
как основного принципа демократии;
Ø развитие
критического мышления, обеспечивающего формирование личностной позиции ребенка,
умеющего строить отношения в окружающей действительности в согласии с миром и
обществом.
Практические
цели курса:
Ø формирование
представлений о разных сторонах действительности окружающего мира и личное
отношение к ней;
Ø знакомство с
историей, культурным наследием народов Крыма, воспитание устойчивого интереса к
самостоятельному изучению данных вопросов;
Ø формирование
умений строить взаимоотношения с людьми, проживающими рядом;
Ø приобретение опыта
личного общения и совместного творчества через познание культуры других
народов;
Ø формирование
положительных мотивов и потребности познания родного языка и культуры.
Реализация
учебно-воспитательных и практических целей данной программы на протяжении
четырех лет обучения будет способствовать межэтнической и межконфессиональной
толерантности, гармонизации межнациональных отношений при сохранении каждым
человеком своего, самобытного, а также формированию этики межнационального
общения, основанного на взаимоуважении друг к другу, на взаимообогащении через
национальное своеобразие культуры, быта, традиций каждого народа.
Основными
задачами предмета «Культура добрососедства» являются:
1.
Формирование активной гражданской позиции, чувства национальной гордости,
позитивного отношения к многообразию культур и религий.
2.
Обучение основам добрососедства, этнической и конфессиональной толерантности,
навыкам ведения диалога и переговорного процесса.
3.
Приобретение знаний по краеведению, географии, этнической истории своего
региона.
4.
Изучение этноконфессиональных особенностей, быта, традиций, материальной
культуры народов региона (ремесла, интерьер, кухня, костюмы и т.д.), семейных и
религиозных обычаев, этикета, традиций гостеприимства.
5.
Знакомство с историей языков народов Крыма, фольклором, со «словарем дружбы»
(словарным минимумом для общения на разных языках).
6.
Знакомство с национальными ремеслами и привлечение учащихся к совместному
творчеству.
7.
Приобщение к охране духовных святынь, памятников истории и культуры.
8.
Формирование навыка независимого мышления, критического осмысления и выработки
суждений, основаны на моральных ценностях человечества: знания, открытость мышления,
свобода мысли, убеждений, совести.
Особенностями данного курса являются:
Ø
его интегративный характер, позволяющий формировать целостный
взгляд учащихся на прошлое, настоящее и будущее родного края, при углублении
представлений и знаний, полученных при изучении курса;
Ø
особое значение воспитательной функции курса, которая
ориентирована, прежде всего, на развитие ответственного отношения учащихся к
родному краю, формирование личностных качеств юного крымчанина;
Ø
адаптирующая и ориентирующая направленность курса на возможность и
перспективность строить свое будущее в Крыму;
Ø
рассмотрение ряда проблем Крыма и его регионов, лежащих вне
содержания других школьных предметов;
Ø
изучение этноконфессиональных особенностей населения полуострова,
этикетной лексики и лексики взаимодействия для общения с представителями
различных национальностей, проживающих в Крыму;
Ø
привлечение семьи, общины в качестве источника информации и
активного участника учебного процесса;
Ø
приобретение знаний, умений и навыков распознавания конфликтной
ситуации, ее предотвращения или разрешения ненасильственным путем;
Ø
возможности моделирования данного курса в учебный предмет
инвариантной части, спецкурс или факультатив в зависимости от наличия учебных
часов в Рабочем учебном плане школы.
Принципы и особенности организации преподавания курса «Культура добрососедства»:
Ø
единство изучения России и Крыма как субъекта России;
Ø
приоритетность воспитательных задач;
Ø
единство урочной, внеурочной и внеклассной работы;
Ø
опора на знания об окружающем мире и родном крае, полученные в
повседневной жизни, через СМИ, в семье;
Ø
максимальное вовлечение учащихся в практическую деятельность по
изучению родного края через участие в реальной жизни автономии, своего города,
села, общины, школы;
Ø
использование не менее трети учебного времени на практические
занятия, нестандартные уроки и экскурсии, позволяющие показать предмет изучения
в «натуральную величину»;
Ø
использование тренингов, интерактивных форм и методов обучения, в
т.ч. по методике «равный - равному», «case-study» и др.
Наполняемость
группы – 15-20 человек.
Программа
предназначена для обучающихся 1-11 классов,
составлена в соответствии с возрастными особенностями детей.
Общая
характеристика курса «Культура добрососедства».
Учебный
курс «Культура добрососедства» состоит из одиннадцати взаимосвязанных и
структурно единообразных программ для 1-11-х классов , каждая из которых имеет
свое название, отражающее ведущую идею содержательной части курса в
соответствующем классе:
1
класс: «Я, моя семья и мои соседи»;
2класс:
«Место, где мы живем»;
3класс:
«Трудимся, учимся и отдыхаем вместе»;
4
класс:
«Г ордимся Крымом»;
5
класс: «Крымское многоголосье»;
6
класс: «Путешествие в прошлое полуострова»;
7
класс: «Палитра культур и религий»;
8
класс: «Г остеприимный полуостров»;
9
класс: «Процветание в единстве»;
10
класс: «Крымская мозаика: прекрасное
разнообразие»;
11
класс: «Я и наш полуостров сегодня и завтра».
Программа
для каждого класса создавалась с учетом обязательных тематических линий,
которые были условно названы так: "Географическая среда",
"История", "Традиционная и современная культура",
"Язык соседа", "Аксиология", "Конфликтология", "Поисково-исследовательская
работа". В свою очередь, каждая из них имеет свои подразделы.
Изучение
раздела «Географическая среда» продолжит формировать
представление у школьников о природной зоне, в которой они проживают, об
окружающей природе, об особенностях климата и его влиянии на специфику трудовой
деятельности населения, а также осознать, как легко расстроить тонкую
сбалансированность природы, и последствия могут быть плачевными для людей.
Каждый способен и должен внести весомый вклад для предотвращения экологической
катастрофы.
Раздел
«История» предполагает знакомство с историей возникновения города
(поселка, села), улицы, на которой они проживают, с соседями – носителями
различных культур и религий. Осознание общности культур народов, проживающих в
регионе, и выявление своеобразия каждой из них в позитивном аспекте поможет
приобрести опыт культуры поведения в социальной и естественной среде, научит
взаимодействовать с людьми, проживающими рядом.
При
изучении раздела «Традиционная культура» через знакомство с
бытом, языками, конфессиями, декоративно-прикладным искусством разных народов
расширяется представление у младших школьников о материальной и духовной
культуре людей, приобретается опыт личного общения и совместного творчества
через познание культуры друг друга. С одной стороны – раскрывается многообразие
культур людей, проживающих в Крыму, с другой – показывается общность этих
культур.
Предусмотрены
выставочные мероприятия, способствующие формированию интереса к традиционной
культуре и ее популяризации среди учащихся, а также встречи с мастерами
народных ремесел, знатоками фольклора и национальной кухни.
Раздел
«Язык соседа» через знакомство с фольклором, национальной
литературой расширит представление младших школьников о людях разных
национальностей, о языковой среде, поможет в совершенствовании разговорной
практики на родном языке, обеспечит возможность понимания «языка соседа»,
использование его как средства коммуникации.
В
разделе «Конфликтология» предусмотрено подведение школьников к
более ясному пониманию самих себя и людей, окружающих их, к освоению
действенных, ненасильственных способов разрешения групповых и индивидуальных
конфликтов: обращение конфликтов в средство познания. Приобретая определенные
навыки регулирования и разрешения конфликтов через игровую деятельностью и
через практические занятия-тренинги, ребенок получает опыт поведения в подобных
ситуациях, учится действовать более взвешенно и осознанно, а также нести
ответственность за свои поступки. Такой подход поможет сформировать адекватное
восприятие любой информации, включая негативную, осознать, что нельзя поспешно
порицать и судить о том, что может показаться каждому не столь интересным на
данном этапе общения, что зачастую упускается шанс познать для себя что-то
новое, обрести возможность найти истину и мудрость, так как конфликт не всегда
является отрицательной силой и может способствовать личностному росту и
познанию. Чтобы достичь конечной цели ненасилия, при про ведении практических
занятий-тренингов необходимо добиться правильного поведения, видеть хорошее во
всем, слышать позитивные суждения, произносить добрые слова и совершать
поступки, служащие для блага всех. Каждый должен осознать, что все то, что мы
делаем по отношению к другим – мы делаем это по отношению к себе, и поэтому
наша обязанность – помогать и защищать все вокруг нас так же, как мы защищаем
себя, так как гнев, несогласие и насилие вызывают только дисгармонию.
Результатом проводимой работы должно стать осознание того, что ненасилие – это
высшая ступень общечеловеческих ценностей и результатом является совершенство
характера, а это способность управлять своими эмоциями, быть не эгоистичным,
находить выход из любых ситуаций, успешно выполнять принцип ненасилия. Знакомя
в доступной форме с основами конфликтологии и в игровой форме проводя тренинги,
у младших школьников вырабатываются навыки распознавания конфликтной ситуации и
ведения переговорного процесса, формируются умения конструктивно справляться с
конфликтами. Такой подход будет способствовать укреплению психического
состояния ребенка, что является одной из составляющих их физического здоровья.
В
разделе «Аксиология» учащиеся знакомятся с понятиями «ценность»,
«семья», «Родина», «малая родина». В процессе раскрытия данных понятий
находятся точки соприкосновения, раскрываются индивидуальность и уникальность
каждого человека, формируется личное отношение к сторонам действительности
через взаимодействие различных форм общения. Возникает необходимость осознания
права ребенка на социальные связи, которые не только раскрывают особенности
каждого, но и способствуют взаимообогащению. Почитание предков и забота о
потомках формируется как одно из составляющих направлений целостной системы
внутреннего развития ребенка как субъекта учения.
Место
предмета в учебном плане
В
соответствии с федеральным базисным учебным планом и примерными программами
начального общего образования курс «Культура добрососедства» изучается с 1 по4
класс по 1 академическому часу – (33-34 ч. в год). Общий объём учебного
времени составляет 135 часов. Объем учебной нагрузки установлен СанПиНом.
№
|
Обязательные
тематические линии
|
1 класс
|
2класс
|
3 класс
|
4 класс
|
1
|
Вводный
урок
|
1
|
1
|
1
|
1
|
2
|
Географическая
среда
|
5
|
5
|
5
|
5
|
3
|
История
|
5
|
6
|
4
|
3
|
4
|
Традиционная
и современная культура
|
6
|
12
|
13
|
10
|
5
|
Язык
соседа
|
6
|
4
|
4
|
4
|
6
|
Аксиология
|
4
|
2
|
3
|
5
|
7
|
Конфликтология
|
6
|
4
|
4
|
5
|
|
ИТОГО
|
33
|
34
|
34
|
34
|
Количество
часов, отведенных на изучение тематических линий, в программе варьирует в
зависимости от возрастных особенностей учащихся. Рекомендованное количество
часов на изучение каждой тематической линии или раздела, а также порядок
изложения тем при календарном планировании могут быть изменены учителем в
пределах отведенных учебных часов. Резервное время может быть использовано по
усмотрению учителя на увеличение числа уроков в том или ином разделе или
тематическом блоке или на введение новых тем, важных и характерных для
конкретного региона или школы.
Формы
организации внеурочной деятельности
В
основе реализации программы лежит теоретическая модель групповой работы с
младшими школьниками, которая включает три основных компонента: аксиологический
(связанный с сознанием), потребностно-мотивационный. В первом классе имеет место лишь вербальное оценивание. Формы его могут быть разнообразные.
Аксиологический
компонент содержательно представлен ценностями «Я»:
собственного «Я» человека, его связи с «Я» других людей и с природными
объектами. Он предполагает осознание ребёнком ценности, уникальности себя и
окружающих, идентификацию как с живыми, так и неживыми объектами, осознание
единства с миром во всей его полноте.
Потребностно-мотивационный
компонент обеспечивает появление у ребёнка потребности
в саморазвитии, самоизменении, побуждает к последующей самореализации.
Курс имеет ряд принципиальных отличий от других
школьных учебных предметов, среди которых:
- включение в продуктивную учебную деятельность всех
участников учебно-воспитательного процесса, прежде всего - родителей, родных и
близких,
- переход от просветительского образования к
поисковому, от репродуктивного - к продуктивному,
- преимущественное использование активных методов
обучения (игр, дискуссий, проектов, экспедиций, экскурсий, исследований, других
видов творческих работ).
Личностные, метапредметные
и предметные результаты
В
результате изучения программы «Культура добрососедства» на ступени начального
общего образования у выпускников будут сформированы личностные, познавательные
и коммуникативные универсальные учебные действия как основа умения учиться.
К
концу освоения курса «Культура добрососедства» у обучающихся будут
сформированы:
-
личностные результаты: формирование основ
российской гражданской идентичности; чувство гордости за свою Родину, народ,
его историю, за свою семью, как часть государства; осознание своей этнической и
национальной принадлежности; готовность и способность к саморазвитию; основы социальной
компетентности, как основы гражданственности; навыки ведения диалога и
переговорного процесса, решение спорных и конфликтных вопросов в соответствии с
принципами «культуры мира»; развитие мотивов учебной деятельности и
формирование личностного смысла изучения малой родины; уважительное отношение к
иному мнению, истории и культуре народов, населяющих Крым; развитие
самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе
нравственных норм поведения в обществе; навыки сотрудничества в различных
ситуациях; навыки адаптации в динамично изменяющемся мире; освоение способов
решения проблем творческого и поискового характера.
-
метапредметные результаты:
В
области метапредметных планируемых результатов будут формироваться
следующие коммуникативные, регулятивные и познавательные УУД.
Коммуникативные
УУД: обращаться за помощью; договариваться о
распределении функций и ролей в совместной деятельности; прогнозировать
возникновение конфликтов при наличии разных точек зрения; разрешать конфликты
на основе учета интересов и позиций всех участников; координировать и принимать
различные роли во взаимодействии.
Регулятивные
УУД: предвидеть возможности получения
конкретного результата при решении практических задач; адекватно воспринимать
предложения учителя, товарища, родителя и других людей по исправлению ошибок;
устанавливать соответствие поученного результата и поставленной цели;
осуществлять контроль по результату и способу действия.
Познавательные
УУД: узнавать, называть и определять объекты и
явления в соответствии с содержанием темы (раздела); использование
знаково-символических средств представления информации для создания родового
дерева, герба семьи, плана своего населённого пункта (улицы, района); активное
использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных
технологий для решения исследовательских задач; использование различных
способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном
пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и
интерпретации информации в соответствии с коммуникативными, познавательными,
исследовательскими задачами, в том числе умение вводить текст с помощью
клавиатуры, фиксировать (записывать) в цифровой форме измеряемые величины и
анализировать изображения, звуки, готовить свое выступление и выступать с
аудио-, видео-, фото- и графическим сопровождением; соблюдать нормы
информационной избирательности, этики и этикета; овладение логическими
действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым
признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения
рассуждений, отнесения к известным понятиям; освоение доступных способов
изучения природы и истории Крыма (наблюдение, запись, сравнение, классификация
и др., с получением информации из семейных архивов, от окружающих людей, в
открытом информационном пространстве).
При изучении учебного курса «Культура добрососедства»
учащиеся
должны знать:
Ø
названия природной зоны, возвышенностей, водоемов и других природных
объектов, возле которых располагается их город (поселок, село);
Ø
как оберегать зеленые насаждения и оказывать помощь птицам и
животным;
Ø
5-6 названий важных культурных и исторических памятников своей
местности;
Ø
5-6 названий праздников народов, живущих в данном регионе;
Ø
5-6 названий национальных блюд;
Ø
несколько фольклорных произведений, стихотворений о семье и
соседях;
Ø
«словарик дружбы» в указанном объеме на национальных языках,
носители которых учатся в его классе или являются его соседями;
должны иметь представление:
Ø об
экологии, о роли природы в жизни человека;
Ø об
истории города (поселка, села), улицы, на которой проживают;
Ø о
ремеслах, мастерах Крыма;
Ø о
национальной одежде и кухне народов Крыма;
Ø о
разнообразии культур и религий различных народов, населяющихся Крым;
Ø о
семейных святынях;
Ø о
ценностях, которые объединяют все народы;
должны уметь:
Ø рассказать,
как готовится его любимое блюдо;
Ø одеть
куклу в элементы национального костюма;
Ø вести
диалог с товарищами;
Ø сотрудничать
в группах, выслушивать мнение товарища и высказывать свое мнение;
Ø с
уважением относиться к родителям, одноклассникам, соседям;
использовать в общении со
сверстниками и учителем «Словарик дружбы».
Материально-техническое и
учебно-методическое оснащение
Географические
карты:
·
Физическая карта России –
·
Физическая карта Крыма
Учебно-практическое
и учебно-лабораторное оборудование:
·
Термометры для измерения
температуры воздуха, воды
·
Компас
·
Глобус
Ресурсное
обеспечение программы
1. «Культура
добрососедства» Араджиони М. А., ИИЦ «Интеграция и развитие», 2011
2. «Культура
добрососедства : программы интегрированного курса и методические рекомендации
для учебных заведений Автономной Республики Крым» : М. А. Араджиони Редакторы:
И. С.
3. Гладкая,
И. А. Андрющенко ИИЦ «Интеграция и развитие», 2011
4. «Культура
добрососедства : программа» (Араджиони М. А., Яковлева Т. Э.)
5. «.Календарное
планирование учебных занятий по «Культуре добрососедства» в 1-4-х классах» по
Араджиони М. А., Кравцовой Л. Ф. ИИЦ «Интеграция и развитие», 2011
6. 7.
Дюличев В. П. Рассказы по истории Крыма. – Симферополь: Бизнес-Информ, 1996.
7. Легенды
Крыма
8. Добрососедство:
сборник сочинений -Д565 Симферополь: Бизнес- Информ,1998.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.