Комитет
Администрации Шелаболихинского района по образованию
Муниципальное
бюджетное общеобразовательное учреждение
«Новообинцевская
средняя общеобразовательная школа»
Шелаболихинского
района Алтайского края
СОГЛАСОВАНО
|
СОГЛАСОВАНО
|
УТВЕРЖДАЮ
|
на заседании ШМО
учителей
начальных классов
|
Заместитель
Директора по УР
|
Директор
|
___________
Кавылина Н.В.
|
__________Баканова
Т.Л..
|
_______
Буянова Г.В.
|
Протокол
№____
от
« ___ » _____ 2016 года
|
«
__ »_________2016 года
|
«__»__________2016
года
|
|
|
Приказ
№ ___ от «__»________2016 г.
|
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета
«Изобразительное искусство»
Образовательная
область: искусство.
Ступень обучения:
начальная школа, 1 класс.
Срок реализации:
2016-2017 учебный год.
Разработчик
программы: Кавылина Надежда Васильевна, учитель.
Новообинцево 2016
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ
ЗАПИСКА
Рабочая программа составлена на основе следующих нормативно-правовых
документов:
1. Закон «Об
образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 года
2. Федерального
государственного стандарта начального общего образования (Приказ Министерства
образования и науки РФ от 6 октября 2009 г. №373 «Об утверждении и введении в
действие федерального государственного образовательного стандарта начального
общего образования»)
3. Приказ
Минобрнауки России от 19.12.2012.№ 1067 «Об утверждении федеральных перечней
учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном
процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего
образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2013/14 учебные год»
(Зарегистрировано в Минюсте России 30.01.2013 № 26755)
4. Примерной
программы по учебным предметам. Начальная школа.
5. Программы по
изобразительному искусству 1 класса под редакцией Неменского Б. М.
6. Учебного плана
МБОУ «Новообинцевская СОШ» на 2014/2015 учебный год
7. Положения о
рабочей программе МБОУ «Новообинцевская СОШ»
Выбор УМК обоснован тем, что входит в федеральный перечень
стандартов, каждый
учебно-методический комплект (УМК) имеет концепцию. Содержание обучения учебных дисциплин, методический аппарат,
средства ориентировки для учителя и учеников в пособиях выстраиваются в четком
соответствии с концептуальными положениями
и особенностями УМК.
Цели
и задачи учебного курса
Изучение курса
«Изобразительное искусство» направлено на достижение следующих целей:
·
воспитание интереса к
изобразительному искусству; обогащение нравственного опыта, формирование
представлений о добре и зле; развитие нравственных чувств, уважения к культуре
народов многонациональной России и других стран;
· развитие
воображения, творческого потенциала ребенка, желания и умения подходить к любой своей деятельности творчески,
способностей к эмоционально-ценностному отношению к искусству и окружающему
миру, навыков сотрудничества в художественной деятельности;
· освоение
первоначальных знаний о пластических искусствах:
изобразительных, декоративно‑прикладных, архитектуре и дизайне, их роли в жизни
человека и общества;
· овладение
элементарной художественной грамотой, формирование
художественного кругозора и приобретение опыта работы в различных видах
художественно‑творческой деятельности; совершенствование эстетического вкуса,
умения работать разными художественными материалами.
Перечисленные
цели реализуются в конкретных задачах обучения:
·
совершенствование эмоционально-образного восприятия
произведений искусства и окружающего мира;
·
развитие способности видеть проявление
художественной культуры в реальной жизни (музеи, архитектура, дизайн,
скульптура и др.);
·
формирование навыков работы с различными
художественными материалами.
Ценностные
ориентиры содержания учебного предмета
Приоритетная
цель художественного образования в школе — духовно-нравственное развитие
ребенка, т. е. формирование у него качеств, отвечающих представлениям об
истинной человечности, о доброте и культурной полноценности в восприятии мира.
Культуросозидающая
роль программы состоит также в воспитании гражданственности и патриотизма.
Прежде всего ребенок постигает искусство своей Родины, а потом знакомиться с
искусством других народов.
В
основу программы положен принцип «от родного порога в мир общечеловеческой
культуры». Россия — часть многообразного и целостного мира. Ребенок шаг за
шагом открывает многообразие культур разных народов и ценностные связи,
объединяющие всех людей планеты. Природа и жизнь являются базисом
формируемогомироотношения.
Связи
искусства с жизнью человека, роль искусства в повседневном его бытии, в жизни
общества, значение искусства в развитии каждого ребенка — главный смысловой
стержень курса.
Программа
построена так, чтобы дать школьникам ясные представления о системе
взаимодействия искусства с жизнью. Предусматривается широкое привлечение
жизненного опыта детей, примеров из окружающей действительности. Работа на
основе наблюдения и эстетического переживания окружающей реальности является
важным условием освоения детьми программного материала. Стремление к выражению
своего отношения к действительности должно служить источником развития
образного мышления.
Одна
из главных задач курса — развитие у ребенка интереса к внутреннему миру
человека, способности углубления в себя, осознания своих внутренних
переживаний. Это является залогом развития способности сопереживания.
Любая
тема по искусству должна быть не просто изучена, а прожита, т.е. пропущена
через чувства ученика, а это возможно лишь в деятельностной форме, в форме
личного творческого опыта. Только тогда, знания и умения по искусству
становятся личностно значимыми, связываются с реальной жизнью и эмоционально
окрашиваются, происходит развитие личности ребенка, формируется его ценностное
отношение к миру.
Особый
характер художественной информации нельзя адекватно передать словами.
Эмоционально-ценностный, чувственный опыт, выраженный в искусстве, можно
постичь только через собственное переживание — проживание художественного
образа в форме художественных действий. Для этого необходимо освоение
художественно-образного языка, средств художественной выразительности. Развитая
способность к эмоциональному уподоблению — основа эстетической отзывчивости. В
этом особая сила и своеобразие искусства: его содержание должно быть присвоено
ребенком как собственный чувственный опыт.На этой основе происходит развитие
чувств, освоение художественного опыта поколений и эмоционально-ценностных
критериев жизни.
Общая
характеристика учебного курса
Курс
разработан как целостная система введения в художественную культуру и включает
в себя на единой основе изучение всех основных видов пространственных (пластических)
искусств: изобразительных — живопись, графика, скульптура; конструктивных —
архитектура, дизайн; различных видов декоративно-прикладного искусства,
народного искусства — традиционного крестьянского и народных промыслов, а также
постижение роли художника в синтетических (экранных) искусствах — искусстве
книги, театре, кино и т.д. Они изучаются в контексте взаимодействия с другими
искусствами, а также в контексте конкретных связей с жизнью общества и
человека.
Систематизирующим
методом является выделение трех основных видов художественной деятельностидля
визуальных пространственных искусств:
— изобразительная
художественная деятельность;
— декоративная
художественная деятельность;
— конструктивная
художественная деятельность.
Три
способа художественного освоения действительности — изобразительный,
декоративный и конструктивный — в начальной школе выступают для детей в
качестве хорошо им понятных, интересных и доступных видов художественной
деятельности: изображение, украшение, постройка. Постоянное практическое
участие школьников в этих трех видах деятельности позволяет систематически
приобщать их к миру искусства.
Необходимо иметь в виду, что в
начальной школе три вида художественной деятельности представлены в игровой
форме как Братья-Мастера Изображения, Украшения и Постройки. Они помогают
вначале структурно членить, а значит, и понимать деятельность искусств в
окружающей жизни, более глубоко осознавать искусство.
Тематическая
цельность и последовательность развития курса помогают обеспечить прозрачные
эмоциональные контакты с искусством на каждом этапе обучения. Ребенок
поднимается год за годом, урок за уроком по ступенькам познания личных связей
со всем миром художественно-эмоциональной культуры.
Предмет «Изобразительное искусство»
предполагает сотворчество учителя и ученика; диалогичность; четкость
поставленных задач и вариативность их решения; освоение традиций художественной
культуры и импровизационный поиск личностно значимых смыслов.
Основные виды учебной деятельности —
практическая художественно-творческая деятельность ученика и восприятие красоты
окружающего мира и произведений искусства.
Практическая художественно-творческая
деятельность (ребенок выступает в роли художника) и деятельность по восприятию
искусства (ребенок выступает в роли зрителя, осваивая опыт художественной
культуры) имеют творческий характер. Учащиеся осваивают различные
художественные материалы (гуашь и акварель, карандаши, мелки, уголь, пастель,
пластилин, глина, различные виды бумаги, ткани, природные материалы),
инструменты (кисти, стеки, ножницы и т. д.), а также художественные техники
(аппликация, коллаж, монотипия, лепка, бумажная пластика и др.).
Одна из задач — постоянная смена
художественных материалов, овладение их выразительными возможностями.
Многообразие видов деятельности стимулирует интерес учеников к предмету,
изучению искусства и является необходимым условием формирования личности
каждого.
Восприятие произведений искусства
предполагает развитие специальных навыков, развитие чувств, а также овладение
образным языком искусства. Только в единстве восприятия произведений искусства
и собственной творческой практической работы происходит формирование образного
художественного мышления детей.
Особым
видом деятельности учащихся является выполнение творческих проектов и
презентаций. Для этого необходима работа со словарями, поиск разнообразной
художественной информации в Интернете.
Развитие
художественно-образного мышления учащихся строится на единстве двух его основ:
развитие наблюдательности, т.е. умения вглядываться в явления жизни, и развитие
фантазии, т. е. способности на основе развитой наблюдательности строить
художественный образ, выражая свое отношение к реальности.
Наблюдение
и переживание окружающей реальности, а также способность к осознанию своих
собственных переживаний, своего внутреннего мира являются важными условиями
освоения детьми материала курса. Конечная цель — формирование у ребенка
способности самостоятельного видения мира, размышления о нем, выражения своего
отношения на основе освоения опыта художественной культуры.
Восприятие произведений искусства и
практические творческие задания, подчиненные общей задаче, создают условия для
глубокого осознания и переживания каждой предложенной темы. Этому способствуют
также соответствующая музыка и поэзия, помогающие детям на уроке воспринимать и
создавать заданный образ.
Программа
«Изобразительное искусство» предусматривает чередование уроков индивидуального
практического творчества учащихся и уроков коллективной творческой
деятельности.
Коллективные формы работы
могут быть разными: работа по группам; индивидуально-коллективная работ, когда
каждый выполняет свою часть для общего панно или постройки. Совместная
творческая деятельность учит детей договариваться, ставить и решать общие
задачи, понимать друг друга, с уважением и интересом относиться к работе
товарища, а общий положительный результат дает стимул для дальнейшего
творчества и уверенность в своих силах. Чаще всего такая работа — это
подведение итога какой-то большой темы и возможность более полного и
многогранного ее раскрытия, когда усилия каждого, сложенные вместе, дают яркую
и целостную картину.
Художественная
деятельность школьников на уроках находит разнообразные формы выражения:
изображение на плоскости и в объеме (с натуры, по памяти, по представлению);
декоративная и конструктивная работа; восприятие явлений действительности и
произведений искусства; обсуждение работ товарищей, результатов коллективного
творчества и индивидуальной работы на уроках; изучение художественного
наследия; подбор иллюстративного материала к изучаемым темам; прослушивание
музыкальных и литературных произведений (народных, классических, современных).
Художественные знания,
умения и навыки являются основным средством приобщения к художественной
культуре. Средства художественной выразительности — форма, пропорции,
пространство, светотональность, цвет, линия, объем, фактура материала, ритм,
композиция — осваиваются учащимися на всем протяжении обучения.
На уроках вводится игровая драматургия
по изучаемой теме, прослеживаются связи с музыкой, литературой, историей,
трудом.
Систематическое освоение художественного
наследия помогает осознавать искусство как духовную летопись человечества, как
выражение отношения человека к природе, обществу, поиску истины. На протяжении
всего курса обучения школьники знакомятся с выдающимися произведениями
архитектуры, скульптуры, живописи, графики, декоративно-прикладного искусства,
изучают классическое и народное искусство разных стран и эпох. Огромное
значение имеет познание художественной культуры своего народа.
Обсуждение детских работ с точки зрения их
содержания, выразительности, оригинальности активизирует внимание детей,
формирует опыт творческого общения.
Периодическая организация выставок дает
детям возможность заново увидеть и оценить свои работы, ощутить радость успеха.
Выполненные на уроках работы учащихся могут быть использованы как подарки для
родных и друзей, могут применяться в оформлении школы.
Место учебного предмета в учебном плане.
В Федеральном
базисном образовательном плане на изучение изобразительного искусства в 1
классе отводится 1ч в неделю (33ч, 33 учебные недели).
Рабочая программа
разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного
образовательного стандарта начального общего образования, рекомендациями
Примерной программы начального общего образования и авторской программы Неменского
Б. М. Изобразительное искусство: 1–4 классы: рабочие программы / Б. М.
Неменский [и др.]. – М. : Просвещение, 2014.
Информация о
внесенных изменениях в авторскую программу и их обоснование: нет.
Используемая в тексте программы система условных обозначений: т – теоретическое занятие, п – практическое
занятие, к – комбинированный урок.
Планируемые
результаты
Личностные результаты:
- в
ценностно-эстетической сфере: эмоционально-ценностное отношение к
окружающему миру (семье, Родине, природе, людям); толерантное принятие
разнообразия культурных явлений, национальных ценностей и духовных традиций;
художественный вкус и способность к эстетической оценке произведений искусства,
нравственной оценке своих и чужих поступков, явлений окружающей жизни;
- в
познавательной (когнитивной) сфере: способность к художественному познанию
мира, умение применять полученные знания в собственной художественно-творческой
деятельности.
- в
трудовой сфере: навыки использования различных художественных материалов
для работы в разных техниках (живопись, графика, скульптура,
декоративно-прикладное искусство, художественное конструирование); стремление
использовать художественные умения для создания красивых вещей или их
украшения.
Метапредметные
результаты:
- умение
видеть и воспринимать проявления художественной культуры в окружающей жизни
(техника, музеи, архитектура, дизайн, скульптура и др.);
- желание
общаться с искусством, участвовать в обсуждении содержания и выразительных
средств произведений искусства;
- активное
использование языка изобразительного искусства и различных художественных
материалов для освоения содержания разных учебных предметов (литература,
окружающий мир, родной язык и др.);
- формирование
мотивации и умений организовывать самостоятельную художественно-творческую
и предметно-продуктивную деятельность, выбирать средства для реализации
художественного замысла;
- формирование
способности оценивать результаты художественно-творческой деятельности
(собственной и одноклассников).
Предметными результатами изучения изобразительного искусства являются формирование следующих умений:
Обучающийся
научится: базовый
-различать основные виды художественной деятельности (рисунок,
живопись, скульптура, художественное конструирование и дизайн,
декоративно-прикладное искусство) и участвовать в художественно-творческой
деятельности, используя различные художественные материалы и приёмы работы с
ними для передачи собственного замысла;
-
узнает значение слов: художник, палитра, композиция, иллюстрация, аппликация,
коллаж, флористика, гончар;
-
узнавать отдельные произведения выдающихся художников и народных мастеров;
-различать основные и составные, тёплые и холодные
цвета; изменять их эмоциональную напряжённость с помощью смешивания с белой и
чёрной красками; использовать их для передачи художественного замысла в
собственной учебно-творческой деятельности;
основные
и смешанные цвета, элементарные правила их смешивания;
-
эмоциональное значение тёплых и холодных тонов;
-
особенности построения орнамента и его значение в образе художественной вещи;
-
знать правила техники безопасности при работе с режущими и колющими
инструментами;
-
способы и приёмы обработки различных материалов;
-
организовывать своё рабочее место, пользоваться кистью, красками, палитрой;
ножницами;
-
передавать в рисунке простейшую форму, основной цвет предметов;
-
составлять композиции с учётом замысла;
-
конструировать из бумаги на основе техники оригами, гофрирования, сминания,
сгибания;
-
конструировать из ткани на основе скручивания и связывания;
-
конструировать из природных материалов;
-
пользоваться простейшими приёмами лепки.
Обучающийся
получит возможность научиться: повышенный
-
усвоить основы трех видов художественной деятельности: изображение на плоскости
и в объеме; постройка или художественное конструирование на плоскости, в объеме
и пространстве; украшение или декоративная деятельность с использованием
различных художественных материалов;
-участвовать в художественно-творческой
деятельности, используя различные художественные материалы и приёмы работы с
ними для передачи собственного замысла;
-
приобрести первичные навыки художественной работы в следующих видах искусства:
живопись, графика, скульптура, дизайн, декоративно-прикладные и народные формы
искусства;
-
развивать фантазию, воображение;
-приобрести
навыки художественного восприятия различных видов искусства;
-
научиться анализировать произведения искусства;
-
приобрести первичные навыки изображения предметного мира, изображения растений
и животных;
-
приобрести навыки общения через выражение художественного смысла, выражение
эмоционального состояния, своего отношения в творческой художественной
деятельности и при восприятии произведений искусства и творчества своих товарищей.
Содержание программы учебного курса
Тема 1
класса – «Ты изображаешь, украшаешь и строишь» (33 ч). Дети знакомятся с
присутствием разных видов художественной деятельности в повседневной жизни, с
работой художника, учатся с разных художественных позиций наблюдать реальность,
рисовать, украшать и конструировать, осваивая выразительные свойства различных художественных
материалов.
Игровая,
образная форма приобщения к искусству: три Брата-Мастера — Мастер Изображения,
Мастер Украшения и Мастер Постройки. Уметь видеть в окружающей жизни работу
того или иного Брата-Мастера — интересная игра, с которой начинается познание
связей искусства с жизнью. Здесь закладывается фундамент в познание огромного,
сложного мира пластических искусств. В задачу первого года обучения входит
осознание того, что Мастера работают разными материалами, а также первичное
освоение этих материалов.
Но
Мастера предстают перед детьми не все сразу. Сначала показывается Мастер
Изображения, затем Мастер Украшения, потом Мастер Постройки. В конце они
показывают детям, что друг без друга жить не могут и всегда работают вместе.
Ты учишься изображать (9 ч)
Изображения,
созданные художниками, встречаются всюду в нашей повседневной жизни и влияют на
нас. Каждый ребёнок тоже немножко художник, и, рисуя, он учится понимать
окружающий его мир и других людей. Видеть – осмысленно рассматривать окружающий
мир – надо учиться, и это очень интересно; именно умение видеть лежит в основе
умения рисовать.
Овладение
первичными навыками изображения на плоскости с помощью линии, пятна, цвета.
Овладение первичными навыками изображения в объеме.
Первичный
опыт работы художественными материалами, эстетическая оценка их выразительных
возможностей.
v
Изображения всюду вокруг нас.
v
Мастер Изображения учит видеть.
v
Изображать можно пятном.
v
Изображать можно в объеме.
v
Изображать можно линией.
v
Разноцветные краски.
v
Изображать можно и то, что невидимо.
v
Художники и зрители (обобщение темы).
Ты украшаешь (8 ч)
Украшения
в природе. Красоту нужно уметь замечать.Люди радуются
красоте и украшают мир вокруг себя. Мастер Украшения учит любоваться
красотой.
Основы
понимания роли декоративной художественной деятельности в жизни человека.
Мастер Украшения — мастер общения, он организует общение людей, помогая им
наглядно выявлять свои роли.
Первичный
опыт владения художественными материалами и техниками (аппликация, бумагопластика,
коллаж, монотипия). Первичный опыт коллективной деятельности.
v
Мир полон украшений.
v
Цветы.
v
Красоту надо уметь замечать.
v
Узоры на крыльях. Ритм пятен.
v
Красивые рыбы. Монотипия.
v
Украшения птиц. Объёмная аппликация.
v
Узоры, которые создали люди.
v
Как украшает себя человек.
v
Мастер Украшения помогает сделать праздник
(обобщение темы).
Ты строишь (11 ч)
Первичные
представления о конструктивной художественной деятельности и ее роли в жизни
человека. Художественный образ в архитектуре и дизайне.
Мастер Постройки — олицетворение конструктивной
художественной деятельности.Умение видеть конструкцию формы предмета лежит в
основе умения рисовать.
Разные типы построек. Первичные умения видеть конструкцию,
т. е. построение предмета.
Первичный опыт владения художественными материалами и
техниками конструирования. Первичный опыт коллективной работы.
v
Постройки в нашей жизни.
v
Дома бывают разными.
v
Домики, которые построила
природа.
v
Дом снаружи и внутри.
v
Строим город.
v
Все имеет свое строение.
v
Строим вещи.
v Город, в котором мы живем (экскурсия, обобщение темы).
Изображение, украшение, постройка всегда
помогают друг другу (5 ч)
Общие
начала всех пространственно-визуальных искусств — пятно, линия, цвет в
пространстве и на плоскости. Различное использование в разных видах искусства
этих элементов языка.
Изображение,
украшение и постройка — разные стороны работы художника и присутствуют в любом
произведении, которое он создает.
Наблюдение природы и природных объектов. Эстетическое восприятие природы. Художественно-образное
видение окружающего мира.
Навыки
коллективной творческой деятельности.
v Три Брата-Мастера всегда трудятся вместе.
v Праздник весны.
v Сказочная страна.
v Времена года (экскурсия)
v Здравствуй, лето! Урок любования (обобщение
темы).
№
|
Наименование
разделов
|
Всего
часов
|
В
том числе на:
|
Сроки
прохождения
|
экскурсии
|
по
плану
|
по
факту
|
1
|
Ты учишься изображать
|
9
|
-
|
|
|
2
|
Ты украшаешь
|
8
|
-
|
|
|
3
|
Ты строишь
|
11
|
1
|
|
|
4
|
Изображение, украшение, постройка всегда
помогают друг другу
|
5
|
1
|
|
|
|
Итого
|
33
|
2
|
|
|
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.