Департамент образования Администрации города Ноябрьска
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 9»
муниципального
образования город Ноябрьск
Принято на заседании научно-методического совета
Протокол
от «___» июня
2013 года № __
Руководитель
методического совета ____________С.А.Коломиец
|
Согласовано
Заместитель директора
по УВР_______________
И.А.Терещенко
от «__»
августа 2013 года
|
Утверждено
Директор
МБОУ СОШ №9 _______________________
А.Ю. Мельников
от
«__» августа 2013 года
|
Рабочая
программа
по изобразительному
искусству
для
5 –х классов
1 час в
неделю (всего 35 часов)
Составитель:
Учитель высшей квалификационной категории
Коломиец Светлана Александровна
Ноябрьск
2013 г.
Пояснительная записка
Рабочая
программа по изобразительному искусству для 5-х классов разработана на основе
Примерной программы основного общего образования по изобразительному искусству
// Музыка. Изобразительное искусство. Мировая художественная культура.
Содержание образования: Сборник нормативно-правовых документов и методических
материалов. – М.: Вентана – Граф, 2008.- (современной образование), авторской
программы Б. М. Неменский. Декоративно-прикладное искусство в жизни человека /[Б.М.
Неменский, Н.А. Горяева, Л. А. Неменская, А.С. Питерских]; под рук. Б.М.
Неменского. // Программы общеобразовательных учреждений: Изобразительное
искусство и художественный труд. 1-9 классы. – М.: Просвещение, 2009, с учетом
целей и задач основной образовательной программы основного общего образования МБОУ
СОШ №9, в соответствии с требованиями федерального государственного стандарта
основного общего образования.
Рабочая
программа ориентирована на использование учебника: Горяева Н.А. Изобразительное
искусство: декоративно – прикладное искусство в жизни человека: учебник для 5
кл. общеобразоват. учреждений / [Н.А.Горяева, О.В.Островская]; под ред. Б.М.
Неменского. – 7-е изд.-М.: Просвещение, 2012.
Данная
программа составлена для реализации учебного предмета Изобразительное
искусство, входящего в обязательную часть учебного плана, реализуется
в объеме 1 час в неделю (35 часов в год). Программой
предусмотрено проведение 35 практических работ.
Связи
искусства с жизнью человека, роль искусства в повседневном его бытии, роль
искусства в жизни общества – главный смысловой стержень программы.
Программа построена так, чтобы дать школьникам
представления о значении искусства в их личном становлении. Предусматривается
широкое привлечение их жизненного опыта, примеров из окружающей действительности.
Практическая творческая работа детей на основе наблюдения и эстетического
переживания окружающей реальности является важным условием освоения
программного материала. Стремление к выражению своего отношения к
действительности должно служить источником развития образного мышления
учащихся.
Рабочая программа имеет целью – формирование художественной культуры учащихся, развития
художественного мышления, способности к творческой деятельности.
Задачи:
ü
обеспечить
практическую реализацию требований федеральных государственных образовательных
стандартов основного общего образования при изучении изобразительного
искусства;
ü
обеспечить доступность освоения знаниями об основных
явлениях русского и мирового искусства, декоративных, орнаментальных
композициях в традиции народного искусства;
ü
создать условия для организации интеллектуальных и
творческих способностей обучающихся;
ü
формировать
способности к анализу, обобщению, аргументации, самопознанию;
ü
формировать способности применять усвоенные знания народно-прикладного искусства, принципы декоративного обобщения работы
в конкретном материале (батик, витраж и т.п.);
ü
формировать способности художественной
деятельности, разнообразными формами изображения на плоскости и в объеме (с
натуры, по памяти, представлению, воображению);
ü
воспитывать культуру
восприятия произведений изобразительного, декоративно-прикладного искусства,
архитектуры и дизайна.
Новизна данной программы определяется тем, что в ней учитывается аспект
этнокультурного образования, который реализуется через
дополнительное содержание тем отдельных уроков:
раздел
|
№, тема урока
|
Содержание НРК
|
I. Древние корни народного искусства
|
1.4. Конструкция и декор предметов народного быта
|
Образы и мотивы в
орнаментах ЯНАО.
|
1.7.
Народный праздничный костюм
|
Народный
праздничный костюм жителей Крайнего Севера
|
II. Связь времен в
народном искусстве
|
2.2. Древние образы в современных народных игрушках
|
Древние образы
народной игрушки Крайнего Севера
|
III. Декор – человек, общество, время
|
3.10. О чем
рассказывают нам гербы и эмблемы
|
О чём
рассказывают гербы Тюменской области.
|
IV. Декоративное искусство
в современном мире
|
4.1. Современное
выставочное искусство
|
Творческая
импровизация древних образов народного искусства в работах народных художников ЯНАО.
|
Технологии:
ü
деятельностный подход;
ü
личностно-ориентированые технологии: Школа диалога
культур, коллективной мыследеятельности, проектная технология, эврестического
обучения.
При
организации процесса обучения в раках данной программы ведущими являются
деятельностный и проблемный методы обучения, методы
художественно-эстетического воспитания:
·
Метод художественного
уподобления
·
Метод поэтапных открытий
·
Метод единства восприятия и
созидания
·
Метод широких ассоциаций
·
Метод индивидуальной и
коллективной поисковой работы
·
Метод свободы в системе ограничений
·
Метод диалогичности
·
Метод сравнений
·
Метод коллективных и групповых
работ
Художественная
деятельность школьников на уроках находит разнообразные формы выражения:
изображение на плоскости и в объеме с натуры, по памяти, по представлению;
объемно-пространственное моделирование; проектно-конструкторская деятельность;
декоративная работа с разными материалами.
На
протяжении курса обучения изучаются группы декоративных искусств, в которых
сохраняется наглядный для детей их практический смысл, связь с фольклором, с
национальными и народными корнями искусства. Раскрывается присущий детству
наивно-декоративный язык изображения и непосредственная образность, игровая
атмосфера, присущие как народным формам, так и декоративным функциям искусства
в современной жизни. Программа предполагает акцент на местные художественные
промыслы.
Личностные,
метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета
В соответствии с
требованиями к результатам освоения основной образовательной программы общего
образования Федерального государственного образовательного стандарта рабочая
программа направлена на достижение учащимися формирование у учащихся личностных,
метапредметных и предметных результатов.
Личностные:
Воспитание
российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству,
чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонациональной России;
знание культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов
России и человечества; усвоение гуманистических, традиционных ценностей
многонационального российского общества;
Формирование
ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к
саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
Формирование
целостного мировоззрения;
Формирование
осознанного, уважительного, доброжелательного отношения к другому человеку, его
мнению, мировоззрению, культуре; готовности и способности вести диалог с
другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;
Развитие
морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе
личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения,
осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
Формирование
коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками,
взрослыми в процессе образовательной творческой деятельности;
Осознание значения
семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни,
уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
Развитие эстетического
сознания через освоение художественного наследия народов России и мира,
творческой деятельности эстетического характера.
Метапредметные:
Умение
самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для
себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и
интересы своей познавательной деятельности;
Умение
самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные,
осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных
задач;
Умение соотносить
свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей
деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в
рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в
соответствии с изменяющейся ситуацией;
Умение оценивать
правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;
Владение основами
самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в
учебной и познавательной деятельности;
Умение
организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и
сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и
разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов;
формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение.
Предметные:
Формирование основ
художественной культуры обучающихся как части их общей духовной культуры, как
особого способа познания жизни и средства организации общения; развитие
эстетического, эмоционально-ценностного видения окружающего мира; развитие
наблюдательности, способности к сопереживанию, зрительной памяти,
ассоциативного мышления, художественного вкуса и творческого воображения;
Развитие
визуально-пространственного мышления как формы эмоционально-ценностного
освоения мира, самовыражения и ориентации в художественном и нравственном
пространстве культуры;
Освоение
художественной культуры во всем многообразии ее видов, жанров, и стилей как
материального выражения духовных ценностей, воплощенных в пространственных
формах (фольклорное художественное творчество разных народов, классические
произведения отечественного и зарубежного искусства, искусство современности);
Воспитание
уважения к истории культуры своего отечества, выраженной в архитектуре,
изобразительном искусстве, в национальных образах предметно-материальной и
пространственной среды, в понимании красоты человека;
Приобретение опыта
создания художественного образа в разных видах и жанрах
визуально-пространственных искусств: изобразительных (живопись, графика,
скульптура), декоративно-прикладных, в архитектуре и дизайне; приобретение
опыта работы над визуальным образом в синтетических искусствах (театр и кино);
Приобретение опыта
работы различными художественными материалами и в различных техниках в
различных видах визуально-пространственных искусств, в специфических формах
художественной деятельности;
Развитие
потребности в общении с произведениями изобразительного искусства, освоение
практических умений и навыков восприятия, интерпретации и оценки произведений
искусства; формирование активного отношения к традициям художественной культуры
как смысловой, эстетической, личностно-значимой ценности;
Осознание значения
искусства и творчества в личной и культурной самоидентификации личности;
Развитие
индивидуальных творческих способностей обучающихся, формирование устойчивого
интереса к творческой деятельности.
Требования к
уровню подготовки
Роль
искусства и художественной деятельности в жизни человека и общества
Обучающийся
научится:
• понимать роль и место искусства в развитии культуры, ориентироваться в связях искусства с
наукой и религией;
• осознавать потенциал искусства в познании мира, в формировании
отношения к человеку, природным и социальным явлениям;
• понимать роль искусства в создании
материальной среды обитания человека;
• осознавать главные темы искусства и, обращаясь
к ним в собственной художественно-творческой деятельности, создавать
выразительные образы.
Обучающийся получит
возможность научиться:
• выделять
и анализировать авторскую концепцию художественного образа в произведении
искусства;
• различать
произведения разных эпох, художественных стилей;
• различать
работы великих мастеров по художественной манере (по манере письма).
Духовно-нравственные
проблемы жизни и искусства
Обучающийся
научится:
• осознавать роль искусства в формировании мировоззрения, в развитии
религиозных представлений и в передаче духовно-нравственного опыта поколений;
• осмысливать на основе произведений искусства морально-нравственную
позицию автора и давать ей оценку, соотнося с собственной позицией;
• передавать
в собственной художественной деятельности красоту мира;
• осознавать
важность сохранения художественных ценностей для последующих поколений, роль
художественных музеев в жизни страны, края, города.
Обучающийся получит
возможность научиться
осознавать необходимость развитого эстетического вкуса в жизни современного
человека.
Язык пластических искусств и художественный образ
Обучающийся
научится:
• эмоционально-ценностно относиться к природе, человеку, обществу;
различать и передавать в художественно-творческой деятельности характер,
эмоциональные состояния и своё отношение к ним средствами художественного
языка;
• понимать роль художественного образа и понятия «выразительность» в
искусстве;
• создавать композиции на заданную тему на плоскости и в пространстве,
используя выразительные средства изобразительного искусства: композицию, форму,
ритм, линию, цвет, объём, фактуру; различные художественные материалы для
воплощения собственного художественно-творческого замысла в живописи, графике;
• создавать средствами живописи,
декоративно-прикладного искусства образ человека: передавать на плоскости и в
объёме пропорции лица, фигуры, характерные черты внешнего облика, одежды,
украшений человека;
• наблюдать, сравнивать, сопоставлять и анализировать геометрическую
форму предмета; изображать предметы различной формы; использовать простые формы
для создания выразительных образов в живописи, графике, художественном
конструировании;
• использовать декоративные элементы,
геометрические, растительные узоры для украшения изделий и предметов быта, ритм
и стилизацию форм для создания орнамента; передавать в собственной
художественно-творческой деятельности специфику стилистики произведений
народных художественных промыслов в России (с учётом местных условий).
Обучающийся получит
возможность научиться:
• анализировать и высказывать
суждение о своей творческой работе и работе одноклассников;
• понимать и использовать в
художественной работе материалы и средства художественной выразительности,
соответствующие замыслу;
• анализировать
средства выразительности, используемые художниками, архитекторами, дизайнерами
для создания художественного образа.
Виды и жанры изобразительного искусства
Обучающийся
научится:
• различать виды изобразительного искусства
(рисунок, живопись, декоративно-прикладное искусство) и участвовать в
художественно-творческой деятельности, используя различные художественные
материалы и приёмы работы с ними для передачи собственного замысла;
• различать виды декоративно-прикладных
искусств, понимать их специфику;
• различать жанры изобразительного искусства
(портрет, пейзаж, натюрморт) и участвовать в художественно-творческой
деятельности, используя различные художественные материалы и приёмы работы с
ними для передачи собственного замысла.
Обучающийся получит
возможность научиться определять
шедевры национального и мирового
изобразительного искусства.
Основной формой
проведения занятий по программе является урок.
Программа
предусматривает чередование уроков индивидуального творчества учащихся и
уроков коллективной творческой деятельности.
Виды коллективных
форм работы:
- работа по
группам;
-индивидуально-коллективный
метод работы, когда каждый выполняет свою часть работы для общего панно или
постройки. Совместная творческая деятельность учит детей договариваться,
ставить и решать общие задачи, понимать друг друга, с уважением и интересом относиться
к работе товарища, а общий положительный результат дает стимул для дальнейшего
творчества и уверенность в своих силах.
ПРОВЕРКА ЗНАНИЙ УЧАЩИХСЯ
Формы контроля уровня обученности
1.
Входной
2.
Самооценка и самоконтроль определение учеником границ своего «знания - незнания», своих
потенциальных возможностей, а также осознание тех проблем, которые ещё
предстоит решить в ходе осуществления деятельности.
3.
Текущий: прогностический,
пооперационный, рефлексивный, контроль по результату.
4.
Итоговый контроль в
формах публичного предъявления работ: участие в выставках, конкурсах,
проектах.
Критерии
оценки устных индивидуальных и фронтальных ответов
- Активность участия.
- Умение собеседника прочувствовать суть вопроса.
- Искренность ответов, их развернутость, образность,
аргументированность.
- Самостоятельность.
- Оригинальность суждений.
Критерии
и система оценки творческой работы
- Как решена композиция: правильное решение композиции, предмета,
орнамента (как организована плоскость листа, как согласованы между собой
все компоненты изображения, как выражена общая идея и содержание).
- Владение техникой: как ученик пользуется художественными
материалами, как использует выразительные художественные средства в
выполнении задания.
- Общее впечатление от работы. Оригинальность, яркость и
эмоциональность созданного образа, чувство меры в оформлении и
соответствие оформления работы. Аккуратность всей работы.
Из всех этих
компонентов складывается общая оценка работы обучающегося.
ОСНОВНОЕ
СОДЕРЖАНИЕ
V класс (35 час)
I.Древние корни народного искусства (8 час.)
1.1. Древние образы в народном
искусстве. (1 час) Традиционные образы народного
(крестьянского) прикладного искусства – солярные знаки, конь, птица,
мать-земля, древо жизни – как выражение мифопоэтических представлений о мире,
как память народа. Связь образа матери-земли с символами плодородия. Форма и
цвет как знаки, символизирующие идею обожествления солнца, неба и земли нашими
далекими предками.
Задание: выполнение рисунка на тему древних
образов в узорах вышивки, росписи, резьбе по дереву (древо жизни, мать-земля,
птица, конь, солнце).
1.2 – 1.3. Убранство русской избы. (2
час) Дом – мир, обжитой человеком, образ освоенного пространства. Дом как
микрокосмос. Избы севера и средней полосы России. Единство конструкций и декора
в традиционном русском жилище. Отражение картины мира в трехчастной структуре и
образном строе избы (небо, земля, подземно-водный мир). Декоративное убранство
крестьянского дома: охлупень, полотенце, причелины, лобовая доска, наличники,
ставни. Символическое значение образов и мотивов в узорном убранстве русских
изб.
Задание: создание эскиза декоративного
убранства избы: украшение деталей дома (франтон, наличники, причелина, лобовая
доска, наличник) солярными знаками, растительными и зооморфными мотивами,
выстраивание их в орнаментальную композицию.
1.4. Внутренний мир русской избы. (1 час)
Деревенский мудро устроенный быт. Устройство внутреннего пространства
крестьянского дома, его символика (потолок – небо, пол – земля, подзол –
подземный мир, окна – очи, свет и т.д.) Жизненно-важные центры в крестьянском
доме: печное устройство, красный угол, круг предметов быта, труда и включение
их в пространство дома. Единство пользы и красоты в крестьянском жилище. Образы и мотивы в орнаментах ЯНАО.
Задание: изображение внутреннего убранства
русской избы с включением деталей крестьянского интерьера (печь, лавки, стол,
предметы быта и труда); коллективная работа по созданию общего подмалевка.
1.5. Конструкция и декор предметов
народного быта и труда. (1 час) Русские прялки, деревянная посуда, предметы труда – область
конструктивной фантазии, умелого владения материалом. Предметы народного быта:
прялки, ковши (ковш-скопкарь, ковш-конюх, ковш-черпак), ендовы, солоницы,
хлебницы, вальки, рубеля и др. Символическое значение декоративных элементов в
резьбе и росписи. Нарядный декор – не только украшение предмета, но и выражение
представлений людей об упорядоченности мироздания в образной форме. Превращение
бытового, утилитарного предмета в вещь – образ.
Задание: выполнение эскиза декоративного
убранства предметов крестьянского быта (ковш, прялка, валек и др.).
1.6. Русская народная вышивка. (1 час)
Крестьянская вышивка – хранительница древнейших обрядов и мотивов, их
устойчивости и вариативности. Условность языка орнамента, его символическое
значение. Особенности орнаментальных построений в вышивках полотенец, подзоров,
женских рубах и др. Связь образов и мотивов крестьянской вышивки с природой, их
необычайная выразительность (мотив птицы, коня и всадника, матери-земли – древа
жизни и т.д.). Символика цвета в крестьянской вышивке (белый цвет, красный
цвет).
Задание: создание эскиза вышитого полотенца по
мотивам народной вышивки; украшение своего полотенца вырезанными из тонкой
бумаги кружевами.
1.7. Народный праздничный костюм. (1 час) Народный праздничный костюм – целостный художественный образ.
Северорусский и южнорусский комплекс одежды. Рубаха – основа женского и
мужского костюмов. Разнообразие форм и украшений народного праздничного костюма
в различных республиках и регионах России. Свадебный костюм. Форма и декор
женских головных уборов. Выражение идеи целостности мироздания через связь небесного,
земного и подземного- подводного миров, идеи плодородия в образном строе
народного праздничного костюма. Народный праздничный
костюм жителей Крайнего Севера.
Задание: создание эскизов народного
праздничного костюма (женского и мужского) разных регионов и народов России в
одном из вариантов; украшение съемных деталей одежды для картонной
игрушки-куклы; украшение крупных форм крестьянской одежды (рубаха, душегрея,
сарафан) нарядным орнаментом.
1.8. Народные праздничные обряды (обобщение темы) (1 час) Календарные народные праздники – это способ
участия человека, связанного с землей, в событиях природы, это коллективное
ощущение целостности мира. Обрядовые действия народного праздника, их
символическое значение.
Задание: раскрытие символического значения
обрядового действа на примере одного из календарных праздников; подбор загадок,
прибауток, пословиц, поговорок, народных песен к конкретному народному
празднику.
2.Связь времен в народном искусстве (8 час.)
2.1. – 2.2. Древние образы в современных народных игрушках (2 час.) Живучесть древних образов (коня,
птицы, бабы) в современных народных игрушках, как сказочный реализм.
Особенности пластической формы глиняных игрушек, принадлежащих различным
художественным промыслам. Единство формы и декора в игрушке. Цветовой строй и
основные элементы росписи филимоновской, дымковской, каргопольской и др.
местных форм игрушек. Древние образы народной игрушки
Крайнего Севера.
Задание: создание игрушки (импровизация
формы) и украшение ее декоративной росписью в традиции одного из промыслов.
2.3. Искусство Гжели (1 час) Из истории
развития гжельской керамики, слияние промысла с художественной промышленностью.
Разнообразие и скульптурность посудных форм, единство формы и декора. Природные
мотивы в изделиях гжельских мастеров. Особенности гжельской росписи: сочетание
синего и белого тонов, тоновые контрасты, виртуозный круговой мазок с
растяжением, дополненный изящной линией. Разнообразие и скульптурность посудных
форм, единство формы декора. Орнаментальные и декоративно-сюжетные композиции.
Задание: изображение выразительной посудной
формы с характерными деталями(носик, ручка, крышечка) на листе бумаги или
используемую для этого пластилином баночку; украшение плоской (объемной)
нарядной гжельской росписью.
2.4.Городецкая роспись (1 час) Краткие
сведения из истории развития городецкой росписи. Изделия Городца – национальное
достояние отечественной культуры. Своеобразие городецкой росписи, единство
предметной формы и декора. Бутоны, купавки, розаны – традиционные элементы
городецкой росписи. Птица и конь – традиционные мотивы городецкой росписи.
Красочность, изящество, отточенность линейного рисунка в орнаментальных и
сюжетных росписях. Основные приемы городецкой росписи.
Задание: выполнение эскиза одного из предметов
быта (доска для резки хлеба, подставка под чайник,, коробочка, лопасть прялки и
др.), украшение его традиционными элементами и мотивами городецкой росписи.
2.5. Хохлома (1 час) Краткие сведения из
истории развития хохломского промысла. Своеобразие хохломской росписи. Связь
традиционного орнамента с природой. Травный узор, или «травка» -
главный мотив хохломской росписи. Основные элементы травного орнамента,
последовательность его выполнения. Роспись «под фон», или фоновое письмо, его
особенности. Причудливо-затейливая роспись «кудрина». Национальные мотивы в
золотой росписи посуды Башкирии.
Задание: изображение формы предмета и
украшение его травным орнаментом в последовательности, определенной народной
традицией (наводка стебля – криуля, изображение ягод, цветов, прописка травки).
Форма предмета предварительно тонируется желто-охристым цветом.
2.6. Жостово. Роспись по металлу (1 час) Краткие сведения из истории художественного промысла.
Разнообразие форм подносов и вариантов построения цветочных композиций.
Жостовская роспись – свободная кистевая живописная импровизация. Создание в
живописи эффекта освещенности, объемности букета цветов. Основные приемы
жостовского письма, формирующие букет: подмалевок, тенежка, прокладка,
бликовка, чертежка, привязка.
Задание: выполнение фрагмента жостовской
росписи с включением в нее крупных и мелких форм цветов, связанных друг с
другом. Составление на подносе большого размера общей цветочной композиции.
2.7. Щепа. Роспись по лубу и дереву. Тиснение и резьба по бересте. (1 час) Дерево и береста – основные материалы в крестьянском быту.
Щепная птица счастья – птица света. Изделия из бересты: короба, хлебницы,
набирухи для ягод, туеса – творения искусных мастеров. Резное узорочье
берестяных изделий. Мезенская роспись в украшении берестяной деревянной утвари
Русского Севера, ее своеобразие. Изысканный графический орнамент мезенской
росписи, ее праздничная декоративность. Сочетание красно-коричневого, красного,
зеленого замалевка с графической линией – черным перьевым контуром.
Задание: создание эскиза одного из предметов
промысла, украшение этого предмета в стиле данного промысла. Создание формы туеса
(или карандашницы) из плотной бумаги.
2.8. Роль народных художественных промыслов в современной жизни (обобщение темы) (1 час) Выставка работ и беседа на темы «Традиционные
народные промыслы – гордость и достояние национальной отечественной культуры»,
«Место произведений традиционных народных промыслов в современной жизни, быту»,
«Промыслы как искусство художественного сувенира». Традиционные народные
промыслы, о которых не шел разговор на уроках (представление этих промыслов поисковыми
группами).
Задание: участие в выступлениях поисковых
групп, в занимательной викторине, в систематизации зрительного материала по
определенному признаку.
3. Декор – человек, общество, время (12 час.)
3.1.Зачем людям украшения (1 час.) Предметы декоративного искусства несут на себе печать
определенных человеческих отношений. Украсить – значит наполнить вещь
общественно значимым смыслом, определить роль ее хозяина. Эта роль сказывается
на всем образном строе вещи: характере деталей, рисунке орнамента, цветовом
строе, композиции. Особенности украшений воинов, древних охотников, вождя
племени, царя и т.д.
Задание: рассмотрение и обсуждение (анализ)
разнообразного зрительного ряда, подобранного по теме; объяснение особенностей
декора костюма людей разного статуса и разных стран.
3.2.- 3.4. Роль декоративного искусства в жизни древнего общества. (3 час.) Роль декоративного искусства Древнего Египта. Подчеркивание
власти, могущества, знатности египетских фараонов с помощью декоративного
искусства. Символика элементов декора в произведениях Древнего Египта, их связь
с мировоззрением египтян (изображение лотоса, жука-скарабея, священной кобры,
ладьи вечности, глаза-уаджета и др.). Различие одежд людей высших и низших
сословий общества. Символика цвета в украшениях.
Задание: выполнение эскиза украшения
(солнечного ожерелья, подвески, нагрудного украшения-пекторали, браслета и др.)
или алебастровой вазы; поиск выразительной формы, украшение ее узором, в
котором используются характерные знаки-символы. Нанесение на пластинку рисунка-узора
и продавливание шариковой ручкой рельефа.
3.5. – 3.8. Одежда «говорит» о человеке (4
час.) Одежда, костюм – знак положения человека в обществе и его намерений.
Декоративно-прикладное искусство древнего Китая. Строгая регламентация в
одежде у людей разных сословий. Символы императора. Знаки отличия в одежде
высших чинов. Одежды знатных китаянок, их украшения. Декоративно-прикладное
искусство Западной Европы (эпоха барокко), которое было совершенно не похожее
на древнеегипетское, древнекитайское своими формами, орнаментикой, цветовой
гаммой. Суть декора – выявлять роль людей, их отношения в обществе, выявлять и
подчеркивать определенные общности людей по классовому, сословному и
профессиональным признакам. Черты торжественности, парадности, чрезмерной
декоративности в декоративно-прикладном искусстве. Причудливость формы, пышная
декоративная отделка интерьеров, мебели, предметов быта. Костюм придворной
знати, акцент в костюме на привилегированное положение человека в обществе.
Одежда буржуазии, простых горожан.
Задание: выполнение коллективной работы «Бал
во дворце» по мотивам сказки Ш.Перро «Золушка» (продумывание общей композиции;
изображение мебели и отдельных предметов, разных по величине фигур людей в
нарядных костюмах; соединение деталей в общую композицию).
3.9.– 3.11. О чем рассказывают нам гербы и эмблемы (3 час.) Декоративность, орнаментальность,
изобразительная условность искусства геральдики. Первые гербы, которые
появились в Западной Европе в Средние века. Роль геральдики в жизни рыцарского
общества. Фамильный герб как знак достоинства его владельца, символ чести рода.
Гербы ремесленных цехов в эпоху Средневековья как отражение характера их
деятельности. О чём рассказывают гербы Тюменской области. Основные части классического герба. Формы щитов, геральдические и
негеральдические фигуры, взятые из жизни и мифологии, их символическое
значение. Символика цвета в классической геральдике. Составные элементы
старинного герба (щит, щитодержатели, корона, шлем, девиз, мантия). Символы и
эмблемы в современном обществе: отличительные знаки государства, страны,
города, партии, фирмы и др.
Задание: создание эскиза собственного герба
или герба своей семьи: продумывание формы щита, его деления, использование
языка символов. Изображение эмблемы класса, школы, кабинета или спортивного
клуба.
3.12. Роль декоративного искусства в жизни человека и общества (обобщение темы) (1 час.) Итоговая игра-викторина с привлечением
учебно-творческих работ, произведений декоративно-прикладного искусства разных времен,
художественных отрывков, репродукций и слайдов, собранных поисковыми группами.
Задание: выполнение различных
аналитически-творческих заданий: рассмотреть костюмы и определить их
владельцев, увидеть неточности, которые допустил художник при изображении
костюма; систематизировать зрительный материал (предметы быта, костюм,
архитектура) по стилистическому признаку. Посещение музея
декоративно-прикладного искусства, выставки произведений современных мастеров
декоративно-прикладного искусства.
4.Декоративное искусство в современном мире (7 час.)
4.1. Современное выставочное искусство (1
час.) Многообразие материалов и техник современного декоративно-прикладного
искусства (художественная керамика, стекло, металл, гобелен, роспись по ткани,
моделирование одежды и т.д.). Современное понимание красоты профессиональными
художниками - мастерами декоративно-прикладного искусства. Насыщенность
произведений яркой образностью, причудливой игрой фантазии и воображения.
Пластический язык материала и его роль в создании художественного образа. Роль
выразительных средств (форма, цвет, фактура и др.) в построении декоративной
композиции в конкретном материале. Декоративный ансамбль как возможность
объединения отдельных предметов в целостный художественный образ. Творческая
импровизация древних образов народного искусства в работах современных
художников и народных художников ЯНАО.
Задание: восприятие (рассматривание) различных
произведений современного декоративного искусства; рассуждение, участие в
диалоге, связанным с выявлением отличий современного декоративного искусства от
народного традиционного, с осознанием роли выразительных средств в создании
декоративного образа в конкретном материале, с пониманием выражения
«произведение говорит языком материала».
4.2. – 4.7. Ты сам – мастер (6 час.) Коллективная реализация в конкретном материале разнообразных
творческих замыслов. Технология работы с выбранным материалом (плетение,
коллаж, керамический рельеф, роспись по дереву и т.д.), постепенное, поэтапное
выполнение задуманного панно. Выполнение «картона», т.е. эскиза будущей работы
в натуральную величину. Деление общей композиция на фрагменты. Соединение
готовых фрагментов в более крупные блоки. Их монтаж в общее декоративное панно.
Лоскутная аппликация или коллаж. Декоративные игрушки из мочала. Витраж в
оформлении интерьера школы. Нарядные декоративные вазы. Декоративные куклы.
Задание: выполнение творческих работ в разных
материалах и техниках. Участие в отчетной выставке работ по
декоративно-прикладному искусству на тему «Украсим школу своими руками».
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.