Инфоурок ИЗО, МХК Другие методич. материалыРабочая программа по изобразительному искусству для 3,4 класса по Ашиковой

Рабочая программа по изобразительному искусству для 3,4 класса по Ашиковой

Скачать материал



ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО (3 класс)

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА 

Рабочая программа по изобразительному искусству разработана на основе авторской программы С.Г. Ашиковой под редакцией А.А. Мелик-Пашаева «Изобразительное искусство», в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, образовательной программы МБОУ  средней общеобразовательной школы с. Маяк  на 2016-2017 учебный год.

Цель: духовно-нравственное развитие личности учащегося, воспитание его ценностного отношения к прекрасному на основе обогащения опыта эмоционально-ценностного восприятия явлений жизни и опыта художественно-творческой деятельности. Задачи курса:

Ø   развитие эмоционально-эстетического отношения к явлениям жизни;

Ø   воспитание ценностного отношения к отечественным культурным традициям, уважения к культуре народов других стран;

Ø   реализация     творческого   потенциала    обучающегося           средствами     художественной

деятельности, развитие воображения и фантазии ребенка;

Ø   воспитание потребности обучающихся в «общении» с произведениями искусства, формирование способности воспринимать прекрасное на основе представления о красоте как высшем проявлении добра;

Ø   расширение общего и художественного кругозора обучающихся; развитие наблюдательности в отношении явлений и процессов, происходящих в окружающем мире, целостного восприятия сложных объектов и явлений;

Ø   знакомство с основами изобразительного искусства, овладение элементарной художественной грамотностью, приобретение опыта работы в различных видах художественнотворческой деятельности; 

Ø   развитие         способности   младших         школьников   к          сотрудничеству         в             художественной деятельности.

Личностно ориентированный и деятельностный подходы к обучению предполагают установление взаимосвязи между теоретическими и практическими аспектами изучения изобразительного искусства. В основу данного курса положена идея реализации объективно существующего единства двух форм искусства: художественного восприятия и художественного выражения (языка изобразительного искусства). Художественное восприятие имеет доминирующее значение в развитии эмоционально-ценностного отношения ребенка к миру. Овладение основами художественного языка (художественное выражение) позволит младшему школьнику проявить себя в творчестве, поможет при освоении смежных дисциплин. Сочетание, с одной стороны, эстетического восприятия жизни и художественного восприятия искусства и, с другой стороны, художественного выражения будет способствовать формированию эмоционально-ценностного отношения растущего человека к себе, окружающим людям, природе, науке, искусству и культуре в целом.

Создаются  условия для формирования:

-                 патриотизма, ценностного отношения к культурно-историческому наследию своего народа, чему способствует знакомство с образцами классического искусства и народного художественного творчества. Чувство гордости за русскую художественную культуру формируется благодаря знакомству с творчеством И.И. Шишкина, И.И. Левитана, А.И. Куинджи, К.А. Коровина, В.В. Верещагина, З.Е. Серебряковой и др. Школьники знакомятся с древнерусскими городами Золотого кольца России, с шедеврами древнерусского искусства - иконами А. Рублева, с народными промыслами;

-                 интереса к мировым достижениям в области искусства, культуры (знакомство обучающихся с творчеством зарубежных художников, с архитектурой других стран, литературными источниками разных народов);

-                 уважения к созидательному труду, к обучению; трудолюбия, потребности в новых знаниях и опыте, осознанного отношения к многогранности и творческому характеру профессии художника;

-                 ценностного отношения к прекрасному; формирования представлений об эстетических идеалах и ценностях;

-                 нравственных чувств, этического сознания;

-                 представлений о вере, духовности, ценности религиозного мировоззрения;

-                 ценностного отношения к природе и окружающей среде, экологического сознания через знакомство с разнообразными явлениями и состояниями природы;

-                 ценностного отношения к здоровью. Уделяется внимание правильной организации рабочего места, соблюдению правил техники безопасности, применению в работе безвредных веществ и экологически чистых материалов.

Учебный материал представлен следующими тематическими разделами, отражающими деятельностный характер и нравственную сущность художественного образования:

1.   Природа - главный художник (основы рисунка, графика).

2.   Мир цвета (основы живописи, цветоведение).

3.   Искусство в человеке (виды изобразительного искусства).

4.   Человек в искусстве (портретный жанр).

Содержание курса направлено на целостное развитие личности ребенка посредством овладения различными видами деятельности:

-                 восприятие произведений искусства, которое развивает эмоциональную отзывчивость, способность к эмоциональному оцениванию увиденного не только в искусстве, но и в жизни, а также способность одномоментного восприятия сложных объектов и явлений; в дальнейшем это позволит позитивно воспринимать мир, испытывать положительные чувства и эмоции в процессе его познания;

-                 рисунок - постепенный переход от знакомства и овладения простыми линиями разной формы, их изобразительно-выразительными возможностями, через приобретение навыка различного нажима на карандаш и тонирования поверхности бумаги графитным карандашом к основам построения и передачи объема и пространства на листе бумаги. В совокупности эти действия не только формируют художественный взгляд на окружающий мир, но и обеспечивают качественное пространственно-образное мышление, способность к быстрым зарисовкам, выполнению несложных чертежей и планов (первый раздел учебников), а также зарисовок портретов знакомых, друзей, родственников;

-                 живопись - наблюдения детей за цветовыми сочетаниями в природе дополняются сначала их представлением о том, как они отражаются в картинах художников, а затем непосредственной деятельностью учащихся с цветом на основе различных материалов, включая эксперименты. Развитие чувствительности к цвету вообще и цветовым сочетаниям в частности облагораживает эмоциональную сферу школьников, способствует более точной эмоциональной оценке явлений и состояний в природе и в окружающей жизни, что в будущем станет, в частности, базой для гармонизации пространства и жизненной среды на работе и дома;

-                 композиция учит понимать целое, состоящее из различных частей, оценивать и понимать их роль в пространстве картины, рисунка, изделия, выделять главное и второстепенное, видеть соподчиненность элементов, выстраивать последовательность планов «ближе - дальше», «больше - меньше», «выше - ниже»;

-                 декоративно-прикладное искусство раскрывает самобытность народной культуры, знакомит с традициями и обрядами разных народов, их бытом и образом жизни, показывает разнообразие и единство культур разных народов;

-                 скульптура и дизайн наглядно показывают пространственные особенности изучаемых предметов и объектов, показывают соотношение частей и целого, развивают пространственное мышление, знакомят с формообразованием, приобщают к красоте.

Каждый из этих видов деятельности постепенно и последовательно усложняется от класса к классу как в отношении изобразительного материала, так и в плане навыков его усвоения.

Выполнение проектно-творческих заданий в групповой и парной работе позволяет обобщать полученные знания и творчески применять их на практике, а также успешно развивать коммуникативные умения - задавать вопросы друг другу и взрослому, расспрашивать о чем-либо, понимать речь собеседника и др. 

Разнообразие видов практической деятельности младших школьников и вариативность заданий, рассчитанных на разный уровень освоения учебного материала, нацелены на реализацию индивидуально-личностного подхода к учащимся. Этому способствуют и дифференцированные задания для мальчиков и девочек, варианты выполнения заданий с подробным описанием в учебниках этапов работы. Наглядность и доступность изложения материала создает возможности для индивидуальной, в том числе самостоятельной деятельности школьников разного уровня подготовленности, а также помогает учителю в объяснении темы урока.

Тематический принцип структурирования учебного материала придает содержанию уроков художественное единство.

Формирование у учащихся целостной картины мира достигается межпредметными связями. Тематизм дает возможность строить урок на материале произведений не только изобразительного, но и музыкального искусства, поэзии, художественной прозы, привлекать исторический и научный материал, усиливая межпредметные связи.

Внимание младших школьников акцентировано на формировании системы универсальных учебных действий, что позволяет полнее раскрыть основные положения дидактической концепции Л.В. Занкова, направленной на достижение оптимального общего развития каждого ребенка.

В результате изучения предмета «Изобразительное искусство» на ступени начального общего образования у выпускников будут сформированы определенные личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные универсальные учебные действия как основа умения учиться.

Учебно-методическое обеспечение:

Программа обеспечена следующим методическим комплектом:

С.Г. Ашикова Изобразительное искусство. 1 класс. Учебник / Под редакцией А.А. Мелик-Пашаева – Самара: «Учебная литература»: Издательский дом «Фёдоров», 2012. 

Учебно-методический комплект допущен Министерством образования РФ и соответствует федеральному компоненту государственных образовательных стандартов начального общего образования.

 

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

 

РАЗДЕЛ 1. ПРИРОДА - ГЛАВНЫЙ ХУДОЖНИК. 

Композиция рисунка. Графические приемы. Фактуры поверхности. Линейный набросок.

Азбука рисования: Новые знакомые. В кругу друзей. Графические приемы.

Впечатление. Выражение: «Ночью темень. Ночью тишь. Рыбка, рыбка, где ты спишь?» (изображение настроения рыбок с помощью пластики движения и фактуры поверхности тела). «В небе птицам дышится свободно» (изображение формы птицы в движении, фактура оперения). Эти милые зверюшки (изображение любимого животного с передачей фактуры поверхности его тела). «Разведи рукой травинки - видишь, дремлет светлячок» (знакомство с разнообразием форм насекомых, поиск передачи их изящности и красоты). Летающие цветы (построение бабочки, поиск передачи полета и нежного настроения бабочки). «У лукоморья дуб зеленый…» (изображение своего дерева, фактуры коры и листьев кроны).

В мастерской художника: Жизнь дерева (о творчестве И.И. Шишкина). Коллективная работа: «Летите, голуби!» (обобщение пройденного материала).

 

РАЗДЕЛ 2. МИР ЦВЕТА.

 Живопись света. Свет и тень. Полутень. Падающая тень. Натюрморт.

Азбука рисования: Свет и тень на Луне: безвоздушное пространство. Свет и тень на Земле:

воздушное пространство. От объема к пространству.

Впечатление. Выражение: Свет и тень (знакомство с тенью на предметах, падающей тенью).

Какими бывают тени под открытым небом (разнообразие и закономерность цвета падающих теней).

Полутень - что это? (значение изображения полутени для передачи объема предмета на плоскости). Шар. Предметы, похожие на шар (все составляющие, необходимые для передачи объема предмета на плоскости). Яйцо. Предметы, похожие на яйцо (участие базовой формы в построении фигуры птицы).

В мастерской художника: Художник света (о творчестве Рембрандта ван Рейна). «Над сугробом - свет-свет, под сугробом - тень-тень» (о творчестве А.И. Куинджи). Игра света и тени (о творчестве К.А. Коровина).

Коллективная работа: Райский сад (обобщение пройденного материала, задание на развитие

материала).

 

РАЗДЕЛ 3. ИСКУССТВО В ЧЕЛОВЕКЕ. ЦВЕТ И СВЕТ.

Изображение пространства и воздуха. Точка в живописи. Узор

Впечатление. Выражение: Поиск чистых красок (работа в новой технике - пуантилизм - рисунок точками). Счастливый принц (моделирование фигуры мальчика и  украшение  ее  пайетками  и  бусинами).

Крыша над головой (знакомство с изобретением зонтика и способы его изображения). Узоры гор (роспись деревянной доски узорами народов Кавказа).

В мастерской художника: Цвет при свете. (О творчестве К. Моне, В. Ван Гога). Ее величество точка (пуантилизм в творчестве Ж. Сера). Знакомство с творчеством художников-импрессионистов (К.А. Коровин, И.Э. Грабарь).

Коллективная работа: Мечта о полете (обобщение пройденного материала).

РАЗДЕЛ 4. ЧЕЛОВЕК В ИСКУССТВЕ. ОСНОВЫ КОМПОЗИЦИИ. 

Центр композиции. Движение в композиции. Стилизованный рисунок.

Азбука рисования: Композиция планов. Композиция движения. Базовые формы в композиции и в рисунке. Портретная композиция.

Впечатление. Выражение: «С карандашами и красками за три моря» (приглашение в путешествие - знакомство с письмом, как средством общения через дальние расстояния). Первая весточка (вариант письма-рисунка). Послание с Востока (вариант письма-рисунка). Привет из Европы (вариант письма-рисунка). Очарование Севера (вариант письма-рисунка на камне). Кружевное письмо (вариант письма-рисунка в виде кружева). Необычные письма (как изготовить бересту и написать на ней письмо). Узнаваемый Петербург (знакомство с «визитными карточками» города и способы их изображения).

Читаем и рисуем: Первые бабочки (изображение бабочек с прорисовкой узоров). Шагающее дерево (разные способы изображения дерева). Замок Белого Лебедя (способ заливки акварельной краской). Краски гор (техника пуантилизма).

В мастерской художника: Путешественник-гуманист (о творчестве В.В. Верещагина).

Знакомство с музеем: Государственный Эрмитаж; Государственный Русский музей; Музейквартира А.И. Куинджи в Петербурге.

Уроки за компьютером: Первый снег. Проталинки (элементарные изображения рисунка в программе Раint).

 

ЛИЧНОСТНЫЕ УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ

У обучающегося будут сформированы:

-                 эмоциональная отзывчивость на произведения изобразительного искусства различного образного содержания;

-                 представление о своей гражданской идентичности через принятие образа Родины, представление о ее богатой истории, о культурном наследии России;

-                 чувство сопричастности к художественной культуре России через знакомство с творчеством А.И. Куинджи, К.А. Коровина, В.В. Верещагина, а также знакомство с городом музеев СанктПетербургом;

-                 положительное отношение к урокам изобразительного искусства, интерес к занятиям во внеурочной деятельности, понимание значения изобразительного искусства в собственной жизни;

-                 основа для развития чувства прекрасного через знакомство с доступными произведениями разных эпох, стилей и жанров;

-                 эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживание им, открытость, первоначальная готовность к диалогу, творческому сотрудничеству;

-                 представление о добре и зле, должном и недопустимом;

-                 первоначальные навыки оценки и самооценки художественного творчества; - представление о содержательном досуге.

Обучающийся получит возможность для формирования:

-                 умения реализовать собственный творческий потенциал, применяя полученные знания и представления об изобразительном искусстве для выполнения учебных и художественнопрактических задач;

-                 эмоционально-ценностного отношения к разнообразным явлениям действительности, отраженным в изобразительном искусстве;

-                 мотивации творческого самовыражения, сотрудничества и взаимоподдержки;

-                 осознания нравственного содержания художественных произведений и проекции этого содержания в собственных поступках;

-                 трудолюбия, оптимизма, ответственности за другого человека; положительной самооценки.

РЕГУЛЯТИВНЫЕ УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ

Обучающийся научится:

-             принимать и сохранять учебную, в том числе художественно-творческую задачу, понимать смысл инструкции учителя и вносить в нее коррективы;

-             планировать свои действия в соответствии с учебными задачами и собственным замыслом работы, различая способ и результат собственных действий;

-             выполнять действия в опоре на заданный учителем или сверстниками ориентир;

-             эмоционально откликаться на образы, созданные в изобразительном искусстве;

-             выполнять дифференцированные задания (для мальчиков и девочек);

-             выбирать из нескольких вариантов выполнения работы приемлемый для себя;

-             осуществлять контроль и самооценку своего участия в разных видах коллективной деятельности.

Обучающийся получит возможность научиться:

-             выполнять предложенные в учебнике задания, в том числе на самопроверку;

-             самостоятельно         адекватно       оценивать       правильность             выполнения   действия           и          вносить соответствующие коррективы с учетом характера сделанных ошибок;

-             осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения учебной (художественной) задачи;

-             выполнять действия, опираясь на заданный в учебнике ориентир.

ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ

Обучающийся научится:

-             осуществлять поиск информации в справочном материале учебника и в дополнительных источниках;

-             использовать знаково-символические средства, в том числе схемы, рисунки, знаки и символы для решения учебных (художественных) задач;

-             воспринимать тексты (фрагменты из сказок, статья), соотносить их с визуально представленным материалом;

-             проводить сравнение, сериацию и классификацию по заданным критериям;

-             использовать примеры иллюстраций при обсуждении особенностей творчества того или иного художника;

-             представлять информацию в виде небольшого сообщения; - осознанно строить речевое высказывание в устной форме; - выбирать способы решения художественной задачи.

Обучающийся получит возможность научиться:

-             самостоятельно расширять свои представления о живописи;

-             соотносить различные произведения по настроению и форме;

-             строить свои рассуждения о воспринимаемых свойствах искусства;

-             обобщать учебный материал;

-             проводить сравнение, сериацию и классификацию изученных объектов по заданным критериям; - устанавливать аналогии;

-             работать со схематическим изображением, соотносить его с рисунком, картиной; - сравнивать средства художественной выразительности в разных видах искусства.

КОММУНИКАТИВНЫЕ УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ

Обучающийся научится:

-             выражать свое мнение о произведении живописи;

-             принимать активное участие в различных видах совместной деятельности;

-             понимать содержание вопросов и воспроизводить несложные вопросы;

-             проявлять инициативу, участвуя в создании групповых работ;

-             контролировать свои действия в коллективной работе и понимать важность их правильного выполнения;

-             понимать необходимость координации совместных действий при выполнении учебных и творческих задач;

-             понимать важность сотрудничества со сверстниками и взрослыми;

-             принимать мнение, отличное от своей точки зрения;

-             стремиться к пониманию позиции другого человека.

Обучающийся получит возможность научиться:

-             понимать значение изобразительного искусства в передаче настроения и мыслей человека, в общении;

-             контролировать свои действия и соотносить их с действиями других участников коллективной работы;

-             продуктивно сотрудничать со сверстниками и взрослыми на уроке и во внеурочной деятельности;

-             формулировать и задавать вопросы, использовать речь для передачи информации, для регуляции своего действия.

-             проявлять творческую инициативу в коллективной творческой деятельности.

ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Восприятие искусства и виды художественной деятельности Обучающийся научится:

-             расширять свои представления о русских и зарубежных художниках;

-             различать виды художественной деятельности (рисунок, живопись, скульптура, дизайн, декоративно-прикладное искусство) и участвовать в художественно-творческой деятельности;

-             различать основные виды и жанры пластических искусств;

-             эмоционально-ценностно относиться к природе, человеку; различать и передавать в художественно-творческой деятельности характер и эмоциональное состояние средствами художественного языка;

-             расширять свои представления о ведущих музеях России и музеях своего региона;

-             воспринимать произведения изобразительного искусства, участвовать в обсуждении их содержания и выразительных средств;

Обучающийся получит возможность научиться:

-             воспринимать произведения изобразительного искусства, участвовать в обсуждении их содержания;

-             видеть проявления художественной культуры вокруг себя: музеи, искусство в театре, дома, на улице;

-             высказывать суждение о художественных произведениях. Азбука искусства. Как говорит искусство?

Обучающийся научится:

-             изображать несложные композиции передачи пространства на плоскости;

-             использовать вертикаль и горизонталь для построения главных предметов композиции;

-             использовать базовую форму построения человека для создания композиции группового портрета;

-             понимать на доступном уровне роль белой и черной красок; света, полутени, тени и рефлекса в живописи;

-             пользоваться перспективой и пропорциями предметов при их построении;

-             использовать разнообразие цветовых оттенков теней на первоначальном уровне;

-             применять простые способы оптического смешения цветов;

-             распознавать разнообразие природных форм и передавать их на плоскости;

-             различать контрасты в рисунке;

-             использовать новые возможности графитного карандаша и передавать разнообразные фактуры; Обучающийся получит возможность научиться:

-             передавать движение предмета на плоскости;

-             изображать построение архитектурных форм; 

-             смешивать краски, разбеляя или затемняя их, для создания множества новых оттенков.

-             применять разнообразие художественных техник в живописи и отличать их друг от друга;

-             передавать объем в изображении насекомых, рыб, птиц графическими приемами;

-             передавать различные фактуры поверхности дерева, оперения, меха животных;

-             передавать в живописи объем круглых предметов;

-             передавать образ человека в разных культурах;

-             выполнять простые рисунки с помощью компьютерной графики в программе Paint. Значимые темы искусства. О чем говорит искусство

Обучающийся научится:

-             понимать, что Земля - наш общий дом и отражать это в собственной художественно-творческой деятельности;

-             выбирать художественные материалы и средства художественной выразительности для создания образа природы, передачи ее разных состояний;

-             воспринимать и переживать шедевры мировой живописи, замечая больше подробностей и деталей;

-             представлять и изображать быт, жилище, одежду и окружение в русской народной традиции; - изображать узоры и орнаменты других народностей. Обучающийся получит возможность научиться:

-             участвовать в различных видах изобразительной деятельности;

-             эмоционально и личностно воспринимать шедевры мирового и русского искусства;

-             выражать эмоциональное состояние человека в портрете, используя вертикаль оси и знание пропорций;

-             передавать легкость и свежесть красок, благодаря оптическому смешению цветов;

-             передавать эмоциональное состояние радости и скромности русской души;

-             работать с разнообразными художественными материалами, в том числе в смешанной технике;

-             самостоятельно изготовить бересту;

-             передавать главную мысль в рисунке или живописи.

 

ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО (4 класс)

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по изобразительному искусству разработана на основе авторской программы С.Г. Ашиковой под редакцией А.А. Мелик-Пашаева «Изобразительное искусство», в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, образовательной программы МБОУ  средней общеобразовательной школы с. Маяк на 2016-2017 учебный год.

Цель: духовно-нравственное развитие личности учащегося, воспитание его ценностного отношения к прекрасному на основе обогащения опыта эмоционально-ценностного восприятия явлений жизни и опыта художественно-творческой деятельности. Задачи курса:

Ø   развитие эмоционально-эстетического отношения к явлениям жизни;

Ø   воспитание ценностного отношения к отечественным культурным традициям, уважения к культуре народов других стран;

Ø   реализация     творческого   потенциала    обучающегося           средствами     художественной

деятельности, развитие воображения и фантазии ребенка;

Ø   воспитание потребности обучающихся в «общении» с произведениями искусства, формирование способности воспринимать прекрасное на основе представления о красоте как высшем проявлении добра;

Ø   расширение общего и художественного кругозора обучающихся; развитие наблюдательности в отношении явлений и процессов, происходящих в окружающем мире, целостного восприятия сложных объектов и явлений;

Ø   знакомство с основами изобразительного искусства, овладение элементарной художественной грамотностью, приобретение опыта работы в различных видах художественнотворческой деятельности; 

Ø   развитие         способности   младших         школьников   к          сотрудничеству         в             художественной деятельности.

Личностно ориентированный и деятельностный подходы к обучению предполагают установление взаимосвязи между теоретическими и практическими аспектами изучения изобразительного искусства. В основу данного курса положена идея реализации объективно существующего единства двух форм искусства: художественного восприятия и художественного выражения (языка изобразительного искусства). Художественное восприятие имеет доминирующее значение в развитии эмоционально-ценностного отношения ребенка к миру. Овладение основами художественного языка (художественное выражение) позволит младшему школьнику проявить себя в творчестве, поможет при освоении смежных дисциплин. Сочетание, с одной стороны, эстетического восприятия жизни и художественного восприятия искусства и, с другой стороны, художественного выражения будет способствовать формированию эмоционально-ценностного отношения растущего человека к себе, окружающим людям, природе, науке, искусству и культуре в целом.

Создаются  условия для формирования:

-                 патриотизма, ценностного отношения к культурно-историческому наследию своего народа, чему способствует знакомство с образцами классического искусства и народного художественного творчества. Чувство гордости за русскую художественную культуру формируется благодаря знакомству с творчеством И.И. Шишкина, И.И. Левитана, А.И. Куинджи, К.А. Коровина, В.В. Верещагина, З.Е. Серебряковой и др. Школьники знакомятся с древнерусскими городами Золотого кольца России, с шедеврами древнерусского искусства - иконами А. Рублева, с народными промыслами;

-                 интереса к мировым достижениям в области искусства, культуры (знакомство обучающихся с творчеством зарубежных художников, с архитектурой других стран, литературными источниками разных народов);

-                 уважения к созидательному труду, к обучению; трудолюбия, потребности в новых знаниях и опыте, осознанного отношения к многогранности и творческому характеру профессии художника;

-                 ценностного отношения к прекрасному; формирования представлений об эстетических идеалах и ценностях (обучающиеся познакомятся с высокохудожественными произведениями живописи, литературы, музыки; смогут почувствовать красоту природы);

-                 нравственных чувств, этического сознания;

-                 представлений о вере, духовности, ценности религиозного мировоззрения;

-                 ценностного отношения к природе и окружающей среде, экологического сознания через знакомство с разнообразными явлениями и состояниями природы;

-                 ценностного отношения к здоровью. Уделяется внимание правильной организации рабочего места, соблюдению правил техники безопасности, применению в работе безвредных веществ и экологически чистых материалов.

 

Учебный материал представлен следующими тематическими разделами, отражающими деятельностный характер и нравственную сущность художественного образования:

5.   Природа - главный художник (основы рисунка, графика).

6.   Мир цвета (основы живописи, цветоведение).

7.   Искусство в человеке (виды изобразительного искусства).

8.   Человек в искусстве (портретный жанр).

Отличительной особенностью подачи материала в разделах является функциональное распределение страниц. Каждый разворот посвящен одному уроку. Левая страница разворота - «Впечатление». Здесь подобраны фотоматериалы и репродукции картин, соответствующие определенной тематике. Наглядный материал сопровождается пояснительным текстом. Правая страница разворота - «Выражение» - содержит пошаговое выполнение задания с его вариантами. Детям помогают иллюстрации, а также изображение предлагаемого материала, инструментов и способов их использования. Такое построение учебников обусловлено логикой самого процесса творчества: восприятие, в процессе которого ребенок накапливает личностно значимый опыт, стимулирует его творчество, позволяющее ребенку выразить себя, почувствовать себя автором, художником.

В соответствии с системно-деятельностным подходом содержание курса нацелено на активизацию художественно-эстетической и познавательной деятельности учащегося с учетом его возрастных особенностей, индивидуальных потребностей и возможностей, преемственности с уже имеющимся у детей опытом и на подготовку к дальнейшему образованию, формирование мотивации детей к художественному творчеству, к активной деятельности на уроке и во внеурочное время.

С этой целью в дополнение к учебному материалу во всех учебниках даны рубрики «Знакомство с музеем» - иллюстрированный рассказ об известных музеях России и «Читаем и рисуем» (в 3 классе), содержание которых способствует расширению кругозора школьников, их познавательных потребностей. Материал под рубрикой «Приглашение в путешествие» знакомит, начиная со 2 класса, с культурой других народов, странами и городами мира. Иллюстрированный материал об известных художниках (рубрика «В мастерской художника») помогает детям приобретать знания о жанрах, которые предпочитал тот или иной живописец, особенностях его творчества, распознавать стиль художника. Наглядная информация о способах изображения в рисунке, живописи и композиции (рубрика «Азбука рисования») помогает учащимся в реализации собственного замысла. Каждый раздел (со 2 класса) завершается рубрикой «Что я знаю, что я умею». Предлагаемые задания и вопросы могут выполняться на нескольких уроках как индивидуально, так и в паре, группе, на уроке или дома. Такое структурирование содержания и наглядно-практический характер иллюстративного материала позволяют учебнику выполнять функцию своего рода самоучителя.

Содержание курса направлено на целостное развитие личности ребенка посредством активного овладения различными видами деятельности. Это:

-                 восприятие произведений искусства, которое развивает эмоциональную отзывчивость, способность к эмоциональному оцениванию увиденного не только в искусстве, но и в жизни, а также способность одномоментного восприятия сложных объектов и явлений; в дальнейшем это позволит позитивно воспринимать мир, испытывать положительные чувства и эмоции в процессе его познания (по всем разделам учебников);

-                 рисунок - постепенный переход от знакомства и овладения простыми линиями разной формы, их изобразительно-выразительными возможностями, через приобретение навыка различного нажима на карандаш и тонирования поверхности бумаги графитным карандашом к основам построения и передачи объема и пространства на листе бумаги. В совокупности эти действия не только формируют художественный взгляд на окружающий мир, но и обеспечивают качественное пространственно-образное мышление, способность к быстрым зарисовкам, выполнению несложных чертежей и планов (первый раздел учебников), а также зарисовок портретов знакомых, друзей, родственников (четвертый раздел учебников);

-                 живопись - наблюдения детей за цветовыми сочетаниями в природе дополняются сначала их представлением о том, как они отражаются в картинах художников, а затем непосредственной деятельностью учащихся с цветом на основе различных материалов, включая эксперименты. Развитие чувствительности к цвету вообще и цветовым сочетаниям в частности облагораживает эмоциональную сферу школьников, способствует более точной эмоциональной оценке явлений и состояний в природе и в окружающей жизни, что в будущем станет, в частности, базой для гармонизации пространства и жизненной среды на работе и дома (второй раздел учебников);

-                 композиция учит понимать целое, состоящее из различных частей, оценивать и понимать их роль в пространстве картины, рисунка, изделия, выделять главное и второстепенное, видеть соподчиненность элементов, выстраивать последовательность планов «ближе - дальше», «больше - меньше», «выше - ниже» (третий и четвертый разделы учебников);

-                 декоративно-прикладное искусство раскрывает самобытность народной культуры, знакомит с традициями и обрядами разных народов, их бытом и образом жизни, показывает разнообразие и единство культур разных народов (третий раздел учебников);

-                 скульптура и дизайн наглядно показывают пространственные особенности изучаемых предметов и объектов, показывают соотношение частей и целого, развивают пространственное мышление, знакомят с формообразованием, приобщают к красоте (третий раздел учебников).

Каждый из этих видов деятельности постепенно и последовательно усложняется от класса к классу как в отношении изобразительного материала, так и в плане навыков его усвоения.

Выполнение проектно-творческих заданий в групповой и парной работе позволяет обобщать полученные знания и творчески применять их на практике, а также успешно развивать коммуникативные умения - задавать вопросы друг другу и взрослому, расспрашивать о чем-либо, понимать речь собеседника и др. (коллективные работы в конце каждого раздела учебников).

Разнообразие видов практической деятельности младших школьников и вариативность заданий, рассчитанных на разный уровень освоения учебного материала, нацелены на реализацию индивидуально-личностного подхода к учащимся. Этому способствуют и дифференцированные задания для мальчиков и девочек, варианты выполнения заданий с подробным описанием в учебниках этапов работы. Наглядность и доступность изложения материала создает возможности для индивидуальной, в том числе самостоятельной деятельности школьников разного уровня подготовленности, а также помогает учителю в объяснении темы урока.

Тематический принцип структурирования учебного материала, при котором необходимые инструменты и соответствующие техники выполнения концентрируются вокруг предметных тем, придает содержанию уроков художественное единство.

Формирование у учащихся целостной картины мира достигается наличием внутрипредметных содержательных линий и межпредметными связями. Тематизм дает возможность строить урок на материале произведений не только изобразительного, но и музыкального искусства, поэзии, художественной прозы, привлекать исторический и научный материал, усиливая межпредметные связи.

В предметной линии «Изобразительное искусство» акцентировано внимание на формировании у младших школьников системы универсальных учебных действий, что позволяет полнее раскрыть основные положения дидактической концепции Л.В. Занкова, направленной на достижение оптимального общего развития каждого ребенка.

В результате изучения предмета «Изобразительное искусство» на ступени начального общего образования у выпускников будут сформированы определенные личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные универсальные учебные действия как основа умения учиться.

Таким образом, курс «Изобразительное искусство» направлен на формирование общей культуры учащегося начальной школы, на его духовно-нравственное, социальное, личностное развитие, создание основы для самостоятельной организации учебно-познавательной и художественнотворческой деятельности.

 

Содержание курса

Раздел 1. Природа - главный художник. Композиция рисунка. Симметрия и асимметрия. Движение в композиции. Орнамент

Азбука рисования: Новые возможности карандашей. Новые возможности пастели. Гелиевые и шариковые ручки. Варианты и элементы построения орнаментов. Построение разных форм звезд. Построение формы фантастического животного.

Впечатление. Выражение: Космос. Что мы видим с Земли (варианты построения звезд). Созвездия (способы изображения созвездий). Орнамент нашей Галактики (знакомство с орнаментом, способы его построения). Удивительный мир Земли (знакомство и работа с чертежными инструментами). Фантастический орнамент (графическое искусство Я.Г. Чернихова). «А звездная даль так манит к себе…» (способы построения фантастического животного).

В мастерской художника: Художник-космонавт (о живописи А.А. Леонова).

Фантастический художник (о творчестве М.К. Чюрлениса). Притяжение дальних миров. Мечты и тайны художника-фантаста (о творчестве В.Т. Черноволенко). Коллективная работа: «Ах, вернисаж…» (обобщение пройденного материала).

 

Раздел 2. Мир цвета. Живопись света. Свет и цвет. Изображение света.  Постепенные переходы из света в тень.

Азбука рисования: Изображение света.

Впечатление. Выражение: Сколько солнца! Сколько света! (передача воздушной перспективы и утреннего настроения в природе). «Свет волшебный от луны…» (способы передачи настроения в лунную ночь). Свет далекой звезды (разные способы передачи света звезд). Свет северного сияния (способ изображения северного сияния в ночном небе). Живой свет свечи (способы изображения горящей свечи). Свет сердца (изображение человека светлой души с горящим сердцем).

В мастерской художника: «Пусть свет твой сияет людям…» (о творчестве В. Ван Гога). «Свеча горела на столе…» (о творчестве И.Ф. Хруцкого). Ангел-хранитель. Символ святой Руси (о творчестве А. Рублева).

 

Раздел 3. Искусство в человеке. Декоративно-прикладное искусство.

Бытовой жанр. Перспектива. Орнаменты и узоры в архитектуре.

Азбука рисования: Элементы русских узоров в архитектуре. Элементы русских узоров в одежде.

Впечатление. Выражение: «Поле. Русское поле» (повторение материала о линии горизонта и воздушной перспективе). Загадочная русская душа (композиция группового портрета). Русская изба (знакомство с особенностями фасада русской избы). Зачерпни воды в ковш… (Посуда. Мебель. Игрушки). Ладьи неторопливый бег. (Лодки. Корабли. Реки и моря). Карл Фаберже - мастер золотые руки (изображение пасхального яйца). Русский сине-голубой узор «Гжель» (знакомство с росписью «Гжель»).

В мастерской художника: Входите, гости дорогие (о творчестве В.М. Максимова). Народная игрушка (знакомство с видами народных игрушек).

Коллективная работа: В русской избе (обобщение пройденного материала).

 

Раздел 4. Человек в искусстве. Основы иллюстрации. 

Портретная композиция. Стилизованный рисунок.

Впечатление. Выражение: Заколдованная царевна. Сказка о Царе Салтане: Город со дворцом; Под елью белка; Тридцать три богатыря; Царевна Лебедь (создание иллюстраций к сказкам).

В мастерской художника: Иллюстратор-сказочник (о творчестве И.Я. Билибина). Билибинский стиль. Сказочный мир Соломко (о творчестве С.С. Соломко).

Уроки за компьютером: Звездный орнамент. Северное сияние (элементарные навыки изображения орнамента и работы с кистями в программе Paint). Знакомство с музеем: музеи-заповедники Кижи, Талашкино.

 

Личностные универсальные учебные действия У обучающегося будут сформированы:

-                 эмоционально-ценностное отношение к миру, явлениям действительности и художественного творчества;

-                 система положительных мотивов, включая мотивы творческого самовыражения;

-                 устойчивое представление о добре и зле, должном и недопустимом, которые станут базой самостоятельных поступков и действий на основе морального выбора, понимания и поддержания нравственных устоев, нашедших отражение и оценку в искусстве;

-                 чувство любви, уважение к родителям, забота о младших и старших, ответственность за другого человека;

-                 основа гражданской идентичности в форме осознания «Я» как гражданин России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, российский народ и историю России;

-                 осознание своей этнической принадлежности, принятие культуры и духовных традиций многонационального народа Российской Федерации;

-                 приобщение к мировой и отечественной культуре и освоение сокровищницы изобразительного искусства, народных, национальных традиций, искусства других народов;

-                 позитивная самооценка и самоуважение;

-                 основа для организации культурного досуга и формирования культуры здорового образа жизни.

Обучающийся получит возможность для формирования:

-                 потребности в художественном творчестве и в общении с искусством; - понимания образной природы искусства, умения выражать свое отношение к событиям и явлениям окружающего мира;

-                 чувства гордости за достижения отечественного и мирового художественного искусства;

-                 осознанного уважения и принятия традиций, самобытных культурных ценностей, форм культурно-исторической и духовной жизни родного края;

-                 способности к реализации своего творческого потенциала в духовной и художественнопродуктивной деятельности;

-                 целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органическом единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;

-                 способности оценивать и выстраивать на основе традиционных моральных норм и нравственных идеалов, воплощенных в искусстве, отношение к себе, другим людям, обществу, государству, Отечеству, миру в целом.

 

 

 

Регулятивные универсальные учебные действия Обучающийся научится:

-                 осуществлять целеполагание как формирование художественно-творческого замысла;

-                 планировать и организовывать действия в соответствии с целью;

-                 контролировать соответствие выполняемых действий способу реализации творческого замысла;

-                 адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, родителей, сверстников и других людей;

-                 вносить коррективы на основе предвосхищения будущего результата и его соответствия замыслу; 

-                 осуществлять самоконтроль своей творческой деятельности; - - преодолевать трудности при решении учебных и творческих задач.

Обучающийся получит возможность научиться:

-                 самостоятельно ставить цель, позволяющую достичь реализации собственного творческого замысла;

-                 высказывать собственное мнение о явлениях изобразительного искусства;

-                 действовать самостоятельно при разрешении проблемно-творческих ситуаций в учебной и

внеурочной деятельности, а также в повседневной жизни.

 

Познавательные универсальные учебные действия Обучающийся научится:

-                 анализировать произведения искусства;

-                 применять художественные умения, знания и представления о пластических искусствах для выполнения учебных и художественно-практических задач;

воспринимать произведения пластических искусств и различных видов художественной деятельности:            графики          (рисунок),      живописи,      скульптуры,   архитектуры, художественного конструирования, декоративно-прикладного искусства;

-                 осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных и творческих заданий с использованием учебной и дополнительной литературы, в том числе в контролируемом пространстве Интернета;

-                 устанавливать аналогии;

-                 использовать знаково-символические средства, в том числе схемы, рисунки, знаки и символы для решения учебных (художественных) задач;

-                 воспринимать и анализировать тексты, соотносить их с репродукциями картин и другим визуально представленным материалом;

-                 проводить сравнение, сериацию и классификацию изученных объектов по заданным критериям; - обобщать (самостоятельно выделять ряд или класс объектов); - представлять информацию в виде сообщения с иллюстрациями.

Обучающийся получит возможность научиться:

-                 строить свои рассуждения о характере, жанре, средствах художественной выразительности;

-                 расширять свои представления об изобразительном искусстве и художниках, о современных событиях  культуры;

-                 фиксировать информацию о явлениях художественной культуры с помощью инструментов ИКТ;

-                 соотносить различные художественные произведения по настроению, форме, по различным средствам выразительности;

-                 произвольно составлять свои небольшие тексты, сообщения в устной и письменной форме;

-                 осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения учебных задач в зависимости от конкретных условий;

-                 строить логически грамотное рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;

-                 произвольно и осознанно владеть общими приемами решения учебных задач.

Коммуникативные универсальные учебные действия Обучающийся научится:

-                 воспринимать произведения изобразительного искусства как средство общения между людьми;

-                 продуктивно сотрудничать со взрослыми и сверстниками;

-                 вести диалог, участвовать в обсуждении значимых для человека явлений жизни и искусства;

-                 воспринимать мнение сверстников и взрослых о художественном произведении, о результатах индивидуального и коллективного творчества;

-                 контролировать свои действия в коллективной работе, соотносить их с действиями других участников и понимать важность совместной работы;

-                 задавать вопросы;

-                 использовать речь для регуляции своего действия и действий партнера;

-                 стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; вставать на позицию другого человека, используя опыт эмпатийного восприятия чувств и мыслей автора художественного произведения.

Обучающийся получит возможность научиться:

-                 открыто и эмоционально выражать свое отношение к искусству, аргументировать свою позицию и координировать ее с позицией партнеров;

-                 выражать свое мнение о произведении искусства, используя разные речевые средства (монолог, диалог, сочинения), в том числе средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения;

-                 проявлять творческую инициативу, самостоятельность, воспринимать намерения других участников в процессе коллективной творческой деятельности;

-                 продуктивно содействовать разрешению конфликтов на основе учета интересов и позиций всех участников;

-                 задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером;

-                 применять полученный опыт творческой деятельности при организации содержательного

культурного досуга.

 

Предметные результаты

Восприятие искусства и виды художественной деятельности Обучающийся научится:

-                 воспринимать богатство и разнообразие художественной культуры; ощущать и понимать художественный замысел в картине художника; понимать особенности восприятия

художественного произведения - художник и зритель;

-                 воспринимать чувства, воплощенные художниками в разных видах искусства, в изображении портретов людей разного возраста;

-                 узнавать произведения искусства по видам и жанрам, понимать, чем или из чего они выполнены;

-                 различать основные виды художественной деятельности (рисунок, живопись, скульптура, художественное конструирование и дизайн, декоративно-прикладное искусство);

-                 выражать собственное суждение о содержании и выполнении того или иного произведения;

-                 отличать материалы для рисунка, живописи и скульптуры;

-                 участвовать в художественно-творческой деятельности, используя различные художественные материалы и приемы работы с ними;

-                 понимать несложную форму предметов природы и уметь ее передавать на плоскости;

-                 использовать нужные материалы для максимальной выразительности замысла;

-                 работать в смешанной технике на разных видах бумаги;

приводить примеры ведущих художественных музеев России, некоторых художественных музеев

своего региона, показывать на примерах их роль и назначение;

-                 различать и передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональные состояния и свое отношение к ним средствами художественно-образного языка.

Обучающийся получит возможность научиться:

-                 участвовать в обсуждении содержания произведений изобразительного искусства и выразительных средств, различать сюжет и содержание в знакомых произведениях;

-                 расширять свои знания и представления о музеях России и мира, в том числе с помощью интернет-ресурсов;

-                 использовать компьютер, как дополнительный способ изображения и воплощения замысла; а также для хранения фотографий своих работ, выполненных на бумаге;

-                 создавать на базе своих работ и работ своих одноклассников музей своего класса;

-                 искать и находить новые средства выразительности при изображении космоса;

-                 применять свою фантазию, предлагать вариант выполнения в процессе коллективных работ;

-                 выбирать и подбирать самостоятельно и с друзьями материалы, техники и идеи для воплощения замысла;

-                 видеть проявления прекрасного в произведениях искусства, в природе, на улице, в быту;

-                 высказывать суждение о художественных произведениях, изображающих природу и человека в различных эмоциональных состояниях. Азбука искусства. Как говорит искусство?

Обучающийся научится:

-                 использовать выразительные средства изобразительного искусства: композицию, форму, ритм, линию, цвет, объем, фактуру; различные художественные материалы для воплощения собственного художественно-творческого замысла;

-                 составлять и подбирать цветовые гаммы для замысла своей работы;  различать основные и составные, теплые и холодные цвета; изменять их эмоциональную напряженность с помощью смешивания с белой и черной красками; использовать их для передачи художественного замысла в собственной учебно-творческой деятельности;

-                 создавать средствами живописи, графики, скульптуры, декоративно-прикладного искусства образ человека: передавать на плоскости и в объеме пропорции лица, фигуры; характерные черты внешнего облика;

-                 пользоваться симметрией для построения звезд; делать асимметричные композиции;

-                 использовать различные линии, пятна и штрихи как основные средства выразительности; создавать фантастических животных различными способами, используя линии, пятно и штрих;

-                 изображать разнообразные формы предметов на плоскости с передачей объема и в пространстве;

-                 пользоваться построением рисунка для создания орнаментов, от простых до более сложных, в разных геометрических формах; использовать декоративные элементы, геометрические, растительные узоры для украшения своих изделий и предметов быта; передавать в собственной художественно-творческой деятельности специфику стилистики произведений народных художественных промыслов в России (с учетом местных условий).

Обучающийся получит возможность научиться:

-                 изображать с натуры и по представлению несложные предметы и натюрморты;

-                 передавать перспективу пространства на плоскости различными способами и техниками графики, рисунка и живописи;

-                 осуществлять построение пейзажа различных географических широт, в разное время суток и года;

-                 четко выстраивать предметы в композиции: ближе - больше, дальше  - меньше;

-                 владеть основами цветоведения и смешения цветов, умело применять белую и черную краску, применять хроматические и ахроматические цвета; передавать разнообразные эмоциональные состояния, используя различные оттенки цвета, при создании живописных композиций на заданные темы;

-                 создавать композиции узоров и орнаментов народов России и мира на основе сближенных и противоположных цветовых сочетаний;

-                 создавать новые образы природы, человека, фантастического существа и построек средствами изобразительного искусства и компьютерной графики;

-                 выполнять простые рисунки и орнаментальные композиции, используя язык компьютерной графики в программе Paint.

 

Значимые темы искусства. О чём говорит искусство.

Обучающийся научится:

-                 осознавать значимые темы искусства и отражать их в собственной художественно-творческой деятельности;

-                 узнавать различные явления природы на репродукциях картин и фото художников, подмечая нюансы в процессе эмоционального обсуждения со сверстниками; фантазировать, используя впечатления от картин и фото художников;

-                 любить и беречь свой край, рассматривая картины местных художников;

-                 узнавать русский костюм, русский быт, русские избы, посуду, игрушки;

-                 выражать черты русского народа, его души, украшать русскими узорами и орнаментами жилище, одежду;

-                 создавать семейные портреты; дарить людям работы, выполненные своими руками;

-                 узнавать картины знакомых авторов отечественной и мировой живописи; разглядывая картины прошлого, задумываться о будущем.

Обучающийся получит возможность научиться:

-                 передавать цветовые сочетания в пейзажах разных времен суток и года;

-                 передавать на плоскости композиции с перспективой планов в разных жанрах живописи; передавать воздушную перспективу, глубину земли и высоту неба;

-                 передавать настроение в пейзаже, натюрморте, портрете, выражая к ним свое отношение;

-                 изображать образы архитектуры и декоративно-прикладного искусства; - участвовать в коллективных работах на значимые жизненные темы.

-                 понимать и передавать в художественной работе красоту человека в разных культурах мира;

-                 изображать красоту природы родного края в разных настроениях; прослеживать связь родной

природы, людей и сказок с музыкальной культурой.

 



КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ УРОКОВ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО

ИСКУССТВА В 3 КЛАССЕ  

 

п/п

Тема

Практическая работа

Виды УУД

Фор ма

контр оля

Колво часов

Дата

 

По план у

По фак ту

 

 

1

Азбука рисования. Новые знакомые. В кругу друзей. 

Базовые упражнения. Графические приемы

Овладеть приёмами работы различными графическими материалами.

Сравнивать различные виды и жанры изобразительного искусства (графика,

живопись, декоративно – прикладное искусство)

 

1 ч

 

 

 

Природа - главный художник (7ч)

2

Ночью темень.

Ночью тишь. Рыбка, рыбка, где ты спишь? 

изображение

настроения рыбок с помощью пластики движения и фактуры поверхности тела

Наблюдать, сравнивать, сопоставлять

геометрическую

форму предмета, анализировать её, изображать предметы различной формы, использовать простые формы для создания выразительных образов. Использовать стилизацию форм для создания орнамента.

Выражать     своё отношение к ней в собственной художественнотворческой деятельности.

Передавать с помощью ритма движение и эмоциональное состояние в композиции на плоскости.

 

1 ч

 

 

3

В небе птицам дышится свободно 

изображение

формы птицы в движении, фактура оперения

 

1 ч

 

 

4

Эти милые зверюшки

изображение

любимого животного с передачей фактуры поверхности его тела

 

1 ч

 

 

5

Разведи рукой травинки - видишь, дремлет светлячок 

знакомство с

разнообразием форм насекомых, поиск передачи их изящности и красоты

 

1 ч

 

 

6

Летающие цветы 

построение

бабочки, поиск передачи полета и

нежного настроения бабочки

 

1 ч

 

 

 

7

У лукоморья дуб зеленый 

изображение

своего дерева, фактуры коры и листьев кроны

 

 

1 ч

 

 

8

Летите, голуби! (коллективная работа) 

обобщение

пройденного материала

 

1 ч

 

 

 

Мир цвета (7ч.)

9

Азбука рисования. Свет и тень на Луне: безвоздушное пространство. Свет и тень на Земле: воздушное пространство. 

Базовые упражнения

Использовать выразительные возможности различных

художественных

материалов    для передачи собственного замысла; Образно

воспринимать

искусство       и окружающую

действительность;

Находить ассоциации природных форм, предметов быта, состояний природы, произведений разных видов искусства.

Рисовать по представлению на

обозначенные темы;

Создавать простые художественные изделия подарочного характера;

Применять средства художественной выразительности в рисунке и живописи, декоративных и конструктивных работах, иллюстрациях к произведениям литературы и музыки.

 

1 ч

 

 

10

Свет и тень 

знакомство с

тенью на предметах, падающей тенью

 

1 ч

 

 

11

Какими бывают тени под открытым небом 

Передача цветом падающих теней

 

1 ч

 

 

12

Полутень - что это? 

Изображение полутени для передачи объема предмета на плоскости

 

1 ч

 

 

13

Шар. Предметы, похожие на шар 

передача объема

предмета на плоскости

 

1 ч

 

 

14

Яйцо. Предметы, похожие на яйцо 

Изображение базовых форм для построения фигуры птицы

 

1 ч

 

 

15

Райский сад (коллективная работа) 

Коллективная работа «Изображение

птиц»

 

1 ч

 

 

 

Искусство в человеке (5ч.)

16

Цвет при свете. Ее величество точка. Поиск чистых красок 

рисунок точками

в технике пуантилизм

Воспринимать           и

эмоционально оценивать шедевры русского и мирового 

искусства  Создавать

элементарную

композицию на заданную тему на

плоскости

 

1 ч

 

 

17

Счастливый принц 

Моделирование фигуры мальчика, украшение её.

 

1 ч

 

 

18

Крыша над головой 

Изображение зонтика различными

 

1 ч

 

 

 

 

 

способами

Использовать

различные средства живописи для

создания

выразительных

образов           природы различных географических широт

Овладеть на практике основами новой техники- пуантилизм.

 

 

 

 

19

Узоры гор 

роспись

деревянной доски узорами народов Кавказа

 

1 ч

 

 

20

Мечта о полете (коллективная работа) 

Изображение космического пространства

 

1 ч

 

 

 

Человек в искусстве (14 ч.)

21

Азбука рисования. Композиция планов.

Композиция движения. Базовые формы в композиции и в рисунке. Портретная композиция

Базовые упражнения

Использовать

различные средства живописи для

создания

выразительных

образов           природы различных географических широт Овладеть на практике основами цветоведения.

Передавать   с помощью        цвета характер         и эмоциональное состояние природы.

Продумывать           и выстраивать композицию рисунка Образно

воспринимать

искусство       и окружающую действительность.

Понимать роль природных условий в

характере традиционной культуры народа

Создавать простые художественные изделия подарочного характера;

Знать традиции своего народа,             народности, региона,          семьи, запечатленные           в искусстве;

Понимать ценность искусства в сотворении гармонии между человеком и

 

1 ч

 

 

22

С карандашами и красками за три моря 

путешествие -

знакомство с письмом, как средством общения через дальние расстояния

 

1 ч

 

 

23

Первая весточка 

Письмо-рисунок 

 

1 ч

 

 

24

Послание с Востока 

Письмо-рисунок на ткани

 

1 ч

 

 

25

Привет из Европы 

Письмо-рисунок

 

1 ч

 

 

26

Очарование Севера

Письмо-рисунок на камне

 

1 ч

 

 

27

Кружевное письмо 

Письмо-рисунок в виде кружева

 

1 ч

 

 

28

Необычные письма 

Изготовление бересты и письмо на ней

 

1 ч

 

 

29

Узнаваемый Петербург 

Рисунок по впечатлению 

 

1 ч

 

 

 

 

 

окружающим миром; Сравнивать различные виды и жанры изобразительного искусства (графика,

живопись, декоративно – прикладное искусство)

 

 

 

 

 

Читаем и рисуем (4ч.)

30

Первые бабочки 

Изображение  бабочек с прорисовкой узоров

Использовать различные художественные

материалы и средства для      создания выразительных образов человека;

Видеть           и воспринимать

красоту узора;

Понимать      ценность искусства       в сотворении    гармонии между             человеком      и окружающим миром; Использовать художественные материалы      (гуашь, цветные             карандаши, акварель) 

Продумывать и выстраивать композицию рисунка

 

1 ч

 

 

31

Шагающее

дерево 

Изображение дерева различными способами

 

1ч 

 

 

32

Замок белого Лебедя 

Знакомство со способами заливки акварельной краской

 

1 ч

 

 

33

Краски гор  

рисунок точками

в технике пуантилизм

 

1 ч

 

 

34

Компьютерное рисование 1ч

 

Использовать простейшие средства компьютерной графики для передачи с помощью ритма движения и эмоционального состояния композиции на плоскости

 

1 ч

 

 

Учебно-методический комплект

1.            Ашикова С. Г. Изобразительное искусство: учебник для 3 класса/ под ред. А. А. Мелик – Пашаева, С. Г. Яковлевой. Самара: издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров», 2012 г.

2.            Словари и энциклопедии по изобразительному искусству.

3.            Искусство: учебно-методическая газета для учителей МХК, музыки и ИЗО. М.: Первое сентября.

4.            Электронные образовательные ресурсы: диски с презентациями Специфическое оборудование:

         Репродукции картин в соответствии с тематикой и видами работы;

         Портреты русских и зарубежных художников;

         Таблицы по цветоведению, перспективе, построению орнамента;

         Схемы рисования предметов, растений, деревьев, животных, птиц, человека;

         Таблицы по народным промыслам, русскому костюму, декоративно-прикладному искусству;

Электронно – программное обеспечение:

         Фильмы по изобразительному искусству, природе, архитектуре;

         Записи классической и народной музыки;

         Специализированные цифровые инструменты учебной деятельности (компьютерные программы).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 



Календарно-тематическое планирование уроков изобразительного искусства в 4 классе  

 

п/п

Тема

Виды УУД

Форма контроля

Кол-во часов

Дата

 

По плану

По факту

 

Природа - главный художник – 9 ч

1

Азбука рисования. Новые возможности карандашей. Гелиевые и шариковые ручки. Новые возможности пастели.

Овладеть основами языка живописи, графики, декоративноприкладного искусства. Создавать элементарную композицию на заданную тему на плоскости

(живопись, рисунок, орнамент) Передавать характер природных явлений  выразительными средствами изобразительного искусства (цвет, линия, пятно, форма, объем); Наблюдать, сравнивать, сопоставлять геометрическую форму предмета, анализировать её, изображать предметы различной формы, использовать простые формы для

создания выразительных образов.

Использовать элементарные правила перспективы для передачи пространства на плоскости в изображениях природы.

 

 

1 ч

 

 

2

Азбука рисования. Варианты и элементы построения орнаментов. Построение разных форм звезд.

 

1 ч

 

 

3

Космос - что мы видим с Земли. 

 

 

1 ч

 

 

4

Художник-космонавт А. Леонов. Созвездия.

 

1 ч

 

 

5

Орнамент нашей Галактики 

 

 

1 ч

 

 

6

Удивительный мир Земли. 

 

 

1 ч

 

 

7

Фантастический орнамент. Графический рисунок.

 

 

1 ч

 

 

8

Азбука рисования. Построение формы фантастического животного. А звездная

даль так манит к себе 

 

 

1 ч

 

 

9

Фантастический художник. Притяжение дальних миров. Ах, вернисаж (коллективная работа) 

 

 

1 ч

 

 

 

Мир цвета – 7 ч

 

10

   Азбука         рисования.

Изображение света.  

 

Создавать элементарную композицию на заданную тему на плоскости

(живопись, рисунок, орнамент) Передавать с помощью ритма движение и эмоциональное состояние в композиции на плоскости.

Овладеть основами языка живописи, графики, декоративноприкладного искусства.

Использовать художественные материалы (гуашь, цветные карандаши, акварель) 

Продумывать и выстраивать композицию рисунка

 

1 ч

 

 

11

Сколько солнца! Сколько света! Пусть свет твой сияет людям. Передача утреннего настроения и воздушной перспективы. 

 

1 ч

 

 

12

Свет волшебный от луны. Изображение лунной ночи. 

 

1 ч

 

 

13

Свет далекой звезды. Изображение звёздного неба. 

 

1 ч

 

 

14

Свет северного сияния. Изображение северного сияния на ночном небе.

 

1 ч

 

 

15

Живой свет свечи. Способы изображения горящей свечи.

 

1 ч

 

 

16

Свет сердца. Ангелхранитель. Символ

святой Руси 

 

 

1 ч

 

 

 

Искусство в человеке - 9 ч

17

Азбука рисования. Элементы русских узоров в архитектуре и одежде 

Создавать средствами живописи эмоционально выразительные образы природы, человека, героя. Понимать роль природных условий

в характере традиционной культуры народа. Изображать человека и животных разными художественными материалами; Передавать с помощью цвета характер и эмоциональное состояние персонажа.

Применять средства

 

1 ч

 

 

18

Поле. Русское поле 

 

 

1 ч

 

 

19

Загадочная русская душа. Групповой портрет. 

 

 

1 ч

 

 

20

Русская изба. Входите, гости дорогие!

 

 

1 ч

 

 

21

Зачерпни воды ковш. Изображение  посуды и мебели в русской избе.

 

 

1 ч

 

 

22

Ладьи неторопливый бег. Изображение корабля, ладьи.

 

 

1 ч

 

 

23

Карл Фаберже - мастер золотые руки. Изображение пасхального яйца.

 

1 ч

 

 

 

 

 

художественной выразительности в рисунке и живописи, декоративных и конструктивных работах, иллюстрациях к произведениям литературы и музыки.

Узнавать отдельные выдающиеся отечественные произведения искусства и называть их авторов. Иметь представление о живописных пейзажах русских и зарубежных художников. Выражать собственное мнение при посещении художественных музеев и выставок

 

 

 

 

24

Русский сине-голубой узор «Гжель»

 

 

1 ч

 

 

25

В русской избе (коллективная работа).

 

1 ч

 

 

 

Человек в искусстве - 6 ч

26

Иллюстраторсказочник. Билибинский стиль. Заколдованная царевна.

Понимать роль природных условий

в характере традиционной культуры народа. Изображать портреты персонажей народных сказок, литературных произведений, выражающих отношение народа к

красоте и достоинству человека.

Эмоционально откликаться на красоту , быт, труд народа, отражённых а произведениях изобразительного искусства и выражать своё отношение к ним в собственной художественно-

 

1 ч

 

 

27

Сказка о царе Салтане. Город со дворцом.

 

1 ч

 

 

28

Сказка о царе Салтане. 33 богатыря.

 

1 ч

 

 

29

Сказка о царе Салтане. Царевна Лебедь.

 

1 ч

 

 

30

Сказочный мир художника С.С. Соломко. Свободный рисунок.

 

1 ч

 

 

31

Знакомство с музеем. Музеи-заповедники

Кижи, Талашкино.

 

1 ч

 

 

 

 

творческой деятельности. 

Называть ведущие художественные музеи России и художественные музеи своего региона.

Выражать собственное мнение при посещении художественных музеев и выставок

 

 

 

 

32

Компьютерное рисование

Звездный орнамент.

Северное сияние

Использовать простейшие средства компьютерной графики для передачи с помощью ритма движения и эмоционального состояния композиции на плоскости.

Выполнять композицию  по представлению на обозначенные темы графическими и живописными средствами.

 

1 ч

 

 

33

Резерв -2ч

 

 

1ч 

 

 

 

1 ч

 

 

 

Учебно-методический комплект

1.      Ашикова С. Г. Изобразительное искусство: учебник для 3 класса/ под ред. А. А. Мелик – Пашаева, С. Г. Яковлевой. Самара: издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров».

2.      Словари и энциклопедии по изобразительному искусству.

3.      Искусство: учебно-методическая газета для учителей МХК, музыки и ИЗО. М.:

Первое сентября.

4.      Электронные образовательные ресурсы: диски с презентациями Специфическое оборудование:

  Репродукции картин в соответствии с тематикой и видами работы;

  Портреты русских и зарубежных художников;

  Таблицы по цветоведению, перспективе, построению орнамента;

  Схемы рисования предметов, растений, деревьев, животных, птиц, человека;

Электронно – программное обеспечение:

  Фильмы по изобразительному искусству, природе, архитектуре;

  Записи классической и народной музыки;

  Специализированные цифровые инструменты учебной деятельности (компьютерные программы)

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Рабочая программа по изобразительному искусству для 3,4 класса по Ашиковой"

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 2 месяца

Менеджер образования

Получите профессию

Менеджер по туризму

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Рабочая программаРабочая программа по изобразительному искусству разработана на основе авторской программы С.Г. Ашиковой под редакцией А.А. Мелик-Пашаева «Изобразительное искусство», в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, образовательной программы МБОУ средней общеобразовательной школы с. Маяк на2016-2017 учебный год.Цель: духовно-нравственное развитие личности учащегося, воспитание его ценностногоотношения к прекрасному на основе обогащения опыта эмоционально-ценностного восприятияявлений жизни и опыта художественно-творческой деятельности.Задачи курса: развитие эмоционально-эстетического отношения к явлениям жизни; воспитание ценностного отношения к отечественным культурным традициям, уважения ккультуре народов других стран; реализация творческого потенциала обучающегося средствами художественнойдеятельности, развитие воображения и фантазии ребенка; воспитание потребности обучающихся в «общении» с произведениями искусства,формирование способности воспринимать прекрасное на основе представления о красоте каквысшем проявлении добра; расширение общего и художественного кругозора обучающихся; развитие наблюдательностив отношении явлений и процессов, происходящих в окружающем мире, целостного восприятиясложных объектов и явлений; знакомство с основами изобразительного искусства, овладение элементарнойхудожественной грамотностью, приобретение опыта работы в различных видах художественно-творческой деятельности; развитие способности младших школьников к сотрудничеству в художественнойдеятельности.

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 625 349 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 13.02.2020 245
    • PDF 531.6 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Сурина Тамара Ивановна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Сурина Тамара Ивановна
    Сурина Тамара Ивановна
    • На сайте: 3 года и 3 месяца
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 81719
    • Всего материалов: 239

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Менеджер по туризму

Менеджер по туризму

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс профессиональной переподготовки

Мировая художественная культура: теория и методика преподавания в профессиональном образовании

Преподаватель мировой художественной культуры

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3950 руб.
Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Обучение архитектуре детей от 12 лет. Проектный подход

36/72 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Актуальные вопросы методики преподавания МХК в условиях реализации ФГОС

72 ч.

2200 руб. 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 22 человека из 16 регионов

Мини-курс

Психологическая зрелость и стрессоустойчивость: основы развития личности и поддержки

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 72 человека из 37 регионов

Мини-курс

Эффективная работа с Wildberries: от создания личного кабинета до выбора продукта

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 24 человека из 15 регионов

Мини-курс

Эффективное управление запасами

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе