Инфоурок Всеобщая история Рабочие программыРабочая программа по истории для 6 класса

Рабочая программа по истории для 6 класса

Скачать материал

муниципальное  бюджетное  общеобразовательное  учреждение

«Старобобовичская средняя общеобразовательная школа»

 

 

 

«Рассмотрено»                             «Согласовано»                              «Утверждено» 

на заседании МО учителей         Зам. директора по УВР                Директор школы

гуманитарного цикла                    _______/Адамова Е.В./              ______/ДороховаТ.М./

Протокол № 1  от                              «31» августа 2017 г.                «31» августа 2017 г. «30» августа 2017 г.

Руководитель МО

______/Пинчукова Е.К../

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рабочая программа

по истории

для 6 класса

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                              

 

                                                       

                                                                 Составитель: учитель истории и

                                                                                       обществознания

                                                         Ребенок Мария Ивановна

                                                                  1 квалификационная категории.

 

 

 

2017 год

Пояснительная записка

 

Рабочая программа разработана на основе

·         Федерального  государственного образовательного стандарта основного общего образования 2010 года;

·          Примерной программы основного общего образования по истории;

·         Основной образовательной программы основного общего образования МБОУ «Старобобовичская СОШ»;

·         Авторской программы общеобразовательных учреждений по истории России для 6-10 классов. История России 6-10 классы. И. Л. Андреев, О. В. Волобуев, Л. М. Ляшенко и др. — М. : Дрофа, 2016.

·         Авторской програм­мы по истории к учебнику для 6 класса общеобра­зовательной школы авторов Е.В. Агибаловой, Г.М. Донского «Всеобщая история. История Средних веков», М., Просвещение, 2013,

 

Планируемы предметные результаты освоения учебного предмета

Предметные результаты изучения истории включают:

• определение исторических процессов, событий во времени, применение основных хронологических понятий и терминов (эра, тысячелетие, век);

• установление синхронистических связей истории Руси и стран Европы и Азии;

• составление и анализ генеалогических схем и таблиц;

• определение и использование исторических понятий и терминов;

• овладение элементарными представлениями о закономерностях развития человеческого общества с древности, начале исторического пути России и судьбах народов, населяющих её территорию;

• использование знаний о территории и границах, географических особенностях, месте и роли России во всемирно-историческом процессе в изучаемый период;

• использование сведений из исторической карты как источника информации о расселении человеческих общностей в эпоху первобытности, расположении древних народов и государств, местах важнейших событий;

• изложение информации о расселении человеческих общностей в эпоху первобытности, расположении древних государств, местах важнейших событий;

• описание условий существования, основных занятий, образа жизни людей в древности, памятников культуры, событий древней истории;

• понимание взаимосвязи между природными и социальными явлениями, их влияния на жизнь человека;

• высказывание суждений о значении исторического и культурного наследия восточных славян и их соседей;

• описание характерных, существенных черт форм догосударственного и  государственного устройства древних общностей, положения основных групп общества, религиозных верований людей;

• поиск в источниках различного типа и вида (в материальных памятниках древности, отрывках исторических текстов) информации о событиях и явлениях прошлого;

• анализ информации, содержащейся в летописях (фрагменты «Повести временных лет» и др.), правовых документах (Русская Правда, Судебники 1497 и 1550 гг. и др.), публицистических произведениях, записках иностранцев и других источниках по истории Древней и Мо-

сковской Руси;

• использование приёмов исторического анализа (сопоставление и обобщение фактов, раскрытие причинно-следственных связей, целей и результатов деятельности людей и др.);

• понимание важности для достоверного изучения прошлого комплекса исторических источников, специфики учебно-познавательной работы с источниками древнейшего периода развития человечества;

• оценивание поступков, человеческих качеств на основе осмысления деятельности Владимира I Святославича, Ярослава Мудрого, Владимира II Мономаха, Андрея Боголюбского, Александра Невского, Ивана Калиты, Сергия Радонежского, Дмитрия Донского, Ивана III и др. исходя из гуманистических ценностных ориентаций, установок;

• умение различать достоверную и вымышленную (мифологическую, легендарную) информацию в источниках и их комментирование (при помощи учителя);

• сопоставление (при помощи учителя) различных версий и оценок исторических событий и личностей с опорой на конкретные примеры;

• определение собственного отношения к дискуссионным проблемам прошлого;

• систематизация информации в ходе проектной деятельности, представление её результатов как по периоду в целом, так и по отдельным тематическим блокам (Древняя Русь; политическая раздробленность; возвышение Московского княжества; Русское государство в конце XV — начале XVI в.);

• поиск и оформление материалов древней истории своего края, региона, применение краеведческих знаний при составлении описаний исторических и культурных памятников на территории современной России;

• приобретение опыта историко-культурного, историко-антропологического, цивилизационного подходов к оценке социальных явлений;

• личностное осмысление социального, духовного, нравственного опыта периода Древней и Московской Руси;

• уважение к древнерусской культуре и культуре других народов, понимание культурного многообразия народов Евразии в изучаемый период.

 

Содержание  учебного предмета

(история России 40 ч.)

Раздел

 

Содержание учебного раздела

Кол-во часов

Введение

Что изучает история. Кто изучает историю. Как изучают историю. История России – история всех населяющих ее народов. Как работать с учебником.

 

1

Тема 1. Народы и государства на территории нашей страны в древности

Заселение территории нашей страны человеком. Каменный век. Особенности перехода от присваивающего хозяйства к производящему на территории Северной Евразии

Народы, проживавшие в Восточной Европе до середины I тыс. н. э. Античные города-государства Северного Причерноморья. Великое переселение народов.

Расселение славян, их разделение на три ветви – восточных, западных и южных. Хозяйство восточных славян, их общественный строй и политическая организация. Страны и народы Восточной Европы. Хазарский каганат. Волжская Булгария.

4

Тема 2. Русь в IX-первой половине XII века

Причины и предпосылки образования Древнерусского государства. Первые древнерусские князья: Рюрик, Олег.

Начало объединения земель восточных славян. Дань и полюдье.

Первые древнерусские князья: Игорь, Ольга, Святослав, Владимир  Святославич. Первые законы Древнерусского государства.

Отношения с соседними государствами, племенами; Русь в международной торговле. Язычество и князья. Принятие христианства: причины, предпосылки, значение. Владимир Святославович.

Новая система управления Русской землей. Волости. Князь и вече.

     Расцвет Древней Руси при Ярославе Мудром. 

Княжеские усобицы. Борьба за власть между сыновьями Владимира Святого. Русь при Ярославичах. Народные восстания и половецкая угроза. Княжеские съезды. «Русская Правда». Владимир Мономах.

Древнерусские города. Городское население. Крестьянские общины. Княжеское хозяйство. Категории зависимого населения.

Двоеверие. Христианство и славянская письменность. Литература.

Изобразительное искусство.  Зодчество.

10

Тема 3. Русь в середине XII – начале XIII века.

Причины распада Древней Руси. Три типа государственности в удельный период. Южнорусские княжества. Отношения с половцами.

Обособление Ростово-Суздальской земли. Юрий Долгорукий. Андрей Боголюбский и его политика. Всеволод Большое Гнездо. Возвышение Новгорода.

Установление республиканских порядков в Новгороде. Особенности социальной структуры и политического устройства Новгородской земли

Начало формирования общерусской культуры. Картина мира. Смысл древнерусских изображений и текстов.

Православный храм как образ мира древнерусского человека. Выдающиеся иконы и храмы XII – начала XIII в.

6

Тема 4. Русские земли в середине XIII–XIV веке

Создание державы Чингисхана. Сражение на реке Калке. Вторжение в Рязанскую землю. Разгром Владимирского княжества. Поход на Новгород. Нашествие на Юго-Западную Русь и Центральную Европу Завоевание крестоносцами Прибалтики. Русь и Орден крестоносцев. Походы шведов на Русь. Князь Александр Ярославич. Невская битва. Ледовое побоище. Последствия монгольского нашествия. Борьба за первенство на Руси. Зависимость русских земель от Золотой Орды. Борьба против ордынского владычества. Последствия ордынского владычества. Начало соперничества Москвы и Твери. Борьба за великое княжение. Начало правления Ивана Калиты. Причины возвышения Москвы.

6

Тема 5. Русские земли в XIII– первой половине XV века

Деятельность Ивана Калиты. Удельно-вотчинная система. Наследники Ивана Калиты. Куликовская битва и ее историческое значение. Поход на Русь хана Тохтамыша Правление Василия I. Феодальная война второй четверти XV в., ее значение для процесса объединения русских земель. Поместная система и служилые люди. Юрьев день. Формирование Литовско-Русского государства. Гедимин. Характер Литовско-Русского государства. Политика литовских князей. Тверь и Великий Новгород в XV в.

4

Тема 6. Формирование единого Русского государства в XV веке

Иван III. Завершение политического объединения русских земель. Ликвидация ордынского владычества. Войны с Литвой. Историческое значение возникновения единого Русского государства Усиление великокняжеской власти. Органы управления государством. Боярство и местничество.

Государство и Церковь. Летописание. Литература. Зодчество. Изобразительное искусство.

 

5

Итоговое повторение

Повторение, обобщение и контроль по теме «История России с древнейших времен до начала XVI в»

2

Промежу-точная

итоговая

аттестация

Материалы КИМов

1

Итоговый урок. Защищаем проекты

Защита проектов по теме «История России с древнейших времен до начала XVI в.»

1

 

(история Средних веков 28 ч.)

Раздел

 

Содержание учебного раздела

Кол-во часов

Введение.

Что изучает история Средних веков Дискуссии учѐных .о временных границах эпохи Средневековья. Условность термин «Средневековье». Место истории Средних веков в истории человечества. Этапы развития эпохи Средневековья. По каким источникам учѐные изучают историю Средних веков.

1

Тема1. Становление средневековой Европы (VI-XI вв.) (

Королевство франков и христианская церковь в VI— VIII вв. Образование варварских государств на территории бывшей Западной Римской империи. Франкское королевство.. Хлодвиг и христианская церковь. Христианство как инструмент объединения и подчинения населения власти, освященной Богом. Возникновение и распад империи Карла Великого. Феодальная раздробленность. Система вассалитета—феодальная лестница. «Вассал моего вассала - не мой вассал».Англия в раннее Средневековье. Англия в IX- XI вв. Легенды об английском короле Артуре и историческая реальность

5

Тема 2. Византийская империя и славяне в VI—XI вв

Византия при Юстиниане. Борьба империи с внешними врагами. Культура Византии . Образование славянских государств Образование Восточной Римской империи — Византии — Ромейской империи. Устойчивость Византии в борьбе с варварским миром. Византия — единое монархическое государство. Император - правитель новой империи. Византия при Юстиниане. Реформы императора Юстиниана. Военные походы. Расселение славян и арабов на территории Византии. Борьба империи с внешними врагами. Управление и организация жизни у славян. Вождь и дружина. Соперничество Византии и Болгарии и его завершение. Период существования болгарского государства его достижения. Великоморавская держава — государство западных славян. Славянские просветители Кирилл и Мефодий. Слабость Великоморавского государства и его подчинение Германии. Образование Киевской Руси — государства восточных славян. Появление на карте средневековой Европы государств Чехии и Польши. Политические курсы польских князей Мешко I и Болеслава I Храброго.

2

Тема 3.

Арабы в VI—XI вв

Аравия — родина исламской религии. География, природные условия Аравийского полуострова, занятия и образ жизни его жителей. Бедуины. Мекка — центр торговли. Иран, Византия и арабы. Мухаммед — проповедник новой религии. Хиджра. Возникновение ислама. Аллах — Бог правоверных мусульман. Распространение ислама среди арабских племѐн. Образование Арабского государства во главе с Мухаммедом. Коран —священная книга ислама. Религиозный характер морали и Ирана в исламе. Нормы шариата - мусульманское право. Семья и Коран. Влияние ислама на культуру народов, покоренных арабами. Арабский халифат. Распад халифата. Наследие эллинизма и ислам. Арабский язык — «латынь Востока». Образование — инструмент карьеры. Медресе — высшая мусульманская школа. Престиж образованности и знания. Научные знания арабов. Аль-Бируни. Ибн Сина (Авиценна). Арабская поэзия сказки. Фирдоуси. Архитектура — вершина арабского искусства. Дворец Альгамбра в Гранаде, Мечеть - место общественных встреч и хранилище ценностей Устройство мечети. Минарет. Арабески. Значение культуры халифата. Испания мост между арабской и европейской культурами.

2

Тема 4. Феодалы и крестьяне.

В рыцарском замке. Период расцвета, зрелости Средневековья. Установление феодальных отношений. Окончательное оформление вассальных отношений. Распространение архитектуры замков. Внешнее и внутреннее устройство рыцарского замка. Замок — жилище и крепость феодала. Рыцарь - конный воин в доспехах. Снаряжение рыцаря. Отличительные знаки рыцари. Кодекс рыцарской чести — рыцарская культура. Средневековая деревня и еѐ обитатели. Земля — феодальная собственность. Феодальная вотчина. Феодал и зависимые крестьяне. Виды феодальной зависимости земледельцев. Повинности крестьянина. Крестьянская община как организация жизни средневекового крестьянства. Средневековая деревня. Хозяйство земледельца. Условия труда. Натуральное хозяйство - отличие феодальной эпохи. Горожане и их образ жизни. Своеобразие города. Управление городом и городская жизнь. Борьба ремесленников за участие в управлении городом. Городская беднота и восстания. Образ жизни горожан. Обустройство средневекового города. Его защита и укрепления. Город — центр формирования новой европейской культуры и взаимодействия народов. Университеты как явление городской среды и средневекового пространства. Развлечения горожан. Городское сословие в Европе — носители идей свободы и права. Союз королей и городов

3

Тема 5. Католическая церковь в XI—XIII вв

Могущество папской власти. Католическая церковь и еретики. Церковь-крупнейший землевладелец. Рост влияния церкви и еѐ экономического и духовное могущество .Разделение церквей. Ослабление авторитета и власти папы римского. Папа римский Григории VII. Двухсотлетняя борьба королей и папства. Путь в Каноссу. Опора папы — епископы и монастыри. Могущество папы Иннокентия III. Церковные соборы и догматы христианской веры. Движение еретиков. Католическая церковь и еретики. Альбигойские войны. Инквизиция. Монашеские нищенствующие ордены. Франциск Ассизский. Крестовые походы. Клермонский призыв папы римского Урбана II. Палестина — Святая земля для верующих христиан. Широкий отклик на призыв в обществе, Крестовые походы и крестоносцы, Цели различных участников Крестовых походов. Различия походов бедноты и феодалов. Последствия Первого крестового похода для Византии. Образование крестоносцами государств на Средиземноморском побережье. Отношения рыцарей с местным населением -- мусульманами. Духовно-рыцарские ордены и их значение для защиты завоеваний крестоносцев в Палестине. Сопротивление народов Востока натиску крестоносцев. Объединение мусульман перед угрозой дальнейших завоеваний крестоносцев. Салах ад -Дин и Третий крестовый поход. Судьба походов королей Фридриха I Барбароссы. Филиппа II Августа, Ричарда Львиное Сердце - со своими вассалами. Четвѐртый крестовый поход: благочестие и коварство. Разграбление Константинополя. Распад Византии и еѐ восстановление. Детские крестовые походы. Укрепление королевской власти. Усиление мусульманских княжеств во главе с Египтом. Значение и итоги Крестовых походов для Запада и Востока.

2

Раздел 6. Образование централизованных государств в Западной Европе в XI—XV вв

Экономические успехи Французского государства. Объединение городов и крестьян -земледельцев, части рыцарства вокруг короля. Поддержка королей церковью. Начало объединения Франции.Филипп II Август. Борьба французского и английского королей за французские территории. Укрепление власти короля. Людовик IX Святой: ограничение самовластия феодалов и междоусобиц. Утверждение единой денежной системы. Рост международного престижа Франции. Конфликт между королѐм Филиппом IV Красивым и папой римским Бонифацием VIII. Авиньонское пленение пап. Ослабление могущества римского папы. Франция — централизованное государство. Генеральные штаты французский парламент. Оформление сословной монархии во Франции. Нормандский герцог Вильгельм. Король Англии — Вильгельм Завоеватель, основатель нормандской династии. От завоевания к централизованному государству. «Книга Страшного суда». Генрих II Плантагенет и его реформы. Историческое значение реформ Иоанн Безземельный и Великая хартия вольностей — конституция сословно-феодальной монархии. Бароны против короля. «Бешеный совет». Симон де Монфор. Парламент — сословное собрание Столетняя война; причины и повод. Готовность к войне, вооружѐнность армий противников: Основные этапы Столетней войны. Поражение французову Креси. Победа англичан у Пуатье. От перемирия к победам французов. Герцоги Бургундский и Орлеанский: возобновление междоусобиц во Франции. Сражение при Азенкуре .Карл VII — новый король Франции. Город Орлеан -трагедия и надежда. Партизанская война, Жанна д'Арк. Завершение Столетней войны. Крестьянские восстания во Франции и в Англии. «Черная смерть» и Столетняя война. Положение крестьян. Рост крестьянского недовольства, Жакерия во Франции: еѐ победы и последствия, Гильом Каль. Ухудшение положения английских крестьян. Джон Болл. Восстание Уота Тайлера в Англии. Итоги и значение восстания. Усиление королевской власти в конце XV в. во Франции и Англии. Восстановление Франции после трагедии и военных утрат. Борьба между Людовиком XI и Карлом Смелым, Усиление власти французского кормя в конце XV в. Завершение Объединения Франции. Установление единой централизованной власти в Французском государстве. Последствия объединения Франции. Междоусобная Война Алой и Белой розы в Англии: итоги и последствия. Генрих VII - король новой правящей династии в Англии. Усиление власти английском короля в конце XV в. Гуситское движение. Социальные, этнические и религиозные противоречия и их значение. Ян Гус, Ян Жижка.Усиление Османской империи. Османские завоевания на Балканах.

8

Тема 7. Культура Западной Европы в раннее Средневековье.

Утверждение христианства в раннее Средневековье. Ограниченность представлений о мире у средневекового европейца. Учения Пифагора. Фалеса: взгляд средневековых ученых. Отсутствие единых летоисчисления, календарей, систем измерений, меры веса и др. Служители церкви- хранители зданий и письменности. Неграмотность населения Европы. Карл Великий и короткая вспышка Каролингского Возрождения .Латинский язык в Средние века — язык образованности и культуры. Семь свободных искусств. Обучение в средневековой школе. Развитие искусства рукописных книг. Искусство книжной миниатюры. Библия — книга книг. Появление новых жанров в средневековой литературе. Хроники и житийная литература. Появление светской литературы на латинском языке. Англосаксонские эпос «Беовульф», скандинавский — «Старшая Эдда», германский «Песнь о Нибелунгах». французский— «Песнь о Роланде»,

2

Тема 7. Народы Азии, Америки и Африки

Средневековый Китай. Империя Гаи единое государство. Император—«Сын неба». Население страны подданного одного господина - императора. Подчинение соседей власти империи. Широкие сухопутные и морские торговые связиМонгольская опасность. Монголы и Чингисхан. Завоевание Китая монголами. Антимонгольское восстание Красных повязок. Приобретение независимости. Хозяйственный подъѐм. Восстановление и развитие городов. Художественные ремѐсла. Изобретения Первая газета. Открытие пороха, создание ружей. Образование и научные знания. Достижения китайских учѐных в науках Литература и искусство. Пагода. Статуи. Рельефы. Живопись. Пейзажи. Влияние китайской культуры на страны тихоокеанского региона. Индия. Государства и культура. Географическая и этническая разобщѐнность народов Индии. Единое культурное наследие древности как основа единства государства в эпоху Средневековья. Установление феодальных отношений Государственная и местная власть. Раджи. Индуистская религия. Брахманы. Крестьянство. Кастовое устройство общества Междоусобные войны раджей. Ослабление страны Вторжение войск Арабского и Багдадского халифатов. Образование самостоятельных мусульманских государств на территории Индии. Делийский султанат и разгром его Тимуром, правителем Самарканда. Хозяйство и богатства Индии. Торговля и связи с другими странами. Наука. Обсерватории. Индийская медицина Искусство. Буддистские храмы в Аджанте. Архитектура, скульптура и живопись. Влияние мусульманской культуры. Мавзолеи. Искусство классического тайна и пения, Книжная миниатюра. Государства и народы доколумбовой Америки. Африка. Население Северной и Южной Америки и его занятия Сохранение родоплеменных отношений. Территория расселения, образ жизни и культура народов майя. Достижения в хозяйстве, изучении природы. Ацтеки и их мир. Устройство общества. Города и культура. Государство инков. Управление и организация жизни. Население и занятия. Достижения культуры инков. Уникальность культуры народов доколумбовой Америки. Неравномерность развития народов Африки Территория расселения, занятия, образ жизни народов Центральной Африки. Кочевники пустыни Сахары. Государства Африки, их устройство и культура. Влияние и связи с исламской культурой. Культурное наследие народов Западного Судана. Африканская скульптура. Освоение Африки европейцами.

3

 

Форма организации образовательного процесса: классно-урочная система.

            Технологии, используемые в обучении: развивающего обучения, обучения в сотрудничестве, проблемного обучения, ИКТ, здоровьесберегающие, технология критического мышления, проектная деятельность.

 

Формы организации учебных занятий (урок и его типы)

 

Тип урока

Целевое назначение

Результативность обучения

Урок «открытия нового знания».  Урок первичного предъявления новых знаний и УУД

Первичное усвоение новых предметных ЗУНов, УУД

Воспроизведение своими словами правил, понятий, алгоритмов, выполнение действий по образцу, алгоритму

Урок рефлексии. Урок формирования первоначальных предметных навыков и УУД, овладения новыми предметными умениями

Применение усваиваемых знаний или способов учебных действий в условиях решения учебных задач (заданий)

Правильное воспроизведение образцов выполнения заданий, безошибочное применение алгоритмов и правил при решении учебных задач

Урок применения предметных ЗУНов и УУД

Применение  предметных ЗУНов и УУД в условиях решения учебных задач повышенной сложности

Самостоятельное решение задач (выполнение упражнений) повышенной сложности отдельными учениками или коллективом класса

Урок обобщения и систематизации предметных ЗУНов, универсальных действий

Систематизация предметных ЗУНов или УУД (решение практических задач)

Умение сформулировать обобщённый вывод, уровень сформированности УУД, обеспечивающих умение учиться (работа в парах, использование источников информации и др.)

Урок повторения предметных ЗУНов или закрепление УУД

Закрепление предметных ЗУНов, формирование УУД

Безошибочное выполнение упражнений, решение задач отдельными учениками, коллективом класса; безошибочные устные ответы; умение находить и исправлять ошибки, оказывать взаимопомощь

Контрольный урок

Проверка предметных ЗУНов, умений решать практические задачи, сформированности УУД

Результаты контрольной или самостоятельной работы

Комбинированный урок

Решение задач, которые невозможно выполнить в рамках одного урока

Запланированный результат

 

Содержание программы учебного предмета с указанием характеристики основных видов учебной деятельности

(история России 40ч.)

Название

 раздела, тем

Характеристика основных видов учебной деятельности учащихся

Введение  (1ч.)

1

Человек и история

Характеризовать источники по российской истории.

Использовать историческую карту для объяснения своеобразия геополитического положения России

Глава I. Народы и государства Восточной Европы в древности (4 ч.)

2.

Древнейшие народы на территории Восточно-Европейской равнины.

 Составлять логичный рассказ о славянских племенах и образовании у них государственности. Выделять общее в судьбах славянских государств. Объяснять причины различия судеб у славянских государств. Выполнять самостоятельную работу с опорой на содержание темы учебника.

3

История народов Восточной Европы в I тыс. до н.э. – середине VI в. Н.э.

Приводить примеры межэтнических контактов и взаимодействий. Рассказать о соседях славян, их местоположении, занятиях, уровне развития, религиях и отношениях со славянами.

4

Первые государства Восточной Европы

Рассказать о начале складывания государства Русь; дать представление об организации власти князя над покоренными племенами; рассказать о походах первых русских князей и их роли в сложении государства. Формирование понятийного мышления, формирование навыков работы с историческими картами, источниками. Развивать у учащихся умения классификации, обобщения, слушания, осмысленного чтения

5

Обобщающий урок

Работать с историческими источниками и картами

Глава II. Русь в IX – первой половине XII в. ( 10 ч.)

6-7

Образование Древнерусского государства

Показывать на исторической карте тер­риторию Древней Руси, главные торговые пути, крупные города, походы князей.

Приводить примеры взаимоотношений Древней Руси с соседними племенами и государствами.

8-9

Русь в конце X – первой половине Xiв. Становление государства

 

  Характеризовать внутреннюю и внешнюю политику Владимира Святославича. Составлять характеристику Владимира Святославича.

Актуализировать знания из курсов всеобщей истории о возникновении христианства и его основных постулатах.

Объяснять смысл понятий митрополит, епископ

10-11

Русь в середине XI – начале XIIв.

 

Рассказывать об усобицах в русском государстве после смерти Владимира I, давать представление о личности Ярослава Мудрого и его законодательной деятельности.

12

Общественный строй Древней Руси

 

 

Характеризовать образ жизни представителей различных слоёв древнерусского общества. Осуществлять поиск информации из различных источников (включая Интер­нет) для подготовки сообщения (презентации) о каком-либо древнерусском городе (по выбору учащегося)

13-14

Древнерусская культура

 

 

Рассказывать о развитии культуры Древней Руси и культуре меотов

 Описывать памятники древнерусского зодчества (Софийские соборы в Киеве и Новгороде) и древнерусской живописи (фрески и мозаики, иконы), предметы декоративно-прикладного искусства. Объяснять смысл понятий мозаика, фреска, миниатюра, житие

15

Обобщающий урок

Работать с историческими источниками и картами

                                       Глава III. Русь в середине XII — начале XIII в (6 ч.)

16

Начало удельного периода.

 

 

Систематизировать исторический материал о Древней Руси.

Характеризовать общие черты и особенности раннефеодального периода истории Руси и Западной Европы.

Высказывать суждения о значении наследия Древней Руси для современного общества.

17

Княжества Северо-Восточной Руси

 

 

 

Показывать на исторической карте расположение княжеств

Давать характеристику княжеств по плану: 1) географическое и политическое положение 2) соседи и внешняя политика, 3)особенности управления княжеством, 4)особенности хозяйства и основные занятия жителей, 5)Яркие исторические личности, 6)памятники истории и культуры. 

18

Боярские республики Северо-Западной Руси

Давать характеристику княжеств по плану

Работать с документами

19-20

Культура Руси

 

 

рассказывать о развитии культуры Киевской Руси и Черкесии. Описывать памятники древнерусского зодчества (Софийские соборы в Киеве и Новгороде) и древнерусской живописи (фрески, мозаики, иконы), предметы декоративно-прикладного искусства и др. Высказывать суждения о значении наследия Древней Руси для современного общества

21

Обобщающий урок

Систематизировать исторический материал о Древней Руси.

Характеризовать общие черты и особенности раннефеодального периода истории Руси и Западной Европы.

Высказывать суждения о значении наследия Древней Руси для современного общества.

Глава IV. Русские земли в середине XIII—XIV в (6 ч.)

22

Походы Батыя на Русь

 Рассказать о завоевании Руси монголами, причинах и последствиях этого события, показать мужество и героизм простых русских людей в борьбе с монголо-татарами. Характеризовать личность мирового масштаба Чингисхана

23

Борьба Северо- Западной  Руси  против экспансии с Запада.

 Умение работать с историческим документом и анализировать его.

24-25

Русские земли под властью Орды

 

Давать представление об организации ордынской власти на Руси, рассказать об эксплуатации русских земель завоевателями, о последствиях ордынского владычества.

26

Москва и Тверь: борьба за лидерство

 

 

показывать на исторической карте территорию Северо-Восточной Руси, основные центры собирания русских земель, территориальный рост Московского княжества.  Оценивать факторы, которые предопределили  экономический и политический подъем Московского и Тверского княжеств. Раскрывать причины и следствия объединения русских земель вокруг Москвы. Комментировать итоги правления Даниила в Москве

27

Обобщающий урок

Работать с историческими источниками и картами

                    Глава V. Русские земли в XIII — первой половине XV в (4 ч.)

28

Начало объединение русских земель вокруг Москвы

 

 

 устанавливать причинно-следственные связи при изучении вопроса об изменении отношения Руси с Золотой Ордой всер.XIV века. Объяснять причины, ход и значение Куликовской битвы. Учатся анализировать учебный  материал  при работе над вопросом: « Кто и почему примкнул к войску Мамая, а кто  поддержал Дмитрия Ивановича».

29

Московское княжество в конце XIV – середине XV века.

Делать выводы о последствиях династических войн для Московского княжества  и других удельных земель. Формулировать проблему наследования власти в государстве.

30

Соперники Москвы

 

Раскрывать причины распада Золотой Орды, сравнивать ее процессом дробления других государств в эпоху Средневековья, самостоятельно выбирать основания и критерии для сравнения.

31

Обобщающий урок

Обучающиеся учатся навыкам поискового и изучающего чтения при заполнении таблицы

Показывать на карте рост территории Москвы. Объяснять значение создания единого Русского государства. Учатся описывать «Стояние на реке Угре». Учатся составлять характеристику Ивана III

                           Глава VI. Формирование единого Русского государства в XV в (5 ч.)

32

Объединение русских земель вокруг Москвы

Устанавливать причинно-следственные связи  при ответе на  вопрос: « Почему именно Москва становится религиозным центром Руси»? описывать этапы обретения русской церковью независимости

33

Русское государство во второй половине XV – начале XVI в.

Применять понятийный аппарат исторического знания и приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий российской истории;

34-35

Культура Руси XIV – начала XVI в.:

Обучающиеся учатся составлять описание памятников материальной и художественной культуры, объяснять, в чем состояло их назначение, оценивать их достоинства

36

Обобщающий урок

Решение тестов и работа с историческими документами

Итоговое повторение (4ч)

37-38

Итоговое повторение

Искать, анализировать, систематизировать и оценивать историческую информацию из различных исторических и современных источников

39

Промежуточная итоговая аттестация

работать с письменными, изобразительными и вещественными историческими источниками, понимать и интерпретировать содержащуюся в них информацию;

40

Итоговый урок. Защита проектов.

Творческая работа.

 

(история средних веков 28ч)

Название

 раздела, тем

Характеристика основных видов учебной деятельности учащихся

1

Введение. Живое средневековье.

 Исследовать место эпохи Средневековья в истории с помощью ленты времени. Изучать историческую карту мира Средневековья.

Тема 1.  Становление средневековой Европы (VI–XI века) (5 ч.)

2

Древние германцы и Римская империя.

Показывать на карте территорию расселения германцев, кельтов и славян вдоль границ Римской империи. Рассказывать об образе жизни, традициях и верованиях варваров.империи.

3

Королевство франков и христианская церковь в VI – VIII веках.

Рассказывать о складывании государств у варваров. Объяснять своеобразие склады­вания государства у франков. Пояснять зна­чение христианской религии для укрепления власти Хлодвига. Обобщать события истории франков и выделять её этапы.

4

Возникновение и распад империи Карла Великого. Феодальная раздробленность.

Объяснять причины появления в Европе новой империи в эпоху Средневековья. С помощью карты рассказывать о внешней поли­тике Карла Великого. Сравнивать политику Карла и Хлодвига. Комментировать последствия Верденского раздела.

5

Западная Европа в IX – XI веках..

Объяснять причины ослабления коро­левской власти во Франции. Сравнить ко­ролевскую власть во Франции, Германии и Англии. Выявлять последствия норманнского вторжения во владения государств Европы.

6

Культура Западной Европы в раннее Средневековье

 

Тема 2. Византийская империя и славяне в VI-XI вв. ( 2 ч.)

7

Византия при Юстиниане. Борьба империи с внешними врагами. Культура Византии.

Составлять описание произведений искусства; сравнивать управление государством (Византии и империи Карла Великого).

8

Образование славянских государств.

Сравнивать образ жизни народов (славян и германцев); оценивать деятельность исторических личностей (Кирилла и Мефодия).

Тема 3. Арабы в 6-11 вв ( 2 ч.)

9

Возникновение ислама. Арабский халифат и его распад

Изучать по карте особенности Аравии. Рассказывать об образе жизни и занятиях жи­телей Аравийского полуострова. Сравнивать образ жизни арабов и европейцев.

10

Культура стран халифата

Тема 4. Феодалы и крестьяне (3 ч.)

11

В рыцарском замке.

Доказывать, что с XI по XIII в. в Европе на­блюдался расцвет культуры. Объяснять смысл феодальных отношений. Анализировать роль замка в культуре Средневековья. Рассказывать о воспитании рыцаря, его снаряжении, раз­влечениях.

12

Формирование средневековых городов.

Составлять рассказ по иллюстрациям к параграфу. Устанавливать связи между раз­витием орудий труда, различных приспособлений в сельском хозяйстве Выделять условия возник­новения и развития городов. С помощью карты определять центры ремесла и торговли. Анализировать, какие факторы определяли жизнь в средневековом городе.

13

Горожане и их образ жизни.

Объяснять, почему города стремились к самоуправлению. Сравнивать жизнь горожанина и сельского жителя в эпоху Средневековья. Обобщать сведения об образовании в эпоху Средневековья. Определять роль университетов в развитии городов. Выполнять самостоятельную работу с опорой на содержание изученной главы учебника.

Тема 5. Католическая церковь в XI-XIII вв. ( 2 ч.)

14

Могущество папской власти. Католическая церковь и еретики.

 Характеризовать положение и образ жизни трёх основных сословий средневекового общества. Объяснять причины усиления королевской власти. Рассказывать о событиях, свидетельствующих о противостоянии королей и пап. Называть причины появле­ния движения еретиков.

15

Крестовые походы.

Определять по карте путь Крестовых похо­дов, комментировать его основные события. Устанавливать связь между Крестовыми по­ходами и стремлением церкви повысить авторитет в обществе. Объяснять цели различных участников Крестовых походов. Сравнить итоги Первого, Второго и Третьего крестовых походов.

Тема 6. Образование централизованных государств в Западной Европе ( 8 ч.)

16

Объединение Франции.

Обсуждать в группах состояние экономики страны, его социальные эффекты. Объяснять причины ослабления крепостничества, осво­бождения городов от сеньоров, укрепления центральной власти короля.

17

Что англичане считают началом своих свобод.

Рассказывать о причинах утверждения нормандской династии на английском тро­не. Группировать материал параграфа с целью анализа методов управления страной Вильгельмом Завоевателем.

18

Столетняя война.

Находить и показывать на карте основные места военных сражений. Логично рассказывать о причинах войны, готовности сторон, основных этапах. Составлять доклад о подвиге Жанны д'Арк. Объяснять роль города Орлеана в военном противостоянии сторон

19

Крестьянские восстания во Франции и в Англии.

Устанавливать причинно-следственные связи между затяжной войной и разрастанием недовольства крестьян. Характеризовать социальные движения: цели, состав участников, основные события, результаты. Оценивать по­ступки лидеров восстаний.

20

Усиление королевской власти в конце XV века во Франции Англии.

Рассказывать о последствиях Столетней войны для Франции и Англии. Выделять особенности завершения процесса объединения Франции. Объяснять сущность единой централизованной власти в французском го­сударстве. Анализировать процессы объеди­нения в Англии и Франции.

21

Реконкиста и образование централизованных государств на Пиренейском полуострове.

Объяснять причины и особенности Реконкисты. Характеризовать сословно-монархические централизованные государства Пиренейского полуострова.

22

Гуситское движение в Чехии.

Характеризовать Чехию в XIV в. Рассказывать об отношении общества к католической церкви. Выделять главное в информации об Яне Гусе. Оценивать поступки Яна Гуса, его последователей и Яна Жижки. Называть итоги и последствия гуситского движения.

23

Завоевание турками-османами Балканского полуострова.

 

Тема 7. Культура Западной Европы. ( 2ч.)

24

Образование и философия. Средневековая литература и искусство.

Объяснять причины изменения представлений у средневекового европейца о мире. Объяснять значение понятия «корпоративное общество». Излагать смысл дискуссии о соотношении веры и разума в христианском учении. Оценивать образование и его роль в средне­вековых городах.

25

Культура раннего Возрождения в Италии.

Научные открытия и изобретения

Доказывать, что в XIV в. стали преобладать практические знания.

Сопоставлять представление о мире человека раннего Средневековья и в поздний его пе­риод. Анализировать последствия развития мореплавания. Выполнять самостоятельную работу с опорой на содержание изученной главы учебника

                                          Тема 8. Страны Азии, Америки и Африки.(3ч.)

26

Средневековый Китай.

Индия: государства и культура.

Составлять и рассказывать «паспорт» страны: географическое положение, столица, состав населения, религия,

Составлять и рассказывать «паспорт» страны: географическое положение, столица, состав населения, религия,

27

Государства и народы доколумбовой Америки. Африка.

Объяснять особенности образа жизни африканских народов и их религии. Рассказывать об устройстве обществ доколум-бовой Америки.

28

Наследие Средних веков в истории человечества.

Объяснять смысл понятия «Средневе­ковье». Раскрывать сущность феодальных от­ношений. Выделять и характеризовать основные общественно-экономические, культурные и политические процессы.

 

Календарно-тематическое планирование

(история средних веков 28 ч.)

№ урока

Тема

Кол-во

часов

Дата

 

1

Введение. Живое средневековье.

1

 

Тема 1. Становление средневековой Европы (VI–XI века) (5 ч.)

2

Древние германцы и Римская империя.

1

 

3

Королевство франков и христианская церковь в VI – VIII веках.

1

 

4

Возникновение и распад империи Карла Великого. Феодальная раздробленность.

1

 

5

Западная Европа в IX – XI веках..

1

 

6

Культура Западной Европы в раннее Средневековье

1

 

Тема 2. Византийская империя и славяне в VI-XI вв. ( 2 ч.)

7

Византия при Юстиниане. Борьба империи с внешними врагами. Культура Византии.

1

 

8

Образование славянских государств.

1

 

Тема 3. Арабы в 6-11 вв ( 2 ч.)

9

Возникновение ислама. Арабский халифат и его распад

1

 

10

Культура стран халифата

1

 

Тема 4. Феодалы и крестьяне (3 ч.)

11

В рыцарском замке.

1

 

12

Формирование средневековых городов.

1

 

13

Горожане и их образ жизни.

1

 

Тема 5. Католическая церковь в XI-XIII вв. ( 2 ч.)

14

Могущество папской власти. Католическая церковь и еретики.

1

 

15

Крестовые походы.

1

 

Тема 6. Образование централизованных государств в Западной Европе ( 8 ч.)

16

Объединение Франции.

1

 

17

Что англичане считают началом своих свобод.

1

 

18

Столетняя война.

1

 

19

Крестьянские восстания во Франции и в Англии.

1

 

20

Усиление королевской власти в конце XV века во Франции Англии.

1

 

21

Реконкиста и образование централизованных государств на Пиренейском полуострове.

1

 

22

Гуситское движение в Чехии.

1

 

23

Завоевание турками-османами Балканского полуострова.

1

 

Тема 7. Культура Западной Европы. ( 2ч.)

24

Образование и философия. Средневековая литература и искусство.

1

 

25

Культура раннего Возрождения в Италии.

Научные открытия и изобретения

1

 

Тема 8. Страны Азии, Америки и Африки.(3ч.)

26

Средневековый Китай.

Индия: государства и культура.

1

 

27

Государства и народы доколумбовой Америки. Африка.

1

 

28

Наследие Средних веков в истории человечества.

1

 

 

Календарно-тематическое планирование

( история России   40 часов)

Тема урока

 

Кол-во

часов

Дата

1.

Введение

1

 

Глава I. Народы и государства Восточной Европы в древности (4 ч.)

2.

Древнейшие народы на территории Восточно-Европейской равнины.

1

 

3

История народов Восточной Европы в I тыс. до н.э. – середине VI в. н.э.

1

 

4

Первые государства Восточной Европы

1

 

5

Обобщающий урок по теме «Народы и государства на территории нашей страны в древности»

1

 

Глава II. Русь в IX – первой половине XII в. 10 ч.)

6

Образование Древнерусского государства: причины, предпосылки, начало объединения земель восточных славян

1

 

7

Образование Древнерусского государства: первые князья и их деятельность

1

 

8

Русь в конце Х-начале XI века. Принятие христианства.

1

 

9

Русь в первой половине XI века. Становление государства.  Ярослав Мудрый и его деятельность

1

 

10

Русь во второй половине XI века

1

 

11

Русь в конце XI – начале XII в. Владимир Мономах

1

 

12

 Общественный строй Древней Руси

1

 

13

Древнерусская культура: влияние христианства на культуру. Литература.

1

 

14

Древнерусская культура: изобразительное искусство и зодчество

1

 

15

Обобщающий урок по теме «Русь в IX-первой половине XII века»

        1

 

Глава III. Русь в середине XII — начале XIII в (6 ч.)

16

Начало удельного периода. Княжества Южной Руси.

1

 

17

Княжества Северо-Восточной Руси

1

 

18

Боярские республики Северо-Западной Руси

1

 

19

Культура Руси в домонгольский период

1

 

20

Урок-практикум «Культура Руси в домонгольский период»

1

 

21

Обобщающий урок по теме «Русь в середине XII – начале XIII века»

1

 

Глава IV. Русские земли в середине XIII—XIV в (6 ч.)

22

Походы Батыя на Русь

1

 

23

Борьба Руси с западными завоевателями

1

 

24

Русь и Золотая Орда

1

 

25

Урок-практикум «Русь и Золотая Орда»

1

 

26

Москва и Тверь

1

 

27

Обобщающий урок по теме «Русь в середине XII – начале XIII века»

1

 

Глава V. Русские земли в XIII — первой половине XV в (4 ч.)

28

Начало объединения русских земель вокруг Москвы

1

 

29

Московское княжество в конце XIV– середине XV в.

1

 

30

Соперники Москвы

1

 

31

Обобщающий урок: «Русские земли в XIII– первой половине XV в»

1

 

Глава VI. Формирование единого Русского государства в XV в (5 ч.)

32

Объединение русских земель вокруг Москвы

1

 

33

Русское государство во второй половине XV – начале XVI в.

1

 

34

Культура Руси XIV – начала XVI в.: летописании и литература

1

 

35

Культура Руси XIV – начала XVI в.: зодчество и изобразительное искусство

1

 

36

Обобщающий урок по теме «Формирование единого Русского государства в XV веке»

1

 

Итоговое повторение и обобщение (4 час.)

37

38

Итоговое повторение и обобщение

 

2

 

39

Итоговое контрольное тестирование

1

 

40.

Итоговый урок. Защищаем проекты.

1

 

 

 

 

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Рабочая программа по истории для 6 класса"

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 2 месяца

Директор детского оздоровительного лагеря

Получите профессию

Интернет-маркетолог

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 664 101 материал в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 12.01.2018 680
    • DOCX 65.7 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Ребенок Мария Ивановна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Ребенок Мария Ивановна
    Ребенок Мария Ивановна
    • На сайте: 6 лет и 4 месяца
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 94839
    • Всего материалов: 23

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Фитнес-тренер

Фитнес-тренер

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс профессиональной переподготовки

История: теория и методика преподавания в профессиональном образовании

Преподаватель истории

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3650 руб.
Подать заявку О курсе
  • Этот курс уже прошли 45 человек

Курс профессиональной переподготовки

История и философия науки: теория и методика преподавания при подготовке кадров высшей квалификации

Преподаватель философии науки

600 ч.

9500 руб. 4450 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 21 человек из 17 регионов
  • Этот курс уже прошли 30 человек

Курс повышения квалификации

Федеральный государственный образовательный стандарт ООО и СОО по истории: требования к современному уроку

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 154 человека из 52 регионов
  • Этот курс уже прошли 1 278 человек

Мини-курс

Культурное наследие России: язык и фольклор

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Этот курс уже прошли 17 человек

Мини-курс

Карьерный навигатор: эффективный поиск работы

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 24 человека из 16 регионов

Мини-курс

История и основы галерейного бизнеса

3 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе