Бюджетное образовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная
школа №2 г.Грязовца»
Рассмотрена на заседании МО
Руководитель МО
________/___________________/
Подпись
расшифровка подписи
|
Согласовано:
Зам. директора по УВР _______/__________________
Подпись расшифровка подписи
|
Принята на заседании педагогического совета
Утверждаю.
Директор школы:
________/___________________/
Подпись расшифровка подписи
(Приказ директора школы
)
|
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по ИСТОРИИ
класс 7
Составитель
программы: учитель истории
Шлёнкина Виктория Константиновна
Срок реализации 2015 - 2016
Грязовец
2015
I.Пояснительная записка
Данная рабочая программа составлена на основании нормативных документов:
-Федерального
компонента государственного образовательного стандарта основного общего
образования по истории (базовый уровень)2004 г. (приказ Министерства
образования Российской Федерации №1089 от 05 марта 2004 года «Об утверждении
федерального компонента государственных образовательных стандартов начального,
основного общего и среднего (полного) общего образования».)
-Федерального
базисного учебного плана (приказ Министерства образования Российской Федерации
№ 1312 от 09 марта 2004 года).
-Регионального
базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных
учреждений Вологодской области, реализующих программы общего образования
(приказ Департамента образования Вологодской области № 574 от 31 марта 2005
года «Об учреждении регионального базисного учебного плана и примерных учебных
планов для образовательных учреждений Вологодской области, реализующих
программы общего образования»).
-Приказа
Министерства образования и науки РФ от 27 декабря 2011 года № 2885 «Об
утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к
использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях,
реализующих образовательные программы общего образования и имеющих
государственную аккредитацию, на 2012/2013 учебный год».
-Авторской
программы Н.И.Чеботарёвой «Рабочие программы по истории 5-11 классы», Русское
слово, 2012 г.
-Учебного
плана МОУ «СОШ №2 г.Грязовца» на 2012-13 учебный год.
Используемый УМК:
-
История России. Конца XVI-XVIII век. 7 класс: учеб. для общеобразоват.
учреждений / Е.В.Пчелов.- М.: Русское слово, 2010;
-
Всеобщая история. История Нового времени, 1500- 1800. 7 класс: учеб.для образоват.учреждений
/ О.В.Дмитриева.- М.: Русское слово, 2010.
- Е.В.Пчелов. История России:
конца XVI-XVIII век: рабочая тетрадь / Е.В.Пчелов. М. :
Русское слово, 2010.
-
О.В.Дмитриева. Новая история, 1500- 1800 г.: рабочая тетрадь / О.В.Дмитриева.М.:
Русское слово, 2010.
Методические пособия:
-Андреевская Т.П. Новая история.XVI-XVIII
века: 7-й кл.: Контрольные и проверочные работы. М.: ООО «Издательство АСТ»,
2003.
- Безносов А.Э., Данилов А.А,
Жукова Л.В. История: 3000 тестов и проверочных работ для школьников и
поступающих в вузы и др. М.: Дрофа, 2000.
- Безносов А.Э, Кушнерева Ю.В.
История Россия и мир: тесты. 7-8 классы: Учебно-методическое пособие. 3-е изд. М.
: Дрофа, 2005.
- Всемирная история.
Энциклопедия. В 14 т. М.: ОЛМА Медиа Групп; ОЛМА-ПРЕСС образование, 2006.
- Епифанов П.П. Хрестоматия по
России с древнейших времён до XVIIв. / П.П.Епифанов, О.П.Епифанова. М.:
Просвещение, 1989.
- История России в лицах:
биографический словарь/ под общ.ред. В.В.Каргалова. М.: Русское слово, 1997.
- Новая
иллюстрированная энциклопедия. В 16 т. М.: Большая Российская энциклопедия,
ООО «ТД «Издательство Мир книги», 2006.
- Смирнов С.Г. задачник по истории России: уч.пособие
для средней школы.- 2-е изд., перераб. / С.Г.Смирнов. М.: МИРОС, 1995.
- Чернова M.Н.
Настольная книга учителя истории. 5-11 классы. М.: Эксмо, 2006.
- Энциклопедия «Новая и новейшая
история»- М.: Современная педагогика, 2005.
Дополнительные пособия для
учащихся:
- Антонов А.Ф. Книга для чтения
по истории России с древнейших времён до конца XVIII в.: пособие для
учащихся / А.Ф.Антонов.- М.:Просвещение, 1988;
-
О.В.Дмитриева. Новая история, 1500- 1800 г.: рабочая тетрадь / О.В.Дмитриева.М.:
Русское слово, 2010;
- Всеобщая история. История
Нового времени, 1500- 1800. 7 класс: учеб.для образоват.учреждений /
О.В.Дмитриева.- М.: Русское слово, 2010.
Для
информационно- компьютерной поддержки учебного процесса предполагается использование
следующих программно- педагогических средств, реализуемых с помощью компьютера:
CD- проекты «Романовы», «Мировая
историческая энциклопедия», «История Нового времени. 7 класс»; видеофильмы;
Интернет- ресурсы.
Оборудование:
·
Карты
·
Таблицы
·
Схемы
·
Презентации
·
Иллюстрации
Дидактический материал:
·
Раздаточный материал
·
Тесты
·
Фрагменты источников
·
Статистические данные
Программа направлена на достижение следующих целей:
-
знакомство учащихся с основными событиями Новой истории XV-XVIII вв. (Великие Географические Открытия, зарождение и развитие абсолютизма,
буржуазные революции в ведущих европейских странах, образование США),
российской истории XVI-XVIII вв., включающими в себя многообразие
форм исторического бытия и деятельности людей; представление разнообразных
вариантов объяснения событий истории и отражения их в современной жизни;
-
расширение представления школьников об основных источниках знаний по Новой
истории и истории России, выявление их специфики для XVI-XVIII вв. ;
-
продолжение обучения приёмам исторического анализа (сопоставление и обобщение
фактов, раскрытие причинно-следственных связей, целей и результатов
деятельности людей и др.);
-
научить применять исторические знания при рассмотрении и оценке современных
событий;
-
создать условия для формирования ценностных ориентации и убеждений школьников
на основе личностного осмысления социального, духовного, нравственного опыта
людей XVI-XVIII вв., восприятия идей гуманизма,
патриотизма и взаимопонимания между народами;
-
способствовать развитию гуманитарной культуры школьников, приобщению к
ценностям национальной культуры, воспитанию уважения к истории, ценностям
национальной культуры, воспитанию уважения к истории, культуре, традициям народов
России, стремлению сохранять и приумножать культурное достояние своей страны;
-
стимулировать желание самостоятельного поиска и расширения знаний по истории
своей Родины. В программе рассматривается проблематика истории быта,
православной церкви, российской ментальности, национальной политике.
-
освоение знаний о важнейших событиях, процессах отечественной и всемирной
истории в их взаимосвязи и хронологической последовательности;
-
формирование ценностных ориентаций в ходе ознакомления с исторически сложившимися
культурными, религиозными, этнонациональными традициями; применение знаний и
представлений об исторически сложившихся социальных нормах и ценностей для
жизни в обществе.
Федеральный
базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации
отводит 340 часов для обязательного изучения учебного предмета «История» на
этапе основного общего образования, в том числе: в V, VI, VII, VIII и IX классах по 68 часов, из расчета 2 учебных часа в
неделю.
Данная
рабочая программа предусматривает изучение истории России в VII классах 40 учебных часов, на
изучение Всеобщей истории 28 часов. Всего 68 часов + 2 часа резервного времени.
II.Содержание
тем учебного курса
История нового
времени
(29ч)
Введение.
Европа в конце средневековья.
Понятие, периодизация и хронологические рамки Нового времени.
Мир в начале Нового
времени. Великие географические открытия. Реформация.
Технические открытия и выход к
Мировому океану. Великие географические открытия: предпосылки, участники,
результаты. Политические, экономические и культурные последствия географических
открытий. Старый и Новый свет.
Экономическое и социальное
развитие европейских стран в XVI-начале XVII в. Возникновение мануфактур. Развитие
товарного производства. Расширение внутреннего и мирового рынка.
Европейская культура XVI-XVIII в.
Развитие науки (переворот в естествознании, возникновение новой картины мира) ;
выдающиеся ученые и изобретатели.
Высокое Возрождение: художники
и их произведения. Мир человека в литературе раннего Нового времени. Стили
художественной культуры (барокко, классицизм) . становление театра.
Абсолютные монархии Англия,
Франция, монархия Габсбургов в XVI-начале XVII в.: внутреннее развитие и внешняя политика.
Образование централизованных национальных государств в Европе.
Реформация и контрреформация.
Начало Реформации; М.Лютер. развитие Реформации и крестьянская война в
Германии. Распространение протестантизма в Европе. Борьба католической церкви
против реформационного движения. Религиозные войны.
Ранние буржуазные революции
в Европе. Международные отношения.
Нидерландская революция: цели,
участники, формы борьбы. Итоги и значение революции. Английская революция XVII века: причины, участники, этапы. Провозглашение республики. О.Кромвель.
Итоги и значение.
Международные отношения в
раннее Новое время. Военные конфликты между европейскими державами. Османская
экспансия. Тридцатилетняя война; Вестфальский мир.
Эпоха Просвещения. Время
преобразований.
Экономическое и социальное
развитие европейских стран в XVII-XVIII в. Начало промышленного переворота. Буржуазия
и наемные рабочие. Совершенствование техники. Возникновение мануфактур,
развитие товарного производства. Торговые компании. Буржуазия нового времени.
Новое дворянство. Крестьянская Европа. Низшие слои общества. Законы о нищих.
Главные беды – эпидемии, голод и войны. Изменения в структуре питания и в моде.
Просветители XVIII в. Идеи
просвещения. Экономические учения А. Смита, Ж.Тюрго. Художественная культура.
Особенности развития литературы и музыки. Развитие естественных наук. Отражение
идеалов Просвещения в художественной литературе.
Война североамериканских
колоний за независимость. Предпосылки, участники, основные события войны. Образование
США. «Отцы-основатели».
Французская революция XVIII
в.: причины, участники. Начало и основные этапы революции. Программные и
государственные документы. Революционные войны. Итоги и значение революции.
Начало европейской колонизации.
Особенности экономического и политического развития стран Востока. Последствия
вмешательства европейцев в жизнь стран Востока.
Россия на
рубеже XVI-XVIII вв.
(36ч)
Введение.
Историческое развитие
Российской империи в XVI- XVII вв. Итоги внутренней и внешней политики
России. Основные изменения в культуре и быте русского общества. Задачи России в
данный период.
Россия на
рубеже XVI- XVII вв.
Смутное время. Царь Федор
Иванович. Пресечение династии Рюриковичей. Б.Годунов. Установление крепостного
права. Династические, социальные и международные причины Смуты. Самозванство.
В. Шуйский. Восстание И. Болотникова. Агрессия Речи Посполитой и Швеции. Семибоярщина.
Борьба против внешней экспансии. К.Минин. Д.Пожарский.
Ликвидация последствий Смуты. Земский Собор 1613
г.: воцарение Романовых. Царь Михаил Федорович. Патриарх Филарет.
Восстановление органов власти и экономики страны. Соглашения с Речью Посполитой
и Турцией. Смоленская война.
Россия
в XVII в.
Территория и хозяйство
России в первой половине XVII в. Освоение Сибири, Дальнего Востока, Дикого
Поля. Окончательное оформление крепостного права. Прикрепление городского
населения к посадам. Развитие торговых связей. Новоторговый устав. Начало
складывания всероссийского рынка. Ярмарки. Развитие мелкотоварного
производства. Мануфактуры.
Царь Алексей Михайлович. Шаги
к абсолютизму. «Соборное Уложение» 1649
г. Центральное и местное управление. Приказная система. Раскол в русской
православной церкви. Никон и Аввакум. Социальные движения второй половины XVII в.
Медный бунт. Восстание С.Разина. Царь Федор Алексеевич. Отмена местничества.
Основные направления внешней
политики России во второй половине XVII в. Запорожская сечь. Освободительная война
1648-1654 гг. под руководством Б. Хмельницкого. Переяславская Рада. Вхождение
Левобережной Украины в состав России. Русско-польская война. Русско-шведские и
русско-турецкие отношения во второй половине XVII в. Завершение
присоединения Сибири.
Обмирщение культуры в XVII в.
Быт и нравы допетровской Руси. Расширение культурных связей с Западной Европой.
Славяно-греко-латинская академия. Русские землепроходцы. Последние летописи.
Новые жанры в литературе. «Дивное узорочье» в зодчестве XVII в.
Московское барокко. Симон Ушаков.
Россия
в первой четверти XVIII века.
Предпосылки реформ первой четверти XVIII в.
Стрелецкие восстания. Регентство Софьи.
Воцарение Петра I.
Азовские походы. Создание флота и регулярной армии. Строительство мануфактур и
заводов. Великое посольство. Северная война. Основание Петербурга. Полтавская
битва. Прутский поход. Восстание К.Булавина. Провозглашение России империей.
Установление абсолютизма. Подчинение церкви государству. Табель о рангах.
Подушная подать. Превращение дворянства в господствующее, привилегированное
сословие. Указ о престолонаследии.
Светский характер культуры.
Школа математических и навигационных наук. Академия наук. Гражданский шрифт.
Регулярная планировка городов. Барокко в архитектуре и изобразительном
искусстве. В. Растрелли. Европеизация быта и нравов. Роль петровских
преобразований в истории страны.
Россия в 1725- 1762 гг.
Причины дворцовых
переворотов. Российские монархи эпохи дворцовых переворотов. Роль гвардии и
аристократии в государственной жизни. Фаворитизм. Бироновщина. Расширение прав
и привилегий дворянства. Манифест о вольности дворянства. Усиление крепостного
права.
Войны с Персией и Турцией.
Участие России в Семилетней войне. Вхождение в состав России казахских земель.
Россия в 1762- 1800 гг.
Екатерина II.
Просвещенный абсолютизм. «Золотой век» русского дворянства. Уложенная комиссия.
Губернская реформа. Оформление сословного строя. Жалованные грамоты дворянству
и городам. Расцвет крепостничества. Развитие капиталистического уклада.
Социальные движения второй половины XVIII в. Е. Пугачев. Критика самодержавия и
крепостничества. А.Радищев.
Павел I. Попытки укрепления режима. Указ о
наследовании престола. Манифест о трехдневной барщине.
Русско-турецкие войны конца XVIII в.
и присоединение Крыма, Причерноморья, Приазовья, Прикубанья и Новороссии.
Разделы Польши и вхождение в состав России Правобережной Украины, части Литвы,
Курляндии. Россия и Великая французская революция. Русское военное искусство.
П. Румянцев. А. Суворов. Ф. Ушаков.
Век Просвещения. Сословный
характер образования. Народные училища. Шляхетские корпуса.
М.В. Ломоносов. Основание Московского университета. Географические
экспедиции. Литература и журналистика. Крепостной театр. Возникновение
профессионального театра. Ф. Волков. Классицизм в архитектуре, изобразительном
и музыкальном искусстве. Взаимодействие русской и западноевропейской культуры.
Быт и нравы. Дворянская усадьба. Жизнь крестьян и горожан.
IV.Требования к уровню подготовки обучающихся
В
результате изучения предмета История Нового времени ученик должен
Знать: даты основных событий, термины и понятия значительных процессов и
основных событий, их участников, результаты и итоги событий отечественной
истории и истории стран Европы в период Нового времени; важнейшие достижения
культуры и системы ценностей России и стран Европы в период Нового времени;
изученные виды исторических источников.
Уметь: сравнивать исторические явления и события, объяснять смысл, значение
важнейших исторических понятий, уметь дискутировать.
Анализировать исторический источник, самостоятельно давать оценку
историческим явлениям, высказывать собственное суждение, читать историческую
карту.
Группировать (классифицировать) исторические события и явления по
указанному признаку.
Сопоставлять однотипные процессы отечественной и зарубежной истории.
Владеть компетенциями:
-
коммуникативной компетенцией;
-
смыслопоисковой компетенцией;
-
компетенцией личностного саморазвития;
-
информационно- поисковой;
-
рефлексивной компетенцией;
-
учебно- познавательной компетенцией.
Контролирующие элементы, заложенные в программе.
1. Хронологические навыки
Называть
даты важнейших событий, хронологические рамки, периоды значительных событий и
процессов;
Составлять
хронологические и синхронистические таблицы;
Характеризовать
периоды в развитии важнейших исторических процессов, масштабных событий;
2. Знание фактов
Называть
место, обстоятельства, участников, результаты важнейших исторических событий.
3. Работа с источниками
Читать
историческую карту с опорой на легенду;
Использовать
данные исторической карты для характеристики политического и экономического
развития стран и регионов мира в отдельные периоды истории;
Проводить
поиск необходимой информации в одном или нескольких источников.
Высказывать
суждения о назначении, ценности источника;
Характеризовать
позиции, взгляды автора (составителя) источника;
Сравнивать
данные разных источников, выявлять их сходство и различие.
Работа
с терминами и понятиями:
Объяснять
смысл, значение исторических терминов и понятий;
Работа
с персоналиями.
4. Излагать оценки событий и
личностей, приводимых в учебной литературе;
Аргументировать
своё отношение к наиболее значительным личностям в истории.
Приложение
Списки тем рефератов по
истории Нового времени:
По I разделу:
·
Христофор Колумб и
открытие Нового Света.
·
Корабли португальца Васко
да Гамы.
·
Кругосветное путешествие
Фернана Магеллана.
·
Данте Алигьери и его
«Божественная комедия».
·
Учение Н.Коперника о
строение Вселенной.
·
Учение Ж.Кальвина.
·
Орден иезуитов.
·
Игнасий Лойола- основатель
Ордена иезуитов.
·
Мария Кровавая и
контрреформация.
·
Жертвы Марии Кровавой.
По II разделу:
·
Оливер Кромвель: создатель
армии «нового образца».
·
Билль о правах. 13 февраля
1689 г.
·
Вестфальский мир.
·
Альбрехт фон Валленштейн.
По III разделу:
·
Идеи Вольтера.
·
Философия Ж.-Ж.Руссо.
·
Энциклопедисты.
·
Учение Смита.
·
«Отец паровой машины».
·
«Помешанный на чугуне
Уилкинсон».
·
Конституция 1789 г.
·
Политический портрет
Т.Джефферсона.
·
Политический портрет
Дж.Вашингтона.
·
Политический портрет
М.Робеспьера.
·
Политический портрет
Ж.П.Марата.
·
Политический портрет
Ж.Дантона.
·
Политический портрет
Наполеона Бонапарта.
Списки тем рефератов по истории России:
По I теме:
·
Политический портрет
Бориса Годунова.
·
Политический портрет
В.Шуйского.
·
Политический портрет князя
К.Минина.
·
Политический портрет И.
Болотникова.
По II теме:
·
Соборное Уложение 1649 г.
·
Деятельность патриарха
Никона.
·
Политический портрет
С.Разина.
·
Русские первопроходцы XVII
века.
·
Литература России XVII
века.
·
Архитектура России XVII
века.
·
Живопись России XVII
века.
По III теме:
·
Исторический портрет Петра
I.
·
Великое посольство 1697-
1698 годов.
·
Изменение в культуре и
быте в I четверти XVIII века.
·
Исторический портрет
К.Булавина.
По IV теме:
·
Политический портрет
Екатерины I.
·
Политический портрет Петра
II.
·
Политический портрет
императрицы Анны Иоанновны.
·
Политический портрет
Елизаветы Петровны.
·
Политический портрет Петра
III.
По V теме:
·
Политика «просвещённого
абсолютизма».
·
Политический портрет
Е.Пугачёва.
·
«Романтический император».
(Политический портрет Павла I).
·
Система образования России
II половины XVIII в.
·
Литература России II
половины XVIII в.
·
Музыка России II
половины XVIII в.
·
Быт и обычаи России II
половины XVIII в.
Методические рекомендации к написанию рефератов по
Истории Нового времени:
Реферат
– это краткое изложение информации, взятой из одного или нескольких источников,
в письменном виде или в форме публичного доклада.
Цель создания реферата – углубить, систематизировать и закрепить теоретические
знания, получить навыки самостоятельной обработки, обобщения и краткого,
систематизированного изложения материала, развить исследовательские умения.
Структура:
Структура
реферата, как правило, индивидуальна и зависит от особенностей его темы, однако
традиционно включает в себя следующие части.
1.
Титульный лист
2.
План (оглавление, содержание). В нем последовательно излагаются названия
пунктов реферата (простой план). Реферат может структурироваться по главам и
параграфам (сложный план). Здесь необходимо указать номера страниц, с которых
начинается каждый пункт плана. Каждая глава начинается с новой страницы.
Заголовки каждой главы, параграфа печатаются в середине строчки, в конце
заголовка точка не ставится. Не допускаются кавычки и переносы слов.
3.
Вводная часть (введение).
4.
Основная часть. Структурируется по главам, параграфам, количество и названия
которых определяются автором. Основной материал излагается в форме связного,
последовательного, доказательного повествования, иллюстрация автором основных
положений. Подбор материала в основной части реферата должен быть направлен на
рассмотрение и раскрытие основных положений выбранной темы; выявление
собственного мнения обучающегося, сформированного на основе работы с
источниками и литературой.
Обязательными
являются ссылки на авторов, чьи позиции, мнения, информация использованы в реферате.
Оформляются ссылки и цитаты в соответствии с правилами.
Реферат
выполняется на листах писчей бумаги формата А-4 в Microsoft Word; объем: 5-7
страниц текста для реферата (приложения к работе не входят в ее объем). Размер
шрифта – 14; интервал – 1,5; с нумерацией страниц внизу страницы посередине,
абзацный отступ на расстоянии 2,25 см от левой границы поля. В тексте
обязательны ссылки на источники.
При
оформлении работы соблюдаются поля: левое – 25 мм; правое – 10 мм; нижнее – 20
мм; верхнее – 20 мм.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.