Муниципальное
общеобразовательное учреждение
«НАЗВАНИЕ»
|
|
Утверждаю
|
|
|
Приказ № от " " г.
Директор школы
|
|
|
________________
|
|
|
|
Рассмотрено
|
Согласовано
|
Принята
|
на заседании ШМО учителей Протокол № от "
" августа г
Рук. .ШМО
|
"" августа г.
Зам.директора по УВР
|
на педагогическом совете
Протокол от " " августа г.
|
_________________
|
______________
|
|
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по истории
6 класс
Учитель истории
Мешкова О. В.
2015 - 2016 учебный год
Класс 6.
Предмет История.
Количество часов: всего 70, в
неделю 2 ч.
Плановых контрольных работ 4.
Программа и УМК Д.Д. Данилова
Рабочая программа и настоящее
планирование по истории составлены на основе федерального компонента
государственного стандарта основного общего образования (Примерная программа
утверждена приказом Минобразования России от 09.03.04 №1312).
Пояснительная записка
Программа «Российская и всеобщая
история» предназначена для 6 класса основной школы. Данная программа написана
на основании государственного образовательного стандарта 2004 года по предмету
«История», а также в соответствии с концепцией и психолого-педагогическими
принципами развивающей Образовательной системы «Школа 2100».
Указанные в стандарте 2004
года цели изучения истории сформулированы в виде линий развития личности
средствами предмета. В текст программы включен весь обязательный минимум
содержания государственного стандарта.
Цели
обучения по программе в виде линий развития личности ученика средствами
предмета «История»
|
Соответствие линий развития
с целями Государственного образовательного стандарта основного общего
образования по истории
|
1-2. Овладение
исторической картиной мира: умение объяснять современный мир, связывая
исторические факты и понятия в целостную картину
|
Освоение знаний о важнейших событиях,
процессах отечественной и всемирной истории в их взаимосвязи и
хронологической последовательности.
|
3. Формирование открытого исторического
мышления: умение видеть развитие общественных процессов (определять причины и
прогнозировать следствия).
|
Овладение элементарными методами
исторического познания, умениями работать с различными историческими
источниками исторической информации.
|
4. Нравственное самоопределение личности:
умение оценивать свои и чужие поступки, опираясь на выращенную человечеством
систему нравственных ценностей
|
Формирование ценностных ориентаций в ходе
ознакомления с исторически сложившимися культурными, этнонациональными
религиозными традициями.
|
5.
Гражданско-патриотическое самоопределение личности: умение, опираясь на опыт
предков, определить свою мировоззренческую, гражданскую позицию, толерантно
взаимодействовать с теми, кто сделал такой же или другой выбор
|
Воспитание патриотизма, уважение к истории и
традициям нашей родины, к правам и свободам человека, демократическим
принципам общественной жизни.
Применение знаний и представлений о
системах социальных норм и ценностей для жизни в обществе.
|
Первой отличительной
особенностью программы является ее интегративность, объединение курсов всеобщей
и отечественной истории при сохранении их самостоятельности и самоценности.
Цель изучения всеобщей истории – формирование общей картины исторического
развития человечества, получение учениками представлений об общих для всех
или ведущих процессах, явлениях и понятиях. Цель изучения отечественной истории
– детальное и подробное изучение истории родной страны, глубокое понимание ее
противоречивых процессов, различных точек зрения и трактовок. Соответственно,
изучение зарубежной истории помогает нам понять место России в общем потоке
человечества, увидеть наши особенности и то, что нас сближает с другими. Второй
отличительной особенностью структуры программы является ее деление не только на
темы, но и на модули – группы тем, связанных дидактическим единством и
системой изучения материала: определение целей в начале модуля, обобщение и
контроль – в конце. Таким образом; в 6 классе каждый учебный год представлен
двумя модулями по всеобщей истории и двумя модулями по истории России. Третьей
отличительной особенностью данной программы является использование
учебно-методологической системы понятий, с помощью которой происходит
осмысление исторического процесса. В основу этой системы заложено сочетание разных
подходов к изучению истории (цивилизационно-локального,
цивилизационно-стадиального, модернизационного, формационного). Основой системы
понятий в 6 классе являются «первобытное общество» и «цивилизация» ( в двух
значениях – «ступень развития» и «культурная общность). Для описания
социально-экономических процессов активно используются категории «феодальные
отношения», «капиталистические отношения», «социализм» и т.п. В 6 классе
основные понятия собраны в непротиворечивую учебную схему.
Учебно-тематический план
№
|
Тема
|
Количество часов
|
1
|
Введение
|
2
|
2
|
Раздел I Рождение средневековых цивилизаций
|
14
|
3
|
Раздел II
Развитие средневековых цивилизаций
|
16
|
4
|
Раздел III
Восхождение народов России на ступень цивилизации
|
17
|
5
|
Раздел IV
Судьба народов России
|
18
|
|
Резервное время
|
3
|
Календарно-тематический план
Уроки
|
Модули, темы
|
Количество часов
|
Срок выполнения
|
|
Модуль1. Рождение средневековых цивилизаций
|
16
|
|
1
|
Введение: что такое история Средних век веков
|
1
|
|
2 2
|
Рубеж древности и Средневековья.
|
1
|
|
|
Тема 1. Запад христианского мира. 5-10 века
|
|
|
3
|
От варварских королевств к империи Карла Великого
|
1
|
|
4
|
Рождение феодального общества
|
1
|
|
5
|
Феодальная раздробленность
|
1
|
|
6
|
Времена викингов
|
1
|
|
|
Тема 2. Восток христианского мира. 5-12 века
|
|
|
7
|
Византийская империя
|
1
|
|
8
|
Государства славян и кочевников.
|
1
|
|
9
|
Раскол христианской церкви
|
1
|
|
|
Тема 3. Пророки и завоеватели Востока. 7-13
|
|
|
10
|
Свет ислама
|
1
|
|
11
|
Рождение исламского мира
|
1
|
|
12
|
Крестовые походы
|
1
|
|
13
|
Монгольские завоевания
|
1
|
|
14
|
Общий взгляд на возникновение и средневековых цивилизаций
|
1
|
|
15
|
Проверочная работа №1
|
1
|
|
16
|
Работа над ошибками
|
1
|
|
|
Модуль 2. Судьба средневековых цивилизаций
|
16
|
|
|
Тема 4. Особенности католической Европы.
10-15 века
|
|
|
17
|
Города Европы.
|
1
|
|
18
|
Феодальный мир.
|
1
|
|
19
|
Сила католической церкви.
|
1
|
|
20
|
Культура католического мира
|
1
|
|
|
Тема 5. Страны католической Европы. 11-15 века
|
|
|
21
|
Раздробленность в Англии и Франции.
|
1
|
|
22
|
Столетняя война. ИКТ
|
1
|
|
23
|
Централизация Англии и Франции.
|
1
|
|
24
|
Итальянское Возрождение. ИКТ
|
1
|
|
25
|
Границы Священной империи
|
1
|
|
26
|
Рубежи православия и ислама.
|
1
|
|
27
|
Индийская средневековая цивилизация. 5-15 века
|
1
|
|
28
|
Дальневосточный мир Китая и Японии. 5-15 века
|
1
|
|
29
|
Где закончилось Средневековье?
|
1
|
|
30
|
Общий взгляд на историю Средневековья.
|
1
|
|
31
|
Проверочная работа №2
|
1
|
|
32
|
Работа над ошибками.
|
1
|
|
|
Модуль 3. Восхождение народов России на ступень цивилизации
|
17
|
|
|
Тема 7. У истоков российской истории
|
|
|
33
|
Что такое российская история.
|
1
|
|
34
|
Этапы развития человеческой цивилизации.
|
1
|
|
35
|
Древние жители Северной Евразии ИКТ
|
1
|
|
36
|
Северная Евразия в начале Средневековья.
|
1
|
|
37
|
Мир восточных славян. ИКТ
|
1
|
|
|
Тема 8. Древнерусское государство. 9-12 века
|
|
|
38
|
Становление Древнерусского государства.
|
1
|
|
39
|
Князь Владимир и крещение Руси.
|
1
|
|
40
|
Жители Древнерусского государства.
|
1
|
|
41
|
Расцвет Руси при Ярославе Мудром.
|
1
|
|
42
|
Начало распада Древнерусского государства.
|
1
|
|
43
|
Достижения культуры Древней Руси ИКТ
|
1
|
|
|
Тема 9. Русские земли и княжества. 12-13 века
|
|
|
44
|
Раздробленность русских земель.
|
1
|
|
45
|
Владимиро-Суздальское княжество.
|
1
|
|
46
|
Господин Великий Новгород. ИКТ
|
1
|
|
47
|
Общий взгляд на начало российской истории.
|
1
|
|
48
|
Проверочная работа №3
|
1
|
|
49
|
Работа над ошибками.
|
1
|
|
|
Модуль 4. Судьбы народов России
|
18
|
|
|
Тема 10. Эпоха монгольского нашествия. 13-14 века
|
|
|
50
|
Нашествие Батыя. ИКТ
|
1
|
|
51
|
Русь между Западом и Востоком.
|
1
|
|
52
|
Золотая Орда.
|
1
|
|
53
|
Великое княжество Литовское и Русское.
|
1
|
|
54
|
Возвышение Москвы.
|
1
|
|
55
|
Собирание русских земель вокруг Москвы.
|
1
|
|
56
|
Возрождение русской культуры.
|
1
|
|
|
Тема 11. Эпоха образования Российского государства. 15-начало 16 века
|
|
|
57
|
Распри в Московском княжестве.
|
1
|
|
58
|
Судьба Золотой Орды.
|
1
|
|
59
|
Создание Российского государства.
|
1
|
|
60
|
Власть в Российском государстве.
|
1
|
|
61
|
Жители Российского государства.
|
1
|
|
62
|
Культура Российского государства 15- начала 16 века
|
1
|
|
63
|
Общий взгляд на российское Средневековье.
|
1
|
|
64
|
Проверочная работа №4
|
1
|
|
65
|
Работа над ошибками.
|
1
|
|
66
|
Обобщающее повторение
|
1
|
|
67
|
Урок – тестирование «История России 9- 16вв.
ИКТ
|
1
|
|
|
Резерв
|
3
|
|
|
итого
|
70
|
|
Содержание
изучаемого курса
Западная и Центральная Европа
в V-XIII вв.
Великое переселение народов.
Кельты, германцы, славяне, тюрки. Образование варварских королевств. Расселение
франков, занятия, общественное устройство.
Роль христианства в раннем
средневековье. Христианизация Европы. Аврелий Августин. Иоанн Златоуст.
Создание и распад империи Карла
Великого. Образование государств в Западной Европе. Политическая
раздробленность. Норманнские завоевания. Ранние славянские государства.
Просветители славян – Кирилл и Мефодий.
Средневековое европейское
общество
Сословное общество в
средневековой Европе. Феодализм. Власть духовная и светская.
Образование двух ветвей
христианства – православия и католицизма. Римско-католическая церковь в
средневековье. Фома Аквинский. Монастыри и монахи. Ереси и борьба церкви против
их распространения.
Феодальное землевладение.
Сеньоры и вассалы. Европейское рыцарство: образ жизни и правила поведения.
Особенности хозяйственной жизни.
Феодалы и крестьянская община. Феодальные повинности. Жизнь, быт и труд
крестьян. Средневековый город. Жизнь и быт горожан. Цехи и гильдии.
Византия и арабский мир.
Крестовые походы
Византийская империя:
территория, хозяйство, государственное устройство. Императоры Византии.
Арабские племена: расселение,
занятия. Возникновение ислама. Мухаммед. Коран. Арабские завоевания в Азии,
Северной Африке, Европе.
Крестовые походы и их влияние
на жизнь европейского общества.
Католицизм, православие и ислам в эпоху крестовых походов. Начало Реконкисты на
Пиренейском полуострове.
Завоевания сельджуков и османов.
Падение Византии. Османская империя.
Страны Азии и Америки в эпоху
средневековья (V-XV вв.)
Китай: распад и восстановление
единой державы. Империи Тан и Сун. Крестьянские восстания, нашествия
кочевников. Создание империи Мин. Индийские княжества. Создание государства
Великих Моголов. Делийский султанат. Средневековая Япония.
Государства Центральной Азии в
средние века. Государство Хорезм и его покорение монголами. Походы Тимура
(Тамерлана).
Доколумбовы цивилизации Америки.
Майя, атцеки и инки: государства, верования, особенности хозяйственной жизни.
Государства Европы в XIV-XV
вв.
Возникновение
сословно-представительных монархий в европейских странах. Генеральные штаты во
Франции. Особенности сословно-представительной монархии в Англии. Великая
хартия вольностей. Парламент. Священная Римская империя германской нации.
Германские государства в XIV-XV вв.
Кризис европейского сословного
общества в XIV-XV вв. Столетняя война: причины и итоги. Жанна д’Арк. Война Алой
и Белой розы. Крестьянские и городские восстания. Жакерия. Восстание Уота
Тайлера. Кризис католической церкви. Папы и императоры. Гуситское движение в
Чехии. Ян Гус.
Культурное наследие
Средневековья
Духовный мир средневекового
человека. Быт и праздники. Средневековый эпос. Рыцарская литература. Городской
и крестьянский фольклор. Романский и готический стили в архитектуре, скульптуре
и декоративном искусстве.
Развитие науки и техники.
Появление университетов. Схоластика. Начало книгопечатания в Европе.
Культурное наследие Византии.
Особенности средневековой
культуры народов Востока. Архитектура и поэзия.
Восточные славяне в древности
(VI-IX вв.)
Праславяне. Расселение,
соседи, занятия, общественный строй, верования восточных славян. Предпосылки образования государства. Соседская
община. Союзы восточнославянских племен. «Повесть временных лет» о начале Руси.
Древнерусское государство (IX
– начало XII в.)
Новгород и Киев – центры
древнерусской государственности. Первые Рюриковичи. Складывание крупной
земельной собственности. Древнерусские города. Русь и Византия. Владимир I и
принятие христианства.
Расцвет Руси при Ярославе
Мудром. «Русская правда». Русь и народы Степи. Княжеские усобицы. Владимир
Мономах. Международные связи Древней Руси. Распад Древнерусского государства.
Русские земли и княжества в
начале удельного периода (начало XII – первая половина XIII вв.)
Удельный период: экономические и
политические причины раздробленности. Формы землевладения. Князья и бояре.
Свободное и зависимое население. Рост числа городов. Географическое положение,
хозяйство, политический строй крупнейших русских земель (Новгород Великий,
Киевское, Владимиро-Суздальское, Галицко-Волынское княжества).
Идея единства русских земель в
период раздробленности. «Слово о полку Игореве».
Культура Руси в домонгольское
время
Языческая культура восточных
славян. Религиозно-культурное влияние Византии. Особенности развития
древнерусской культуры.
Единство и своеобразие
культурных традиций в русских землях и княжествах накануне монгольского
завоевания. Фольклор. Происхождение славянской письменности. Берестяные
грамоты. Зодчество и живопись. Быт и нравы.
Борьба в внешней агрессией в
XIII в.
Чингис-хан и объединение
монгольских племен. Монгольские завоевания. Походы Батыя на Русь. Борьба
народов нашей страны с завоевателями. Золотая Орда и Русь. Экспансия с Запада.
Ливонский орден. Александр Невский. Сражение на Неве и Ледовое побоище.
Последствия монгольского нашествия и борьбы с экспансией Запада для дальнейшего
развития нашей страны.
Складывание предпосылок
образования Российского государства (вторая половина XIII – середина XV вв.)
Русские земли во второй
половине XIII – первой половине XV вв. Борьба против ордынского ига. Русские земли
в составе Великого княжества Литовского.
Восстановление хозяйства на
Руси. Вотчинное, монастырское, помещичье и черносошное землевладение. Города и
их роль в объединении русских земель. Иван Калита и утверждение ведущей роли
Москвы. Куликовская битва. Дмитрий Донской. Роль церкви в общественной жизни.
Сергий Радонежский.
Завершение образования
Российского государства в конце XV – начале XVI вв.
Предпосылки образования
Российского государства. Иван III. Василий III. Свержение ордынского ига.
Распад Золотой Орды. Присоединение Москвой северо-восточных и северо-западных
земель Руси. Многонациональный состав населения страны. Становление центральных
органов власти и управления. Судебник 1497 г.
Местничество. Традиционный характер экономики.
Русская культура второй
половины XIII-XV вв.
Монгольское завоевание и
культурное развитие Руси. Куликовская победа и подъем русского национального
самосознания. Москва – центр складывающейся культуры русской народности.
Отражение идеи общерусского единства в устном народном творчестве, летописании,
литературе. «Задонщина». Теория «Москва – Третий Рим». Феофан Грек.
Строительство Московского Кремля. Андрей Рублев.
Требования к уровню
подготовки учащихся 6 класса
1-я и 2-я линии развития.
Умение объяснять разнообразие современного мира.
Определять и объяснять временные
границы средневековой истории человечества и истории России, предлагать и
объяснять этапы средневековой российской истории.
Различать в общемировой культуре
крупные цивилизации, сложившиеся в Средневековье и развивающиеся до сих пор:
христианский мир (католическая цивилизация, православная цивилизация),
исламский мир, индийская цивилизация, дальневосточная цивилизация.
Относить разные средневековые
народы и государства, существовавшие на территории современной России, к
различным цивилизациям Средневековья.
Свободно использовать в своей
письменной и устной речи понятия (явления), развившиеся в эпоху Средних веков:
в хозяйственной жизни – феодальные отношения; в общественном делении –
сословия, церковь; в государственной жизни – раздробленность и централизация; в
культуре – язычество и мировые религии (христианство, ислам, буддизм и др.),
гуманизм, Возрождение и т.д.
3-я линия развития. Умения
рассматривать общественные процессы в развитии.
Определять основные причины и
следствия перехода народов России и мира со ступени первобытности на ступень
цивилизации в эпоху Средних веков.
Предлагать варианты мотивов
поступков как известных исторических личностей (Карл Великий, Мухаммед,
Владимир Святославович, Сергий Радонежский и др.), так и представителей
различных общественных слоев и культур Средневековья.
4-я линия развития.
Нравственное самоопределение.
При оценке таких явлений, как
набеги викингов, Крестовые походы, монгольские завоевания, деятельность Франциска
Ассизского, Сергия Радонежского и т.д., выявлять гуманистические, нравственные
ценности.
5-я линия развития.
Культурное и гражданско-патриотическое самоопределение.
Давать и объяснять собственные
оценки действиям исторических деятелей (в том числе безымянным) по защите своей
родины, установлению тех или иных порядков (Александр Невский, Дмитрий Донской,
Иван3 т.д.).
Определять свое собственное
отношение к разным позициям в спорах и конфликтах эпохи Средневековья (арабы и
иноверцы, крестоносцы и мусульмане, крестьяне и феодалы, русичи и степняки и
т.д.). Находить или предлагать варианты терпимого, уважительного отношения к
иным позициям как в прошлом, так и в современности.
Литература УМК :
Д.Д.Данилов.
Е.В.Сизова, А.В.Кузнецов,С.М.Давыдова:
Всеобщая
история 6 класс. М: Баласс, 2009
А.А.Данилов,
Д.Д.Данилов, В.А.Клоков, С.В.Тырин:
История России
6 класс с древнейших времен до начала 16 века
М: Баласс,
2009
С.М.Давыдова,
М.Е.Турчина, Д.Д.Данилов:
Методические
рекомендации для учителя. М: Баласс, 2007
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.