Пояснительная записка
Статус
документа
Рабочая
программа по информатике и информационным технологиям для 10 и 11 классов
разработана на основе примерной программы основного общего образования по
информатике и информационным технологиям. Примерная программа составлена на
основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего
образования, утвержденного приказом Министерства образования России «Об
утверждении федерального компонента государственных стандартов начального
общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» от 05 марта 2004
г. № 1089.
Ц е л и изучения предмета:
Изучение информатики и информационных технологий в старшей школе на
базовом уровне направлено на достижение следующих целей:
освоение системы базовых знаний, отражающих
вклад информатики в формирование современной научной картины мира, роль
информационных процессов в обществе, биологических и технических системах;
овладение умениями применять, анализировать,
преобразовывать информационные модели реальных объектов и процессов, используя
при этом информационные и коммуникационные технологии (ИКТ), в том числе при
изучении других школьных дисциплин;
развитие познавательных интересов,
интеллектуальных и творческих способностей путем освоения и использования
методов информатики и средств ИКТ при изучении различных учебных предметов;
воспитание ответственного отношения к
соблюдению этических и правовых норм информационной деятельности;
приобретение опыта использования
информационных технологий в индивидуальной и коллективной учебной и
познавательной, в том числе проектной, деятельности.
Описание места
предмета в учебном плане.
В учебном плане школы
отведено 69 часов для обязательного изучения предмета «Информатика» за 2 года
обучения в 10-11 классах по 1 часу в неделю.
Общеучебные умения,
навыки и способы деятельности:
Информационные процессы являются фундаментальной составляющей современной
картины мира. Они отражают феномен реальности, важность которого в развитии
биологических, социальных и технических систем сегодня уже не подвергается
сомнению. Собственно говоря, именно благодаря этому феномену стало возможным
говорить о самой дисциплине и учебном предмете информатики.
Как и всякий феномен реальности, информационный процесс в процессе
познания из «вещи в себе» должен стать «вещью для нас». Для этого, во-первых,
надо проанализировать этот информационный процесс на предмет выявления
взаимосвязей его отдельных компонент. Во-вторых, надо каким-либо образом представить
эти взаимосвязи, т. е. отразить в некотором языке. В результате мы будем иметь информационную
модель данного процесса. Процедура создания информационной модели, т. е.
нахождение (или создание) некоторой формы представления информационного
процесса, составляет сущность формализации. Второй момент связан с тем,
что найденная форма должна быть «материализована», т.е. «овеществлена» с
помощью некоторого материального носителя.
Представление любого процесса, в частности информационного в некотором
языке, в соответствии с классической методологией познания является моделью
(соответственно – информационной моделью). Важнейшим свойством
информационной модели является ее адекватность моделируемому процессу и
целям моделирования. Информационные модели чрезвычайно разнообразны: тексты,
таблицы, рисунки, алгоритмы, программы, – все это информационные модели. Выбор
формы представления информационного процесса, т. е. выбор языка, определяется задачей,
которая в данный момент решается субъектом.
Автоматизация информационного процесса, т. е возможность его
реализации с помощью некоторого технического устройства, требует его
представления в форме, доступной данному техническому устройству, например
компьютеру. Это может быть сделано в два этапа: представление информационного
процесса в виде алгоритма и использования универсального двоичного кода (языка
– «0», «1»). В этом случае информационный процесс становится «информационной
технологией».
Эта общая логика развития курса информатики от информационных процессов к
информационным технологиям проявляется и конкретизируется в процессе решения
задачи. В этом случае можно говорить об информационной технологии
решения задачи.
Приоритетной задачей курса информатики основной школы является освоение
информационной технологии решения задачи (которую не следует смешивать с
изучением конкретных программных средств). При этом следует отметить, что в
основной школе решаются типовые задачи с использованием типовых программных
средств.
Приоритетными объектами изучения информатики в старшей школе являются информационные
системы, преимущественно автоматизированные информационные системы, связанные
с информационными процессами, и информационные технологии,
рассматриваемые с позиций системного подхода.
Это связано с тем, что базовый уровень старшей школы ориентирован, прежде
всего, на учащихся-гуманитариев. При этом сам термин «гуманитарный» понимается
как синоним широкой, «гуманитарной», культуры, а не простое противопоставление
«естественнонаучному» образованию. При таком подходе важнейшая роль отводится
методологии решения нетиповых задач из различных образовательных областей.
Основным моментом этой методологии являются представления данных в виде
информационных систем и моделей с целью последующего использования типовых
программных средств.
Это позволяет:
обеспечить преемственность курса информатики основной
и старшей школы (типовые задачи – типовые программные средства в основной
школе; нетиповые задачи – типовые программные средства в рамках базового уровня
старшей школы);
систематизировать знания в области информатики и
информационных технологий, полученные в основной школе, и углубить их с учетом
выбранного профиля обучения;
заложить основу для дальнейшего профессионального
обучения, поскольку современная информационная деятельность носит, по
преимуществу, системный характер;
сформировать необходимые знания и навыки работы с
информационными моделями и технологиями, позволяющие использовать их при
изучении других предметов.
Все курсы информатики основной и старшей школы строятся на основе
содержательных линий, представленных в общеобразовательном стандарте. Вместе с
тем следует отметить, что все эти содержательные линии можно сгруппировать в
три основных н а п р а в л е н и я:
«Информационные процессы», «Информационные модели» и «Информационные основы
управления». В этих направлениях отражены обобщающие понятия, которые в явном
или не явном виде присутствуют во всех современных учебниках информатики.
Основная задача базового уровня старшей школы состоит в изучении общих
закономерностей функционирования, создания и применения
информационных систем, преимущественно автоматизированных.
С точки зрения содержания это позволяет развить основы системного
видения мира, расширить возможности информационного моделирования, обеспечив
тем самым значительное расширение и углубление межпредметных связей информатики
с другими дисциплинами.
С точки зрения деятельности это дает возможность сформировать
методологию использования основных автоматизированных информационных систем
в решении конкретных задач, связанных с анализом и представлением основных
информационных процессов:
автоматизированные информационные системы (АИС) хранения
массивов информации (системы управления базами данных, информационно-поисковые
системы, геоинформационные системы);
АИС обработки информации (системное
программное обеспечение, инструментальное программное обеспечение,
автоматизированное рабочее место, офисные пакеты);
АИС передачи информации (сети, телекоммуникации);
АИС управления (системы автоматизированного
управления, автоматизированные системы управления, операционная система как
система управления компьютером).
С методической точки зрения в процессе преподавания следует
обратить внимание на следующие моменты.
Информационные процессы не существуют сами по себе (как не существует
движение само по себе – всегда существует «носитель» этого движения), они
всегда протекают в каких-либо системах. Осуществление информационных процессов
в системах может быть целенаправленным или стихийным, организованным или
хаотичным, детерминированным или стохастическим, но какую бы мы ни
рассматривали систему, в ней всегда присутствуют информационные процессы, и
какой бы информационный процесс мы ни рассматривали, он всегда реализуется в
рамках какой-либо системы.
Одним из важнейших понятий курса информатики является понятие
информационной модели. Оно является одним из основных понятий и в информационной
деятельности. При работе с информацией мы всегда имеем дело либо с готовыми
информационными моделями (выступаем в роли их наблюдателя), либо разрабатываем
информационные модели. Алгоритм и программа – разные виды информационных
моделей. Создание базы данных требует, прежде всего, определения модели
представления данных. Формирование запроса к любой информационно-справочной
системе – также относится к информационному моделированию. Изучение любых
процессов, происходящих в компьютере, невозможно без построения и исследования
соответствующей информационной модели.
Важно подчеркнуть деятельностный характер процесса моделирования.
Информационное моделирование является не только объектом изучения в
информатике, но и важнейшим способом познавательной, учебной и практической
деятельности. Его также можно рассматривать как метод научного исследования и
как самостоятельный вид деятельности.
Принципиально важным моментом является изучение информационных основ
управления, которые являются неотъемлемым компонентом курса информатики. Здесь
речь идет, прежде всего, об управлении в технических и социотехнических
системах, хотя общие закономерности управления и самоуправления справедливы для
систем различной природы. Управление также носит деятельностный
характер, что и должно найти отражение в методике обучения.
Информационные технологии, которые изучаются в базовом уровне, – это,
прежде всего, автоматизированные информационные системы. Это связано с тем, что
возможности информационных систем и технологий широко используются в
производственной, управленческой и финансовой деятельности.
Обучение информатике в общеобразовательной школе целесообразно
организовать «по спирали»: первоначальное знакомство с понятиями всех изучаемых
линий (модулей), затем на следующей ступени обучения изучение вопросов тех же
модулей, но уже на качественно новой основе, более подробное, с включением
некоторых новых понятий, относящихся к данному модулю и т. д. Таких «витков» в
зависимости от количества учебных часов, отведенных под информатику в
конкретной школе, может быть два или три. В базовом уровне старшей школы это
позволяет перейти к более глубокому всестороннему изучению основных
содержательных линий курса информатики основной школы. С другой стороны, это
дает возможность осуществить реальную профилизацию обучения в гуманитарной
сфере.
Требования к уровню подготовки учащихся,
обучающихся по данной программе
В результате изучения информатики
и ИКТ на базовом уровне ученик должен:
знать/понимать:
различные
подходы к определению понятия «информация»;
методы
измерения количества информации: вероятностный и алфавитный; единицы измерения
информации;
назначение наиболее распространенных средств автоматизации информационной
деятельности (текстовых редакторов, текстовых процессоров, графических
редакторов, электронных таблиц, баз данных, компьютерных сетей);.
назначение и виды информационных моделей, описывающих реальные объекты или
процессы;
использование алгоритма как модели автоматизации деятельности;
назначение и функции операционных систем;
уметь:
оценивать достоверность информации, сопоставляя различные источники;
распознавать информационные процессы в различных системах;
использовать готовые информационные модели, оценивать их соответствие реальному
объекту и целям моделирования;
осуществлять выбор способа представления информации в соответствии с
поставленной задачей;
иллюстрировать учебные работы с использованием средств информационных
технологий;
создавать информационные объекты сложной структуры, в том числе гипертекстовые;
просматривать, создавать, редактировать, сохранять записи в базах данных;
осуществлять поиск информации в базах данных, компьютерных сетях и пр.;
представлять числовую информацию различными способами (таблица, массив, график,
диаграмма и пр.);
соблюдать правила техники безопасности и гигиенические рекомендации при
использовании средств ИКТ;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и
повседневной жизни:
для
эффективной организации индивидуального информационного пространства;
автоматизации коммуникационной деятельности;
эффективного применения информационных
образовательных ресурсов в учебной деятельности.
О внесенных изменениях в рабочую учебную программу и
их обоснование:
- Раздел «Компьютер как средство автоматизации информационных
процессов» перенесён в 10 классе в начало изучения курса в связи с тем, что
ученику необходимо организовать своё личное образовательное пространство и эта
тема в учебнике расположена в главе1.
- в раздел «Компьютер как средство автоматизации информационных
процессов» добавлен 1 час из резерва для проведения ПТБ и организации занятий.
- в раздел «Средства
и технологии обмена информацией с помощью компьютерных сетей (сетевые
технологии)» добавлен 1 час из резерва для проведения контрольной работы по
теме.
Содержание учебного курса
№ п/п
|
Наименование раздела
|
Количество часов
|
Теория
|
Практика
|
Всего
|
10 класс (35ч)
|
1
|
Компьютер как средство
автоматизации информационных процессов
Аппаратное и программное обеспечение компьютера. Архитектуры
современных компьютеров. Многообразие операционных систем. Программные
средства создания информационных объектов, организации личного
информационного пространства, защиты информации.
Практическая работа (2 ч).
10. Компьютер и программное обеспечение.
Выбор конфигурации компьютера в зависимости от решаемой задачи.
Тестирование компьютера. Настройка BIOS и загрузка операционной системы.
Работа с графическим интерфейсом Windows, стандартными и служебными
приложениями, файловыми менеджерами, архиваторами и антивирусными
программами.
|
2
|
3
|
5
|
2
|
Информация и информационные
процессы
Основные подходы к определению понятия
«информация». Системы, образованные взаимодействующими элементами, состояния
элементов, обмен информацией между элементами, сигналы.
Дискретные и непрерывные сигналы.
Носители информации. Виды и свойства информации. Количество информации как
мера уменьшения неопределенности знаний. Алфавитный подход к определению
количества информации.
Классификация информационных процессов.
Кодирование информации. Языки кодирования. Формализованные и
неформализованные языки. Выбор способа представления информации в
соответствии с поставленной задачей. Поиск и отбор информации. Методы поиска.
Критерии отбора.
Хранение информации; выбор способа
хранения информации. Передача информации. Канал связи и его характеристики.
Примеры передачи информации в социальных, биологических и технических
системах.
Обработка информации. Систематизация
информации. Изменение формы представления информации. Преобразование
информации на основе формальных правил. Алгоритмизация как необходимое
условие автоматизации. Возможность, преимущества и недостатки
автоматизированной обработки данных. Хранение
Особенности запоминания, обработки и
передачи информации человеком.
Управление системой как информационный
процесс.
Использование основных методов
информатики и средств ИКТ при анализе процессов в обществе, природе и
технике.
Организация личной информационной среды.
Практические работы (3 ч).
1. Измерение информации. Решение задач на
определение количества информации, содержащейся в сообщении при вероятностном
и техническом (алфавитном) подходах.
2. Информационные процессы. Решение задач, связанных с
выделением основных информационных процессов в реальных ситуациях (при
анализе процессов в обществе, природе и технике).
3. Кодирование информации. Кодирование и декодирование
сообщений по предложенным правилам.
4. Поиск информации. Формирование запросов на поиск
данных. Осуществление поиска информации на заданную тему в основных
хранилищах информации.
5. Защита информации. Использование паролирования и
архивирования для обеспечения защиты информации.
|
6
|
3
|
9
|
3
|
Информационные модели
Информационное моделирование как метод познания. Информационные
(нематериальные) модели. Назначение и виды информационных моделей. Объект,
субъект, цель моделирования. Адекватность моделей моделируемым объектам и
целям моделирования. Формы представления моделей: описание, таблица, формула,
граф, чертеж, рисунок, схема. Основные этапы построения моделей. Формализация
как важнейший этап моделирования.
Компьютерное моделирование и его виды: расчетные, графические,
имитационные модели.
Структурирование данных. Структура данных как модель предметной
области. Алгоритм как модель деятельности. Гипертекст как модель организации
поисковых систем.
Примеры моделирования социальных, биологических и технических систем и
процессов.
Модель процесса управления. Цель управления, воздействия внешней среды.
Управление как подготовка, принятие решения и выработка управляющего
воздействия. Роль обратной связи в управлении. Замкнутые и разомкнутые
системы управления. Самоуправляемые системы, их особенности. Понятие о
сложных системах управления, принцип иерархичности систем. Самоорганизующиеся
системы.
Использование информационных моделей в учебной и познавательной
деятельности.
Практические работы (4 ч).
6. Моделирование и формализация.
Формализация задач из различных предметных областей. Формализация
текстовой информации. Представление данных в табличной форме. Представление
информации в форме графа. Представление зависимостей в виде формул.
Представление последовательности действий в форме блок-схемы.
7. Исследование моделей.
Исследование учебных моделей: оценка адекватности модели объекту и
целям моделирования (на примерах задач различных предметных областей).
Исследование физических моделей. Исследование математических моделей.
Исследование биологических моделей. Исследование геоинформационных моделей.
Определение результата выполнения алгоритма по его блок-схеме.
8. Информационные основы управления.
Моделирование процессов управления в реальных системах; выявление
каналов прямой и обратной связи и соответствующих информационных потоков.
Управление работой формального исполнителя с помощью алгоритма.
|
9
|
4
|
13
|
4
|
Информационные системы
Понятие и типы информационных систем. Базы данных (табличные,
иерархические, сетевые). Системы управления базами данных (СУБД). Формы
представления данных (таблицы, формы, запросы, отчеты). Реляционные базы
данных. Связывание таблиц в многотабличных базах данных.
Практическая работа (2 ч).
9. Информационные системы. СУБД.
Знакомство с системой управления базами данных Access. Создание
структуры табличной базы данных. Осуществление ввода и редактирования данных.
Упорядочение данных в среде системы управления базами данных. Формирование
запросов на поиск данных в среде системы управления базами данных. Создание,
ведение и использование баз данных при решении учебных и практических задач.
|
3
|
2
|
5
|
|
Резерв свободного учебного времени
|
1
|
2
|
3
|
|
Итого
|
21
|
14
|
35
|
|
|
|
|
|
11 класс (34ч)
|
1
|
Компьютерные технологии
представления информации
Универсальность дискретного (цифрового)
представления информации. Двоичное представление информации в компьютере.
Двоичная система счисления. Двоичная арифметика. Компьютерное представление
целых и вещественных чисел.
Представление текстовой информации в компьютере.
Кодовые таблицы.
Два подхода к представлению графической информации. Растровая и
векторная графика. Модели цветообразования. Технологии построения
анимационных изображений. Технологии трехмерной графики.
Представление звуковой информации: MIDI и цифровая запись. Понятие о
методах сжатия данных. Форматы файлов.
Практическая работа (2 ч).
11-12. Представление информации в компьютере.
Решение задач и выполнение заданий на кодирование и упаковку текстовой,
графической и звуковой информации. Запись чисел в различных системах
счисления, перевод чисел из одной системы счисления в другую, вычисления в
позиционных системах счисления. Представление целых и вещественных чисел в
форматах с фиксированной и плавающей запятой.
|
5
|
2
|
7
|
2
|
Средства и технологии создания и
преобразования информационных объектов
Текст как информационный объект. Автоматизированные средства и
технологии организации текста. Основные приемы преобразования текстов.
Гипертекстовое представление информации.
Динамические (электронные) таблицы как информационные объекты. Средства
и технологии работы с таблицами. Назначение и принципы работы электронных
таблиц. Основные способы представления математических зависимостей между
данными. Использование электронных таблиц для обработки числовых данных (на
примере задач из различных предметных областей).
Графические информационные объекты. Средства и технологии работы с
графикой. Создание и редактирование графических информационных объектов
средствами графических редакторов, систем презентационной и анимационной
графики.
Практическая работа (7 ч).
13-17. Создание и преобразование информационных объектов.
Создание, редактирование и форматирование текстовых документов
различного вида.
Решение расчетных и оптимизационных задач с помощью электронных таблиц.
Использование средств деловой графики для наглядного представления данных.
Создание, редактирование и форматирование растровых и векторных графических
изображений. Создание мультимедийной презентации.
|
5
|
7
|
12
|
3
|
Средства и технологии обмена
информацией с помощью компьютерных сетей (сетевые технологии)
Каналы связи и их основные характеристики. Помехи, шумы, искажение
передаваемой информации. Избыточность информации как средство повышения
надежности ее передачи. Использование кодов с обнаружением и исправлением
ошибок.
Возможности и преимущества сетевых технологий. Локальные сети.
Топологии локальных сетей. Глобальная сеть. Адресация в Интернете. Протоколы
обмена. Протокол передачи данных TCP/IP. Аппаратные и программные средства
организации компьютерных сетей.
Информационные сервисы сети Интернет: электронная почта,
телеконференции, Всемирная паутина, файловые архивы и т.д. Поисковые
информационные системы. Организация поиска информации. Описание объекта для
его последующего поиска.
Инструментальные средства создания Web-сайтов.
Практическая работа (5 ч).
18-20. Компьютерные сети.
Подключение к Интернету. Настройка модема. Настройка почтовой программы
Outlook Expeess. Работа с электронной почтой. Путешествие по Всемирной
паутине. Настройка браузера. Работа с файловыми архивами. Формирование
запросов на поиск информации в сети по ключевым словам, адекватным решаемой
задаче. Разработка Web-сайта на заданную тему. Знакомство с инструментальными
средствами создания Web-сайтов. Форматирование текста и размещение графики.
Гиперссылки на Web-страницах. Тестирование и публикация Web-сайта.
|
5
|
6
|
11
|
4
|
Основы социальной информатики
Информационная цивилизация.
Информационные ресурсы общества. Информационная культура. Этические и
правовые нормы информационной деятельности человека. Информационная
безопасность.
|
2
|
-
|
2
|
5
|
Повторение
|
-
|
2
|
2
|
|
Итого
|
17
|
17
|
34
|
Перечень учебно-методического
обеспечения:
- Угринович Н.Д.
Информатика и информационные технологии. Учебник для 10-11 классов. – М.:
Бином, 2005. (Содержит систематическое и полное изложение курса ИИТ.)
- Угринович Н.Д.
Босова Л.Л., Михайлова Н.И. Практикум по информатике и информационным
технологиям. Учебное пособие для общеобразовательных учреждений. – М.:
Бином, 2005 (Содержит более 450 практических заданий и задач с решениями
по всем темам курса.)
- Угринович Н.Д. Компьютерный практикум. Электронный учебник на CD-ROM.
– М.: Бином, 2003 (содержит систематическое и полное изложение курса ИИТ)
Календарно-тематическое планирование
10 класс
№
|
Тема урока
|
Количество
часов
|
Тип урока
|
Основное
содержание
|
Требования к уровню подготовки
обучающихся
|
Вид контроля. Измерители
|
Дата проведения -
|
план
|
факт
|
|
Компьютер как средство автоматизации информационных
процессов -5 ч.
|
1
|
Правила техники
безопасности. Архитектура персонального компьютера..
|
1
|
к
|
Вводный
инструктаж правил по техники безопасности, поведения в кабинете информатики. Аппаратное
и программное обеспечение компьютера. Архитектуры современных компьютеров.
|
Чем опасен ПК,
как избежать нарушения здоровья при работе, правила поведения в кабинете
информатике Знать виды и характеристики аппаратного и программного обеспечения
компьютера.
Иметь
представление об архитектуре современных компьютеров.
Знать основные
элементы компьютера и их характеристику.
|
Рефлексия
|
01.09
|
|
2
|
Операционные системы
и оболочки. Личное информационное пространство пользователя персонального
компьютера..
|
1
|
к
|
Многообразие
операционных систем. Программные средства создания информационных объектов,
организации личного информационного пространства, защиты информации.
|
Знать
разновидности операционных систем и оболочек, их характерные особенности,
интерфейс и характеристики; виды и назначение программных средств создания
информационных объектов, организации личного информационного пространства,
защиты информации.
|
Индивидуально
|
08.09
|
|
3
|
Практическая
работа № 10 «Компьютер и программное обеспечение»
|
1
|
п
|
Работа с
графическим интерфейсом Windows, стандартными и служебными приложениями,
файловыми менеджерами, архиваторами и антивирусными программами.
|
Уметь основные
операции при работе с графическим интерфейсом Windows, стандартными и
служебными приложениями, файловыми менеджерами, архиваторами и антивирусными
программами (запуск, закрытие, реализация основной задачи и т.п.).
|
Индивидуально
|
15.09
|
|
4
|
Компьютер и
программное обеспечение (практическая работа № 10).
|
1
|
п
|
Выбор
конфигурации компьютера в зависимости от решаемой задачи. Тестирование
компьютера. Настройка BIOS и загрузка операционной системы.
|
Иметь
представление о выборе конфигурации компьютера в зависимости от решаемой
задачи.
Уметь проводить
тестирование компьютера; настраивать BIOS и загружать операционную систему.
|
Зачет
|
22.09
|
|
5
|
Контрольная
работа по теме: «Компьютер как средство автоматизации информационных
процессов»
|
1
|
п
|
|
|
КР
|
29.09
|
|
|
Информация и информационные процессы – 9 ч.
|
6
|
Информация и ее
свойства. Обмен информацией.
|
1
|
т
|
Основные
подходы к определению понятия «информация». Обмен информацией между
элементами, сигналы. Дискретные и непрерывные сигналы. Носители
информации. Виды и свойства информации.
|
Знать основные
подходы к определению информации.
Уметь
распознавать дискретные и непрерывные сигналы.
Знать виды
носителей информации
|
Беседа
|
06.10
|
|
7
|
Подходы к
определению количества информации
|
1
|
к
|
Количество информации как мера
уменьшения неопределенности знаний. Алфавитный подход к определению
количества информации.
|
Иметь
представление о количестве информации.
Знать принципы
алфавитного подхода к определению количества информации.
Уметь
определять количество информации в рамках реализации алфавитного подхода.
|
Опрос
|
13.10
|
|
8
|
Практическая работа № 1 «Измерение
информации»
Практическая работа № 3 «Кодирование
информации»
|
1
|
п
|
Решение задач на определение количества
информации, содержащейся в сообщении при вероятностном и техническом
(алфавитном) подходах.
Кодирование и декодирование сообщений по
предложенным правилам.
|
Уметь
определять количество информации, содержащейся в сообщении при вероятностном
и алфавитном подходах;
кодировать и
декодировать сообщения по предложенным правилам.
|
Индивидуально
|
20.10
|
|
9
|
Языки и способы
кодирования информации.
|
1
|
т
|
Классификация
информационных процессов. Кодирование информации. Языки кодирования. Формализованные
и неформализованные языки. Выбор способа представления информации в
соответствии с поставленной задачей. Поиск и отбор информации. Методы поиска.
Критерии отбора.
|
Знать виды
информационных процессов; основные классы и виды языков программирования.
Иметь
представление о становлении языков программирования (исторический аспект).
Знать принципы
и механизмы выбора способа представления информации в соответствии с
поставленной задачей.
Уметь
организовывать поиск и отбор информации для решения поставленной задачи.
|
Рефлексия
|
27.10
|
|
10
|
Информационные
процессы: хранение и передача.
|
1
|
т
|
Хранение
информации; выбор способа хранения информации. Передача информации. Канал
связи и его характеристики. Примеры передачи информации в социальных,
биологических и технических системах.
|
Знать
сущностные характеристики и особенности протекания информационных процессов
хранения и передачи информации; определение понятия канал связи.
Уметь давать
характеристику каналу связи; приводить примеры передачи информации в
социальных, биологических и технических системах.
|
Опрос
|
10.11
|
|
11
|
Практическая работа
№ 4 «Поиск информации»
|
1
|
п
|
Формирование
запросов на поиск данных. Осуществление поиска информации на заданную тему в
основных хранилищах информации.
|
Уметь формировать
запросы на поиск данных; осуществлять поиск информации на заданную тему в
основных хранилищах информации (базы данных, каталоги, Интернет).
|
Индивидуально
|
17.11
|
|
12
|
Информационные
процессы: обработка, защита, представление информации.
|
1
|
к
|
Обработка
информации. Систематизация информации. Изменение формы представления
информации. Преобразование информации на основе формальных правил.
Алгоритмизация как необходимое условие автоматизации. Возможность,
преимущества и недостатки автоматизированной обработки данных. Хранение
информации. Защита информации. Методы защиты.
|
Знать
сущностные характеристики и особенности протекания информационных процессов обработки,
хранения и защиты информации.
Иметь
представление об изменяемости формы представления информации.
Уметь преобразовывать
информацию на основе формальных правил.
|
Индивидуально
|
24.11
|
|
13
|
Информационные
процессы в различных системах.
Контрольная
работа по теме: «Информация и информационные процессы» (20 мин).
|
1
|
к
|
Особенности
запоминания, обработки и передачи информации человеком.
Управление
системой как информационный процесс.
Использование
основных методов информатики и средств ИКТ при анализе процессов в обществе,
природе и технике.
Организация
личной информационной среды.
|
Знать о
закономерностях протекания информационных процессов в различных системах.
Знать
особенности и возможности использования основных методов информатики и
средств ИКТ при анализе процессов в обществе, природе и технике.
Знать
сущностные характеристики и особенности протекания управления.
Уметь
организовать личную информационную среду, обладающую наперед заданными
условиями.
|
тест
|
01.12
|
|
14
|
Практическая
работа № 5 «Защита информации»
Практическая
работа № 2 «Информационные процессы»
|
1
|
|
Использование
паролирования и архивирования для обеспечения защиты информации.
Решение задач,
связанных с выделением основных информационных процессов в реальных ситуациях
(при анализе процессов в обществе, природе и технике).
|
Уметь обеспечивать
защиту информации, используя паролирование и архивирование.
Уметь выделять
основные информационные процессы в реальных ситуациях (при анализе процессов
в обществе, природе и технике).
|
Индивидуально
|
08.12
|
|
|
Информационные модели – 13 ч.
|
15
|
Информационное
моделирование как метод познания.
|
1
|
т
|
Информационное
моделирование как метод познания. Информационные (нематериальные) модели.
Назначение и виды информационных моделей. Объект, субъект, цель
моделирования.
|
Знать
определение информационного моделирования; виды информационных моделей.
Иметь
представление об объекте, субъекте, цели моделирования.
Уметь
формулировать цель моделирования.
|
Беседа
|
15.12
|
|
16
|
Модели и их
построение.
|
1
|
т
|
Адекватность
моделей моделируемым объектам и целям моделирования. Формы представления
моделей: описание, таблица, формула, граф, чертеж, рисунок, схема.
|
Знать
требования к создаваемым моделям; формы представления моделей: описание,
таблица, формула, граф, чертеж, рисунок, схема.
Уметь
оперировать с моделями, представленными в разных формах.
|
Опрос
|
22.12
|
|
17
|
Практическая
работа № 6 «Моделирование и формализация»
|
1
|
п
|
Формализация
задач из различных предметных областей. Формализация текстовой информации.
Представление данных в табличной форме. Представление информации в форме
графа. Представление зависимостей в виде формул. Представление
последовательности действий в форме блок-схемы.
|
Уметь формализировать
текстовую информацию; представлять данных в табличной форме; в форме графа, в
форме блок-схемы.
|
Индивидуально
|
29.12
|
|
18
|
Моделирование
как процесс.
|
1
|
т
|
Основные этапы
построения моделей. Формализация как важнейший этап моделирования.
|
Знать основные
этапы построения моделей; существенные характеристики формализации как этапа
моделирования.
|
Опрос
|
12.01
|
|
19
|
Компьютерное
моделирование.
|
1
|
т
|
Компьютерное
моделирование и его виды: расчетные, графические, имитационные модели.
|
Знать
сущностные характеристики и назначение компьютерного моделирования, его этапы
и виды моделей, получаемых в результате.
|
СР
|
19.01
|
|
20
|
Практическая
работа № 7 «Исследование моделей»
|
1
|
п
|
Исследование
учебных моделей: оценка адекватности модели объекту и целям моделирования (на
примерах задач различных предметных областей). Исследование физических
моделей.
|
Уметь давать
оценку адекватности модели объекту и целям моделирования.
Знать и уметь
реализовывать основные этапы исследования физических моделей.
|
Индивидуально
|
26.01
|
|
21
|
Структурирование
данных. Практическая работа № 7 «Исследование моделей»
|
1
|
к
|
Структурирование
данных. Структура данных как модель предметной области. Алгоритм как модель
деятельности. Гипертекст как модель организации поисковых систем.
Исследование
моделей.
|
Иметь
представление о структурировании данных.
Знать
особенности структуры данных как модели предметной области, алгоритма как
модели деятельности, гипертекст а как модели организации поисковых систем.
|
Индивидуально
|
02.02
|
|
22
|
Примеры
моделирования процессов.
|
1
|
к
|
Примеры моделирования
социальных, биологических и технических систем и процессов.
|
Уметь приводить
примеры моделирования социальных, биологических и технических систем и
процессов.
|
Рефлексия
|
09.02
|
|
23
|
Практическая
работа № 7 «Исследование моделей»
|
1
|
п
|
Исследование
математических моделей. Исследование биологических моделей. Исследование
геоинформационных моделей. Определение результата выполнения алгоритма по его
блок-схеме.
|
Знать и уметь
реализовывать основные этапы исследования математических, биологических,
геоинформационных моделей.
|
Индивидуально
|
16.02
|
|
24
|
Модель процесса
управления.
|
1
|
к
|
Модель процесса
управления. Цель управления, воздействия внешней среды. Управление как
подготовка, принятие решения и выработка управляющего воздействия. Роль
обратной связи в управлении.
|
Знать
сущностные характеристики моделей процесса управления и процесса управления.
Иметь
представление о целях управления процессом или системой.
Знать роль
обратной связи в управлении.
|
Опрос
|
02.03
|
|
25
|
Системы
управления.
|
1
|
т
|
Замкнутые и
разомкнутые системы управления. Самоуправляемые системы, их особенности.
Понятие о сложных системах управления, принцип иерархичности систем.
Самоорганизующиеся системы.
|
Знать
специфические характеристики замкнутых и разомкнутых систем управления, самоуправляемых
систем, сложных систем, самоорганизующихся систем;
принцип
иерархичности систем..
|
Опрос
|
09.03
|
|
26
|
Информационные
основы управления Практическая работа № 8 «Информационные основы управления»
|
1
|
п
|
Моделирование
процессов управления в реальных системах; выявление каналов прямой и обратной
связи и соответствующих информационных потоков.
Управление
работой формального исполнителя с помощью алгоритма.
|
Знать
сущностные характеристики моделирования и основные процедуры моделирования процессов
управления в реальных системах;
способы и
приемы выявления каналов прямой и обратной связи
|
Индивидуально
|
16.03
|
|
27
|
Использование
информационных моделей в деятельности человека.
Контрольная
работа по теме: «Информационные модели» (20 мин).
|
1
|
к
|
Использование
информационных моделей в учебной и познавательной деятельности.
|
Иметь
представление о возможности использования информационных моделей в учебной и
познавательной деятельности.
|
Тест
|
30.03
|
|
|
Информационные системы – 5 ч.
|
28
|
Базы данных и
системы управления базами данных.
|
1
|
т
|
Понятие и типы
информационных систем. Базы данных (табличные, иерархические, сетевые).
Системы управления базами данных (СУБД).
|
Знать
определение понятия и типы информационных систем.
Уметь различать
и давать характеристику баз данных (табличных, иерархических, сетевых).
Иметь
представление о СУБД.
|
Беседа
|
06.04
|
|
29
|
Информационные
системы. СУБД
Практическая
работа № 9 «Информационные системы. СУБД»
|
1
|
к
|
Знакомство с
системой управления базами данных Access. Создание структуры табличной базы
данных. Осуществление ввода и редактирования данных. Упорядочение данных в
среде системы управления базами данных.
|
Иметь
представление об интерфейсе системы управления базами данных Access.
Уметь создавать
структуру табличной базы данных; вводить и редактировать данные разных типов;
упорядочивать данные по указанному признаку.
|
Индивидуально
|
13.04
|
|
30
|
Реляционные
базы данных.
|
1
|
к
|
Формы
представления данных (таблицы, формы, запросы, отчеты). Реляционные базы
данных.
|
Знать формы
представления данных (таблицы, формы, запросы, отчеты); сущностные
характеристики и назначение реляционных баз данных.
|
Опрос
|
20.04
|
|
31
|
Многотабличные
базы данных.
Контрольная
работа по теме: «Информационные системы» (20 мин).
|
1
|
к
|
Связывание
таблиц в многотабличных базах данных.
|
Знать
технологические приемы и способы связи таблиц в многотабличных базах данных.
|
Индивидуально,
тест
|
27.04
|
|
32
|
Практическая
работа № 9 «Информационные системы. СУБД»
|
1
|
п
|
Формирование
запросов на поиск данных в среде системы управления базами данных. Создание,
ведение и использование баз данных при решении учебных и практических задач.
|
Уметь формировать
запросы на поиск данных в среде системы управления базами данных.
Уметь
реализовывать основные процедуры создания, ведения и использования баз данных
при решении учебных и практических задач.
|
Тест
|
04.05
|
|
33
34
35
|
Повторение
|
3
|
|
|
|
|
11.05
18.05
25.05
|
|
11 класс
№
|
Тема урока
|
Элементы
содержания
|
Требования к уровню подготовки
обучающихся
|
Вид контроля. Измерители
|
Дата проведения -
|
|
план
|
факт
|
|
Компьютерные технологии представления
информации 7 часов
|
|
1
|
Дискретное и
двоичное представление информации.
|
Универсальность
дискретного (цифрового) представления информации. Двоичное представление
информации в компьютере.
|
Иметь
представление об универсальности цифрового представления информации.
Знать
определения понятий дискретное представление информации, двоичное
представление информации.
Уметь
реализовывать способы двоичного представления информации в компьютере.
|
|
06.09
|
|
|
2
|
Двоичная
система счисления. Двоичная арифметика.
|
Двоичная
система счисления. Двоичная арифметика. Компьютерное представление целых и
вещественных чисел.
|
Знать
существенные характеристики двоичной системы счисления.
Уметь выполнять
сложение, вычитание, умножение и деление в двоичной системе счисления.
Знать основные
принципы двоичной арифметики.
|
|
13.09
|
|
|
3
|
Практическая
работа № 11 «Представление информации в компьютере»
|
Решение задач и
выполнение заданий на кодирование и упаковку тестовой, графической и звуковой
информации.
|
Уметь кодировать
и упаковывать тестовую, графическую и звуковую информации.
|
|
20.09
|
|
|
4
|
Представление
текстовой информации в компьютере.
|
Представление
текстовой информации в компьютере. Кодовые таблицы.
|
Уметь
использовать кодовые таблицы при обработке информации.
Уметь
представлять текстовую информацию в компьютер.
|
|
27.09
|
|
|
5
|
Подходы к
представлению графической информации.
|
Два подхода к
представлению графической информации. Растровая и векторная графика. Модели
цветообразования. Технологии построения анимационных изображений. Технологии
трехмерной графики.
|
Знать подходы к
представлению графической информации; особенности растровой и векторной
графики; процедуры технологии построения анимационных изображений
|
|
04.10
|
|
|
6
|
Представление
звуковой информации:
|
Представление
звуковой информации: MIDI и цифровая запись. Понятие о методах сжатия данных.
Форматы файлов.
|
Знать способы
представления звуковой информации в компьютер; знать форматы файлов;
особенности методов сжатия информации.
Иметь
представление о методах сжатия данных
|
|
11.10
|
|
|
7
|
Практическая
работа № 12 «Представление информации в компьютере»
Контрольная
работа по теме: «Компьютерные технологии представления информации» (20 мин).
|
Запись чисел в
различных системах счисления, перевод чисел из одной системы счисления в
другую, вычисления в позиционных системах счисления. Представление целых и
вещественных чисел в форматах с фиксированной и плавающей запятой.
|
Уметь записывать
числа в различных системах счисления, переводить числа из одной системы
счисления в другую, выполнять арифметические действия в позиционных системах
счисления; представлять целые и вещественные числа в форматах с фиксированной
и плавающей запятой.
|
|
18.10
|
|
|
Средства и технологии создания и
преобразования информационных объектов 12 часов
|
|
8
|
Текст как информационный
объект.
|
Текст как
информационный объект. Автоматизированные средства и технологии организации
текста. Основные приемы преобразования текстов. Гипертекстовое представление
информации.
|
Иметь
представление о тексте как информационном объекте.
Знать
особенности организации текстов разных видов; основные приемы преобразования
текста (в том числе и гипертекста).
|
|
25.10
|
|
|
9
|
Электронные
таблицы как информационные объекты.
|
Динамические
(электронные) таблицы как информационные объекты. Средства и технологии
работы с таблицами. Назначение и принципы работы электронных таблиц.
|
Иметь
представление об электронных таблицах как информационном объекте.
Знать средства
и технологии работы с таблицами; назначение и принципы работы электронных
таблиц.
|
|
08.11
|
|
|
10
|
Практическая
работа № 13 «Создание и преобразование информационных объектов»
|
Создание,
редактирование и форматирование текстовых документов различного вида.
|
Уметь создавать,
редактировать и форматировать текстовые документы различного вида.
|
|
15.11
|
|
|
11
|
Электронные
таблицы как средства обработки числовых данных.
|
Основные
способы представления математических зависимостей между данными.
Использование электронных таблиц для обработки числовых данных (на примере задач
из различных предметных областей).
|
Знать основные
способы представления математических зависимостей между данными; возможности
и способы использования электронных таблиц для обработки числовых данных при
решении предметных задач.
|
|
22.11
|
|
|
12
|
Графические
информационные объекты.
|
Графические.
Средства и технологии работы с графикой. Создание и редактирование
графических информационных объектов средствами графических редакторов, систем
презентационной и анимационной графики.
|
Иметь
представление о графических информационных объектах.
Знать способы и
приемы создания и редактирования графических информационных объектов
средствами графических редакторов, систем презентационной и анимационной
графики.
|
|
29.11
|
|
|
13
|
Практическая
работа № 14 «Создание и преобразование информационных объектов»
|
Создание,
редактирование и форматирование текстовых документов различного вида.
|
Уметь создавать,
редактировать и форматировать текстовые документы различного вида.
|
|
06.12
|
|
|
14
|
Контрольная
работа по теме: «Средства и технологии создания и преобразования
информационных объектов»
|
Создание и
редактирование графических информационных объектов средствами графических
редакторов, систем презентационной и анимационной графики.
|
Знать
возможности и назначение средств и технологий создания и преобразования
информационных объектов.
|
|
13.12
|
|
|
15
|
Практическая
работа № 15 «Создание и преобразование информационных объектов»
|
Решение
расчетных и оптимизационных задач с помощью электронных таблиц.
|
Уметь
использовать возможности электронных таблиц для решения расчетных задач и
задач на оптимизацию.
|
|
20.12
|
|
|
16
|
Практическая работа
№ 16 «Создание и преобразование информационных объектов»
|
Решение
расчетных и оптимизационных задач с помощью электронных таблиц.
|
|
27.12
|
|
|
17
|
Практическая
работа № 16 «Создание и преобразование информационных объектов»
|
Использование
средств деловой графики для наглядного представления данных. Создание,
редактирование и форматирование растровых и векторных графических
изображений.
|
Уметь использовать
средства деловой графики для наглядного представления данных; создавать,
редактировать и форматировать растровые и векторные графические изображения
средствами графического пакета.
|
|
10.01
|
|
|
18
|
Практическая
работа № 16 «Создание и преобразование информационных объектов»
|
Использование
средств деловой графики для наглядного представления данных. Создание,
редактирование и форматирование растровых и векторных графических
изображений.
|
|
17.01
|
|
|
19
|
Практическая
работа № 17 «Создание и преобразование информационных объектов»
|
Создание
мультимедийной презентации.
|
Уметь создавать,
редактировать и демонстрировать мультимедийную презентацию.
|
|
24.01
|
|
|
Основы социальной информатики 2 часа
|
20
|
Информационное
общество его информационные ресурсы.
|
Информационная
цивилизация. Информационные ресурсы общества.
|
Иметь представление
о становлении информационной цивилизации.
Знать основные
типы информационных ресурсов общества.
Уметь
определять тип информационного ресурса в зависимости от технологии его
создания и размещения.
|
|
31.01
|
|
21
|
Информационная
культура.
|
Информационная
культура. Этические и правовые нормы информационной деятельности человека.
Информационная безопасность.
|
Знать
сущностные характеристики информационной культуры, уровни ее сформированности
у человека; этические и правовые нормы информационной деятельности человека;
основы информационной безопасности.
|
|
07.02
|
|
Средства и технологии обмена информацией
с помощью компьютерных сетей (сетевые технологии) 11 часов
|
22
|
Каналы связи.
Передача информации.
|
Каналы связи и
их основные характеристики. Помехи, шумы, искажение передаваемой информации.
Избыточность информации как средство повышения надежности ее передачи.
Использование кодов с обнаружением и исправлением ошибок.
|
Знать
определение канала связи, их основные характеристики; роли и степени влияния
помех, шумов, искажений передаваемой информации в зависимости от
характеристик канала; средства повышения надежности ее передачи информации;
способы исправления ошибок..
|
|
14.02
|
|
23
|
Локальные сети
и их топология.
|
Возможности и преимущества
сетевых технологий. Локальные сети. Топологии локальных сетей.
|
Знать
сущностные характеристики локальных сетей, особенности их топологий.
|
|
21.02
|
|
24
|
Глобальная
сеть. Адресация в Интернете. Протоколы обмена и передачи данных.
|
Глобальная
сеть. Адресация в Интернете. Протоколы обмена. Протокол передачи данных
TCP/IP. Аппаратные и программные средства организации компьютерных сетей.
|
Знать
сущностные характеристики, назначение глобальных сетей; способы адресации в
Интернете; протоколы передачи данных и их назначение.
Иметь
представление об аппаратных и программных средствах организации компьютерных
сетей.
|
|
28.02
|
|
25
|
Информационные
сервисы сети Интернет.
|
Информационные
сервисы сети Интернет: электронная почта, телеконференции, Всемирная паутина,
файловые архивы и т.д. Поисковые информационные системы. Организация поиска
информации. Описание объекта для его последующего поиска.
|
Знать информационные
сервисы сети Интернет (электронная почта, телеконференции, Всемирная паутина,
файловые архивы и т.д.); особенности и назначение поисковых информационных
систем.
Уметь организовывать
поиск информации, создавая простые и сложные запросы и выбирая поисковую
систему.
|
|
07.03
|
|
26
|
Инструментальные
средства создания Web-сайтов.
|
Инструментальные
средства создания Web-сайтов.
|
Иметь
представление об инструментальных средствах создания Web-сайтов.
|
|
14.03
|
|
27
|
Практическая
работа № 18 «Компьютерные сети»
|
Подключение к
Интернету. Настройка модема. Настройка почтовой программы Outlook Express.
Работа с электронной почтой.
|
Уметь
осуществлять подключение к Интернету; настраивать модем и почтовые программы;
работать с электронной почтой (создавать ящик, работать в режиме on/ off-line,
отправлять и получать сообщения).
|
|
28.03
|
|
28
|
Практическая
работа № 18 «Компьютерные сети»
|
Путешествие по
Всемирной паутине. Настройка браузера. Работа с файловыми архивами.
|
Уметь
настраивать браузер и использовать его возможности для путешествия по
Всемирной паутине.
|
|
04.04
|
|
29
|
Практическая
работа № 18 «Компьютерные сети»
|
Формирование
запросов на поиск информации в сети по ключевым словам, адекватным решаемой
задаче.
|
Уметь формировать
запросы на поиск информации в сети по ключевым словам, адекватным решаемой
задаче.
|
|
11.04
|
|
30
|
Контрольная
работа по теме «Сетевые технологии»
|
Каналы связи и
их основные характеристики.
Возможности и
преимущества сетевых технологий. Локальные сети. Топологии локальных сетей.
Глобальная
сеть. Адресация в Интернете. Протоколы обмена. Протокол передачи данных
TCP/IP. Аппаратные и программные средства организации компьютерных сетей.
Информационные
сервисы сети Интернет. Поисковые информационные системы.
|
Знать виды каналов
связи, их основные характеристики; возможности и преимущества сетевых технологий;
особенности и топологию локальных и глобальных сетей; адресацию и протоколы
обмена и передачи данных; информационные сервисы сети Интернет; способы и
механизмы организация поиска информации.
|
|
18.04
|
|
31
|
Практическая
работа № 19 «Компьютерные сети»
|
Разработка
Web-сайта на заданную тему. Знакомство с инструментальными средствами
создания Web-сайтов. Форматирование текста и размещение графики.
|
Уметь
форматировать текст и размещать графику при создании web-сайта.
|
|
25.04
|
|
32
|
Практическая
работа № 20 «Компьютерные сети»
|
Гиперссылки на
Web-страницах. Тестирование и публикация Web-сайта.
|
Уметь
организовывать гипертекстовый документ на страницах сайта; тестировать сайт и
размещать в сети.
|
|
02.05
|
|
33
34
|
Повторение
|
Решение задач из
ЕГЭ
Решение задач
из ЕГЭ
|
|
|
16.05
23.05
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.