Пояснительная
записка.
Рабочая программа по информатике и ИКТ для базового уровня составлена на основе:
1.
Федерального закона «Об образовании в
Российской Федерации» № 273 – ФЗ от 29.12.2012 г.
2.
Государственного стандарта начального
общего, основного общего и среднего общего образования. Приказ Министерства
образования РФ от 05.03.2004 г. № 1089.
3.
Основной образовательной программы СОО
МБОУ «Бичурская СОШ № 5».
4.
Базисного учебного плана
общеобразовательных учреждений Российской Федерации, утвержденного приказом
Министерства образования РФ № 1312 от 09.03.2004 г.
5.
Примерной программы среднего общего
образования по курсу «Информатика и ИКТ» на базовом уровне (утверждена приказом
Минобразования России от 09.03.2004 г. № 1312).
6.
Авторской программы базового уровня в
старшей школе Н.Д. Угриновича, изданной в сборнике
«Информатика. Программы для общеобразовательных учреждений 2-11 классы /
Составитель М.Н. Бородин. М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010 г.
7.
Положения о рабочей программе МБОУ
«Бичурская СОШ № 5».
8.
Федерального перечня
учебников, рекомендованных министерством образования Российской Федерации к
использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях на
2019 – 2020 учебный год.
Данная рабочая программа рассчитана на учащихся, освоивших
базовый курс информатики и ИКТ в основной школе.
Цели
программы:
·
освоение системы базовых знаний,
отражающих вклад информатики в формирование современной научной картины мира,
роль информационных процессов в обществе, биологических и технических системах;
·
овладение умениями применять,
анализировать, преобразовывать информационные модели реальных объектов и
процессов, используя при этом информационные и коммуникационные технологии
(ИКТ), в том числе при изучении других школьных дисциплин;
·
развитие познавательных интересов,
интеллектуальных и творческих способностей путем освоения и использования
методов информатики и средств ИКТ при изучении различных учебных предметов;
·
воспитание ответственного отношения к
соблюдению этических и правовых норм информационной деятельности;
·
приобретение опыта использования
информационных технологий в индивидуальной и коллективной учебной и
познавательной, в том числе проектной деятельности.
Основная задача
базового уровня старшей школы состоит в изучении общих закономерностей
функционирования, создания и применения информационных систем,
преимущественно автоматизированных. С точки
зрения содержания это позволяет развить основы системного видения мира,
расширить возможности информационного моделирования, обеспечив тем самым
значительное расширение и углубление межпредметных связей информатики с другими
дисциплинами. С точки зрения деятельности,
это дает возможность сформировать методологию использования основных
автоматизированных информационных систем в решении конкретных задач, связанных
с анализом и представлением основных информационных процессов.
Преподавание курса ориентировано на
использование учебного и программно-методического комплекса, в который входят:
·
Угринович Н.Д. Информатика и ИКТ: учебник
для 10 класса / Н.Д. Угринович. – М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012»;
·
«Информатика и ИКТ» в основной и старшей
школе.8-11 классы: методическое пособие / Н.Д. Угринович– М.: БИНОМ.
Лаборатория знаний, 2012;
·
комплект цифровых образовательных
ресурсов.
Программа рассчитана на 1 ч. в неделю, всего – 35 часов.
Программой
предусмотрено проведение: количество
практических работ компьютероного практикума – 26, количество контрольных работ
- 3.
Учебно-тематическое
планирование.
№
|
Название
главы
|
Количество
часов
|
1
|
Информация
и информационные процессы.
|
1
|
2
|
Информационные
технологии.
|
16
|
3
|
Коммуникационные технологии.
|
16
|
4
|
Повторение.
|
2
|
|
Итого:
|
35
|
Содержание
тем учебного курса.
Введение. Информация и
информационные процессы (1 ч.)
Информация в неживой и
живой природе. Информационные процесс в технике. Количество информации. Единицы
измерения количества информации.
Информационные технологии
(16 ч.)
Кодирование и обработка
текстовой информации. Кодирование текстовой
информации. Создание документов в текстовых редакторах. Форматирование
документов в текстовых редакторах. Компьютерные словари и системы компьютерного
перевода текстов. Системы оптического распознавания документов. Сканирование
бумажного и распознавание электронного текстового документа.
Кодирование и обработка графической
информации. Кодирование
и обработка графической информации. Аналоговый и дискретный способы
представления графической информации. Пространственная дискретизация.
Кодирование цвета точки. Системы цветопередачи. Растровая графика. Растровые
графические редакторы. Инструменты рисования растровых графических редакторов.
Рисование графических примитивов. Операции копирования, перемещения и
удаления. Палитра цветов. Геометрические преобразования. Форматы растровых
графических файлов. GIF-анимация. Векторная
графика. Рисование с использованием векторных
графических редакторов. Видимость, заливка, прозрачность, группировка,
выравнивание объектов. Системы компьютерного черчения. Форматы векторных
графических файлов. Флэш-анимация.
Кодирование звуковой
информации. Временная дискретизация звука. Глубина кодирования. Частота
дискретизации. Качество оцифрованного звука. Звуковые редакторы.
Компьютерные презентации.
Дизайн презентации. Макеты слайдов. Заполнение
слайдов. Анимация и звук в процессе смены слайдов, в процессе появления
объектов на слайде. Демонстрация презентации.
Кодирование и обработка
числовой информации. Представление числовой
информации с помощью систем счисления. Непозиционные и позиционные системы
счисления. Столбцы, строки, ячейки. Диапазон ячеек. Основные типы и форматы
данных. Электронные таблицы. Относительные, абсолютные и смешанные ссылки. Ряд данных. Построение диаграмм и графиков. Типы
диаграмм. Диапазон исходных данных. Категории.
Оформление диаграммы. Область построения диаграммы. Название диаграммы и
название осей. Легенда.
Практические
работы:
Практическая работа 1.1.
Кодировки русских букв
Практическая работа 1.2.
Создание и форматирование документа
Практическая работа 1.3.
Перевод с помощью онлайновых словаря и переводчика Практическая
работа 1.4. Сканирование «бумажного» и распознавание электронного
текстового документа
Практическая работа 1.5.
Кодирование графической информации
Практическая работа 1.6.
Растровая графика
Практическая работа 1.7.
Трехмерная векторная графика
Практическая работа 1.8.
Выполнение геометрических построений в системе компьютерного черчения КОМПАС
Практическая работа 1.9.
Создание Flash-анимации
Практическая работа 1.10.
Создание и редактирование оцифрованного звука
Практическая работа 1.11.
Разработка мультимедийной интерактивной презентации «Устройство компьютера»
Практическая работа 1.12.
Разработка презентации «История развития ВТ»
Практическая работа 1.13.
Перевод чисел из одной системы счисления в другую с помощью калькулятора
Практическая работа 1.14.
Относительные, абсолютные и смешанные ссылки в электронных таблицах.
Практическая работа 1.15.
Построение диаграмм различных типов.
Коммуникационные
технологии (16 ч.)
Локальные
компьютерные сети. Одноранговые локальные сети. Сеть на основе сервера.
Объединение сегментов сети в единую локальную сеть. Аппаратное и программное
обеспечение проводных и беспроводных сетей. Глобальная компьютерная сеть
Интернет. IP-адрес.
Доменная система имен. Протокол передачи данных. Подключение к Интернету. Интернет-провайдеры.
ADS-подключение
по телефонной линии. Подключение компьютера к Интрнету с использованием
мобильного телефона. Подключение к Интернету с мобильного телефона.
Беспроводное подключение. Подключение по локальной сети. Подключение по
оптоволоконной линии. Подключение по спутниковому каналу. Всемирная паутина. Технология
WWW. Язык
разметки гипертекста. Flash-технология.
Web-сайт.
Интернет-портал. Браузеры – средство доступа к информационным ресурсам Всемирной
паутины. Сохранение Web-страниц. Электронная
почта.
Возможности электронной почты. Адрес электронной почты. Почтовые программы.
Функционирование электронной почты. Почтовые черви. Спам и защита от спама с
использованием правил для сообщений. Web-почта. Общение в Интернете в
реальном времени. Серверы общения в реальном времени. Общение в реальном
времени с помощью системы мгновенных сообщений. Интернет-телефония. SMS- и MMS-сообщения.
Файловые архивы. Серверы
файловых архивов. Протоколы передач файлов. Специализированные менеджеры
загрузки файлов. Радио, телевидение и Web-камеры в Интернете. Технология
потоковой передачи звука и видео. Интернет-радио. Интернет-телевидение. Web-камеры. Геоинформационные
системы в Интернете. Географические информационные системы. Интерактивные карты
в Интернете. Картографический ресурс. Спутниковая навигация. Поиск информации в
Интернете. Поисковые системы общего назначения. Специализированные поисковые
системы. Электронная коммерция в Интернете. Хостинг. Реклама. Доски объявлений.
Интернет-аукционы. Интернет-магазины. Библиотеки, энциклопедии и словари в
Интернете. Основы языка разметки гипертекста.
Структура HTML-кода Web-страницы.
Шрифт. Форматирование текста. Вставка изображения. Гиперссылка.
Практические работы:
Практическая работа 2.1.
Предоставление общего доступа к принтеру в локальной сети.
Практическая работа 2.2. Создание
подключения к Интернету
Практическая работа 2.3.
Подключения к Интернету и определение IP-адреса
Практическая работа 2.4. Настройка
браузера
Практическая работа 2.5. Работа с
электронной почтой
Практическая работа 2.6. Общение в
реальном времени в глобальной и локальных компьютерных сетях
Практическая работа 2.7. Работа с
файловыми архивами
Практическая работа 2.8.
Геоинформационные системы в Интернете
Практическая работа 2.9. Поиск в
Интернете
Практическая работа 2.10. Заказ в
Интернет-магазине
Практическая работа
2.11. Разработка сайта с использованием Web-редактора.
Повторение (2ч.)
Требования
к уровню подготовки обучающихся.
В
результате изучения информатики и ИКТ на базовом уровне ученик должен
знать/понимать
·
понятия: информация, информатика;
·
виды информационных процессов; примеры
источников и приемников информации;
·
единицы измерения количества информации,
скорости передачи информации и соотношения между ними;
·
сущность алфавитного подхода к измерению
информации
·
назначение и функции используемых
информационных и коммуникационных технологий;
·
представление числовой, текстовой,
графической, звуковой информации в компьютере;
·
понятия: компьютерная сеть, глобальная
сеть, электронная почта, чат, форум, www,
Web-страница,
Web-сервер,
Web-сайт,
URL-адрес,
HTTP-протокол,
поисковая система, геоинформационная система;
·
назначение коммуникационных и
информационных служб Интернета;
уметь
·
решать задачи на измерение информации,
заключенной в тексте, с позиций алфавитного подхода, рассчитывать объем информации,
передаваемой по каналам связи, при известной скорости передачи;
·
выполнять пересчет количества информации и
скорости передачи информации в разные единицы;
·
представлять числовую информацию в
двоичной системе счисления, производить арифметические действия над числами в
двоичной системе счисления;
·
создавать информационные объекты, в том
числе: компьютерные презентации на основе шаблонов, текстовые документы с
форматированием данных, электронные таблица, графические объекты, простейшие Web-страницы;
·
искать информацию с применением правил
поиска (построения запросов) в компьютерных сетях, некомпьютерных источниках
информации (справочниках и словарях, каталогах, библиотеках) при выполнении
заданий и проектов по различным учебным дисциплинам;
·
пользоваться персональным компьютером и
его периферийным оборудованием (принтером, сканером, модемом, мультимедийным
проектором, цифровой камерой, цифровым датчиком); следовать требованиям техники
безопасности, гигиены, эргономики и ресурсосбережения при работе со средствами
информационных и коммуникационных технологий.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.