Рабочая
программа
по
информатике для 9 класса
Всего
35 часов, 1 час в неделю
Учитель
информатики высшей кв. категории Чистова О.В.
Программа: Рабочая программа составлена на
основе программы по информатике для основной школы (авторы Л.Л. Босова, А.Ю.
Босова; издательство «БИНОМ. Лаборатория знаний»)
Учебник: ФГОС «Информатика» для 9 класса
Авторы: Л.Л. Босова, А.Ю. Босова, 6-е
издание Москва БИНОМ. Лаборатория знаний, 2017
Планируемые
результаты освоения информатики в 9 классе
Личностные
результаты:
·
наличие
представлений об информации как важнейшем стратегическом ресурсе развития
личности, государства, общества;
·
понимание
роли информационных процессов в современном мире;
·
владение
первичными навыками анализа и критичной оценки получаемой информации;
·
ответственное
отношение к информации с учетом правовых и этических аспектов ее
распространения;
·
развитие
чувства личной ответственности за качество окружающей информационной среды;
·
способность
увязать учебное содержание с собственным жизненным опытом, понять значимость подготовки
в области информатики и ИКТ в условиях развития информационного общества;
·
готовность
к повышению своего образовательного уровня и продолжению обучения с
использованием средств и методов информатики и ИКТ;
·
способность
и готовность к общению и сотрудничеству со сверстниками и взрослыми в процессе
образовательной, общественно-полезной, учебно-исследовательской, творческой
деятельности;
·
способность
и готовность к принятию ценностей здорового образа жизни за счет знания
основных гигиенических, эргономических и технических условий безопасной
эксплуатации средств ИКТ.
Метапредметные
результаты:
·
владение
общепредметными понятиями «объект», «система», «модель», «алгоритм»,
«исполнитель» и др.;
·
владение
информационно-логическими умениями: определять понятия, создавать обобщения,
устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и
критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить
логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии)
и делать выводы;
·
владение
умениями самостоятельно планировать пути достижения целей; соотносить свои
действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности,
определять способы действий в рамках предложенных условий, корректировать свои
действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; оценивать правильность
выполнения учебной задачи;
·
владение
основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного
выбора в учебной и познавательной деятельности;
·
владение
основными универсальными умениями информационного характера: постановка и
формулирование проблемы; поиск и выделение необходимой информации, применение
методов информационного поиска; структурирование и визуализация информации;
выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных
условий; самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем
творческого и поискового характера;
·
владение
информационным моделированием как основным методом приобретения знаний: умение
преобразовывать объект из чувственной формы в пространственно-графическую или
знаково-символическую модель; умение строить разнообразные информационные
структуры для описания объектов; умение «читать» таблицы, графики, диаграммы,
схемы и т.д., самостоятельно перекодировать информацию из одной знаковой
системы в другую; умение выбирать форму представления информации в зависимости
от стоящей задачи, проверять адекватность модели объекту и цели моделирования;
·
ИКТ-компетентность
– широкий спектр умений и навыков использования средств информационных и
коммуникационных технологий для сбора, хранения, преобразования и передачи
различных видов информации, навыки создания личного информационного
пространства (обращение с устройствами ИКТ; фиксация изображений и звуков;
создание письменных сообщений; создание графических объектов; создание
музыкальных и звуковых сообщений; создание, восприятие и использование
гипермедиасообщений; коммуникация и социальное взаимодействие; поиск и
организация хранения информации; анализ информации).
Предметные
результаты:
·
формирование
представления об основных изучаемых понятиях: информация, алгоритм, модель – и
их свойствах;
·
развитие
алгоритмического мышления, необходимого для профессиональной деятельности в
современном обществе; развитие умений составить и записать алгоритм для
конкретного исполнителя; формирование знаний об алгоритмических конструкциях,
логических значениях и операциях; знакомство с одним из языков программирования
и основными алгоритмическими структурами — линейной, условной и циклической;
·
формирование
умений формализации и структурирования информации, умения выбирать способ представления
данных в соответствии с поставленной задачей — таблицы, схемы, графики,
диаграммы, с использованием соответствующих программных средств обработки
данных;
·
формирование
навыков и умений безопасного и целесообразного поведения при работе с компьютерными
программами и в Интернете, умения соблюдать нормы информационной этики и права.
Содержание
учебного предмета информатики
Структура
содержания общеобразовательного предмета (курса) информатики в 9 классе
основной школы может быть определена следующими укрупнёнными тематическими
блоками (разделами):
Тема 1.
Моделирование и формализация (9 часов)
Понятия
натурной и информационной моделей
Виды
информационных моделей (словесное описание, таблица, график, диаграмма,
формула, чертёж, граф, дерево, список и др.) и их назначение. Модели в
математике, физике, литературе, биологии и т.д. Использование моделей в практической
деятельности. Оценка адекватности модели моделируемому объекту и целям
моделирования.
Компьютерное
моделирование. Примеры использования компьютерных моделей при решении
научно-технических задач.
Реляционные
базы данных Основные понятия, типы данных, системы управления базами данных и
принципы работы с ними. Ввод и редактирование записей. Поиск, удаление и
сортировка данных.
Выпускник научится:
·
анализировать
информационные модели (таблицы, графики, диаграммы, схемы и др.);
·
строить
простые информационные модели объектов и процессов из различных предметных областей
с использованием типовых средств (таблиц, графиков, диаграмм, формул и пр.),
оценивать адекватность построенной модели объекту-оригиналу и целям
моделирования;
·
осуществлять
поиск информации в готовой базе данных.
Выпускник получит
возможность:
·
углубить
и развить представления о современной научной картине мира, об информации как одном
из основных понятий современной науки, об информационных процессах и их роли в
современном мире;
·
сформировать
представление о моделировании как методе научного познания; о компьютерных моделях
и их использовании для исследования объектов окружающего мира;
·
познакомиться
с примерами использования графов и деревьев при описании реальных объектов и
процессов
·
научиться
строить математическую модель задачи – выделять исходные данные и результаты,
выявлять соотношения между ними.
Тема 2.
Алгоритмизация и программирование (8 часов)
Этапы
решения задачи на компьютере.
Конструирование
алгоритмов: разбиение задачи на подзадачи, понятие вспомогательного алгоритма.
Вызов вспомогательных алгоритмов. Рекурсия.
Управление,
управляющая и управляемая системы, прямая и обратная связь. Управление в живой
природе, обществе и технике.
Выпускник научится:
·
исполнять
алгоритмы c ветвлениями, записанные на алгоритмическом языке;
·
понимать
правила записи и выполнения алгоритмов, содержащих цикл с параметром или цикл
с условием продолжения работы;
·
определять
значения переменных после исполнения простейших циклических алгоритмов, записанных
на алгоритмическом языке;
·
разрабатывать
и записывать на языке программирования короткие алгоритмы, содержащие базовые
алгоритмические конструкции.
Выпускник получит
возможность научиться:
·
подсчитывать
количество тех или иных символов в цепочке символов, являющейся результатом работы
алгоритма;
·
по
данному алгоритму определять, для решения какой задачи он предназначен;
·
исполнять
записанные на алгоритмическом языке циклические алгоритмы обработки одномерного
массива чисел (суммирование всех элементов массива; суммирование элементов
массива с определёнными индексами; суммирование элементов массива, с заданными
свойствами; определение количества элементов массива с заданными свойствами;
поиск наибольшего/ наименьшего элементов массива и др.);
·
разрабатывать
в среде формального исполнителя короткие алгоритмы, содержащие базовые алгоритмические
конструкции;
·
разрабатывать
и записывать на языке программирования эффективные алгоритмы, содержащие
базовые алгоритмические конструкции.
Тема 3. Обработка
числовой информации (6 часов)
Электронные
таблицы. Использование формул. Относительные, абсолютные и смешанные ссылки.
Выполнение расчётов. Построение графиков и диаграмм. Понятие о сортировке
(упорядочивании) данных.
Выпускник
научится:
·
использовать
основные приёмы обработки информации в электронных таблицах;
·
работать
с формулами;
·
визуализировать
соотношения между числовыми величинами.
Ученик получит
возможность:
·
научиться
проводить обработку большого массива данных с использованием средств электронной
таблицы;
·
сформировать
понимание принципов действия различных средств информатизации, их возможностей,
технических и экономических ограничений.
Тема 4.
Коммуникационные технологии (10 часов)
Локальные
и глобальные компьютерные сети. Интернет. Скорость передачи информации. Пропускная
способность канала. Передача информации в современных системах связи.
Взаимодействие
на основе компьютерных сетей: электронная почта, чат, форум, телеконференция,
сайт. Информационные ресурсы компьютерных сетей: Всемирная паутина, файловые
архивы.
Технологии
создания сайта. Содержание и структура сайта. Оформление сайта. Размещение сайта
в Интернете.
Базовые
представления о правовых и этических аспектах использования компьютерных программ
и работы в сети Интернет.
Выпускник
научится:
·
основам
организации и функционирования компьютерных сетей;
·
составлять
запросы для поиска информации в Интернете;
Ученик получит
возможность:
·
расширить
представления о компьютерных сетях распространения и обмена информацией, об
использовании информационных ресурсов общества с соблюдением соответствующих
правовых и этических норм, требований информационной безопасности;
·
научиться
оценивать возможное количество результатов поиска информации в Интернете, полученных
по тем или иным запросам.
·
познакомиться
с подходами к оценке достоверности информации (оценка надёжности источника,
сравнение данных из разных источников и в разные моменты времени и т. п.);
·
закрепить
представления о требованиях техники безопасности, гигиены, эргономики и ресурсосбережения
при работе со средствами информационных и коммуникационных технологий.
Тематическое
планирование 8 класс:
Тема
|
Количество часов по программе
|
Тема
1. Моделирование
и формализация
|
9
часов
|
Тема
2. Алгоритмизация
и программирование
|
8
часов
|
Тема
3. Обработка
числовой информации
|
6
часов
|
Тема
4. Коммуникационные
технологии
|
10
часов
|
Итоговое
повторение
|
2
|
Всего
|
35
|
График
контрольных и тестовых работ:
№
п/п
|
Название
контрольных и тестовых работ
|
Время
проведение работы
|
1.
|
Практическая
(контрольная) работа по теме «Моделирование и формализация»
|
19.11.18-24.11.18
|
2.
|
Практическая
(контрольная) работа по теме «Алгоритмизация и программирование»
|
24.12.18-29.12.18
|
3.
|
Практическая
(контрольная) работа по теме «Обработка числовой информации»
|
28.01.19-02.02.19
|
4.
|
Практическая
(контрольная) работа по теме «Коммуникационные технологии »
|
20.05.19-25.05.19
|
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.