Муниципальное
бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа с
углубленным изучением отдельных предметов №2»
УТВЕРЖДАЮ
Директор
МБОУ «СОШ с УИОП №2»
_________________ Е.А. Голева
« 30» августа 2017 г
Рабочая программа
по химии
8 «Б» класс
(базовое изучение)
Составитель: Быстрова Ольга Владимировна
учитель химии
первой квалификационной категории
2017-2018
учебный год
1. Пояснительная записка.
Рабочая программа учебного предмета «Химия» составлена на основе
основной образовательной программы основного общего образования МБОУ «Средняя
общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов №2»
Рабочая программа по биологии ориентирована на обучающихся 8-х классов.
Уровень изучения предмета – базовый. Тематическое планирование рассчитано на 2
учебный часа в неделю, что составляет 68 учебных часов в год.
В системе предметов общеобразовательной школы курс химии представлен в
предметной области «Естественнонаучные предметы». Назначение
предмета «Химии» в основной школе состоит в том, чтобы обеспечить:
- формирование
первоначальных систематизированных представлений о веществах, их
превращениях и практическом применении; овладение понятийным аппаратом и
символическим языком химии;
- овладение
основами химической грамотности: способностью анализировать и объективно
оценивать жизненные ситуации, связанные с химией, навыками безопасного
обращения с веществами, используемыми в повседневной жизни; умением
анализировать и планировать экологически безопасное поведение в целях
сохранения здоровья и окружающей среды;
- формирование
умений устанавливать связи между реально наблюдаемыми химическими
явлениями и процессами, происходящими в микромире, объяснять причины
многообразия веществ, зависимость их свойств от состава и строения, а
также зависимость применения веществ от их свойств;
- приобретение
опыта использования различных методов изучения веществ: наблюдения
за их превращениями при проведении несложных химических экспериментов с
использованием лабораторного оборудования и приборов;
- формирование
представлений о значении химической науки в решении современных
экологических проблем, в том числе в предотвращении
техногенных и экологических катастроф.
Для обучения Химии обучающихся 8-х в МБОУ «Средняя общеобразовательная
школа с углубленным изучением отдельных предметов №2» выбрана содержательная
линия О.С.Габриеляна. «Химия 8 класс». Главные особенности
учебно-методического комплекта (УМК) по биологии состоят в том, что они
обеспечивают:
-
последовательное изложение теории
с привлечением большого числа примеров, способствующее эффективной организации
учебного процесса;
-
создание условий для глубокого
усвоения учащимися теории и развитие познавательных мотивов, направленных на
получение знаний о живой природе; познавательных качеств личности, связанных с
овладением методами изучения природы, формированием интеллектуальных и
практических умений благодаря взаимосвязи и взаимопроникновению
содержательно-методических линий курса;
-
обеспечение усвоения основных
теоретических знаний и формирования необходимых умений и навыков для овладения
научным подходом к решению различных задач;
-
выделение заданий обязательного
уровня в каждом пособии, входящем в УМК.
Промежуточная
аттестация проводится в форме тестов и контрольных
работ.
Количество
практических работ.
I
четверть
|
II
четверть
|
III
четверть
|
IV
четверть
|
ВСЕГО
|
0
|
0
|
3
|
1
|
4
|
Количество
контрольных работ.
I
четверть
|
II
четверть
|
III
четверть
|
IV
четверть
|
ВСЕГО
|
1
|
1
|
2
|
1
|
5
|
2.Планируемые результаты освоения учебного предмета.
Обучающийся научится:
• описывать свойства твёрдых, жидких,
газообразных веществ, выделяя их существенные признаки;
• характеризовать вещества по составу, строению и свойствам,
устанавливать причинно-следственные связи между данными характеристиками вещества;
• раскрывать смысл основных химических понятий «атом», «молекула»,
«химический элемент», «простое вещество», «сложное вещество», «валентность»,
используя знаковую систему химии;
• изображать состав простейших веществ с помощью химических формул и
сущность химических реакций с помощью химических уравнений;
• вычислять относительную молекулярную и молярную массы веществ, а также
массовую долю химического элемента в соединениях для оценки их практической
значимости;
• сравнивать по составу оксиды, основания, кислоты, соли;
• классифицировать оксиды и основания по свойствам, кислоты и соли по
составу;
• описывать состав, свойства и значение (в природе и практической
деятельности человека) простых веществ — кислорода и водорода;
• давать сравнительную характеристику химических элементов и важнейших
соединений естественных семейств щелочных металлов и галогенов;
• пользоваться лабораторным оборудованием и химической посудой;
• проводить несложные химические опыты и наблюдения за изменениями
свойств веществ в процессе их превращений; соблюдать правила техники
безопасности при проведении наблюдений и опытов;
• различать экспериментально кислоты и щёлочи, пользуясь индикаторами;
осознавать необходимость соблюдения мер безопасности при обращении с кислотами
и щелочами.
Обучающийся получит возможность научиться:
• грамотно обращаться с веществами в повседневной жизни;
• осознавать необходимость соблюдения правил экологически безопасного
поведения в окружающей природной среде;
• понимать смысл и необходимость соблюдения предписаний, предлагаемых в
инструкциях по использованию лекарств, средств бытовой химии и др.;
• использовать приобретённые ключевые компетентности при выполнении
исследовательских проектов по изучению свойств, способов получения и
распознавания веществ;
• развивать коммуникативную компетентность, используя средства устной и
письменной коммуникации при работе с текстами учебника и дополнительной
литературой, справочными таблицами, проявлять готовность к уважению иной точки
зрения при обсуждении результатов выполненной работы;
• объективно оценивать информацию о веществах и химических процессах,
критически относиться к псевдонаучной информации, недобросовестной рекламе,
касающейся использования различных веществ.
3.Содержание учебного
предмета.
Введение.
Предмет химии.
Вещества. Превращения веществ. Роль химии в жизни человека. Краткие сведения по истории развития химии.
Основоположники отечественной химии. Знаки (символы) химических элементов.
Таблица Д. И. Менделеева. Химические формулы. Относительная атомная и молекулярная
массы. Массовая доля элемента в соединении
Лабораторные
опыты.
1. Сравнение свойств
твердых кристаллических веществ и растворов.
2. Сравнение скорости испарения
воды, одеколона и этилового спирта с фильтровальной бумаги.
Тема 1. Атомы химических элементов
Основные
сведения о строении атомов. Состав атомных ядер: протоны и нейтроны.
Изотопы Электроны. Строение электронных оболочек атомов элементов № 1 — 20 в
таблице Д. И. Менделеева. Металлические и неметаллические свойства элементов.
Изменение свойств химических элементов по группам и периодам. Ионная химическая
связь. Ковалентная неполярная химическая связь. Электроотрицательность.
Ковалентная полярная химическая. Металлическая химическая связь.
Контрольная
работа №1 «Атомы химических элементов»
Лабораторные
опыты. 3.
Моделирование принципа действия сканирующего микроскопа. 4. Изготовление
моделей молекул бинарных соединений. 5. Изготовление модели, иллюстрирующей свойства
металлической связи.
Тема 2. Простые вещества.
Простые
вещества-металлы Простые вещества-неметаллы, их сравнение с металлами.
Аллотропия. Количество вещества. Молярный объем газообразных вещест.в
Решение задач с использованием понятий «количество вещества», «постоянная
Авогадро», «молярная масса», «молярный объем газов»
Контрольная
работа №2 «Простые вещества».
Лабораторные
опыты.
6. Ознакомление с коллекцией металлов.
7. Ознакомление с коллекцией неметаллов.
Тема 3. Соединения химических
элементов
Степень
окисления. Основы номенклатуры бинарных соединений. Оксиды Основания.
Кислоты. Соли как производные кислот и оснований. . Аморфные и кристаллические
вещества. Чистые вещества и смеси. Массовая и объемная доли компонентов в
смеси. Расчеты, связанные с понятием «доля». Обобщение и систематизация
знаний по теме «Соединения химических элементов».
Контрольная
работа №3 «Соединения химических
элементов»
Лабораторные
опыты.
8. Ознакомление с коллекцией оксидов.
9. Ознакомление со свойствами
аммиака.
10. Качественная реакция на
углекислый газ.
11. Определение pH растворов кислоты,
щелочи и воды.
12. Определение pH лимонного и
яблочного соков на срезе плодов.
13. Ознакомление с коллекцией
солей.
14. Ознакомление с коллекцией
веществ с разным типом кристаллической решетки. Изготовление моделей
кристаллических решеток.
15. Ознакомление с образцом горной
породы.
Тема 4. Изменения, происходящие с
веществами.
Физические
явления. Разделение смесей. Химические явления. Условия и признаки протекания
химических реакций. Закон сохранения массы веществ. Химические уравнения.
Расчеты по химическим уравнениям. Реакции разложения. Понятие о скорости химической реакции и
катализаторах.
Реакции
соединения. Цепочки переходов. Реакции замещения. Ряд активности металлов.
Реакции
обмена. Правило Бертолле. Типы
химических реакций на примере свойств воды. Понятие о гидролизе.
Контрольная
работа № 4 «Изменения, происходящие с веществами»
Лабораторные
опыты.
16. Прокаливание
меди в пламени спиртовки.
17. Замещение меди в растворе
хлорида меди (II) железом.
Тема 5. Практикум 1. Простейшие
операции с веществом.
1. Правила техники безопасности при
работе в химическом кабинете. Приемы обращения с лабораторным оборудованием и
нагревательными приборами
2. Признаки химических реакций.
3. Приготовление раствора сахара и
расчет его массовой доли в растворе.
Тема 6. Растворение. Растворы. Свойства
растворов электролитов.
Растворение
как физико-химический процесс. Растворимость. Типы растворов . Электролитическая
диссоциация. Основные положения теории электролитической диссоциации.
Ионные уравнения реакций . Кислоты: классификация и свойства в свете. Основания:
классификация и свойства в свете ТЭД . Оксиды: классификация и свойства. Соли: классификация и свойства в
свете ТЭД. Генетическая связь между классами неорганических веществ.
Контрольная
работа №5 «Растворение. Растворы. Свойства растворов электролитов»
Классификация
химических реакций. Окислительно-восстановительные реакции. Свойства изученных
классов веществ в свете окислительно-восстановительных реакций.
Лабораторные
опыты.
18. Взаимодействие растворов
хлорида натрия и нитрата серебра.
19. Получение нерастворимого гидроксида
и взаимодействие его с кислотами.
20. Взаимодействие кислот с
основаниями.
21. Взаимодействие кислот с
оксидами металлов.
22. Взаимодействие кислот с
металлами.
23. Взаимодействие кислот с
солями.
24. Взаимодействие щелочей с кислотами.
25. Взаимодействие щелочей с
оксидами неметаллов. Взаимодействие щелочей с солями.
27. Получение и свойства
нерастворимых оснований.
28. Взаимодействие основных оксидов
с кислотами.
29. Взаимодействие основных оксидов
с водой.
30. Взаимодействие кислотных
оксидов с щелочами.
31. Взаимодействие кислотных
оксидов с водой.
32. Взаимодействие солей с
кислотами.
33. Взаимодействие солей со
щелочами.
34. Взаимодействие солей с солями.
35. Взаимодействие растворов солей
с металлами.
Тема 7. Практикум 2. Свойства
растворов электролитов.
4. Решение экспериментальных
задач.
4.Календарно-тематическое планирование.
№
урока
|
Содержание
материала
|
Кол-во часов
|
Сроки проведения
|
по плану
|
факти-чески
|
по плану
|
факти-чески
|
I четверть (18 ч.) Введение (4ч.)
|
1/1
|
Вводный ИОТ-001-2015. Предмет химии. Вещества и их свойства.
|
1
|
|
|
|
2/2
|
Превращения
веществ. Роль химии в жизни
человека. Краткие сведения
по истории развития химии. Основоположники отечественной химии
|
1
|
|
|
|
3/3
|
Знаки (символы) химических
элементов. Таблица Д. И. Менделеева
|
1
|
|
|
|
4/4
|
Химические формулы. Относительная
атомная и молекулярная массы. Массовая доля элемента в соединении
|
1
|
|
|
|
ТЕМА
1. Атомы химических элементов (9ч.)
|
5/1
|
Основные сведения о строении
атомов. Состав атомных ядер: протоны и нейтроны. Изотопы
|
1
|
|
|
|
6/2
|
Электроны. Строение электронных
оболочек атомов элементов № 1 — 20 в таблице Д. И. Менделеева
|
1
|
|
|
|
7/3
|
Металлические и неметаллические
свойства элементов. Изменение свойств химических элементов по группам и
периодам
|
1
|
|
|
|
8/4
|
Ионная химическая связь
|
1
|
|
|
|
9/5
|
Ковалентная неполярная химическая
связь
|
1
|
|
|
|
10/6
|
Электроотрицательность.
Ковалентная полярная химическая связь
|
1
|
|
|
|
11/7
|
Металлическая химическая
связь
|
1
|
|
|
|
12/8
|
Обобщение и систематизация
знаний по теме «Атомы химических элементов»
|
1
|
|
|
|
13/9
|
Контрольная работа №1 по теме «Атомы химических элементов»
|
1
|
|
|
|
Тема 2.
Простые вещества (7ч.)
|
14/1
|
Простые вещества-металлы
|
1
|
|
|
|
15/2
|
Простые вещества-неметаллы,
их сравнение с металлами. Аллотропия
|
1
|
|
|
|
16/3
|
Количество вещества
|
1
|
|
|
|
17/4
|
Молярный объем газообразных
веществ
|
1
|
|
|
|
18/5
|
Решение задач с использованием
понятий «количество вещества», «постоянная Авогадро», «молярная масса»,
«молярный объем газов»
|
1
|
|
|
|
II четверть (14ч.)
|
19/6
|
Обобщение и систематизация
знаний по теме «Простые вещества»
|
1
|
|
|
|
20/7
|
Контрольная работа № 2 по теме «Простые вещества»
|
1
|
|
|
|
Тема 3.
Соединения химических элементов (14 ч.)
|
21/1
|
Степень окисления.
|
1
|
|
|
|
22/2
|
Составление формул бинарных
соединений.
|
1
|
|
|
|
23/3
|
Основы номенклатуры бинарных
соедине-ний.
|
1
|
|
|
|
24/4
|
Оксиды
|
1
|
|
|
|
25/5
|
Основания
|
1
|
|
|
|
26/6
|
Кислоты
|
1
|
|
|
|
27/7
|
Соли как производные кислот
|
1
|
|
|
|
28/8
|
Обобщение знаний о классификации
сложных веществ
|
1
|
|
|
|
29/9
|
Аморфные и кристаллические
вещества
|
1
|
|
|
|
30/10
|
Чистые вещества и смеси.
|
1
|
|
|
|
31/11
|
Массовая и объемная доли
компонентов в смеси.
|
|
|
|
|
32/12
|
Расчеты, связанные с
понятием «доля».
|
1
|
|
|
|
III четверть (20ч.)
|
33/13
|
Повторный ИОТ. Обобщение и систематизация
знаний по теме «Соединения химических элементов»
|
1
|
|
|
|
34/14
|
Контрольная работа № 3 по теме «Соединения химических элементов»
|
1
|
|
|
|
Тема 4.
Изменения, происходящие с веществами (12ч.)
|
35/1
|
Физические явления.
Разделение смесей
|
1
|
|
|
|
36/2
|
Химические явления. Условия
и признаки протекания химических реакций
|
1
|
|
|
|
37/3
|
Закон сохранения массы веществ.
Химические уравнения
|
1
|
|
|
|
38/4
|
Составление уравнений
химических реакций.
|
1
|
|
|
|
39/5
|
Расчеты по химическим уравнениям
|
1
|
|
|
|
40/6
|
Реакции разложения. Понятие
о скорости химической реакции и катализаторах
|
1
|
|
|
|
41/7
|
Реакции соединения. Цепочки
переходов
|
1
|
|
|
|
42/8
|
Реакции замещения. Ряд
активности металлов
|
1
|
|
|
|
43/9
|
Реакции обмена. Правило
Бертолле
|
1
|
|
|
|
44/10
|
Типы химических реакций на
примере свойств воды. Понятие о гидролизе
|
1
|
|
|
|
45/11
|
Обобщение и систематизация знаний по теме
«Изменения, происходящие с веществами»
|
1
|
|
|
|
46/12
|
Контрольная работа № 4 по теме «Изменения, происходящие с веществами»
|
1
|
|
|
|
Тема 5.
Практикум 1. Простейшие операции с веществом.(3ч.)
|
47/1
|
Правила техники безопасности
при работе в химическом кабинете. Приемы обращения с лабораторным
оборудованием и нагревательными приборами
|
1
|
|
|
|
48/2
|
Признаки химических реакций
|
1
|
|
|
|
49/3
|
Приготовление раствора
сахара и определение массовой доли его в растворе
|
1
|
|
|
|
Тема 6. Растворение.
Растворы. Свойства растворов электролитов (18ч.)
|
50/1
|
Растворение как физико-химический
процесс. Растворимость. Типы растворов
|
1
|
|
|
|
51/2
|
Электролитическая диссоциация
|
1
|
|
|
|
52/3
|
Основные положения теории
электролитической диссоциации.
|
1
|
|
|
|
IV четверть (16ч.)
|
53/4
|
Ионные уравнения реакций.
|
1
|
|
|
|
54/5
|
Кислоты: классификация и
свойства в свете
|
1
|
|
|
|
55/6
|
Основания: классификация и
свойства в свете ТЭД
|
1
|
|
|
|
56/7
|
Оксиды: классификация и
свойства
|
1
|
|
|
|
57/8
|
Соли: классификация и
свойства в свете ТЭД
|
1
|
|
|
|
58/9
|
Генетическая связь между
классами неорганических веществ
|
1
|
|
|
|
59/10
|
Решение уравнений
химических реакций.
|
1
|
|
|
|
60/11
|
Обобщение и систематизация
знаний по теме «Растворение. Растворы. Свойства растворов электролитов»
|
1
|
|
|
|
61/12
|
Контрольная работа №5 по
теме «Растворение. Растворы.
Свойства растворов электролитов»
|
1
|
|
|
|
62/13
|
Классификация химических
реакций.
|
1
|
|
|
|
63/14
|
Окислительно-восстановительные
реакции
|
|
|
|
|
64/15
|
Составление окислительно-восстановительных
реакций.
|
1
|
|
|
|
65/16
|
Свойства изученных классов
веществ в свете окислительно-восстановительных реакций
|
1
|
|
|
|
66/17
|
Решение задач с
использованием массовой доли вещества в растворе.
|
1
|
|
|
|
67/18
|
Обобщение и систематизация
знаний по теме «Окислительно-восстановительные реакции»
|
1
|
|
|
|
Тема 7.
Практикум 2. Свойства растворов электролитов (1ч.)
|
68/1
|
Решение экспериментальных
задач
|
1
|
|
|
|
5. Список используемой литературы.
1.
Авторская программа О.С.Габриеляна, соответствующая Федеральному
Государственному образовательному стандарту основного общего образования и
допущенная Министерством образования и науки Российской Федерации
(О.С.Габриелян Программа курса химии для 8-9 классов общеобразовательных
учреждений / О.С.Габриелян. – М.: Дрофа, 2015г.).
2.
Габриелян, О.С. Химия. 8 класс: учеб. для общеобразовательных учреждений /О.С.
Габриелян.-2-е изд. стереотип.- М.: Дрофа, 2016.-286 с.
3.
Габриелян, О.С. Химия. 8 класс: учебник /О.С. Габриелян, В.И. Сивоглазов, С.А.
Сладков. -М.: Дрофа, 2016.-158 с. – (Навигатор).
4. Габриелян, О. С. Химия. 8 класс.: контрольные и
проверочные работы к учебнику О. С. Габриеляна «Химия. 8 / О. С. Габриелян, П.
Н. Березкин, А. А. Ушакова и др. — М.: Дрофа, 2014г.
5. Габриелян, О. С. Химия в тестах, задачах, упражнениях. 8— 9 кл. / О. С.
Габриелян, Н. П. Воскобойникова.-М.: Дрофа, 2014г.
СОГЛАСОВАНО
на заседании ШМО
учителей
естественно-
научного цикла
протокол № ___
«30» августа 2017 г
|
СОГЛАСОВАНО
Заместитель
директора
по
учебно-воспитательной работе
____________
О.Е.Соколова
«30» августа
2017 г.
|
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.