МУНИЦИПАЛЬНОЕ
АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА РОСТОВА-НА-ДОНУ
«ЛИЦЕЙ
ЭКОНОМИЧЕСКИЙ № 14»
Методическое
объединение естественно-научных дисциплин
РАССМОТРЕНО:
Руководитель
МО
____________/С.Н.
Трифонова/
Протокол
№__от_______2016г.
|
СОГЛАСОВАНО:
Председатель
МС
____________/Л.В.
Кияшко/
Протокол
№__от_______2016г.
|
Утверждаю:
директор
МАОУ «Лицей
экономический
№ 14»
___________Г.А.
Чернышева
приказ №
____от ______2016г.
|
РАБОЧАЯ
ПРОГРАММА
Учебный предмет: физика
Класс:
8 «А», 8 «Б»
Учитель: Девяткина Н. А.
на
2016 - 2017 учебный год
г.
Ростов-на-Дону
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ
ЗАПИСКА
Рабочая
программа базового курса «Физика» адресована учащимся 8 классов муниципального
автономного общеобразовательного учреждения МАОУ «Лицей Экономический №14».
Рабочая
программа по физике для 8 реализует основные идеи
Федерального образовательного государственного стандарта основного общего образования.
Программа обеспечивает преемственность обучения с подготовкой учащихся в
основной школе, а также предоставляет возможность для получения среднего
(полного) общего образования. Методологической основой Рабочей программы является
Программа для общеобразовательных учреждений по физике для 7-9 классов авторы
Л.Э. Генденштейн, В.И. Зинковский, М.: Мнемозина, 2013.
В
соответствии с методологической основой Рабочей программы содержание курса
направлено на реализацию следующих целей:
• развитие
интересов и способностей учащихся на основе передачи им знаний и опыта
познавательной и творческой деятельности;
• усвоение
учащимися смысла основных научных понятий и законов физики, взаимосвязи между
ними;
• формирование
у учащихся представлений о физической картине мира.
Достижение
этих целей обеспечивается решением следующих задач:
•
освоение знаний о механических явлениях; о величинах, характеризующих эти
явления; о законах, которым они подчиняются; о методах научного познания
природы и формирование на этой основе представлений о физической картине мира;
о фундаментальных физических законах и принципах, лежащих в основе современной
физической картины мира; о наиболее важных открытиях в области физики,
оказавших определяющее влияние на развитие техники и технологии; о методах
научного познания природы;
• приобретение
учащимися знаний о тепловых, электромагнитных и оптических явлениях, физических
величинах, характеризующих эти явления;
• формирование
у учащихся умения наблюдать природные явления и выполнять опыты, лабораторные
работы и экспериментальные исследования с использованием измерительных
приборов, широко применяемых в практической жизни;
• овладение
учащимися такими общенаучными понятиями, как природное явление, эмпирически
установленный факт, проблема, гипотеза, теоретический вывод, результат
экспериментальной проверки;
• понимание
учащимися отличия научных данных от непроверенной информации, ценности науки
для удовлетворения бытовых, производственных и культурных потребностей человека
Общая
характеристика учебного предмета
Физика как
наука о наиболее общих законах природы, выступая в качестве учебного предмета в
школе, вносит существенный вклад в систему знаний об окружающем мире.
Она
раскрывает роль науки в экономическом и культурном развитии общества,
способствует формированию современного научного мировоззрения. Для решения
задач формирования основ научного мировоззрения, развития интеллектуальных
способностей и познавательных интересов школьников в процессе изучения физики основное
внимание уделяется не передаче суммы готовых знаний, а знакомству с методами
научного познания окружающего мира, постановке проблем, требующих от учащихся
самостоятельной деятельности по их разрешению. Основные особенности Рабочей
программы заключаются в актуализации метапредметной функции, интеграции
процессов изучения физики и развития коммуникативной компетентности учащихся. В
соответствии с рабочей программой содержание курса направлено на формирование
компетенций, в основе которых лежит деятельностное умение, предполагающее
активную учебно – познавательную деятельность ученика и его способность
применять имеющиеся знания в конкретной жизненной ситуации. Отсюда следует еще
одна особенность курса - формирование соответствующих универсальных учебных действий:
личностных, регулятивных, познавательных.
Помимо
указанных особенностей курса, следует отметить следующие:
- Рабочая
программа составлена с учетом разнородности контингента учащихся непрофильной
средней школы. Поэтому она ориентирована на изучение физики в средней школе на
уровне требований обязательного минимума содержания образования и, в то же
время, дает возможность ученикам, интересующимся физикой, развивать свои
способности при изучении данного предмета.
- В
содержание программы включен материал, на основе изучения которого учащиеся
овладевают методами изучения природы - теоретическим и экспериментальным. Для
овладения теоретическим методом продолжается работа с обобщенными планами
изучения физических величин и начинается с обобщенными планами изучения
физических явлений. Овладению экспериментальным методом познания способствуют
специальные занятия по выполнению экспериментальных заданий, на основе которых
формируются практические умения: проводить наблюдения, планировать и выполнять
простейшие эксперименты, измерять физические величины. Делать выводы на основе
экспериментальных данных.
Для
практических занятий используются вариативные методы: репродуктивные
экспериментальные задания (по инструкции) и задания исследовательского
характера.
Таким
образом, используются такие методы обучения, которые обеспечивают овладение
учащимися не только знаниями, но и предметными и общими учебными умениями, и
способами деятельности, которые позволят учащимся успешно сдавать ЕГЭ по
физике: разрабатывать проект, осуществлять поиск информации, её анализ, а также
общих умений для естественнонаучных дисциплин - постановка эксперимента,
проведение исследований.
В
формах организации познавательной деятельности учащихся предпочтение отдаётся
следующим формам работы: самостоятельная форма работы над теоретическим
материалом по обобщенным планам, работа в паре, выполнению экспериментальных
заданий, решению задач.
НОРМАТИВНЫЕ
ДОКУМЕНТЫ
·
«Об
утверждении ФБУП и примерных планов для общеобразовательных учреждений,
реализующих программы общего образования» Приказ МО РФ от 09.03.04 г.№03-1263
·
Закон
РФ «Об образовании в Российской Федерации» №273-ФЗ от 29.12.2012
·
Обязательный
минимум содержания основного общего образования
(Приказ Министерства образования РФ от 19.05.98 №1276)
·
Федеральный
компонент государственного стандарта общего образования (Приказ Министерства
образования РФ от 05.03.2004 №1089)
·
Обязательный
минимум содержания основного общего и среднего (полного) общего образования
(Приказ Министерства образования РФ от 30.06.99 №56)
·
Федеральный
перечень учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования и
науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе о
общеобразовательных учреждениях 2015-2016 учебный год
·
Методическое
письмо о преподавании учебных предметов в условиях введения федерального
компонента государственного стандарта общего образования
ПЛАНИРУЕМЫЕ
РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА, КУРСА
Модуль
|
Стандарт
|
В
результате изучения предмета ученик должен
|
Тепловые
явления
|
Знать/понимать
смысл
понятий:
броуновское движение, конвекция, излучение, теплопроводность, температура,
удельная теплота плавления, парообразования, сгорания топлива;
смысл
физических величин: удельная теплоёмкость; количество
теплоты, внутренняя энергия.
Уметь
описывать и объяснять физические явления: конвекция, излучение,
теплопроводность; плавление, кристаллизация, парообразование, конденсация.
Использовать
физические приборы и измерительные инструменты для измерения физических
величин: температура, объём.
Выражать
результаты измерений и расчётов в единицах Международной системы.
Решать задачи
на нахождение размеров молекул; количества теплоты.
Уметь
определять цену деления физических приборов: термометр, мензурка, динамометр,
секундомер.
Представлять
результаты
измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические
зависимости: количества теплоты от времени.
|
Электромагнитные
явления
|
Знать/понимать
смысл
понятий:
электризация, электрическое взаимодействие, заряд;
смысл
физических величин: сила тока, напряжение, сопротивление,
мощность, работа тока, взаимодействие, магнитный полюс, магнитная индукция;
Уметь
описывать и объяснять физические законы: закон Ома, закон Джоуля-Ленца, закон
взаимодействия магнитов;
Использовать
физические приборы и измерительные инструменты для измерения физических
величин: сила тока, напряжение;
Выражать
результаты измерений и расчётов в единицах Международной системы;
Решать задачи
на нахождение: силы тока, напряжения, сопротивления, работы тока, мощности;
Представлять
результаты
измерений с помощью таблиц, графиков, выявлять на этой основе эмпирические
зависимости: силы тока от сопротивления, силы тока от напряжения.
Уметь
определять цену деления физических приборов: амперметр, вольтметр,
секундомер.
|
Оптические
явления
|
Знать/понимать
смысл
понятий:
оптическая ось, линза, дисперсия света, отражение, преломление света;
смысл
физических величин: оптическая сила, фокус.
Уметь
описывать и объяснять физические законы: закон Эвклида.
Использовать
физические приборы и измерительные инструменты для измерения физических
величин: фокусного расстояния линзы.
Выражать
результаты измерений и расчётов в единицах Международной системы.
Решать задачи
на нахождение: оптической силы линзы.
Представлять
результаты
измерений с помощью таблиц, графиков, выявлять на этой основе эмпирические
зависимости: вида изображения от расстояния до линзы.
Уметь
определять цену деления физических приборов: линейка.
|
КРИТЕРИИ
И НОРМЫ ОЦЕНКИ
Критерий
оценки устного ответа
Отметка
«5»: ответ полный и правильный на основании изученных теорий; материал
изложен в определенной логической последовательности, литературным языком:
ответ самостоятельный.
Отметка
«4»: ответ полный и правильный на основании изученных теорий; материал
изложен в определенной логической последовательности, при этом допущены две-три
несущественные ошибки, исправленные по требованию учителя.
Отметка
«3»: ответ полный, но при этом допущена существенная ошибка, или неполный,
несвязный.
Отметка
«2»: при ответе обнаружено непонимание учащимся основного содержания
учебного материала или допущены существенные ошибки, которые учащийся не смог
исправить при наводящих вопросах учителя.
Отметка
«1»: отсутствие ответа.
Критерий оценки практического задания
Отметка
«5»: 1) работа выполнена полностью и правильно; сделаны правильные выводы;
2) работа выполнена по плану с учетом техники безопасности.
Отметка
«4»: работа выполнена правильно с учетом 2-3 несущественных ошибок
исправленных самостоятельно по требованию учителя.
Отметка
«3»: работа выполнена правильно не менее чем на половину или допущена
существенная ошибка.
Отметка
«2»: допущены две (и более) существенные ошибки в ходе работы, которые
учащийся не может исправить даже по требованию учителя.
Отметка
«1»: работа не выполнена.
СОДЕРЖАНИЕ
УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА, КУРСА
Данная
Рабочая программа предназначена для изучения физики в 8 классе по учебнику:
•
Учебник для общеобразовательных учреждений Физика 8 класс, авт –сост. Л.Э.
Генденштейн, Кайдалов А.Б М.: Мнемозина, 2013.
•
задачник Л.Э. Генденштейн, Кайдалов А.Б, И.М. Гельфгат М. 2013г Мнемозина.
Учебный
план на 2016-2017 г рассчитан на 35 учебных недель. Программа составлена для
базового уровня обучения в объеме 70 ч.
Сравнительная таблица по распределению
учебного времени, отведенного на изучение отдельных разделов курса
Разделы
|
Программа
Л.Э.
Генденштейна
|
Рабочая
программа
|
Тепловые явления
|
17ч
|
17 ч
|
электромагнитные
явления
|
30 ч
|
30 ч
|
оптические явления
|
17 ч
|
17 ч
|
повторение. Резерв учебного времени
|
6 ч
|
6 ч
|
Итого
|
70 ч
|
70 ч
|
·
Тепловые явления 17 ч.
Тепловые явления.
Внутренняя энергия. Способы изменения внутренней энергии. Количество теплоты.
Закон сохранения энергии в тепловых процессах. Температура и её измерение. Виды
теплопередачи: теплопроводность, конвекция, излучение. Удельная теплоёмкость. Уравнение
теплового баланса. Энергия топлива. Удельная теплота сгорания. Плавление
и кристаллизация. Удельная теплота плавления. Температура плавления.
Парообразование и конденсация. Удельная теплота парообразования.
Испарение и кипение. Зависимость температуры кипения от давления.
Насыщенный пар. Влажность воздуха. Принципы работы тепловых двигателей. Паровая
турбина. Реактивный двигатель. Двигатель внутреннего сгорания. КПД
теплового двигателя. Преобразование энергии при работе теплового двигателя. Тепловые
двигатели и защита окружающей среды.
Демонстрации
Принцип действия
термометра.
Изменение
внутренней энергии тела при совершении работы и теплопередаче.
Теплопроводность
различных материалов.
Конвекция в
жидкостях и газах.
Теплопередача
путём излучения.
Сравнение удельных
теплоёмкостей различных веществ.
Явления плавления
и кристаллизации.
Явление испарения.
Кипение воды.
Постоянство
температуры кипения жидкости.
Измерение
влажности воздуха психрометром или гигрометром.
Устройство четырёхтактного
двигателя внутреннего сгорания.
Устройство паровой
турбины.
Лабораторная
работа
1. Измерение
удельной теплоёмкости вещества.
·
Электромагнитные явления
30 ч
Электризация тел.
Электрические взаимодействия. Два рода электрических зарядов. Строение атома и
носители электрического заряда. Проводники и диэлектрики. Закон
сохранения электрического заряда. Взаимодействие зарядов. Элементарный
электрический заряд. Электрическое поле. Энергия электрического поля.
Конденсаторы. Напряжение. Электрический ток. Условия существования тока.
Источники тока. Электрическая цепь. Действия электрического тока. Сила тока.
Измерение силы тока. Амперметр. Напряжение. Измерение напряжения. Вольтметр.
Электрическое сопротивление. Удельное сопротивление. Закон Ома для
участка электрической цепи. Последовательное и параллельное соединения
проводников. Реостаты. Работа и мощность электрического тока. Закон Джоуля
— Ленца. Киловатт-час. Короткое замыкание и предохранители. Полупроводники и
полупроводниковые приборы. Магнитные взаимодействия. Взаимодействие
постоянных магнитов. Опыт Эрстеда. Взаимодействие между проводниками с токами и
магнитами. Электромагниты. Электромагнитное реле. Магнитное поле тока.
Действие магнитного поля на проводник с током. Действие магнитного поля на
рамку с током. Электроизмерительные приборы. Электродвигатель. Действие
магнитного поля на движущиеся заряженные частицы. Электромагнитная индукция.
Опыты Фарадея. Правило Ленца. Самоиндукция. Производство и передача
электроэнергии. Генератор переменного тока. Переменный ток. Типы электростанций
и их воздействие на окружающую среду. Теория Максвелла и электромагнитные
волны. Принципы радиосвязи.
Демонстрации
Электризация тел.
Два рода
электрических зарядов.
Устройство и
действие электроскопа.
Проводники и
изоляторы.
Электризация через
влияние.
Перенос
электрического заряда с одного тела на другое.
Закон сохранения
электрического заряда.
Источники
постоянного тока.
Составление
электрической цепи.
Измерение силы
тока амперметром.
Наблюдение
постоянства силы тока на разных участках неразветвлённой электрической цепи.
Измерение
напряжения вольтметром.
Изучение
зависимости электрического сопротивления проводника от его длины, площади
поперечного сечения и материала.
Удельное
сопротивление.
Реостат и магазин
сопротивлений.
Зависимость силы
тока от напряжения на участке электрической цепи.
Опыт Эрстеда.
Магнитное поле
тока.
Действие
магнитного поля на проводник с током.
Устройство
электродвигателя.
Лабораторные
работы
2. Сборка
электрической цепи. Измерение силы тока и напряжения.
3. Исследование
зависимости силы тока в проводнике от напряжения на его концах. Измерение
сопротивления.
4. Изучение
последовательного соединения проводников.
5. Изучение
параллельного соединения проводников.
6. Изучение
магнитных явлений.
7. Наблюдение и
изучение явления электромагнитной индукции. Принцип действия трансформатора.
·
Оптические явления 17 ч
Действия света. Источники света.
Скорость света. Прямолинейность распространения света. Тень и полутень.
Солнечные и лунные затмения. Отражение света. Зеркальное и диффузное отражения
света. Законы отражения света. Плоское зеркало. Изображение в зеркале.
Преломление света. Законы преломления света. Преломление света в
плоскопараллельной пластинке и призме. Линзы. Типы линз. Основные элементы
линзы. Собирающие и рассеивающие линзы. Фокусное расстояние и оптическая сила
линзы. Построение изображения в линзах. Фотоаппарат и видеокамера. Глаз как оптическая
система. Недостатки зрения и их исправление. Оптические приборы. Микроскоп
и телескоп. Дисперсия света. Цвет. Как глаз различает цвета.
Демонстрации
Источники света.
Прямолинейное распространение
света.
Закон отражения света.
Изображение в плоском зеркале.
Преломление света.
Ход лучей в собирающей линзе.
Ход лучей в рассеивающей линзе.
Получение изображений с помощью
линз.
Принцип действия проекционного
аппарата и фотоаппарата.
Модель глаза.
Дисперсия белого света.
Получение белого света при сложении
света разных цветов.
Лабораторные
работы
8. Исследование зависимости угла
отражения от угла падения света.
9. Исследование явления преломления
света.
10. Изучение свойств собирающей
линзы.
11. Наблюдение явления дисперсии
света.
·
Повторение. Резерв
учебного времени 6 ч.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.