1. Пояснительная записка
Данная рабочая программа по физике
составлена на основе
1. Закона «Об образовании в
Российской Федерации» от 29.12. 2012 года № 273 –ФЗ
2. Закона
Краснодарского края от 16 июля 2013 г. N 2770-КЗ «Об образовании в
Краснодарском крае» (с изменениями и дополнениями)
3. Приказа
Министерства образования РФ от 05.03.2004 г. №1089 «Об утверждении федерального
компонента государственных образовательных стандартов начального общего,
основного общего и среднего (полного) общего образования», с изменениями и
дополнениями.
4. Письма
Департамента государственной политики в образовании Министерства образования и
науки РФ от 07.07.2005 г № 03-1263 «О примерных программах учебным предметам
федерального базисного учебного плана».
5. Приказа
Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.03. 2014 г. № 253
«Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию
при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ
начального общего, основного общего, среднего общего образования».
6. Приказа
Министерства образования и науки Российской Федерации от 08.06. 2015 г. № 576
«О внесении изменений в федеральный перечень учебников, рекомендуемых к
использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию
образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего
образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации
от 31 марта 2014 г. № 253»
7.Постановления
Федеральной службы по надзору в свете защиты прав потребителей и благополучия
человека, Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12. 2010 г. N
189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические
требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных
учреждениях», с изменениями.
8. Приказа
Министерства образования и науки РФ от 04.10. 2010 г. № 986 «Об утверждении
федеральных требований к образовательным учреждениям в части минимальной
оснащённости учебного процесса и оборудования учебных помещений».
9. Рекомендаций
Министерства образования и науки РФ от 24.11. 2011 г. №
МД-1552/03 «Об оснащении
общеобразовательных учреждений учебным и учебно-лабораторным оборудованием».
10. Письма
министерства образования и науки Краснодарского края от 16.03. 2015 года №
47-3353/15-14 «О структуре основных образовательных программ
общеобразовательных организаций».
10. Письма
министерства образования и науки Краснодарского края от 11.02.2014 года №
47-1806/14-14 «О перечне профилей обучения, открываемых в общеобразовательных
организациях в 2014-2015 учебном году».
11. Письма
министерства образования и науки Краснодарского края от 14.07.2015 г. №
47-10267/ 15-14 «О формировании учебных планов общеобразовательных организаций
Краснодарского края на 2015-2016 учебный год»
12. Письма
министерства образования и науки Краснодарского края от 17.07.2015 года №
47-10474/15-14 «О рекомендациях по составлению рабочих программ учебных
предметов, курсов и календарно-тематического планирования»
13. Письма
министерства образования и науки Краснодарского края от 20.08. 2015 г.
№47-12606/15-14 «О внесении дополнений в рекомендации по составлению рабочих
программ учебных предметов, курсов».
14. Программы
общеобразовательных учреждений . Физика, 10-11 классы, авторы В.С. Данюшенков,
О.В. Коршунова, Москва, Просвещение, 2010г.
15.Основной
образовательной программы среднего общего образования на 2015-2016 учебные
годы МБОУ СОШ №56, утверждённой на педагогическом совете протокол №1 от
31.08.2015 г.
Изучение физики направлено на достижение
следующих целей:
•
освоение
знаний о
механических, тепловых, электромагнитных и квантовых явлениях; физических
величинах, характеризующих эти явления; законах, которым они подчиняются;
методах научного познания природы и формирование на этой основе представлений о
физической картине мира;
•
овладение
умениями проводить наблюдения природных явлений,
описывать и обобщать результаты наблюдений, использовать простые измерительные
приборы для изучения физических явлений; представлять результаты наблюдений или
измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические
зависимости; применять полученные знания для объяснения разнообразных природных
явлений и процессов, принципов действия важнейших технических устройств, а
также для решения физических задач;
•
развитие познавательных
интересов, интеллектуальных и творческих способностей, самостоятельности в
приобретении новых знаний при решении физических задач и выполнении
экспериментальных исследований с использованием информационных технологий;
•
воспитание
убежденности
в возможности познания природы, в необходимости разумного использования
достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества,
уважения к творцам науки и техники; отношения к физике как к элементу
общечеловеческой культуры;
применение полученных знаний и умений для
решения практических задач повседневной жизни, для обеспечения безопасности
своей жизни, рационального природопользования и охраны окружающей среды.
2.
Общая характеристика учебного предмета
Физика как наука о наиболее общих законах природы, выступая в
качестве учебного предмета в школе, вносит существенный вклад в систему знаний
об окружающем мире. Она раскрывает роль науки в экономическом и культурном
развитии общества, способствует формированию современного научного
мировоззрения. Для решения задач формирования основ научного мировоззрения,
развития интеллектуальных способностей и познавательных интересов школьников в
процессе изучения физики основное внимание следует уделять не передаче суммы
готовых знаний, а знакомству с методами научного познания окружающего мира,
постановке проблем, требующих от учащихся самостоятельной деятельности по их
разрешению. Подчеркнем, что ознакомление школьников с методами научного
познания предполагается проводить при изучении всех разделов курса физики, а не
только при изучении специального раздела «Физика и физические методы изучения
природы».
Гуманитарное значение физики как составной части среднего
(полного) общего образования состоит в том, что она вооружает школьника научным
методом познания, позволяющим получать объективные знания об окружающем мире.
3.
Описание места учебного предмета в учебном плане.
Настоящая
программа по физике рассчитана на 136 часов, в соответствии с учебным
планом МБОУ СОШ №56:
10
класс – 68 ч. по 2 часа в неделю;
11
класс – 68 ч. по 2 часа в неделю.
4.Содержание
учебного предмета.
10 класс
Введение.
Основные особенности физического метода исследования
(1
ч)
Физика как наука и
основа естествознания. Экспериментальный характер физики. Физические величины и
их измерение. Связи между физическими величинами.
Механика
(22 часа)
Механическое
движение и его виды. Относительность механического движения. Прямолинейное
равноускоренное движение. Принцип относительности Галилея. Законы динамики.
Всемирное тяготение. Законы сохранения в механике.
Демонстрации
•
Зависимость траектории от выбора системы отсчета.
•
Падение тел в воздухе и в вакууме.
•
Явление инерции.
•
Сравнение масс взаимодействующих тел.
•
Второй закон Ньютона.
•
Измерение сил.
•
Сложение сил.
•
Зависимость силы упругости от деформации.
•
Силы трения.
•
Условия равновесия тел.
•
Реактивное движение.
•
Переход потенциальной энергии в кинетическую и обратно.
Лабораторные
работы
•
Движение тела по окружности под действием силы
упругости и тяжести.
•
Изучение закона сохранения механической энергии.
Молекулярная физика ( 21 час)
Возникновение
атомистической гипотезы строения вещества и ее экспериментальные
доказательства. Абсолютная температура как мера средней кинетической энергии
теплового движения частиц вещества. Модель идеального газа.
Давление газа. Уравнение состояния идеального газа. Строение и свойства
жидкостей и твердых тел.
Законы
термодинамики. Порядок и хаос. Необратимость тепловых процессов.
Тепловые двигатели и охрана окружающей среды.
Демонстрации
•
Механическая модель броуновского движения.
•
Изменение давления газа с изменением температуры при постоянном
объеме.
•
Изменение объема газа с изменением температуры при постоянном
давлении.
•
Изменение объема газа с изменением давления при постоянной
температуре.
•
Кипение воды при пониженном давлении.
•
Устройство психрометра и гигрометра.
•
Явление поверхностного натяжения жидкости.
•
Кристаллические и аморфные тела.
•
Объемные модели строения кристаллов.
•
Модели тепловых двигателей.
Лабораторные
работы
•
Опытная
проверка закона Гей – Люссака.( проверить все опыты и где они)
•
Опытная
проверка закона Бойля-Мариотта.
•
Измерение
модуля упругости резины.
Электродинамика ( 22 часа)
Электростатическое поле.
Электрический заряд. Элементарный заряд. Закон Кулона. Электрическое поле.
Напряженность электрического поля. Потенциальность электростатического поля.
Разность потенциалов. Принцип суперпозиции полей. Проводники в электрическом
поле. Электрическая емкость. Конденсатор. Диэлектрики в электрическом поле.
Поляризация диэлектриков. Энергия электрического поля конденсатора.
Постоянный электрический ток.
Электрический ток. Носители свободных электрических зарядов в металлах,
жидкостях и газах. Сила тока. Работа тока. Напряжение. Мощность тока.
Электродвижущая сила. Закон Ома для полной электрической цепи. Сопротивление
последовательного и параллельного соединения проводников.
Полупроводники. Собственная и примесная
проводимости полупроводников, р—л-Переход.
Демонстрации
•
Взаимодействие заряженных тел.
•
Сохранение электрического заряда.
•
Делимость электрического заряда.
•
Электрическое поле заряженных тел.
•
Энергия конденсаторов.
•
Закон Ома для полной цепи.
•
Собственная и примесная проводимости полупроводников.
•
р—п -переход.
Лабораторные
работы
•
Измерение
ЭДС и внутреннего сопротивления источника тока.
•
Изучение
последовательного и параллельного соединения проводников.
•
Определение
заряда электрона.
•
Наблюдение
действия магнитного поля на ток.
•
Изучение
явления электромагнитной индукции.
11
класс
Электродинамика
( 32 часа)
Магнитное поле.
Магнитное поле. Индукция магнитного поля. Сила Ампера. Сила Лоренца. Магнитный
поток.
Электромагнитное поле.
Закон электромагнитной индукции Фарадея. Вихревое электрическое поле.
Самоиндукция. Индуктивность. Электромагнитные колебания в колебательном
контуре. Переменный ток. Производство, передача и потребление электрической
энергии. Идеи теории Максвелла. Электромагнитное поле.
Демонстрации.
•
Взаимодействие проводников с током.
•
Опыт Эрстеда.
•
Действие магнитного поля на проводник с током.
•
Магнитное поле прямого тока катушки с током.
•
Отклонение электронного пучка в магнитном поле.
•
Электромагнитная индукция.
•
Магнитное поле тока смещения.
Лабораторные работы.
•
Наблюдение
действия магнитного поля на ток
•
Изучение
явления электромагнитной индукции.
.
Колебания
и волны (10 часов)
Математический маятник. Гармонические
колебания. Амплитуда, частота, период, фаза колебаний. Свободные колебания.
Вынужденные колебания. Автоколебания. Резонанс.
Волны. Длина волны. Скорость
распространения волны. Уравнение гармонической волны.
Электромагнитные колебания в колебательном
контуре. Переменный ток. Производство, передача и потребление электрической
энергии.
Электромагнитные волны. Свойства
электромагнитных волн. Радио. Телевидение.
Демонстрации
•
Магнитное взаимодействие токов.
•
Отклонение электронного пучка магнитным полем.
•
Магнитная запись звука.
•
Зависимость ЭДС индукции от скорости изменения магнитного потока.
•
Свободные электромагнитные колебания.
•
Осциллограмма переменного тока.
•
Генератор переменного тока.
•
Излучение и прием электромагнитных волн.
•
Отражение и преломление электромагнитных волн.
Лабораторные работы
•
Определение
ускорения свободного падения при помощи маятника.
Оптика (10 часов)
Волновые свойства света. Различные виды
электромагнитных излучений и их практические применения. Законы распространения
света. Оптические приборы. Интерференция света. Когерентность. Дифракция
света. Дифракционная решетка. Поляризация света. Закон преломления света.
Призма. Дисперсия света. Формула тонкой линзы. Получение изображения с помощью
линзы.
Демонстрации
•
Интерференция света.
•
Дифракция света.
•
Получение спектра с помощью призмы.
•
Получение спектра с помощью дифракционной решетки.
•
Поляризация света.
•
Прямолинейное распространение, отражение и преломление света.
•
Оптические приборы
•
Получение
изображения линзой.
Лабораторные
работы
•
Измерение
показателя преломления стекла.
•
Измерение
длины световой волны с помощью дифракционной решетки.
•
Определение
оптической силы и фокусного расстояния собирающей линзы.
•
Наблюдение
интерференции и дифракции света.
•
Наблюдение
сплошного и линейчатого спектра.
Основы специальной теории относительности
( 3 часа)
Квантовая
физика (13 часов)
Гипотеза
Планка о квантах. Фотоэффект. Фотон. Гипотеза
де Бройля о волновых свойствах частиц. Корпускулярно-волновой дуализм.
Планетарная
модель атома. Квантовые постулаты Бора. Лазеры.
Строение
атомного ядра. Ядерные силы. Дефект массы и энергия связи ядра. Ядерная
энергетика. Влияние ионизирующей радиации на живые организмы. Доза излучения.
Закон радиоактивного распада. Элементарные частицы. Фундаментальные
взаимодействия.
Демонстрации
•
Фотоэффект.
•
Линейчатые спектры излучения.
•
Лазер.
•
Счетчик ионизирующих частиц.
Лабораторная
работа
•
Изучение
треков заряженных частиц.
Строение и эволюция
Вселенной ( 10 часов)
Строение Солнечной
системы. Система Земля-Луна.Солнце-ближайшая к нам звезда. Звёзды и источники
их энергии.Современные представления о происхождении и эволюции Солнца, звёзд,
галактик. Применимость законов физики для объяснения природы космических
объектов.
Значение физики
для понимания мира и развития производительных сил ( 1 час)
Единая физическая
картина мира. Фундаментальные взаимодействия. Физика и научно-техническая
революция. Физика и культура.
Лабораторная
работа
Моделирование
космических аппаратов с помощью компьютера.
Обобщающее
повторение ( 13 часов)
5. Таблица
тематического распределения часов.
№
п/п
|
Разделы,
темы
|
Класс
|
Количество
часов
|
Рабочая
программа
|
1.
|
Введение.
Основные особенности физического метода исследования
|
10
|
1
|
2.
|
Механика
|
10
|
22
|
3.
|
Молекулярная
физика. Термодинамика
|
10
|
21
|
4.
|
Электродинамика
|
10
– 11
(10)
(11)
|
(22)
(10)
|
5.
|
Колебания
и волны
|
11
|
10
|
6.
|
Оптика
|
11
|
10
|
7.
|
Основы
специальной теории относительности
|
11
|
3
|
8.
|
Квантовая
физика
|
11
|
13
|
9.
|
Строение
и эволюция Вселенной
|
11
|
10
|
10.
|
Значение
физики для понимания мира и развития производительных сил
|
11
|
1
|
11.
|
Обобщающее
повторение
|
10
– 11
(10)
(11)
|
(2)
(11)
|
ИТОГО
|
10
– 11
(10)
(11)
|
136
(68)
(68)
|
6. Описание учебно- методического и
материально- технического обеспечения образовательной деятельности
· Мякишев
Г.Я., Буховцев Б. Б., Соцкий Н.Н Учебник «Физика, 10». – М.: Просвещение, 2012.
· Рымкевич
А. П. «Задачник, 10-11». – М.: Дрофа, 2012.
· Марон
А.Е., Марон Е.А «Контрольные работы по физике,10-11». – М.: Просвещение, 2012.
· Эльшанский
К.Н. «Хочу стать Кулибиным». – М.: Дрофа, 2012.
· Томин
А.Н.«Мир электричества».- М.: Дрофа,2012.
· Крайнев
А.Ф. «Первое путешествие в царство машин». – М.: Дрофа, 2012.
· Марон
А.Е.«Физика. Законы. Формулы. Алгоритмы решения задач».- М.: Дрофа, 2012.
· Москалев
А.Н., Никулова Г.А «Физика. Готовимся к единому государственному экзамену». –
М.: Дрофа, 2015.
· Москалев
А.Н., Никулова Г.А.«Готовимся к ЕГЭ. Физика. Тесты 10-11 классы». – М.: Дрофа,
2015.
· Ромашкевич
А.И. «Физика. Механика. 10 класс. Учимся решать задачи». – М.: Дрофа, 2012.
· Ромашкевич
А.И. «Физика. Электродинамика. 10-11 классы. Учимся решать задачи». – М.:
Дрофа, 2012.
· Ромашкевич
А.И. «Физика. Молекулярная физика. Термодинамика.. 10 класс. Учимся решать
задачи». – М.: Дрофа, 2012.
· Ю.И.Дик,
Ю.С. Песоцкий «Учебное оборудование для кабинетов физики общеобразовательных
учреждений».- М.: дрофа, 2012.
· КИМ
для подготовки к сдаче ЕГЭ, 2010-2015г.г.
СОГЛАСОВАНО
СОГЛАСОВАНО
Протокол заседания Заместитель
директора по УВР
творческой группы _______
Н.Ю. Масленникова
учителей – предметников
28.08.2015г
от 2015
года № 1
_______________Коробка
И.В.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.