ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая
программа по физической культуре составлена на основе:
1. Базисного учебного плана специальных (коррекционных) образовательных
учреждений
VIII вида (приложение к приказу Минобразования
РФ от 10.04.2002 № 2е)- 2065-п):
2. Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений У1П
вида
Подготовительный класс. 1-4 классы/под редакцией д.п.н. В.В. Воронковой. -3-е
изд., испр.-М:
Просвещение,2010.
3. Учебного плана Муниципального казенного специального (коррекционного)
образовательного
учреждения для обучающихся, воспитанников с
ограниченными возможностями здоровья «Специальная
(коррекционная) общеобразовательная школа- интернат УТЛ вида
№ 13» на 2015-2016 учебный год.
Цель:
адаптация обучающихся с отклонениями по физическим
возможностям, развитие физических качеств,: совершенствовать умения и навыки в
различных видах спорта. Это достигается в
ходе решения следующих задач:
Развивать физических способностей, совершенствование функциональных
возможностей организма, укрепление здоровья.
Воспитывать бережного отношения к собственному здоровью, потребности в занятиях физкультурно-оздоровительной и спортивно-оздоровительной
деятельностью.
Овладевать технологиями современных оздоровительных систем физического
воспитания, обогащение индивидуального опыта занятий
специальными прикладными физическими упражнениями и базовыми
видами спорта.
Осваивать системы знаний о занятиях физической культурой, их роли и
значении в формировании здорового образа жизни.
Совершенствовать
техники двигательных действий в базовых видах спорт.
Общая характеристика учебного предмета: Неотъемлемая часть комплексной системы
учебно-воспитательной работы в специальной (коррекционной) школе VIII вида (для
детей с нарушениями интеллекта). Оно направлено на решение образовательных,
воспитательных, коррекционно-компенсаторных и лечебно- оздоровительных задач.
Физическое
воспитание осуществляется в тесной связи с умственным, нравственным,
эстетическим воспитанием и трудовым обучением, занимает одно из ведущих мест в
подготовке учащихся с нарушениями интеллекта к самостоятельной жизни и производственному
труду.
Физическое
воспитание способствует формированию положительных личностных качеств, является
одним из средств успешной социальной интеграции детей в общество.
Характерной
особенностью детей с недостатками интеллекта является наличие у них разнообразных
нарушений психического и физического развития, обусловленных органическим
поражением центральной нервной системы различной этиологии, возникающих на
разных возрастных этапах индивидуального развития. Нередко у детей встречаются
стертые двигательные нарушения, которые могут быть незаметными в бытовых
условиях, но проявляются при значительной физической нагрузке, в усложненных
двигательных заданиях.
Двигательная
недостаточность учащихся особенно возрастает при выполнении точно дозированных
мышечных усилий, при перекрестной координации движений, пространственно-
временной организации моторного акта.
Следует
отметить, что среди учащихся специальной (коррекционной) школы VIII вида
имеются дети с хорошо развитой моторикой. Это обусловливает необходимость учета
и реализации строго дифференцированного и индивидуального подхода в обучении.
Учитель физкультуры может успешно решать стоящие перед ним коррекционные задачи
только в том случае, если он будет вести занятие на основе знания структуры дефекта
каждого ученика, всех его потенциальных возможностей и специфических нарушений.
Учитель должен хорошо знать данные врачебных осмотров, вести работу в контакте
с врачом школы, знать о текущем состоянии здоровья учащихся.
Конкретными
учебными и коррекционно-воспитательными задачами физического воспитания в школе
для детей с нарушением интеллекта является: укрепление здоровья и закаливание
организма, формирование правильной осанки; формирование и совершенствование
разнообразных двигательных умений и навыков, таких как сила, быстрота,
выносливость, ловкость и др.; коррекция нарушений общего физического развития
психомоторики, воспитание культуры санитарно-гигиенических навыков, поддержание
устойчивой физической работоспособности на достигнутом уровне; формирование
познавательных, эстетических, нравственных интересов на материале физической
культуры и спорта; воспитание устойчивых морально-волевых качеств:
настойчивости, смелости, умения преодолевать трудности.
Программа по
физкультуре для 1-4 классов структурно состоит из следующих разделов:
гимнастика, легкая атлетика, лыжная подготовка, подвижные и спортивные игры..
В раздел «Гимнастика»
включены физические упражнения, которые позволяют корригировать различные
звенья опорно-двигательного аппарата, мышечные группы. В связи с затруднениями
в пространственно-временной ориентировке и значительными нарушениями точности
движений учащихся в программу включены также упражнения с предметами:
гимнастические палки, флажки, малые и большие обручи и скакалки. На уроках с
элементами гимнастики умственно отсталые дети должны овладеть навыками лазанья
и перелезания. Упражнения в лазаньи и перелезании — эффективное средство для
развития силы и ловкости, совершенствования навыков координации и равновесия.
Эти упражнения оказывают положительное влияние на преодоление страхов высоты,
пространства, помогают развитию положительной самооценки, регулируют
эмоциональные и поведенческие реакции детей.
Раздел «Легкая
атлетика» традиционно включает ходьбу, бег, прыжки, метание. Занятия легкой
атлетикой помогают формированию таких жизненно важных двигательных навыков, как
правильная ходьба, бег, прыжки и метание. Обучение элементам легкой атлетики и
их совершенствование должно осуществляться на основе развития у детей быстроты,
ловкости, гибкости, силы, выносливости, быстроты реакции. Известно, что
упражнения в ходьбе и беге широко используются на уроках физкультуры не только
в коррекционных, но и в оздоровительно-лечебных целях. Особое место в данном разделе
уделено метанию, так как при выполнении упражнений в метании у детей
развиваются точность, ловкость действий с предметами, глазомер. Школьники
учатся правильному захвату мяча (равномерно и с достаточной силой), умению
технически правильно выполнять бросок, распределять внимание на захват мяча, на
соизмерение полета мяча с ориентиром.
Лыжную
подготовку в условиях специальной (коррекционной) школы VIII вида
рекомендуется проводить с 1 класса, при температуре до —15 °С при несильном
ветре (с разрешения врача школы). Занятия лыжами позволяют укрепить здоровье
детей в зимний период, сократить количество заболеваний, характерных для этого
времени года. Кроме того, лыжная подготовка включает весь необходимый комплекс
для развития движений, осанки, дыхания, координации, моторики и др.
Одним из
важнейших разделов программы является раздел «Игры». В него включены
подвижные игры, направленные на развитие двигательных и физических навыков
детей. Благодаря играм у детей развиваются такие психические свойства, как
внимание и внимательность, сообразительность, инициативность. Игры способствуют
коллективным действиям, благоприятно сказываются на эмоциональных отношениях
детей друг с другом, между группами детей. В школе для детей с нарушениями
интеллекта основной формой организации занятий по физической культуре является
урок, состоящий из четырех основных частей: вводной, подготовительной, основной
и заключительной (все части урока взаимосвязаны). Так же как и на других
предметных уроках, учитель использует такие приемы, как объяснение, показ,
упражнение, закрепление (в форме тренировочных занятий), оценку (похвалу,
поощрение, порицание) с учетом конкретного содержания и целей проводимых
уроков. Желательно, чтобы каждый урок включал элементы игры, занимательности,
состязательности, что значительно стимулирует интерес детей к урокам
физкультуры. Названные выше приемы и элементы особенно необходимы детям с более
сложной структурой интеллектуального недоразвития. Здесь важен пример самого
учителя, его сотрудничество с ребенком, умелое коммуникативное взаимодействие
сильных и слабых учащихся так, чтобы все дети были охвачены вниманием и помощью
педагога. Обязательным для учителя является контроль за физическим развитием и
физической подготовленностью учащихся, что позволит отслеживать динамику
развития умственно отсталых учащихся с момента поступления в школу до ее
окончания. Для этих целей на каждого ученика школы, начиная с первого класса,
заводится паспорт здоровья. Контрольные нормативы принимаются дважды в год — в
сентябре и мае на уроках физкультуры. Говоря о социализации выпускника
специальной (коррекционной) школы VIII вида как генеральной цели, нельзя
забывать о том, что физическое здоровье является одной из главных составляющих
его самостоятельной жизни, поэтому весь педагогический коллектив школы должен
рассматривать физическое воспитание (обучение) в числе приоритетных задач,
создавать все необходимые условия для успешного решения этой задач
Контроль за уровнем
физического развития и двигательной активностью учащихся проводится по
мере прохождения учебного
материала в форме проверочных (контрольных испытаний по видам
упражнений:
бег 30- 60 м: прыжки в длину с места; сила кисти (правой, левой), метание па
дальность,
бросок набивного мяча (1 кг) из-за головы обеими руками из положения сидя ноги
врозь.
Тесты
проводятся 2 раза в год: в сентябре - мае (избирательно). Полученные данные
обрабатываются,
сопоставляются с показателями физического развития (рост, вес, объём груд]
спирометрия),
записываются в специальный журнал двигательной активности и физического
развития. На основе этих
данных совместно с врачом школы определяются физкультурные
группы.
Особый
подход в обучении и при принятии нормативов надо использовать по отношению к
детям
с
текущими состояниями и различными заболеваниями (эпилепсия, шизофрения, энурез,
гидроцефалия,
врождённые пороки сердца
и т. д.).
Ценностные
ориентиры содержания курса физической культуры: в
основу учебно -воспитательного процесса лежат следующие ценности физической
культуры: 1 .личностно-орентированые принципы, принципы адаптивности, принципы
развития, принципы психологической комфортности. 2.культурно-орентированые принципы: принцип целостности содержания
образования, системы. З.позновательные принципы: использовать свой
жизненный опыт, знания полученные на уроке. 4.комуникативные принципы : общении
и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской,
творческой и других видах деятельности.
Результаты
изученного материала: в ходе освоения предмета
личностными результатами обучающихся являются: готовность
ученика целенаправленно использовать знания и умения в повседневной жизни.
1) воспитание российской гражданской идентичности, патриотизма, любви и
уважения к
Отечеству, чувства гордости за свою Родину, осознание
своей культуры своего народа, своего
края, общемирового культурного наследия; усвоение
традиционных ценностей
многонационального
российского общества; воспитание чувства долга перед Родиной;
2) формирование
ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к
саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к
обучению и познанию, выбору
профильного
образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных
предпочтений, осознанному построению индивидуальной образовательной траектории
с учетом
устойчивых познавательных интересов;
3) формирование
толерантности как нормы осознанного и доброжелательного отношения к
другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре,
языку, вере, гражданской позиции; к
истории,
культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и мира;
4) развитие
морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе
личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения,
осознанного
и ответственного отношения к собственным поступкам;
формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве
со
сверстниками,
старшими и младшими в образовательной, общественно полезной, учебно-
исследовательской,
творческой и других видах деятельности;
Минимальный уровень:
представления о физической культуре
как средстве укрепления здоровья, физического развития и физической подготовки
человека;
представления о правильной осанке; видах стилизованной ходьбы под музыку;
корригирующих упражнениях в постановке головы, плеч, позвоночного столба,
положения тела (стоя, сидя, лѐжа), упражнениях для укрепления мышечного
корсета;
представления
о двигательных действиях; знание строевых команд; умение вести подсчѐт при
выполнении общеразвивающих упражнений;
представления
об организации занятий по физической культуре с целевой направленностью на
развитие быстроты, выносливости, силы, координации; представление о видах
двигательной активности, направленных на преимущественное развитие основных
физических качеств в процессе участия в подвижных играх и эстафетах;
представления
о способах организации и проведения подвижных игр и элементов соревнований со
сверстниками, осуществление их объективного судейства;
представления
о спортивных традициях своего народа и других народов; понимание особенностей
известных видов спорта, показывающих человека в различных эмоциональных
состояниях;
знакомство с
правилами, техникой выполнения двигательных действий; представления о бережном
обращении с инвентарѐм и оборудованием, соблюдение требований техники
безопасности в процессе участия в физкультурно-спортивных мероприятиях.
Достаточный уровень:
знания о
физической культуре как средства укрепления здоровья, физического развития и
физического совершенствования человека;
выполнение
комплексов упражнений для формирования правильной осанки и развития мышц
туловища, развития основных физических качеств;
участие в
оздоровительных занятиях в режиме дня ( физкультминутки);
знание видов
двигательной активности в процессе физического воспитания; выполнение
двигательных действий;
умение
подавать строевые команды, вести подсчѐт при выполнении общеразвивающих
упражнений.
знание
организаций занятий по физической культуре с различной целевой направленностью:
на развитие быстроты, выносливости, силы, координации;
знание физических
упражнений с различной целевой направленностью, их выполнение с заданной
дозировкой нагрузки;
знание видов
двигательной активности, направленных на преимущественное развитие основных
физических качеств в процессе участия в подвижных играх и эстафетах;
знание форм,
средств и методов физического совершенствования;
умение оказывать
посильную помощь и моральную поддержку сверстникам в процессе участия в
подвижных играх и соревнованиях;
осуществление их
объективного судейства; знание спортивных традиций своего народа и других народов;
знание
некоторых фактов из истории развития физической культуры, понимание еѐ роли и
значения в жизнедеятельности человека;
знание способов
использования различного спортивного инвентаря в основных видах двигательной
активности;
знание правил,
техники выполнения двигательных действий;
знание правил
бережного обращения с инвентарѐм и оборудованием; соблюдение требований техники
безопасности в процессе участия в физкультурно- спортивных мероприятиях.
Недельная
нагрузка 1-4 классы: 1 классы: 3 часа в неделю, общий объем в течение года 99
часов.
2 класс. З часа в неделю,
общий объем в течение года 102 часов. 3 классы: 3 часа в неделю, общий объем в течение года 102 часа. 4 классы: 3 часа в неделю, общий объем в течение
года 102 час
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.