Добавить материал и получить бесплатное свидетельство о публикации
версия для слабовидящих
Главная / Русский язык и литература / Рабочая программа курса "Основы смыслового чтения" для 5-9 классов. ФГОС

Рабочая программа курса "Основы смыслового чтения" для 5-9 классов. ФГОС

Курсы профессиональной переподготовки от Московского учебного центра "Профессионал"

Специально для учителей, воспитателей и других работников системы образования только до 31 августа действуют скидки до 50% при обучении на курсах профессиональной переподготовки (184 курса на выбор).

После окончания обучения выдаётся диплом о профессиональной переподготовке установленного образца с присвоением квалификации (признаётся при прохождении аттестации по всей России).

Подайте заявку на интересующий Вас курс сейчас: ВЫБРАТЬ КУРС


МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЁННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ –

ВОДИНСКАЯ ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА


C:\Users\Inform2\Desktop\Печать.jpg











Рабочая программа

Основы смыслового чтения

за курс основной школы (5 лет)







Составитель: Тихонова Л.А.









п. Водино

2016г

Пояснительная записка

Рабочая программа специального учебного курса «Основы смыслового чтения» для основного общего образования разработана в соответствии со стандартом общего образования с учётом примерной основной образовательной программы

нормативных документов:


  1. Об образовании в Российской Федерации: Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ.

  2. Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» : постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. № 189, г. Москва ; зарегистрировано в Минюсте РФ 3 марта 2011 г.

  3. Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2013/14 учебный год: приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 19 декабря 2012 г. № 1067, г. Москва.

  4. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения: письмо департамента общего образования Министерства образования науки Российской Федерации от 01 ноября 2011 г. № 03-776.

  5. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования: приказ Минобрнауки России от 17 декабря 2010 г. № 1897.

  6. Основная образовательная программа основного общего образования МКОУ Водинская ООШ


Данная программа ориентирована на развитие навыков работы с текстом, воспитание и развитие обучающихся с учетом их индивидуальных (возрастных, физиологических, психологических, интеллектуальных и других) особенностей, образовательных потребностей и возможностей, личностных склонностей. Это достигается путем создания благоприятных условий для умственного, нравственного, эмоционального и физического развития каждого школьника. Педагогическая система базируется на раннем выявлении склонностей, интересов, природных задатков детей, которая в дальнейшем позволит развитие универсальных компетентностей обучающихся.

Данная программа является составной частью основной образовательной программы МКОУ Водинской ООШ

Цель программы:

воспитание грамотного компетентного читателя, воспитание человека, имеющего стойкую привычку к познанию мира и самого себя, человека с высоким уровнем языковой культуры, культуры чувств и мышления.

Задачи программы на ступени основного общего образования:

1. Поддерживать интерес к чтению, сложившийся в начальной школе, формировать духовную и интеллектуальную потребность читать.

2. Обеспечивать общее развитие школьника, глубокое понимание научных и художественных текстов различного уровня сложности.

3. Обеспечивать осмысление текстовой информации, учить приобретать и систематизировать научные знания.

4. Развивать функциональную грамотность (способность учащихся свободно использовать навыки чтения и письма для получения текстовой информации, умения пользоваться различными видами чтения).

5. Развивать чувство языка, умения и навыки связной речи, речевую культуру.

Данная программа является одним из разделов образовательной программы ООО и логическим продолжением образовательной программы НОО. В ходе реализации ООП НОО при изучении всех учебных предметов выпускники начальной школы приобретут в процессе чтения первичные навыки работы с содержащейся в текстах информацией.

У выпускников будут развиты такие читательские действия, как поиск информации, выделение нужной для решения практической или учебной задачи информации, систематизация, сопоставление, анализ и обобщение имеющихся в тексте идей и информации, их интерпретация и преобразование.

Выпускники получат возможность научиться самостоятельно организовывать поиск информации и приобретут первичный опыт критического отношения к получаемой информации.

Как часть образовательной области УУД «Основы смыслового чтения» тесно связана с учебными образовательными программами и способствует формированию следующих умений:


1. Овладение функциональной грамотностью (различными видами чтения: изучающим, ознакомительным, просмотровым; гибким чтением; умениями извлекать, преобразовывать и использовать текстовую информацию).

2. Овладение навыками и умениями понимания и анализа текстов разных видов.

3. Овладение продуктивными умениями различных видов устной и письменной речи.

4.Определение и объяснение собственной интерпретации прочитанного (истолкования и эмоционально-оценочного отношения).

5. Восприятие и характеристика текста как произведения искусства.

6. Приобретение, систематизация и использование сведений по теории и истории текста.


Для формирования данных умений важно овладеть следующими видами деятельности1:

  • Предтекстовая деятельность

  • Текстовая деятельность

  • Послетекстовая деятельность




Для получения обучающимися организованной информации при чтении учителю важно выработать навыки логико-смысловой структуры текста, представляющей собой 6 фреймов:



  1. Понятие и его определение

  • «Аналогия. Графический организатор»

  • «Бортовой журнал»

  • «Возможные предложения текста»

  • «Карта осмысления содержания текста»

  • «Классификация информации»

  • «Магнитная карточка текста»

  • «Мозговой штурм»

  • «Межпредметные связи текста»

  • «Обсуждение текста в парах»

  • «Обзор словаря»

  • «Организатор ведения записей»

  • «Пирамида»

  • «Расшифровка текста»

  • «Создание представления»

  • «Словарное дерево»

  • «Шаблоны»

  1. Проблема и её решения

  • «Проблемная ситуация»

  • «Схема изменений»

  • «Узелок на память»

  • «Бортовой журнал»

  • «Расшифровка текста»

  1. Причина и следствие

  • «Обсуждение текста в парах»

  • «Узелок на память»

  • «Бортовой журнал»

  1. Сравнение / сопоставление

  • «Аналогия. Графический организатор»

  • «Бортовой журнал»

  • «Организатор ведения записей»

  • «Паутина обсуждений»

  • «Пирамида»

  • «Различный взгляд на явления»

  • «Схема изменений»

  • «Таблица исследования»

  • «Шаблон»

  1. Суждение и его аргументация

  • «Паутина обсуждений»

  • «Мозговой штурм»

  • «Критическая оценка текста»

  • «Таблица исследования»

  1. Цель – действие – результат

  • «Бортовой журнал»

  • «З – Х – У»

  • «Карта рассказа»

  • «Мозаика»

  • «Организатор ведения записей»

  • «Отношение между вопросом и ответом»

  • «Путешествие по главам книги»

  • «Спроси автора»

  • «Чтение с пометками»

  • «Чтение с вопросами»




Планируемые результаты освоения обучающимися основ смыслового чтения


Чтение. Работа с текстом (метапредметные результаты)

В результате изучения всех без исключения учебных предметов на ступени общего образования выпускник

научится

работать с текстовой информацией в процессе чтения литературных, учебных, научно-познавательных текстов, инструкций, соответствующих возрасту;

осознанно читать тексты с целью удовлетворения познавательного интереса, освоения и использования информации;

элементарным навыкам чтения информации, представленной в наглядно-символической форме, приобретёт опыт работы с текстами, содержащими рисунки, таблицы, диаграммы, схемы;

овладеет такими читательскими действиями, как поиск информации, выделение нужной для решения практической или учебной задачи информации, систематизация, сопоставление, анализ и обобщение имеющихся в тексте идей и информации, интерпретация и преобразование этих идей и информации.

использовать полученную из разного вида текстов информацию для установления несложных причинно-следственных связей и зависимостей, объяснения, обоснования утверждений, а также принятия решений в простых учебных и практических ситуациях.


Выпускник получит возможность научиться: самостоятельно организовывать поиск информации;

приобретёт первичный опыт критического отношения к получаемой информации, сопоставления её с информацией из других источников и имеющимся жизненным опытом.


Работа с текстом: поиск информации и понимание прочитанного


Выпускник научится:

ориентироваться в содержании текста и понимать его целостный смысл:

— определять главную тему, общую цель или назначение текста;

— выбирать из текста или придумывать заголовок, соответствующий содержанию и общему смыслу текста;

— формулировать тезис, выражающий общий смысл текста;

— предвосхищать содержание предметного плана текста по заголовку и с опорой на предыдущий опыт;

— объяснять порядок частей/инструкций, содержащихся в тексте;

— сопоставлять основные текстовые и внетекстовые компоненты: обнаруживать соответствие между частью текста и его общей идеей, сформулированной вопросом, объяснять назначение карты, рисунка, пояснять части графика или таблицы и т. д.;

находить в тексте требуемую информацию (пробегать текст глазами, определять его основные элементы, сопоставлять формы выражения информации в запросе и в самом тексте, устанавливать, являются ли они тождественными или синонимическими, находить необходимую единицу информации в тексте);

—  решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи, требующие полного и критического понимания текста:

— определять назначение разных видов текстов;

— ставить перед собой цель чтения, направляя внимание на полезную в данный момент информацию;

— различать темы и подтемы специального текста;

— выделять не только главную, но и избыточную информацию;

— прогнозировать последовательность изложения идей текста;

— сопоставлять разные точки зрения и разные источники информации по заданной теме;

— выполнять смысловое свёртывание выделенных фактов и мыслей;

— формировать на основе текста систему аргументов (доводов) для обоснования определённой позиции;

— понимать душевное состояние персонажей текста, сопереживать им.


Выпускник получит возможность научиться:

анализировать изменения своего эмоционального состояния в процессе чтения, получения и переработки полученной информации и её осмысления.




Работа с текстом: преобразование и интерпретация информации


Выпускник научится:

структурировать текст, используя нумерацию страниц, списки, ссылки, оглавление; проводить проверку правописания; использовать в тексте таблицы, изображения;

—  преобразовывать текст, используя новые формы представления информации: формулы, графики, диаграммы, таблицы (в том числе динамические, электронные, в частности в практических задачах), переходить от одного представления данных к другому;

—  интерпретировать текст:

— сравнивать и противопоставлять заключённую в тексте информацию разного характера;

— обнаруживать в тексте доводы в подтверждение выдвинутых тезисов;

— делать выводы из сформулированных посылок;

— выводить заключение о намерении автора или главной мысли текста.

Выпускник получит возможность научиться:

— выявлять имплицитную информацию текста на основе сопоставления иллюстративного материала с информацией текста, анализа подтекста (использованных языковых средств и структуры текста).



Работа с текстом: оценка информации


Выпускник научится:

— откликаться на содержание текста:

— связывать информацию, обнаруженную в тексте, со знаниями из других источников;

— оценивать утверждения, сделанные в тексте, исходя из своих представлений о мире;

— находить доводы в защиту своей точки зрения;

— откликаться на форму текста: оценивать не только содержание текста, но и его форму, а в целом — мастерство его исполнения;

— на основе имеющихся знаний, жизненного опыта подвергать сомнению достоверность имеющейся информации, обнаруживать недостоверность получаемой информации, пробелы в информации и находить пути восполнения этих пробелов;

— в процессе работы с одним или несколькими источниками выявлять содержащуюся в них противоречивую, конфликтную информацию;

— использовать полученный опыт восприятия информационных объектов для обогащения чувственного опыта, высказывать оценочные суждения и свою точку зрения о полученном сообщении (прочитанном тексте).

Выпускник получит возможность научиться:

— критически относиться к рекламной информации;

— находить способы проверки противоречивой информации;

— определять достоверную информацию в случае наличия противоречивой или конфликтной ситуации.


Пути достижения планируемых результатов освоения обучающимися курса «Основы смыслового чтения»

  1. Урочная деятельность

Возрастная группа

Научатся

Предметы

Стратегии

Работа с текстом: поиск информации и понимание прочитанного

5-6 классы

Ориентироваться в содержании текста и понимать его целостный смысл:

- определять главную тему, общую цель или назначение текста;

- выбирать из текста или придумать заголовок, соответствующий содержанию и общему смыслу текста;

- формулировать тезис, выражающий общий смысл текста;

- объяснять порядок частей/инструкций, содержащихся в тексте;

- находить в тексте требуемую информацию

- решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи, требующие полного и критического понимания текста:

- определять назначение разных видов текстов;

- ставить перед собой цель чтения, направляя внимание на полезную в данный момент информацию;

- различать темы и подтемы специального текста;

- выделять не только главную, но и избыточную информацию;

- прогнозировать последовательность изложения идей текста;

- сопоставлять разные точки зрения и разные источники информации по заданной теме;

- понимать душевное состояние персонажей текста, сопереживать им.

Литература, русский язык, история, ОБЖ, природоведение, география, ИЗО, технология, математика, биология, музыка, иностранный язык, информатика, обществознание

Интерактивные подходы (упражнения, задания)

Развитие критического мышления через чтение и письмо (инсерт, бортовой журнал, таблица «З – Х – У», «Чтение про себя», «Чтение в кружок», «Чтение про себя с вопросами», «Чтение с остановками»


7-9 классы

Предвосхищать содержание предметного плана текста по заголовку и с опорой на предыдущий опыт;

сопоставлять разные точки зрения и разные источники информации по заданной теме;

выполнять смысловое свёртывание выделенных фактов и мыслей;

формировать на основе текста систему аргументов (доводов) для обоснования определённой позиции;

понимать душевное состояние персонажей текста, сопереживать им;

организовывать поиск информации:

-приобрести первичный опыт критического отношения к получаемой информации, сопоставления её с информацией из других источников и имеющимся жизненным опытом.

Овладеть элементарными навыками чтения информации, представленной в наглядно-символической форме, приобретёт опыт работы с текстами, содержащими рисунки, таблицы, диаграммы, схемы.


Литература, русский язык, история, ОБЖ, география, ИЗО, технология, математика, биология, музыка, иностранный язык, информатика, обществознание

Словарная карта, групповая работа, инсерт, кластеры, организация дискуссий «Чтение про себя с пометками» «Отношения между вопросом и ответом», «Тайм - аут»

Работа с текстом: преобразование и интерпретация информации

5-6 классы

Структурировать текст, используя нумерацию страниц, списки, ссылки, оглавление;

  • проводить проверку правописания; использовать в тексте таблицы, изображения;

  • преобразовывать текст, используя новые формы представления информации: формулы, графики, диаграммы, таблицы (в том числе динамические, электронные, в частности в практических задачах), переходить от одного представления данных к другому;

  • интерпретировать текст:

- сравнивать и противопоставлять заключённую в тексте информацию разного характера;

- обнаруживать в тексте доводы в подтверждение выдвинутых тезисов;

- делать выводы из сформулированных посылок;

- выводить заключение о намерении автора или главной мысли текста.


Литература, русский язык, история, ОБЖ, природоведение, география, ИЗО, технология, математика, биология, музыка, иностранный язык, информатика, обществознание

Развитие критического мышления через чтение и письмо (чтение с остановками)




«Список тем книги»

«Черты характера»

«Синквейн»


7-9 классы

 Выявлять имплицитную информацию текста на основе сопоставления иллюстративного материала с информацией текста, анализа подтекста (использованных языковых средств и структуры текста).


Литература, русский язык, история, ОБЖ, география, ИЗО, технология, математика, биология, музыка, иностранный язык, информатика, обществознание

Визуальные методы организации материала, таблица «Кто?Что?, Когда?, Где?, Почему?», Бортовой журнал

Работа с текстом: оценка информации

5-6 классы

Откликаться на содержание текста:

  • связывать информацию, обнаруженную в тексте, со знаниями из других источников;

  • оценивать утверждения, сделанные в тексте, исходя из своих представлений о мире;

  • откликаться на форму текста: оценивать не только содержание текста, но и его форму, а в целом — мастерство его исполнения.

Литература, русский язык, история, ОБЖ, природоведение, география, ИЗО, технология, математика, биология, музыка, иностранный язык, информатика, обществознание

Интерактивные подходы

Логические цепочки

Инсерт

Тайм – аут

Вопросы после текста

Проверочный лист

7-9 классы

На основе имеющихся знаний, жизненного опыта подвергать сомнению достоверность имеющейся информации, обнаруживать недостоверность получаемой информации, пробелы в информации и находить пути восполнения этих пробелов.

В процессе работы с одним или несколькими источниками выявлять содержащуюся в них противоречивую, конфликтную информацию;

  • использовать полученный опыт восприятия информационных объектов для обогащения чувственного опыта, высказывать оценочные суждения и свою точку зрения о полученном сообщении (прочитанном тексте).
     
    критически относиться к рекламной информации;

  • находить способы проверки противоречивой информации;
     
    определять достоверную информацию.

Литература, русский язык, история, ОБЖ, география, ИЗО, технология, математика, биология, музыка, иностранный язык, информатика, обществознание

Кластеры, логические цепочки, инсерт, приём «Плюс – минус – Интересно»

Стратегия решения проблем «Идеал»

Система оценки достижения планируемых результатов


Из требований к метапредметным результатам:

  • демонстрировать отдельные навыки смыслового чтения текстов различных стилей и жанров;

  • осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации;

  • составлять тексты в устной и письменной формах;

Усложнение требований от начальной школы к основной

  • в ожидаемых умениях (новых, более сложных на уровне основной школы);

  • в усложнении содержания (состава, структуры) предлагаемых для чтения текстов при сохранении одинаковых (на формальном уровне) требований.


Для этого необходимы следующие аспекты работы:

Для учителей

1. Анкетирование для определения читательской компетентности педагогов.

2. Мониторинг с целью выявления уровня сформированности смыслового чтения.

3. Практикум по подготовке заданий с включением аспектов по смысловому чтению.

Для обучающихся

1. Мониторинг чтения с целью определения качества чтения.

2. Развитие навыков смыслового чтения через самостоятельную работу с текстом.

3.Показатели участия в конкурсах, научно-практических конференциях, олимпиадах и др



Содержательный аспект


В основе реализации основ смыслового чтения лежит системно-деятельностный подход, который предполагает воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, инновационной экономики, задачам построения российского гражданского общества на основе принципов толерантности, диалога культур.

В основной школе при изучении всех предметов будет продолжена работа по формированию и развитию основ читательской компетенции:

Обучающиеся овладеют чтением как средством осуществления своих дальнейших планов: продолжения образования и самообразования, осознанного планирования своего актуального и перспективного круга чтения, в том числе досугового, подготовки к трудовой и социальной деятельности. У выпускников будет сформирована потребность в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире, гармонизации отношений.

В сфере развития личностных универсальных учебных действий приоритетное внимание уделяется формированию:

— основ гражданской идентичности личности (включая когнитивный, эмоционально-ценностный и поведенческий компоненты);

— основ социальных компетенций (включая ценностно-смысловые блоки)

Учащиеся усовершенствуют технику чтения и приобретут устойчивый навык осмысленного чтения, получат возможность приобрести навык рефлексивного чтения. Учащиеся овладеют различными видами и типами чтения: ознакомительным, изучающим, просмотровым, поисковым и выборочным; выразительным чтением; коммуникативным чтением вслух и про себя; учебным и самостоятельным чтением. Они овладеют основными стратегиями чтения художественных и других видов текстов и будут способны выбрать стратегию чтения, отвечающую конкретной учебной задаче.

В частности, формированию готовности и способности к выбору направления профильного образования способствуют:

— целенаправленное формирование интереса к изучаемым областям знания и видам деятельности, педагогическая поддержка любознательности и избирательности интересов;

— реализация уровневого подхода как в преподавании (на основе дифференциации требований к освоению учебных программ и достижению планируемых результатов), так и в оценочных процедурах (на основе дифференциации содержания проверочных заданий и/или критериев оценки достижения планируемых результатов на базовом и повышенных уровнях);

— формирование навыков взаимо- и самооценки, навыков рефлексии на основе использования критериальной системы оценки;

— организация системы проб подростками своих возможностей (в том числе предпрофессиональных проб) за счёт использования дополнительных возможностей образовательного процесса, в том числе: факультативов, вводимых образовательным учреждением; программы формирования ИКТ-компетентности школьников; программы учебно-исследовательской и проектной деятельности; программы внеурочной деятельности; программы профессиональной ориентации; программы экологического образования; программы дополнительного образования, иных возможностей образовательного учреждения;

— целенаправленное формирование в курсе технологии представлений о рынке труда и требованиях, предъявляемых различными массовыми востребованными профессиями к подготовке и личным качествам будущего труженика;

— приобретение практического опыта пробного проектирования жизненной и профессиональной карьеры на основе соотнесения своих интересов, склонностей, личностных качеств, уровня подготовки с требованиями профессиональной деятельности.

В сфере развития регулятивных универсальных учебных действий приоритетное внимание уделяется формированию действий целеполагания, включая способность ставить новые учебные цели и задачи, планировать их реализацию, в том числе во внутреннем плане, осуществлять выбор эффективных путей и средств достижения целей, контролировать и оценивать свои действия как по результату, так и по способу действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение.

Ведущим способом решения этой задачи является формирование способности к проектированию.

В сфере развития коммуникативных универсальных учебных действий приоритетное внимание уделяется:

— формированию действий по организации и планированию учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, умений работать в группе и приобретению опыта такой работы, практическому освоению морально-этических и психологических принципов общения и сотрудничества;

— практическому освоению умений, составляющих основу коммуникативной компетентности:

ставить и решать многообразные коммуникативные задачи;

действовать с учётом позиции другого и уметь согласовывать свои действия;

устанавливать и поддерживать необходимые контакты с другими людьми; удовлетворительно владеть нормами и техникой общения;

определять цели коммуникации, оценивать ситуацию, учитывать намерения и способы коммуникации партнёра, выбирать адекватные стратегии коммуникации;

— развитию речевой деятельности, приобретению опыта использования речевых средств для регуляции умственной деятельности, приобретению опыта регуляции собственного речевого поведения как основы коммуникативной компетентности.

В сфере развития познавательных универсальных учебных действий приоритетное внимание уделяется

— развитию основ смыслового чтения и работе с информацией;

— практическому освоению методов познания, используемых в различных областях знания и сферах культуры, соответствующего им инструментария и понятийного аппарата, регулярному обращению в учебном процессе к использованию общеучебных умений, знаково-символических средств, широкого спектра логических действий и операций.

При изучении учебных предметов обучающиеся усовершенствуют приобретённые на первой ступени навыки работы с информацией и пополнят их. Они смогут работать с текстами, преобразовывать и интерпретировать содержащуюся в них информацию, в том числе:

— систематизировать, сопоставлять, анализировать, обобщать и интерпретировать информацию, содержащуюся в готовых информационных объектах;

— выделять главную и избыточную информацию, выполнять смысловое свёртывание выделенных фактов, мыслей; представлять информацию в сжатой словесной форме (в виде плана или тезисов) и в наглядно-символической форме (в виде таблиц, графических схем и диаграмм, карт понятий — концептуальных диаграмм, опорных конспектов);

— заполнять и дополнять таблицы, схемы, диаграммы, тексты.

Обучающиеся усовершенствуют навык поиска информации в компьютерных и некомпьютерных источниках информации, приобретут навык формулирования запросов и опыт использования поисковых машин. Они научатся осуществлять поиск информации в Интернете, школьном информационном пространстве, базах данных и на персональном компьютере с использованием поисковых сервисов, строить поисковые запросы в зависимости от цели запроса и анализировать результаты поиска.

Обучающиеся приобретут потребность поиска дополнительной информации для решения учебных задач и самостоятельной познавательной деятельности; освоят эффективные приёмы поиска, организации и хранения информации на персональном компьютере, в информационной среде учреждения и в Интернете; приобретут первичные навыки формирования и организации собственного информационного пространства.

Они усовершенствуют умение передавать информацию в устной форме, сопровождаемой аудиовизуальной поддержкой, и в письменной форме гипермедиа (т. е. сочетания текста, изображения, звука, ссылок между разными информационными компонентами).

Обучающиеся смогут использовать информацию для установления причинно-следственных связей и зависимостей, объяснений и доказательств фактов в различных учебных и практических ситуациях, ситуациях моделирования и проектирования.

Выпускники получат возможность научиться строить умозаключения и принимать решения на основе самостоятельно полученной информации, а также освоить опыт критического отношения к получаемой информации на основе её сопоставления с информацией из других источников и с имеющимся жизненным опытом.



Словарь терминов:

1.Интерпретация – истолкование, объяснение.

2.Неперсонифицированная информация – не направленная на личностное изучение.

3.Имплицитная мысль текста – неявно выраженная, скрытая мысль.

4.Фрейм - когнитивная структура, рассматриваемая как выстроенная система знаний об обозначаемом.

Список литературы:


1. Примерная основная общеобразовательная программа общеобразовательноо учреждения. Основная школа / (сост. Е.С. Савинов). – М.: Просвещение, 2011.

2. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования /М – во образования и науки Рос. Федерации. – М.: Просвещение, 2011. – 48 с.

3. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя / [А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская]; под ред. А. Г. Асмолова. – 2 – е изд. – М.: Просвещение, 2011.- 159с.

4. Развитие критического мышления на уроке: пособое для учителей общеобразоват. учреждений / С.И. Заир – Бек, И.В. Муштавинская. – 2 – е изд.. дораб. – М.: Просвещение, 2011.- 223 с.

5. Обучение стратегиям чтения в 5-9 классах: как реализовать ФГОС.

Пособие для учителя / Н.Н. Сметанникова.- М. : Баласс, 2011.








1 Н.Н. Сметанникова. Обучение стратегиям чтения в 5-9 классах: как реализовать ФГОС. - Пособие для учителя: М., 2011,с.128

  • Русский язык и литература
Описание:

Пояснительная записка

Рабочая программа специального учебного курса «Основы смыслового чтения» для основного общего образования разработана в соответствии со стандартом общего образования с учётом примерной основной образовательной программы

нормативных документов:

1.Об образовании в Российской Федерации: Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ.

2.Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» : постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. № 189, г. Москва ; зарегистрировано в Минюсте РФ 3 марта 2011 г.

3.Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2013/14 учебный год: приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 19 декабря 2012 г. № 1067, г. Москва.

4.Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения: письмо департамента общего образования Министерства образования науки Российской Федерации от 01 ноября 2011 г. № 03-776.

5.Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования: приказ Минобрнауки России от 17 декабря 2010 г. № 1897.

6.Основная образовательная программа основного общего образования МКОУ Водинская ООШ

Данная программа ориентирована на развитие навыков работы с текстом, воспитание и развитие обучающихся с учетом их индивидуальных (возрастных, физиологических, психологических, интеллектуальных и других) особенностей, образовательных потребностей и возможностей, личностных склонностей. Это достигается путем создания благоприятных условий для умственного, нравственного, эмоционального и физического развития каждого школьника. Педагогическая система базируется на раннем выявлении склонностей, интересов, природных задатков детей, которая в дальнейшем позволит развитие универсальных компетентностей обучающихся.

Данная программа является составной частью основной образовательной программы МКОУ Водинской ООШ

Цель программы:

воспитание грамотного компетентного читателя, воспитание человека, имеющего стойкую привычку к познанию мира и самого себя, человека с высоким уровнем языковой культуры, культуры чувств и мышления.

Задачи программы на ступени основного общего образования:

1. Поддерживать интерес к чтению, сложившийся в начальной школе, формировать духовную и интеллектуальную потребность читать.

2. Обеспечивать общее развитие школьника, глубокое понимание научных и художественных текстов различного уровня сложности.

3. Обеспечивать осмысление текстовой информации, учить приобретать и систематизировать научные знания.

4. Развивать функциональную грамотность (способность учащихся свободно использовать навыки чтения и письма для получения текстовой информации, умения пользоваться различными видами чтения).

5. Развивать чувство языка, умения и навыки связной речи, речевую культуру.

Данная программа является одним из разделов образовательной программы ООО и логическим продолжением образовательной программы НОО. В ходе реализации ООП НОО при изучении всех учебных предметов выпускники начальной школы приобретут в процессе чтения первичные навыки работы с содержащейся в текстах информацией.

У выпускников будут развиты такие читательские действия, как поиск информации, выделение нужной для решения практической или учебной задачи информации, систематизация, сопоставление, анализ и обобщение имеющихся в тексте идей и информации, их интерпретация и преобразование.

Выпускники получат возможность научиться самостоятельно организовывать поиск информации и приобретут первичный опыт критического отношения к получаемой информации.

Как часть образовательной области УУД «Основы смыслового чтения» тесно связана с учебными образовательными программами и способствует формированию следующих умений:

1. Овладение функциональной грамотностью (различными видами чтения: изучающим, ознакомительным, просмотровым; гибким чтением; умениями извлекать, преобразовывать и использовать текстовую информацию).

2. Овладение навыками и умениями понимания и анализа текстов разных видов.

3. Овладение продуктивными умениями различных видов устной и письменной речи.

4.Определение и объяснение собственной интерпретации прочитанного (истолкования и эмоционально-оценочного отношения).

5. Восприятие и характеристика текста как произведения искусства.

6. Приобретение, систематизация и использование сведений по теории и истории текста.

Для формирования данных умений важно овладеть следующими видами деятельности[1]:

  • Предтекстовая деятельность
  • Текстовая деятельность
  • Послетекстовая деятельность

Для получения обучающимися организованной информации при чтении учителю важно выработать навыки логико-смысловой структуры текста, представляющей собой 6 фреймов:


  • 1.Понятие и его определение
  • «Аналогия. Графический организатор»
  • «Бортовой журнал»
  • «Возможные предложения текста»
  • «Карта осмысления содержания текста»
  • «Классификация информации»
  • «Магнитная карточка текста»
  • «Мозговой штурм»
  • «Межпредметные связи текста»
  • «Обсуждение текста в парах»
  • «Обзор словаря»
  • «Организатор ведения записей»
  • «Пирамида»
  • «Расшифровка текста»
  • «Создание представления»
  • «Словарное дерево»
  • «Шаблоны»
  • 2.Проблема и её решения
  • «Проблемная ситуация»
  • «Схема изменений»
  • «Узелок на память»
  • «Бортовой журнал»
  • «Расшифровка текста»
  • 3.Причина и следствие
  • «Обсуждение текста в парах»
  • «Узелок на память»
  • «Бортовой журнал»
  • 4.Сравнение / сопоставление
  • «Аналогия. Графический организатор»
  • «Бортовой журнал»
  • «Организатор ведения записей»
  • «Паутина обсуждений»
  • «Пирамида»
  • «Различный взгляд на явления»
  • «Схема изменений»
  • «Таблица исследования»
  • «Шаблон»
  • 5.Суждение и его аргументация
  • «Паутина обсуждений»
  • «Мозговой штурм»
  • «Критическая оценка текста»
  • «Таблица исследования»
  • 6.Цель – действие – результат
  • «Бортовой журнал»
  • «З – Х – У»
  • «Карта рассказа»
  • «Мозаика»
  • «Организатор ведения записей»
  • «Отношение между вопросом и ответом»
  • «Путешествие по главам книги»
  • «Спроси автора»
  • «Чтение с пометками»
  • «Чтение с вопросами»

Планируемые результаты освоения обучающимися основ смыслового чтения

Чтение. Работа с текстом (метапредметные результаты)

В результате изучения всех без исключения учебных предметов на ступени общего образования выпускник

научится

работать с текстовой информацией в процессе чтения литературных, учебных, научно-познавательных текстов, инструкций, соответствующих возрасту;

— осознанно читать тексты с целью удовлетворения познавательного интереса, освоения и использования информации;

— элементарным навыкам чтения информации, представленной в наглядно-символической форме, приобретёт опыт работы с текстами, содержащими рисунки, таблицы, диаграммы, схемы;

овладеет такими читательскими действиями, как поиск информации, выделение нужной для решения практической или учебной задачи информации, систематизация, сопоставление, анализ и обобщение имеющихся в тексте идей и информации, интерпретация и преобразование этих идей и информации.

использовать полученную из разного вида текстов информацию для установления несложных причинно-следственных связей и зависимостей, объяснения, обоснования утверждений, а также принятия решений в простых учебных и практических ситуациях.

Выпускник получит возможность научиться: самостоятельно организовывать поиск информации;

приобретёт первичный опыт критического отношения к получаемой информации, сопоставления её с информацией из других источников и имеющимся жизненным опытом.

Работа с текстом: поиск информации и понимание прочитанного

Выпускник научится:

— ориентироваться в содержании текста и понимать его целостный смысл:

— определять главную тему, общую цель или назначение текста;

— выбирать из текста или придумывать заголовок, соответствующий содержанию и общему смыслу текста;

— формулировать тезис, выражающий общий смысл текста;

— предвосхищать содержание предметного плана текста по заголовку и с опорой на предыдущий опыт;

— объяснять порядок частей/инструкций, содержащихся в тексте;

— сопоставлять основные текстовые и внетекстовые компоненты: обнаруживать соответствие между частью текста и его общей идеей, сформулированной вопросом, объяснять назначение карты, рисунка, пояснять части графика или таблицы и т. д.;

— находить в тексте требуемую информацию (пробегать текст глазами, определять его основные элементы, сопоставлять формы выражения информации в запросе и в самом тексте, устанавливать, являются ли они тождественными или синонимическими, находить необходимую единицу информации в тексте);

— решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи, требующие полного и критического понимания текста:

— определять назначение разных видов текстов;

— ставить перед собой цель чтения, направляя внимание на полезную в данный момент информацию;

— различать темы и подтемы специального текста;

— выделять не только главную, но и избыточную информацию;

— прогнозировать последовательность изложения идей текста;

— сопоставлять разные точки зрения и разные источники информации по заданной теме;

— выполнять смысловое свёртывание выделенных фактов и мыслей;

— формировать на основе текста систему аргументов (доводов) для обоснования определённой позиции;

— понимать душевное состояние персонажей текста, сопереживать им.

Выпускник получит возможность научиться:

— анализировать изменения своего эмоционального состояния в процессе чтения, получения и переработки полученной информации и её осмысления.

Работа с текстом: преобразование и интерпретация информации

Выпускник научится:

— структурировать текст, используя нумерацию страниц, списки, ссылки, оглавление; проводить проверку правописания; использовать в тексте таблицы, изображения;

— преобразовывать текст, используя новые формы представления информации: формулы, графики, диаграммы, таблицы (в том числе динамические, электронные, в частности в практических задачах), переходить от одного представления данных к другому;

— интерпретировать текст:

— сравнивать и противопоставлять заключённую в тексте информацию разного характера;

— обнаруживать в тексте доводы в подтверждение выдвинутых тезисов;

— делать выводы из сформулированных посылок;

— выводить заключение о намерении автора или главной мысли текста.

Выпускник получит возможность научиться:

— выявлять имплицитную информацию текста на основе сопоставления иллюстративного материала с информацией текста, анализа подтекста (использованных языковых средств и структуры текста).

Работа с текстом: оценка информации

Выпускник научится:

— откликаться на содержание текста:

— связывать информацию, обнаруженную в тексте, со знаниями из других источников;

— оценивать утверждения, сделанные в тексте, исходя из своих представлений о мире;

— находить доводы в защиту своей точки зрения;

— откликаться на форму текста: оценивать не только содержание текста, но и его форму, а в целом — мастерство его исполнения;

— на основе имеющихся знаний, жизненного опыта подвергать сомнению достоверность имеющейся информации, обнаруживать недостоверность получаемой информации, пробелы в информации и находить пути восполнения этих пробелов;

— в процессе работы с одним или несколькими источниками выявлять содержащуюся в них противоречивую, конфликтную информацию;

— использовать полученный опыт восприятия информационных объектов для обогащения чувственного опыта, высказывать оценочные суждения и свою точку зрения о полученном сообщении (прочитанном тексте).

Выпускник получит возможность научиться:

— критически относиться к рекламной информации;

— находить способы проверки противоречивой информации;

— определять достоверную информацию в случае наличия противоречивой или конфликтной ситуации.

Пути достижения планируемых результатов освоения обучающимися курса «Основы смыслового чтения»

  • 1.Урочная деятельность

Возрастная группа

Научатся

Предметы

Стратегии

Работа с текстом: поиск информации и понимание прочитанного

5-6 классы

Ориентироваться в содержании текста и понимать его целостный смысл:

- определять главную тему, общую цель или назначение текста;

- выбирать из текста или придумать заголовок, соответствующий содержанию и общему смыслу текста;

- формулировать тезис, выражающий общий смысл текста;

- объяснять порядок частей/инструкций, содержащихся в тексте;

- находить в тексте требуемую информацию

- решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи, требующие полного и критического понимания текста:

- определять назначение разных видов текстов;

- ставить перед собой цель чтения, направляя внимание на полезную в данный момент информацию;

- различать темы и подтемы специального текста;

- выделять не только главную, но и избыточную информацию;

- прогнозировать последовательность изложения идей текста;

- сопоставлять разные точки зрения и разные источники информации по заданной теме;

- понимать душевное состояние персонажей текста, сопереживать им.

Литература, русский язык, история, ОБЖ, природоведение, география, ИЗО, технология, математика, биология, музыка, иностранный язык, информатика, обществознание

Интерактивные подходы (упражнения, задания)

Развитие критического мышления через чтение и письмо (инсерт, бортовой журнал, таблица «З – Х – У», «Чтение про себя», «Чтение в кружок», «Чтение про себя с вопросами», «Чтение с остановками»

7-9 классы

Предвосхищать содержание предметного плана текста по заголовку и с опорой на предыдущий опыт;

сопоставлять разные точки зрения и разные источники информации по заданной теме;

выполнять смысловое свёртывание выделенных фактов и мыслей;

формировать на основе текста систему аргументов (доводов) для обоснования определённой позиции;

понимать душевное состояние персонажей текста, сопереживать им;

организовывать поиск информации:

-приобрести первичный опыт критического отношения к получаемой информации, сопоставления её с информацией из других источников и имеющимся жизненным опытом.

Овладеть элементарными навыками чтения информации, представленной в наглядно-символической форме, приобретёт опыт работы с текстами, содержащими рисунки, таблицы, диаграммы, схемы.

Литература, русский язык, история, ОБЖ, география, ИЗО, технология, математика, биология, музыка, иностранный язык, информатика, обществознание

Словарная карта, групповая работа, инсерт, кластеры, организация дискуссий «Чтение про себя с пометками» «Отношения между вопросом и ответом», «Тайм - аут»

Работа с текстом: преобразование и интерпретация информации

5-6 классы

Структурировать текст, используя нумерацию страниц, списки, ссылки, оглавление;

  • проводить проверку правописания; использовать в тексте таблицы, изображения;
  • преобразовывать текст, используя новые формы представления информации: формулы, графики, диаграммы, таблицы (в том числе динамические, электронные, в частности в практических задачах), переходить от одного представления данных к другому;
  • интерпретировать текст:

- сравнивать и противопоставлять заключённую в тексте информацию разного характера;

- обнаруживать в тексте доводы в подтверждение выдвинутых тезисов;

- делать выводы из сформулированных посылок;

- выводить заключение о намерении автора или главной мысли текста.

Литература, русский язык, история, ОБЖ, природоведение, география, ИЗО, технология, математика, биология, музыка, иностранный язык, информатика, обществознание

Развитие критического мышления через чтение и письмо (чтение с остановками)

«Список тем книги»

«Черты характера»

«Синквейн»

7-9 классы

Выявлять имплицитную информацию текста на основе сопоставления иллюстративного материала с информацией текста, анализа подтекста (использованных языковых средств и структуры текста).

Литература, русский язык, история, ОБЖ, география, ИЗО, технология, математика, биология, музыка, иностранный язык, информатика, обществознание

Визуальные методы организации материала, таблица «Кто?Что?, Когда?, Где?, Почему?», Бортовой журнал

Работа с текстом: оценка информации

5-6 классы

Откликаться на содержание текста:

связывать информацию, обнаруженную в тексте, со знаниями из других источников;

оценивать утверждения, сделанные в тексте, исходя из своих представлений о мире;

откликаться на форму текста: оценивать не только содержание текста, но и его форму, а в целом — мастерство его исполнения.

Литература, русский язык, история, ОБЖ, природоведение, география, ИЗО, технология, математика, биология, музыка, иностранный язык, информатика, обществознание

Интерактивные подходы

Логические цепочки

Инсерт

Тайм – аут

Вопросы после текста

Проверочный лист

7-9 классы

На основе имеющихся знаний, жизненного опыта подвергать сомнению достоверность имеющейся информации, обнаруживать недостоверность получаемой информации, пробелы в информации и находить пути восполнения этих пробелов.

В процессе работы с одним или несколькими источниками выявлять содержащуюся в них противоречивую, конфликтную информацию;

  • использовать полученный опыт восприятия информационных объектов для обогащения чувственного опыта, высказывать оценочные суждения и свою точку зрения о полученном сообщении (прочитанном тексте).
    критически относиться к рекламной информации;
  • находить способы проверки противоречивой информации;
    определять достоверную информацию.

Литература, русский язык, история, ОБЖ, география, ИЗО, технология, математика, биология, музыка, иностранный язык, информатика, обществознание

Кластеры, логические цепочки, инсерт, приём «Плюс – минус – Интересно»

Стратегия решения проблем «Идеал»

Система оценки достижения планируемых результатов

Из требований к метапредметным результатам:

демонстрировать отдельные навыки смыслового чтения текстов различных стилей и жанров;

осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации;

составлять тексты в устной и письменной формах;

Усложнение требований от начальной школы к основной

в ожидаемых умениях (новых, более сложных на уровне основной школы);

в усложнении содержания (состава, структуры) предлагаемых для чтения текстов при сохранении одинаковых (на формальном уровне) требований.

Для этого необходимы следующие аспекты работы:

Для учителей

1. Анкетирование для определения читательской компетентности педагогов.

2. Мониторинг с целью выявления уровня сформированности смыслового чтения.

3. Практикум по подготовке заданий с включением аспектов по смысловому чтению.

Для обучающихся

1. Мониторинг чтения с целью определения качества чтения.

  • 2. Развитие навыков смыслового чтения через самостоятельную работу с текстом.
  • 3.Показатели участия в конкурсах, научно-практических конференциях, олимпиадах и др

Содержательный аспект

В основе реализации основ смыслового чтения лежит системно-деятельностный подход, который предполагает воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, инновационной экономики, задачам построения российского гражданского общества на основе принципов толерантности, диалога культур.

В основной школе при изучении всех предметов будет продолжена работа по формированию и развитию основ читательской компетенции:

Обучающиеся овладеют чтением как средством осуществления своих дальнейших планов: продолжения образования и самообразования, осознанного планирования своего актуального и перспективного круга чтения, в том числе досугового, подготовки к трудовой и социальной деятельности. У выпускников будет сформирована потребность в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире, гармонизации отношений.

В сфере развития личностных универсальных учебных действий приоритетное внимание уделяется формированию:

— основ гражданской идентичности личности (включая когнитивный, эмоционально-ценностный и поведенческий компоненты);

— основ социальных компетенций (включая ценностно-смысловые блоки)

Учащиеся усовершенствуют технику чтения и приобретут устойчивый навык осмысленного чтения, получат возможность приобрести навык рефлексивного чтения. Учащиеся овладеют различными видами и типами чтения: ознакомительным, изучающим, просмотровым, поисковым и выборочным; выразительным чтением; коммуникативным чтением вслух и про себя; учебным и самостоятельным чтением. Они овладеют основными стратегиями чтения художественных и других видов текстов и будут способны выбрать стратегию чтения, отвечающую конкретной учебной задаче.

В частности, формированию готовности и способности к выбору направления профильного образования способствуют:

— целенаправленное формирование интереса к изучаемым областям знания и видам деятельности, педагогическая поддержка любознательности и избирательности интересов;

— реализация уровневого подхода как в преподавании (на основе дифференциации требований к освоению учебных программ и достижению планируемых результатов), так и в оценочных процедурах (на основе дифференциации содержания проверочных заданий и/или критериев оценки достижения планируемых результатов на базовом и повышенных уровнях);

— формирование навыков взаимо- и самооценки, навыков рефлексии на основе использования критериальной системы оценки;

— организация системы проб подростками своих возможностей (в том числе предпрофессиональных проб) за счёт использования дополнительных возможностей образовательного процесса, в том числе: факультативов, вводимых образовательным учреждением; программы формирования ИКТ-компетентности школьников; программы учебно-исследовательской и проектной деятельности; программы внеурочной деятельности; программы профессиональной ориентации; программы экологического образования; программы дополнительного образования, иных возможностей образовательного учреждения;

— целенаправленное формирование в курсе технологии представлений о рынке труда и требованиях, предъявляемых различными массовыми востребованными профессиями к подготовке и личным качествам будущего труженика;

— приобретение практического опыта пробного проектирования жизненной и профессиональной карьеры на основе соотнесения своих интересов, склонностей, личностных качеств, уровня подготовки с требованиями профессиональной деятельности.

В сфере развития регулятивных универсальных учебных действий приоритетное внимание уделяется формированию действий целеполагания, включая способность ставить новые учебные цели и задачи, планировать их реализацию, в том числе во внутреннем плане, осуществлять выбор эффективных путей и средств достижения целей, контролировать и оценивать свои действия как по результату, так и по способу действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение.

Ведущим способом решения этой задачи является формирование способности к проектированию.

В сфере развития коммуникативных универсальных учебных действий приоритетное внимание уделяется:

— формированию действий по организации и планированию учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, умений работать в группе и приобретению опыта такой работы, практическому освоению морально-этических и психологических принципов общения и сотрудничества;

— практическому освоению умений, составляющих основу коммуникативной компетентности:

— ставить и решать многообразные коммуникативные задачи;

— действовать с учётом позиции другого и уметь согласовывать свои действия;

— устанавливать и поддерживать необходимые контакты с другими людьми; удовлетворительно владеть нормами и техникой общения;

— определять цели коммуникации, оценивать ситуацию, учитывать намерения и способы коммуникации партнёра, выбирать адекватные стратегии коммуникации;

— развитию речевой деятельности, приобретению опыта использования речевых средств для регуляции умственной деятельности, приобретению опыта регуляции собственного речевого поведения как основы коммуникативной компетентности.

В сфере развития познавательных универсальных учебных действий приоритетное внимание уделяется

— развитию основ смыслового чтения и работе с информацией;

— практическому освоению методов познания, используемых в различных областях знания и сферах культуры, соответствующего им инструментария и понятийного аппарата, регулярному обращению в учебном процессе к использованию общеучебных умений, знаково-символических средств, широкого спектра логических действий и операций.

При изучении учебных предметов обучающиеся усовершенствуют приобретённые на первой ступени навыки работы с информацией и пополнят их. Они смогут работать с текстами, преобразовывать и интерпретировать содержащуюся в них информацию, в том числе:

— систематизировать, сопоставлять, анализировать, обобщать и интерпретировать информацию, содержащуюся в готовых информационных объектах;

— выделять главную и избыточную информацию, выполнять смысловое свёртывание выделенных фактов, мыслей; представлять информацию в сжатой словесной форме (в виде плана или тезисов) и в наглядно-символической форме (в виде таблиц, графических схем и диаграмм, карт понятий — концептуальных диаграмм, опорных конспектов);

— заполнять и дополнять таблицы, схемы, диаграммы, тексты.

Обучающиеся усовершенствуют навык поиска информации в компьютерных и некомпьютерных источниках информации, приобретут навык формулирования запросов и опыт использования поисковых машин. Они научатся осуществлять поиск информации в Интернете, школьном информационном пространстве, базах данных и на персональном компьютере с использованием поисковых сервисов, строить поисковые запросы в зависимости от цели запроса и анализировать результаты поиска.

Обучающиеся приобретут потребность поиска дополнительной информации для решения учебных задач и самостоятельной познавательной деятельности; освоят эффективные приёмы поиска, организации и хранения информации на персональном компьютере, в информационной среде учреждения и в Интернете; приобретут первичные навыки формирования и организации собственного информационного пространства.

Они усовершенствуют умение передавать информацию в устной форме, сопровождаемой аудиовизуальной поддержкой, и в письменной форме гипермедиа (т. е. сочетания текста, изображения, звука, ссылок между разными информационными компонентами).

Обучающиеся смогут использовать информацию для установления причинно-следственных связей и зависимостей, объяснений и доказательств фактов в различных учебных и практических ситуациях, ситуациях моделирования и проектирования.

Выпускники получат возможность научиться строить умозаключения и принимать решения на основе самостоятельно полученной информации, а также освоить опыт критического отношения к получаемой информации на основе её сопоставления с информацией из других источников и с имеющимся жизненным опытом.

Словарь терминов:

1.Интерпретация – истолкование, объяснение.

2.Неперсонифицированная информация – не направленная на личностное изучение.

3.Имплицитная мысль текста – неявно выраженная, скрытая мысль.

4.Фрейм - когнитивная структура, рассматриваемая как выстроенная система знаний об обозначаемом.

Список литературы:

1. Примерная основная общеобразовательная программа общеобразовательноо учреждения. Основная школа / (сост. Е.С. Савинов). – М.: Просвещение, 2011.

2. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования /М – во образования и науки Рос. Федерации. – М.: Просвещение, 2011. – 48 с.

3. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя / [А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская]; под ред. А. Г. Асмолова. – 2 – е изд. – М.: Просвещение, 2011.- 159с.

4. Развитие критического мышления на уроке: пособое для учителей общеобразоват. учреждений / С.И. Заир – Бек, И.В. Муштавинская. – 2 – е изд.. дораб. – М.: Просвещение, 2011.- 223 с.

5. Обучение стратегиям чтения в 5-9 классах: как реализовать ФГОС.

Пособие для учителя / Н.Н. Сметанникова.- М. : Баласс, 2011.



[1] Н.Н. Сметанникова. Обучение стратегиям чтения в 5-9 классах: как реализовать ФГОС. - Пособие для учителя: М., 2011,с.128

Автор Тихонова Лариса Андреевна
Дата добавления 06.01.2017
Раздел Русский язык и литература
Подраздел Другое
Просмотров 2213
Номер материала MA-069334
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

Популярные курсы