Добавить материал и получить бесплатное свидетельство о публикации
версия для слабовидящих
Главная / Информатика / рабочая программа кружка "Основы компьютерной грамоты" (1-4 классы)

рабочая программа кружка "Основы компьютерной грамоты" (1-4 классы)

Курсы профессиональной переподготовки от Московского учебного центра "Профессионал"

Специально для учителей, воспитателей и других работников системы образования только до 31 августа действуют скидки до 50% при обучении на курсах профессиональной переподготовки (184 курса на выбор).

После окончания обучения выдаётся диплом о профессиональной переподготовке установленного образца с присвоением квалификации (признаётся при прохождении аттестации по всей России).

Подайте заявку на интересующий Вас курс сейчас: ВЫБРАТЬ КУРС


Вводная часть


Данная программа кружковых занятий по курсу «Основы компьютерной грамоты» составлена на базе программы курса информатики для 1 класса начальной общеобразовательной школы (Тур С. Н., Бокучава Т. П.), программы начального курса информатики (Основам компьютерной грамоты) Н. В. Макаровой, программы по информатике и ИКТ для четырехлетней начальной школы (А. В. Горячев).

Цели кружковых занятий по курсу «Основы компьютерной грамоты»:

  • освоение знаний, составляющих начала представлений об информационной картине мира и информационных процессах, способствующих восприятию основных теоретических понятий в базовом курсе информатики и формированию алгоритмического и логического мышления;

  • овладение умением использовать компьютерную технику как практический инструмент для работы с информацией в учебной деятельности и повседневной жизни;

  • развитие первоначальных способностей ориентироваться в информационных потоках окружающего мира и применять точную и понятную инструкцию при решении учебных задач и в повседневной жизни;

  • воспитание интереса к информационной и коммуникативной деятельности, этическим нормам работы с информацией; воспитание бережного отношения к техническим устройствам.


Основные умения и навыки, которые должны быть сформированы у учащихся

по окончанию изучения данного курса


Учащиеся должны знать:

  • понятия вверх, вниз, вправо, влево;

  • понятие существенного признака предмета;

  • понятие существенного признака группы предметов;

  • понятие «лишнего» предмета в группе предметов;

  • понятие информации, ее виды и свойства;

  • понятие информационного процесса;

  • правила безопасного поведения при работе с компьютерами;

  • основные и дополнительные устройства компьютера, их назначение;

  • основные сферы применения компьютеров в жизни человека;

  • основные сведения из истории развития вычислительной техники.


Учащиеся должны уметь:

  • выделять признак, по которому произведена классификация предметов; находить закономерность в ряду предметов или чисел и продолжить этот ряд с учетом выявленной закономерности;

  • выявлять причинно-следственные связи и решать задачи, связанные с анализом исходных данных;

  • решать логические задачи, соответствующие уровню развития школьников;

  • решать задачи, связанные с конструированием изображений несложных геометрических фигур;

  • управлять простыми информационными объектами и осуществлять выбор на компьютере;

  • вводить информацию различного вида, используя клавиатуру компьютера.








Программное и учебно-методическое

оснащение учебного плана


Класс

УМК обучающихся

УМК учителя

1

Учебник-тетрадь по информатике для 1 класса/ С. Н. Тур, Т. П. Бокучава. – СПб.: БХВ-Петербург, 2009.

CD «Страна Фантазия. Первые шаги»

Методическое пособие по информатике для учителей 1 классов общеобразовательных школ. – СПб.: БХВ-Петербург, 2005.

2

CD «Страна Фантазия. 2-3-4»


3

Информатика и ИКТ (Мой инструмент – компьютер). Учебник для учащихся 3 класса/ А. В. Горячев и др. – М.: Баласс, 2009.

CD «Страна Фантазия. 2-3-4»


4

Информатика и ИКТ (Мой инструмент – компьютер). Учебник для учащихся 4 класса/ А. В. Горячев и др. – М.: Баласс, 2009.

CD «Страна Фантазия. 2-3-4»



Также на кружковых занятиях по информатике применяются клавиатурные тренажеры, компьютерные раскраски и геометрические конструкторы, компьютерные мозаики, компьютерные энциклопедии и путешествия, обучающие игры серий «Гарфильд: всё обо всём», «Развивай-ка», «Обучение с приключением».

«Баба-Яга: пойди туда, не знаю куда…» (развитие качеств мышления, внимания, памяти, координации), «Баба-Яга: за тридевять земель» (начинаем учить английский язык – в эти компьютерные игры дети играют с наибольшим интересом, удовольствием, добиваясь правильного решения.

Работа с различными редакторами (текстовым, графическим, музыкальным) дает возможность учащимся работать с информацией, представленной разными способами, а также способствует формированию понимания необходимости и назначения некоторых программ.

























Календарно-тематическое планирование

кружка по ОКГ

Класс: 1 (2 ч./нед.)

п/п

Дата

проведения занятия

Содержание занятия

Примечание

1


Знакомство с техникой безопасности при работе на компьютере. Знакомство с устройствами компьютера.

Инструктаж по ТБ


2


Наш компьютер – верный друг. Как человек использует компьютер?

Программа «Демонстрация»

3


Понятия вверх, вниз, вправо, влево.

Программа «Лабиринт»

4


Клавиатура. Курсор. Клавиши управления курсором. Клавиша ENTER.


5


Понятия верх, вниз, вправо, влево.

Программа «Лабиринт»

6


Мышь. Указатели и стрелка. Щелчок, двойной щелчок. Освоение приемов работы с мышью.

Программа «Раскрась-ка».

7


Понятия вверх, вниз, вправо, влево.

Программа «Собери картинку»

8


Сопоставление роли и назначения компьютерного и реального рабочего стола. Назначение объектов компьютерного Рабочего стола.


9


Понятия вверх, вниз, вправо, влево.

Программа «Собери картинку»

10


Понятие компьютерного меню.

Программа «Раскрась-ка».

11


Понятия вверх, вниз, вправо, влево.


12


Освоение технологии работы с меню.

CD «Страна Фантазия. Первые шаги.»

13


Понятия вверх, вниз, вправо, влево.


14


Знакомство с назначением и функциями Главного меню. Технология запуска программы из Главного меню и завершения работы программы.


15


Развитие внимания.


16


Представление об окне программы. Технология работы с окном.


17


Развитие внимания.

Программа «Раскрась-ка».

18


Технология работы с компьютерными окнами.


19


Развитие внимания.

Программа «Внимание»

20


Компьютер как средство вычислений. Считаем с помощью компьютера.

Программа «Математические бусы»

21


Развитие внимания.

Программа «Найди отличия»

22


Компьютер как средство вычислений. Считаем с помощью компьютера.

Программа «Теремок»

23


Развитие внимания.

Программа «Внимание»

24


Рисуем с помощью компьютера.


25


Развитие внимания.

Программа «Внимание»

26


Рисуем с помощью компьютера.


27


Развитие внимания. Самостоятельная работа.


28


Развитие внимания. Анализ самостоятельной работы.


29


Знакомство с графическим редактором Paint. Палитра. Панель инструментов.


30


Развитие внимания.


31


Получение дополнительных цветов.


32


Выделение существенных признаков предметов.

Программа «Третий лишний»

33


Создание простейших рисунков с помощью инструментов. Раскрашивание. Контуры.


34


Выделение существенных признаков группы предметов.

Программа «Укажи лишнего»

35


Создание простейших рисунков с помощью инструментов. Раскрашивание. Контуры.


36


Выделение существенных признаков группы предметов.


37


Редактирование рисунков.


38


Выявление закономерностей в расположении предметов.

Программа «Последовательности»

39


Конструкторы. Понятие конструирования.


40


Выявление закономерностей в расположении предметов.


41


Конструкторы. Понятие конструирования.


42


Решение логических задач. Выявление закономерностей в расположении предметов.

Программа «Счет»

43


Конструирование с помощью меню готовых форм.


44


Решение логических задач. Выявление закономерностей в расположении предметов.

Программа «Счет»

45


Конструирование с помощью меню готовых форм.


46


Решение логических задач. Выявление закономерностей в расположении предметов.

Программа «Счет»

47


Конструирование с помощью меню готовых форм.


48


Урок загадок.

Программа «Загадки – 1»

49


Что такое пиктограмма?


50


Логика и конструирование.

Программа «Танграм»

51


Лупа. Пиктограммы.


52


Логика и конструирование.

Программа «Фантазия»

53




54


Логика и конструирование.

Программа «Конструктор»

55


Конкурс рисунков.


56


Подготовка к годовой контрольной работе.

Программа «Внимание»

57


Годовая контрольная работа.

Программа «Внимание»

58


Анализ контрольной работы. Диагностика внимания и памяти.


59


Слушаем и сочиняем музыку с помощью компьютера.


60


Слушаем и сочиняем музыку с помощью компьютера.


61


Чему мы научились? Отработка простейших технических приемов обращения с компьютером, пользования обучающим программным обеспечением.


62


Чему мы научились? Отработка простейших технических приемов обращения с компьютером, пользования обучающим программным обеспечением.


63


Чему мы научились? Отработка простейших технических приемов обращения с компьютером, пользования обучающим программным обеспечением.


64


Чему мы научились? Работа с графическим редактором.


65


Чему мы научились? Работа с графическим редактором.


66, 67, 68


Резерв.

























Календарно-тематическое планирование

кружка по ОКГ

Класс: 2 (1 ч./нед.)

п/п

Дата

проведения занятия

Содержание занятия

Примечание

1


Техника безопасности в компьютерном классе, гигиена.

Инструктаж по ТБ


2


Информация в нашей жизни. В мире информации.


3


Компьютер – электронная машина для работы с информацией. Основные устройства компьютера. Системный блок.


4


Какой бывает информация? Свойства информации.


5


Какой бывает информация? Виды информации.


6


Как мы получаем информацию?


7


Устройства ввода информации.


8


Способы передачи информации. Источник и приемник информации, канал связи. Устройства передачи.


9


Устройства вывода информации.


10


Как человек усваивает информацию?


11


Организация рабочего пространства. Запуск приложений. Простейшие операции с информационными объектами.


12


Числовая информация.


13


Символьная информация.


14


Звуковая информация.


15


Графическая информация.


16


Хранение информации. Носители информации.

Доклады учащихся

17


Знакомство с текстовым редактором. Команды основного меню текстового редактора.


18


Клавиатура. Группы клавиш. Основные служебные клавиши.

Клавиатурный тренажер.

19


Клавиатура. Основные комбинации клавиш.

Клавиатурный тренажер

20


Правила набора текстов.


21


Редактирование текста: вставка, удаление и замена символов.


22


Редактирование текста: вставка и удаление пустых строк.


23


Вычисления на компьютере с помощью программы Калькулятор.


24


Создание составного документа с использованием двух программ.


25


Сохранение текстового документа.


26


Расширение навыков работы в среде графического редактора Paint. Понятие фрагмента рисунка.


27


Построение геометрических фигур. Использование клавиши Shift при построении прямых, квадратов, окружностей.


28


Понятие пикселя. Редактирование графического объекта по пикселям.


29


Создание пиктограммы по пикселям.


30


Конкурс рисунков.


31


Дополнительные устройства компьютера и их назначение.

Доклады учащихся

32


Чему мы научились? Опыт создания информационных объектов (текст, рисунок).


33


Чему мы научились? Опыт создания информационных объектов (текст, рисунок).


34


Чему мы научились? Решение задач на развитие внимания, памяти, мышления.











Календарно-тематическое планирование

кружка по ОКГ

Класс: 3 (1 ч./нед.)

п/п

Дата

проведения занятия

Содержание занятия

Примечание

1


Техника безопасности в компьютерном классе, гигиена.

Инструктаж по ТБ


2


Развитие счетных устройств.


3


Информация. Многообразие видов информации.


4


Количество информации. Единицы измерения количества информации.


5


Обработка информации. Процессор – «мозг» компьютера.


6


Хранение информации. Память компьютера. Первоначальное понятие файла. Характеристики файла.


7


Кодирование. Двоичная форма представления информации.


8


Способы шифровки и дешифровки информации. Черный ящик.

CD «Информатика»

9


Способы шифровки и дешифровки информации. Черный ящик.

CD «Информатика»

10


Расширение навыков работы в среде текстового редактора. Действия с фрагментом текста.


11


Оформление текста в виде таблицы. Панель форматирования таблицы.


12


Использование в текстовом документе графических объектов. Панель рисования.


13


Использование в текстовом документе графических объектов. Панель рисования.


14


Вставка рисунка в текстовый документ. Коллекция рисунков.


15


Коллекция WordArt. Форматирование объекта WordArt.


16


Создание и редактирование поздравительной открытки.


17


Создание и редактирование поздравительной открытки.


18


Создание и редактирование титульного листа.


19


Принтер. Печать документа.


20


Сканер. Этапы сканирования документа.


21


Понятие компьютерной сети. Использование сетей для получения информации.


22


Первоначальное представление о сети Интернет. Ресурсы Интернет. Понятие сайта.

Доклады учащихся

23


Создание классом общего рисунка при помощи локальной сети.


24


Решение логических задач, кроссвордов, ребусов.

CD «Страна Фантазия»

26


Понятие компьютерной графики. Понятие растровой и векторной графики.


27


Практикум по созданию и редактированию графических объектов. Создание и редактирование рисунка с текстом.


28


Практикум по созданию и редактированию графических объектов. Создание и редактирование рисунка с текстом.


29


Построение графических объектов с помощью метода последовательного укрупнения копируемого фрагмента.


30


Решение логических задач, кроссвордов, ребусов.


31


Защита информации. Первоначальное понятие о компьютерном вирусе.


32


Чему мы научились? Интеллектуальная игра «Самый умный».


33


Чему мы научились? Отработка основных практических навыков при работе на компьютере.


34


Чему мы научились? Работа с программами-редакторами.









Календарно-тематическое планирование

кружка по ОКГ

Класс: 4 (1 ч./нед.)

п/п

Дата

проведения занятия

Содержание занятия

Примечание

1


Техника безопасности в компьютерном классе, гигиена.

Инструктаж по ТБ


2


Файлы и папки (каталоги). Полное имя файла.


3


Операции над файлами и папками.


4


Оценка результатов по теме «Файлы и папки».


5


Расширение навыков работы в среде текстового редактора.

Компьютерный практикум

6


Задания в ситуациях.


7


Компьютерное письмо.


8


Правила клавиатурного письма.


9


Операции при создании текстов.


10


Оформление текста.


11


Организация текста.


12


Оценка результатов по теме «Создание текста».

Компьютерный практикум

13


Понятие печатной публикации, компьютерной верстки.


14


Программы для создания печатных публикаций.


15


Задания в ситуациях.


16


Иллюстрации в публикациях.


17


Схемы в публикациях.


18


Таблицы в публикациях.


19


Оценка результатов по теме «Создание печатных публикаций».

Компьютерный практикум

20


Задания в ситуациях.


21


Электронные публикации.


22


Программы для создания электронных публикаций.


23


Гиперссылки в публикациях.


24


Звуки, видео и анимация в электронных публикациях.


25


Оценка результатов по теме «Создание электронных публикаций».


26


Задания в ситуациях.


27


Источники информации для компьютерного поиска.


28


Способы компьютерного поиска информации.


29


Поисковые системы.

Наблюдение за объектом изучения (компьютером)

30


Поисковые запросы.

Наблюдение за объектом изучения (компьютером)

31


Уточнение запросов на поиск информации.


32


Сохранение результатов поиска.


33


Поиск изображений. Сохранение найденных изображений.


34


Чему мы научились? Отработка практических умений и навыков при работе на компьютере.












  • Информатика
Описание:

Это рабочая программа кружковых занятий по основам компьютерной грамоты (ОКГ) для 1-4 классов.

Программа составлена на базе программы курса информатики для 1 класса начальной общеобразовательной школы (Тур С. Н., Бокучава Т. П.), программы начального курса информатики (Основам компьютерной грамоты) Н. В. Макаровой, программы по информатике и ИКТ для четырехлетней начальной школы (А. В. Горячев). Для учащихся 1 класса программа рассчитана на 2 часа в неделю, для учащихся 2-4 классов - 1 час в неделю.

Цели кружковых занятий по курсу «Основы компьютерной грамоты»:

Øосвоение знаний, составляющих начала представлений об информационной картине мира и информационных процессах, способствующих восприятию основных теоретических понятий в базовом курсе информатики и формированию алгоритмического и логического мышления;

Øовладение умением использовать компьютерную технику как практический инструмент для работы с информацией в учебной деятельности и повседневной жизни;

Øразвитие первоначальных способностей ориентироваться в информационных потоках окружающего мира и применять точную и понятную инструкцию при решении учебных задач и в повседневной жизни;

Øвоспитание интереса к информационной и коммуникативной деятельности, этическим нормам работы с информацией; воспитание бережного отношения к техническим устройствам.

Автор Щербакова Цветана Николаевна
Дата добавления 21.09.2017
Раздел Информатика
Подраздел Планирования
Просмотров 481
Номер материала MA-071732
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

Популярные курсы