Вводная часть
Данная
программа кружковых занятий по курсу «Основы компьютерной грамоты» составлена
на базе программы курса информатики для 1 класса начальной общеобразовательной
школы (Тур С. Н., Бокучава Т. П.), программы начального курса информатики (Основам
компьютерной грамоты) Н. В. Макаровой, программы по информатике и ИКТ для
четырехлетней начальной школы (А. В. Горячев).
Цели кружковых занятий по курсу «Основы компьютерной грамоты»:
Ø
освоение знаний,
составляющих начала представлений об информационной картине мира и
информационных процессах, способствующих восприятию основных теоретических понятий
в базовом курсе информатики и формированию алгоритмического и логического
мышления;
Ø
овладение умением
использовать компьютерную технику как практический инструмент для работы с
информацией в учебной деятельности и повседневной жизни;
Ø
развитие первоначальных
способностей ориентироваться в информационных потоках окружающего мира и
применять точную и понятную инструкцию при решении учебных задач и в
повседневной жизни;
Ø
воспитание интереса к
информационной и коммуникативной деятельности, этическим нормам работы с
информацией; воспитание бережного отношения к техническим устройствам.
Основные умения
и навыки, которые должны быть сформированы у учащихся
по окончанию
изучения данного курса
Учащиеся должны знать:
Ø
понятия вверх, вниз, вправо, влево;
Ø
понятие существенного признака предмета;
Ø
понятие существенного признака группы предметов;
Ø
понятие «лишнего» предмета в группе предметов;
Ø
понятие информации, ее виды и свойства;
Ø
понятие информационного процесса;
Ø
правила безопасного поведения при работе с
компьютерами;
Ø
основные и дополнительные устройства компьютера, их
назначение;
Ø
основные сферы применения компьютеров в жизни
человека;
Ø
основные сведения из истории развития
вычислительной техники.
Учащиеся должны уметь:
Ø
выделять признак, по которому произведена
классификация предметов; находить закономерность в ряду предметов или чисел и
продолжить этот ряд с учетом выявленной закономерности;
Ø
выявлять причинно-следственные связи и решать
задачи, связанные с анализом исходных данных;
Ø
решать логические задачи, соответствующие уровню
развития школьников;
Ø
решать задачи, связанные с конструированием
изображений несложных геометрических фигур;
Ø
управлять простыми информационными объектами и
осуществлять выбор на компьютере;
Ø
вводить информацию различного вида, используя
клавиатуру компьютера.
Программное
и учебно-методическое
оснащение учебного
плана
Класс
|
УМК обучающихся
|
УМК учителя
|
1
|
Учебник-тетрадь по информатике для 1 класса/
С. Н. Тур, Т. П. Бокучава. – СПб.: БХВ-Петербург, 2009.
CD «Страна Фантазия. Первые шаги»
|
Методическое
пособие по информатике для учителей 1 классов общеобразовательных школ. –
СПб.: БХВ-Петербург, 2005.
|
2
|
CD «Страна Фантазия. 2-3-4»
|
|
3
|
Информатика и ИКТ (Мой инструмент –
компьютер). Учебник для учащихся 3 класса/ А. В. Горячев и др. – М.: Баласс,
2009.
CD «Страна Фантазия. 2-3-4»
|
|
4
|
Информатика и ИКТ (Мой инструмент –
компьютер). Учебник для учащихся 4 класса/ А. В. Горячев и др. – М.: Баласс,
2009.
CD «Страна Фантазия. 2-3-4»
|
|
Также
на кружковых занятиях по информатике применяются клавиатурные тренажеры,
компьютерные раскраски и геометрические конструкторы, компьютерные мозаики,
компьютерные энциклопедии и путешествия, обучающие игры серий «Гарфильд: всё
обо всём», «Развивай-ка», «Обучение с приключением».
«Баба-Яга: пойди туда, не знаю куда…»
(развитие качеств мышления, внимания, памяти, координации), «Баба-Яга: за
тридевять земель» (начинаем учить английский язык – в эти компьютерные игры
дети играют с наибольшим интересом, удовольствием, добиваясь правильного
решения.
Работа
с различными редакторами (текстовым, графическим, музыкальным) дает возможность
учащимся работать с информацией, представленной разными способами, а также
способствует формированию понимания необходимости и назначения некоторых
программ.
Календарно-тематическое
планирование
кружка по ОКГ
Класс: 1 (2 ч./нед.)
№ п/п
|
Дата
проведения занятия
|
Содержание занятия
|
Примечание
|
1
|
|
Знакомство с техникой безопасности при работе на компьютере.
Знакомство с устройствами компьютера.
|
Инструктаж по ТБ
|
2
|
|
Наш компьютер – верный друг. Как человек использует компьютер?
|
Программа «Демонстрация»
|
3
|
|
Понятия вверх, вниз, вправо, влево.
|
Программа
«Лабиринт»
|
4
|
|
Клавиатура. Курсор. Клавиши управления курсором. Клавиша ENTER.
|
|
5
|
|
Понятия верх, вниз, вправо, влево.
|
Программа
«Лабиринт»
|
6
|
|
Мышь. Указатели и стрелка. Щелчок, двойной щелчок. Освоение приемов
работы с мышью.
|
Программа
«Раскрась-ка».
|
7
|
|
Понятия вверх, вниз, вправо, влево.
|
Программа «Собери
картинку»
|
8
|
|
Сопоставление роли и назначения компьютерного и реального рабочего
стола. Назначение объектов компьютерного Рабочего стола.
|
|
9
|
|
Понятия вверх, вниз, вправо, влево.
|
Программа «Собери
картинку»
|
10
|
|
Понятие компьютерного меню.
|
Программа
«Раскрась-ка».
|
11
|
|
Понятия вверх, вниз, вправо, влево.
|
|
12
|
|
Освоение технологии работы с меню.
|
CD «Страна Фантазия. Первые шаги.»
|
13
|
|
Понятия вверх, вниз, вправо, влево.
|
|
14
|
|
Знакомство с назначением и функциями Главного меню. Технология
запуска программы из Главного меню и завершения работы программы.
|
|
15
|
|
Развитие внимания.
|
|
16
|
|
Представление об окне программы. Технология работы с окном.
|
|
17
|
|
Развитие внимания.
|
Программа
«Раскрась-ка».
|
18
|
|
Технология работы с компьютерными окнами.
|
|
19
|
|
Развитие внимания.
|
Программа
«Внимание»
|
20
|
|
Компьютер как средство вычислений. Считаем с помощью компьютера.
|
Программа
«Математические бусы»
|
21
|
|
Развитие внимания.
|
Программа «Найди
отличия»
|
22
|
|
Компьютер как средство вычислений. Считаем с помощью компьютера.
|
Программа «Теремок»
|
23
|
|
Развитие внимания.
|
Программа
«Внимание»
|
24
|
|
Рисуем с помощью компьютера.
|
|
25
|
|
Развитие внимания.
|
Программа
«Внимание»
|
26
|
|
Рисуем с помощью компьютера.
|
|
27
|
|
Развитие внимания. Самостоятельная работа.
|
|
28
|
|
Развитие внимания. Анализ самостоятельной работы.
|
|
29
|
|
Знакомство с графическим редактором Paint. Палитра. Панель
инструментов.
|
|
30
|
|
Развитие внимания.
|
|
31
|
|
Получение дополнительных цветов.
|
|
32
|
|
Выделение существенных признаков предметов.
|
Программа «Третий
лишний»
|
33
|
|
Создание простейших рисунков с помощью инструментов. Раскрашивание.
Контуры.
|
|
34
|
|
Выделение существенных признаков группы предметов.
|
Программа «Укажи лишнего»
|
35
|
|
Создание простейших рисунков с помощью инструментов. Раскрашивание. Контуры.
|
|
36
|
|
Выделение существенных признаков группы предметов.
|
|
37
|
|
Редактирование рисунков.
|
|
38
|
|
Выявление закономерностей в расположении предметов.
|
Программа «Последовательности»
|
39
|
|
Конструкторы. Понятие конструирования.
|
|
40
|
|
Выявление закономерностей в расположении предметов.
|
|
41
|
|
Конструкторы. Понятие конструирования.
|
|
42
|
|
Решение логических задач. Выявление закономерностей в расположении
предметов.
|
Программа «Счет»
|
43
|
|
Конструирование с помощью меню готовых форм.
|
|
44
|
|
Решение логических задач. Выявление закономерностей в расположении
предметов.
|
Программа «Счет»
|
45
|
|
Конструирование с помощью меню готовых форм.
|
|
46
|
|
Решение логических задач. Выявление закономерностей в расположении
предметов.
|
Программа «Счет»
|
47
|
|
Конструирование с помощью меню готовых форм.
|
|
48
|
|
Урок загадок.
|
Программа «Загадки
– 1»
|
49
|
|
Что такое пиктограмма?
|
|
50
|
|
Логика и конструирование.
|
Программа «Танграм»
|
51
|
|
Лупа. Пиктограммы.
|
|
52
|
|
Логика и конструирование.
|
Программа
«Фантазия»
|
53
|
|
|
|
54
|
|
Логика и конструирование.
|
Программа «Конструктор»
|
55
|
|
Конкурс рисунков.
|
|
56
|
|
Подготовка к годовой контрольной работе.
|
Программа
«Внимание»
|
57
|
|
Годовая контрольная работа.
|
Программа
«Внимание»
|
58
|
|
Анализ контрольной работы. Диагностика внимания и памяти.
|
|
59
|
|
Слушаем и сочиняем музыку с помощью компьютера.
|
|
60
|
|
Слушаем и сочиняем музыку с помощью компьютера.
|
|
61
|
|
Чему мы научились? Отработка простейших технических приемов обращения
с компьютером, пользования обучающим программным обеспечением.
|
|
62
|
|
Чему мы научились? Отработка простейших технических приемов обращения
с компьютером, пользования обучающим программным обеспечением.
|
|
63
|
|
Чему мы научились? Отработка простейших технических приемов обращения
с компьютером, пользования обучающим программным обеспечением.
|
|
64
|
|
Чему мы научились? Работа с графическим редактором.
|
|
65
|
|
Чему мы научились? Работа с графическим редактором.
|
|
66, 67, 68
|
|
Резерв.
|
|
Календарно-тематическое
планирование
кружка по ОКГ
Класс: 2 (1 ч./нед.)
№ п/п
|
Дата
проведения занятия
|
Содержание занятия
|
Примечание
|
1
|
|
Техника безопасности в компьютерном классе, гигиена.
|
Инструктаж по ТБ
|
2
|
|
Информация в нашей жизни. В мире информации.
|
|
3
|
|
Компьютер – электронная машина для работы с информацией. Основные
устройства компьютера. Системный блок.
|
|
4
|
|
Какой бывает информация? Свойства информации.
|
|
5
|
|
Какой бывает информация? Виды информации.
|
|
6
|
|
Как мы получаем информацию?
|
|
7
|
|
Устройства ввода информации.
|
|
8
|
|
Способы передачи информации. Источник и приемник информации, канал
связи. Устройства передачи.
|
|
9
|
|
Устройства вывода информации.
|
|
10
|
|
Как человек усваивает информацию?
|
|
11
|
|
Организация рабочего пространства. Запуск приложений. Простейшие
операции с информационными объектами.
|
|
12
|
|
Числовая информация.
|
|
13
|
|
Символьная информация.
|
|
14
|
|
Звуковая информация.
|
|
15
|
|
Графическая информация.
|
|
16
|
|
Хранение информации. Носители информации.
|
Доклады учащихся
|
17
|
|
Знакомство с текстовым редактором. Команды основного меню текстового
редактора.
|
|
18
|
|
Клавиатура. Группы клавиш. Основные служебные клавиши.
|
Клавиатурный
тренажер.
|
19
|
|
Клавиатура. Основные комбинации клавиш.
|
Клавиатурный
тренажер
|
20
|
|
Правила набора текстов.
|
|
21
|
|
Редактирование текста: вставка, удаление и замена символов.
|
|
22
|
|
Редактирование текста: вставка и удаление пустых строк.
|
|
23
|
|
Вычисления на компьютере с помощью программы Калькулятор.
|
|
24
|
|
Создание составного документа с использованием двух программ.
|
|
25
|
|
Сохранение текстового документа.
|
|
26
|
|
Расширение навыков работы в среде графического редактора Paint.
Понятие фрагмента рисунка.
|
|
27
|
|
Построение геометрических фигур. Использование клавиши Shift
при построении прямых, квадратов, окружностей.
|
|
28
|
|
Понятие пикселя. Редактирование графического объекта по пикселям.
|
|
29
|
|
Создание пиктограммы по пикселям.
|
|
30
|
|
Конкурс рисунков.
|
|
31
|
|
Дополнительные устройства компьютера и их назначение.
|
Доклады учащихся
|
32
|
|
Чему мы научились? Опыт создания информационных объектов (текст, рисунок).
|
|
33
|
|
Чему мы научились? Опыт создания информационных объектов (текст, рисунок).
|
|
34
|
|
Чему мы научились? Решение задач на развитие внимания, памяти,
мышления.
|
|
Календарно-тематическое
планирование
кружка по ОКГ
Класс: 3 (1 ч./нед.)
№ п/п
|
Дата
проведения занятия
|
Содержание занятия
|
Примечание
|
1
|
|
Техника безопасности в компьютерном классе, гигиена.
|
Инструктаж по ТБ
|
2
|
|
Развитие счетных устройств.
|
|
3
|
|
Информация. Многообразие видов информации.
|
|
4
|
|
Количество информации. Единицы измерения количества информации.
|
|
5
|
|
Обработка информации. Процессор – «мозг» компьютера.
|
|
6
|
|
Хранение информации. Память компьютера. Первоначальное понятие файла.
Характеристики файла.
|
|
7
|
|
Кодирование. Двоичная форма представления информации.
|
|
8
|
|
Способы шифровки и дешифровки информации. Черный ящик.
|
CD «Информатика»
|
9
|
|
Способы шифровки и дешифровки информации. Черный ящик.
|
CD «Информатика»
|
10
|
|
Расширение навыков работы в среде текстового редактора. Действия с
фрагментом текста.
|
|
11
|
|
Оформление текста в виде таблицы. Панель форматирования таблицы.
|
|
12
|
|
Использование в текстовом документе графических объектов. Панель
рисования.
|
|
13
|
|
Использование в текстовом документе графических объектов. Панель
рисования.
|
|
14
|
|
Вставка рисунка в текстовый документ. Коллекция рисунков.
|
|
15
|
|
Коллекция WordArt. Форматирование объекта WordArt.
|
|
16
|
|
Создание и редактирование поздравительной открытки.
|
|
17
|
|
Создание и редактирование поздравительной открытки.
|
|
18
|
|
Создание и редактирование титульного листа.
|
|
19
|
|
Принтер. Печать документа.
|
|
20
|
|
Сканер. Этапы сканирования документа.
|
|
21
|
|
Понятие компьютерной сети. Использование сетей для получения
информации.
|
|
22
|
|
Первоначальное представление о сети Интернет. Ресурсы Интернет.
Понятие сайта.
|
Доклады учащихся
|
23
|
|
Создание классом общего рисунка при помощи локальной сети.
|
|
24
|
|
Решение логических задач, кроссвордов, ребусов.
|
CD «Страна Фантазия»
|
26
|
|
Понятие компьютерной графики. Понятие растровой и векторной графики.
|
|
27
|
|
Практикум по созданию и редактированию графических объектов.
Создание и редактирование рисунка с текстом.
|
|
28
|
|
Практикум по созданию и редактированию графических объектов.
Создание и редактирование рисунка с текстом.
|
|
29
|
|
Построение графических объектов с помощью метода последовательного
укрупнения копируемого фрагмента.
|
|
30
|
|
Решение логических задач, кроссвордов, ребусов.
|
|
31
|
|
Защита информации. Первоначальное понятие о компьютерном вирусе.
|
|
32
|
|
Чему мы научились? Интеллектуальная игра «Самый умный».
|
|
33
|
|
Чему мы научились? Отработка основных практических навыков при работе
на компьютере.
|
|
34
|
|
Чему мы научились? Работа с программами-редакторами.
|
|
Календарно-тематическое
планирование
кружка по ОКГ
Класс: 4 (1 ч./нед.)
№ п/п
|
Дата
проведения занятия
|
Содержание занятия
|
Примечание
|
1
|
|
Техника безопасности в компьютерном классе, гигиена.
|
Инструктаж по ТБ
|
2
|
|
Файлы и папки (каталоги). Полное имя файла.
|
|
3
|
|
Операции над файлами и папками.
|
|
4
|
|
Оценка результатов по теме «Файлы и папки».
|
|
5
|
|
Расширение навыков работы в среде текстового редактора.
|
Компьютерный практикум
|
6
|
|
Задания в ситуациях.
|
|
7
|
|
Компьютерное письмо.
|
|
8
|
|
Правила клавиатурного письма.
|
|
9
|
|
Операции при создании текстов.
|
|
10
|
|
Оформление текста.
|
|
11
|
|
Организация текста.
|
|
12
|
|
Оценка результатов по теме «Создание текста».
|
Компьютерный практикум
|
13
|
|
Понятие печатной публикации, компьютерной верстки.
|
|
14
|
|
Программы для создания печатных публикаций.
|
|
15
|
|
Задания в ситуациях.
|
|
16
|
|
Иллюстрации в публикациях.
|
|
17
|
|
Схемы в публикациях.
|
|
18
|
|
Таблицы в публикациях.
|
|
19
|
|
Оценка результатов по теме «Создание печатных публикаций».
|
Компьютерный практикум
|
20
|
|
Задания в ситуациях.
|
|
21
|
|
Электронные публикации.
|
|
22
|
|
Программы для создания электронных публикаций.
|
|
23
|
|
Гиперссылки в публикациях.
|
|
24
|
|
Звуки, видео и анимация в электронных публикациях.
|
|
25
|
|
Оценка результатов по теме «Создание электронных публикаций».
|
|
26
|
|
Задания в ситуациях.
|
|
27
|
|
Источники информации для компьютерного поиска.
|
|
28
|
|
Способы компьютерного поиска информации.
|
|
29
|
|
Поисковые системы.
|
Наблюдение за объектом
изучения (компьютером)
|
30
|
|
Поисковые запросы.
|
Наблюдение за объектом
изучения (компьютером)
|
31
|
|
Уточнение запросов на поиск информации.
|
|
32
|
|
Сохранение результатов поиска.
|
|
33
|
|
Поиск изображений. Сохранение найденных изображений.
|
|
34
|
|
Чему мы научились? Отработка практических умений и навыков при работе
на компьютере.
|
|
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.