Пояснительная записка
Рабочая программа кружка декоративно – прикладного
творчества разработана для организации внеурочной деятельности младших
школьников (1,2 классы) в соответствии с Федеральным государственным
образовательным стандартом начального общего образования.
Данная программа предусматривает:
- углубленное
ознакомление с теоретическими и практическими знаниями по декоративной
работе и народным орнаментам,
- графические
и живописные упражнения,
- выполнение
художественных работ по народным мотивам,
- украшение
интерьера, класса и школы рисунками, стендами, декоративными панно.
Искусство декоративного оформления является одним из самых
массовых видов художественного творчества.
Эстетическое и эмоционально – выразительное начало является
важной особенностью декоративно – прикладной работы.
Эта работа формирует в детях художественный вкус, творческую
инициативу, развивает чувство прекрасного.
Методика проведения кружковой работы строится на тематическом разнообразии, заинтересованном воплощении каждой темы.
Данная программа предусматривает углубленное ознакомление с теоретическими знаниями по декоративной
работе и народным орнаментам, практические упражнения и выполнение художественных
работ по народным мотивам, украшение интерьера класса и школы рисунками, стендами,
декоративными панно.
На
занятиях кружка дети совершенствуют навыки и умения, полученные на уроках
изобразительного искусства по декоративному рисованию.
Работы выполняются под руководством учителя и по
собственному замыслу детей. Предусматриваются коллективные, групповые и
индивидуальные творческие работы. Работа, выполненная своими руками - огромная
радость для ребят.
Это
помогает поддерживать эмоциональный настрой в коллективе, интерес к занятиям.
В работе используются все виды деятельности, развивающие личность
ребенка.
Приёмы и методы организации занятий кружка.
ü игра,
ü труд,
ü учение,
ü общение,
ü творчество.
При этом соблюдаются следующие правила:
ü виды
деятельности должны быть разнообразными, социально значимыми, направлены на
реализацию личных интересов членов группы;
ü деятельность
должна соответствовать возможностям отдельных личностей, рассчитана на
выдвижение детей на роли лидеров, чьё влияние благотворно;
ü необходимо
учитывать основные черты коллективной деятельности: разделение труда,
кооперацию детей, сотрудничество детей и педагога.
При определении содержания
деятельности учитываются следующие принципы:
ü воспитывающего
характера труда;
ü научности
(соблюдение строгой технической терминологии, символики и др.)
ü связи
теории с практикой
ü систематичности
и последовательности;
ü учёт
возрастных и индивидуальных особенностей личности;
ü доступности
и посильности;
ü сознательности
и активности;
ü наглядности;
ü прочности
овладения знаниями и умениями (достигается реализацией всех вышеперечисленных
принципов).
В процессе обучения в кружке у детей формируются три основные группы
практических умений и навыков:
1)
политехнические: измерительные, вычислительные,
графические, технологические;
2)
общетрудовые: организаторские, конструкторские;
3)
специальные: обработка бумаги, картона и
других материалов; овладение различными техниками работы с акварелью, гуашью.
Формы организации учебной деятельности: групповая,
конкурс, выставка, экскурсия, творческая мастерская.
Основной вид занятий – практический.
Используются
следующие методы обучения: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный,
проблемный, частично поисковый или эвристический, исследовательский.
Педагогические приёмы:
ü формирования
взглядов (убеждение, пример, разъяснение, дискуссия);
ü организации
деятельности (приучение, упражнение, показ, подражание, требование);
ü стимулирования
и коррекции (поощрение, похвала, соревнование, оценка, взаимооценка и т.д.);
ü сотрудничества,
позволяющие педагогу и воспитаннику быть партнёрами в увлекательном процессе
образования;
ü свободного
выбора.
В результате реализации рабочей
программы кружка декоративно – прикладного творчества разработанной для
организации внеурочной деятельности младших школьников (1,2 классы) в
соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом
начального общего образования, учащиеся получат возможность более
глубокого и расширенного знакомства:
- с
художественными материалами и техникой работы художественными материалами
(гуашь, масляная пастель, акварель, цветная бумага, фломастеры,
бумагопластика, гелевые ручки);
- с
цветоведением: основные и составные цвета;
- с
декоративно – символической ролью цвета в декоративно-прикладном искусстве;
- с
пропорциями: соотношение целого и частей;
- с
произведениями декоративно – прикладного искусства.
Формы подведения итогов реализации данной программы: выставки, конкурсы, творческие отчёты и проекты.
Программа актуальна, поскольку
предполагает формирование у младших школьников:
- ценностных
эстетических ориентиров,
- художественно-эстетической
оценки и овладение основами творческой деятельности,
- даёт
возможность каждому воспитаннику реально открыть для себя волшебный мир
декоративно - прикладного искусства,
- проявить
и реализовать свои творческие способности,
- использовать
полученные знания в творческих работах на уроках изобразительного
искусства.
Программа рассчитана на 2 года: 1 год –
1класс, 2 год – 2 класс.
Занятия кружка проводятся 2 раза в неделю по 35 минут под
руководством педагога.
Учебно – тематический план
1 - ый год обучения (1 класс).
(66 часов.)
1.
Вводное занятие - 1ч.
2.
Декоративно – прикладное искусство – 4ч.
3.
Народный орнамент - 13ч.
4.
Лепка - 2ч.
5.
Композиция - 5ч.
6.
Аппликация - 15ч.
7.
Художественные работы из природного материала – 5ч.
8.
Художественные работы из нетрадиционных материалов (тесто, ракушки, стекло,
соль и др.) – 5ч.
9.
Рисование без кисточки (палочкой, пальчиком, аэрография) - 5ч.
10.
Оформительская работа – 13ч.
Первый год обучения (1 классы)
№
|
тема и содержание темы
|
Кол. часов всего (в том числе теории и
практики)
|
теория
|
практика
|
1
|
Вводное занят.
|
1
|
Материалы, инструменты. Техника безопасности
на занятиях кружка.
|
Художественные
упражнения акварелью, гуашью.
|
2-5
|
Декоративно-прикладное искусство.
Изобразительные виды декора.
Виды орнаментов.
Создание орнамента.
|
4
|
Значение и происхождение декоративно-прикладного
искусства. Сюжетное изображение. Орнамент. Декоративный элемент. Замкнутый,
ленточный, сетчатый орнаменты.
|
Выполнение акварелью и гуашью простейших
узоров в полосе, круге, квадрате, прямоугольнике из декоративных цветов,
ягод, листьев.
|
6-15
|
Народный орнамент.
Хохломская роспись.
Городецкая роспись.
Дымковская роспись.
Жостовская роспись.
Гжельская роспись.
|
10
|
Характерные декоративные элементы
хохломской, городецкой, дымковской, жостовской, гжельской росписей
|
Упражнения в выполнении отдельных элементов
народных орнаментов. Роспись посуды, разделочных досок, игрушек узорами
народных орнаментов.
|
16-17
|
Лепка
|
2
|
Простейшие приёмы лепки (скатывание,
раскатывание, сплющивание, оттягивание, вдавливание, заглаживание, прищипывание).
|
Лепка дымковских игрушек.
|
18-26
|
Аппликация
Выбор натуры, сюжета, узора
Составления эскиза к аппликации.
Подбор материалов. Вырезание деталей
изображения.
Вырезание изображений симметричного
строения.
Декоративная аппликация.
|
9
|
Технология выполнения аппликации.
Эскиз.
Монохромные (одноцветные) и полихромные
(многоцветные) аппликации.
Стилизация. Симметрия.
|
Упражнения в вырезании деталей различных
геометрических форм.
Вырезание листьев простой и сложной формы,
прямых и изогнутых веток, ваз разной формы.
|
27-28
|
Композиция
Тематическая композиция
«Любимая сказка»
|
2
|
Понятие «композиция».
Пространство. Перспектива. Пропорции.
|
Иллюстрирование русских народных сказок.
|
29-31
|
Народный орнамент
Матрёшки Семёнова и Полхов-Майдана
|
3
|
История появления матрёшки. Процесс изготовления
матрёшек. Характерные элементы росписи матрёшек.
|
Роспись матрёшек.
|
32-35
|
Оформительские работы
В мастерской Деда Мороза
|
4
|
|
Украшение новогоднего зала.
|
36-37
|
Рисование без кисточки
Рисование палочкой, пальчиком
|
2
|
Технология выполнения работ.
|
Рисование композиций на тему «На морском
берегу», «Зимний лес».
|
38-42
|
Художественные работы из природного
материала
Аппликации из засушенных растений.
Аппликация из тополиного пуха (из стручков
акации)
|
5
|
Заготовка природного материала. Технология
засушивания растений. Фон, оборудование и клеящие составы.
|
Составление миниатюр из частей растений.
Аппликации («Ромашка», «Розы»).
|
43-45
|
Композиция.
Составление коллективных композиций.
|
3
|
|
Композиции на тему: «Красавица зима»,
«Пейзаж с радугой», «В цирке» (выбор).
|
46-48
|
Оформительская работа.
Наши лучшие работы.
|
3
|
|
Выполнение художественных работ для выставки.
|
49-53
|
Художественные работы из нетрадиционных
материалов.
Худ. работы из солёного теста, с
использованием ракушек, соли, яичной скорлупы, нитей, мятой бумаги.
|
5
|
Рецепт солёного теста. Подготовка материалов
для работ. Технология выполнения худ. работ из нетрадиционных материалов.
|
Декоративные панно из нетрадиционных
материалов.
|
54-56
|
Рисование без кисточки.
Аэрография
|
3
|
Понятие «аэрография».
Технология выполнения работ.
|
Упражнения.
Поздравительная открытка.
|
57-62
|
Аппликация
Предметная аппликация.
Декоративная аппликация.
Сюжетная аппликация.
|
6
|
Декоративная аппликация с подклеиванием
канта. Мозаика.
Национальные орнаменты в декоративной
аппликации.
|
Оформление аппликацией календарных
праздничных дней.
|
63-66
|
Оформительские работы
Оформление к праздникам
|
4
|
|
Художественные работы по заданиям учителя,
по выбору учащихся.
|
Второй год обучения (2 класс)
(34 часа).
1.
Вводное занятие – 1ч.
2.
Народный орнамент – 6ч.
3.
Композиция – 3ч.
4.
Лепка – 1ч.
5.
Рисование без кисточки – 2ч.
6.
Художественные работы из природного материала – 3ч.
7.
Художественные работы из нетрадиционных материалов – 1ч.
8.
Художественные работы из разных материалов – 2ч.
9.
Аппликация – 3ч.
10.
Работа с бумагой и картоном – 3ч.
11.
Оформительская работа – 9ч.
№
|
дата
|
тема занятия
|
Кол. часов всего (в том числе теории и
практики)
|
теория
|
практика
|
1
|
04.09
|
Вводное занятие.
|
1
|
Материалы, инструменты. Техника безопасности
на занятиях кружка
|
Рисование Страны Мастеров.
|
2
|
11.09
|
Работа с природным материалом.
«В чудесном лесу».
|
1
|
Правила заготовки природного материала,
засушивания. Фон. Клеящие составы. Флористика.
|
Художественные
работы из природного материала.
|
3
|
18.09
|
Работа с бумагой и картоном.
«Бумажный город».
|
1
|
Техника безопасности труда. Беседа «Как
появилась бумага?». Виды бумаги. Виды бумажного клея, его назначение.
Технология плетения из бумаги. Оригами.
|
Оригами; вырезание и плетение из бумаги;
объёмные поделки из картона.
|
4
|
25.09
|
Оформительская работа.
Оформление зала к Дню Учителя.
|
1
|
Техника безопасности.
|
Рисунки; поздравительные открытки; вырезание
декоративных садовых и полевых цветов.
|
5
|
02.10
|
Лепка.
«Пластилиновая гора».
|
1
|
Повторение простейших приёмов лепки
(скатывание, раскатывание, сплющивание, оттягивание, вдавливание,
заглаживание, прищипывание).
|
Лепка объёмных поделок; рельефные
композиции.
|
6
|
09.10
|
Композиция.
«Любимая сказка».
|
1
|
Понятие «композиция». Рабочий эскиз.
Пространство. Перспектива. Пропорции.
Основные и составные цвета. Тёплые и холодные цвета.
|
Иллюстрирование русских народных сказок.
|
7-8
|
16.10
23.10
|
Народный орнамент.
«Жостовское чудо».
|
2
|
История появления народного промысла.
Процесс изготовления. Характерные элементы росписи. Стилизация.
|
Роспись картонных подносов.
|
9
|
30.10
|
Рисование без кисточки
Рисование палочкой, пальчиком.
|
1
|
Технология выполнения работ.
|
Рисование композиций на тему «Золотая
осень», «Морской пейзаж».
|
10
|
13.11
|
Оформительская работа.
Украшение зала к празднику «Золотая осень».
|
1
|
Тёплые краски. Контраст. Композиция.
Декоративные элементы для орнамента на
осеннюю тему.
|
Вырезание осенних листьев простой и сложной
формы.
Декоративное панно «Дары осени».
|
11-12
|
20.11
27.11
|
Художественные работы из природного
материала
Аппликации из засушенных растений.
|
2
|
Заготовка природного материала. Технология
засушивания растений. Фон, оборудование и клеящие составы.
|
Составление миниатюр из частей растений.
Аппликации на свободную тему.
|
13
|
04.12
|
Оформительская работа.
Выставка лучших работ.
|
1
|
Техника безопасности.
|
Отбор и выполнение худ. работ для выставки.
|
14
|
11.12
|
Композиция.
Коллективные композиции.
|
1
|
Линейная и воздушная перспектива.
|
Композиции на тему: «Красавица Зима»,
«В деревне».
|
15-16
|
18.12
25.12
|
Оформительская работа.
«Новогодняя сказка».
|
2
|
Техника безопасности
|
Украшения для Новогоднего зала.
|
17
|
15.01
|
Художественные работы из нетрадиционных
материалов.
«Остров ненужных вещей».
|
1
|
Правила техники безопасности. Рецепт
солёного теста. Технология выполнения работ.
|
Поделки из солёного теста, фантиков,
проволоки, фольги, пуговиц, опилок, яичной скорлупы.
|
18
|
22.01
|
Рисование без кисточки.
Аэрография
|
1
|
Понятие «аэрография».
Технология выполнения работ.
|
Упражнения.
Поздравительная открытка.
|
19-20
|
29.01
05.02
|
Аппликация
Предметная аппликация.
Декоративная аппликация.
Сюжетная аппликация.
|
2
|
Эскиз к аппликации. Декоративная аппликация
с подклеиванием канта. Мозаика.
Национальные орнаменты в декоративной
аппликации
|
Оформление аппликацией календарных
праздничных дней.
|
21-22
|
12.02
19.02
|
Оформительские работы
Оформление к праздникам (День защитника
Отечества, 8 Марта)
|
2
|
|
Художественные работы по заданиям учителя,
по выбору учащихся.
|
23-24
|
26.02
05.03
|
Народный орнамент.
« Народные мастера».
|
2
|
Элементы декоративной росписи Хохломы,
Гжели.
|
Роспись бутылок.
|
25-26
|
12.03
19.03
|
Работа с бумагой и картоном.
«Бумажный город».
|
2
|
Техника безопасности.
Силуэт. Изображения симметричного строения.
|
Оригами; силуэты; вырезание симметричных фигур;
игрушки из конусов.
|
27-28
|
02.04
09.04
|
Художественные работы из разных
материалов.
«Волшебная страна».
|
2
|
Техника безопасности труда. Мозаика.
|
Коллективные работы на фантастическую тему.
|
29-30
|
16.04
23.04
|
Аппликация.
«Лебединое озеро».
|
2
|
Композиция. Технология выполнения поделок.
|
Аппликации из ваты.
|
31-32
|
30.04
07.05
|
Народный орнамент.
«Русская красавица».
|
2
|
Характерные элементы росписи семёновских,
загорских, полхов-майданских матрёшек.
|
Роспись матрёшек.
|
33-34
|
14.05
21.05
|
Оформительская работа.
По плану школы, района.
|
2
|
|
Выполнение худ. работ по изученным темам.
|
Краткое описание содержания программы
Первый год обучения – ознакомительный.
Раннее
обучение младших школьников предполагает простую степень сложности. Основная
задача: помочь ребёнку преодолеть чувство страха перед новым, неизведанным;
дать возможность поверить в успех и свои творческие способности; научить вести
себя в коллективе; развивать мелкую моторику рук, глазомер; освоить приёмы
владения простейшими инструментами; прививать культуру труда. Работы
выполняются по образцу.
Второй год обучения – элементарная грамотность.
Основные
задачи: расширить представление о возможностях предлагаемых видов изобразительной
деятельности, продолжить развитие навыков владения инструментами и материалами;
освоить простые изобразительные техники и приёмы, стимулировать самостоятельное
творческое мышление.
Основные составляющие занятий:
1)
воспитательный момент (правила хорошего тона, этикет),
2)
организация рабочего места,
3)
повторение пройденного материала,
4)
организация и проведение занятия (включает следующие структурные элементы:
ü инструктажи:
вводный – проводится перед началом практической работы, текущий – во время
выполнения практической работы, заключительный
ü практическая
работа,
ü физкультминутки,
ü подведение
итогов, анализ, оценка работ.
ü приведение
в порядок рабочего места.
Перечисленные
элементы не обязательно использовать на каждом занятии. Дополнительное
образование позволяет преподавателю быть более свободным в выборе средств
обучения, импровизируя по своему усмотрению. Главное, чтобы труд становился для
детей источником радости, доставлял им удовольствие и моральное удовлетворение.
1.
Декоративно – прикладное искусство.
Искусство сопровождало
человечество на протяжении всей его истории, и именно в нем человек всегда
выражал свою любовь к красоте.
Предметы (мебель,
посуда, одежда, ковры и др.), которые необходимы человеку в его повседневной
жизни, для того чтобы есть, спать, одеваться, и которые вместе с тем украшают
его быт, его жилье, его самого - это произведения декоративно-прикладного
искусства.
Именно потому, что в
предметах этого искусства удобство, утилитарность сочетаются с красотой, оно и
называется декоративно-прикладным, так как слово декоративное — означает
«украшающее», а прикладное – «применимое в быту».
Такие произведения,
возможно, есть у многих из вас дома, например вышитые салфетки, занавеси или
полотенца. Может быть, ваша мама или бабушка вышивает скатерти или вяжет
пестрые варежки, нарядные по узору и по цвету.
Можно привести еще
много других примеров:
·
глиняный кувшин, гладкий или расписной, в который ставят цветы,
·
прозрачные, переливающиеся разнообразными цветами стеклянные и
хрустальные вазы, которые сверкают в лучах солнца или в электрическом свете.
·
А чашка, из которой у вас дома пьют чай? На ней может быть удачный по
сочетанию красок рисунок, удобно и красиво изогнутая ручка.
·
Среди ваших детских игрушек тоже, наверно, были такие, которые можно
назвать произведениями искусства. Это игрушки интересные, красивые, хорошо сделанные.
Декоративно-прикладное
искусство сложилось и существовало с самых древнейших времен в гуще народной
жизни.
Мастера из народа
создавали предметы быта, не только удобные, но,
и красивые, служившие украшением: изделия из дерева, глиняную посуду, ткани и
т. д.
Для создания
необходимых для людей удобств и вместе с тем украшения их быта, их жизни надо
стремиться к тому, чтобы все вещи, которыми человек окружен, Которыми
пользуется во время работы, дома, в театре, на улице и т. д., не только
соответствовали своему назначению, но и были красивы.
Так, например, токарь
проводит целый рабочий день у своего станка, школьник — за партой. Поэтому
токарный станок должен не только быстро и точно обтачивать
детали, но и радовать глаз рабочего своим цветом, гладкой поверхностью. За
школьной партой должно быть удобно сидеть и писать, вместе с тем она должна
быть чистой, красивой по цвету и форме, и тогда школьнику будет приятно
заниматься.
Для того
чтобы достигнуть такого полного сочетания удобств и красоты, не только разрабатываются
новые формы, сочетания цветов для предметов быта, но и создаются новые
материалы:
·
металлические сплавы,
·
пластические массы,
·
синтетические ткани и т. д.
Главной чертой
современного декоративно-прикладного искусства становится большая простота
предметов, их отделки.
Значительно изменилась
теперь одежда человека, она приспосабливается к укладу современной жизни.
Например, сейчас, когда женщины работают в учреждениях, на производстве, им
неудобно было бы ходить в длинных юбках до полу, как в старину. А изменение
длины потребовало и изменения фасонов: ширины, формы рукавов и т. д., изменения
тканей, их цвета, рисунка, отделки. Более простому и удобному покрою одежды
соответствует и более простой рисунок тканей, строящийся на красоте радостных сочетаний
цвета.
Дома сейчас делают
светлыми, с большими окнами, внимательно учитывая потребности жильцов, их
удобства.
В комнатах должно быть
все необходимое для жизни, но ничего лишнего, чтобы не было тесноты и духоты.
Поэтому современная мебель небольших размеров. Чтобы она не казалась
громоздкой, ее не украшают сложной резьбой, как в старину формы и отделка новой
мебели просты. Ее красота достигается обработкой поверхности дерева, обивкой.
Яркими красками,
простым рисунком отличаются сейчас декоративные ткани и другие предметы
обихода: посуда, лампы и т. д. Светлые тона, простота формы предметов делают
жилище удобным и радостным.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.