Рабочая программа кружка «Декоративно-прикладное искусство»
Составила Смирнова Елена Владимировна
учитель начальных классов
МКОУ СОШ № 21 им.И.С. Давыдова с.Обильного
Пояснительная записка
В проекте Федерального компонента государственного
Образовательного стандарта общего образования одной из целей, связанных с модернизацией
содержания общего образования, является гуманистическая направленность
образования. Она обуславливает личностно-ориентированную модель взаимодействия,
развитие личности ребёнка, его творческого потенциала. Процесс глубоких
перемен, происходящих в современном образовании, выдвигает в качестве
приоритетной проблему развития творчества, мышления, способствующего
формированию разносторонне-развитой личности, отличающейся неповторимостью,
оригинальностью.
Что же понимается под творческими способностями?
В педагогической энциклопедии творческие способности
определяются как способности к созданию оригинального продукта, изделия, в
процессе работы над которыми самостоятельно применены усвоенные знания, умения,
навыки, проявляются хотя бы в минимальном отступлении от образца
индивидуальность, художество.
Таким образом, творчество – создание на основе того,
что есть, того, чего еще не было. Это индивидуальные психологические
особенности ребёнка, которые не зависят от умственных способностей и проявляются
в детской фантазии, воображении, особом видении мира, своей точке зрения на
окружающую действительность. При этом уровень творчества считается тем более
высоким, чем большей оригинальностью характеризуется творческий результат.
Работа в кружке «Декоративно-прикладное искусство» -
прекрасное средство развития творчества, умственных способностей, эстетического
вкуса, а также конструкторского мышления детей.
Одной из главных задач обучения и воспитания детей на
занятиях является обогащение мировосприятия воспитанника, т.е. развитие
творческой культуры ребенка (развитие творческого нестандартного подхода к
реализации задания, воспитание трудолюбия, интереса к практической
деятельности, радости созидания и открытия для себя что-то нового).
Работу в кружке планирую так, чтобы она не дублировала программный
материал по труду, а чтобы внеклассные занятия расширяли и углубляли сведения
по работе с природным материалом. Работу кружка буду организовывать с учётом
опыта детей и их возрастных особенностей.
Предлагаемая программа имеет художественно-эстетическую
направленность, которая является важным направлением в развитии и
воспитании. Программа предполагает развитие у детей художественного вкуса и
творческих способностей.
Программа кружка « Декоративно- прикладное искусство» рассчитана
на детей 8-9 лет. Группа работает 1 раза в неделю по 1 часу , всего 35 занятия
за учебный год. Практические занятия составляют большую часть программы.
Цель
программы- создание условий для развития личности,
способной к художественному творчеству и самореализации личности ребенка через
творческое воплощение в художественной работе собственных неповторимых черт и
индивидуальности.
Задачи программы
Обучающие:
v закрепление и расширение знаний и умений, полученных
на уроках трудового обучения, изобразительного искусства, природоведения,
литературы, способствовать их систематизации; обучение приемам работы с
инструментами;
v обучение умению планирования своей работы;
v обучение приемам и технологии изготовления композиций;
изучение свойств различных материалов;
v обучение приемам работы с различными материалами;
обучение приемам самостоятельной разработки поделок.
Развивающие:
v развитие у детей художественного вкуса и творческого
потенциала;
v развитие образного мышления и воображения;
v создание условий к саморазвитию учащихся;
v развитие у детей эстетического восприятия окружающего
мира.
Воспитательные:
v воспитание уважения к труду и людям труда;
v формирование чувства коллективизма;
v воспитание аккуратности;
v экологическое воспитание обучающихся;
v развитие любви к природе;
v воспитание любви и
уважения к народной вышивке, национальному искусству.
v воспитание интереса и уважения к традициям своего
народа.
Ведущая идея данной программы — создание комфортной среды
общения, развитие способностей, творческого потенциала каждого ребенка и его
самореализации.
Принципы,
лежащие в основе программы:
v доступности(простота, соответствие возрастным
и индивидуальным особенностям);
v наглядности(иллюстративность, наличие
дидактических материалов). “Чем более органов наших чувств принимает участие в
восприятии какого-нибудь впечатления или группы впечатлений, тем прочнее
ложатся эти впечатления в нашу механическую, нервную память, вернее сохраняются
ею и легче, потом вспоминаются” (К.Д. Ушинский);
v демократичности и гуманизма (взаимодействие
педагога и ученика в социуме, реализация собственных творческих потребностей);
v научности(обоснованность, наличие методологической
базы и теоретической основы);
v «от простого к сложному» (научившись
элементарным навыкам работы, ребенок применяет свои знания в выполнении сложных
творческих работ).
Тематика занятий строится с учетом интересов учащихся,
возможности их самовыражения. В ходе усвоения детьми содержания программы
учитывается темп развития специальных умений и навыков, уровень
самостоятельности, умение работать в коллективе. Программа позволяет
индивидуализировать сложные работы: более сильным детям будет интересна сложная
конструкция, менее подготовленным, можно предложить работу проще. При этом
обучающий и развивающий смысл работы сохраняется. Это дает возможность
предостеречь ребенка от страха перед трудностями, приобщить без боязни творить
и создавать.
Формы и методы занятий
В процессе занятий используются различные формы
занятий:
традиционные,
комбинированные и практические занятия; лекции, игры, праздники, конкурсы,
соревнования и другие.
А
также различные методы:
Методы, в основе которых лежит способ организации
занятия:
v словесный (устное изложение, беседа, рассказ,
лекция и т.д.);
v наглядный (показ мультимедийных материалов,
иллюстраций, наблюдение, показ (выполнение) педагогом, работа по образцу и
др.);
v практический (выполнение работ по инструкционным
картам, схемам и др.);
Методы, в основе которых лежит уровень деятельности
детей:
v объяснительно-иллюстративный – дети
воспринимают и усваивают готовую информацию;
v репродуктивный – учащиеся воспроизводят
полученные знания и освоенные способы деятельности;
v частично-поисковый – участие детей в
коллективном поиске, решение поставленной задачи совместно с педагогом;
v исследовательский – самостоятельная творческая
работа учащихся.
Методы, в основе которых лежит форма организации
деятельности учащихся на занятиях:
v фронтальный – одновременная работа со всеми
учащимися;
v индивидуально-фронтальный – чередование
индивидуальных и фронтальных форм работы;
v групповой – организация работы в группах;
v индивидуальный – индивидуальное выполнение
заданий, решение проблем.
Планируемые
результаты:
Личностные
результаты:
формирование и
развитие художественного вкуса, интереса к художественному искусству и
творческой деятельности;
формирование основ
гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и
его историю, осознание своей национальной принадлежности в процессе
изготовления художественных произведений;
становление
гуманистических и демократических ценностных ориентаций, формирование
уважительного отношения к истории и культуре разных народов на основе
знакомства с национальным творчеством разных стран и эпох;
формирование
представлений о нравственных нормах, развитие доброжелательности и
эмоциональной отзывчивости;
развитие навыков
сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
формирование
мотивации к художественному творчеству, целеустремлённости и настойчивости в
достижении цели в процессе создания ситуации успешности
художественно-творческой деятельности учащихся.
Универсальные
учебные действия
Познавательные:
Учащиеся научатся:
сознательно усваивать
сложную информацию абстрактного характера и использовать её для решения
разнообразных учебных и поисково-творческих задач;
находить необходимую
для выполнения работы информацию в различных источниках; анализировать
предлагаемую информацию (образцы изделий, простейшие чертежи, эскизы, рисунки,
схемы, модели);
сравнивать,
характеризовать и оценивать возможности её использования в собственной
деятельности;
анализировать
устройство изделия: выделять и называть детали и части изделия, их форму,
взаимное расположение, определять способы соединения деталей;
выполнять
учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме, находить
для их объяснения соответствующую речевую форму;
использовать
знаково-символические средства для решения задач в умственной или
материализованной форме;
выполнять
символические действия моделирования и преобразования модели.
Учащиеся получат
возможность:
научиться
реализовывать собственные творческие замыслы, подготавливая инсценировки и
выступая перед зрителями;
удовлетворять
потребность в культурно-досуговой деятельности, интеллектуально обогащающей
личность, расширяющей и углубляющей знания о данной предметной области.
Регулятивные:
Учащиеся научатся:
планировать
предстоящую практическую работу, соотносить свои действия с поставленной целью,
устанавливая причинно-следственные связи между выполняемыми действиями и их
результатом и прогнозировать действия, необходимые для получения планируемых
результатов;
осуществлять
самоконтроль выполняемых практических действий, корректировку хода практической
работы;
самостоятельно
организовывать своё рабочее место в зависимости от характера выполняемой
работы.
Учащиеся получат
возможность:
формулировать задачи,
осуществлять поиск наиболее эффективных способов достижения результата в
процессе совместной деятельности;
действовать
конструктивно, в том числе в ситуациях неуспеха, за счёт умения осуществлять
поиск с учётом имеющихся условий.
Коммуникативные:
Учащиеся научатся:
организовывать
совместную работу в паре или группе: распределять роли, осуществлять деловое
сотрудничество и взаимопомощь;
формулировать
собственное мнение и варианты решения, аргументировано их излагать, выслушивать
мнения и идеи товарищей, учитывать их при организации собственной деятельности
и совместной работы;
проявлять
заинтересованное отношение к деятельности своих товарищей и результатам их
работы, комментировать и оценивать их достижения в доброжелательной форме,
высказывать им свои предложения и пожелания.
Учащиеся
получат возможность: совершенствовать
свои коммуникативные умения и навыки, опираясь на приобретённый опыт в ходе
занятий.
Предметные:
В
результате обучения по данной программе учащиеся:
–
научатся различным приемам работы с бумагой, природным материалом.
–
научатся следовать устным инструкциям, читать и зарисовывать схемы изделий;
–
будут создавать композиции с изделиями;
–
разовьют внимание, память, мышление, пространственное воображение; мелкую
моторику рук и глазомер; художественный вкус, творческие способности и
фантазию;
–
овладеют навыками культуры труда;
–
улучшат свои коммуникативные способности и приобретут навыки работы в
коллективе.
-
получат знания о месте и роли декоративно - прикладного искусства в жизни
человека;
-
узнают о народных промыслах.
Требования к
уровню подготовки учащихся
В процессе занятий педагог направляет творчество детей
не только на создание новых идей, разработок, но и на самопознание и открытие
своего "Я". При этом необходимо добиваться, чтобы и сами обучающиеся
могли осознать собственные задатки и способности, поскольку это стимулирует их
развитие. Тем самым они смогут осознанно развивать свои мыслительные и
творческие способности.
В результате обучения в кружке по данной программе
предполагается, что обучающиеся получат следующие основные знания и умения:
умение планировать порядок рабочих операций, умение постоянно контролировать
свою работу, умение пользоваться простейшими инструментами, знание видов и
свойств материала, овладение приемами изготовления несложных поделок,
расширение кругозора в области природоведения, изобразительного искусства,
литературы.
Проверка усвоения программы производится в форме
собеседования с обучающимися в конце учебного года, а также участием в
конкурсах, выставках.
Содержание программы.
Содержание данной программы направлено на
выполнение творческих работ, основой которых является индивидуальное и
коллективное творчество. В основном вся практическая деятельность основана на
изготовлении изделий. Обучение планируется дифференцированно с обязательным
учётом состояния здоровья учащихся. Программой предусмотрено выполнение практических
работ, которые способствуют формированию умений осознанно применять полученные
знания на практике по изготовлению художественных ценностей из различных материалов.
На учебных занятиях в процессе труда обращается внимание на соблюдение правил
безопасности труда, санитарии и личной гигиены, на рациональную организацию
рабочего места, бережного отношения к инструментам, оборудованию в процессе
изготовления художественных изделий.
Программа знакомит с новыми увлекательными видами рукоделия.
Программа рассчитана на 1 год.
1.Вводное занятие.
Вводное занятие. Знакомство с произведениями народных художественных
промыслов, традиционного крестьянского искусства и современного декоративного
искусства. Техника безопасности при работе с природным материалом. Экскурсии. Сбор
различных природных материалов. Правила подсушивания и хранения природных
материалов, необходимых для различных поделок .Знакомство с образцами народного
творчества.
2.Работа с бумагой.
Порядок создания занимательных игрушек из бумаги: самолётиков разных
типов с последующим состязанием на дальность полёта, на облёт препятствия, на
«сверхдальний» полёт и др., корабликов разных типов ,модели робота, модели
светофора и др.
3.Работа с различными тканями.
Понятие о мягкой игрушке. Народные традиции в изготовлении игрушек. Знакомство
с различными образцами мягкой игрушки. Порядок проектирования мягкой игрушки. Подбор
материала для изготовления мягкой игрушки. Технология кройки заготовки
различных деталей мягкой игрушки.
4.Работа с природным материалом.
Дары леса. Заготовка природного материала. Сбор листьев, семян, цветов,
лепестков цветочно-декоративных растений. Сушка собранного материала. Упражнения
на развитие восприятия, воображения, моторики мелких мышц кистей рук.
5.Кожная пластика.
Художественная обработка кожи. Технологические свойства кожи..Виды
работы с кожей и рабочие инструменты. Техника безопасности при работе с кожей. Техника
изготовления различных миниатюрных сувениров.
6.Морские пришельцы (работа с ракушками).
Виды ракушек ,хранение и их обработка. Техника безопасности при работе
с ракушками. Использование ракушек для создания композиций аппликации
.Оформление объёмных поделок с использованием различных видов и размеров
ракушек. Ракушка как дополнительный материал для поделок.
7. Обобщение. Выставка работ школьников.
Учебно– тематический план
кружка «Декоративно-прикладное искусство»
№ п/п
|
Тема
|
Количество часов
|
1
|
Вводное занятие.
|
2
|
2
|
Работа с бумагой.
|
6
|
3
|
Работа с различными тканями.
|
6
|
4
|
Работа с природным материалом.
|
6
|
5
|
Кожная пластика.
|
6
|
6
|
Морские пришельцы (работа с ракушками).
|
6
|
7
|
Обобщение. Выставка работ школьников.
|
3
|
|
Итого
|
35
|
Тематическое
планирование.
№
|
тема
|
Колич.часов
|
дата
|
1
|
Знакомство с
народными промыслами. Техника безопасности при работе с природными
материалами.
|
|
|
2
|
Сбор различного
природного материала.
|
|
|
3
|
Создание игрушек из
бумаги. Модель самолётика.
|
|
|
4
|
Создание игрушек из
бумаги. Модель кораблика.
|
|
|
5
|
Создание игрушек из
бумаги. Модель робота.
|
|
|
6
|
Создание игрушек из
бумаги. Модель светофора.
|
|
|
7
|
Выполнение
творческих работ в технике бумажной пластики.
|
|
|
8
|
Выполнение
творческих работ в технике бумажной пластики.
|
|
|
9
|
Народные традиции в
изготовлении мягкой игрушки.
|
|
|
10
|
Знакомство с
образцами мягкой игрушки.
|
|
|
11
|
Порядок
проектирования мягкой игрушки.
|
|
|
12
|
Подбор материала и
технология кройки деталей мягкой игрушки.
|
|
|
13
|
Техника
безопасности при работе с иглой. Изготовление мягкой игрушки.
|
|
|
14
|
Изготовление мягкой
игрушки.
|
|
|
15
|
Работа с природным
материалом. Составление гербария.
|
|
|
16
|
Создание букета из
сухих цветов.
|
|
|
17
|
Поделки из
ореховой скорлупы.
|
|
|
18
|
Поделки из
различных природных материалов.
|
|
|
19
|
Поделки из
различных природных материалов.
|
|
|
20
|
Поделки из
различных природных материалов.
|
|
|
21
|
Художественная
обработка кожи. Технологические свойства кожи.
|
|
|
22
|
Виды работы с
кожей. Техника безопасности при работе с кожей.
|
|
|
23
|
Изготовление
сувенира из кожи.
|
|
|
24
|
Изготовление броши
из кожи.
|
|
|
25
|
Изготовление панно
из кожи.
|
|
|
26
|
Изготовление панно
из кожи.
|
|
|
27
|
Виды ракушек,
хранение и их обработка.
|
|
|
28
|
Техника
безопасности при работе с ракушками. Аппликация из ракушек.
|
|
|
29
|
Объёмные поделки из
ракушек.
|
|
|
30
|
Объёмные поделки из
ракушек.
|
|
|
31
|
Объёмные поделки из
ракушек.
|
|
|
32
|
Объёмные поделки из
ракушек.
|
|
|
33
|
Обобщение знаний о
работе с природными материалами.
|
|
|
34
|
Выставка работ
учащихся.
|
|
|
35
|
Итоговое занятие.
|
|
|
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.