Рабочая программа коррекционного курса
«Пластилинография»
2 класс
Составитель:
Мартынова Е.В.
учитель начальных
классов
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по коррекционному курсу
«Пластилинография» составлена на основе ФГОС
образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями) от 19.12.2014г. и адаптированной основной
общеобразовательной программы для обучающихся с легкой степенью умственной
отсталости (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1).
В соответствии со Стандартом
программа корекционной работы направлена на создание системы комплексной помощи
обучающимся, способствующей преодолению или ослаблению недостатков в
психическом и физическом развитии обучающихся.
Развитие интеллектуальных и мыслительных процессов
необходимо начинать с развития движения рук, а в частности, с развития движений
в пальцах кист руки, так как это способствует формированию головного мозга, его
познавательных способностей, становлению речи. Значит, чтобы развивался ребенок
и его мозг, необходимо тренировать руки.
Учитывая важность проблемы по развитию ручных умений
для коррекционных занятий с первоклассниками, было выбрано рисование картин
пластилином - пластилинография.
Проблема развития мелкой моторики, ручной умелости на
занятиях по изобразительной деятельности актуальна, так как именно
изобразительная деятельность способствует развитию сенсомоторики –
согласованности в работе глаза и руки, совершенствованию координации движений,
гибкости, силе, точности в выполнении действий, коррекции мелкой моторики
пальцев рук.
Пластилинография – это один из новых видов работы в
изобразительной деятельности. Понятие “пластилинография” имеет два смысловых
корня: «графил» – создавать, рисовать, а первая половина слова “пластилин”
подразумевает материал, при помощи которого осуществляется исполнение замысла.
Этот жанр представляет собой создание лепных картин с
изображением более или менее выпуклых, полуобъемных объектов на горизонтальной
поверхности, с применением нетрадиционных техник и материалов.
Основной материал – пластилин, а основным инструментом
в пластилинографии является рука (вернее, обе руки), следовательно, уровень
умения зависит от владения собственными руками.
Основная цель данного обучающего
курса - создание комплексного сопровождения процесса АООП, позволяющего
учитывать особые образовательные потребности детей данной категории на основе
осуществления индивидуального и дифференцированного подхода в образовательном
процессе.
На
основаниии этого можно выделить следующие задачи курса
«Пластилинография»:
Образовательные:
· формирование
представлений о материальной культуре как продукте творческой предметно-преобразующей
деятельности человека;
· формирование
представлений о гармоничном единстве природного и рукотворного мира и о месте в
нем человека;
· расширение знаний
о материалах и их свойствах пластилина и технологиях его использования;
· освоение передачи
простейших образов, предметов, явлений окружающего мира посредством
пластилинографии;
освоение
основных приемов пластилинографии (надавливание, размазывание, отщипывание,
вдавливание).
Коррекционно-развивающие:
· развитие
познавательных психических процессов;
· развитие
умственной деятельности;
· развитие
сенсомоторных процессов, руки, глазомера через формирование практических
умений;
· развитие
регулятивной структуры деятельности, включающей целеполагание, планирование,
контроль и оценку действий и результатов деятельности в соответствии с
поставленной целью.
Воспитательные:
· формирование
интереса к разнообразным видам труда;
· формирование
информационной культуры, развитие активности, целенаправленности,
инициативности; духовно-нравственное воспитание и развитие социально ценных
качеств личности.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА
КОРРЕКЦИОННОГО КУРСА
Изучение данного предмета позволяет корригировать
интеллектуальные, эмоционально-волевые, двигательные недостатки у обучающихся
с лёгкой степенью отсталости (интеллектуальными нарушениями), с учётом их
возрастных особенностей, путём систематического и целенаправленного
совершенствования восприятия, формирования аналитико-синтетической
деятельности, улучшения зрительной и двигательной координации, мелкой ручной
моторики.
МЕСТО КОРРЕКЦИОННОГО
КУРСА
В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
На изучение курса «Пластилинография»» во 2 классе
отводится по 1 час в неделю, курс рассчитан на 34 часа (34 учебных недели).
ПЛАНИРУЕМЫЕ
РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КОРРЕКЦИОННОГО КУРСА
Предметные:
Минимальный уровень:
· знать правила
организации рабочего места при работе с пластилином и природными материалами,
выполнять их с помощью учителя;
· знать правила
техники безопасной работы с колющими и режущими инструментами;
· знать виды
трудовых работ;
· знать основные
приемы работы с пластилином, выполнять их с помощью учителя;
· выполнять простые
инструкции учителя;
· отвечать на
простые вопросы с помощью учителя;
· анализировать
объект, подлежащий изготовлению, подбирать цветовую гамму, применять
соответствующие приёмы для соединения материалов.
· оценивать свою
работу с помощью учителя;
· осуществлять
текущий самоконтроль выполняемых практических действий с помощью учителя.
Достаточный уровень:
· знать правила
организации рабочего места в зависимости от характера выполняемой работы,
выполнять их с большей долей самостоятельности;
· знать виды
трудовых работ;
· отвечать на
простые вопросы;
· выполнять простые
инструкции учителя;
· знать основные
приемы работы с пластилином,, выполнять их с помощью учителя;
· знать правила
техники безопасной работы и режущими инструментами;
· анализировать
объект, подлежащий изготовлению, подбирать цветовую гамму; определять способы
соединения деталей с помощью учителя;
· оценивать свою
работу с помощью учителя;
· осуществлять
текущий самоконтроль выполняемых практических действий с помощью учителя.
Личностные:
· формирование
представления о себе, собственных возможностях: умение рассказать о своих
успехах и неудачах в трудовой деятельности;
· овладение
начальными навыками адаптации в изменяющемся и развивающемся мире: уметь
обратиться за помощью;
· формирование
начальных навыков коммуникации и знакомство с принятыми нормами и ритуалами
социального взаимодействия: умение отвечать на вопросы, вести диалог со
сверстниками;
· формирование
способности к принятию социального окружения, формирование умения определить
свое место в нем: быть послушным, выполнять требования учителя, понимать
важность труда;
· формирование
социально значимых мотивов учебной деятельности: умение преодолевать
возникающие трудности, признавать свои ошибки и исправлять их, уметь ладить с
другими членами коллектива, соблюдать дисциплину на уроках;
· формирование
навыков сотрудничества со взрослыми, сверстниками в разных социальных
ситуациях: умение договариваться, идти на уступки, признавать вину;
· формирование
эстетических потребностей, чувств; формировать нравственные установки и
моральные нормы; уметь замечать красоту окружающего мира, уметь направлять
собственную активность во благо себе и людям;
· формирование
этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости,
должного отношения к своим поступкам, оказывать посильную помощь
одноклассникам;
· формирование
элементарных навыков самообслуживания, умения довести начатое дело до конца,
быть способным к коллективным формам деятельности;
· формирование
установки на безопасный, здоровый образ жизни: соблюдение дисциплины на уроке,
соблюдение режима труда и отдыха, соблюдение техники безопасности.
СИСТЕМЫ
ОЦЕНКИ ДОСТИЖЕНИЯ ОБУЧАЮЩИМИСЯ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ
Предметные
результаты характеризуют достижения обучающихся в овладении ими
содержанием данной предметной области, усвоении знаний и умений, способности
применять их в практической деятельности.
В процессе изучения
курса следует поощрять и стимулировать работу учеников, используя только
качественную оценку: «верно», «частично верно», «неверно».
Личностные
результаты
Оценка личностных
результатов предполагает, прежде всего, оценку продвижения ребенка в овладении
социальными (жизненными) компетенциями, которые, в конечном итоге, составляют
основу этих результатов. При этом, некоторые личностные результаты могут быть
оценены исключительно качественно.
Формы подведения итогов:
при оценке знаний и умений учитывается факт участия, стабильность
посещения занятий и интереса к работе. Кроме того, оценивается динамика личных достижений
и удовлетворенности детей и родителей на основе собеседований. Благодаря
возможности и желанию непосредственного контакта с учениками, непосредственно
на каждом занятии наблюдается состояние знаний детей и применяется, таким
образом, метод личной диагностики результатов. Несомненно, что на занятии этот
метод – наиболее ценный и точный. Он всегда позволяет педагогу чувствовать
отдачу и быстро реагировать на свои ошибки и просчеты.
СОДЕРЖАНИЕ КОРРЕКЦИОННОГО
КУРСА
№
|
тема
|
количество часов
|
1
|
Плоскостная
лепка
|
21
|
2.
|
Полуобъёмное
изображение предметов на плоскости
|
6
|
3.
|
Плоскостная
лепка с использованием природного материала
|
5
|
4.
|
Создание картин по предложенному
сюжету
|
2
|
Итого:
|
|
34
|
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.