Новогодняя скидка — 70% на все курсы только до 31 декабря!
Добавить материал и получить бесплатное свидетельство о публикации
версия для слабовидящих
Главная / Другое / Рабочая программа коррекционного курса "Пластилинография" (2 класс)

Рабочая программа коррекционного курса "Пластилинография" (2 класс)





Рабочая программа коррекционного курса

«Пластилинография»

2 класс






Составитель:

Мартынова Е.В.

учитель начальных классов

































ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по коррекционному курсу «Пластилинография» составлена на основе ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) от 19.12.2014г. и адаптированной основной общеобразовательной программы для обучающихся с легкой степенью умственной отсталости (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1).

В соответствии со Стандартом программа корекционной работы направлена на создание системы комплексной помощи обучающимся, способствующей преодолению или ослаблению недостатков в психическом и физическом развитии обучающихся.

Развитие интеллектуальных и мыслительных процессов необходимо начинать с развития движения рук, а в частности, с развития движений в пальцах кист руки, так как это способствует формированию головного мозга, его познавательных способностей, становлению речи. Значит, чтобы развивался ребенок и его мозг, необходимо тренировать руки.

Учитывая важность проблемы по развитию ручных умений для коррекционных занятий с первоклассниками, было выбрано рисование картин пластилином - пластилинография.

Проблема развития мелкой моторики, ручной умелости на занятиях по изобразительной деятельности актуальна, так как именно изобразительная деятельность способствует развитию сенсомоторики – согласованности в работе глаза и руки, совершенствованию координации движений, гибкости, силе, точности в выполнении действий, коррекции мелкой моторики пальцев рук.

Пластилинография – это один из новых видов работы в изобразительной деятельности. Понятие “пластилинография” имеет два смысловых корня: «графил» – создавать, рисовать, а первая половина слова “пластилин” подразумевает материал, при помощи которого осуществляется исполнение замысла.

Этот жанр представляет собой создание лепных картин с изображением более или менее выпуклых, полуобъемных объектов на горизонтальной поверхности, с применением нетрадиционных техник и материалов.

Основной материал – пластилин, а основным инструментом в пластилинографии является рука (вернее, обе руки), следовательно, уровень умения зависит от владения собственными руками.

Основная цель данного обучающего курса - создание комплексного сопровождения процесса АООП, позволяющего учитывать особые образовательные потребности детей данной категории на основе осуществления индивидуального и дифференцированного подхода в образовательном процессе.

На основаниии этого можно выделить следующие задачи курса «Пластилинография»:

Образовательные:

  • формирование представлений о материальной культуре как продукте творческой предметно-преобразующей деятельности человека;

  • формирование представлений о гармоничном единстве природного и рукотворного мира и о месте в нем человека;

  • расширение знаний о материалах и их свойствах пластилина и технологиях его использования;

  • освоение передачи простейших образов, предметов, явлений окружающего мира посредством пластилинографии; освоение основных приемов пластилинографии (надавливание, размазывание, отщипывание, вдавливание).

Коррекционно-развивающие:

  • развитие познавательных психических процессов;

  • развитие умственной деятельности;

  • развитие сенсомоторных процессов, руки, глазомера через формирование практических умений;

  • развитие регулятивной структуры деятельности, включающей целеполагание, планирование, контроль и оценку действий и результатов деятельности в соответствии с поставленной целью.

Воспитательные:

  • формирование интереса к разнообразным видам труда;

  • формирование информационной культуры, развитие активности, целенаправленности, инициативности; духовно-нравственное воспитание и развитие социально ценных качеств личности.


ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КОРРЕКЦИОННОГО КУРСА

Изучение данного предмета позволяет корригировать интеллектуальные, эмоционально-волевые, двигательные недостатки у обучающихся с лёгкой степенью отсталости (интеллектуальными нарушениями), с учётом их возрастных особенностей, путём систематического и целенаправленного совершенствования восприятия, формирования аналитико-синтетической деятельности, улучшения зрительной и двигательной координации, мелкой ручной моторики.


МЕСТО КОРРЕКЦИОННОГО КУРСА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

На изучение курса «Пластилинография»» во 2 классе отводится по 1 час в неделю, курс рассчитан на 34 часа (34 учебных недели).


ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КОРРЕКЦИОННОГО КУРСА

Предметные:

Минимальный уровень:

  • знать правила организации рабочего места при работе с пластилином и природными материалами, выполнять их с помощью учителя;

  • знать правила техники безопасной работы с колющими и режущими инструментами;

  • знать виды трудовых работ;

  • знать основные приемы работы с пластилином, выполнять их с помощью учителя;

  • выполнять простые инструкции учителя;

  • отвечать на простые вопросы с помощью учителя;

  • анализировать объект, подлежащий изготовлению, подбирать цветовую гамму, применять соответствующие приёмы для соединения материалов.

  • оценивать свою работу с помощью учителя;

  • осуществлять текущий самоконтроль выполняемых практических действий с помощью учителя.

Достаточный уровень:

  • знать правила организации рабочего места в зависимости от характера выполняемой работы, выполнять их с большей долей самостоятельности;

  • знать виды трудовых работ;

  • отвечать на простые вопросы;

  • выполнять простые инструкции учителя;

  • знать основные приемы работы с пластилином,, выполнять их с помощью учителя;

  • знать правила техники безопасной работы и режущими инструментами;

  • анализировать объект, подлежащий изготовлению, подбирать цветовую гамму; определять способы соединения деталей с помощью учителя;

  • оценивать свою работу с помощью учителя;

  • осуществлять текущий самоконтроль выполняемых практических действий с помощью учителя.

Личностные:

  • формирование представления о себе, собственных возможностях: умение рассказать о своих успехах и неудачах в трудовой деятельности;

  • овладение начальными навыками адаптации в изменяющемся и развивающемся мире: уметь обратиться за помощью;

  • формирование начальных навыков коммуникации и знакомство с принятыми нормами и ритуалами социального взаимодействия: умение отвечать на вопросы, вести диалог со сверстниками;

  • формирование способности к принятию социального окружения, формирование умения определить свое место в нем: быть послушным, выполнять требования учителя, понимать важность труда;

  • формирование социально значимых мотивов учебной деятельности: умение преодолевать возникающие трудности, признавать свои ошибки и исправлять их, уметь ладить с другими членами коллектива, соблюдать дисциплину на уроках;

  • формирование навыков сотрудничества со взрослыми, сверстниками в разных социальных ситуациях: умение договариваться, идти на уступки, признавать вину;

  • формирование эстетических потребностей, чувств; формировать нравственные установки и моральные нормы; уметь замечать красоту окружающего мира, уметь направлять собственную активность во благо себе и людям;

  • формирование этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, должного отношения к своим поступкам, оказывать посильную помощь одноклассникам;

  • формирование элементарных навыков самообслуживания, умения довести начатое дело до конца, быть способным к коллективным формам деятельности;

  • формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни: соблюдение дисциплины на уроке, соблюдение режима труда и отдыха, соблюдение техники безопасности.


СИСТЕМЫ ОЦЕНКИ ДОСТИЖЕНИЯ ОБУЧАЮЩИМИСЯ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ

Предметные результаты характеризуют достижения обучающихся в овладении ими содержанием данной предметной области, усвоении знаний и умений, способности применять их в практической деятельности.

В процессе изучения курса следует поощрять и стимулировать работу учеников, используя только качественную оценку: «верно», «частично верно», «неверно».

Личностные результаты

Оценка личностных результатов предполагает, прежде всего, оценку продвижения ребенка в овладении социальными (жизненными) компетенциями, которые, в конечном итоге, составляют основу этих результатов. При этом, некоторые личностные результаты могут быть оценены исключительно качественно.

Формы подведения итогов: 

при оценке знаний и умений учитывается факт участия, стабильность посещения занятий и интереса к работе. Кроме того, оценивается динамика личных достижений и удовлетворенности детей и родителей на основе собеседований. Благодаря возможности и желанию непосредственного контакта с учениками, непосредственно на каждом занятии наблюдается состояние знаний детей и применяется, таким образом, метод личной диагностики результатов. Несомненно, что на занятии этот метод – наиболее ценный и точный. Он всегда позволяет педагогу чувствовать отдачу и быстро реагировать на свои ошибки и просчеты.


СОДЕРЖАНИЕ КОРРЕКЦИОННОГО КУРСА

тема

количество часов

1

Плоскостная лепка

21

2.

Полуобъёмное изображение предметов на плоскости

6

3.

Плоскостная лепка с использованием природного материала

5

4.

Создание картин по предложенному сюжету

2

Итого:


34








Календарно-тематическое планирование коррекционного курса «Пластилинография»


п/п

Наименование раздела и темы урока

Кол-во

часов

Виды работ

Основные понятия (словарная работа)

Методическое обеспечение урока

Коррекционная работа

Приме-чание


Плоскостная лепка – 3 часа




Полевые цветы. Ромашка.

1

Рассматривание и называние полевых цветов.

Прослушивание стихотворения о ромашке.

Пальчиковая гимнастика.

Практическая работа детей.

Полевые цветы: ромашка.

Предметные картинки.

Развитие зрительного восприятия; воображения; мелкой моторики рук.


Полевые цветы. Василёк.

1

Игра: «Четвёртый лишний».

Прослушивание стихотворения о васильках.

Пальчиковая гимнастика.

Практическая работа детей.

Полевые цветы: василёк.

Предметные картинки.

Развитие зрительного восприятия; воображения; мелкой моторики рук.


Осенние деревья. Листопад.

1

Беседа о природе осенью, ее красоте

Рассматривание иллюстраций с изображениями осенней природы.

Рассматривание веточки осеннего дерева и описание её.

Знакомство со свойством пластилина (пластичность)

Знакомство с приёмами работы с пластилином (отщипывание, разминание, растирание)

Практическая работа детей по показу.

Пластилин. Пластичность. Веточка. Листочки. Осень.

Предметные картинки, веточка с листочками.

Развитие мелкой моторики рук; зрительного и тактильного восприятия.



Плоскостная лепка с использованием природного материала – 2 часа




Ёжик в лесу

1

Беседа об осенних изменениях в природе.

Беседа о поведении животных осенью.

Рассматривание и анализ образца.

Рассматривание и составление описания внешнего вида ежа.

Повторение приёмов работы с пластилином (отщипывание, разминание, растирание).

Выбор природного и доп.материала для лепки.

Практическая работа детей по показу.

Отщипывание, разминание, растирание. Ёжик; грибы; листочки.

Предметные картинки с изображениями ежика

Развитие мелкой моторики рук; зрительного и тактильного восприятия.


Цветы в горшочке.

1

Узнавание и называние комнатных растений. Рассматривание.

Внешнее строение (корень, стебель, лист).

Беседа об уходе за комнатными растениями.

Рассматривание и анализ образца.

Практическая работа детей.

Герань, традесканция, амариллис, кактус.

Предметные картинки.

Развитие словаря; мелкой моторики рук.



Полуобъёмное изображение предметов на плоскости – 2 часа




Осенние цветы. Астра.

1

Игра: «Четвёртый лишний».

Называние осенних цветов.

Рассматривание и анализ образца.

Знакомство с приёмами работы с пластилином (отщипывание, разминание, скатывание, налеп)

Практическая работа детей.

Организация выставки работ.

Астры, хризантемы, гладиолусы.

Предметные картинки.

Развитие зрительной и слуховой памяти; мелкой моторики рук.


Гроздь винограда

1

Игра: «Четвёртый лишний»

Рассматривание картин с изображением гроздьев винограда.

Повторение приёмов работы с пластилином (разминание, скатывание, налеп).

Практическая работа детей.

Фрукты, виноград, пластичность, стек.

Предметные картинки с изображениями фруктов.

Развитие зрительного и тактильного внимания; мелкой моторики рук.



Плоскостная лепка – 4 часа




Грибы

1

Рассматривание и называние предметных картинок.

Игра: «Мы грибочки собираем».

Рассматривание образца и планирование работы.

Практические работы учащихся.

Организация выставки работ детей.

Съедобные и несъедобные грибы.

Предметные картинки с грибами; образец работы.

Развитие зрительного восприятия; мелкой моторики рук.


Фрукты в вазе.

1

Игра: «Четвёртый лишний»

Рассматривание картин с изображением фруктов.

Беседа о пользе фруктов.

Повторение приёмов работы с пластилином (разминание, скатывание, налеп).

Практическая работа детей.

Фрукты, яблоки, пластичность, стек.

Предметные картинки с изображениями фруктов.

Развитие зрительного и тактильного внимания; мелкой моторики рук.


Корзинка с овощами.

1

Повторение правил организации рабочего места при работе с пластилином.

Беседа о дарах осени. Рассматривание овощей.

Рассматривание и анализ образца.

Выбор цветовой гаммы для оформления своей работы.

Практические работы учащихся.

Приемы лепки на плоскости, надавливание, (разминание, отщипывание)

Образец работы.

Развитие зрительного восприятия; мелкой моторики рук.


Ветка рябины.

1

Беседа об осенних изменениях в природе. Рассматривание и составление описания красок осеннего дерева (рябина).

Повторение приёмов работы с пластилином (скатывание, налеп).

Практическая работа детей с частичной помощью учителя.

Скатывание, налеп.

Предметные картинки с изображениями осенних деревьев, рябины

Развитие зрительного и слухового восприятия; мелкой моторики рук; мышления (сравнения)



Полуобъёмное изображение предметов на плоскости – 2 часа




Снежинки.

1

Беседа о признаках зимы.

Рассматривание снежинок различной формы и подсчёт кончиков у снежинки.

Повторение приёмов работы с пластилином (скатывание, надавливание).

Практические работы детей.

Зима. Похолодание. Снег. Снежинка.

Сюжетная картинка; изображения снежинок различной формы.

Развитие зрительного внимания; мыслительной операции (сравнение, анализ); мелкой моторики рук.


Новогодняя игрушка. Шар.

1

Беседа о приближающемся празднике.

Рассматривание картинок наряженных ёлок.

Анализ образца.

Практические работы детей.

Выставка детских работ.

Новый год; игрушки; шары.

Предметные и сюжетные картинки.

Развитие зрительного восприятия; мелкой моторики рук.



Плоскостная лепка – 4 часа




Дед Мороз.

1

Беседа о новогодних традициях в России.

Рассматривание картинок.

Анализ образца и планирование работы.

Практические работы детей.

Традиции; Дед Мороз.

Предметные картинки; образец работы.

Развитие слуховой и зрительной памяти; мелкой моторики рук; воображения.


Снегурочка.

1

Беседа о новогодних традициях в России.

Рассматривание картинок.

Анализ образца и планирование работы.

Практические работы детей.

Традиции; Снегурочка.

Предметные картинки; образец работы.

Развитие слуховой и зрительной памяти; мелкой моторики рук; воображения.


Нарядная ёлка.

1

Беседа о том, как по-разному люди наряжают ёлку.

Рассматривание картинок с образцами нарядных ёлок.

Рассматривание и анализ образца.

Практические работы детей.

Новый год; ёлочные украшения.

Предметные картинки; образец.

Развитие зрительного восприятия; мелкой моторики рук.


Зимняя картинка.

1

Устное рисование зимней картины.

Рассматривание картин.43. Анализ образца и материалов, используемых в р5боте.

Обсуждение способов прикрепления природного материала.

Практические работы детей.

Отщипывание; раскатывание; надавливание; растирание

Иллюстрации с изображениями зимы.

Развитие связной речи; мелкой моторики рук.



Плоскостная лепка с использованием природного материала – 3 часа




Весёлый снеговик.

1

Беседа по сюжетной картинке «Зимние забавы».

Рассказы детей о зимних играх.

Анализ образца, планирование работы.

Практические работы детей.

Забавы; снеговик; угольки, морковка; ведро; метла.

Сюжетная картинка «Зимние забавы»; образец работы.

Развитие связной речи; мелкой моторики рук.


Помоги птицам зимой. Снегирь

1

Беседа о жизни птиц зимой и необходимости помощи птицам зимой.

Рассматривание сюжетной картинки и называние птиц.

Беседа о возможном выборе цветовой гаммы работы.

Практическая работа детей.

Птицы: голуби, синицы, воробьи, снегири.

Сюжетная картинка; образец работы.

Развитие мышления; зрительной памяти; мелкой моторики рук.


Самолётик.

1

Беседа о приближающемся празднике Дне Защитника Отечества.

Подбор атрибутов праздника: самолёт, звезда.

Пальчиковая гимнастика.

Практическая работа детей.

День защитника Отечества.

Образец работы. Предметные картинки.

Развитие зрительного восприятия; зрительной и слуховой памяти: мелкой моторики рук.



Плоскостная лепка – 4 часа




Поздравление с Днём защитника отечества. Кораблик

1

Беседа о приближающемся празднике Дне Защитника Отечества.

Подбор атрибутов праздника: каска, звезда, танк.

Пальчиковая гимнастика.

Практическая работа детей.

День защитника Отечества. Кораблик. борт, якорь, парус, мачта

Образец работы. Предметные картинки.

Развитие зрительного восприятия; зрительной и слуховой памяти: мелкой моторики рук.


Игрушки. Машинка.

1

Игра «Отгадай загадку».

Рассматривание игрушечных машин и выделение их частей: кузов, кабина, колёса, фары.

Рассматривание образца.

Называние приёмов лепки (надавливание, отщипывание, примазывание)

Практические работы детей.

Приемы лепки:отщипывание, разминание, надавливание; кузов, колёса, кабина, фары.

Игрушечные машинки, образец работы.

Развитие зрительного внимания; словаря; мелкой моторики рук.


Игрушки. Кукла.

1

Рассматривание кукол и называние их частей.

Беседа по сюжетной картинке.

Анализ образца и подбор цветовой гаммы.

Практические работы детей.

Кукла, руки, ноги, голова, туловище, платье, волосы.

Сюжетная картинка; образец работы.

Развитие зрительного внимания, мелкой моторики рук.


Маме в день 8 марта. Открытка с поздравлением.

1

Беседа о празднике 8 марта и о подарках для мам, их любимых цветах.

Пальчиковая гимнастика.

Анализ образца, подбор цветовой гаммы.

Практическая работа детей.

8 марта – международный женский день.

Иллюстрации с изображением цветов. Образец работы.

Развитие зрительного восприятия, зрительной и слуховой памяти, словаря, мелкой моторики рук.



Полуобъёмное изображение предметов на плоскости – 2 часа




Подснежник.

1

Беседа о первых весенних цветах: подснежниках.

Рассматривание иллюстраций.

Пальчиковая гимнастика.

Рассматривание образца.

Практическая работа детей.

Весна; подснежник.

Сюжетные картинки; образец работы.

Развитие зрительного восприятия, зрительной и слуховой памяти, словаря, мелкой моторики рук.


Полетели в космос.

1

Беседа о первом полёте в космос.

Рассматривание сюжетных картин.

Пальчиковая гимнастика.

Повторение приёмов работы с пластилином.

Практическая работа детей.

День космонавтики: Ю.А. Гагарин; космос.

Сюжетные картинки; образец работы.

Развитие долговременной памяти; словаря; мелкой моторики рук.



Плоскостная лепка – 3 часа часов




Домашние питомцы. Котята.

1




Рассматривание картинок с домашними животными и их детёнышами.

Называние домашних животных и их детёнышей.

Анализ образца.

Повторение правил организации рабочего места.

Практические работы детей.

Домашние животные. Кошка, котёнок, собака, щенок, корова, телёнок, лошадь, жеребёнок.

Предметные картинки с домашними животными и их детёнышами .

Развитие зрительного внимания, развитие слуховой памяти, мелкой моторики рук.


Домашние питомцы. Щенок.

1

Классификация диких и домашних животных.

Называние домашних животных

Беседа о домашних животных – питомцах, живущих в семьях детей.

Анализ образца.

Практическая работа детей.

Дикие и домашние животные; собака, щенок.

Предметные картинки; образец работы.

Развитие мышления (обобщение, конкретизация); мелкой моторики рук.


Тигрёнок.

1

Отгадывание загадки.

Рассматривание и называние частей тела тигренка.

Анализ образца.

Пальчиковая гимнастика.

Практическая работа детей.

Тигр; туловище, лапы, уши, голова, хвост. Хищник.

Предметная картинка; образец работы.

Развитие мышления; зрительного восприятия; мелкой моторики рук.



Создание картин по предложенному сюжету – 1 час




Обитатели аквариума.

1

Отгадывание загадки.

Рассматривание иллюстраций с изображениями аквариумов.

Называние предметов в аквариуме: рыбки, водоросли, камни, ракушки.

Анализ образца, добавление элемента в картину по своему желанию.

Практическая работа детей.

Аквариум: рыбки, водоросли, камни, ракушки.


Сюжетные картинки, клей, шаблон рыбки.

Развитие зрительного восприятия, зрительной и слуховой памяти, словаря, мелкой моторики рук.




Плоскостная лепка – 3 часа часов




Вечный огонь.

1

Беседа о празднике Победы.

Рассматривание иллюстраций.

Подбор атрибутов праздника: вечный огонь, звезда.

Практическая работа детей.

Выставка детей и анализ выполненных работ.

День Победы. Вечный огонь.

Предметные картинки. Образец работы.

Развитие зрительного восприятия; воображения; мелкой моторики рук.


Насекомые. Божья коровка


Беседа о насекомых, их разнообразии.

Узнавание и называние насекомых.

Рассматривание образца.

Подбор цветовой гаммы.

Пальчиковая гимнастика.

Практическая работа детей.

Пчела, шмель.

Предметные картинки. Образец работы.

Развитие зрительного восприятия; мыслительной операции (сравнение), мелкой моторики рук.


Насекомые. Красавица-бабочка.

1

Беседа о насекомых, их разнообразии.

Узнавание и называние насекомых.

Рассматривание образца.

Подбор цветовой гаммы.

Пальчиковая гимнастика.

Практическая работа детей.

Бабочка: крылья, усики, лапки.

Предметные картинки. Образец работы.

Развитие зрительного восприятия; воображения; мелкой моторики рук.



Создание картин по предложенному сюжету – 1 час




Здравствуй, лето красное.

1

Беседа о признаках лета и летних развлечениях детей.

Узнавание картин лета.

Отгадывание загадок.

Создание сюжета из предложенных деталей.

Лето.

Сюжетные картинки. Образец работы.



Развитие зрительного восприятия; воображения; мелкой моторики рук.


МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Материально-техническое обеспечение программы по коррекционному курсу «Пластилинография» включает:

  • учебная зона кабинета, оснащенная необходимой школьной мебелью;

  • пластилин; клеенка;

  • компьютер;

  • компьютерные презентации;

  • трафареты, раскраски;

  • комплекты сюжетных и предметных картинок;

  • демонстрационные таблицы

  • игрушки (куклы, машинки, мячи и т.д.).

  • информационно-коммуникативные средства:

  • фрагменты аудио- и видеозаписей

  • технические средства обучения; экранно-звуковые пособия;

  • образцы работ для выполнения детьми.









  • Другое
Автор Мартынова Елена Владимировна
Дата добавления 11.10.2018
Раздел Другое
Подраздел Другое
Просмотров 92
Номер материала MA-081110
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

Популярные курсы

Курс повышения квалификации
«Организация и руководство учебно-исследовательскими проектами учащихся по предмету «Биология» в рамках реализации ФГОС»
Курс повышения квалификации
«Организация и содержание работы по профилактике безнадзорности и правонарушений среди учащихся образовательных учреждений»