Добавить материал и получить бесплатное свидетельство о публикации
версия для слабовидящих
Главная / Начальные классы / Рабочая программа клуба "Почемучки" для начальной школы

Рабочая программа клуба "Почемучки" для начальной школы

Утверждаю

Директор МБОУ Гимназии №4

__________ Е.В.Молоткова



Рабочая программа

внеурочной деятельности

клуба «Почемучки»

для учащихся начальной школы

2011/2015 учебный год



F:\2\Фото0117.jpgРазработала

Педагог - библиотекарь

Малюсова И.А

Г. Кстово, 2014 г



Пояснительная записка

Программа разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного стандарта начального общего образования, с учетом особенностей первой ступени общего образования, учитывает возрастные особенности младшего школьника.

Начальная школа связана с освоением новой социальной позиции, расширением сферы взаимодействия ребенка с окружающим миром, развитием потребностей в общении, познании мира. Познание жизни людей и общества может осуществляться не только через учебную деятельность, но и внеурочную деятельность, в форме кружков познавательной направленности.

Клуб «Почемучка» помогает решить задачи эмоционального, литературного, интеллектуального развития детей, а также проблемы нравственно – этического воспитания через чтение книг, так как чтение для ребенка – это и труд, и творчество, и новые открытия, и удовольствие, и самовоспитание.

Клуб «Почемучка» призван помогать в изучении курса « Окружающий мир» и «Литературное чтение», создает условия для углубления знаний, полученных на уроках окружающего мира и литературного чтения. На занятиях клуба предполагается работа с разными типами книг: художественными, научно – популярными, детскими периодическими изданиями , энциклопедиями и словарями.

Программа клуба - это создание условий для использования знаний и умений на уроках литературного чтения и уроках по окружающему миру, применение этих знаний на практике, а также для интеллектуального развития ребенка.

Программа предусматривает участие всех детей в работе клуба, развивает интерес к окружающему миру и привлечению учащихся к чтению.

Основная форма работы – внеурочная деятельность.

Занятия клуба проводятся 1 раз в четверть для всех параллелей 1 -4 классов, по разным направлениям: патриотическому, литературному, социализации,

библиографическому, проводятся в виде бесед, литературных часов, с просмотром иллюстративного материала, обзоров, выступлений учащихся, громких чтений с обсуждением прочитанного.

Актуальность

Вокруг нас множество самых обыкновенных вещей, к которым мы привыкли и порой не замечаем их или ничего не знаем о них. А нужно задумываться и задавать себе вопросы Почему? Как? Куда? Зачем? И нам откроются удивительные истории. Из маленьких открытий в деле познания мира формируется натура, личность, интеллект.

В жизни современного школьника происходит снижение роли книги, ее заменяют другие средства информации. Но книга была и остается основным источником информации для успешной учебной деятельности, а также мощным средством воспитания и умственного, духовного, эмоционального развития учащихся. Программа поможет раскрыть способности всматриваться в окружающий мир, удивляться ему и чаще задавать вопросы, искать на них ответы, уметь пользоваться информацией в процессе учебы.



Цель программы

Формирование информационной грамотности учащихся на основе исследований объектов и явлений окружающего мира;

Формирование у учащихся обращаться к книге не только как к инструменту для успешной учебы и самообразования, но и как к источнику духовных ценностей, без которых невозможно становление современного образованного человека.



Задачи программы

Развивать любознательность и наблюдательность;

Находить ответы на самые сложные вопросы;

Открывать богатство и неповторимость многообразия окружающего мира;

Пробудить познавательный интерес, стимул к учебе;

Развить коммуникативную культуру через умение передать полученную информацию

Сопровождение программы осуществляется на основе:

Научно – популярной литературы;

Энциклопедий и справочников для младших школьников;

Фонда художественной литературы при использовании лучших произведений отечественных авторов;

Детских журналов «Мурзилка», «А почему?», «Юный эрудит», «Юный натуралист».

Ожидаемые результаты



Программа направлена на достижение комплекса результатов в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования:

Познавательные универсальные учебные действия:

Осознавать значимость чтения для личного развития;

Уметь находить нужную информацию в книгах, словарях, энциклопедиях;

Уметь применять информацию в учебной деятельности.

Коммуникативные универсальные учебные действия:

Оформлять свои мысли в устной речи, слушать и понимать других;

Воспринимать на слух информацию;

Участвовать в беседе о прочитанной книге, выражать свое мнение, аргументировать свою точку зрения;

Ориентироваться в книжной и информационной среде библиотеки;

Иметь представление о различных видах литературы.



Тематическое планирование

для учащихся 1-х классов

п/п

Название мероприятий

Форма проведения

Класс

Время

проведения

1

Куда улетают птицы?

Литературный

час

1

ноябрь

2.

Что такое Новый год?

Выставка - просмотр

1

декабрь

3.

Что такое библиотека?

Библиотечный урок

1

январь

4.

Кто такие защитники Родины?

Урок - беседа

1

февраль

5

За что спасибо маме говорим?

Литературный час

1

март

6

Берегите планету!

Урок - беседа

1

апрель



  1. Литературный час «Куда улетают птицы?»

Приметы осени.

Какие птицы улетают, какие остаются зимовать.

Почему улетают птицы? Как ориентируются?

Знакомство с книгой И.С. Соколова – Микитова «Лесные картинки», чтение и обсуждение рассказа Д. Мамин – Сибиряк «Серая шейка».

Знакомство с детскими журналами «Мурзилка», «Свирелька».



  1. Выставка – просмотр «Что такое Новый год?»

Почему встречают Новый год, почему наряжают елку.

Где находится вотчина Деда Мороза и Снегурочки.

Зимние забавы.

Знакомство с детской литературой о новом годе: В. Сутеев «Елка», О. Корнеева « Подарки дедушке Морозу», «Сказки деда Мороза», В. Даль «Снегурочка», «Мороз Иванович», с журналом «Мурзилка», новогодние загадки.



  1. Что такое библиотека? – библиотечный урок

Знакомство с библиотекой. Правила библиотеки. О бережном отношении книги. Книжкины жалобы.

Знакомство с литературой для младших школьников. Знакомство с периодической печатью для младших школьников: ж. Мурзилка», «Миша», «Шишкин лес». Выбор книг в библиотеке.



  1. Кто такие защитники Родины? – урок – беседа

Беседа по книге А. Митяева « Почему армия всем родная?» И книге С. Баруздина « Шел по улице солдат».

Знакомство с книгами о Великой Отечественной войне, о службе в армии в мирное время: Л. Кассиль « Главное войско», Ю. Левин «Комбат», А. Митяев «Землянка».



  1. За что спасибо маме говорим? – литературный час

Легко ли быть мамой? За что мы любим мам и бабушек?

Обзор книг по выставке «О мамах с любовью»: Б. Емельянов «Рассказы о маме», З. Воскресенская «Секрет», Н. Полякова «За что спасибо маме говорят», стихи Е. Благининой, сборник русских поэтов «Моя мама».



  1. Берегите планету! – урок – беседа

Воспитание бережного отношения к природе.

Почему воздух и вода должны быть чистыми?

Роль леса в жизни человека.

Как связана природа и здоровье человека?

Что значит любить природу?

Знакомство с книгами о природе: В.Чаплина «В нашем лесу», Л.Толстой «На что нужны мыши», И. Соколов – Микитов «Лесные картинки», сборник «Полевые цветы», выставка рисунков учащихся о бережном отношении к природе.

Тематическое планирование

для учащихся 2-х классов

п/п

Название мероприятий

Форма проведения

Класс

Время

проведения

1

Книга – символ знаний

Библиотечный урок

2

октябрь

2.

Все профессии нужны, все профессии важны.

Литературный час

2

ноябрь

3.

Птицы – наши друзья.

Литературная викторина

2

март

4.

С чего началась космическая эра?

Урок - беседа

2

апрель



  1. Книга – символ знаний – библиотечный урок

Знакомство с элементами книги: обложка, титульный лист, иллюстрации в книге. Привить любовь к книге, развивать культуру чтения. В.Сутеев – автор и художник – оформитель, Е. Чарушин – автор и художник – оформитель.



  1. Все профессии нужны, все профессии важны – литературный час

Знакомство с несколькими видами профессий. Показать значение

трудовой деятельности, воспитание уважительного отношения к людям разных профессий. Обзор книг о профессиях. Стихи Б. Заходера, С Маршака, С. Михалкова, Д. Родари «Чем пахнут ремесла».



  1. Птицы – наши друзья – литературная викторина

Познакомить учащихся с книгами В.Бианки, Г.Скребицкого, Ю Дмитриева о птицах.

Познакомить с повадками птиц.

Привить заботу и любовь к братьям нашим меньшим. Познакомить с журналом «Юный натуралист», ж. «Свирелька».

Рассказы детей о птицах, выставка рисунков о птицах.



  1. С чего началась космическая эра? – урок – беседа

Формирование представления о космосе, о авиаконструкторе С.П. Королеве, о первом космонавте Ю.А.Гагарине.

А. Цирюльников, С. Челноков «Человек на пороге вселенной», А.Т. Гагарина «Слово о сыне».



Тематическое планирование

для учащихся 3-х классов

п/п

Название мероприятий

Форма проведения

Класс

Время

проведения

1

Как себя вести – по книге Д.С.Лихачева Письма о добром и прекрасном (о воспитанности)

Урок - беседа

3

ноябрь

2

Защитники Отечества. Героический Ленинград

Литературный час

3

декабрь

3

Этот загадочный космос

Конкурсно – игровая программа

3

март

4

Путешествие в Страну Здоровья

Диалог - игра

3

апрель



  1. Как себя вести - урок -беседа

Познакомить с книгой Д.Лихачева «Письма о добром и прекрасном», письмом 13 «О воспитанности».

Научить учащихся отличать проявления воспитанности от невоспитанности.

Подвести детей к выбору в пользу воспитанности.

Знакомство с книгами: В. Осеева «Волшебное слово», «Этикет от А до Я для детей и взрослых», «Новейшие правила для воспитанных детей».

  1. Защитники Отечества «Героический Ленинград» - урок – беседа

Познакомить учащихся с понятием блокада Ленинграда.

Что такое героизм в военное время и сегодня?

Познакомить с рассказами о ленинградцах и подвиге Ленинграда, рассказать об участии кстовчан в освобождении Ленинграда.

Сборник «Час мужества», Стихи и рассказы о войне, С. Алексеев «От

Москвы до Берлина», знакомство с краеведческим материалом о героях – участниках войны – кстовчанах.

  1. Этот загадочный космос – конкурсно – игровая программа

Расширить знания учащихся о космосе, о профессии космонавта по книге Кошурниковой Р.В. « Космонавтом быть хочу».

Викторина о космосе. Обзор литературы о космосе и космонавтах. Л. Обухова «Звездный сын Земли», Ю. Нагибин «Рассказы о Гагарине».



  1. Путешествие в Страну Здоровья – диалог - игра

Сформировать представление о здоровье как одной из главных ценностей человеческой жизни.

Солнце – друг или враг?

Откуда берутся болезни?

Спорт – помощник здоровью.

Обзор книги Афонькина С. Когда, зачем и почему?





Тематическое планирование

для учащихся 4-х классов





п/п

Название мероприятий

Форма проведения

Класс

Время

проведения

1

Как написать отзыв о книге?

Библиотечный урок

4

ноябрь

2

Ты в ответе за все – человек!

Экологическая игра

4

декабрь

3

Что значит быть хорошим товарищем?

Урок - беседа

4

февраль

3

Города – герои к 70 – летию Великой Отечественной войны

Литературный праздник – презентация городов -героев

4

Апрель-май



  1. Как написать отзыв о книге? – библиотечный урок

Обобщение знаний учащихся о книге.

Научить писать аннотацию.

Научить писать отзыв о книге.

Написание отзыва о книге.

Работа с книгами А. Гайдара «Судьба барабанщика», А. Гайдара «Василий Крюков», А. Гайдар «Тимур и его команда».



  1. Ты в ответе за все – человек! – экологическая игра

Воспитывать экологическую культуру, привлечь внимание к проблемам экологии.

Знакомство с Красной книгой.

Обзор книжной выставки «Сохраним наш мир».

«Красная книга России». Животные.

«Красная книга России». Растения.

Н. Надеждина «Каждой былинке брат».

Н. Попов «За сказкой – рассказ, за рассказом – сказка».



  1. Что значит быть хорошим товарищем? – урок – беседа

Что такое дружба? Умеете ли вы дружить? Хороший и верный товарищ – какой он?

Сформировать представления о дружбе и взаимопомощи на примере книг Л. Лагина «Старик Хоттабыч», К. Булычева «Заповедник сказок». Обзор книг о дружбе А. Тимур и его команда». Е. Пермяк «Надежный человек».



  1. Города – герои. – Литературный праздник - презентация городов – героев

Дать краткие сведения о городах – героях, события Великой Отечественной войны, связанные с ними, памятники, увековечившие подвиг этих городов, стихи, песни.

Подготовить презентации о городах - героях с помощью учащихся. Викторина «20 вопросов про ту войну».

Обзор книжной выставки «Я прохожу по улицам твоим»

М. Алигер «Зоя», С. Алексеев «От Москвы до Берлина», Л.Кассиль, М. Поляновский «Улица младшего сына»,

«Час мужества», Л. Соболев «Батальон четверых», Ю. Стрехнин «Город отважных».



Литература



Григорьев Д.В., Степанов П.В. Внеурочная деятельность школьников. – М.: Просвещение, 2011.

Концепция федеральных государственных образовательных стандартов общего образования; под ред. А.М. Кондакова, А.А. Кузнецова. – М.: Просвещение, 2009.

Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа/ сост. Е.С. Савинов. – М.: Просвещение, 2010.

Сборник программ внеурочной деятельности: 1-4 классы/ под ред. Н.Ф. Виноградовой. – М.: Вентана – Граф, 2011.



































Представление рабочей программы

Клуба «Почемучки»

педагога – библиотекаря

Малюсовой И. А. Гимназии № 4

на семинаре «Внеурочная деятельность школьного библиотекаря в рамках реализации ФГОС»



В новом Федеральном государственном образовательном стандарте

общего образования внеурочной деятельности уделено особое внимание. Начальная школа связана с освоением новой социальной позиции, расширением сферы взаимодействия ребенка с окружающим миром. Клуб «Почемучка» для учащихся 1-4 классов, организованный библиотекой призван помогать в изучении курса «Окружающий мир» и «Литературное чтение». А программа клуба – это создание условий для использования знаний и умений на этих уроках с применением знаний на практике, а также для интеллектуального развития ребенка.

Программа разработана на 2011 – 2015 г.г

Программа предусматривает участие всех детей с 1 по 4 класс в работе клуба. Основные формы работы – внеурочная деятельность. Занятия проводятся 1 раз в четверть для всех параллелей 1-4 кл. по разным направлениям: патриотическому, экологическому, библио-графическому, социализации. Занятия проводятся в виде бесед, литературных часов с просмотром иллюстрированного материала, обзоры книг, выступления учащихся, громкие чтения с обсуждением прочитанного.

В программе прописаны актуальность, цели, задачи.

Программа направлена на достижение комплекса результатов в соответствии с требованиями ФГОС НОО. Прописано тематическое планирование для каждой параллели с художественной и научно – популярной литературой, используемой на занятиях клуба.

  • Начальные классы
Описание:

Программа разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного стандарта начального общего образования, с учетом особенностей первой ступени общего образования, учитывает возрастные особенности младшего школьника.

Начальная школа связана с освоением новой социальной позиции, расширением сферы взаимодействия ребенка с окружающим миром, развитием потребностей в общении, познании мира. Познание жизни людей и общества может осуществляться не только через учебную деятельность, но и внеурочную деятельность, в форме кружков познавательной направленности.

Клуб «Почемучка» помогает решить задачи эмоционального, литературного, интеллектуального развития детей, а также проблемы нравственно – этического воспитания через чтение книг, так как чтение для ребенка – это и труд, и творчество, и новые открытия, и удовольствие, и самовоспитание.

Автор Малюсова Ирина Алексеевна
Дата добавления 03.04.2017
Раздел Начальные классы
Подраздел Другое
Просмотров 1984
Номер материала MA-070960
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

Популярные курсы