ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ
ЗАПИСКА
Рабочая программа по предмету «Информатика», 9 класс
составлена на основе Федерального Государственного Образовательного Стандарта
основного общего образования, примерной программы: Информатика. Программа
для основной школы. 5 – 6 классы. 7 – 9 классы / Л.Л.Босова, А.Ю. Босова. – М.:
БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013 – 88 с.
Рабочая программа составлена в соответствии с Учебным
планом МОУ Салмановской СШ на 2017-2018 учебный год. Предмет «Информатика»
изучается в 9 классе - 1 час в неделю, 34 часов в год.
Данный вариант рабочей программы обеспечен: ( указать
весь учебно-методический комплект)
-
Информатика
и ИКТ: Учебник для 9 класса, Л.Л. Босова, БИНОМ. Лаборатория знаний, 2017
-
Информатика и
ИКТ: Рабочая тетрадь для 9 класса, Л.Л. Босова, БИНОМ. Лаборатория знаний, 2016
-электронными ресурсами:
-
Ресурсы
Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов (http://school-collection.edu.ru/)
-
Материалы
авторской мастерской Босовой Л.Л. (http://metodist.lbz.ru/authors/informatika/3/)
-
Видеоуроки
по информатике.8 класс – Мастерская Дмитрия Тарасова
-
Электронная
тетрадь 8 класс – Мастерская Дмитрия Тарасова
-
http://www.it-n.ru
Сеть творческих учителей информатики
-
http://www.metod-kopilka.ru
Методическая копилка учителя информатики
-
http://fcior.edu.ru
http://eor.edu.ru Федеральный центр информационных образовательных ресурсов
(ОМC)
-
http://pedsovet.su
Педагогическое сообщество
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные, метапредметные и предметные
результаты освоения информатики
Личностные
результаты –
это сформировавшаяся в образовательном процессе система ценностных отношений
учащихся к себе, другим участникам образовательного процесса, самому
образовательному процессу, объектам познания, результатам образовательной
деятельности. Основными личностными результатами, формируемыми при
изучении информатики в основной школе, являются:
·
наличие представлений об информации как важнейшем стратегическом
ресурсе развития личности, государства, общества; понимание роли информационных
процессов в современном мире;
·
владение первичными навыками анализа и критичной оценки получаемой
информации; ответственное отношение к информации с учетом правовых и этических
аспектов ее распространения; развитие чувства личной ответственности за
качество окружающей информационной среды;
·
способность увязать учебное содержание с собственным жизненным
опытом, понять значимость подготовки в области информатики и ИКТ в условиях
развития информационного общества; готовность к повышению своего
образовательного уровня и продолжению обучения с использованием средств и
методов информатики и ИКТ;
·
способность и готовность к принятию ценностей здорового образа
жизни за счет знания основных гигиенических, эргономических и технических
условий безопасной эксплуатации средств ИКТ.
Метапредметные
результаты – освоенные обучающимися на базе
одного, нескольких или всех учебных предметов способы деятельности, применимые
как в рамках образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях.
Основными метапредметными результатами, формируемыми при изучении
информатики в основной школе, являются:
·
владение общепредметными понятиями «объект», «система», «модель»,
«алгоритм», «исполнитель» и др.
·
владение умениями организации собственной учебной деятельности,
включающими: целеполагание как постановку учебной задачи на основе соотнесения
того, что уже известно, и того, что требуется установить; планирование –
определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного
результата, разбиение задачи на подзадачи, разработка последовательности и
структуры действий, необходимых для достижения цели при помощи
фиксированного набора средств; прогнозирование – предвосхищение результата;
контроль – интерпретация полученного результата, его соотнесение с имеющимися
данными с целью установления соответствия или несоответствия (обнаружения
ошибки); коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план
действий в случае обнаружения ошибки; оценка – осознание учащимся того,
насколько качественно им решена учебно-познавательная задача;
·
опыт принятия решений и управления объектами (исполнителями) с
помощью составленных для них алгоритмов (программ);
·
владение основными универсальными умениями информационного
характера: постановка и формулирование проблемы; поиск и выделение необходимой
информации, применение методов информационного поиска; структурирование и
визуализация информации; выбор наиболее эффективных способов решения задач в
зависимости от конкретных условий; самостоятельное создание алгоритмов деятельности
при решении проблем творческого и поискового характера;
·
владение информационным моделированием как основным методом
приобретения знаний: умение преобразовывать объект из чувственной формы в
пространственно-графическую или знаково-символическую модель; умение строить
разнообразные информационные структуры для описания объектов; умение «читать»
таблицы, графики, диаграммы, схемы и т.д., самостоятельно перекодировать
информацию из одной знаковой системы в другую; умение выбирать форму
представления информации в зависимости от стоящей задачи, проверять
адекватность модели объекту и цели моделирования;
·
широкий спектр умений и навыков использования средств
информационных и коммуникационных технологий для сбора, хранения,
преобразования и передачи различных видов информации, навыки создания личного
информационного пространства.
Предметные
результаты включают в себя: освоенные
обучающимися в ходе изучения учебного предмета умения специфические для данной
предметной области, виды деятельности по получению нового знания в рамках
учебного предмета, его преобразованию и применению в учебных, учебно-проектных
и социально-проектных ситуациях, формирование научного типа мышления, научных
представлений о ключевых теориях, типах и видах отношений, владение научной
терминологией, ключевыми понятиями, методами и приемами. Основными предметными
результатами, формируемыми при изучении информатики в основной школе,
являются:
·
формирование представления об основных изучаемых понятиях:
информация, алгоритм, модель – и их свойствах;
·
развитие алгоритмического мышления, необходимого для
профессиональной деятельности в современном обществе; развитие умений составить
и записать алгоритм для конкретного исполнителя; формирование знаний об
алгоритмических конструкциях, логических значениях и операциях; знакомство с
одним из языков программирования и основными алгоритмическими структурами —
линейной, условной и циклической;
·
формирование представления о компьютере как универсальном
устройстве обработки информации; развитие основных навыков и умений
использования компьютерных устройств;
·
формирование умений формализации и структурирования информации,
умения выбирать способ представления данных в соответствии с поставленной
задачей – таблицы, схемы, графики, диаграммы, с использованием соответствующих
программных средств обработки данных;
формирование навыков и умений безопасного
и целесообразного поведения при работе с компьютерными программами и в
Интернете, умения соблюдать нормы информационной этики и права.
Раздел
1. Введение в информатику
Ученик
научится:
·
декодировать и кодировать информацию при заданных правилах
кодирования;
·
оперировать единицами измерения количества информации;
·
оценивать количественные параметры информационных объектов и
процессов (объём памяти, необходимый для хранения информации; время передачи информации
и др.);
·
записывать в двоичной системе целые числа от 0 до 256;
·
составлять логические выражения с операциями И, ИЛИ, НЕ;
определять значение логического выражения; строить таблицы истинности;
·
анализировать информационные модели (таблицы, графики, диаграммы,
схемы и др.);
·
перекодировать информацию из одной пространственно-графической или
знаково-символической формы в другую, в том числе использовать графическое
представление (визуализацию) числовой информации;
·
выбирать форму представления данных (таблица, схема, график,
диаграмма) в соответствии с поставленной задачей;
·
строить простые информационные модели объектов и процессов из
различных предметных областей с использованием типовых средств (таблиц,
графиков, диаграмм, формул и пр.), оценивать адекватность построенной модели
объекту-оригиналу и целям моделирования.
Ученик получит возможность:
·
углубить и развить представления о современной научной картине
мира, об информации как одном из основных понятий современной науки, об
информационных процессах и их роли в современном мире;
·
научиться определять мощность алфавита, используемого для записи
сообщения;
·
научиться оценивать информационный объём сообщения, записанного
символами произвольного алфавита
·
переводить небольшие десятичные числа из восьмеричной и
шестнадцатеричной системы счисления в десятичную систему счисления;
·
познакомиться с тем, как информация представляется в компьютере, в
том числе с двоичным кодированием текстов, графических изображений, звука;
·
научиться решать логические задачи с использованием таблиц
истинности;
·
научиться решать логические задачи путем составления логических
выражений и их преобразования с использованием основных свойств логических
операций.
·
сформировать представление о моделировании как методе научного
познания; о компьютерных моделях и их использовании для исследования
объектов окружающего мира;
·
познакомиться с примерами использования графов и деревьев
при описании реальных объектов и процессов
·
научиться строить математическую модель задачи – выделять
исходные данные и результаты, выявлять соотношения между ними.
Раздел 2. Алгоритмы и
начала программирования
Ученик научится:
·
понимать смысл понятия «алгоритм» и широту сферы его применения;
анализировать предлагаемые последовательности команд на предмет наличия у них таких
свойств алгоритма как дискретность, детерминированность, понятность, результативность,
массовость;
·
оперировать алгоритмическими конструкциями «следование»,
«ветвление», «цикл» (подбирать алгоритмическую конструкцию, соответствующую той
или иной ситуации; переходить от записи алгоритмической конструкции на алгоритмическом
языке к блок-схеме и обратно);
·
понимать термины «исполнитель», «формальный исполнитель», «среда
исполнителя», «система команд исполнителя» и др.; понимать ограничения, накладываемые
средой исполнителя и системой команд, на круг задач, решаемых исполнителем;
·
исполнять линейный алгоритм для формального исполнителя с заданной
системой команд;
·
составлять линейные алгоритмы, число команд в которых не превышает
заданное;
·
ученик научится исполнять записанный на естественном языке
алгоритм, обрабатывающий цепочки символов.
·
исполнять линейные алгоритмы, записанные на алгоритмическом языке.
·
исполнять алгоритмы c ветвлениями, записанные на алгоритмическом
языке;
·
понимать правила записи и выполнения алгоритмов, содержащих
цикл с параметром или цикл с условием продолжения работы;
·
определять значения переменных после исполнения простейших
циклических алгоритмов, записанных на алгоритмическом языке;
·
разрабатывать и записывать на языке программирования короткие
алгоритмы, содержащие базовые алгоритмические конструкции.
Ученик
получит возможность научиться:
·
исполнять алгоритмы, содержащие ветвления и
повторения, для формального исполнителя с заданной системой команд;
·
составлять все возможные алгоритмы фиксированной длины для
формального исполнителя с заданной системой команд;
·
определять количество линейных алгоритмов, обеспечивающих
решение поставленной задачи, которые могут быть составлены для формального
исполнителя с заданной системой команд;
·
подсчитывать количество тех или иных символов в цепочке символов,
являющейся результатом работы алгоритма;
·
по данному алгоритму определять, для решения какой задачи он
предназначен;
·
исполнять записанные на алгоритмическом языке циклические
алгоритмы обработки одномерного массива чисел (суммирование всех элементов
массива; суммирование элементов массива с определёнными индексами; суммирование
элементов массива, с заданными свойствами; определение количества элементов
массива с заданными свойствами; поиск наибольшего/ наименьшего элементов
массива и др.);
·
разрабатывать в среде формального исполнителя короткие алгоритмы,
содержащие базовые алгоритмические конструкции;
·
разрабатывать и записывать на языке программирования эффективные
алгоритмы, содержащие базовые алгоритмические конструкции.
Раздел
3. Информационные и коммуникационные технологии
Ученик научится:
·
называть функции и характеристики основных устройств компьютера;
·
описывать виды и состав программного обеспечения современных
компьютеров;
·
подбирать программное обеспечение, соответствующее решаемой
задаче;
·
оперировать объектами файловой системы;
·
применять основные правила создания текстовых документов;
·
использовать средства автоматизации информационной деятельности
при создании текстовых документов;
·
использовать основные приёмы обработки информации в
электронных таблицах;
·
работать с формулами;
·
визуализировать соотношения между числовыми величинами.
·
осуществлять поиск информации в готовой базе данных;
·
основам организации и функционирования компьютерных сетей;
·
составлять запросы для поиска информации в Интернете;
·
использовать основные приёмы создания презентаций в редакторах
презентаций.
Ученик получит
возможность:
·
научиться систематизировать знания о принципах организации
файловой системы, основных возможностях графического интерфейса и правилах
организации индивидуального информационного пространства;
·
научиться систематизировать знания о назначении и функциях
программного обеспечения компьютера; приобрести опыт решения задач из разных
сфер человеческой деятельности с применение средств информационных технологий;
·
научиться проводить обработку большого массива данных с
использованием средств электронной таблицы;
·
расширить представления о компьютерных сетях распространения и
обмена информацией, об использовании информационных ресурсов общества с соблюдением
соответствующих правовых и этических норм, требований информационной
безопасности;
·
научиться оценивать возможное количество результатов поиска
информации в Интернете, полученных по тем или иным запросам.
·
познакомиться с подходами к оценке достоверности информации
(оценка надёжности источника, сравнение данных из разных источников и в разные
моменты времени и т. п.);
·
закрепить представления о требованиях техники безопасности,
гигиены, эргономики и ресурсосбережения при работе со средствами информационных
и коммуникационных технологий;
·
сформировать понимание принципов действия различных средств
информатизации, их возможностей, технических и экономических ограничений.
СОДЕРЖАНИЕ
УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА, КУРСА
Моделирование и формализация
(8 ч)
Модели
и моделирование. Понятия натурной и информационной моделей объекта (предмета,
процесса или явления). Модели в математике, физике, литературе, биологии и т.д.
Использование моделей в практической деятельности. Виды информационных моделей
(словесное описание, таблица, график, диаграмма, формула, чертёж, граф, дерево,
список и др.) и их назначение. Оценка адекватности модели моделируемому объекту
и целям моделирования.
Графы,
деревья, списки и их применение при моделировании природных и экономических явлений,
при хранении и поиске данных.
Компьютерное
моделирование. Примеры использования компьютерных моделей при решении практических
задач.
Реляционные
базы данных. Основные понятия, типы данных, системы управления базами данных и
принципы работы с ними. Ввод и редактирование записей. Поиск, удаление и сортировка
данных.
Аналитическая
деятельность:
·
различать натурные и информационные модели, изучаемые в школе,
встречающиеся в жизни;
·
осуществлять системный анализ объекта, выделять среди его свойств
существенные свойства с точки зрения целей моделирования;
·
оценивать адекватность модели моделируемому объекту и целям
моделирования;
·
определять вид информационной модели в зависимости от стоящей
задачи;
·
приводить примеры использования таблиц, диаграмм, схем, графов и
т.д. при описании объектов окружающего мира.
Практическая
деятельность:
·
строить и интерпретировать различные информационные модели
(таблицы, диаграммы, графы, схемы, блок-схемы алгоритмов);
·
преобразовывать объект из одной формы представления информации в
другую с минимальными потерями в полноте информации;
·
исследовать с помощью информационных моделей объекты в
соответствии с поставленной задачей;
·
работать с готовыми компьютерными моделями из различных предметных
областей;
·
создавать однотабличные базы данных;
·
осуществлять поиск записей в готовой базе данных;
·
осуществлять сортировку записей в готовой базе данных.
Алгоритмизация и
программирование (8 ч)
Язык
программирования. Основные правила одного из процедурных языков программирования
(Паскаль, школьный алгоритмический язык и др.): правила представления данных;
правила записи основных операторов (ввод, вывод, присваивание, ветвление, цикл)
и вызова вспомогательных алгоритмов; правила записи программы.
Этапы
решения задачи на компьютере: моделирование – разработка алгоритма – кодирование
– отладка – тестирование.
Решение
задач по разработке и выполнению программ в выбранной среде программирования.
Аналитическая
деятельность:
·
анализировать готовые программы;
·
определять по программе, для решения какой задачи она
предназначена;
·
выделять этапы решения задачи на компьютере.
Практическая
деятельность:
·
программировать линейные алгоритмы, предполагающие вычисление
арифметических, строковых и логических выражений;
·
разрабатывать программы, содержащие оператор/операторы ветвления
(решение линейного неравенства, решение квадратного уравнения и пр.), в том
числе с использованием логических операций;
·
разрабатывать программы, содержащие оператор (операторы) цикла;
·
разрабатывать программы, содержащие подпрограмму;
·
разрабатывать программы для обработки одномерного массива:
o нахождение
минимального (максимального) значения в данном массиве;
o подсчёт
количества элементов массива, удовлетворяющих некоторому условию;
o нахождение
суммы всех элементов массива;
o нахождение
количества и суммы всех четных элементов в массиве;
o сортировка
элементов массива и пр.
Обработка числовой информации
в электронных таблицах (6 ч)
Электронные
(динамические) таблицы. Относительные, абсолютные и смешанные ссылки. Использование
формул. Выполнение расчётов. Построение графиков и диаграмм. Понятие о сортировке
(упорядочивании) данных.
Аналитическая
деятельность:
·
анализировать пользовательский интерфейс используемого
программного средства;
·
определять условия и возможности применения программного средства
для решения типовых задач;
·
выявлять общее и отличия в разных программных продуктах,
предназначенных для решения одного класса задач.
Практическая
деятельность:
·
создавать электронные таблицы, выполнять в них расчёты по
встроенным и вводимым пользователем формулам;
·
строить диаграммы и графики в электронных таблицах.
Коммуникационные технологии
(10 ч)
Локальные
и глобальные компьютерные сети. Скорость передачи информации. Пропускная способность
канала.
Интернет.
Браузеры. Взаимодействие на основе компьютерных сетей: электронная почта, чат,
форум, телеконференция, сайт. Информационные ресурсы компьютерных сетей: Всемирная
паутина, файловые архивы, компьютерные энциклопедии и справочники. Поиск информации
в файловой системе, базе данных, Интернете.
Информационная
безопасность личности, государства, общества. Защита собственной информации от
несанкционированного доступа.
Базовые
представления о правовых и этических аспектах использования компьютерных программ
и работы в сети Интернет.
Аналитическая
деятельность:
·
выявлять общие черты и отличия способов взаимодействия на основе
компьютерных сетей;
·
анализировать доменные имена компьютеров и адреса документов в
Интернете;
·
приводить примеры ситуаций, в которых требуется поиск информации;
·
анализировать и сопоставлять различные источники информации,
оценивать достоверность найденной информации.
Практическая
деятельность:
·
осуществлять взаимодействие посредством электронной почты, чата,
форума;
·
определять минимальное время, необходимое для передачи известного
объёма данных по каналу связи с известными характеристиками;
·
проводить поиск информации в сети Интернет по запросам с
использованием логических операций;
·
создавать с использованием конструкторов (шаблонов) комплексные
информационные объекты в виде веб-странички, включающей графические объекты;
·
проявлять избирательность в работе с информацией, исходя из
морально-этических соображений, позитивных социальных установок и интересов
индивидуального развития.
Итоговое
повторение ( 2 часа)
ТЕМАТИЧЕСКОЕ
ПЛАНИРОВАНИЕ
№
|
Тема
раздела и уроков
|
Количество
часов
|
Дата
|
Примечание
(коррекция)
|
по
плану
|
факт
|
1
|
Цели изучения курса информатики и ИКТ. Техника
безопасности и организация рабочего места.
|
1
|
2.09
|
|
|
|
Тема 1.
Моделирование и формализация
|
8
|
|
|
|
2
|
Моделирование как метод познания.
|
1
|
9.09
|
|
|
3
|
Знаковые модели.
|
1
|
16.09
|
|
|
4
|
Графические модели. Практическая работа
№1«Построение графических моделей»
|
1
|
23.09
|
|
|
5
|
Табличные модели. Практическая работа №2«Построение
табличных моделей»
|
1
|
30.09
|
|
|
6
|
База данных как модель предметной области.
Реляционные базы данных. Практическая работа №3 Работа с
готовой базой данных: добавление, удаление и редактирование записей в режиме
таблицы.
|
1
|
7.10
|
|
|
7
|
Система управления базами данных.
|
1
|
14.10
|
|
|
8
|
Создание базы данных. Запросы на выборку
данных. Практическая работа №4«Проектирование однотабличной базы
данных и создание БД на компьютере».
|
1
|
21.10
|
|
|
9
|
Обобщение и систематизация основных понятий по
теме: «Моделирование и формализация». Проверочная работа.
|
1
|
28.10
|
|
|
|
Тема 2. Алгоритмизация и программирование
|
8
|
|
|
|
10
|
Решение задач на компьютере. Практическая
работа №5 «Решение задач на компьютере».
|
1
|
11.11
|
|
|
11
|
Одномерные
массивы целых чисел. Описание, заполнение, вывод массива. Практическая
работа №6«Написание программ, реализующих алгоритмы заполнение и
вывод одномерных массивов»
|
1
|
18.11
|
|
|
12
|
Вычисление суммы элементов массива. Практическая
работа №7 «Написание программ, реализующих алгоритмы вычисления
суммы элементов массива
|
1
|
25.11
|
|
|
13
|
Последовательный поиск
в массиве. Практическая работа №8«Написание программ, реализующих
алгоритмы поиска в массиве»
|
|
2.12
|
|
|
14
|
Сортировка массива. Практическая
работа №9«Написание программ,
реализующих алгоритмы сортировки в массиве.
|
1
|
9.12
|
|
|
15
|
Конструирование алгоритмов.
|
1
|
16.12
|
|
|
16
|
Запись вспомогательных алгоритмов на языке
Паскаль. Практическая работа №10«Написание вспомогательных
алгоритмов»
|
1
|
23.12
|
|
|
17
|
Алгоритмы управления. Обобщение и
систематизация основных понятий темы «Алгоритмизация и программирование».
Проверочная работа
|
1
|
30.12
|
|
|
|
Тема
3.Обработка числовой информации
|
6
|
|
|
|
18
|
Интерфейс электронных таблиц. Данные в ячейках
таблицы. Основные режимы работы. Практическая работа №11«Основы
работы в электронных таблицах»
|
1
|
13.01
|
|
|
19
|
Организация вычислений. Относительные,
абсолютные и смешанные ссылки. Практическая работа №12«Вычисления
в электронных таблицах»
|
1
|
20.01
|
|
|
20
|
Встроенные
функции. Логические функции. Практическая работа №13 «Использование
встроенных функций»
|
1
|
27.01
|
|
|
21
|
Сортировка и поиск
данных. Практическая работа №14«Сортировка и поиск данных»
|
1
|
3.02
|
|
|
22
|
Построение диаграмм и графиков.
Практическая работа №15«Построение диаграмм и графиков»
|
1
|
10.02
|
|
|
23
|
Обобщение и систематизация основных понятий
главы «Обработка числовой информации в электронных таблицах». Проверочная
работа.
|
1
|
17.02
|
|
|
|
Тема4. Коммуникационные технологии
|
10
|
|
|
|
24
|
Локальные
и глобальные компьютерные сети. Практическая работа №16«Работа в локальной сети».
|
1
|
24.02
|
|
|
25
|
Как устроен Интернет IP-адрес компьютера.
Практическая работа№17
Работа с WWW: использование URL-адреса и гиперссылок, сохранение
информации на локальном диске.
|
1
|
3.03
|
|
|
26
|
Доменная система имён. Протоколы передачи
данных.
|
1
|
10.03
|
|
|
27
|
Всемирная паутина.
Файловые архивы.
|
1
|
17.03
|
|
|
28
|
Электронная почта. Сетевое коллективное
взаимодействие. Сетевой этикет. Практическая работа№18 «Работа
с электронной почтой».
|
1
|
24.03
|
|
|
29
|
Технологии
создания сайта.
|
1
|
7.04
|
|
|
30
|
Содержание и структура сайта.
Практическая работа №19«Разработка содержания и структуры сайта»
|
1
|
14.04
|
|
|
31
|
Оформление сайта. Практическая работа №20«Оформление
сайта»
|
1
|
21.04
|
|
|
32
|
Размещение сайта в Интернете. Практическая работа №21
«Размещение сайта в Интернете»
|
1
|
28.04
|
|
|
33
|
Обобщение и систематизация основных
понятий главы «Коммуникационные технологии». Проверочная работа.
|
|
5.05
|
|
|
|
Итоговое
повторение
|
2
|
|
|
|
34
|
Основные понятия курса. итоговое тестирование.
|
1
|
12.05
|
|
|
35
|
Работа над проектами.
Защита проектов.
|
1
|
19.05
|
|
|
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.