ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ
ЗАПИСКА
Рабочая
учебная программа по изобразительному искусству для 1 класса составлена в
соответствии с:
- Федеральным
законом от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 23.07.2013) "Об образовании в
Российской Федерации";
- ФГОС начального
общего образования (утверждён приказом Минобразования РФ от 6.10.2009 г. № 373);
- приказом
Минобразования РФ от 26.11.10 № 1241 «О внесении изменений в федеральный
государственный образовательный стандарт начального общего образования,
утверждённый приказом Министерства образования и науки РФ от 6.10.09. № 373»,
- учебным планом ГБОУ
«СОШ № 297» на 2016-2017 учебный год;
- примерными
программами по учебным предметам общеобразовательных учреждений.
Изобразительное искусство.;
- программой
«Изобразительное искусство» Б.М.Неменского ,
входящей в УМК «Школа России»;
- федеральным
перечнем учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в
образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих
образовательные программы общего образования и имеющих государственную
аккредитацию, на 2016/2017 учебный год (приказ Министерства образования и науки
РФ от 24.12.2010 № 2080);
- уставом ГБОУ «СОШ
№ 297»;
Изобразительное искусство в начальной школе является базовым предметом.
По сравнению с остальными учебными предметами, развивающими
рационально-логический тип мышления, изобразительное искусство направлено в
основном на формирование эмоционально-образного, художественного мышления, что
является условием становления интеллектуальной и духовной деятельности растущей
личности.
Изучение изобразительного искусства в начальной школе, в соответствии
с ФГОС НОО и УМК «Школа России» направлено на достижение целей:
- воспитание
эстетических чувств, интереса к изобразительному искусству; обогащение
нравственного опыта, представлений о добре и зле; воспитание чувств,
уважения к культуре народов многонациональной России и других стран;
- развитие
воображения, желания и умения подходить к любой деятельности творчески,
способности к восприятию искусства и окружающего мира, умений и навыков
сотрудничества в художественной деятельности;
- освоение
первоначальных знаний о пластических искусствах: изобразительных,
декоративно-прикладных, архитектуре и дизайне – их роли в жизни человека и
общества;
- овладение
элементарной художественной грамотой; формирование художественного
кругозора и приобретение опыта работы в различных видах
художественно-творческой деятельности, разными художественными
материалами; совершенствование эстетического вкуса.
и задач:
- совершенствование
эмоционально-образного восприятия произведений искусства и окружающего
мира;
- развитие
способности видеть проявление художественной культуры в реальной жизни;
- формирование
навыков работы с различными художественными материалами.
В
процессе обучения изобразительному искусству параллельно применяются общие и
специфические методы, связанные в том числе с применением средств ИКТ:
·
словесные
методы обучения (рассказ, объяснение, беседа, работа с учебником);
·
наглядные
методы (наблюдение, иллюстрация, демонстрация наглядных пособий, презентаций,
работа с интерактивной доской);
·
практические
методы;
·
проблемное
обучение;
·
игровые
технологии;
·
ролевой
метод,
·
системно-деятельностный
подход к обучению.
Применяется тематический и итоговый контроль знаний обучающихся по
завершении темы либо учебной четверти. Формы контроля: контрольные работы,
творческие задания, самостоятельные работы, тесты, диагностики. Использование в индивидуальной и
коллективной деятельности различных художественных техник и материалов: коллажа,
граттажа, аппликации, компьютерной анимации, натурной мультипликации,
фотографии, видеосъёмки, бумажной пластики, гуаши, акварели, пастели, восковых
мелков, туши, карандаша, фломастеров, пластилина, глины, подручных и природных
материалов.
Описание места учебного предмета в
учебном плане
В
соответствии с учебным планом МБОУ «СОШ № 9» на изучение изобразительного
искусства в начальной школе выделяется 135 ч, из них в 1 классе 33 ч (1 ч в
неделю, 33 учебные недели), во 2-4 классах по 34 ч (1 ч в неделю, 34 учебные
недели в каждом классе).
Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета
Изобразительное искусство в начальной
школе является базовым предметом, его уникальность и значимость определяется
нацеленностью на развитие способностей и творческого потенциала ребенка,
формирование ассоциативно-образного пространственного мышления, интуиции.
В
результате изучения курса изобразительного искусства у обучающихся на ступени
начального общего образования будут сформированы основы художественной культуры,
начнут развиваться образное мышление, наблюдательность и воображение,
учебно-творческие способности, эстетические чувства, сформируются основы
духовно-нравственных ценностей, появится готовность и способность к реализации
своего творческого потенциала, установится осознанное уважение и принятие
традиций, самобытных культурных ценностей.
ПЛАНИРУЕМЫЕ
РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ОБУЧАЮЩИМИСЯ
УЧЕБНОГО
ПРЕДМЕТА «ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО» В 1 КЛАССЕ
- в познавательной
сфере – понимание значения искусства в жизни человека и общества;
восприятие и характеристика художественных образов, представленных в
произведениях искусства; умение различать основные виды и жанры
пластических искусств, характеризовать их специфику; сформированность
представлений о ведущих музеях России и художественных музеях своего
региона;
- в
ценностно-эстетической сфере – умения различать и передавать в
художественно-творческой деятельности характер, эмоциональное состояние и
свое отношение к природе, человеку, обществу; осознание общечеловеческих
ценностей, выраженных в главных темах искусства, и отражение их в
собственной художественной деятельности; умение эмоционально оценивать
шедевры русского и мирового искусства (в пределах изученного); проявление
устойчивого интереса к художественным традициям своего народа и других
народов;
- в коммуникативной
сфере – способность высказывать суждения о художественных особенностях
произведений, изображающих природу и человека в различных эмоциональных
состояниях; умение обсуждать коллективные результаты художественно-творческой
деятельности;
- в трудовой сфере
– умение использовать различные материалы и средства художественной
выразительности для передачи замысла в собственной художественной
деятельности; моделирование новых образов путем трансформации известных.
Знать:
- основные жанры и виды произведений изобразительного искусства;
- известные центры народных художественных ремёсел России;
- ведущие художественные музеи России;
· начальные сведения о средствах выразительности и эмоциональном воздействии рисунка (линия, композиция,
контраст света и тени, сочетание оттенков цвета, колорит и
т. п.);
· основные средства композиции: высота горизонта, точка зрения, контрасты света и тени, цветовые отношения,
выделение главного центра;
· простейшие сведения о наглядной перспективе, линии горизонта,
точке схода и т. д.;
· начальные сведения о светотени (свет, тень, полутень,
блик, рефлекс, падающая тень), о зависимости
освещения предмета от силы и удаленности источника освещения;
·
деление цветового круга на группу теплых
цветов (желтый, оранжевый, красный) и группу холодных цветов
· синий, зеленый, фиолетовый);
·
изменение цвета в зависимости от
расположения предмета в пространстве (для
отдельных предметов - смягчение очертаний, ослабление
яркости и светлоты цвета).
Уметь:
- различать основные и составные, тёплые и холодные цвета;
- узнавать отдельные произведения выдающихся отечественных и зарубежных
художников, называть их авторов;
- сравнивать различные виды изобразительного искусства (графики,
живописи, декоративно-прикладного искусства);
- использовать художественные материалы (гуашь, цветные карандаши, акварель,
бумага);
- применять основные средства художественной выразительности в рисунке,
живописи и скульптуре (с натуры, по памяти и воображению); в декоративных и
конструктивных работах: иллюстрациях к произведениям литературы и музыке;
· рассматривать и проводить простейший анализ произведения искусства, определять его принадлежность к тому или
иному виду или жанру искусства;
·
чувствовать
и определять красоту линий, формы, цветовых оттенков объектов в действительности и
в изображении;
· выполнять изображения
отдельных предметов (шар, куб, коробка
и т. д.;
· передавать в рисунках свет,
тень, полутень, блик, падающую тень;
· использовать различную
штриховку для выявления объема, формы
изображаемого предмета;
· анализировать изображаемые
предметы, выделяя при этом особенности конструкции, формы, пространственного
положения, особенности цвета, распределения светотени на поверхности предмета;
· использовать цветовой
контраст и гармонию цветовых оттенков;
· передавать в лепных изделиях
объемную форму, конструктивно-анатомическое строение животных, фигуры человека;
· составлять аппликационные
композиции из разных материалов.
Использовать приобретённые
знания и умения в практической деятельности и повседневной
жизни для:
- самостоятельной творческой деятельности;
- обогащения опыта восприятия произведений изобразительного искусства;
- оценки произведений искусства (выражения собственного мнения) при
посещении выставок, музеев изобразительного искусства, народного творчества и
др.
Формирование
универсальных учебных действий
(личностные
и метапредметные результаты)
Сфера
учебных
действий
|
Выпускник научится
( у ученика будут сформированы)
|
Выпускник получит возможность научиться
(возможность для формирования)
|
Личностные универсальные учебные действия
|
·
в ценностно-эстетической сфере – эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру; толерантное
принятие разнообразия культурных явлений, национальных ценностей и духовных
традиций; художественный вкус и способность к эстетической оценке
произведений искусства, нравственной оценке своих и чужих поступков, явлений
окружающей жизни;
·
в познавательной (когнитивной) сфере – способность к художественному познанию мира; умение применять
полученные знания в собственной художественно-творческой деятельности;
в трудовой сфере – навыки использования
различных художественных материалов для работы в различных техниках;
стремление использовать художественные умения для создания красивых вещей или
их украшения.
|
- В
предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие
для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке
других участников группы и педагога, как поступить.
|
Регулятивные универсальные учебные действия
|
- Определять и формулировать
цель деятельности на уроке с помощью учителя.
- Проговаривать последовательность действий на уроке.
- Учиться высказывать
своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника.
- Учиться работать
по предложенному учителем плану.
- Учиться отличать
верно выполненное задание от неверного.
- Учиться совместно с
учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку
деятельности класса на уроке.
|
-высказывать своё
предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника.
- Учиться совместно с учителем и другими учениками давать
эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.
|
Познавательные универсальные учебные действия
|
-
Ориентироваться
в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью
учителя.
-
Делать
предварительный отбор источников информации: ориентироваться в
учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре).
-
Добывать
новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник,
свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
-
Перерабатывать
полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы
всего класса.
-
Перерабатывать
полученную информацию: сравнивать и группировать предметы и их
образы.
-
Преобразовывать
информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие
тексты, называть их тему.
-
Видеть
и воспринимать проявления художественной культуры в окружающей жизни;
Активно использовать язык изобразительного искусства и различных
художественных материалов;
|
- Делать предварительный отбор источников информации.
- Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в
результате совместной работы всего класса.
- Преобразовывать информацию из одной формы в другую.
|
Коммуникатив-ные универсальные учебные действия
|
-
Донести
свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной
речи (на уровне предложения или небольшого текста).
-
Слушать и понимать речь
других.
-
Выразительно
читать и пересказывать текст.
-
Совместно
договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.
-
Обогатить
ключевые компетенции;
-
Уметь
организовать самостоятельную художественно-творческую деятельность
-
Учиться
выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
|
-
Донести свою позицию до других: оформлять свою
мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого
текста).
|
Планируемые
метапредметные результаты при работе с текстом
Работа с текстом
|
Выпускник научится
|
Выпускник получит
возможность научиться
|
Поиск информации и понимание прочитанного
|
• находить в тексте конкретные сведения, факты, заданные в явном
виде;
• определять тему и главную мысль текста;
• сравнивать между собой объекты, описанные в тексте, выделяя два-три
существенных признака;
• понимать информацию, представленную разными способами: словесно, в
виде схемы;
• использовать различные виды чтения: ознакомительное, изучающее,
поисковое, выбирать нужный вид чтения в соответствии с целью
чтения;
• ориентироваться в соответствующих возрасту словарях и справочниках.
|
• использовать формальные элементы текста (например, подзаголовки,
сноски) для поиска нужной информации;
|
Преобразование и интерпретация информации
|
• пересказывать текст;
• формулировать несложные выводы, основываясь на тексте;
|
• составлять на основании текста небольшое монологическое
высказывание, отвечая на поставленный вопрос
|
Работа с текстом: оценка информации
|
• участвовать в учебном диалоге при обсуждении прочитанного или
прослушанного текста
|
• в процессе работы с одним или несколькими источниками выявлять
достоверную (противоречивую) информацию.
|
Формирование ИКТ-компетентности обучающихся
(метапредметные результаты)
Наименование содержательной линии
|
Выпускник научится
|
Выпускник получит
возможность научиться
|
Знакомство со средствами ИКТ, гигиена работы с
компьютером
|
• использовать безопасные для органов зрения, нервнойсистемы,
опорно-двигательного аппарата, эргономичные приёмы работы с компьютером и
другими средствами ИКТ; выполнять компенсирующие физические упражнения
(мини-зарядку);
|
|
Технология ввода информации в компьютер: ввод
текста, запись звука, изображения, цифровых данных
|
-
|
-
|
Обработка и поиск информации
|
• искать информацию в соответствующих возрасту цифровых словарях и
справочниках, базах данных, контролируемом Интернете,
|
• грамотно формулировать запросы при поиске в Интернете; критически
относиться к информации и к выбору источника информации.
|
Создание, представление и передача сообщений
|
• готовить и проводить презентацию перед небольшой аудиторией
|
-
|
Планирование деятельности, управление и организация
|
• определять последовательность выполнения действий, составлять
инструкции (простые алгоритмы) в несколько действий,
|
-
|
КРИТЕРИИ И НОРМЫ ОЦЕНКИ ЗНАНИЙ И УМЕНИЙ
ОБУЧАЮЩИХСЯ ПРИМЕНИТЕЛЬНО К РАЗЛИЧНЫМ ФОРМАМ КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ
Инструментарий
для оценки планируемых
личностных, метапредметных и предметных результатов освоения программы
начального образования:
Инструментарий
планируемых личностных результатов освоения программы начального образования:
1. Типовые задания по оценке личностных результатов (Как
проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к
мысли: пособие для учителя/ [А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и
др.]; под ред. А.Г.Асмолова.- М.: Просвещение,2011.)
2. Методики для изучения процесса и результатов развития
личности учащегося ( Воспитательный процесс изучение эффективности/ под
редакцией Е.Н.Степанова.- М.: Творческий центр, 2003.)
3. Методики изучения уровня адаптации для 1 и 4 классов
(Проективный тест личностных отношений, социальных эмоций и ценностных
ориентаций «Домик» - О.А. Орехова, пиктографический тест «Школа» - Баркан
А.И., Полуянов Ю.А., психолого-педагогический прогностический скрининг Е.
Егжаковой (в 1-х классах),
4. Методика исследования эмоционально-психологического
климата Карповой Г.Н. (1 класс)
5. Социометрия Дж.Морена.
6. Цветовой тест отношений. (Изучение
эмоционально-психологического климата в коллективе) Эткинд
Методы оценки: фронтальный
письменный, индивидуальная беседа, анкетирование, возрастно-психологическое
консультирование.
Инструментарий планируемых
метапредметных результатов освоения программы начального образования:
1. Диагностика метапредметных и личностных результатов в 1-2 классах, 3-4 классах
(по А.Г Асмолову)
2. Итоговые проверочные работы по предметам УУД как инструментальная
основа (по методике Г.С.Ковалевой, О.Б. Логиновой)
3. Комплексные работы на межпредметной основе и работе с информацией (по Г.С.
Ковалевой, О.Б. Логиновой).
4. Олимпиадные и творческие задания, проекты (внеурочная деятельность).
Методы оценки: фронтальный
письменный, индивидуальная беседа, анкетирование, наблюдение.
Инструментарий планируемых предметных
результатов освоения программы начального образования:
В рамках промежуточной и итоговой аттестации и текущего контроля:
·
уровневые итоговые контрольные работы
·
комплексные работы на межпредметной основе и работе
с информацией.
Методы оценки: стандартизированные письменные и устные работы,
проекты, практические работы, творческие работы, (самоанализ и самооценка,
наблюдения и др.).
Формы
и критерии оценки планируемых
личностных, метапредметных и предметных результатов обучающихся в
процессе освоения программы начального образования
Оценка
личностных результатов может быть описана как оценка
планируемых результатов, представленных в разделе «Личностные учебные действия»
междисциплинарной программы формирования универсальных учебных действий.
Основным
объектом оценки личностных результатов служит сформированность универсальных
действий, включаемых в три следующие основные блока:
- самоопределение —
сформированность внутренней позиции школьника;
- смыслоообразование
;
- морально-этическая
ориентация.
Личностные результатыобучающихся 1 класса в
полном соответствии с ФГОС НОО не подлежат итоговой оценке.
Особенности
оценки метапредметных результатов связаны с природой универсальных действий. В
силу своей природы, являясь функционально по сути, ориентировочными
действиями, метапредметные действия составляют психологическую основу и
являются решающим условием успешности решения учащимися предметных задач.
Таким
образом действие занимает в структуре учебной деятельности учащегося место
операции, выступая средством, а не целью активности ребенка.
Таким
образом, оценка метапредметных результатов может проводиться в ходе различных
процедур. Например, в итоговые проверочные работы по предметам или в
комплексные работы на межпредметной основе целесообразно выносить оценку
сформированности большинства познавательных учебных действий и навыков работы с
информацией, а также опосредованную оценку сформированности ряда
коммуникативных и регулятивных действий.
В ходе
внутренней оценки, фиксируемой в портфолио в виде оценочных листов и листов
наблюдений учителя или школьного психолога, может быть оценено достижение таких
коммуникативных и регулятивных действий.
Оценку
уровня сформированности ряда универсальных учебных действий наиболее
целесообразно проводить в форме неперсонифицированных процедур.
Обучающиеся
1 класса не оцениваются по пятибалльной системе.
Объектом
оценки предметных результатов становится, в полном соответствии с требованиями
стандарта, способность учащихся решать учебно-познавательные и
учебно-практические задачи.
Оценка
предметных результатов может проводиться как в ходе неперсонифицированных
процедур с целью оценки эффективности деятельности системы образования и
образовательного учреждения, так и в ходе персонифицированных процедур, с целью
итоговой оценки результатов учебной деятельности выпускников.
При
этом итоговая оценка ограничивается контролем успешности освоения действий,
выполняемых учащимися с предметным содержанием, отражающим опорную систему
знаний данного учебного курса.
Оценка
достижения этих предметных результатов, ведется, как правило, в ходе выполнения
итоговых проверочных работ. В ряде случаев их достижение может проверяться
также в ходе текущего и промежуточного оценивания, а полученные результаты
фиксироваться в накопительной системе оценки (например, в форме портфолио) и
учитываться при определении итоговой оценки.
Примерами такого рода работ могут
быть:
• по предметам эстетического цикла — аудиозаписи,
фото и видео-изображения примеров исполнительской деятельности, иллюстрации к
музыкальным произведениям, иллюстрации на заданную тему, продукты собственного
творчества, аудиозаписи монологических высказываний описаний, материалы
самоанализа и рефлексии и т. п.
Поэтому
в текущей оценочной деятельности и при оценке отдельных составляющих портфолио
целесообразно соотносить результаты, продемонстрированные учеником с оценками
типа:
• «зачет/незачет»
(«удовлетворительно/неудовлетворительно») — т. е. оценки, свидетельствующей об
освоении опорной системы знаний и правильном выполнении учебных действий в
рамках диапазона (круга) заданных задач, построенных на опорном учебном материале;
• «хорошо»,
«отлично» — оценки, свидетельствующие об усвоении опорной системы знаний на
уровне осознанного произвольного овладения учебными действиями, а также о
кругозоре, широте (или избирательности) интересов.
Это не
исключает возможность использования традиционной системы отметок по 5-ти
балльной шкале, однако требует уточнения и переосмысления их наполнения. В
частности, достижение опорного уровня в этой системе оценки интерпретируется
как безусловный учебный успех ребенка, как исполнение им требований стандарта и
соотносится с оценкой «удовлетворительно» («зачет»).
Беседа, практическая работа, творческая
работа, опыты и наблюдения, экскурсия оценивается учителем.
Классификация
ошибок и недочетов, влияющих на снижение оценки.
Ошибки:
- нарушение последовательности выполнения
работы;
- неправильное выполнение работы;
- ошибки при выполнении работы;
- незнание материала, неумение выполнять
самостоятельную работу;
- отсутствие умения выполнить рисунок;
- ошибки, приводящие к неправильному
результату;
- неумение ориентироваться в
последовательности выполнения работы.
Недочеты:
- неточности при выполнении рисунков, эскизов,
набросков;
- отдельные нарушения последовательности
операций;
- неточности в определении назначения
инструментов и материалов;
- неточности при выполнении работы.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.