Пояснительная записка
Рабочая программа индивидуального обучения по литературному
чтению (на русском языке) для 2 класса общеобразовательной школы
составлена в соответствии с
2.
Примерной программой курса «Литературное чтение» для школ с русским (неродным)
(1-4 классы) и родным (нерусским) (1-4 классы) языком обучения.
3.
Учебным планом МБОУ «Старочукальская ООШ» Шемуршинского района Чувашской
Республики
4.
Государственные образовательные стандарты начального общего, основного общего,
среднего (полного) общего образования в Чувашской Республике.
Национально-региональный компонент. 2007 год.
Структура
программы соответствует структуре учебника «Парус». Книга для
чтения во 2-м классе чувашской школы
Рабочая программа индивидуального
обучения по литературному чтению (на русском
языке) корректируется. Корректировка продиктована уменьшением
количества часов (по сравнению с учебным планом) и увеличением доли
самостоятельной работы.
К индивидуальному обучению на дому допускается учащийся
по медицинским показаниям, заявлению родителей и согласованию администрацией
школы. Продолжительность обучения, в соответствии с медицинской справкой - 2
четверти (1-я и 2-я четверти). Работа с обучающимся на дому ведется в
индивидуальном режиме по расписанию, согласованному с родителями обучающегося.
Разработанная программа предусматривает изучение программы по 1 часу в неделю.
Цель и задачи учебного предмета
Общая цель изучения литературного чтения в начальной школе с
русским (неродным) и родным (нерусским) языком обучения состоит в приобщении
младших школьников к чтению на русском языке; к восприятию и осмыслению
русскоязычных учебных и научно-популярных текстов, а также русских
художественных текстов, созданных в образной системе другой художественной
культуры; в приобщении к духовно-нравственным ценностям русской литературы
(культуры), ценностям других национальных литератур (культур) народов России, в
формировании читательской компетенции на основе самостоятельной читательской
деятельности на русском языке.
Реализация
программы способствует достижению следующих задач:
- обогащение на основе чтения, восприятия, осмыслениях
художественных, научно-популярных и учебных текстов духовно-нравственных
качеств младших школьников, их представлений о том, что хорошо и что
плохо, о добре и зле;
- формирование чувства гордости за свой народ и свою
многонациональную страну; уважительное отношение к русской литературе и
культуре, к литературам и культурам других народов России;
- развитие и совершенствование основных видов речевой деятельности
на русском языке (аудирование, чтение, говорение, письмо), овладение
коммуникативной деятельностью на русском языке (эта задача в большей
степени относится к школе с родным (нерусским) языком обучения, в то же
время она представляется важной и для школ с русским (неродным) языком
обучения);
- развитие у нерусских учащихся эстетической восприимчивости к
русскому художественному слову, художественной образности, понимания
русского художественного текста как явления словесного искусства,
выраженного художественными средствами другого языка и другой образной
системы; развитие эстетического и художественного вкуса (эта задача в
большей степени относится к школе с родным (нерусским) языком обучения, в
то же время она представляется важной и для школ с русским (неродным)
языком обучения);
- формирование познавательной и творческой деятельности на основе
учебных, научно-популярных, художественных текстов на русском языке;
овладение простейшими практическими умениями работать с русскими
художественными текстами, сопоставлять однотемные художественные тексты
русской и родной литературы, находить в них черты сходства.
Описание места
учебного предмета в учебном плане
Для изучения предмета «Литературное чтение» во 2 классе отводится 68
часов (2 часа в неделю).
Личностные, метапредметные и предметные результаты
освоения литературного чтения во 2 классе
Личностные результаты обучающихся:
_ формирование этнической и общероссийской гражданской идентичности, т.
е. осознание учащимся своей принадлежности к определённому этносу и
одновременно ощущение себя гражданином многонационального Российского
государства;
_ формирование общероссийских гражданских и патриотических ценностей;
_ формирование на основе чтения художественных текстов гуманистических
и демократических ценностных ориентаций;
_ овладение знаниями о родной культуре, религии, о культуре и религии
русского народа и других народов России; уважительное отношение к культурам и
традиционным ре-
лигиям народов России; формирование межэтнического согласия;
_ знание основных моральных норм своего народа, русского народа и
других народов России; умение соотносить моральные ценности своего народа с
ценностями русского на-
рода и других народов России;
_ формирование уважительного отношения к семейным ценностям, любви к
природе; понимание важности здорового образа жизни; умение заботиться о
собственном здоровье
и о здоровье окружающих людей;
_ овладение начальными навыками адаптации в современном мире; развитие
умения сотрудничать со сверстниками и взрослыми в разных ситуациях, избегать
конфликтов;
_ освоение социальной роли ученика; формирование мотивации к учебной
деятельности; понимание личностного смысла учения;
_ развитие в процессе чтения на русском языке художественных текстов
русской и другой национальной литературы духовных качеств и эстетических чувств;
_ осознание значимости чтения для своего дальнейшего развития и
успешного обучения;
_ формирование потребности в систематическом чтении как средстве
познания мира и самого себя;
_ восприятие литературного произведения как особого вида искусства;
_ полноценное восприятие художествной литературы;
_ эмоциональная отзывчивость на прочитанное;
_ высказывание своей точки зрения на русском и родном языках и уважение
мнения собеседника в диалоге.
Метапредметными результатами обучения являются
_ овладение способностью понимать цели и задачи учебной деятельности,
сформулированные на русском (неродном) языке, решать задачи творческого
характера;
_ освоение приёмов поиска нужной информации;
_ овладение алгоритмами основных учебных действий по анализу
художественных произведений (деление текста на части, составление плана,
нахождение средств художественной выразительности и др.);
_ умение высказывать и пояснять свою точку зрения;
_ освоение правил и способов взаимодействия с окружающим миром;
_ формирование представления о правилах и нормах поведения, принятых в
обществе;
_ овладение основами коммуникативной деятельности, на русском языке;
_ формирование умений планировать и оценивать учебные действия в
соответствии с поставленной целью, определять наиболее эффективные пути
достижения поставленной
цели;
_ формирование умений понимать причины успеха / неуспеха в учебной
деятельности и адекватно действовать в ситуации неуспеха;
_ использование средств русского и родного языков для решения
коммуникативных и познавательных задач;
_ овладение логическими действиями сравнения, анализа, обобщения;
установление причинно-следственных связей в русских учебных, научно-популярных
и художественных текстах;
Предметные результаты обучающихся:
- понимание
литературы как явления национальной и мировой культуры, средства сохранения и
передачи нравственных ценностей и традиций;
- осознание
значимости чтения для личного развития; формирование представлений о мире,
российской истории и культуре, первоначальных этических представлений, понятий
о добре и зле, нравственности; успешности обучения по всем учебным
предметам; формирование потребности в систематическом чтении;
- понимание роли
чтения, использование разных видов чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное,
поисковое); умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и
специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать и
обосновывать нравственную оценку поступков героев;
- достижение
необходимого для продолжения образования уровня читательской
компетентности, общего речевого развития, т.е. овладение техникой
чтения вслух и про себя, элементарными приемами интерпретации, анализа
и преобразования художественных, научно-популярных и учебных текстов с
использованием элементарных литературоведческих понятий;
- умение
самостоятельно выбирать интересующую литературу; пользоваться справочными
источниками для понимания и получения дополнительной информации.
Содержание тем учебного курса
№ п/п
|
Разделы
|
Количество
часов
|
1
|
В каком краю я живу?
|
8
|
2
|
Чему учат в школе?
|
7
|
3
|
Что в мире интересного?
|
7
|
4
|
У природы нет плохой погоды
|
13
|
5
|
Что такое сказка?
|
12
|
6
|
Каков он, мир животных?
|
9
|
7
|
Какие мы, дети?
|
7
|
8
|
Чем интересны дальние страны?
|
5
|
|
Итого:
|
68
|
Тематическое
планирование
№ п/п
|
Тема урока
|
Виды
деятельности
|
В каком краю я живу?(4 ч.)
|
1
|
Чувашская земля
Герб Чувашии
|
Чтение текста.
Ответить на вопросы. Рассказать о своей деревне по плану. Придумать герб
своей семьи и нарисовать. Рассказывать о своей Родине,
используя прочитанные произведения.
|
2
|
Чувашский алфавит.
Наше Отечество
|
Чтение текста.
Составить картинный рассказ по образцу.
Ответить на
вопросы. Объяснить пословицы. Составлять рассказы о
Родине, передавая свои чувства, своё отношение к Родине
|
3
|
«Это всё, как я
хочу!» Р.Сарби
«Наша семья» По
К.Д. Ушинскому, «Дома» А. Барто
|
Выразительное
чтение стихотворения. Отгадывание загадки.
Чтение текста.
Ответить на вопросы. Нарисовать портреты членов семьи.
|
4
|
«Почему так вкусно?»
В. Давыдов Анатри, «Овощи» Ю. Тувим. «Петух» И.Я.Яковлев
|
Читать в слух с
постепенным переходом на чтение про себя. Читать с выражением, передавать
настроение с помощью интонации, темпа чтения, силы голоса. Сочинить загадку.
|
Чему учат в школе? (3ч.)
|
5
|
«Буквы»
«Буква обычная» Е.
Измайлов
|
Придумать
заголовок. Отгадывание загадки. Читать выразительно, отражая настроение.
Объяснять значение незнакомых слов. Составлять план рассказа, пересказывать
по плану
|
6
|
«Рычащая песня» А.
Усачёв
«Петя и буквы» Л. Каминский
|
Придумывать
самостоятельно вопросы к текстам.
Придумать продолжение рассказа. Самостоятельное
чтение. Воспринимать на вслух художественное
произведение
|
7
|
«Словечки-калечки»
Ю. Тувим. «Аз, буки, веди» С. Алексеев Проверь себя. «Заколдованная буква» По
В. Драгунскому
|
Выучить
скороговорку. Проверка знаний.
Высказывать
свои собственные впечатления о прочитанном
|
Что в мире интересного? (4ч.)
|
8
|
«Внучка старой
вишни» В.Сухомлинский. «Чтобы вырасти большим» А.Вишневская. «Где гостинец?»
Г.Харлампьев,
|
Прогнозировать содержание
раздела. Восстанавливать последовательность событий на основе вопроса.
Чтение текста.
Слушание стихотворения. Чтение стихотворения
|
9
|
«Сапсан» А.Куприн. «В
лесу» И. Георгиц. «Для чего руки нужны» Е Пермяк.
|
Слушание рассказа.
Составить картинный рассказ про мышонка. Сравнить, описать героев рассказа.
|
10
|
«Как умывается
ёжик»! Г.Виеру Мой день
«Всё здесь» Я.
Тайц. «Золоток поток» К.Баянбаев.
|
Чтение по ролям.
Пересказ по плану. Отгадывание загадок. Чтение стихотворения. Выучить
наизусть. Составить картинный рассказ «Как приходит хлеб на стол»
|
11
|
«Вы согласны или
нет?» В.Чаплина.
Проверь себя. «Середина
сосиски». По Г. Остеру
|
Запомнить
понятие «Рифма», сделать рисунок, научиться читать выразительно. Чтение
текста. Контролировать и оценивать своё чтение, оценивать свои достижения
|
У
природы нет плохой погоды (6ч.)
|
12
|
«Четыре желания»
К.Ушинский. «Снежный колобок» По Л. Калинину. «Спи, сыночек мой, усни»
|
Чтение текста,
ответить на вопросы, отгадывание загадок, придумать интересное задание. Чтение
текста и пересказ близко к тексту. Слушание стихотворения.
|
13
|
«На лесной полянке»
По Г. Скребицкому. «Кто перекрасил?» В.Давыдов-Анатри. «Спальни в лесу»
По Н.Сладкову. «Сказка снега» К. Кулиев
|
Чтение текста.
Ответить на вопросы. Чтение стихотворения. Выучить наизусть. Нарисовать
картину к стихотворению. Рисовать
словесные картины природы с опорой на текст.
|
14
|
«Весенние приметы»
В.Давыдов-Анатри. «Птичьи дома» По Г.Скребицкому. «Весной» И.Я.Яковлев
|
Чтение. Нарисовать
весеннюю картинку. Составить устный рассказ. Чтение текста. Стихотворение
М.Ярайкина выучить наизусть.
|
15
|
«Май»
И.Соколов-Микитов. «Черёмуха» В Чаплина.
«Наступило лето» В.
Чаплина.
|
Чтение текста.
Ответить на вопросы. Нарисовать картину весеннего леса. Составить устный
рассказ. Самостоятельное чтение стихотворения. Написать рассказ о лете.
|
16
|
«По ягоды» По
Я.Тайц. «После дождя» В.Давыдов-Анатри. «Начало осени». По К.Паустовскому.
«Осень золотая» В.Чаплина
|
Чтение текста и
стихотворения. Стихотворение выучить наизусть. Чтение диалога по ролям.
Нарисовать осень.
|
17
|
«Ёлочка» По
Н.Сладкову. «Ноябрь – листогной» М Сухорукова. Проверь себя
|
Выучить наизусть
стихотворение-загадку. Чтение стихотворения по ролям. Чтение текста.
Проверка знаний.
|
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.