Муниципальное казенное образовательное учреждение
Большеверейская средняя общеобразовательная школа
Рамонского муниципального района Воронежской области
«Рассмотрено»
«Согласовано» «Утверждено»
на заседании МС зам.
директора по УВР Директор
ОУ
_____________
___________________ _________________
____________________
«___»_______2012 г
«__»________2012 г Приказ «__»___2012 г№__
Рабочая программа элективного курса
«Хромосомы и пол»
для 10 класса
Составитель: учитель
Свиридова Н.А.
село Большая Верейка
1.
Пояснительная записка.
Рабочая программа элективного курса
«Хромосомы и пол» составлена на основе программы « Хромосомы и пол» Автор
И.П. Чермошенцев, Волгоград, 2007 г. Программа рассчитана для обучающихся
11 класса. Предусматривает углубленное изучение отдельных тем и разделов «Общей
биологии», таких как «учение о клетке», «размножение и развитие организмов».
2.Общая характеристика элективного курса:
Данная
программа представляет собой курс углубленного изучения основ наследственности
и факторов, определяющих развитие человеческого зародыша в существо мужского
или женского пола, причин наследственных болезней и девиантного
(отклоняющегося) поведения. Позволяет ориентироваться на интересы учащихся и
подготовку в ЕГЭ.
Вид курса: предметно-ориентированный.
Цель курса:
Систематизация, подкрепление и расширение
знаний об основных свойствах живого;
Наследственности, изменчивости, размножении,
росте и развитии и их проявлениях в организме человека.
Задачи:
- Систематизировать и углубить
научно-понятийный аппарат, основные биологические положения
- 2. Углубить знания о происхождении половых
различий, детерминации пола и поддержании соотношения полов в популяции
- 3. Показать значение механизма наследования
и определении пола
- Познакомить с наследственными заболеваниями
человека, их причинами, с различными видами девиантного- поло-ролевого
поведения и причинами их возникновения.
Основными формами и методами изучения курса
являются лекции, семинары, практикумы по решению задач, устные сообщения
учащихся, защита работ.
По окончанию изучения курса выставляется
зачет.
3.
Место предмета в базисном учебном плане
На изучение элективного курса «Хромосомы
и пол» отводится 17 часов (0,5 ч в неделю, 34 недели) из компонента учреждения.
4. Требования к знаниям и умениям.
В результате
обучения учащиеся должны:
- Приобрести новые
дополнительные знания по биологии
-Научиться бережно
относиться к своему здоровью и здоровью окружающих
-Научиться
толерантному отношению к людям с девиантным поло-ролевым поведением
5. Содержание курса.
1.Введение Цели и задачи курса. История вопросов пола: Аристотель, Леонардо да
Винчи, А. Везалий, К. Бэр.
- Существуют ли гены сексуальности.
Гаметы и их отличия
от соматических клеток. Гаметогенез. Гуморальная регуляция.
Хромосомы- носители
информации. История открытия хромосом. А. Вейсман. Строение хромосом. Кариотип
человека- мужчин и женщин.
История открытия
нуклеиновых кислот. И-Ф. Мишер, Д. Уотсон и Ф. Крик. Их вклад в изучение ДНК.
Эмбриональный период развития. Дробление и его фазы, виды, формы дроблении.
Производные зародышевых листков. Движение клеток при органогенезе.
Раннее развитие млекопитающих. Половое
развитие зародыша человека.
Партеногенез. К.
Зибольт, И. Даревский. Виды партеногенза- гаплоидный и диплоидный. Партеногенез
и человек.
- Нарушение определения пола.
Наследственные
заболевания, их причины: мутации, изменения числа хромосом. Евгеника. Причины
нарушения числа хромосом. Заболевания: синдром Шеришевского-Тернера, синдром
Клайнфельтера, трисомии. Тестикулярная феминизация. Адрогенитальный синдром.
- Наследование, сцепленное с полом.
Типы определения
пола. Соотношение полов. Гомо- и гетерогаметный пол. Типы хромосомных наборов.
Сцепленное с полом наследование. Характеристика болезней и признаков, контролируемых
генами, локализованными в Х и У хромосомах.
5. Мальчик или
девочка?
Девиации в
поролевом поведении: гомосексуализм, неверная половая идентификация,
несформированность полового поведения. Медицинская генетика. Консультирование.
Выбор ребенка по желанию. Коррекция пола. Лечение наследственных заболеваний.
6. Календарно-тематическое планирование
элективного курса в 11 классе «Хромосомы и пол».
№\№
|
Тема
занятия.
|
Формы и методы работы
|
Дата по плану
|
Дата фактич.
|
Примечание
|
|
Введение. Цели и задачи курса.
|
|
|
|
|
1
|
История вопросов пола: Аристотель, да Винчи,
Везалий, Бэр.
Выбор темы проекта.
|
лекция
|
|
|
|
|
Существуют ли гены «сексуальности»
|
|
|
|
|
2
|
Гаметы и их отличия от соматических клеток.
Гаметогенез.
|
лекция
|
|
|
|
3
|
Хромосомы – носители информации. История
открытия хромосом. Кариотип.
|
Сообщения учащихся
|
|
|
|
4
|
История открытия нуклеиновых кислот. ДНК и
наследственность.
|
Сообщения учащихся
|
|
|
|
5
|
Эмбриональный период развития. Дробление и
гаструляция
|
лекция
|
|
|
|
6
|
Раннее развитие млекопитающих.
|
Сообщения учащихся
|
|
|
|
7
|
Партеногенез: открытие и виды. Значение
партеногенеза
|
семинар
|
|
|
|
|
Нарушение определения пола.
|
|
|
|
|
8
|
Наследственные заболевания, их причины:
мутации. Изменение хромосом. Евгеника
|
Сообщения учащихся
|
|
|
|
9
|
Заболевания, связанные с нарушением числа
хромосом
|
семинар
|
|
|
|
10
|
Тестикулярная феминизация. Андрогенитальный
синдром
|
лекция
|
|
|
|
|
Наследование, сцепленное с полом
|
|
|
|
|
11
|
Типы определения пола. Соотношение полов
|
Сообщения учащихся
|
|
|
|
12
|
Сцепленное с полом наследование.
|
Решение задач
|
|
|
|
13
|
Характеристика болезней, гены которых
локализованы в половых хромосомах и их лечение.
|
Решение задач
|
|
|
|
14
|
Решение задач.
|
Решение задач
|
|
|
|
|
Мальчик или девочка?
|
|
|
|
|
15
|
Девиации в половом поведении.
|
Сообщения учащихся
|
|
|
|
16
|
Медицинская генетика. Выбор пола по желанию.
Коррекция пола.
|
лекция
|
|
|
|
17.
|
Защита проектов, выполнение работ.
|
Практическая работа
|
|
|
|
7. Учебно-методическое и материально-технического
обеспечение.
- Чередниченко И.П. «Элективные курсы.
Биология 10-11», Волгоград, «Учитель», 2007
г
- Адельшина Г.А., Адельшин Ф.К. «Генетика в
задачах» Учебное пособие по курсу биологии, М, «Планета», 2011
г
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.