Инфоурок Биология Рабочие программыРабочая программа элективного предмета "Хромосомы и пол"

Рабочая программа элективного предмета "Хромосомы и пол"

Скачать материал

Муниципальное казенное образовательное учреждение

Большеверейская средняя общеобразовательная школа

Рамонского муниципального района Воронежской области

 

 

 «Рассмотрено»                             «Согласовано»                                       «Утверждено»                                       

на заседании МС                           зам. директора по УВР                      Директор ОУ                                  

_____________                                 ___________________                _________________                              ____________________   

«___»_______2012 г                        «__»________2012 г              Приказ  «__»___2012 г№__

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рабочая программа  элективного курса

«Хромосомы и пол»

 

для  10 класса

 

 

 

 

 

                              Составитель: учитель  Свиридова Н.А.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

село Большая Верейка

 

 

                                          1.  Пояснительная записка.

    Рабочая программа элективного курса  «Хромосомы и пол»  составлена на основе программы « Хромосомы и пол»  Автор И.П. Чермошенцев, Волгоград, 2007 г.     Программа рассчитана для  обучающихся 11 класса. Предусматривает углубленное изучение отдельных тем и разделов «Общей биологии», таких как «учение о клетке», «размножение и развитие организмов».

 

 

2.Общая характеристика элективного курса:

 Данная программа представляет собой курс углубленного изучения основ наследственности и факторов, определяющих развитие человеческого зародыша в существо мужского или женского пола, причин наследственных болезней и девиантного (отклоняющегося) поведения. Позволяет ориентироваться на интересы учащихся и подготовку в ЕГЭ.

 

 Вид курса: предметно-ориентированный.

 

  Цель курса:

Систематизация, подкрепление и расширение знаний об основных свойствах живого;

Наследственности, изменчивости, размножении, росте и развитии и их проявлениях в организме человека.

Задачи:

  1. Систематизировать и углубить научно-понятийный аппарат, основные биологические положения
  2. 2. Углубить знания о происхождении половых различий, детерминации пола и поддержании соотношения полов в популяции
  3. 3. Показать значение механизма наследования и определении пола
  4. Познакомить с наследственными заболеваниями человека, их причинами, с различными видами девиантного- поло-ролевого поведения и причинами их возникновения.

 Основными формами и методами изучения курса являются лекции, семинары, практикумы по решению задач, устные сообщения учащихся, защита  работ.

По окончанию изучения курса выставляется зачет.

 

3. Место предмета в базисном учебном плане
На изучение элективного курса «Хромосомы и пол» отводится 17 часов (0,5 ч в неделю, 34 недели) из компонента учреждения.

 

                              4. Требования к знаниям и умениям.

В результате обучения учащиеся должны:

- Приобрести новые дополнительные  знания по биологии

-Научиться бережно относиться к своему здоровью и здоровью окружающих

-Научиться толерантному отношению к людям с девиантным  поло-ролевым поведением

 

 

                                                          5. Содержание курса.

1.Введение Цели и задачи   курса. История вопросов пола: Аристотель, Леонардо да Винчи, А. Везалий, К. Бэр.

 

  1.  Существуют ли гены сексуальности.

Гаметы и их отличия от соматических клеток. Гаметогенез. Гуморальная регуляция.

Хромосомы- носители информации. История открытия хромосом. А. Вейсман. Строение хромосом. Кариотип человека- мужчин и женщин.

История открытия нуклеиновых кислот. И-Ф. Мишер, Д. Уотсон и Ф. Крик. Их вклад в изучение ДНК. Эмбриональный период развития. Дробление и его фазы, виды, формы дроблении. Производные зародышевых листков. Движение клеток при органогенезе.

       Раннее развитие млекопитающих. Половое развитие зародыша человека.

Партеногенез. К. Зибольт, И. Даревский. Виды партеногенза- гаплоидный и диплоидный. Партеногенез и человек.

 

  1. Нарушение определения пола.

Наследственные заболевания, их причины: мутации, изменения числа хромосом. Евгеника. Причины нарушения числа хромосом. Заболевания: синдром Шеришевского-Тернера, синдром Клайнфельтера, трисомии. Тестикулярная феминизация. Адрогенитальный синдром.

 

  1. Наследование, сцепленное с полом.

Типы определения пола. Соотношение полов. Гомо- и гетерогаметный пол. Типы хромосомных наборов. Сцепленное с полом наследование. Характеристика болезней и признаков, контролируемых генами, локализованными в Х и У хромосомах.

 

5. Мальчик или девочка?

Девиации в поролевом поведении: гомосексуализм, неверная половая идентификация, несформированность полового поведения. Медицинская генетика. Консультирование. Выбор ребенка по желанию. Коррекция пола. Лечение наследственных заболеваний.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                  

                         6. Календарно-тематическое планирование

элективного курса   в 11 классе «Хромосомы и пол». 

 

№\№

Тема занятия.

Формы и методы работы

Дата по плану

Дата фактич.

Примечание

 

Введение. Цели и задачи курса.

 

 

 

 

1

История вопросов пола: Аристотель, да Винчи, Везалий, Бэр.

Выбор темы проекта.

лекция

 

 

 

 

Существуют ли гены «сексуальности»

 

 

 

 

2

Гаметы и их отличия от соматических клеток. Гаметогенез.

лекция

 

 

 

3

Хромосомы – носители информации. История открытия хромосом. Кариотип.

Сообщения учащихся

 

 

 

4

История открытия нуклеиновых кислот. ДНК и наследственность.

Сообщения учащихся

 

 

 

5

Эмбриональный период развития. Дробление и гаструляция

лекция

 

 

 

6

Раннее развитие млекопитающих.

Сообщения учащихся

 

 

 

7

Партеногенез: открытие и виды. Значение партеногенеза

семинар

 

 

 

 

Нарушение определения пола.

 

 

 

 

 

8

Наследственные заболевания, их причины: мутации. Изменение хромосом. Евгеника

Сообщения учащихся

 

 

 

9

Заболевания, связанные с нарушением числа хромосом

семинар

 

 

 

10

Тестикулярная феминизация. Андрогенитальный синдром

лекция

 

 

 

 

Наследование, сцепленное с полом

 

 

 

 

11

Типы определения пола. Соотношение полов

Сообщения учащихся

 

 

 

12

Сцепленное с полом наследование.

Решение задач

 

 

 

13

Характеристика болезней, гены которых локализованы в половых хромосомах и их лечение.

Решение задач

 

 

 

14

Решение задач.

Решение задач

 

 

 

 

Мальчик или девочка?

 

 

 

 

15

Девиации в половом поведении.

Сообщения учащихся

 

 

 

16

Медицинская генетика. Выбор пола по желанию. Коррекция пола.

лекция

 

 

 

17. 

Защита проектов, выполнение работ.

Практическая работа

 

 

 

 

 

 

 

      7. Учебно-методическое и материально-технического обеспечение.

 

  1. Чередниченко И.П. «Элективные курсы. Биология 10-11», Волгоград, «Учитель», 2007 г
  2. Адельшина Г.А., Адельшин Ф.К. «Генетика в задачах» Учебное пособие по курсу биологии, М, «Планета», 2011 г

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Рабочая программа элективного предмета "Хромосомы и пол""

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 3 месяца

Специалист по сертификации продукции

Получите профессию

HR-менеджер

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Данная программа представляет собой курс углубленного изучения основ наследственности и факторов, определяющих развитие человеческого зародыша в существо мужского или женского пола, причин наследственных болезней и девиантного (отклоняющегося) поведения. Позволяет ориентироваться на интересы учащихся и подготовку в ЕГЭ.Рассчитана на 17 часов, рекомендована для преподавание в 10 классе. р

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 656 361 материал в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 14.09.2020 195
    • DOCX 73.5 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Сироткина Анна Викторовна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Сироткина Анна Викторовна
    Сироткина Анна Викторовна
    • На сайте: 3 года и 3 месяца
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 80801
    • Всего материалов: 202

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

HR-менеджер

Специалист по управлению персоналом (HR- менеджер)

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Составление и использование педагогических тестов при обучении биологии

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 20 человек из 14 регионов
  • Этот курс уже прошли 95 человек

Курс повышения квалификации

Инновационные технологии обучения биологии как основа реализации ФГОС

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 137 человек из 48 регионов
  • Этот курс уже прошли 1 514 человек

Курс повышения квалификации

Особенности подготовки к сдаче ОГЭ по биологии в условиях реализации ФГОС ООО

36 ч. — 180 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 62 человека из 26 регионов
  • Этот курс уже прошли 490 человек

Мини-курс

Личность в психологии

5 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 23 человека из 14 регионов

Мини-курс

Методология физического воспитания

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Фитнес: вопросы здоровья и безопасности во время тренировок

3 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе