Добавить материал и получить бесплатное свидетельство о публикации
версия для слабовидящих
Главная / Биология / Рабочая программа элективного предмета "Хромосомы и пол"

Рабочая программа элективного предмета "Хромосомы и пол"

Муниципальное казенное образовательное учреждение

Большеверейская средняя общеобразовательная школа

Рамонского муниципального района Воронежской области



«Рассмотрено» «Согласовано» «Утверждено»

на заседании МС зам. директора по УВР Директор ОУ

_____________ ___________________ _________________ ____________________

«___»_______2012 г «__»________2012 г Приказ «__»___2012 г№__














Рабочая программа элективного курса

«Хромосомы и пол»


для 10 класса






Составитель: учитель Свиридова Н.А.












село Большая Верейка



1. Пояснительная записка.

Рабочая программа элективного курса «Хромосомы и пол» составлена на основе программы « Хромосомы и пол» Автор И.П. Чермошенцев, Волгоград, 2007 г. Программа рассчитана для обучающихся 11 класса. Предусматривает углубленное изучение отдельных тем и разделов «Общей биологии», таких как «учение о клетке», «размножение и развитие организмов».



2.Общая характеристика элективного курса:

Данная программа представляет собой курс углубленного изучения основ наследственности и факторов, определяющих развитие человеческого зародыша в существо мужского или женского пола, причин наследственных болезней и девиантного (отклоняющегося) поведения. Позволяет ориентироваться на интересы учащихся и подготовку в ЕГЭ.


Вид курса: предметно-ориентированный.

Цель курса:

Систематизация, подкрепление и расширение знаний об основных свойствах живого;

Наследственности, изменчивости, размножении, росте и развитии и их проявлениях в организме человека.

Задачи:

  1. Систематизировать и углубить научно-понятийный аппарат, основные биологические положения

  2. 2. Углубить знания о происхождении половых различий, детерминации пола и поддержании соотношения полов в популяции

  3. 3. Показать значение механизма наследования и определении пола

  4. Познакомить с наследственными заболеваниями человека, их причинами, с различными видами девиантного- поло-ролевого поведения и причинами их возникновения.

Основными формами и методами изучения курса являются лекции, семинары, практикумы по решению задач, устные сообщения учащихся, защита работ.

По окончанию изучения курса выставляется зачет.


3. Место предмета в базисном учебном плане
На изучение элективного курса «Хромосомы и пол» отводится 17 часов (0,5 ч в неделю, 34 недели) из компонента учреждения.

4. Требования к знаниям и умениям.

В результате обучения учащиеся должны:

- Приобрести новые дополнительные знания по биологии

-Научиться бережно относиться к своему здоровью и здоровью окружающих

-Научиться толерантному отношению к людям с девиантным поло-ролевым поведением



5. Содержание курса.

1.Введение Цели и задачи курса. История вопросов пола: Аристотель, Леонардо да Винчи, А. Везалий, К. Бэр.


  1. Существуют ли гены сексуальности.

Гаметы и их отличия от соматических клеток. Гаметогенез. Гуморальная регуляция.

Хромосомы- носители информации. История открытия хромосом. А. Вейсман. Строение хромосом. Кариотип человека- мужчин и женщин.

История открытия нуклеиновых кислот. И-Ф. Мишер, Д. Уотсон и Ф. Крик. Их вклад в изучение ДНК. Эмбриональный период развития. Дробление и его фазы, виды, формы дроблении. Производные зародышевых листков. Движение клеток при органогенезе.

Раннее развитие млекопитающих. Половое развитие зародыша человека.

Партеногенез. К. Зибольт, И. Даревский. Виды партеногенза- гаплоидный и диплоидный. Партеногенез и человек.


  1. Нарушение определения пола.

Наследственные заболевания, их причины: мутации, изменения числа хромосом. Евгеника. Причины нарушения числа хромосом. Заболевания: синдром Шеришевского-Тернера, синдром Клайнфельтера, трисомии. Тестикулярная феминизация. Адрогенитальный синдром.


  1. Наследование, сцепленное с полом.

Типы определения пола. Соотношение полов. Гомо- и гетерогаметный пол. Типы хромосомных наборов. Сцепленное с полом наследование. Характеристика болезней и признаков, контролируемых генами, локализованными в Х и У хромосомах.


5. Мальчик или девочка?

Девиации в поролевом поведении: гомосексуализм, неверная половая идентификация, несформированность полового поведения. Медицинская генетика. Консультирование. Выбор ребенка по желанию. Коррекция пола. Лечение наследственных заболеваний.




















6. Календарно-тематическое планирование

элективного курса в 11 классе «Хромосомы и пол».


№\№

Тема занятия.

Формы и методы работы

Дата по плану

Дата фактич.

Примечание


Введение. Цели и задачи курса.





1

История вопросов пола: Аристотель, да Винчи, Везалий, Бэр.

Выбор темы проекта.

лекция





Существуют ли гены «сексуальности»





2

Гаметы и их отличия от соматических клеток. Гаметогенез.

лекция




3

Хромосомы – носители информации. История открытия хромосом. Кариотип.

Сообщения учащихся




4

История открытия нуклеиновых кислот. ДНК и наследственность.

Сообщения учащихся




5

Эмбриональный период развития. Дробление и гаструляция

лекция




6

Раннее развитие млекопитающих.

Сообщения учащихся




7

Партеногенез: открытие и виды. Значение партеногенеза

семинар





Нарушение определения пола.






8

Наследственные заболевания, их причины: мутации. Изменение хромосом. Евгеника

Сообщения учащихся




9

Заболевания, связанные с нарушением числа хромосом

семинар




10

Тестикулярная феминизация. Андрогенитальный синдром

лекция





Наследование, сцепленное с полом





11

Типы определения пола. Соотношение полов

Сообщения учащихся




12

Сцепленное с полом наследование.

Решение задач




13

Характеристика болезней, гены которых локализованы в половых хромосомах и их лечение.

Решение задач




14

Решение задач.

Решение задач





Мальчик или девочка?





15

Девиации в половом поведении.

Сообщения учащихся




16

Медицинская генетика. Выбор пола по желанию. Коррекция пола.

лекция




17.

Защита проектов, выполнение работ.

Практическая работа








7. Учебно-методическое и материально-технического обеспечение.



  1. Чередниченко И.П. «Элективные курсы. Биология 10-11», Волгоград, «Учитель», 2007 г

  2. Адельшина Г.А., Адельшин Ф.К. «Генетика в задачах» Учебное пособие по курсу биологии, М, «Планета», 2011 г


















  • Биология
Описание:

Данная программа представляет собой курс углубленного изучения основ наследственности и факторов, определяющих развитие человеческого зародыша в существо мужского или женского пола, причин наследственных болезней и девиантного (отклоняющегося) поведения. Позволяет ориентироваться на интересы учащихся и подготовку в ЕГЭ.

Рассчитана на 17 часов, рекомендована для преподавание в 10 классе. р

Автор Свиридова Наталья Анатольевна
Дата добавления 25.02.2017
Раздел Биология
Подраздел Планирования
Просмотров 424
Номер материала MA-070374
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

Популярные курсы

Курс повышения квалификации
«Организация и руководство учебно-исследовательскими проектами учащихся по предмету «Биология» в рамках реализации ФГОС»