Главная / Химия / Рабочая программа элективного курса по химии "Безопасность химического эксперимента" (8 класс)

Рабочая программа элективного курса по химии "Безопасность химического эксперимента" (8 класс)

Скачать материал

Рабочая программа элективного курса по химии для 8 класса «Безопасность химического эксперимента»

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа элективного курса «Безопасность химического эксперимента» составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта основного общего образования по химии и примерной образовательной программы по химии основного общего образования. Содержание элективного курса тесно связано с общеобразовательным курсом химии и способствует расширению и углублению знаний, получаемых на уроках химии, развивает и укрепляет склонность учащихся к безопасным занятиям с веществом и оборудованием при выполнении химических опытов, развивает творческие способности, ориентирует учащихся на химические специальности.

Элективный курс ориентирован на учащихся 8 класса и рассчитан на 17 часов. Элективный курс по химии в 8 классе имеет особое значение. Именно в этом классе закладывается отношение учащихся к новому предмету, основы безопасного проведения химического эксперимента.

Учитель химии отвечает за себя и несёт ответственность за сохранность жизни и здоровья учащихся во время образовательного процесса, за формирование у них умений правильного и безопасного обращения с лабораторным оборудованием и с веществами, как в рамках изучения предмета, так и окружающими их в повседневной жизни. Химию начинают изучать в подростковом возрасте, для которого характерно стремление к самостоятельности, влечение ко всему тайному и запретному. Либо, наоборот, у учащихся возникает страх, опасение и неуверенность при работе с веществами и лабораторным оборудованием. Поэтому необходимо организовать специальную целенаправленную работу с учащимися по изучению правил безопасного проведения и формированию устойчивых практических навыков химических исследований и экспериментов.

Целью элективного курса является: формирование культуры безопасной жизнедеятельности в процессе химического образования учащихся, обучение и воспитание в целях сохранения здоровья и жизни учащихся.

Задачи элективного курса:

  1. Формирование психологической установки на строгое и неукоснительное выполнение всех правил безопасности при обучении химии во время учебной и внеклассной работы.

  2. Повышение компетентности в области безопасности химического эксперимента в контексте преодолении страха, возникающего при работе с реактивами и оборудованием.

  3. Приобретение умений анализировать различные ситуации в учебном процессе и повседневной жизни с точки зрения безопасности жизнедеятельности.

  4. Приобретение необходимых практических умений и навыков по технике работы в химической лаборатории, устойчивого опыта безопасной постановки эксперимента.

  5. Формирование положительной мотивации, глубокого и устойчивого интереса к миру веществ и химических реакций.


Актуальность элективного курса лежит в основе противоречий.Между требованием формирования химической культуры учащихся, важной для современного человека и сокращением часов на практическое изучение химии, что приводит к диспропорции между теоретическим курсом и объёмом необходимой экспериментальной части и осложняет возможность обеспечить изучение веществ в непосредственном контакте с ними. Между необходимостью использованияхимическогоэксперимента в связи с прикладной и практической направленностью и недостаточной компетентностью и практической грамотностью учащихся в технике с учётом их безопасности. Между необходимостью личностно-ориентированного обучения, связанного с большей долей самостоятельной работы и трудностью организации индивидуальной деятельности с использованием химического эксперимента на уроках и во внеурочное время с учётом безопасности учащихся.

Основная форма деятельности – химический эксперимент, практикум. Важнейшим условием успешного проведения этого курса является предоставление учащимся возможности проводить опыты и практические работы. Непременным условием успешной работы на элективных занятиях с учащимися 8 класса является постоянное руководство и контроль со стороны учителя. Учащиеся на каждом занятии работают непосредственно с веществами, изучают их свойства, знакомятся с методами анализа, с правилами работы в химической лаборатории, техникой безопасности, типовым лабораторным оборудованием, химической посудой, методикой проведения отдельных практических работ. В ходе курса учащиеся отрабатывают правила безопасной работы с реактивами и лабораторным оборудованием. С учетом возможности кабинета проводятся опыты по определению качества бытовой химии и моющих средств. Учащиеся выполняют ряд работ прикладного характера.

Межпредметные связи: биология, физика, математика, валеология, история, экология и связь с жизнью.

Итог элективного курса (по выбору учащихся):

  1. Самостоятельная подготовка и проведение экспериментов под наблюдением учителя.

  2. Написание реферативных работ по темам:

Регенерация отходов практической работы.

Техника безопасного проведения химического эксперимента.

Действие некоторых веществ на организм человека.

Безопасная химия.

Бытовая экология.

Экономные методы проведения химических экспериментов.

После изучения элективного курса  учащиеся должны:

Знать:

-технику безопасности и правила работы с химическими веществами и оборудованием;

- использование посуды и оборудования при химическом эксперименте;

- правила хранения и размещения химических реактивов, оборудования;

- как выглядит место учащегося, что необходимо для полноценной безопасной практической деятельности, чем оно должно быть оснащено;

-принадлежность веществ к определенному классу, описывать и различать изученные классы неорганических соединений, типы химических реакций, качественные реакции;

- этапы проведения практической и лабораторной работы, оформление результатов исследования;

-особенности безопасного проведения физических и химических операций;

-технику и методику ученического химического эксперимента;

-решать экспериментальные задачи.

Уметь:

-выполнять химический эксперимент;

-готовить растворы заданной концентрации, рассчитывать массовую долю растворенного вещества, определять массовую долю элемента в веществе;

-сравнивать и анализировать полученные результаты, наблюдать и изучать явления и свойства веществ и тел;

-экологически грамотно оценивать влияние химических веществ на организм и окружающую среду;

-правильно обращаться с горючими и токсичными веществами, оказывать помощь пострадавшим от неумелого обращения с веществами;

-применять полученные знания в повседневной жизни;

- монтировать простейшие химические установки, конструировать приборы для получения тех или иных веществ;

- использовать умения и навыки практической деятельности, методов познания для изучения различных сторон окружающей действительности.

- безопасно работать с веществами находящимися в разных агрегатных состояниях;

- отбирать необходимое оборудование,готовить оборудование для химического эксперимента на уроках;

- описывать результаты наблюдений и их предвидеть.


Содержание программы элективного курса


Введение. (2 часа)

Правила техники безопасности при работе в кабинете химии и оказание первой медицинской помощи. Химическая посуда и её назначение. Оборудование. Размещение и хранение реактивов, электрооборудования и учебного оборудования в кабинете химии. Классификация реактивов по группам хранения. Возможные последствия неосторожного смешивания реактивов различных групп хранения. Сосуды и этикетки Рабочие места учителя, учащихся.

Тема 1. Обращение с нагревательными и измерительными приборами, приемы безопасного обращения с ними (5 часов).

Техника безопасности и приемы работы с приборами и оборудованием химической лаборатории. Обращение с химической посудой и принадлежностями. Способы обработки стекла. Резка и сгибание стеклянных трубок. Конструирование и моделирование приборов при получении газообразных веществ и изучении их химических свойств. Конструирование и монтаж приборов для химического эксперимента. Расчеты и приготовление растворов. Работа с проекционной аппаратурой. Подготовка учебного оборудования для химического эксперимента на уроках химии.

Тема 2. Особенности проведения физических и химических операций. (7 часов)

Техника безопасности и приемы работы с химическими веществами: правила нагревания веществ, дозировка, измельчение, растворение, правила взвешивания. Основные приемы работы с твердыми веществами, жидкими и газообразными веществами. Операции с твердыми веществами и жидкостями: взвешивание, высушивание, возгонка (сублимация), измельчение, крекинг (сухая перегонка), прокаливание, разделение смесей, растирание, разложение (пиролиз), смешивание, внесение в пламя (определение ионов лития, натрия калия, кальция, бария, меди по окраске пламени); выпаривание и упаривание, определение кислотности (индикаторами), Электролиз воды, солей, кристаллизация из растворов. Операции с твердыми веществами и газами: обжиг, окисление металлов, адсорбция газов, хроматография газовая. Операции с газами: адсорбция, обращение с горючими газами, получение, собирание и распознавание газов, газовая коррозия металлов.

Тема 3. Безопасность в быту (3часа)

Синтетические моющие средства: состав, строение, назначение. Многообразие СМС. Средства бытовой химии, многообразие, назначение, применение. Правила техники безопасности при хранении и применении препаратов бытовой химии и СМС. Экологические аспекты применения препаратов бытовой химии. Ткани и красители.






УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Тема

Количество часов на изучение

1

Ведение.

2

2

Тема 1. Обращение с нагревательными и измерительными приборами, приемы безопасного обращения с ними.


5

3

Тема 2. Особенности проведения физических и химических операций.


7

4

Тема 3. Безопасность в быту.


3

Количество часов в неделю

1

Общее количество учебных недель

17

Итого общее количество часов за год

17
















КАЛЕНДАРНО- ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

п/п

Наименование раздела и тем

Часы учебного времени

Сроки прохождения

Примечание

Тема 1.Введение. (2 часа)

1/1

Правила техники безопасности при работе в кабинете химии и оказание первой медицинской помощи. Химическая посуда и её назначение. Оборудование. Размещение и хранение реактивов, электрооборудования и учебного оборудования в кабинете химии.


1



2/2

Классификация реактивов по группам хранения. Возможные последствия неосторожного смешивания реактивов различных групп хранения. Сосуды и этикетки Рабочие места учителя, учащихся.

1



Тема 1. Обращение с нагревательными и измерительными приборами, приемы безопасного обращения с ними. (5 часов)


3/1

Техника безопасности и приемы работы с приборами и оборудованием химической лаборатории. Обращение с химической посудой и принадлежностями.


1



4/2

Способы обработки стекла. Резка и сгибание стеклянных трубок.

1



5/3

Конструирование и моделирование приборов при получении газообразных веществ и изучении их химических свойств. Конструирование и монтаж приборов для химического эксперимента.

1



6/4

Расчеты и приготовление растворов.

1



7/5

Подготовка учебного оборудования для химического эксперимента на уроках химии. Работа с проекционной аппаратурой.

1



Тема 2. Особенности проведения физических и химических

операций. (7 часов)


8/1


Техника безопасности и приемы работы с химическими веществами: правила нагревания веществ, дозировка, измельчение, растворение, правила взвешивания. Основные приемы работы с твердыми веществами, жидкими и газообразными веществами.


1



9/2

Операции с твердыми веществами и жидкостями: взвешивание, высушивание, возгонка (сублимация), измельчение, крекинг (сухая перегонка), прокаливание, разделение смесей, растирание, разложение (пиролиз), смешивание, внесение в пламя (определение ионов лития, натрия калия, кальция, бария, меди по окраске пламени); выпаривание и упаривание, определение кислотности (индикаторами).

1



10/3

Операции с твердыми веществами и жидкостями: взвешивание, высушивание, возгонка (сублимация), измельчение, крекинг (сухая перегонка), прокаливание, разделение смесей, растирание, разложение (пиролиз), смешивание, внесение в пламя (определение ионов лития, натрия калия, кальция, бария, меди по окраске пламени); выпаривание и упаривание, определение кислотности (индикаторами),

1



11/4

Операции с твердыми веществами и жидкостями: взвешивание, высушивание, возгонка (сублимация), измельчение, крекинг (сухая перегонка), прокаливание, разделение смесей, растирание, разложение (пиролиз), смешивание, внесение в пламя (определение ионов лития, натрия калия, кальция, бария, меди по окраске пламени); выпаривание и упаривание, определение кислотности (индикаторами),

1



12/5

Электролиз воды, солей, кристаллизация из растворов.

1




Операции с твердыми веществами и газами: обжиг, окисление металлов, адсорбция газов, хроматография газовая.

1



13/6

Операции с газами: адсорбция, обращение с горючими газами, получение, собирание и распознавание газов, газовая коррозия металлов.

1



14/7

Операции с газами: адсорбция, обращение с горючими газами, получение, собирание и распознавание газов, газовая коррозия металлов.

1



Тема 3. Безопасность в быту.

15/1

Синтетические моющие средства: состав, строение, назначение. Многообразие СМС.

1



16/2

Средства бытовой химии, многообразие, назначение, применение. Правила техники безопасности при хранении и применении препаратов бытовой химии и СМС. Экологические аспекты применения препаратов бытовой химии.

1



17/3

Ткани и красители.

1




ЛИТЕРАТУРА

  1. Аликберова Л.Ю. «Полезная химия».- Дрофа. Москва 2006г.

  2. Астафуров В.А. «Основы химического анализа»».- Дрофа. Москва 2001г.

  3. Богданова Н.Н. «Химия Лабораторные работы 8-11класс».- Москва Астрель АСТ 2001г

  4. Васильева З.Г., Грановская А.А. «Лабораторные работы по общей и неорганической химии».

  5. Габриелян О.С., Рунов Н.И., Толкунов В.И. Химический эксперимент в школе. 8 класс. – М.: Дрофа, 2005.

  6. Коровин Н.В., Э.И. Мингулина Э.И., Рыжова.Н.Г. «Лабораторные работы по химии».- Высшая школа 1998г.

  7. Кукушкин Ю.Н.Химия вокруг нас. -М.: Высшая школа,1992.

  8. Маршанова Г.Л. Техника безопасности в школьной химической лаборатории: сборник инструкций и рекомендаций. – М.: АРКТИ, 2003.

  9. Программы элективных курсов. Химия. 8-9 классы. Профильное обучение / авт.-сост. Г. А. Шипарева. - М.:Дрофа, 2009.


Рабочая программа элективного курса по химии "Безопасность химического эксперимента" (8 класс) Скачать материал
  • Химия
Описание:

Рабочая программа элективного курса по химии "Безопасность химического эксперимента" разработана для учащихся 8 класса и рассчитана на 17 часов. Элективный курс по химии в 8 классе имеет особое значение. Именно в этом классе закладывается отношение учащихся к новому предмету, основы безопасного проведения химического эксперимента. Учитель химии отвечает за себя и несёт ответственность за сохранность жизни и здоровья учащихся во время образовательного процесса, за формирование у них умений правильного и безопасного обращения с лабораторным оборудованием и с веществами, как в рамках изучения предмета, так и окружающими их в повседневной жизни.Поэтому необходимо организовать специальную целенаправленную работу с учащимися по изучению правил безопасного проведения и формированию устойчивых практических навыков химических исследований и экспериментов.

Целью элективного курса является: формирование культуры безопасной жизнедеятельности в процессе химического образования учащихся, обучение и воспитание в целях сохранения здоровья и жизни учащихся.

Содержание элективного курса тесно связано с общеобразовательным курсом химии и способствует расширению и углублению знаний, получаемых на уроках химии, развивает и укрепляет склонность учащихся к безопасным занятиям с веществом и оборудованием при выполнении химических опытов, развивает творческие способности, ориентирует учащихся на химические специальности.

Автор Ямщикова Татьяна Петровна
Дата добавления 29.08.2016
Раздел Химия
Подраздел Планирования
Просмотров 308
Номер материала MA-067628
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓