МУНИЦИПАЛЬНОЕ
БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ГИМНАЗИЯ
№4 ГОРОДСКОГО ОКРУГА САМАРА
«Утверждаю»
Приказ
№________от ___________2015г.
|
«Согласовано»
|
«Рассмотрено
на заседании МО учителей гуманитарного цикла»
Протокол
№__ от _____2015г.
|
Директор
гимназии
_________Е.А.
Соколова
|
Заместитель
директора по УВР
_________Е.Г.
Ураксина
|
Председатель
МО
___________Н.А.
Пилезина
|
Рабочая
программа
элективного
курса профильного обучения
«Стилистика
русского языка. Публицистический стиль»
для
11 класса
на
1 полугодие
Количество часов в
год: 17
Направленность:
пропедевтика вузовских дисциплин
Составлено на
основе: авторской программы О.А. Мазневой и И.М.
Михайловой «Стилистика. 10-11 класс», М.: Вентана-Граф, 2008
Составлено
учителем русского языка и литературы Н.А. Пилезина
САМАРА, 2015 год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Цели
программы
Рабочая программа данного элективного курса
ориентирована на выработку
навыков анализа текста публицистического стиля,
редактирования и написания текстов публицистического стиля. Анализ содержания и
формы текстов публицистического стиля делает возможным выработку модели
лингвистического поведения, который позволяет сформировать грамотность речи в
практической деятельности.
Цели курса:
·
углубление,
расширение и закрепление основных понятий науки о языковых стилях, культуре
речи;
·
развитие
навыков анализа текста публицистического стиля, определения речевых ошибок
в словоупотреблении, словообразовании, формообразовании, использовании
частей речи и синтаксических средств русского языка;
·
развитие
навыков стилистической правки текста;
·
развитие
речевой культуры старшеклассника,
Планируемые
результаты программы
В
результате усвоения программы обучающиеся должны
знать:
·
основные
понятия курса «Стилистика. Публицистический стиль», предметную
терминологию;
·
особенности
публицистического стиля речи;
·
виды
языковой и речевой норм:
·
основные
приемы анализа текста.
уметь:
·
выявлять
речевые и языковые ошибки в тексте;
·
различать
тексты разных
жанров публицистического стиля;
·
составлять
мини-тексты заданной стилистической направленности.
Описание способов оценки планируемых
результатов
Достигнуть планируемых результатов
помогут следующие виды контроля:
1.
Выполнение практических заданий (устных и письменных); контроль
владения понятиями курса «Стилистика. Публицистический стиль»: публицистический
стиль речи, языковая и речевая нормы, коммуникативные качества; оперируют
названными понятиями, используют в речи.
2.
Анализ публицистического текста.
3.
Создание документа, статьи (эссе) и др.
4.
Самоконтроль собственного текста.
Критерии выполнения зачетной работы по курсу:
Низкий (репродуктивный) уровень:
·
умение различать тексты разной стилистической направленности,
выделять их основные особенности;
·
умение выделять ненормированную речь;
определять стилистическую окраску слов (диалекты, просторечие, жаргонизмы и
др.); умение различать книжную и разговорную лексику (2 балла)
Средний (стандартный) уровень:
·
составление текста по образцу
(алгоритму).
·
умение различать языковую и речевую нормы.
·
владение основными приемами создания
документа, алгоритм конструирования текста. (3 балла)
Высокий (творческий) уровень:
·
оценка уместности в тексте стилистически окрашенных слов.
·
анализ текста с точки зрения коммуникативных качеств речи. (4
балла)
Описание принципиальных способов получения образовательных результатов
Большое место
отводится разнообразным видам самостоятельной работы: работа с текстом
(ознакомительный анализ, создание вторичного текста, тезисов, составление конспектов,
разверну того плана и т.п.). Организуются наблюдения над речью, определяются
элементы -текстов разной стилистической направленности, особенности стилистической
разновидности окраски слов, создаются алгоритмы работы с текстом (например, для
конструирования стандартного документа), выявляются основные виды языковой и
речевой норм. Наряду с углубленным освоением теоретического материала ученики
анализируют публицистические компоненты текстов разных жанров, содержащиеся в
них художественные приемы, риторические фигуры, работают с текстами как
редакторы (определяют языковые и речевые недочеты, ошибки, анализируют
текстовый материал с точки зрения логики, точности словоупотребления, благозвучия,
уместности речевых оборотов и др.).
Характеристика ресурсов, необходимых
для реализации курса
Для реализации
программы необходимы следующие ресурсы:
дидактические
1. Голуб
И.Б. Стилистика русского языка. М.: Айрис, 2010.
1.
Дроняева Т.С. Стилистика современного русского языка. Практика.
М.: Флинта, 2003.
2.
Голуб И.Б. Стилистика русского языка. М.: Айрис, 2010.
3.
Дроняева Т.С. Стилистика современного русского языка. Практика.
М.: Флинта, 2003.
4.
Одинцов В.В. Стилистика текста. М.: Эдиториал, 2004.
5.
Солганик Г.Я. Практическая стилистика русского языка. М.:
Академия, 2010.
6.
Солганик Г.Я. Стилистика русского языка. 10-11 классы. М.: Дрофа,
2003.
7.
Солганик Г.Я. Толковый словарь. Язык газеты, радио. М.: Аст, 2004.
8.
Одинцов В.В. Стилистика текста. М.: Эдиториал, 2004.
9.
Солганик Г.Я. Практическая стилистика русского языка. М.:
Академия, 2010.
10.
Солганик Г.Я. Стилистика русского языка. 10-11 классы. М.: Дрофа,
2003
11.
Солганик Г.Я. Толковый словарь. Язык газеты, радио.
М.: Аст, 2004.
материальные -
наличие в кабинете словарей и справочной литературы по стилистике
русского языка, мультимедийное сопровождение элективного курса.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.