Добавить материал и получить бесплатное свидетельство о публикации
версия для слабовидящих
Главная / Обществознание / рабочая программа элективного курса" дискуссионнве " (10 класс , профиль)

рабочая программа элективного курса" дискуссионнве " (10 класс , профиль)

Пояснительная записка


Программа курса предназначена для учащихся 10 классов, мотивированных на углубленное изучение вопросов обществознания и рассчитана на 35 часов.

Необходимость разработки данной рабочая программа по обществознанию в 10 профильном классе «Дисскуссионные вопросы обществознания» обусловлена запросами учеников и их законных представителей в осмыслении и понимании наиболее сложных и дискуссионных вопросов обществознания.

Курс дает возможность не только повысить уровень освоения знаний, но и повышает степень овладения необходимыми интеллектуальными умениями, мыслительными операциями, способами деятельности. Так, например, более целенаправленной работы требуют также умения: соотносить теоретический материал с жизненными реалиями, оценивать справедливость суждений о социальных явлениях на основе обществоведческих знаний, раскрывать на примерах важнейшие теоретические положения общественных наук, оперировать терминами и понятиями в заданном контексте, решать проблемно-познавательные задачи, применяя социально-гуманитарные знания и др.

Целевые установки курса:

  • Углубленно рассмотреть темы, вызывающие наибольшие трудности содержательного характера и имеющие дискуссионный характер; обеспечить систематизацию, углубление и закрепление понятий высокого уровня теоретического обобщения;

  • Формировать умения, актуализированные целью и содержанием обществоведческой подготовки;

  • Развивать методологическую культуру при операциях с понятиями, работе с диаграммами и статистической информацией, текстами различного вида, проблемно-познавательными заданиями.


Для достижения поставленных целей наиболее целесообразными являются различные формы занятий: лекции,семинары, практикумы, лабораторные занятия, тренинги.

При проведении лекций и семинарских занятий основное внимание уделяется наиболее трудным и дискуссионным вопросам, недостаточно отраженным в школьных учебниках.

Практические занятиянаправлены на рассмотрение теоретического материала с помощью примеров, ситуаций из реальной жизни для обеспечения достаточной системности и глубины понимания обществоведческих вопросов. Особое внимание при организации практикумов также следует уделить отработке умений учащихся раскрывать смысл афористичного высказывания и формулировать собственные суждения и аргументы по актуальным проблемам.

Лабораторные занятия ориентированы на развитие умений учащихся осуществлять комплексный поиск, систематизацию и интерпретацию социальной информации из неадаптированных источников.

Тренинги позволят ученику выработать определенный алгоритм действий при решении различных моделей заданий и помогут объективно оценить уровень собственных знаний.

При организации занятий главное внимание уделяется личностно-ориентированному подходу по овладению программой курса, учитывающему пробелы в знаниях и умениях конкретного ученика. При организации и проведении занятий используютсядидактическиематериалы Интернет-ресурсов.


Ожидаемые результаты:

  • Систематизация и углубление теоретических знаний учащихся по трудным позициям курса;

  • Развитие практических навыков в работе с обществоведческим материалом;

  • Проявление компетентностей, позволяющих использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности, преодоление психологических барьеров при социализации в современном обществе


Содержание программы

1 Содержательные линии «Общество»: ключевые понятия, трудные и дискуссионные вопросы(10ч).

Трудные вопросы. Общество как динамическая система (распознавание признаков и проявлений динамизма и системности). Проблема общественного прогресса (понимание свойств). Целостность современного мира, его противоречия (понимание основных тенденций развития современного мира). Культура и духовная жизнь (социальные функции, тенденции развития). Мораль, ее основные категории.

Тренинг

2 Проблемы изучения конкретных разделов и тем в содержательных линиях «Человек.» (10 ч.)

Сложные теоретические вопросы. Человек как индивид, индивидуальность, личность. Деятельность человека (определение значения понятий и их контекстное использование, анализ примеров и ситуаций, формулирование собственных суждений и аргументов). Социализация личности (определение признаков понятия, оценка суждений, решение проблемных задач).

Тренинг

3 «Социальные отношения»: обзор основных позиций, сложные вопросы (15 ч).

Сложные вопросы. Характеристика понятия «социальный конфликт». Оценка различных суждений о неравенстве и социальной стратификации. Оценка суждений о социальных ролях с позиции общественных наук.

Тренинг

4 Актуальные проблемы изучения содержательной линии «Экономика» (15ч.).

Сложные теоретические вопросы Экономические системы. Рыночный механизм. Измерители экономической деятельности.. Экономический рост и развитие. Роль государства в экономике Акции, облигации и другие ценные бумаги. Деньги. Финансовые институты. Виды налогов. Мировая экономика: внешняя торговля, международная финансовая система.

Тренинг


5 Содержательная линия «Политика»: систематизация знаний учащихся при изучении основных теоретических вопросов (12ч.).

Сложные теоретические вопросы. Характеристика понятий «политический процесс», «политический институт», «парламентаризм», функционирование «гражданского общества». Раскрытие понимания политических явлений на конкретных примерах, обоснование собственных суждений с привлечением теоретического содержания и примеров из истории и социальной практики.

Тренинг

6 Содержательная линия: «Духовная жизнь общества» (8 ч.)

Духовная культура: сложные вопросы и задания. Тренинг.

Какой круг знаний охватывают задания по вопросам, касающимся духовно-нравственной сферы?Основные понятия и проблемные вопросы по теме «Духовная культура». Что такое диалог культур? Каковы признаки массовой, народной и элитарной культуры? С чем связана интернационализация культуры?

Что такое образование? Каковы основные элементы образовательной системы РФ? Какую роль играет наука в современном обществе? В чём проявляется нравственная ответственность учёного?

Учебно-тематический план


пп

Наименование разделов и тем

Всего часов

В том числе

Теория Практика

Формы занятий







1

Содержательные линии «Общество»: ключевые понятия и трудные вопросы

6

4

2

лекция

семинар

практикум

2

Проблемы изучения конкретных разделов и тем в содержательных линиях «Человек. »

6

4

2

лекция

семинар

практикум

3

«Социальные отношения»: обзор основных позиций, сложные вопросы

6

4

2

лекция

семинар

практикум

4

Актуальные проблемы изучения содержательной линии «Экономика»

6

4

2

лекция

семинар

практикум

5

Содержательная линия «Политика»: систематизация знаний учащихся при изучении основных теоретических вопросов

6

4

2

лекция

семинар

практикум

6

«Право»: основные теоретические положения содержательной линии и проблемные вопросы

5

4

1

лекция

семинар

практикум


Итого

35

24

11




Требования к уровню подготовки обучающихся

Знать и понимать

  • биосоциальную сущность человека

  • основные этапы и факторы социализации личности

  • место и роль человека в системе общественных отношений

  • закономерности развития общества как сложной самоорганизующейся системы

  • тенденции развития общества в целом как сложной динамичной системы, а также важнейших социальных институтов

  • основные социальные институты и процессы

  • необходимость регулирования общественных отношений, сущность социальных норм, механизмы правового регулирования

  • особенности социально-гуманитарного познания

Уметь

  • характеризовать с научных позиций основные социальные объекты (факты, явления, процессы, институты), их место и значение в жизни общества как целостной системы

  • анализировать актуальную информацию о социальных объектах, выявляя их общие черты и различия; устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками изученных социальных явлений и обществоведческими терминами и понятиями

  • объяснять внутренние и внешние связи (причинно-следственные и функциональные) изученных социальных объектов (включая взаимодействия человека и общества, общества и природы, общества и культуры, подсистем и структурных элементов социальной системы, социальных качеств человека)

  • раскрывать на примерах изученные теоретические положения и понятия социально-экономических и гуманитарных наук

  • осуществлять поиск социальной информации, представленной в различных знаковых системах

  • (текст, схема, таблица, диаграмма, аудиовизуальный ряд); извлекать из неадаптированных оригинальных текстов (правовых, научно-популярных, публицистических и др.) знания по заданным темам; систематизировать, анализировать и обобщать неупорядоченную социальную информацию; различать в ней факты и мнения, аргументы и выводы

  • сравнивать социальные объекты, выявляя их общие черты и различия; устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками социальных явлений и обществоведческими терминами, понятиями; сопоставлять различные научные подходы; различать в социальной информации факты и мнения, аргументы и выводы

  • оценивать действия субъектов социальной жизни, включая личность, группы, организации, с точки зрения социальных норм, экономической рациональности

  • формулировать на основе приобретенных обществоведческих знаний собственные суждения и аргументы по определенным проблемам

  • применять социально-экономические и гуманитарные знания в процессе решения познавательных задач по актуальным социальным проблемам

  • Использовать приобретенные знания и умения для

  • самостоятельного поиска социальной информации, необходимой для принятия собственных решений; критического восприятия информации, получаемой в межличностном общении и массовой коммуникации

  • оценки общественных изменений с точки зрения демократических и гуманистических ценностей, лежащих в основе Конституции Российской Федерации

  • решения практических проблем, возникающих в социальной деятельности

  • ориентировки в актуальных общественных событиях, определения личной гражданской позиции

  • предвидения возможных последствий определенных социальных действий

  • ориентации в социальных и гуманитарных науках, их последующего изучения в учреждениях среднего и высшего профессионального образования

  • оценки происходящих событий и поведения людей с точки зрения морали и права

  • Календарно-тематический план 10 класс



п/п

Разделы, темы

Кол-во уроков

Формы занятий

Содержание учебного материала


Требования к уровню подготовки обучающихся(учащиеся должны знать/уметь)


Форма контроля

Дата проведения урока

План/факт

Д/з

Раздел 1. Содержательные линии «Общество»: ключевые понятия и трудные вопросы


лекция

семинар

практикум







1-2

Трудные вопросы. Общество как динамическая система

2


лекция

семинар

практикум

Общество как динамическая система

распознавание признаков и проявлений динамизма и системности

Решение практических заданий части 1-2

6.09

14.09



3-4

Проблема общественного прогресса

2

лекция

семинар

практикум

Проблема общественного прогресса


Решение практических заданий части 1-2

20.09

27.09



5-6

Целостность современного мира, его противоречия

2

лекция

семинар

практикум

Целостность современного мира, его противоречия . Мораль, ее основные категории.


понимание основных тенденций развития современного мира

Решение практических заданий части 1-2

4.09

11.10



7-8

Глобальные проблемы человечества

2

лекция

семинар

практикум

Угрозы XXI в. (глобальные проблемы)

анализ примеров и ситуаций, формулирование собственных суждений и аргументов

Решение практических заданий части 1-2

18.10

25.10



9-10

Культура и духовная жизнь

2

лекция

семинар

практикум

Культура и духовная жизнь (социальные функции, тенденции развития).

анализ примеров и ситуаций, формулирование собственных суждений и аргументов

Решение практических заданий части 1-2

8.11

15.11



Раздел 2. Проблемы изучения конкретных разделов и тем в содержательных линиях


лекция

семинар

практикум







11-13

Человек как индивид, индивидуальность, личность.

2

лекция

семинар

практикум

Основные теоретические положения. Человек как результат биологической и социокультурной эволюции. Бытие человека. Потребности и интересы человека.

определение значения понятий и их контекстное использование

Решение практических заданий части 1-2

22.11

29.11




14-15

Деятельность человека

2

лекция

семинар

практикум

Деятельность человека

оценивать деятельность и поведение людей на основе знаний, полученных в ходе изучения обществоведческого курса;

- находить вывод, сделанный на основе статистической или графической информации

Решение практических заданий части 1-2

6.12

13.12



16-17

Многообразие деятельности человека.

2

лекция

семинар

практикум

Виды деятельности. Творческая деятельность. Соотношение деятельности и общения.

Определение значения понятий и их контекстное использование, анализ примеров и ситуаций, формулирование собственных суждений и аргументов

Решение практических заданий части 1-2

20.12

27.12



18-20

Социализация личности

Тренинг


3

лекция

семинар

практикум

Социализация личности. Самосознание и самореализация. Единство свободы и ответственности личности. Познание человеком самого себя. Самооценка.

определение признаков понятия, оценка суждений, решение проблемных задач

Решение практических заданий части


17.01

14.01

21.01



Раздел 3. «Социальные отношения»: обзор основных позиций, сложные вопросы









21-22

Социальные отношения

2

лекция

семинар

практикум

Социальные отношения и взаимодействия. Неравенство, богатство и бедность.

Знать:

- что такое социальная связь и социальное взаимодействие;

- какими факторами обуславливается социальное взаимодействие людей;


Решение практических заданий части 1-2

28.02

7.03



23-24

Характеристика понятия «социальный конфликт»

2

лекция

семинар

практикум

Социальные отношения и взаимодействия. Социальный конфликт.

распознавать существенный признак определённого понятия, характерную черту социального явления (процесса), элемент его описания;


Решение практических заданий части 1-2

14.03

21.03



25-26

Последствия и способы разрешения социальных конфликтов

2

лекция

семинар

практикум

Отношения между разными национальностями внутри государства. Отношения между разными нациями-государствами. Отношения между национальным большинством и национальными меньшинствами.

Уметь:

- разъяснять особенности взаимоотношений национального большинства и меньшинства, опираясь на конкретные исторические примеры

Решение практических заданий части 1-2

4.04

11.04



27-29

Оценка различных суждений о неравенстве и социальной стратификации

3

лекция

семинар

практикум

Социальная стратификация и социальное неравенство. Понятие о социальной страте и критерии ее выделения. Социальное расслоение и дифференциация.

определение признаков понятия, оценка суждений, решение проблемных задач

Решение практических заданий части 1-2

18.04

25.04

2.-5



30-31

Оценка суждений о социальных ролях с позиции общественных наук

2

лекция

семинар

практикум

Статус как ячейка в социальной структуре общества. взаимосвязь статуса и роли. Влияние социального положения на поведение человека.

Уметь:

- анализировать социальный образ, имидж личности;

- объяснять поступки людей в соответствии с их социальной ролью

Решение практических заданий части 1-2

16.05



32-33

Социальный статус личности: престиж, авторитет

2

лекция

семинар

практикум

Социальная структура как анатомический скелет общества. статус как ячейка в социальной структуре общества. взаимосвязь статуса и роли.

Особенности задания на определение терминов и понятий, соответствующих предлагаемому контексту и решение тренировочных заданий по темам «Общество», «Человек»

Решение практических заданий части 1-2

23.05



34-35

Решение практических задач

2

лекция

семинар

практикум

Алгоритм выполнения заданий на составление сложного плана развёрнутого ответа .

уметь составлять сложный план по темам «Общество», «Человек», «Духовная культура».

Решение практических заданий части 1-2

23.05








Календарно - тематический план 11 класс


пп

Наименование разделов и тем

Всего часов

Дата

План факт

Формы занятий

Форма контроля

Актуальные проблемы изучения содержательной линии

«Экономика» 15ч


1

Сложные теоретические вопросы содержательной линии «Экономика»

1



лекция

семинар

практикум

Решение практических заданий части 1-2

2

Экономические системы. Виды экономических систем

1



лекция

семинар

практикум

Решение практических заданий части 1-2

3-4

Рыночный механизм. Измерители экономической деятельности. Экономический рост и развитие

1



лекция

семинар

практикум

Решение практических заданий части 1-2

5

Роль государства в экономике

1





Решение практических заданий части 1-2

6-7

Акции, облигации и другие ценные бумаги. Деньги. Финансовые институты.

1



лекция

семинар

практикум

Решение практических заданий части 1-2

8

Виды налогов.

1



лекция

семинар

практикум

Решение практических заданий части 1-2

9

Мировая экономика: внешняя торговля, международная финансовая система.

1



лекция

семинар

практикум

Решение практических заданий части 1-2

10-11

Особенности выполнения заданий с выбором ответа по теме «Экономика»

2



лекция

семинар

практикум

Решение практических заданий части 1-2

12-13

Решение заданий части В

2




Решение практических заданий части 1-2

14-15

Специфика решения заданий с развёрнутым ответом и алгоритм их выполнения

2




Решение практических заданий части 1-2

Содержательная линия «Политика»: систематизация знаний учащихся при изучении основных теоретических вопросов (12ч.).



16-

Политическая сфера: основные институты.

1



лекция

семинар

практикум

Решение практических заданий части 1-2

17-18

Сложные теоретические вопросы. Характеристика понятий «политический процесс», «политический институт», «парламентаризм», функционирование «гражданского общества».

2



лекция

семинар

практикум

Решение практических заданий части 1-2

19

Политическая власть.

1



лекция

семинар

практикум

Решение практических заданий части 1-2

20

Раскрытие понимания политических явлений на конкретных примерах, обоснование собственных суждений с привлечением теоретического содержания и примеров из истории и социальной практики.

1



лекция

Решение практических заданий части 1-2

21

Политические партии

1



семинар

Решение практических заданий части 1-2

22-23

Решение заданий с выбором ответа, с кратким ответом по теме «Политическая сфера»

2




Решение практических заданий части 1-2


Содержательная линия: «Духовная жизнь общества» систематизация знаний учащихся при изучении основных теоретических вопросов


24

Культура и духовная жизнь. Подходы к пониманию культуры как явления общественной жизни. Понятие «культура».

1



лекция

семинар

практикум

Решение практических заданий части 1-2

25

Формы и разновидности культуры: народная, массовая и элитарная; молодежная субкультура. Типология культур. Основные формы: элитарная, народная, массовая. Разновидности культуры: субкультура, контркультура. Влияние массовой культуры на духовную жизнь общества.

1



лекция

семинар

практикум

Решение практических заданий части 1-2

26

Средства массовой информации. СМИ и их роль в духовной жизни общества. Функции СМИ.

1



лекция

семинар

практикум

Решение практических заданий части 1-2

27

Искусство, его формы, основные направления. Понятие «искусство». Теории происхождения искусства. Предмет искусства. Виды и жанры. Специфические черты искусства. Функции искусства.

1



лекция

семинар

практикум

Решение практических заданий части 1-2

28

Наука. Понятие «наука». Виды наук. Модели развития научного знания. Функции современной науки.

1



лекция

семинар

практикум

Решение практических заданий части 1-2

29

Религия. Роль религии в жизни общества. Мировые религии. Определение «религия». Происхождение религии. Религиозная вера. Культ. Атрибуты религиозного культа. Ранние формы религии: тотемизм, анимизм, фетишизм, магия. Национально-государственные религии. Мировые религии: буддизм, христианство, ислам. Основные функции религии.

1



лекция

семинар

практикум

Решение практических заданий части 1-2

30

Мораль. Нравственная культура. Понятие «мораль». Развитие норм морали: табу, обычай, традиция, моральные правила. Происхождение морали. Понятие «нравственность». Мораль и право: общее и различия. Важнейшие функции морали в обществе. Нравственная культура личности. Важнейшие принципы современной нравственной культуры личности.

1



лекция

семинар

практикум

Решение практических заданий части 1-2

31-32

Проверка уровня знаний и умений по пройденной теме. Решение заданий части А, В, С.

2




Решение практических заданий части 1-2

33-34

Проверка уровня знаний и умений по пройденной теме. Решение заданий части А, В, С.








Интернет - ресурсы

1.http://www.mon.ru.gov.ru– официальный сайт Министерства образования и науки РФ

2.http://www.fipi.ru –  портал федерального института педагогических измерений

3.http://www.school.edu.ru – российский общеобразовательный портал

4.http://www.elibrary.ru/defaultx.asp – научная электронная библиотека

5.http://www.standart.edu.ru – государственные образовательные стандарты второго

Литература:

  • Учебник: Обществознание : учеб.для учащихся 10кл. общеобразоват. учреждений: базовый уровень / [Л. Н. Боголюбов, Н. И. Городецкая, А. И. Матвеев и др.]; под ред. Л. Н. Боголюбова и др. — М.: Просвещение, 2008. – 349 с.

  • Большой энциклопедический словарь.- М.: Дрофа, 1999. С. 231-288(обществознание)

  • ЕГЭ. Репетитор. Обществознание. Эффективная методика – М.: «Экзамен», 2007. -351с.

  • Конституция РФ

  • Кравченко А.И. Задачник по обществознанию. 10-11 кл. – М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2008.

  • Программно – методические материалы: Обществознание. 10-11 кл. / сост. Т.И. Тюляева. – М.: Дрофа,2015

  • Сборник законов РФ.

  • Тесты по обществознанию: пособие для подготовки к ЕГЭ, выпускному и вступительному тестированию. – М.: ИКЦ «МарТ», 2015

  • Лазебникова А.Ю., Брандт М.Ю. Уроки обществознания в 11 классе: Методическое пособие по курсу «Человек и общество». М.: Дрофа, 2015


  • Обществознание
Описание:

Рабочая программа элективного учебного предмета по обществознанию расчитана на 35часов. Необходимость разработки данной рабочая программа по обществознанию в 10 профильном классе «Дисскуссионные вопросы обществознания» обусловлена запросами учеников и их законных представителей в осмыслении и понимании наиболее сложных и дискуссионных вопросов обществознания.

Курс дает возможность не только повысить уровень освоения знаний, но и повышает степень овладения необходимыми интеллектуальными умениями, мыслительными операциями, способами деятельности. Так, например, более целенаправленной работы требуют также умения: соотносить теоретический материал с жизненными реалиями, оценивать справедливость суждений о социальных явлениях на основе обществоведческих знаний, раскрывать на примерах важнейшие теоретические положения общественных наук, оперировать терминами и понятиями в заданном контексте, решать проблемно-познавательные задачи, применяя социально-гуманитарные знания и др.

Автор Карагулова Земфира Рамбердиевна
Дата добавления 13.02.2017
Раздел Обществознание
Подраздел Планирования
Просмотров 650
Номер материала MA-070169
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

Популярные курсы

Курс повышения квалификации
«Организация проектно-исследовательской деятельности в ходе изучения курсов обществознания в условиях реализации ФГОС»