Новогодняя скидка — 70% на все курсы только до 31 декабря!
Добавить материал и получить бесплатное свидетельство о публикации
версия для слабовидящих
Главная / Другое / Рабочая программа детского экологического объединения "Юный эколог" 13-17 лет, 2 года обуч

Рабочая программа детского экологического объединения "Юный эколог" 13-17 лет, 2 года обуч




ё


ЯМАЛО-НЕНЕЦКИЙ АВТОНОМНЫЙ ОКРУГ

ПУРОВСКИЙ РАЙОН

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 2»

г. ТАРКО-САЛЕ ПУРОВСКОГО РАЙОНА

629850 Россия, ЯНАО, Пуровский р-он, г. Тарко-Сале, ул. Республики 43,

тел. \ факс 8 (34997) 2-15-34 e-mail: tarko-sale_2@mail.ru


«Утверждаю»

Директор МБОУ «СОШ № 2»

г. Тарко- Сале Пуровского района

__________________________________

Приказ № ______от «_____» _________2016 г.


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по учебному предмету

география

для учащихся 5 класса

Учитель - составитель: Мусина Раиля Асхатовна

первая квалификационная категория

Рабочая программа составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом, с учетом примерной программы для общеобразовательных учреждений. География 5-9 классы. – М.: Дрофа и авторской программой ФГОС «География» 5-9 классы под редакцией С.В. Курчина. – М.: Дрофа.

Учебник: «География. Землеведение» 5-6 класс, под редакцией В.П. Дронова: для общеобразовательных учреждений с приложением на электронном носителе. – М.: Дрофа, 2015..


«Согласовано» Рассмотрено на заседании методического

Зам. директора по объединения учителей ____________________________________________. географии, биологии и химии

образовательному процессу руководитель МО Мусина Р.А. /__________________/

__________ /________________./ Протокол №___ от «_____» ____________ 2016г


2016-2017 год.



1. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ

УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

В результате освоения программного материала по учебному предмету география учащийся «научится» и «получит возможность научиться»:

Учащиеся научатся:

- выбирать источники географической информации (картографические, статистические, текстовые, видео- и фотоизображения, компьютерные базы данных), адекватные решаемым задачам;

- использовать различные источники географической информации (картографические, статистические, текстовые, видео- и фотоизображения, компьютерные базы данных) для поиска и извлечения информации для решения учебных и практико-ориентированных задач;

- ориентироваться в источниках географической информации (картографические, статистические, текстовые, видео- и фотоизображения, компьютерные базы данных): находить и извлекать необходимую информацию; определять и сравнивать качественные и количественные показатели, характеризующие географические объекты, процессы и явления, их положение в пространстве по географическим картам разного содержания и другим источникам; выявлять недостающую, взаимодополняющую и/или противоречивую географическую информацию, представленную в одном или нескольких источниках;

- по результатам наблюдений (в том числе инструментальных) находить и формулировать зависимости и закономерности;

- определять и сравнивать качественные и количественные показатели, характеризующие географические объекты, процессы и явления, их положение в пространстве по географическим картам разного содержания;

- в процессе работы с одним или несколькими источниками географической информации выявлять содержащуюся в них противоречивую информацию;

- составлять описание географических объектов, процессов и явлений с использованием разных источников географической информации;

- представлять в различных формах географическую информацию необходимую для решения учебных и практико-ориентированных задач.


Учащиеся смогут научиться:

- ориентироваться на местности при помощи топографических карт;

- читать космические снимки и аэрофотоснимки, планы местности и географические карты;

- строить простые планы местности;

- создавать простейшие географические карты различного содержания;

- моделировать географические объекты и явления.

- различать изученные географические объекты, процессы и явления, сравнивать географические объекты, процессы и явления на основе известных характерных свойств и проводить их простейшую классификацию;

Использовать знания о географических законах и закономерностях, о взаимосвязях между изученными географическими объектами процессами и явлениями для объяснения их свойств, условий протекания и географических различий;

- оценивать характер взаимодействия деятельности человек и компонентов природы в разных географических условиях, с точки зрения концепции устойчивого развития;

- использовать знания о географических явлениях в повседневной жизни для сохранения здоровья и соблюдения норм экологического поведения в быту и окружающей среде;

- приводить примеры, показывающие роль географической науки в решении социально-экономических и геоэкологических проблем человечества; примеры практического использования географических знаний в различных областях деятельности;

- воспринимать и критически оценивать информацию географического содержания в научно-популярной литературе и средствах массовой информации;

- создавать письменные тексты и устные сообщения о географических явлениях на основе нескольких источников информации, сопровождать выступление презентацией.


ФОРМЫ И ВИДЫ КОНТРОЛЯ

Используются различные формы текущего контроля знаний для установления уровня освоения определённого раздела (отдельной темы (качества знаний учащихся)):

- устные виды контроля (устный ответ на поставленный вопрос; развернутый ответ по заданной теме; устное сообщение по избранной теме, собеседование;

- письменные виды контроля (вводный контроль, письменное выполнение тренировочных упражнений, лабораторных и практических работ; выполнение самостоятельной, контрольной работы, письменной проверочной работы, проектной и творческой работы, подготовка реферата и т.п.).

Контрольные, самостоятельные, практические, лабораторные работы и другие виды письменных работ проводятся в соответствии с календарно-тематическим планированием, представленным в данной рабочей программе.



КРИТЕРИИ И НОРМЫ ОЦЕНКИ УУД УЧАЩИХСЯ


Критерии оценки учебной деятельности по географии

Результатом проверки уровня усвоения учебного материала является отметка.

При оценке знаний учащихся предполагается обращать внимание на правильность, осознанность, логичность и доказательность в изложении материала, точность использования географической терминологии, самостоятельность ответа.

Устный ответ.

Отметка "5" ставится, если ученик:

  1. Показывает глубокое и полное знание и понимание всего объёма программного материала; полное понимание сущности рассматриваемых понятий, явлений и закономерностей, теорий, взаимосвязей;

  2. Умеет составить полный и правильный ответ на основе изученного материала; выделять главные положения, самостоятельно подтверждать ответ конкретными примерами, фактами; самостоятельно и аргументировано делать анализ, обобщения, выводы. Устанавливать межпредметные (на основе ранее приобретенных знаний) и внутрипредметные связи, творчески применять полученные знания в незнакомой ситуации. Последовательно, чётко, связно, обоснованно и безошибочно излагать учебный материал; давать ответ в логической последовательности с использованием принятой терминологии; делать собственные выводы; формулировать точное определение и истолкование основных понятий, законов, теорий; при ответе не повторять дословно текст учебника; излагать материал литературным языком; правильно и обстоятельно отвечать на дополнительные вопросы учителя. Самостоятельно и рационально использовать наглядные пособия, справочные материалы, учебник, дополнительную литературу, первоисточники; применять систему условных обозначений при ведении записей, сопровождающих ответ; использование для доказательства выводов из наблюдений и опытов;

  3. Самостоятельно, уверенно и безошибочно применяет полученные знания в решении проблем на творческом уровне; допускает не более одного недочёта, который легко исправляет по требованию учителя; имеет необходимые навыки работы с приборами, чертежами, схемами и графиками, сопутствующими ответу; записи, сопровождающие ответ, соответствуют требованиям хорошее знание карты и использование ее, верное решение географических задач.

Отметка "4" ставится, если ученик:

  1. Показывает знания всего изученного программного материала. Даёт полный и правильный ответ на основе изученных теорий; незначительные ошибки и недочёты при воспроизведении изученного материала, определения понятий дал неполные, небольшие неточности при использовании научных терминов или в выводах и обобщениях из наблюдений и опытов; материал излагает в определенной логической последовательности, при этом допускает одну негрубую ошибку или не более двух недочетов и может их исправить самостоятельно при требовании или при небольшой помощи преподавателя; в основном усвоил учебный материал; подтверждает ответ конкретными примерами; правильно отвечает на дополнительные вопросы учителя.

  2. Умеет самостоятельно выделять главные положения в изученном материале; на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать внутрипредметные связи. Применять полученные знания на практике в видоизменённой ситуации, соблюдать основные правила культуры устной речи и сопровождающей письменной, использовать научные термины;

  3. В основном правильно даны определения понятий и использованы научные термины;

  4. Ответ самостоятельный;

  5. Наличие неточностей в изложении географического материала;

  6. Определения понятий неполные, допущены незначительные нарушения последовательности изложения, небольшие неточности при использовании научных терминов или в выводах и обобщениях;

  7. Связное и последовательное изложение; при помощи наводящих вопросов учителя восполняются сделанные пропуски;

  8. Наличие конкретных представлений и элементарных реальных понятий изучаемых географических явлений;

  9. Понимание основных географических взаимосвязей;

  10. Знание карты и умение ей пользоваться;

  11. При решении географических задач сделаны второстепенные ошибки.


Отметка «3» ставится, если ученик

1. Усвоил основное содержание учебного материала, имеет пробелы в усвоении материала, не препятствующие дальнейшему усвоению программного материала;

2. Материал излагает несистематизированно, фрагментарно, не всегда последовательно;

3. Показывает недостаточную сформированность отдельных знаний и умений; выводы и обобщения аргументирует слабо, допускает в них ошибки.

4. Допустил ошибки и неточности в использовании научной терминологии, определения понятий дал недостаточно четкие;

5. Не использовал в качестве доказательства выводы и обобщения из наблюдений, фактов, опытов или допустил ошибки при их изложении;

6. Испытывает затруднения в применении знаний, необходимых для решения задач различных типов, при объяснении конкретных явлений на основе теорий и законов, или в подтверждении конкретных примеров практического применения теорий;

7. Отвечает неполно на вопросы учителя (упуская и основное), или воспроизводит содержание текста учебника, но недостаточно понимает отдельные положения, имеющие важное значение в этом тексте;

8. Обнаруживает недостаточное понимание отдельных положений при воспроизведении текста учебника (записей, первоисточников) или отвечает неполно на вопросы учителя, допуская одну-две грубые ошибки.

9. Слабое знание географической номенклатуры, отсутствие практических навыков работы в области географии (неумение пользоваться компасом, масштабом и т.д.);

10. Скудны географические представления, преобладают формалистические знания;

11. Знание карты недостаточное, показ на ней сбивчивый;

12. Только при помощи наводящих вопросов ученик улавливает географические связи.



Отметка "2" ставится, если ученик:

  1. Не усвоил и не раскрыл основное содержание материала;

  2. Не делает выводов и обобщений.

  3. Не знает и не понимает значительную или основную часть программного материала в пределах поставленных вопросов;

  4. Имеет слабо сформированные и неполные знания и не умеет применять их к решению конкретных вопросов и задач по образцу;

  5. При ответе (на один вопрос) допускает более двух грубых ошибок, которые не может исправить даже при помощи учителя.

  6. Имеются грубые ошибки в использовании карты.

Примечание. По окончании устного ответа учащегося педагогом даётся краткий анализ ответа, объявляется мотивированная оценка. Возможно привлечение других учащихся для анализа ответа, самоанализ, предложение оценки.


Оценка самостоятельных письменных и контрольных работ.

Отметка "5" ставится, если ученик:

  1. выполнил работу без ошибок и недочетов;

  2. допустил не более одного недочета.

Отметка "4" ставится, если ученик выполнил работу полностью, но допустил в ней:

  1. не более одной негрубой ошибки и одного недочета;

  2. ли не более двух недочетов.

Отметка "3" ставится, если ученик правильно выполнил не менее половины работы или допустил:

  1. более двух грубых ошибок;

  2. или не более одной грубой и одной негрубой ошибки и одного недочета;

  3. или не более двух-трех негрубых ошибок;

  4. или одной негрубой ошибки и трех недочетов;

  5. или при отсутствии ошибок, но при наличии четырех-пяти недочетов.

Отметка "2" ставится, если ученик:

  1. допустил число ошибок и недочетов превосходящее норму, при которой может быть выставлена оценка "3";

  2. или если правильно выполнил менее половины работы.

Примечание.

  1. Учитель имеет право поставить ученику оценку выше той, которая предусмотрена нормами, если учеником оригинально выполнена работа.

  2. Оценки с анализом доводятся до сведения учащихся, как правило, на последующем уроке, предусматривается

работа над ошибками, устранение пробелов.


Критерии выставления отметок за проверочные тесты.

1.Критерии выставления отметок за тест, состоящий из 10 вопросов

Время выполнения работы: 10-15 мин.

Отметка «5» - 10 правильных ответов, «4» - 7-9, «3» - 5-6, «2» - менее 5 правильных ответов.

2. Критерии выставления отметок за тест, состоящий из 20 вопросов.

    1. Время выполнения работы: 30-40 мин.

    2. Отметка «5» - 18-20 правильных ответов, «4» - 14-17, «3» - 10-13, «2» - менее 10 правильных ответов.

    3. Оценка выполнения тестовых заданий:

    4. Отметка «5»: учащийся выполнил тестовые задания на 81 – 100%.

    5. Отметка «4»: учащийся выполнил тестовые задания на 71 – 80%.

    6. Отметка «3»: учащийся выполнил тестовые задания на 51 – 70%.

    7. Отметка «2»: учащийся выполнил тестовые задания менее чем на 50%.

    8. Оценка выполнения проектных заданий

    9. Отметка «5»: учащийся выполнил на 85 – 100%.

    10. Отметка «4»: учащийся выполнил на 71 – 85%.

    11. Отметка «3»: учащийся выполнил на 51 – 70%.

    12. Отметка «2»: учащийся выполнил менее чем на 50%.

Оценка качества выполнения практических и самостоятельных работ по географии.

Отметка "5"

Практическая или самостоятельная работа выполнена в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности. Учащиеся работали полностью самостоятельно: подобрали необходимые для выполнения предлагаемых работ источники знаний, показали необходимые для проведения практических

и самостоятельных работ теоретические знания, практические умения и навыки.

Работа оформлена аккуратно, в оптимальной для фиксации результатов форме.

Форма фиксации материалов может быть предложена учителем или выбрана самими учащимися.

Отметка "4"

Практическая или самостоятельная работа выполнена учащимися в полном объеме и самостоятельно.

Допускается отклонение от необходимой последовательности выполнения, не влияющее на правильность конечного результата (перестановка пунктов типового плана при характеристике отдельных территорий или стран и т.д.).

Использованы указанные учителем источники знаний, включая страницы атласа, таблицы из приложения к учебнику, страницы из статистических сборников. Работа показала знание основного теоретического материала и овладение

умениями, необходимыми для самостоятельного выполнения работы.

Допускаются неточности и небрежность в оформлении результатов работы.

Отметка "3"

Практическая работа выполнена и оформлена учащимися с помощью учителя или хорошо подготовленных и уже

выполнивших на "отлично" данную работу учащихся. На выполнение работы затрачено много времени (можно дать возможность доделать работу дома). Учащиеся показали знания теоретического материала, но испытывали затруднения при самостоятельной работе с картами атласа, статистическими материала ми, географическими инструментами.

Отметка "2"

Выставляется в том случае, когда учащиеся оказались не подготовленными к выполнению этой работы. Полученные

результаты не позволяют сделать правильных выводов и полностью расходятся с поставленной целью. Обнаружено плохое знание теоретического материала и отсутствие необходимых умений. Руководство и помощь со стороны учителя и хорошо подготовленных учащихся неэффективны из-за плохой подготовки учащегося.







Оценка умений работать с картой и другими источниками географических знаний.

Отметка «5» - правильный, полный отбор источников знаний, рациональное их использование в определенной последовательности; соблюдение логики в описании или характеристике географических территорий или объектов; самостоятельное выполнение и формулирование выводов на основе практической деятельности; аккуратное оформление результатов работы.

Отметка «4» - правильный и полный отбор источников знаний, допускаются неточности в использовании карт и других источников знаний, в оформлении результатов.

Отметка «3» - правильное использование основных источников знаний; допускаются неточности в формулировке выводов; неаккуратное оформление результатов.

Отметка «2» - неумение отбирать и использовать основные источники знаний; допускаются существенные ошибки в выполнении задания и в оформлении результатов.


Требования к выполнению практических работ на контурной карте.

Практические и самостоятельные работы на контурной карте выполняются с использованием карт атласа и учебника, а также описания задания к работе.

1. Чтобы не перегружать контурную карту, мелкие объекты обозначаются цифрами с последующим их пояснением за рамками карты (в графе: «условные знаки»).

2. При нанесении на контурную карту географических объектов используйте линии градусной сетки, речные системы, береговую линию и границы государств (это нужно для ориентира и удобства, а также для правильности нанесения объектов).

3. Названия географических объектов старайтесь писать вдоль параллелей или меридианов, это поможет оформить карту более аккуратно (требование выполнять обязательно).

4. Не копируйте карты атласа, необходимо точно выполнять предложенные вам задания (избегайте нанесение «лишней информации»: отметка за правильно оформленную работу по предложенным заданиям может быть снижена на один балл в случае добавления в работу излишней информации)

5. Географические названия объектов подписывайте с заглавной буквы.

6. Работа должна быть выполнена аккуратно без грамматически ошибок (отметка за работу может быть снижена за небрежность и грамматические ошибки на один и более баллов).

Правила работы с контурной картой.

1. Подберите материалы для выполнения задания на карте (текстовые карты, статистические материалы, текст учебника), выделите главное.

2. Проранжируйте показатели по 2-3 уровням – высокие, средние, низкие.

3. При помощи условных знаков, выбранных вами, выполните задание, условные знаки отобразите в легенде карты.

4. Правильно подпишите географические объекты – названия городов и поселков расположите по параллелям или параллельно северной рамки карты; надписи не должны перекрывать контуров других обозначений; надписи делайте по возможности мелко, но четко.

5. Над северной рамкой (вверху карты) не забудьте написать название выполненной работы.

  1. Не забудьте подписать работу внизу карты!

  2. Помните: работать в контурных картах фломастерами и маркерами запрещено!


2. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Введение (1 час)

Что изучает география. Многообразие географических объектов. Природные и антропогенные объекты, процессы и явления.

Раздел 1. Накопление знаний о Земле (5 часов).

Познание Земли в древности. Древняя география и географы. География в Средние века.

Великие географические открытия. Что такое Великие географические открытия. Экспедиции Христофора Колумба. Открытие южного морского пути в Индию. Первое кругосветное плавание.

Открытие Австралии и Антарктиды. Открытие исследования Австралии и Океании. Первооткрыватели Антарктиды. Русское кругосветное плавание.

Современная география. Развитие физической географии. Современные географические исследования. География на мониторе компьютера. Географические информационные системы. Виртуальное познание мира.


Практическая работа № 1: «Работа с географическими картами».


Раздел 2. Земля во Вселенной (7 часов).

Земля и космос. Земля – часть Вселенной. Как ориентироваться по звездам.


Земля – часть Солнечной системы. Что такое Солнечная система. Похожа ли Земля на другие планеты. Земля – уникальная планета.


Влияние космоса на Землю и жизнь людей. Земля т космос. Земля и Луна.


Осевое вращение Земли. Вращение Земли вокруг своей оси. Географические следствия вращения Земли вокруг своей оси.


Обращение Земли вокруг Солнца. Движение Земли по орбите вокруг Солнца. Времена года на Земле.


Форма и размеры Земли. Как люди определили форму Земли. Размеры Земли. Как форма и размеры Земли влияют на жизнь планеты.


Практическая работа № 2: «Характеристика видов движений Земли, их географических следствий».


Раздел 3. Географические модели Земли (10 часов).


Ориентирование на земной поверхности. Как люди ориентируются. Определение направлений по компасу. Азимут.


Изображение земной поверхности. Глобус. Чем глобус похож на Землю. Зачем нужны плоские изображения Земли. Аэрофотоснимки и космические снимки. Что план и карта.


Масштаб и его виды. Масштаб. Виды записи масштаба. Измерение расстояний по планам, картам и глобусу.


Изображение неровностей земной поверхности на планах и картах. Абсолютная и относительная высота. Изображение неровностей горизонталями.


Планы местности и их чтение. План местности – крупномасштабное изображение земной поверхности. Определение направлений.


Параллели и меридианы. Параллели. Меридианы. Параллели и меридианы на картах.


Градусная сеть. Географические координаты. Градусная сеть. Географическая широта. Географическая долгота. Определение географических координат. Определение расстояний по градусной сетке.


Географические карты. Географическая карта как изображение поверхности Земли. Условные знаки карт. Разнообразие карт. Использование планов и карт.

Практическая работа № 3: «Составление плана местности способом глазомерной полярной съемки»

Практическая работа № 4: «Определение географических координат объектов, по их координатам и расстояний между объектами с помощью градусной сетки.

Раздел 4. Земная кора (11 часов).

Внутреннее строение земной коры. Состав земной коры. Строение Земли. Из чего состоит земная кора.

Разнообразие горных пород. Магматические горные породы. Осадочные горные породы. Метаморфические горные породы.

Земная кора и литосфера – каменные оболочки Земли. Земная кора и ее устройство. Литосфера.

Разнообразие форм рельефа Земли. Что такое рельеф. Формы рельефа. Причины разнообразия рельефа.

Движение земной коры. Медленные движения земной коры. Движения земной коры и залегания горных пород.

Землетрясения. Что такое землетрясения. Где происходят землетрясения. Как и зачем изучают землетрясения.

Вулканизм. Что такое вулканизм и вулканы. Где наблюдается вулканизм.

Внешние силы, изменяющие рельеф. Выветривание. Как внешние силы воздействуют на рельеф. Выветривание.

Работа текучих вод, ледников и ветра. Работа текучих вод. Работа ледников. Работа ветра. Деятельность человека.

Главные формы рельефа суши. Что такое горы и равнины. Горы суши. Равнины суши.

Рельеф дна океана. Неровности океанического дна.

Человек и земная кора. Как земная кора воздействует на человека. Как человек вмешивается в жизнь земной коры.

Практическая работа № 5: «Определение горных пород и описание их свойств».

Практическая работа № 6: «Характеристика крупных форм рельефа на основе анализа карт».

Оценочные практические работы

1. Работа с географическими картами.

2. Характеристика видов движений Земли, их географических следствий.

3. Составление плана местности способом глазомерной полярной съемки

4. Определение географических координат объектов, по их координатам и расстояний между объектами с помощью градусной сетки.

5. Определение горных пород и описание их свойств.

6. Характеристика крупных форм рельефа на основе анализа карт.

3. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ


п/п

Наименование разделов и тем

Всего часов

В том числе

к\р

прак.\р

проект


Раздел





Введение

1




1

Раздел 1. Накопление знаний о Земле

5

1

1

1

2

Раздел 2. Земля во Вселенной

7

1

1

3

3

Раздел 3. Географические модели Земли

10

1

2

6

4

Раздел 4. Земная кора

12

2

2

3


Всего:

35

5

6

13



IX. Календарно – тематический план с определением основных видов учебной деятельности обучающихся.



п/п

Тема раздела, урока

Кол-во часов

Дата проведения

Формы организации учебной деятельности

Планируемые результаты (в соответствии с ФГОС ООО)



план

фактически

Проектная деятельность

Предметные результаты

Метапредметные

УУД

Личностные результаты

Примечание


1.

Что изучает география.

Вводный урок

1

2.09


Для чего нужно изучать географию? Какая существует взаимосвязь между живой и неживой природой?


Научиться называть черты науки географии, показывать ее роль в освоении планеты человеком, понимать уникальность планеты Земля

Коммуникативные:продолжить обучение в эвристической беседе.

Регулятивные:самостоятельно выделять познавательную цель.

Познавательные:уметь объяснять особенности планеты Земля

Развитие личностной рефлексии, толерантности




Раздел 1. Накопление знаний о Земле (5 часов).











2.

Познание Земли в древности.

Урок общеметодической направленности

1

9.09


Где проходили маршруты путешественников древности и Средневековья.


Научиться работать с картой: определение территорий древних государств Европы и Востока.

Коммуникативные:продолжить обучение в эвристической беседе.

Регулятивные:самостоятельно выделять познавательную цель.

Познавательные:уметь объяснять особенности планеты Земля

Формирование целостного мировозрения



3.

Великие географические открытия.

Урок «открытия» нового знания

1

16.09


Какое значение имели Великие географические открытия для человечества?


Научиться прослеживать по картам маршруты путешествий.

Коммуникативные: добывать недостающую информацию в электронном приложении.

Регулятивные: самостоятельно анализировать презентацию электронного приложения.

Позновательные: выяснить вклад первооткрывателей в освоение Земли.

Формирование целостного мировозрения.



4.

Открытие Австралии и Антарктиды.

Урок «открытия» нового знания

1

23.09


Как путешественники осваивали Австралию и Антарктиду.

Презентация по теме: «Великие русские путешественники»

Научиться описывать по картам маршруты путешествий Дж. Кука, Ф.Ф. Беллинсгаузена и М, П. Лазарева, И.Ф. Крузенштерна и Ю.Ф. Лисянского.

Коммуникативные: систематизировать полученные знания с помощью заполнения таблицы.

Регулятивные: определять новый уровень отношения к самому себе как субъекту деятельности.

Познавательные: объяснять вклад путешественников в открытие материков и новых земель.


Формирование устойчивой мотивации к обучению на основе алгоритма выполнения задачи



5.

Современная география. Практическая работа №1 «Работа с географическими картами»

1

30.09


Зачем нужны географические карты?


Научиться читать географические карты с помощью условных знаков.

Коммуникативные: формировать навыки учебного сотрудничества в ходе индивидуальной и групповой работы.

Регулятивные: применять методы информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств.

Познавательные: формулировать алгоритм работы с условными знаками.

Формирование познавательного интереса к предмету исследования



6.

Обобщение знаний по разделу: «Накопление знаний о Земле».

Урок развивающего контроля.

1

7.10


Как научиться выявлять проблемные зоны в изучении раздела «Накопление знаний о Земле».


Научиться извлекать информацию из карт атласа, выделять признаки понятий

Коммуникативные: организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками.

Регулятивные: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, искать и выделять необходимую информацию.

Познавательные: выделять условия, необходимые для возникновения жизни на Земле.


Формирование познавательного интереса к предмету исследования.




Раздел 2. Земля во Вселенной (7 часов)











7.

Земля и космос.

Урок общеметодической направленности.

1

14.10


Какие планеты относятся к планетам земной группы?

Сообщение по теме: «Я, будущий космонавт»

Научиться определять главные слова текста и составлять опорный конспект рассказа и презентации учителя.

Коммуникативные: добывать недостающую информацию с помощью вопросов.

Регулятивные: применять методы информационного поиска, в том числе с помощью информационных средств..

Познавательные: объяснять представления Земли во Вселенной.

Формирование навыков работы по образцу при консультативной помощи учителя.



8.

Земля – часть Солнечной системы.

Урок «открытия» нового знания.

2

21.10


Какие планеты относятся к планетам Солнечной системы?


Научиться читать и понимать текст.

Коммуникативные: формировать навыки учебного сотрудничества в ходе индивидуальной и групповой работы.

Регулятивные: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, искать и выделять необходимую информацию.

Познавательные: уметь сравнивать Землю с другими планетами.

Формирование навыков организации своей деятельности в группе.



9.

Влияние космоса на Землю и жизнь людей.

Урок общеметодической направленности

3

28.10


Как космос влияет на Землю и жизнь людей? Как Луна влияет на Землю?

Проект по теме: «Письмо другу из другой Галактики»

Научиться составлять презентацию о космонавтах.

Коммуникативные: организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками.

Регулятивные: самостоятельно выделять формулировать познавательную цель, искать и выделять необходимую информацию.

Познавательные: изучить важнейшие события в освоении космоса.


Воспитание патриотизма и уважения к Отечеству и прошлому России.



10.

Осевое вращение Земли.

Урок «открытия» нового знания.

4

11.11


Как происходит вращение Земли вокруг своей оси?


Научиться определять главные слова текста и составлять опорный конспект рассказа и презентации учителя.

Коммуникативные: добывать недостающую информацию с помощью вопросов.

Регулятивные: применять методы информационного поиска, в том числе с помощью информационных средств..

Познавательные: объяснять представления о вращение Земли вокруг своей оси..

Формирование навыков работы по образцу при консультативной помощи учителя.



11.

Обращение Земли вокруг Солнца. Практическая работа №2: «Характеристика видов движений Земли».


5

18.11


Как происходит движение Земли по орбите вокруг Солнца? Как происходит смена времен года на Земле?


Научиться моделировать движение Земли с помощью прибора теллурия.

Коммуникативные: формировать навыки учебного сотрудничества в ходе индивидуальной и групповой работы.

Регулятивные: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, искать и выделять необходимую информацию.

Познавательные: изучить особенности движения Земли по орбите вокруг Солнца.

Формирование навыков работы по образцу при консультативной помощи учителя.



12.

Форма и размеры Земли.

Урок «открытия» нового знания.

6

25.11


Как люди определили форму, размеры Земли? Как форма и размеры Земли влияют на жизнь планеты?

Проект по теме: «Мой глобус»

Научиться работать с разными моделями Земли- глобусом..

Коммуникативные: формировать навыки учебного сотрудничества в ходе индивидуальной и групповой работы.

Регулятивные: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель. Искать и выделять необходимую информацию.

Познавательные: уметь сравнивать систему мира Коперника и современную модель Земли.

Формирование навыков организации своей деятельности в группе.



13.

Обобщение знаний по разделу: «Земля во Вселенной».

7

2.12


Как научиться выявлять проблемные зоны в изучении раздела «Земля во Вселенной»?


Научиться извлекать информацию из карт атласа, выделять признаки понятий.

Коммуникативные: организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками.

Регулятивные:

Самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, искать и выделять необходимую информацию.

Познавательные: устанавливать «космический адрес» и строение Солнечной системы по картам атласа.

Формирование познавательного интереса к предмету исследования.




Раздел3. Географические модели Земли (10 часов)











14.

Ориентирование на местности.

Урок практикум

1

9.12


Что такое азимут?

Рассказ по теме: «Мой друг-компас»

Научиться ориентироваться в пространстве по местным признакам и компасу.

Коммуникативные: добывать недостающую информацию с помощью вопросов (познавательная инициативность).Регулятивные: применять методы информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств.

Познавательные: формулировать алгоритм работы с компасом

Формирование познавательного интереса к предмету исследования.



15.

Изображение земной поверхности.

Урок общеметодической направленности

2

16.12


Зачем нужны плоские изображения Земли? Что такое аэрофотоснимок и космические снимки?


Научиться определять главные слова текста и составлять опорный конспект рассказа и презентации учителя.

Коммуникативные:организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками.

Регулятивные:

Самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, искать выделять необходимую информацию.

Познавательные: выяснить способы плоского изображения земной поверхности.

Формирование навыков работы по образцу при консультативной помощи учителя.



16.

Масштаб и его виды.

Урок «открытия» нового знания.

3

23.12


Что такое масштаб? Какие виды масштабов бывают? Как измерить расстояние по планам, картам и глобусам?


Научиться определять и использовать виды масштаба для измерения расстояний по планам, картам и глобусам.

Коммуникативные: организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками.

Регулятивные: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, искать и выделять необходимую информацию.

Познавательные: уметь определять виды масштабов и использовать их для измерения расстояний по планам, картам и глобусам.

Формирование навыков работы по образцу при консультативной помощи учителя.



17.

Изображение неровностей земной поверхности на планах и картах.

Урок общеметодической направленности.

4



Что такое абсолютная и относительная высота? Как изображаются неровности земной поверхности?

Проект по теме: «Построение профиля рельефа»

Научиться определять абсолютную и относительную высоту и изображать неровности горизонталями.

Коммуникативные: организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками.

Регулятивные: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, искать и выделять необходимую информацию.

Познавательные: уметь характеризовать изображения неровностей земной поверхности.

Формирование устойчивой мотивации к обучению на основе алгоритма выполнения задачи.



18.

Планы местности и их чтение.

Урок практикум

5



Зачем нужны планы местности?

Проект по теме: «Составление маршрута путешествия»

Научиться читать план местности с помощью условных знаков

Коммуникативные: формировать навыки учебного сотрудничества в ходе индивидуальной и групповой работы.

Регулятивные: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, искать и выделять необходимую информацию.

Познавательные: сравнивать план местности и географическую карту, делать описание местности с помощью условных знаков

Формирование навыков работы по образцу при консультативной помощи учителя.



19.

Составление плана местности. Практическая работа №3: «Составление плана местности способом глазомерной полярной съемки».

Урок практических работ

6



Зачем нужны планы местности и географические карты?

Проект по теме: «Построение маршрута на основе картографических интернет-ресурсов»

Научиться читать план местности и географическую карту с помощью условных знаков

Коммуникативные: формировать навыки учебного сотрудничества в ходе индивидуальной и групповой работы.

Регулятивные: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, искать и выделять необходимую информацию.

Познавательные: сравнивать план местности и географическую карту, делать описание местности с помощью условных знаков

Формирование навыков работы по образцу при консультативной помощи учителя.



20.

Параллели и меридианы.

Урок практикум

7



Зачем нужны параллели и меридианы на картах? Что такое стороны горизонта?


Научиться определять параллели и меридианы

Коммуникативные: организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками.

Регулятивные: проектировать маршрут преодоления затруднений в обучении через включение в новые виды деятельности.

Познавательные: находить и определять долготы и широты.

Формирование устойчивой мотивации к обучению на основе алгоритма выполнения задачи.



21.

Градусная сеть. Географические координаты. Практическая работа №4: «Определение географических координат объектов и расстояний между объектами с помощью градусной сетки».

Урок практических работ

8



Что такое градусная сеть? Что такое географическая широта и долгота? Как определить географические координаты и расстояния по градусной сетке?

Проект по теме: «Путешествие по координатам»

Научиться определять географические координаты объектов с помощью градусной сетки

Коммуникативные: формировать навыки учебного сотрудничества в ходе индивидуальной и групповой работы.

Регулятивные: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, искать и выделять необходимую информацию.

Познавательные: находить географические объекты с помощью географических координат.

Формирование навыков работы по образцу при консультативной помощи учителя.



22.

Географические карты.

Урок «открытия» нового знания

9



Зачем нужны географические карты?

Сообщение по теме: «Содержание карты»

Научиться читать географические карты с помощью условных знаков

Коммуникативные: формировать навыки учебного сотрудничества в ходе индивидуальной и групповой работы.

Регулятивные: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, искать и выделять необходимую информацию.

Познавательные: сравнивать географические карты с помощью условных знаков.

Формирование навыков работы по образцу при консультативной помощи учителя.



23.

Обобщение знаний по разделу: «Географические модели Земли».

Урок развивающего контроля.

10



Как научиться выявлять проблемные зоны в изучении раздела «Географические модели земли».


Научиться строить план пришкольного участка методом полярной съемки местности.

Коммуникативные: организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками.

Регулятивные:

осозновать себя как движущую силу своего научения, свою способность к преодолению препятствий.

Познавательные: составлять план местности, определять азимуты и расстояния на местности.

Формирование навыков работы по образцу при консультативной помощи учителя.




Раздел 4. Земная кора (12 часов).











24.

Внутреннее строение земной коры. Состав земной коры.

Урок общеметодической направленности

1



Каково внутреннее строение Земли?


Научиться устанавливать связь между строением Земли и горными породами.

Коммуникативные: устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации.

Регулятивные: проектировать маршрут преодоления затруднений в обучении через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества.

Познавательные: уметь характеризовать внутреннее строение Земли, особенности ее оболочек.

Формирование устойчивой мотивации к исследовательской деятельности

конструированию.



25.

Разнообразие горных пород. Практическая работа №5: «Определение горных пород и описание их свойств».

Урок практических работ

2



Чем отличаются магматические, осадочные и метаморфические горные породы?

Создание информационного буклета «Полезные ископаемые»

Научиться отличать горные породы по происхождению

Коммуникативные: формировать навыки учебного сотрудничества в ходе индивидуальной и групповой работы.

Регулятивные: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, искать и выделять необходимую информацию.

Познавательные: сравнивать разнообразные горные породы по классификации

Формирование навыков работы по образцу при консультативной помощи учителя.



26.

Земная кора и литосфера – каменные оболочки Земли.

Урок общеметодической направленности

3



Что такое литосфера? Зачем нужно изучать земную кору и ее устройство?


Научиться моделировать строение земной коры с помощью модели земли – глобуса.

Коммуникативные: организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками.

Регулятивные: проектировать маршрут преодоления затруднений в обучении через включение в новые виды деятельности.

Познавательные: изучить особенности строения земной коры.

Формирование познавательного интереса к предмету изучения.



27.

Разнообразие форм рельефа Земли.

Урок «открытия» нового знания

4



Что такое рельеф? Какие причины влияют на разнообразие форм рельефа?


Научиться составлять характеристику рельефа по плану.

Коммуникативные: организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками.

Регулятивные:

осозновать себя как движущую силу своего научения, свою способность к преодолению препятствий.

Познавательные: объяснять главное отличие разнообразных форм рельефа

Формирование познавательного интереса к предмету изучения.



28.

Движение земной коры.

Урок «открытия» нового знания

5



Как происходит процесс движения земной коры и залегание горных пород?


Научиться рассматривать процесс движения земной коры.

Коммуникативные: добывать недостающую информацию с помощью карт атласа.

Регулятивные: применять методы информационного поиска.

Познавательные: изучить процесс движения земной коры и залегание горных пород.

Формирование навыков самоанализа и самокоррекции учебной деятельности



29.

Землетрясения. Вулканизм.

Урок общеметодической направленности

6



Где и почему возникают землетрясения и вулканы?

Построить макет вулкана из бумаги.

Научиться обозначать объекты на контурной карте.

Коммуникативные: полно и точно выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Регулятивные: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, искать и выделять необходимую информацию.

Познавательные: устанавливать с помощью географических карт районы землетрясений и вулканизма.

Формирование навыков самоанализа и самокоррекции учебной деятельности.



30.

Внешние силы, изменяющие рельеф. Выветривание. Работа текучих вод, ледников и ветра.

Урок «открытия» нового знания

7



Что такое выветривание? Как внешние силы воздействуют на рельеф?


Научиться определять процессы эндогенного и экзогенного характера.

Коммуникативные: организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками.

Регулятивные: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, искать и выделять необходимую информацию.

Познавательные: выделять различия между эндогенными и экзогенными процессами.


Формирование устойчивой мотивации к обучению на основе алгоритма выполнения задачи.



31.

Главные формы рельефа суши.

Урок общеметодической направленности

8



Что такое горы и равнины?


Научиться подписывать горы и равнины на контурной карте.

Коммуникативные: организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками.

Регулятивные: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, искать и выделять необходимую информацию.

Познавательные: уметь показывать на карте и определять географическое положение гор и равнин.

Формирование устойчивой мотивации к обучению на основе алгоритма выполнения задачи.



32.

Рельеф дна океанов. Человек и земная кора.

Урок «открытия» нового знания

9



Зачем нужно изучать неровности океанического дна?


Научиться устанавливать связь между строением рельефа суши и дна океана.

Коммуникативные: устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации.

Регулятивные: проектировать маршрут преодоления затруднений в обучении через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества.

Познавательные: уметь характеризовать строение рельефа дна океанов.

Формирование устойчивой мотивации к исследовательской деятельностиконструированию.



33.

Обобщение знаний по разделу: «Земная кора».

10



Как построить и реализовать индивидуальный маршрут восполнения проблемных зон в изучении раздела «Земная кора».


Научиться самодиагностике и самокоррекции

Коммуникативные: слушать и слышать друг друга; с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Регулятивные: применять методы информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств.

Познавательные: определять новый уровень отношения к самому себе как субъекту деятельности.

Формирование навыков самоанализа и самокоррекции учебной деятельности



34.

Практическая работа №6: «Характеристика крупных форм рельефа на основе анализа карт».


11



Как правильно определить крупные формы рельефа и описать их свойства?

Информационный буклет по темам: « Уральские горы и Западно-Сибирская равнина»

Научиться находить крупные формы рельефа по географическим картам.

Коммуникативные: формировать навыки учебного сотрудничества в ходе индивидуальной и групповой работы.

Регулятивные: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, искать и выделять необходимую информацию.

Познавательные: уметь характеризовать крупные формы рельефа на основе анализа карт.

Формирование навыков самоанализа и самокоррекции учебной деятельности



35.

Промежуточная аттестация за курс 5 класса.

Урок обобщающего контроля

12



Как построить и реализовать индивидуальный маршрут восполнения проблемных зон в изучении географии в 5 классе.


Научиться самодиагностике и самокоррекции.

Коммуникативные: слушать и слышать друг друга; с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Регулятивные: применять методы информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств.

Познавательные: определять новый уровень отношения к самому себе как субъекту деятельности.

Формирование навыков самодиагностики и самокоррекции в учебной деятельности при консультативной помощи учителя.















Календарно-тематический план с определением основных видов учебной деятельности обучающихся 5 класса по географи


п/п


Тема раздела, урока

Кол-во

часов

в теме


Дата проведения

Формы организации

учебной

деятельности

Планируемые результаты


Примечание




план

фактич.


проектная деят-ть.

предметные результаты.

Метапредметные УУД

личностные результаты.








Презентация по теме: «Великие русские путешественники»




краткосрочный







«Письмо другу из другой Галактики»




краткосрочный







«Мой глобус»




долгосрочный







«Построение профиля рельефа»




долгосрочный







«Составление маршрута путешествия»




краткосрочный







«Построение маршрута на основе картографических интернет-ресурсов»




долгосрочный







«Путешествие по координатам»




краткосрочный







Построить макет вулкана из бумаги.




долгосрочный







Информационный буклет по темам: « Уральские горы и Западно-Сибирская равнина»




долгосрочный




РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

ЯМАЛО-НЕНЕЦКИЙ АВТОНОМНЫЙ ОКРУГ

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ПУРОВСКОГО РАЙОНА

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №2»

г.Тарко-Сале ПУРОВСКОГО РАЙОНА

629850, Ямало-Ненецкий автономный округ, Пуровский район, г.Тарко-Сале, ул. Республики 43 тел(факс)8(34997) 2-15-34 http://ts2-school.ucoz.ru/








РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

По внеурочной деятельности

«Моя экологическая грамотность»

5-6 класс

Учитель: Мусина Раиля Асхатовна,

первая квалификационная категория

Программа разработана на основе программы внеурочной деятельности.






«Утверждаю»

Директор МБОУ «СОШ № 2»

г. Тарко-Сале Пуровского района

___________ Бархатова И.В.



















«Согласовано»

Зам. директора по ВР


__________ / ./


Приказ № от « » 2016 г.












2016-2017 учебный год





Составление плана местности. 5 класс (ФГОС)

Категория: География

14.11.2016 19:17

Практическая работа. Составление плана местности. 5 класс (ФГОС)

Просмотр содержимого документа 
«Составление плана местности. 5 класс (ФГОС)»

geoschool1.ru

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА 10.

Составление плана местности.



Составление плана местности полярной съемкой.



Подготовительный этап



  1. Вспоминаем: понятие «ориентирование», основные и промежуточн6ые стороны горизонта, азимут.



  1. Повторяем приемы определения направления с помощью компаса и расстояния с помощью масштаба.



  1. На планшете в верхнем левом углу вертикально проводят стрелку «Север- Юг». Внизу указывают масштаб.



  1. Каков порядок составления и оформления плана местности?



Ход работы:



  1. Определите свое место нахождения по отношению к основным сторонам горизонта и окружающим объектам из одного места - места наблюдения.

  2. Определите с помощью компаса основные стороны горизонта и направлений на окружающие объекты, а также расстояние (в парах шагов) до этих объектов.

  3. Полученные результаты занесите в таблицу, и с помощью условных знаков объекты обозначаются на плане.















hello_html_ma947f74.png



Наблюдаемый объект

Расположение по отношению к месту наблюдения

азимут

Расстояние до объекта

Т 1…

Т 2

Т 3

Т 4

Северо-запад

Юг

Северо-восток

….





hello_html_m2ce1862a.png

На заметку!

Азимут. Или как пользоваться компасом на местности.



Составление плана местности по описанию.



Ход работы:



  1. На листе бумаги, с краю обозначьте стрелкой направления «север-юг». На планах местности север соответствует верхней рамке.

  2. Прочитайте текст описания местности.

  3. Обратите внимание на расстояния, указанные в тексте. Выберите масштаб. План не должен быть очень мелким.

  4. В ходе выполнения работы обращайтесь к образцу плана местности в атласе. Размер условных знаков должен соответствовать масштабу. Изображения знаков должны соответствовать общепринятым и быть выполнены аккуратно.

  5. Сначала начертите план местности карандашом, затем еще раз проверьте его соответствие тексту и начертите окончательный цветной вариант.



Описание территории.

По территории данной местности в направлении с севера на юг проходит шоссе. Его пересекает грунтовая дорога, тянущаяся с юго-запада на северо-восток. В 5 км к северу от пересечения шоссе с грунтовой дорогой расположен сельский поселок Сорокино, который тянется вдоль шоссе на 1,5 км. Вдоль западной окраины поселка расположен фруктовый сад. В 3 км к югу от места пересечения шоссе и грунтовой дороги построен металлический мост через реку, которая течет в юго-западном направлении. На правом берегу реки лежит луг. Вдоль левого тянется смешанный лес. Вдоль шоссе от моста до поселка протянулась полоса кустарника шириной до 500 м по обе стороны дороги.



  • Другое
Автор Мусина Раиля Асхатовна
Дата добавления 08.01.2018
Раздел Другое
Подраздел Другое
Просмотров 269
Номер материала MA-073235
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

Популярные курсы

Курс повышения квалификации
Курс профессиональной переподготовки «Технология: теория и методика преподавания в образовательной организации»