Инфоурок Другое Другие методич. материалыРабочая программа детского экологического объединения "Юный эколог" 13-17 лет, 2 года обуч

Рабочая программа детского экологического объединения "Юный эколог" 13-17 лет, 2 года обуч

Скачать материал

 

Пояснительная записка

   В настоящее время становится очевидным, что преодоление экологического кризиса исключительно с помощью технологических и технических средств невозможно.

   Сегодня общество стоит перед актуальной проблемой - экологического воспитания и образования. Воспитание подрастающего поколения экологически грамотным является одним из факторов, определяющих сохранение жизни на нашей планете.

    Экологическое образование предполагает педагогически целенаправленное воздействие на учащихся, в процессе которого они усваивают научные основы проблем взаимодействия общества и природы, овладевают прикладными знаниями и практическими умениями, навыками по оптимизации воздействий на окружающую среду в различных видах деятельности.

   Одной из эффективных форм работы по изучению экологии является исследовательская деятельность, в ходе которой происходит непосредственное общение обучающихся с природой, приобретаются навыки научного эксперимента, развивается наблюдательность, пробуждается интерес к изучению конкретных экологических вопросов. Через исследование вопросов экологии и сохранения здоровья происходит формирование экологического мышления и осознания необходимости защиты окружающей природной среды.

   Формирование представлений о природном, хозяйственном, социальном, этническом,      религиозном разнообразии окружающего мира возможно на уроке своего микрорайона, города, округа. Это позволяет сделать процесс обучения более значимым для личности ребят, повысить уровень общей культуры, расширить кругозор.

   При разработке программы использовались различные учебные пособия по экологии под редакции Ю.С.Чуйкова, авторская программа А.Т.Зверева, сборник программ «Исследователи природы». Программы,  предлагаемые в сборнике решают   образовательные задачи через освоение учащимися знаний и умений в одной конкретной области («Юный ботаник», «Юный зоолог», «Юный цветовод» и т.д.). Это ограничивает возможности для выявления и снижает эффективность образования. Авторские программы предполагают изучение экологии как отдельного предмета в общеобразовательной школе. Всё это не позволяет использовать их в полном объёме для занятий во внеурочное время. Местный край изучается в школе на уроках разных учебных дисциплин. Количества часов, отведённых на региональный компонент, не всегда хватает для всестороннего рассмотрения региона.     

    Содержание данной программы нацелено на изучение основ  экологических знаний, базирующихся на классической экологии и основано на развитии интереса к исследовательской деятельности. Особое внимание уделяется региональным проблемам и способам их преодоления.

   Существует достаточное количество программ изучения своего региона , но не  во всех даётся комплексное рассмотрение территории. С точки зрения экологии в связи с этим возникла необходимость в создании данной программы, рассчитанной на определённый возраст и круг интересов детей.

   Расширение знаний о родном крае с природной, экологической и социально – экономической точек зрения - отличительная черта этой образовательной программы.

   Дети не только изучают свой город, край, но и активно применяют приобретенные знания и умения в общественно - полезной природоохранной деятельности.

   Необходимость развития интересов подростков в области экологии и краеведения связана и с социальным заказом общества. Чем полнее, глубже, содержательнее будут знания обучающихся о родном крае, тем более действенными окажутся они в воспитании любви к родной природе и земле, уважения к традициям своего народа, патриотизма.  

    Основная цель программы - формирование экологического мышления через учебную исследовательскую деятельность. В ходе реализации программы решаются следующие задачи:

 

1.  образовательная:

-углубление и расширение экологических знаний, развитие интереса к предмету «Экология», формирование и расширение знаний о родном городе, районе, округе, привитие навыков научно- исследовательской работы;

-развитие познавательного интереса к проблемам экологического характера родного края, пространственного мышления, эмоционально - ценностных отношений к окружающему миру, интеллектуальных, творческих способностей;

-знакомство с методами исследования, обучение умению выбирать и использовать конкретные методы и методики;

-обучение технике эксперимента и способности формулировать проблему исследования;

-ознакомление с принципами охраны природы.

2. развивающие:

-развитие способности аналитически мыслить, сравнивать, обобщать, классифицировать изучаемый материал и научную литературу;

-развитие эстетического и нравственного восприятия природы;

-развитие памяти и внимания;

-создание условий для творчества и выработки своей жизненной позиции.

3. воспитательные:

-привитие бережного отношения к природным богатствам и культурному наследию своей малой Родины;

-овладение правилами поведения в природе;

-практическое участие в природоохранных мероприятиях;

4. специальные:

-профориентация школьников:

--осуществление подготовки учащихся к самостоятельной исследовательской деятельности.                               

   Программа рассчитана на учащихся 8-10 классов (14-17 лет) и разработана с учетом того, что школьники имеют опорные экологические знания, которые были получены ими на уроках экологии в 6 и 7 классах (6 класс "Основы экологического природопользования"; 7 класс "Земля- планета людей"). Таким образом, сохраняется преемственность и возможность в дальнейшем использовать полученные знания при обучении в профильных классах, кроме этого у детей этого возраста происходит осознание себя частью многих социальных групп (семьи, коллектива); находятся в стадии становления его гражданские качества, понятие принадлежности к культуре своего народа. В это время ребенок восприимчив к привитию ему ответственности за себя, своё здоровье, окружающих людей, природу в целом.

   Для этого возраста характерно начало процессов самопознания и самоконструирования. Детьми уже получен некоторый объём знаний, а в общении с различными группами социума (одноклассники, семья, дворовая компания) накоплена практика решения некоторых проблем. Начинает появляться потребность применить уже имеющиеся знания, получить новые, организовать досуг, проявить себя в новом коллективе, где возможно значительное изменение социального статуса.

    Программа выполняется за 2 года (162  часа, т.е. 4,5 часа в неделю) с обязательной защитой исследовательского проекта. Занятия проводятся 2 раза в неделю по 2 часа, и 0,5 часа  отводится на индивидуальные занятия по разделам: «Экологические проблемы народонаселения, человек как объект экологии» и «Итоговые занятия».  Структура курса выстроена таким образом, что сначала рассматриваются вопросы на формирование представления о среде жизни, её функциях и лишь потом постепенно идет погружение в более конкретное и детальное рассмотрение компонентов и проблем биосферы. Формируются знания, направленные на понимание значимости предмета.

 

   Формы и методы построения учебного процесса постепенно усложняются от репродуктивно-творческого до проблемно-поискового.

   Образовательный процесс организован таким образом, чтобы от занятия к занятию интерес к курсу повышался, так как на многие привычные вещи ребята учатся смотреть другими глазами. Объекты исследования им близки, что способствуют укреплению мотивации на дальнейшую работу. Большое внимание уделяется рассмотрению вопросов сохранения здоровья, происходит более детальное рассмотрение исторических, природных, экологических особенностей родного края.  При планировании учебного материала второго года обучения необходимо выделять часы для индивидуальных занятий и консультаций.    

    Основные формы деятельности:

- индивидуальная (самостоятельная работа ребят с первоисточниками, дополнительной литературой);

- секционная (постановка и проведение экспериментов, защита научно-исследовательских работ);

- массовая  (общие собрания, конкурсы, встречи со специалистами, экскурсии, олимпиады и т.д.)

 

    Основой первого года обучения является изучение компонентов и факторов природной среды, взаимосвязей, существующих между ними и внутри них, объединяющих живые и неживые компоненты в единое функционирующее целое- экосистему. Региональный материал о природном мире составляет значительную часть учебного плана, в его содержание входят основы природопользования, исторические корни и современное состояние природных территорий и экосистем. Прослеживаются взаимосвязи общества и природы, в доступной форме рассматриваются проблемы современного природопользования и их государственное регулирование.

    Программа второго года построена на основе научно-исследовательской работы по общей и социальной экологии.

    Содержание программы представлено в виде блоков и построено таким образом, чтобы через последовательное раскрытие условий и закономерностей нормального функционирования живых систем, перейти к поиску способов организации аналогичной системы природопользования и путей восстановления качества окружающей среды. Первый блок составляет ядро экологических знаний. Он включает объективные знания о природе, которые направлены на формирование в сознании образа биосферы. Второй блок включает знания о взаимосвязях в природе, о влиянии антропогенной деятельности на отдельные компоненты биосферы, на динамику процессов в биосфере и конкретном регионе проживания, а через них на здоровье человека. Третий блок содержания - это знания о методах очистки от загрязнения сред, о способах оптимизации природопользовательской деятельности, об индивидуальных способах уменьшения вредного антропогенного воздействия, поиск путей выхода из экологического кризиса и изучение основ действующего законодательства, особенностей государственного контроля и управления за состоянием окружающей природной среды. Эти темы являются обобщающими по теоретическому изучению основ экологии и завершающим этапом в исследовательской работе учащихся.

 

                        Ожидаемые результаты образовательной деятельности

Год обучения

                                          Сформированность

                  Знаний

                        умений, навыков

первый

-об основных понятиях и предмете изучения;

-вести визуальные наблюдения, инструментальные измерения и обрабатывать полученные результаты;

-о компонентах окружающей среды и их взаимосвязях;

-пользоваться различными источниками информации;

-о методах и способах исследований;

-наблюдать и выделять характерные черты биологического объекта;

-об истории развития своего региона;

-определять природные и социально-экономические условия, благоприятные для нормальной жизнедеятельности человека в городской среде;

-о природных составляющих местных территорий и их особенностях;

-использовать данные наблюдений и исследований для составления прогноза изменения состояния окружающей среды;

-о проблемах среды обитания и мерах по уменьшению их последствий;

 

-об особенностях экологических факторов;

 

-о факторах, влияющих на здоровье человека;

 

второй

-об основных этапах развития региона 9промышленного и социально-культурного);

-пользоваться различными методиками для проведения исследовательской работы;

-о пространственных закономерностях разнообразия природных условий на территории региона;

-давать характеристику природным условиям и ресурсам края;

-о состоянии природных ресурсов, путях их сохранения и рационального использования;

-самостоятельно проводить социологические исследования, наблюдения, реферировать литературу по заданной теме, проводить картографические местности и оформлять сообщения по результатам работы;

-о видах особого воздействия на окружающую среду Пуровского района;

-формулировать основные принципы здорового образа жизни и придерживаться их.

-о последствиях загрязнения окружающей среды и его влияния на здоровье населения.

 

 

 

 

                       Ожидаемые результаты личностного развития ребёнка

   В процессе жизнедеятельности коллектива у ребят воспитывается целеустремлённость, доброта, ответственность, забота, взаимопонимание и взаимовыручка; складывается устойчивая мотивация к общественно-полезной деятельности, стремление принести окружающим людям пользу; приобретаются те личностные качества, которые позволяют сказать «нет» асоциальным явлениям, имеющим место в жизни современной молодежи.

   Подростки стремятся к самообразованию, устанавливают осознанное сотрудничество в коллективе, чувствуют ответственное отношение к своему здоровью.

   Все эти качества характеризуют ребенка как личность, имеющую экологически ориентированное сознание в условиях современного состояния окружающей среды, ответственной за сохранение природного и культурного наследия родного края, своего здоровья.

 

                                      Оценка результативности

 

Подходы и принципы к организации контроля за учебно-воспитательным процессом:

  1. индивидуальный характер контроля.
  2. систематичность, регулярность проведение контроля.
  3. разнообразие форм проведения, обеспечивающее выполнение обучающей, развивающей и воспитывающей функции контроля
  4. всесторонность, заключающаяся в том, что контроль должен охватывать все разделы учебной программы, обеспечивать проверку теоретических знаний, интеллектуальных и практических умений и навыков учащихся.
  5. объективность контроля, исключающая преднамеренные, субъективные и ошибочные суждения и выводы педагога, основанные на недостаточном изучении школьников или предвзятом отношении его к некоторым из них.
  6. дифференцированный подход, учитывающий специфические особенности всего учебного материала и отдельных его разделов, а также индивидуальные качества детей, требующие применения в соответствии с этими особенностями различной методики проведения контроля и педагогического такта.
  7. единство требований педагогов, осуществляющих контроль за учебно-воспитательным процессом детей в данной группе.

                               Формы и методы отслеживания результативности

    Контроль за учебно-воспитательным процессом детей обеспечивается внешней обратной связью (контроль, выполняемый педагогом) и внутренней обратной связью (самоконтроль учащегося). Планомерное осуществление контроля позволяет педагогу привести в систему усвоенный детьми за определенный период материал, выявить успехи в обучении, пробелы и недостатки в знаниях, умениях и навыках обучающихся. Объективный анализ результатов наблюдений за детьми служит педагогу основой для коррекции учебно-воспитательной работы, ее совершенствованию.

   Оценка полученных знаний и навыков проводится в форме:

  1. зачётов - проводятся по пройденным темам (письменные, устные, в виде экологических игр, викторин, турниров и т.д.)
  2. олимпиады - участие в предметных олимпиадах различного уровня (школьные, районные, окружные).

   Подведение итогов реализации программы является обязательная публичная защита исследовательского проекта на конференциях  или конкурсах различного уровня. Исследовательские работы представляются в форме устного доклада в соответствии с требованиями. Такая форма отчётности способствует формированию у школьников ответственности за выполнение работы; развивает мышление, умение грамотно вести дискуссии, отстаивать своё мнение.

   Использование различных психолого-педагогических технологий (тестов, анкет), позволяет отслеживать результаты развития пространственного и логического мышления, наблюдательности, эмоционально-ценностных отношений к окружающему миру. Тестирование детей проводится при обязательном участии психолога.

   Наблюдения за изменением личности ребёнка с момента поступления в объединение и по мере участия его в различных видах деятельности осуществляются по определённым показателям.

                Психолого-педагогическая оценка деятельности ребенка

   Мотивация к предмету:

1 уровень - мотивация неустойчивая, на уровне любопытства, связанная с результативной стороной процесса обучения, прослеживается четкое желание выделиться, добиться похвалы;

2 уровень - мотивация устойчивая, интерес на уровне увлечения поддерживается самостоятельно, ведущий мотив: «»Добиться  высоких результатов»;

3 уровень - потребности четко выраженные, стремление изучить предмет как будущую профессию.

  Творческая активность:

1 уровень - инициативу к творчеству не проявляет, либо проявляет редко, добросовестно выполняет поручения, проблемы решить способен, но с помощью педагога, нет навыка самостоятельного решения проблем;

2 уровень - есть положительный эмоциональный отклик на успехи свои и коллектива, иногда проявляет инициативу, может предложить идеи, но не всегда знает как их реализовать; репродуктивный вид деятельности;

3 уровень - вносит предложения по развитию деятельности объединения, обладает оригинальностью мышления, богатым воображением, развитой интуицией, гибкостью мышления, способность вычленять проблему и решать ее нетрадиционным способам;

   Творческие достижения:

1 уровень - активное участие в делах объединения, достижения на уровне учреждения;

2 уровень - значительные результаты на уровне города, района;

3 уровень - значительные результаты на зональном, федеральном и международном уровне.

 Способность к успешной социализации. Самооценка личности как проявление успешной    социализации.

1 уровень - неуверенность в себе и в своих силах, низкая оценка своих возможностей, безынициативность, болезненное восприятие критики, боязнь социальных контактов, в поведении либо слишком робки, либо высокомерны;

2 уровень - самолюбование, возможное высокомерное отношение к окружающим, в споре позиция «я всегда прав», неадекватное отношение к критике;

3 уровень - уверенность и спокойствие, коммуникабельность, адекватное восприятие критики, уважительное отношение к себе и другим.

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ.

1 .При проведении занятий по программе «Юный эколог» приоритет отдаётся творческой самореализации обучающихся, так как такой подход усиливает личностную направленность обучения и воспитания, приближает ребёнка к достижению «ситуации успеха». При этом следует помнить, что важным фактором в процессе эффективного обучения является партнёрское сотрудничество с педагогом.

2.Неизменным правилом организации занятий является чередование различных видов деятельности. На каждом занятии в помещении, на экскурсии целесообразно использовать не менее 5-6 различных видов учебно-воспитательной деятельности. Такое чередование позволяет добиться равномерной нагрузки на оба полушария коры голодного мозга и, как следствие - единства смыслового и чувственного восприятия материала.

 3.Вариативность деятельности на занятии легче достигается с использованием информационных листов. С их помощью можно сконструировать как индивидуальное образовательное движение каждого обучаемого, так и всего образовательного процесса в целом. Информационный лист (как правило) содержит интересный материал по теме, задания, алгоритм решения, критерии оценок выполнения.

4.           В качестве основного метода реализации практической части программы можно использовать организацию исследовательской работы обучающихся (самостоятельной и с помощью педагога) как индивидуальной, так и групповой. Особое внимание при этом уделяется изучению различных аспектов жизни, проблем, актуальных для большинства горожан, в том числе и для самих подростков. Выводы о причинах и следствиях этих проблем, самостоятельно сделанные обучающимися в ходе исследований на местности, являются для них наиболее убедительными. Такая деятельность позволяет повысить познавательный интерес ребят, показывает им практическую значимость приобретенных знаний, умений, навыков.

 

5.            Обязательным направлением в деятельности детского объединения является работа с родителями. На собраниях, в индивидуальных беседе, консультациях обсуждаются успехи обучающихся, предлагаются конкретные рекомендации, помощь.

Условия реализации программы

Внутренними условиями реализации программы являются:

-         наличие учебного помещения для проведения занятий;

-         наличие необходимого оборудования для проведения различных наблюдений и исследований;

-         обеспечение наполняемости группы в соответствии с требованиями

-         учебного заведения;

-         наличие картографических материалов, наглядных пособий, видеофильмов, технических средств обучения, дидактических материалов к темам, личного и группового снаряжения для проведения экспедиций.

Внешними условиями являются:

-         взаимодействие с учреждениями и организациями.

 

 

 

Учебно – тематический план первого года обучения.

 

№ п/п

Тема занятия

Количество часов

Всего

Теория

Практика

1.

Вводное занятие

2

1

1

2.

Введение в область экологических знаний.

2

1

1

3.

Основные формы организации жизни на Земле.

3

2

1

4.

Основные формы организации жизни на Земле.

3

2

1

5.

Абиотические факторы.

10

7

3

5.1

Свет

3

2

1

5.2

Вода

3

2

1

5.3

Температура

4

3

1

6.

Эдафогенные факторы.

6

3

3

7.

Биотические факторы

4

3

1

8.

Антропогенные факторы

5

3

2

9.

Организм и среда.

6

3

3

10.

Учение об экологических системах.

6

3

3

11.

Ландшафтная экология.

10

5

5

12.

Основы региональной экологии.

5

3

2

13.

Итоговое занятие.

10

 

10

 

Итого:

72

36

36

 

 

   Учебно-тематический план второго года обучения

 

№ п/п

Тема

Всего

Количество часов.

теория

практика

индивидуальная работа

1.

Вводное занятие.

8

2

-

6

2.

Учение о биосфере.

45

18

14

13

2.1.

Общие понятия.

5

1

3

1

2.2.

Круговорот веществ в биосфере.

7

2

2

3

2.3.

Взаимосвязи в природе.

7

2

2

3

2.4.

Антропогенное влияние на биосферу.

6

3

1

2

2.5.

Атмосфера, её экологическое состояние.

7

4

2

1

2.6.

Гидросфера, экологическое состояние, водопотребление.

8

4

2

2

2.7.

Литосфера, экологические проблемы почвы.

5

2

2

1

3.

Экологические связи природы и общества.

29

7

3

19

3.1.

Энергетика и материальное производство.

5

1

1

3

3.2.

Организация природопользования в регионе.

8

1

1

6

3.3

Экологические проблемы народонаселения, человек как объект экологии. Индивидуальные занятия (по 0,5 часа в неделю):

1.Демографическая нагрузка на биосферу.

2.Оценка перспектив роста человеческой популяции и его последствий.

3.Взаимосвязь демографических и экологических проблем.

4.Антропогенное утомление человеческой популяции.

5.Современное состояние генома человеческой популяции.

6. Влияние качества жизненной среды на воспроизводство и прогресс общества.

7. Проблема качества продуктов питания  и окружающей среды как факторов, влияющих на человеческую популяцию.

8. Оценка влияния факторов жизненной среды на здоровье населения в регионе.

9.Перспективы развития человеческой цивилизации

10.Физическое здоровье человека.

11.Воздействие измененной среды на здоровье.

12.Эффекты болезни и их классификация.

13.Регионпльные особенности состояния здоровья населения.

14.Особенности психической организации человека: интеллектуальный и чувственный аспекты сознания (знание и переживание).

15.Способы познания и оценки окружающего мира.

16.становление системы ценностей как критерия выбора поведения.

 

8

1

1

6

3.4.

Направления решения проблемы взаимоотношений общества и природы.

8

4

-

4

4.

Итоговое занятие:

1.Защита проектов.

2.Защита проектов.

8

-

8

-

 

 Итого:                                                                           

90

27

25

38

 

 

     Содержание учебной программы по экологии

                       (первый год обучения)

 

  1. ВВОДНОЕ ЗАНЯТИЕ.

Знакомство с планом работы. Организационные вопросы по методике работы в лаборатории и природе. Техника безопасности. Экология- наука о взаимоотношениях живых организмов с окружающей средой.

Практическая работа. Знакомство с пособиями, лабораторным оборудованием.

Экскурсия по естественным участкам леса.

  1. ВВЕДЕНИЕ В ОБЛАСТЬ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ.

Понятие о науке экологии. Развитие экологии. Методы, используемые в экологии.

Практическая работа. Составление картосхемы предприятий, влияющих на окружающую среду. Сбор материалов по охране окружающей среды и оформление тематической выставки, составление календаря природы, знакомство с ведением полевого дневника.

Экскурсии на объекты, связанные с охраной природы и посещение краеведческого музея.

  1. ОСНОВНЫЕ ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ЖИЗНИ НА ЗЕМЛЕ.    

Биосфера- среда жизни различных организмов. Распространение жизни в различных средах. Границы биосферы. Вещественный состав в биосфере. Эволюция и организация жизни в биосфере. Экосистемы. Уровни экосистемной организации.

Практическая работа. Составление схем уровня организации жизни. Определение типов растительных сообществ на пробных площадках 10*10 м. Составление списка видов, встречающихся на пробных площадках. Определение консументов  и редуцентов, и составление схемы биоценоза.

Экскурсия. Знакомство с растительными сообществами.

  1. ОСНОВНЫЕ ЖИЗНЕННЫЕ СРЕДЫ И ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ.

Среды обитания, местообитания, условия местообитания. Воздействие среды на организм. Экологические факторы. Понятие о прямом и косвенном воздействии экологических факторов. Диапазон действия фактора: эврибионты. Средообразующая деятельность живых организмов. Совокупность действия экологических факторов. Схема действия экологического фактора.

Практическая работа. Овладение методикой геоботанических описаний. Составление геоботанических описаний участков леса, берега реки, болота. Определение типов растительности. Составление схем и рисунков на основе полученных данных. Используя данные экскурсии, показать влияние экологических факторов на физиологические процессы. 

Экскурсия. Знакомство с растительными сообществами.

  1. АБИОТИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ СРЕДЫ.

5.1.       Свет.

Свет- основной источник жизни в живой природе. Роль хлорофиллоносных растений.

Влияние освещенности на развитие и жизнедеятельности организмов. Реакция организмов на свет. Приспособленность организмов к световому фактору. Приспособленность к поглощению световой энергии у растений и животных. Светолюбивые, тенелюбивые и теневыносливые виды. Активность животных. Миграция, отлёты, перелёты. Сезонные явления. Зависимость строения органов зрения от уровня освещённости среды обитания. Понятие о биоритмах.

Практические работы. Определение высоты деревьев на пробных площадках. Проведение наблюдений по суточной активности зимующих птиц. Составление графиков активности. Выявление влияний освещённости, её интенсивности на образ жизни зимующих птиц. Изучение приспособленности растений к различным условиям освещённости.

5.2.       Вода.

Состояние воды в биосфере. Влажность- как климатический фактор. Влияние свойств воды на живые организмы. Вода в организме и её роль. Приспособления организмов к фактору влажности. Способы сохранения воды в организме. Организмы- эфемеры.

Практическая работа. Определение экологических групп растений по гербариям. Работа с коллекцией насекомых по выявлению приспособлений к водной среде обитания. Выполнение рисунков.

Экскурсия для измерения снежного покрова и выяснение жизнеспособности организмов под снежным покровом  до 15 см. Изучение приспособления растений к различным условиям влажности.

      5.3.   Температура.

Физиологические приспособления растений и холоднокровных организмов к изучению температурных условий среды. Понятие о температурном оптимуме. Особенности приспособления различных организмов к изменению температурных условий. Толерантность. Акклимация. Физиологические приспособления птиц и млекопитающих к изменению температурных условий среды. Гомеостаз. Примеры физиологических приспособлений к изменениям температурных условий у теплокровных организмов. Взаимосвязь между температурой и влажностью.

Практическая работа. Наблюдение за аквариумными рыбками при изменении температуры воды. На основании полученных данных построение графика и определение пределов толерантности и температурного оптимума для изучаемой особи. Проведение фенонаблюдений над деревьями  и кустарниками, и определение их в зимнем состоянии. Составление графиков температуры над и под снеговым покровом, определение промерзаемости почвы.

Экскурсия. Снег как экологический фактор (приложение 1).

  1. ЭДАФОГЕННЫЕ ФАКТОРЫ.

Рельеф как фактор среды. Влияние рельефа на растительный животный мир территории. Живое и неживое вещество. Классификация организмов. Видовое разнообразие населения биосферы. Свойство живого. Биогенное и биокосное вещество. Почва. Структура почвы и её состав. Типы почв. Приспособленность растений к различным типам почв. Плодородие. Воздух, его состав и влияние, роль ветра в рельефе. Вечная мерзлота.

Практическая работа. Составление карт и схем почвы и рельефа района. Выяснение роли микрорельефа на размещение травянистых растений. Определение направления ветра и влажности в полевых условиях. Знакомство с растениями и животными- индикаторами, и барометрами окружающей среды. Изучение влияния современных и вымерших организмов на состав и структуру почвы. Определение состава почвы. Описание почвенного профиля. Определение окаменелостей минералов и горных пород, описание на местности одной из форм рельефа.

Экскурсия. Растения и типы почв.

  1. БИОТИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ.

Преобразующая роль животных организмов. Влияние живой природы на организм природно-территориального комплекса и на абиотические условия окружающей среды. Прямое и косвенное влияние биотических факторов. Влияние растительных организмов. Понятие эдификаторов. Фотосинтетическая деятельность зелёных растений. Физическое, механическое и химическое воздействия растений друг на друга, на животных, почву, деятельность почвенной флоры и фауны, климат (растение, общество, биоценоз). Влияние животных на состав почвы и плодородие, на распространение и плодовитость растений, на рост, развитие и распространение других животных. Влияние микрофлоры и микрофауны на жизнедеятельность организмов. Приспособление живых организмов к совместному общежитию. Изменение среды под воздействием живых организмов, взаимное влияние биологических систем друг на друга.

Практическая работа. Описание видового состава различных лесных сообществ. Выявление роли подлеска. Составление таблицы ярусности различных участков леса.

  1. АНТРОПОГЕННЫЕ ФАКТОРЫ.

Влияние сельскохозяйственной, промышленной, градостроительной, транспортной и других видов деятельности человека на абиотические и биотические факторы среды. Природоохранная деятельность как антропогенный фактор. Охрана редких растений, животных и мест их обитания. Сознательные и случайные воздействия человека. Реакция, приспособление организмов в связи с деятельностью человека; влияние человека- мощный экологический фактор.

Практическая работа. Провести наблюдения и сбор материалов по влиянию объектов промышленности или сельского хозяйства на изменение окружающей среды. Выяснение влияния фактора вытаптывания и фактора беспокойства на распределение, рост и размножение растений и животных. Составление цепи последствий антропогенного фактора. Составление памятки о поведении в природе.

Экскурсия в природу: положительное и отрицательное действия антропогенных факторов.

      9.   ОРГАНИЗМ И СРЕДА.

Совместное действие экологического фактора. Схема действия экологического фактора. Постоянное взаимодействие организма и среды. Приспособленный характер этих систем. Жизнедеятельные формы организмов: растения, животные, насекомые. Место обитания. Распространение видов в биосфере как приспособленность к действию экологического фактора. Природные зоны. Формирование ареалов. Эндемы и реликты. Понятие об экологической нише. Пища как экологический фактор. Различные виды приспособлений организмов к добыче пищи.

Практическая работа. Составление общей схемы действия экологического фактора на примере биоценоза. Выявление приспособленности организма к среде обитания (приложение 2).

Экскурсия в природу. Взаимосвязи организмов и неживой природы.

     10.   УЧЕНИЕ ОБ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ СИСТЕМАХ. 

Характеристики популяций. Плотность, рождаемость, смертность, распределение по возрастам, скорость изменения численности популяции как показатели уровня благополучия (неблагополучия) популяции.

Взаимоотношения популяций организмов разных видов. Формы взаимодействия популяций.

Положительные взаимодействия популяций. Отрицательные взаимодействия популяций.

Сообщества. Основное свойство сообществ. Биоценозы. Трофические уровни. Биомасса. Продукция. Продуценты, консументы, редуценты. Доминирующие виды и виды-индикаторы.

Экосистемы и биогеоценозы. Направления изучение экосистем. Потоки энергии в экосистемах. Типы потоков энергии.

Практические работы. Составление цепей питания в биогеоценозах леса. Составление цепей питания разных местообитаний водоёма. Изучение видового состава водоёма (приложение 3).

Экскурсия с целью знакомства с естественными и искусственными экосистемами в окрестностях школы (приложение 4).

     11.   ЛАНДШАФТНАЯ ЭКОЛОГИЯ.

Понятие о ландшафте. Водоёмы как компоненты ландшафта. Пресноводные водоёмы. Пруды и озёра. Факторы среды. Зональность водоема. Пищевые цепи и круговорот веществ в пресноводном стоячем водоёме. Динамика превращения озера в болото. Образование верховых и низинных болот.

Наземная среда. Биогеографические области и их характеристика. Структура наземных экосистем. Классификация жизненных форм растений. Факторы, определяющие растительность наземной среды. Растительные формации.

Понятие биома. Биомы тундры и тайги. Особенности климата. Расположение. Приспособленность организмов к условиям обитания. Характеристика животного мира. Млекопитающие. Копытные. Северный олень. Лось. Численность, особенности биологии. Хищники: бурый медведь, росомаха, лиса, песец, соболь, горностай. Численность, особенности биологии. Заяц беляк, белка, бурундук, лемминг, мыши. Грызуны. Птицы. Перелётные, зимующие. Основные отряды. Миграции птиц. Земноводные. Пресмыкающиеся. Рыбы. Насекомые. 

Домашние животные и растения в рукотворных ландшафтах. Сохранение и восстановление естественных экосистем.

Практическая работа. Описание малой реки или болота на местности. Определение типа болот и озёр. Измерение температуры, направления, скорости ветра, давления. Фенологические наблюдения (приложение 5). Работа с определителем и гербарными образцами. Определение таёжных растений. Описание растительности города, составление флоры видов. Определение следов жизнедеятельности животных.

Экскурсия. Знакомство с работой водного поста ОГМС, с работой метеостанции.

     12.   ОСНОВЫ РЕГИОНАЛЬНОЙ ЭКОЛОГИИ.

Границы административные и природные. Широта и долгота. Влияние океанов, морей, гор и равнин. Удаленность от крупных административных центров. Транспортные магистрали. Влияние географического положения на природу. Понятие о геологическом времени. Теологическая история. Образование нефти и газа. Полезные ископаемые: глины, пески, опалиты, самоцветы. Основные месторождения полезных ископаемых. История промышленного освоения края. Основные отрасли производства, их влияния на окружающую среду. Традиционное природопользование малочисленных народов севера. Экологические проблемы округа, района, города.

Практическая работа. Работа с картой, определение географических координат. Определение существующих эколого-санитарных проблем города. Экологический рейд. Составление экологической карты города. Подготовка и проведение экологических акций. Изучение законов об охране окружающей среды. Знакомство с деятельностью общественных и государственных природоохранных организаций.

Экскурсия. Посещение краеведческого музея, в ветстанцию.

 

        Содержание учебной программы по экологии

                                       (второй год обучения)

  1. ВВОДНОЕ ЗАНЯТИЕ.

Значение изучения экологии. Понятийный аппарат экологии: популяция, сообщество, биота, биоценоз, биогеоценоз, экосистема, биосфера, продуктивность, биомасса.            Сопряженность понятий.

  1. УЧЕНИЕ О БИОСФЕРЕ.

2.1.   Общие понятия.

Компоненты биосферы. Биосфера как открытая термодинамическая система. Энергия в биосфере, её поступление, превращение и распределение. Экосистемы; устойчивость природных экосистем; прямые и обратные связи в экосистемах, механизмы саморегуляции. Пределы устойчивости экосистем. Общие представления о состоянии экологического кризиса и экологической катастрофы в биосфере.

Практическая работа. Составление схемы экосистем. Выявление характера экосистем и их взаимосвязи. обследование пробных площадок размером 25*25 м, подверженных разной степени вытаптывания, определение стадии дигрессии. Составление таблиц по видовому составу и количественной оценки пробных площадей исследования.

     2.2.   Круговороты веществ в биосфере.

Биологический круговорот. Компоненты, осуществляющие биологический круговорот. Биологическая организация превращения энергии и утилизации "отходов" как пример для организации производства и быта общества. Продуценты, редуценты и консументы- их роль в биосфере. Геологический круговорот. Его движущие силы. Влияние человеческой деятельности на круговорот веществ в природе. Законы экологии. Принципы организации антропогенной деятельности в природе. 

Практическая работа. Сопоставить функционирование экологической системы и производственной. Определить «слабые места» в организации общественного производства и разработать принципиальную схему организации природосообразного производства. Определить, какие антропогенные воздействия могут нарушить биогеоценоз: в водоёме? в лесу? Предложите, как возвращать изъятые из почвы вещества без вреда для других компонентов биосферы.

     2.3.   Взаимосвязи в природе.

Факторы в природе. Внешние и внутренние факторы. Ритмичность в природе как условия, создаваемые внешними для биосферы факторами. Биоритмы и георитмы. Их связь с космическими объектами. Закон всемирного тяготения как основа главных периодичных процессов в биосфере. Солнечные и звездные пульсации и их влияние на жизненные ритмы организмов. Влияние периодичности солнечного излучения на биосферные процессы. Трехкомбинационная модель климата в Европе, соответствующая степени солнечной активности (по Л.Н. Гумилёву). Влияние солнечной активности на развитие производительных сил общества. Общие представления  экологических факторов, и их влияние на состояние экосистем и организмов. Биотические и абиотические факторы. Взаимосвязи факторов в природе. Колебательный характер изменений биотических и абиотических факторов в природе. Антропогенное воздействие на природу. Антропогенные факторы. 

Практическая работа. Составить схему отражающую причинно-следственные отношения, последствия малого, среднего и высокого уровня солнечной активности, их влияние на развитие человеческого общества. Исследовать влияние объектов биосферы биологического и социального происхождения на окружающую среду и установление различий в характере их воздействия (приложение 6).

     2.4.    Антропогенное влияние на биосферу.

Роль сочетания природных географических комплексов в формировании факторов (условий) окружающей среды. Воз­действие биологических компонентов на формирование усло­вий среды. Понятие о ландшафте и его компонентах. Динамика антропогенных воздействий на природу. Поступательный ха­рактер антропогенных изменений в природе. Экологический кризис и экологическая катастрофа в экосистемах как результат противоречий во взаимоотношениях общества и природы. Антропогенное загрязнение. Виды и характеристика загрязнений. 11ути попадания химических загрязнений в живые организмы.

Практическая работа. Смоделировать природную и искусственную экосистему способную нейтрализовать последствия бытовой жизнедеятельности человека.  

      2.5  Атмосфера. Экологическое состояние атмосферы.     Строение и состав атмосферы. Функции атмосферных слоев. Физические параметры атмосферы. Взаимосвязь между ними. Физические и химические процессы в атмосфере. Антро­погенные воздействия на атмосферу. Динамика изменений ба­ланса газов в атмосфере. Виды и источники глобальных атмо­сферных загрязнений. Газовый состав воздуха. Оценка эколо­гического состояния атмосферного воздуха в регионе. Регио­нальные проблемы промышленного загрязнения воздуха. Влияние экологического состояния воздуха на состояние здоро­вья населения. Метод оценки уровня концентрации загрязняю­щих веществ по показателям здоровья населения. Способы очистки воздуха от загрязнений. Роль зеленых насаждений в очистке воздуха от химических загрязнений. Экологические аспекты эксплуатации автотранспорта. Химический состав вы­хлопных газов автомобилей. Воздействие на организм человека веществ, содержащихся в выхлопных газах. Направления эко­логизации транспорта.

Практическая работа. Исследование состава выхлопных газов автомобиля при различных режимах работы двигателя. Разработка правил эко­логически оптимальной эксплуатации автомобиля.

Предложите проект для устранения дефицита озона в озоновом слое. Ознакомиться с интенсивностью транспортного потока на улицах города (приложение 7).

     2.6.  Гидросфера. Экологическое состояние гидросферы. Водопотребление, его       экологические аспекты.

Происхождение гидросферы и ее функции в биосфере. Направления антропогенных воздействий на гидросферу.

Роль воды в биосфере. Средовые свойства воды. Влияние воды на состояние окружающей среды. Свойства воды как фак­тора среды. Изменение состояния воды в биосфере. Влияние водяного пара на климат. Образование кислотных дождей. Влияние кислотных осадков на биотические и абиотические компоненты биосферы. Характеристика индивидуальных свойств воды. Химическое загрязнение воды. Изменение свойств воды при загрязнении. Региональные проблемы загряз­нения воды и пути их разрешения. Значение чистой воды для здоровья человека. Способы экономии пресной воды.

Практическая работа. Оценка качества воды по физическим параметрам.                                                   

Понятие о возвратном и безвозвратном водопотреблении. Технологические цели водопотребления. Сточные воды. Очист­ка сточных вод. Очистные сооружения. Методы и этапы очист­ки сточных вод. Биофильтры и аэротенки. Роль микроорганиз­мов в очистке сточных и природных вод. Питьевая вода. Тех­нология получения питьевой воды. Достижения научно-технического прогресса в повышении качества питьевой воды. Всемирные эталоны питьевой воды. Мировые достижения в области технологии получения питьевой воды (Швейцария) и водопользования.

Практическая работа. Изучение работы биофильтра для очистки воды в питье­вых целях.

Разработать проект получения чистой воды для нашей местности.

Экскурсии: Городские очистные сооружения. Водозаборная станция.

     2.7.   Литосфера. Экологические проблемы почвы.

Литосфера. Антропогенное воздействие на литосферу. Твердое состояние вещества в биосфере. Почва. Ее физические характеристики и функции. Структура почвы и ее образование. Плодородие почвы. Проблема уменьшения почвенного плодо­родия. Антропогенное воздействие на почву. Экологическое состояние почвы и земельных ресурсов в ЯНАО.

Оптимизация воздействия человека на почву. Экологиче­ские способы увеличения плодородия почвы.

Практическая работа. Спрогнозируйте всесторонние последствия использования ядохимикатов для растений. Предложите альтернативный метод избавления от насекомых-вредителей. Дайте обоснованные рекомендации агротехнического и социального характера для улучшения качества почв в районе.

Экскурсия. Объекты природопользования.

     3.   Экологические связи общества с природой.

      3.1. Энергетика и материальное производство: экологические аспекты.

Потребности общества в энергообеспечении. Значение энерго­обеспечения для развития общества. Проблема энергоресурсов. Виды энергоресурсов. Получение электроэнергии. Тепловые электростан­ции, их влияние на биосферу. Гидроэлектростанции. Влияние ГЭС на биосферу. Экологические проблемы ядерной энергетики. Атом­ные электростанции. Радиоактивные отходы. Экологические аспек­ты эксплуатации АЭС. Проблема утилизации радиоактивных отхо­дов АЭС. Эколого-экономическая оценка перспектив АЭС. Альтер­нативные виды энергетики.

Электромагнитные поля в биосфере. Антропогенные полевые воздействия.

Радиоактивность. Радиоактивные вещества в биосфере. Радио­активное загрязнение биосферы. Радиационный мутагенез. Оценка экологических последствий радиоактивного загрязнения биосфе­ры. Региональные проблемы радиоактивного загрязнения.

Использование материальных ресурсов и проблема отходов. Динамика взаимоотношений общества и природы на примере отно­шения к отходам. Направления оптимизации в использовании ре­сурсов. Сокращение потребления материалов трудно разлагающихся в природных условиях. Повторное использование ресурсов. Изго­товление органического компоста. Переработка вторичных ресур­сов.

Экскурсии: на полигон бытовых отходов.

      3.2.  Организация  природопользования в ЯНАО. 
Значение главных экологических законов в организации раци­онального природопользования.

Экологическое состояние региона. Экологические проблемы города и области. Предприятия экологического риска. Пути выхо­да из кризисного положения в регионе, в области. Выбор приори­тетных экологически обоснованных направлений развития хозяй­ства в регионе. Роль граждан в улучшении экологи­ческого состояния окружающей среды в городе.

Проблема сохранения видового разнообразия биосферы. Особо-охраняемые природные территории и объекты: заповедники, за­казники, национальные парки и памятники природы, редкие и исчезающие виды животных и растений. Их функции и значение для сохранения природных экосистем.

Методы оценки состояния окружающей среды в городе и обла­сти. Мониторинг как система слежения за состоянием окружаю­щей среды. Государственная служба слежения, контроля и управ­ления природной средой, ее функции и роль.

Платное природопользование. Организация использования при­родных ресурсов. Законодательство об экономическом механизме охраны окружающей природной среды. Основные экологические требования при размещении, проектировании, строительстве, ре­конструкции, вводе в эксплуатацию и эксплуатации предприятий, сооружений и иных объектов.

Экскурсии: На особоохраняемые природные территории с целью изуче­ния экологического состояния данных объектов и их значения для биосферы.

На одно из предприятий рискованного природопользования с целью наблюдения за выполнением принципов рационального природопользования.

На объект мониторинга с целью изучения структуры и орга­низации его работы

     3.3.  Экологические проблемы народонаселения. Человек как объект экологии.

Демографическая нагрузка на биосферу. Оценка перспектив роста человеческой популяции и его последствий. Взаимосвязь де­мографических и экологических проблем. Антропогенное утомле­ние человеческой популяции. Эволюция качества человеческой популяции. Современное состояние генома человеческой популя­ции. Влияние качества жизненной среды на воспроизводство и про­гресс общества. Проблема качества продуктов питания и окружаю­щей среды как факторов, влияющих на человеческую популяцию. Оценка влияния факторов жизненной среды на здоровье населения в регионе. Перспективы развития человеческой цивилизации.                                                 

Физическое здоровье человека. Воздействие измененной среды на здоровье. Эффекты болезни и их классификация. Региональные особенности состояния здоровья населения  Особенности психической организации человека: интеллектуаль­ный и чувственный аспекты сознания (знание и переживание). Способы познания и оценки окружающего мира. Их влияние на выбор отношения человека к событиям действительности. Станов­ление системы ценностей как критерия выбора поведения.

3.4.   Направления решения проблемы взаимоотношений обще­ства и природы.

Общество как саморегулирующаяся система. Религия и ее роль в регламентации взаимоотношений между людьми. Культура и ее роль в прогрессивном развитии цивилизации. Традиции. Воспита­ние и образование. Общественные цели и задачи образования.

Социальная сущность экологического кризиса как признака состояния дисгармонии в системе. Обратная связь. Возникновение и развитие международного экологического движения. Пробужде­ние экологического сознания общества и его влияние на изменение отношения общества к природе. Экологизация сознания человека — путь к гармонизации отношений общества и природы. Экологи­ческая культура и экологическое мышление. Экологический импе­ратив.

Понятие об экологии души как чистоте помыслов, чувств и эмоций. Экологизация человеческих взаимоотношений. Идеи Вер­надского. Учение о ноосфере.

     4.   Итоговое занятие.

 

 

 

                               Материально-техническое обеспечение и оснащение:

 

  1. Персональные компьютеры.
  2. Мультимедиа проектор.
  3. Видеомагнитофон.
  4. Аудио магнитофон.
  5. Телевизор.
  6. Диктофон.
  7. Компасы.
  8. Набор для проведения гидрографических исследований.
  9. Школьный типографический набор,
  10. Метеорологические приборы.
  11. Секундомер.
  12. Учебная универсальная лаборатория «Пчёлка - У».
  13. Лабораторная посуда.
  14. Слайд-проектор.
  15. Кодоскоп.

   Материально-техническое обеспечение позволяет проводить практические занятия в лабораториях и на природе с соблюдением всех требований программы.

                                   Психолого-педагогические материалы:

  1. Анкеты: «Давайте познакомимся», «Как вы относитесь к изучению родного края», «Важное в моей жизни», «Жизненные ценности», «Образование и выбор профессии», «Восприятие нашего города», «Анкета для родителей».
  2. Электронный вариант тестов для детей и родителей В.Странникова «Занимательная психология».
  3. Методика определения уровня тревожности воспитанников Спилбергера.
  4. Тест Амтхауэра (изучение пространственного и логического мышления).
  5. Школьный тест умственного развития.
  6. Методики Б.П.Битинаса и М.И.Шиловой для изучения воспитанности обучающихся.

 

                                     Дидактические материалы:

1.Информационные листы по темам: «Общая экология», «Биосфера», «Радиационная экология», «Социальная экология», «Прикладная экология», «Окружающая среда», «Охрана природы и природоведение», «Общество и природа», «Игровая экология».

2. Рабочая тетрадь «Экология», автор Е.А.Криксунова.

3. Карточки для проведения письменного опроса по разделам: «Основные понятия экологии», «Экологические факторы», «Среды жизни».

4. Дидактические карточки по темам: «Компоненты городской среды», «История освоения территории», «Земельные ресурсы», «Здоровый образ жизни».

5. Дидактический материал для проведения социологических исследований: «Листы опроса старожилов», «От кого зависит чистота нашего города?».

6. Литературный ряд, используемый на занятиях по программе.

                                  Наглядные пособия.

  1. Коллекции минералов и горных пород, древесных пород, шишек и плодов семян, основные виды промышленного сырья, полезные ископаемые, почва и её состав.
  2. Гербарии растений («Основные группы растений», «Лекарственные растения»).
  3. Видеофильмы:  «Природные сообщества», «Жить или не жить», «Увлекательная природа», «Секреты природы», «Биология-4», «Экологический альманах», «Этюды о русских учёных» ( 1,2 часть), «Экология. Нетрадиционная энергетика», «Экология. Охрана природа», «Глобальная экология» (1, 2, 3 часть), «Биосферные заповедники».
  4. Плакаты: «Взаимосвязи компонентов экосистемы», «Типы зелёных насаждений», «Источники загрязнения воздушного бассейна», «Источники шумового воздействия», «Изменение природных условий», «Способы очистки воды».
  5. Картографические материалы: физическая карта ЯНАО, карта-схема г. Тарко-Сале.
  6. Набор слайдов «100 цветных диапозитивов с методическими рекомендациями по экологии».

                                      Методические материалы:

  1. Афанасьев С.П., Коморин С.В. Триста творческих конкурсов- М., Москва,1997.
  2. Батлук Н.В. Географические экскурсии в природу.- Барнаул: АКДЭЦ, 2002.
  3. Биология в вопросах и ответах: Учебное пособие/ М.Б.Беркинблит, С.М.Глаголев и другие М: МИРОС,1994.
  4. Землянова О.В. Экологические экскурсии в природу.- Барнаул: АКДЭЦ, 202.
  5. Козлова Н.Б., Землянова О.В., Патрушева Л.И.Сохраним биосферу (сценарии массовых мероприятий).- Барнаул: АКДЭЦ,202.
  6.  Кузнецова Э.Г. Игры, викторины, праздники в школе и дома. Занимательные сценарии./ М.: Аквариум,2000.
  7. Миркин Б.М., Наумова Л.Г. Ролевые игры по экологии. Пособие для учителя.- М.: Устойчивый мир, 2000.
  8. Патрушева Л.И. Сезонные экскурсии в природу.- Барнаул: АКДЭЦ, 202.
  9. Парфилова Л.Д. Тематические игры по ботанике: Методическое пособие.- М.: ТЦ Сфера, 202.
  10. Сорокина Л.В. Тематические игры и праздники по биологии: Методическое пособие.- М.: ТЦ Сфера, 2003.
  11. Экологическое воспитание учащихся среднего и старшего звена школы (пособие). Новосибирск: РПО СО РАСХН, 1995.

                                    Литература для педагога:

  1. Белкин А.Н. Городской ландшафт.- М.: Высшая школа, 1987.
  2. Боговая И.О., Теодоронский В.С. Озеленение населенных мест: Учебное пособие для ВУЗов. –М.: Агропромиздат,1990.
  3. Беме Р.Л., Кузнецов А.А. Птицы открытых и околоводных пространств. Полевой определитель. Книга для учителя.- М.: Просвещение, 1983.
  4. Биология в школе// 1996 №1, 1999 №№3,7, 2000 №№1,6, 2001 №№3,4,7, 2002 №6
  5. Боголюбов С.А., Жариков Ю.Г. Правовая основа экологической деятельности в городе.- М., 1995.
  6. Братков В.В., Овдиенко Н.И. геоэкология.: Учебное пособие.- М.: Илекса; Ставрополь: изд-во СГУ, 2001.
  7. Владимиров В.В. Город и ландшафт.- М.: Мысль, 1986.
  8. Вишаренко В.С., Толоконцев Н.А. Экологические проблемы городов и здоровье человека.- Л.: Знание,1982.
  9. Гальперин М.И. Экологические основы природопользования.: Учебник.- М.: ФОРУМ: ИНФРА-М,2005.
  10. Гордеев Ю.И. Птицы тайги.- Свердловск.: Сред.-Урал. книжное изд-во, 1985.
  11. Данилова Н.А. Природа и наше здоровье.- М.: Мысль,1977.
  12. Ефремов А.В. Аквариум и его обитатели. – Новосибирск: Новосибирское книжное изд-во, 1992.
  13. Камерилова Г.С. Экология города: урбоэкология: Учебное пособие для 10-1 классов шк. ест.-научного профиля.- М.: Просвещение,1997.
  14. Козлов М.А., Олигер Н.М. Школьный атлас-определитель беспозвоночных.- М.: Просвещение, 1991.
  15. Кузнецов В.И. Справочные и дополнительные материалы к урокам экологии.- М.: Дрофа, 2002.
  16. Краеведение / под редакцией А.В.Даринского. -М.: Просвещение, 1987.
  17. Келлер А.А., Кувакин В.И. Медицинская экология.- С-Пб.: Петроградский и К,1998.
  18. Клауснитцер Б. Экология городской фауны. – М.: Мир,1990..
  19. Кучерявый В.А. Природная среда города. – Львов : Высшая школа,1984
  20. Липник В.Н. Проблемы формирования личности и индивидуальный подход к учащимся.- М.: Просвещение,1984.
  21. Лисицын Ю.П. Слово о здоровье.- М.: Мысль,2003.
  22. Новиков АВ.С., Губанов И.А. Школьный атлас-определитель высших растений: Книга для учащихся_ М.: Просвещение, 1991.
  23. Позвоночные животные и наблюдения за ними в природе: Учебное пособие для студентов биологического факультета педагогических ВУЗов/ В.М.Константинов, В.Т.Бутьев и другие;-М.: Издательский центр «Академия»,1999.
  24. Природа Тюменского севера. Под редакцией Рябицева В.К., Средне-Уральское книжное изд-во, 1991.
  25. Рябицев В.К. Птицы тундры- Свердловск: Средне-Уральское книжное изд-во, 1986.
  26. Саушкин Ю.Г. Географическое краеведение в школе.- М.: Просвещение,1982.
  27. Сергеев М.Г. Экология антропогенных ландшафтов: Учебное пособие.- Новосибирск: изд-во Новосибирского университета,1997.
  28. Соколов В.Е. Редкие и исчезающие животные. Млекопитающие: Справочное пособие.-М.: Высшая школа,1986.
  29. Хабарова Е.И., Панова С.А. Экология в таблицах. 10 (1) класс: Справочное пособие.-М.: Дрофа,2001.
  30. Школьный экологический мониторинг: Учебно-методическое пособие /под редакцией Т.Я.Ашихминой.-М.: АГАР,2000.
  31. Экология родного края/ под редакцией Т.Я.Ашихминой.- Киров: Вятка,1996
  32. Экология России. Хрестоматия./ Составитель В.Н.Кузнецов.-М.: АО «МДС», 1996.

 

                                 Литература для обучающихся.

  1. Введение в социальную экологию (учебное пособие, ч.1-М, 1994).
  2. Вернадский В.И. Химическое строение биосферы Земли и её окружения.-М.: «Наука», 1987.
  3. Вронский В.А. Экология: Словарь-справочник.- Ростов-на-Дону: Феникс,1997.
  4. Георгиевский А.Б., Попов Е.Б. Белые пятна эволюции: Книга для внеклассного чтения учащихся 10-1 класс средней школы-М.: Просвещение,1987.
  5. Гурова Т.Ф., Назаренко Л.В. Основы экологии рационального природопользования: Учебное пособие, изд-во «Оникс»,2005.
  6. Мамедов Н.М. Экология и техника (проблемы оптимальной ориентации развития техники).- М.: Знание,1988.
  7. Миллер Т. Жизнь в окружающей среде.Т.1. –М.: Прогресс-Пангея, 1993.
  8. Небел Б. Наука об окружающей среде: Как устроен мир. Т.1-2- М.: Мир,1993-1994.
  9. Радиоактивность и экология.- Нижний Новгород,1991.
  10. Реввель П., Реввель Ч. Среда нашего обитания. Кн. 4. Здоровье и среда, в которой мы живем.- Мир,1995.
  11. Чуйков Ю.С., Чуйкова Л.Ю., Сиговатова М.В. Основы экологических знаний (учебное пособие по экологии для 7-го класса средней школы).- Астрахань,1995.

 

РОССИЙСКАЯ   ФЕДЕРАЦИЯ

ЯМАЛО-НЕНЕЦКИЙ АВТОНОМНЫЙ ОКРУГ

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ПУРОВСКОГО РАЙОНА

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №2»

г.Тарко-Сале ПУРОВСКОГО РАЙОНА

629850, Ямало-Ненецкий автономный округ, Пуровский район, г.Тарко-Сале, ул. Республики 43 тел(факс)8(34997) 2-15-34  http://ts2-school.ucoz.ru/

 

 

 

 

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

детского экологического объединения

«Юный эколог»

Учитель: Мусина Раиля Асхатовна,

первая квалификационная категория

Тип программы: образовательная, развивающая

Возрастной состав: 13-17 лет

Продолжительность обучения: 2 года

 

 

 

«Утверждаю»

 Директор МБОУ «СОШ № 2»

г. Тарко-Сале Пуровского района

___________   Бархатова И.В.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

«Согласовано»

Зам. директора по  ВР         

 

  __________ /                      ./     

                                                                                                                

  Приказ №       от «       »          2017 г.

                            

 

 

 

 

 

 

2017-2018 учебный год

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Рабочая программа детского экологического объединения "Юный эколог" 13-17 лет, 2 года обуч"

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 2 месяца

Специалист по благоустройству

Получите профессию

Интернет-маркетолог

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 677 911 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 02.08.2020 247
    • DOCX 229 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Бородуля Елена Васильевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Бородуля Елена Васильевна
    Бородуля Елена Васильевна
    • На сайте: 3 года и 4 месяца
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 70883
    • Всего материалов: 209

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Методист-разработчик онлайн-курсов

Методист-разработчик онлайн-курсов

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 198 человек из 51 региона

Курс профессиональной переподготовки

Руководство электронной службой архивов, библиотек и информационно-библиотечных центров

Начальник отдела (заведующий отделом) архива

600 ч.

9840 руб. 5600 руб.
Подать заявку О курсе
  • Этот курс уже прошли 26 человек

Курс профессиональной переподготовки

Организация деятельности библиотекаря в профессиональном образовании

Библиотекарь

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3650 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 291 человек из 67 регионов
  • Этот курс уже прошли 853 человека

Курс повышения квалификации

Специалист в области охраны труда

72/180 ч.

от 1750 руб. от 1050 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 30 человек из 20 регионов
  • Этот курс уже прошли 162 человека

Мини-курс

Художественная гимнастика: углубленная физическая подготовка

3 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Развитие коммуникативных и здоровьесберегающих навыков

8 ч.

1180 руб. 590 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Основы русского языка: морфология, синтаксис, лексика

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 22 человека из 12 регионов
  • Этот курс уже прошли 15 человек