Пояснительная записка
НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫЕ
ДОКУМЕНТЫ.
Преподавание
учебного предмета «Биология» в 2019-2020 учебном году ведётся в соответствии со
следующими нормативными и распорядительными документами:
1. Закон «Об образовании
в Российской Федерации» от 29.12. 2012 года № 273-ФЗ (с изменениями и
дополнениями).
2. Распоряжение
Правительства РФ от 09.04.2016 № 637-р «Об утверждении Концепции преподавания
биологии в Российской Федерации».
3. Приказ
Минобрнауки России от 15 июня 2016 г. № 715 «Об утверждении Концепции развития
школьных информационно-библиотечных центров».
4. Приказ
Министерства образования РФ от 05.03.2004 года № 1089 «Об утверждении
федерального компонента государственных образовательных стандартов начального
общего, основного общего и среднего (полного) общего образования», с
изменениями и дополнениями от 07.06. 2017 года №506.
5. Приказ
Минобразования РФ от 09.03.2004 г. № 1312 «Об утверждении федерального
базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных
учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования» с
изменениями и дополнениями от: 20.08.2008 г., 30.08.2010 г., 03.06.2011 г.,
01.02.2012 г
6. Приказ
Министерства образования и науки РФ от 06.10.2009 года №373 «Об утверждении и
введении в действие федерального государственного образовательного стандарта
начального общего образования» (с изме нениями и дополнениями).
7. Приказ
Министерства образования и науки РФ от 17.12.2010 года № 1897 «Об утверждении
федерального государственного образовательного стандарта основного общего
образования» (с изменениями и дополнениями).
8. Приказ
Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.08.2013 года № 1015
«Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным
программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»
(с изменениями и дополнениями Приказ Минобрнауки России).
9. Приказ
Министерства образования и науки РФ от 30 марта 2016 г. №336 «Об утверждении
перечня средств обучения и воспитания, необходимых для реализации
образовательных программ начального общего, основного общего и среднего общего
образования, соответствующих современным условиям обучения, необходимого при
оснащении общеобразовательных организаций в целях реализации мероприятий по
содействию созданию в субъектах РФ (исходя из прогнозируемой потребности) новых
мест в образовательных организациях, критериев его формирования и требований к
функциональному оснащению, а также норматива стоимости оснащения одного места
обучающегося указанными средствами обучения и воспитания»
10. Приказ
Министерства образования и науки РФ от 31 марта 2014 г. № 253 «Об утверждении
федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации
имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального
общего, основного общего, среднего общего образования» с изменениями приказы
Министерства образования и науки Российской Федерации от 08.06.2015 года № 576,
от 26.01.2016 года № 38, от 29.12.2016 № 1677, от 08.06.2017 года № 535, от
05.07.2017 года № 629 и от 20.06.2017 года № 581 «О внесении изменений в
федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих
государственную аккредитацию образовательных программ начального общего,
основного общего, среднего общего образования, утвержденный приказом
Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.03.2014г № 253».
11. Постановление
Федеральной службы по надзору в свете защиты прав потребителей и благополучия
человека, Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12. 2010 года №
189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические
требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных
учреждениях», с изменениями.
12.Приказ Министерства образования и науки РФ от
29 июня 2017 г. № 613 “О внесении изменений в федеральный
государственный образовательный стандарт среднего общего образования,
утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от
17 мая 2012 г. № 413”
13. Приказ Минобрнауки России от 17.12.2010 N 1897 (ред. от 31.12.2015) Об
утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного
общего образования
На основании
следующих инструктивных и методических материалов:
1. Примерные
основные образовательные программы начального общего образования и основного
общего образования, внесенных в реестр образовательных программ, одобренных
федеральным учебно-методическим объединением по общему образованию (протокол от
8 апреля 2015г. № 1/5). http://fgosreestr.ru/.
2.
Примерная основная образовательная программа среднего общего образования
одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему
образованию (протокол от 28 июня 2016 г. № 2/16-з).
3.
Письмо Министерства образования и науки РФ от 01.04. 2005 г. № 03-417 «О
перечне учебного и компьютерного оборудования для оснащения общеобразовательных
учреждений».
4.
Рекомендации Министерства образования и науки РФ от 24.11.2011 г. № МД-1552/03
«Об оснащении общеобразовательных учреждений учебным и учебно-лабораторным
оборудованием».
5.
Образовательной программы МКОУ «Кудалинская СОШ» ;
6.Учебного
плана МКОУ «Кудалинская СОШ»на 2019-2020 учебный год;
7.Положения
о рабочей программе педагога по учебным предметам и
программам
внеурочной
деятельности в Муниципальном казенном общеобразовательном
учреждении
«Кудалинская средняя общеобразовательная школа» (пр.№1от
30.08.2019г).
Содержание учебного предмета, курса
Раздел
1. Введение. Науки, изучающие организм человека
Науки, изучающие организм человека: анатомия,
физиология, психология и гигиена. Их становление и методы исследования.
Раздел 2. Происхождение человека
Место человека в систематике. Доказательства
животного происхождения человека. Основные этапы эволюции человека. Влияние
биологических и социальных факторов на эволюцию человека. Человеческие расы.
Человек как вид.
Раздел 3. Строение организма
Структура тела. Органы и системы органов.
Клеточное строение организма. Ткани. Внешняя и внутренняя среда организма.
Строение и функции клетки. Роль ядра в передаче наследственных свойств
организма. Органоиды клетки. Деление. Жизненные процессы клетки: обмен веществ,
биосинтез и биологическое окисление, их значение. Роль ферментов в обмене
веществ. Рост и развитие клетки. Состояния физиологического покоя и
возбуждения. Ткани. Образование тканей. Эпителиальные, соединительные,
мышечные, нервная ткани. Строение и функция нейрона. Синапс. Рефлекторная
регуляция органов и систем организма. Центральная и периферическая части
нервной системы. Спинной и головной мозг. Нервы и нервные узлы. Рефлекс и
рефлекторная дуга. Нейронные цепи. Процессы возбуждения и торможения, их
значение. Чувствительные, вставочные и исполнительные нейроны. Прямые и
обратные связи. Роль рецепторов в восприятии раздражений.
Лабораторные и практические работы
Рассматривание клеток и тканей в оптический
микроскоп.
Микропрепараты клеток, эпителиальной,
соединительной, мышечной и нервной тканей.
Самонаблюдение мигательного рефлекса и условия
его проявления и торможения. Коленный рефлекс и др.
Раздел 4. Опорно-двигательная система (
Скелет и мышцы, их функции. Химический состав
костей, их макро_ и микростроение, типы костей. Скелет человека, его
приспособление к прямохождению, трудовой деятельности. Изменения, связанные с
развитием мозга и речи. Типы соединений костей: неподвижные, полуподвижные,
подвижные (суставы). Строение мышц и сухожилий. Обзор мышц человеческого тела.
Мышцы - антагонисты и синергисты. Работа скелетных мышц и их регуляция. Понятие
о двигательной единице. Изменение мышцы при тренировке. Последствия
гиподинамии. Энергетика мышечного сокращения. Динамическая и статическая
работа. Нарушения осанки и развитие плоскостопия: причины, выявление,
предупреждение и исправление. Первая помощь
при ушибах, переломах костей и вывихах суставов.
Демонстрация
Скелет и муляжи торса человека, черепа, костей
конечностей, позвонков. Распилы костей. Приёмы оказания первой помощи при
травмах.
Лабораторные и практические работы
Микроскопическое строение кости.
Мышцы человеческого тела (выполняется либо в
классе, либо дома).
Утомление при статической и динамической
работе.
Выявление нарушений осанки.
Выявление плоскостопия (выполняется дома).
Самонаблюдения работы основных мышц, роли
плечевого пояса в движениях руки.
Раздел 5. Внутренняя среда организма
Компоненты внутренней среды: кровь, тканевая
жидкость, лимфа. Их взаимодействие. Гомеостаз. Состав крови: плазма и форменные
элементы (тромбоциты, эритроциты, лейкоциты). Функции клеток крови. Свёртывание
крови. Роль кальция и витамина K в свёртывании крови.
Анализ крови. Малокровие. Кроветворение.
Борьба организма с инфекцией. Иммунитет. Защитные барьеры организма. Л. Пастер
и И. И. Мечников. Антигены и антитела. Специфический и неспецифический иммунитет.
Клеточный и гуморальный иммунитет. Иммунная система. Роль лимфоцитов в иммунной
защите. Фагоцитоз. Воспаление. Инфекционные и паразитарные болезни. Ворота
инфекции. Возбудители и переносчики болезни. Бацилла и вирусоносители. Течение
инфекционных болезней. Профилактика. Иммунология на службе здоровья: вакцины и
лечебные сыворотки. Естественный и искусственный иммунитет. Активный и
пассивный иммунитет. Тканевая совместимость. Переливание крови. Группы крови.
Резус - фактор. Пересадка органов и тканей.
Лабораторные и практические работы
Рассматривание крови человека и лягушки под
микроскопом.
Раздел 6. Кровеносная и лимфатическая системы
организма
Органы кровеносной и лимфатической систем, их
роль в организме. Строение кровеносных и лимфатических сосудов. Круги
кровообращения. Строение и работа сердца. Автоматизм сердца. Движение крови по
сосудам. Регуляция кровоснабжения органов. Артериальное давление крови,
пульс. Гигиена сердечнососудистой системы.
Доврачебная помощь при заболевании сердца и сосудов. Первая помощь при
кровотечениях.
Демонстрация
Модели сердца и торса человека. Приёмы
измерения артериального давления по методу Короткова. Приёмы остановки
кровотечений.
Лабораторные и практические работы
Положение венозных клапанов в опущенной и
поднятой руке.
Изменения в тканях при перетяжках,
затрудняющих кровообращение.
Определение скорости кровотока в сосудах
ногтевого ложа.
Опыты, выявляющие природу пульса.
Функциональная проба: реакция
сердечнососудистой системы на дозированную нагрузку.
Раздел 7. Дыхание
Значение
дыхания. Строение и функции органов дыхания. Голосообразование. Инфекционные и
органические заболевания дыхательных путей, миндалин и околоносовых пазух,
профилактика, доврачебная помощь. Газообмен в лёгких и тканях. Механизмы вдоха
и выдоха. Нервная и гуморальная регуляция дыхания. Охрана воздушной среды.
Функциональные возможности дыхательной системы как показатель здоровья.
Жизненная ёмкость лёгких. Выявление и предупреждение болезней органов дыхания.
Флюорография. Туберкулёз и рак лёгких. Первая помощь утопающему, при удушении и
заваливании землёй, электротравме. Клиническая и биологическая смерть.
Искусственное дыхание и непрямой массаж сердца. Реанимация. Влияние курения и
других вредных привычек на организм.
Демонстрация
Роль резонаторов, усиливающих
звук. Опыт по обнаружению углекислого газа в выдыхаемом воздухе. Измерение
жизненной ёмкости лёгких. Приёмы искусственного дыхания.
Лабораторные и практические работы
Определение частоты дыхания.
Измерение обхвата грудной клетки в состоянии
вдоха и выдоха.
Функциональные пробы с задержкой дыхания на
вдохе и выдохе.
Раздел 8. Пищеварение
Пищевые продукты и питательные вещества, их
роль в обмене веществ. Значение пищеварения. Строение и функции пищеварительной
системы: пищеварительный канал, пищеварительные железы. Пищеварение в различных
отделах пищеварительного тракта. Регуляция деятельности
пищеварительной системы. Заболевания органов
пищеварения, их профилактика. Гигиена органов пищеварения. Предупреждение
желудочно-кишечных инфекций и гельминтозов. Доврачебная помощь при пищевых
отравлениях.
Демонстрация
Торс человека.
Лабораторные и практические работы
Действие ферментов слюны на крахмал.
Самонаблюдения: определение положения слюнных
желёз, движение гортани при глотании.
Раздел 9. Обмен веществ и энергии
Обмен веществ и энергии- основное свойство
всех живых существ. Пластический и энергетический обмен. Обмен белков, жиров,
углеводов, воды и минеральных солей. Заменимые и незаменимые аминокислоты,
микро и макроэлементы. Роль ферментов в обмене веществ. Витамины. Энергозатраты
человека и пищевой рацион. Нормы и режим питания. Основной и общий обмен.
Энергетическая ёмкость пищи.
Лабораторные и практические работы
Установление зависимости между нагрузкой и
уровнем энергетического обмена по результатам функциональной пробы с задержкой
дыхания до и после нагрузки.
Составление пищевых рационов в зависимости от
энергозатраты.
Раздел 10. Покровные органы. Терморегуляция.
Выделение
Наружные покровы тела человека. Строение и
функции кожи. Ногти и волосы. Роль кожи в обменных процессах. Рецепторы кожи.
Участие в теплорегуляции. Уход за кожей, ногтями и волосами в зависимости от
типа кожи. Гигиена одежды и обуви. Причины кожных заболеваний. Грибковые и
паразитарные болезни, их профилактика и лечение у дерматолога. Травмы: ожоги,
обморожения. Терморегуляция организма. Закаливание. Доврачебная помощь при
общем охлаждении организма. Первая помощь при тепловом и солнечном ударах.
Значение органов выделения в поддержании гомеостаза внутренней среды организма.
Органы мочевыделительной системы, их строение и функции. Строение
и работа почек. Нефроны. Первичная и конечная
моча. Заболевания органов выделительной системы и их предупреждение.
Демонстрация
Модель почки.
Лабораторные и практические работы
Самонаблюдения: рассмотрение под лупой тыльной
и ладонной поверхности кисти.
Определение типа кожи с помощью бумажной
салфетки.
Определение совместимости шампуня с
особенностями местной воды.
Раздел 11. Нервная система
Значение нервной системы. Мозг и психика.
Строение нервной системы: спинной и головной мозг — центральная нервная
система, нервы и нервные узлы — периферическая. Строение и функции спинного
мозга. Строение головного мозга. Функции продолговатого, среднего мозга, моста
и мозжечка. Передний мозг. Функции промежуточного мозга и коры больших
полушарий. Старая и новая кора больших полушарий головного мозга.
Аналитико-синтетическая и замыкательная функции коры больших полушарий
головного мозга. Доли больших полушарий и сенсорные зоны коры. Соматический и
вегетативный отделы нервной системы. Симпатический и парасимпатический
подотделы вегетативной нервной системы, их взаимодействие.
Демонстрация
Модель головного мозга человека.
Лабораторные и практические работы
Пальценосовая проба и особенности движений,
связанных с функциями мозжечка и среднего мозга.
Рефлексы продолговатого и среднего мозга.
Штриховое раздражение кожи — тест,
определяющий изменение тонуса симпатического и парасимпатического отделов
вегетативной нервной системы при раздражении.
Раздел 12. Анализаторы. Органы чувств
Анализаторы и органы чувств. Значение
анализаторов. Достоверность получаемой информации. Иллюзии и их коррекция.
Зрительный анализатор. Положение и строение глаз. Ход лучей через прозрачную
среду глаза. Строение и функции сетчатки. Корковая часть зрительного
анализатора. Бинокулярное зрение. Гигиена зрения. Предупреждение глазных
болезней, травм глаза. Предупреждение близорукости и дальнозоркости. Коррекция
зрения. Слуховой анализатор. Значение слуха. Строение и функции наружного,
среднего и внутреннего уха. Рецепторы слуха. Корковая часть слухового
анализатора. Гигиена органов слуха. Причины тугоухости и глухоты, их
предупреждение. Органы равновесия, кожно-мышечной чувствительности, обоняния и
вкуса и их анализаторы. Взаимодействие анализаторов.
Демонстрация
Модели глаза и уха. Опыты, выявляющие функции
радужной оболочки, хрусталика, палочек и колбочек.
Лабораторные и практические работы
Опыты, выявляющие иллюзии, связанные с
бинокулярным зрением, а также зрительные, слуховые, тактильные иллюзии.
Обнаружение слепого пятна.
Определение остроты слуха.
Раздел 13. Высшая нервная деятельность.
Поведение. Психика
Вклад отечественных учёных в разработку учения
о высшей нервной деятельности. И. М. Сеченов и И. П. Павлов. Открытие центрального
торможения. Безусловные и условные рефлексы. Безусловное и условное торможение.
Закон взаимной индукции возбуждения, торможения. Учение А. А. Ухтомского о
доминанте. Врождённые программы поведения: безусловные рефлексы, инстинкты,
запечатление. Приобретённые программы поведения: условные рефлексы, рассудочная
деятельность, динамический стереотип. Биологические ритмы. Сон и бодрствование.
Стадии сна. Сновидения. Особенности высшей нервной деятельности человека: речь
и сознание, трудовая деятельность. Потребности людей
и животных. Речь как средство общения и как
средство организации своего поведения. Внешняя и внутренняя речь. Роль речи в
развитии высших психических функций. Осознанные действия и интуиция.
Познавательные процессы: ощущение, восприятие, представления, память,
воображение, мышление. Волевые действия, побудительная и тормозная функции
воли. Внушаемость и негативизм. Эмоции: эмоциональные реакции, эмоциональные
состояния и эмоциональные отношения (чувства). Внимание. Физиологические основы
внимания, его виды и основные свойства. Причины рассеянности. Воспитание
внимания, памяти, воли. Развитие наблюдательности и мышления.
Демонстрация
Безусловные и условные рефлексы человека (по
методу речевого подкрепления).
Двойственные изображения. Иллюзии установки.
Выполнение тестов на наблюдательность и
внимание, логическую и механическую память, консерватизм мышления и пр.
Лабораторные и практические работы
Выработка навыка зеркального письма как пример
разрушения старого и выработки нового динамического стереотипа.
Изменение числа колебаний образа усечённой
пирамиды при непроизвольном, произвольном внимании и при активной работе с
объектом.
Раздел 14. Железы внутренней секреции
(эндокринная система)
Железы внешней, внутренней и смешанной
секреции. Свойства гормонов. Взаимодействие нервной и гуморальной регуляции.
Промежуточный мозг и органы эндокринной системы. Гормоны гипофиза и щитовидной
железы, их влияние на рост и развитие, обмен веществ. Гормоны половых желёз,
надпочечников и поджелудочной железы. Причины сахарного диабета.
Демонстрация
Модель гортани с щитовидной железой. Модель
почек с надпочечниками.
Раздел 15. Индивидуальное развитие организма
Жизненные циклы организмов. Бесполое и половое
размножение. Преимущества полового размножения. Мужская и женская половые
системы. Сперматозоиды и яйцеклетки. Роль половых хромосом в определении пола
будущего ребёнка. Менструации и поллюции. Образование и развитие зародыша:
овуляция, оплодотворение яйцеклетки, укрепление зародыша в матке. Развитие
зародыша и плода.
Беременность и роды. Биогенетический закон
Геккеля—Мюллера и причины отступления от него. Влияние наркогенных веществ
(табака, алкоголя, наркотиков) на развитие и здоровье человека. Наследственные
и врождённые заболевания. Заболевания, передающиеся половым путём:
СПИД, сифилис и др.; их профилактика. Развитие
ребёнка после рождения. Новорождённый и грудной ребёнок, уход за ним. Половое
созревание. Биологическая и социальная зрелость. Вред ранних половых контактов
и абортов. Индивид и личность. Темперамент и характер. Самопознание,
общественный образ жизни, межличностные отношения. Стадии вхождения личности в
группу. Интересы, склонности, способности. Выбор жизненного пути.
Демонстрация
Тесты, определяющие тип темперамента.
Тематическое планирование. Биология. 8 класс
Содержание учебного предмета, курса
№
раздела рабочей программы
|
Название раздела рабочей программы
|
Количество
часов
|
Практические,
лабораторные
работы
|
Контрольные
работы
|
Раздел
1.
|
Введение. Науки, изучающие организм человека
|
2
|
|
|
Раздел
2.
|
Происхождение
человека.
|
2
|
|
|
Раздел
3.
|
Строение
организма человека
|
5
|
3
|
1
|
Раздел
4.
|
Опорно-двигательная
система
|
7
|
6
|
|
Раздел
5.
|
Внутренняя
среда организма
|
3
|
|
|
Раздел
6.
|
Кровеносная
и лимфатическая системы
|
7
|
3
|
1
|
Раздел
7.
|
Дыхательная
система
|
5
|
1
|
|
Раздел
8.
|
Пищеварительная
система
|
7
|
2
|
1
|
Раздел
9.
|
Обмен
веществ и энергии
|
3
|
1
|
|
Раздел
10.
|
Покровные
органы. Теплорегуляция. Выделение
|
5
|
2
|
1
|
Раздел
11.
|
Нервная
система.
|
5
|
1
|
|
Раздел
12.
|
Анализаторы.
Органы чувств
|
5
|
|
|
Раздел
13.
|
Высшая
нервная деятельность. Поведение. Психика
|
5
|
1
|
|
Раздел
14.
|
Железы
внутренней секреции
|
2
|
|
1
|
Раздел 15.
|
Индивидуальное
развитие организма
|
5
|
|
|
Итого:
|
|
102
часов
|
20
|
5
|
Планируемые результаты освоения учебного курса
Раздел 1. Введение. Науки, изучающие организм
человека
Предметные результаты обучения
Учащиеся должны знать:
—методы наук, изучающих человека;
—основные этапы развития наук, изучающих
человека.
Учащиеся должны уметь:
—выделять специфические особенности человека
как биосоциального существа.
Метапредметные результаты обучения
Учащиеся должны уметь:
—работать с учебником и дополнительной литературой
Раздел 2. Происхождение человека
Предметные результаты обучения
Учащиеся должны знать:
—место человека в систематике;
—основные этапы эволюции человека;
—человеческие расы.
Учащиеся должны уметь:
—объяснять место и роль человека в природе;
—определять черты сходства и различия человека
и животных;
—доказывать несостоятельность расистских
взглядов о преимуществах одних рас перед другими.
Метапредметные результаты обучения
Учащиеся должны уметь:
—составлять сообщения на основе обобщения
материала
учебника и дополнительной литературы;
—устанавливать причинно - следственные связи
при анализе основных этапов эволюции и происхождения человеческих рас.
Раздел 3. Строение организма человека
Предметные результаты обучения
Учащиеся должны знать:
—общее строение организма человека;
—строение тканей организма человека;
—рефлекторную регуляцию органов и систем
организма человека.
Учащиеся должны уметь:
—выделять существенные признаки организма
человека,
особенности его биологической природы;
—наблюдать и описывать клетки и ткани на
готовых микропрепаратах;
—выделять существенные признаки процессов
рефлекторной регуляции жизнедеятельности организма человека.
Метапредметные результаты обучения
Учащиеся должны уметь:
—сравнивать клетки, ткани организма человека и
делать
выводы на основе сравнения;
—проводить биологические исследования и делать
выводы на основе полученных результатов.
Раздел 4. Опорно-двигательная система
Предметные результаты обучения
Учащиеся должны знать:
—строение скелета и мышц, их функции.
Учащиеся должны уметь:
—объяснять особенности строения скелета
человека;
—распознавать на наглядных пособиях кости
скелета конечностей и их поясов;
—оказывать первую помощь при ушибах, переломах
костей и вывихах суставов.
Метапредметные результаты обучения
Учащиеся должны уметь:
—устанавливать причинно - следственные связи
на примере зависимости гибкости тела человека от строения его позвоночника.
Раздел 5. Внутренняя среда организма
Предметные результаты обучения
Учащиеся должны знать:
—компоненты внутренней среды организма
человека;
—защитные барьеры организма;
—правила переливания крови.
Учащиеся должны уметь:
—выявлять взаимосвязь между особенностями
строения
клеток крови и их функциями;
—проводить наблюдение и описание клеток крови
на готовых микропрепаратах.
Метапредметные результаты обучения
Учащиеся должны уметь:
—проводить сравнение клеток организма человека
и делать выводы на основе сравнения;
—выявлять взаимосвязи между особенностями
строения клеток крови и их функциями.
Раздел 6. Кровеносная и лимфатическая системы
организма
Предметные результаты обучения
Учащиеся должны знать:
—органы кровеносной и лимфатической систем, их
роль в организме;
—о заболеваниях сердца и сосудов и их
профилактике.
Учащиеся должны уметь:
—объяснять строение и роль кровеносной и
лимфатической систем;
—выделять особенности строения сосудистой
системы и движения крови по сосудам;
—измерять пульс и кровяное давление.
Метапредметные результаты обучения
Учащиеся должны уметь:
—находить в учебной и научно-популярной
литературе информацию о заболеваниях сердечнососудистой системы, оформлять её в
виде рефератов, докладов.
Раздел 7. Дыхание
Предметные результаты обучения
Учащиеся должны знать:
—строение и функции органов дыхания;
—механизмы вдоха и выдоха;
—нервную и гуморальную регуляцию дыхания.
Учащиеся должны уметь:
—выделять существенные признаки процессов
дыхания и газообмена;
—оказывать первую помощь при отравлении
угарным газом, спасении утопающего, простудных заболеваниях.
Метапредметные результаты обучения
Учащиеся должны уметь:
—находить в учебной и научно-популярной
литературе информацию об инфекционных заболеваниях, оформлять её в виде
рефератов, докладов.
Раздел 8. Пищеварение
Предметные результаты обучения
Учащиеся должны знать:
—строение и функции пищеварительной системы;
—пищевые продукты и питательные вещества, их
роль в обмене веществ;
—правила предупреждения желудочно -кишечных
инфекций и гельминтозов.
Учащиеся должны уметь:
—выделять существенные признаки процессов
питания и пищеварения;
—приводить доказательства соблюдения мер
профилактики нарушений работы пищеварительной системы.
Метапредметные результаты обучения
Учащиеся должны уметь:
—проводить биологические исследования и делать
выводы на основе полученных результатов.
Раздел 9. Обмен веществ и энергии
Предметные результаты обучения
Учащиеся должны знать:
—обмен веществ и энергии — основное свойство
всех живых существ;
—роль ферментов в обмене веществ;
—классификацию витаминов;
—нормы и режим питания.
Учащиеся должны уметь:
—выделять существенные признаки обмена веществ
и превращений энергии в организме человека;
—объяснять роль витаминов в организме
человека;
—приводить доказательства (аргументация)
необходимости соблюдения мер профилактики нарушений развития авитаминозов.
Метапредметные результаты обучения
Учащиеся должны уметь:
-классифицировать витамины.
Раздел 10. Покровные органы. Терморегуляция.
Выделение
Предметные результаты обучения
Учащиеся должны знать:
—наружные покровы тела человека;
—строение и функция кожи;
—органы мочевыделительной системы, их строение
и функции;
—заболевания органов выделительной системы и
способы их предупреждения.
Учащиеся должны уметь:
—выделять существенные признаки покровов тела,
терморегуляции;
—оказывать первую помощь при тепловом и
солнечном ударе, ожогах, обморожениях, травмах кожного покрова.
Метапредметные результаты обучения
Учащиеся должны уметь:
—проводить биологические исследования и делать
выводы на основе полученных результатов.
Раздел 11. Нервная система
Предметные результаты обучения
Учащиеся должны знать:
—строение нервной системы;
—соматический и вегетативный отделы нервной
системы.
Учащиеся должны уметь:
—объяснять значение нервной системы в
регуляции процессов жизнедеятельности;
—объяснять влияние отделов нервной системы на
деятельность органов.
Метапредметные результаты обучения
Учащиеся должны уметь:
—проводить биологические исследования и делать
выводы на основе полученных результатов.
Раздел 12. Анализаторы. Органы чувств
Предметные результаты обучения
Учащиеся должны знать:
—анализаторы и органы чувств, их значение.
Учащиеся должны уметь:
—выделять существенные признаки строения и
функционирования органов чувств.
Метапредметные результаты обучения
Учащиеся должны уметь:
—устанавливать причинно-следственные связи
между строением анализатора и выполняемой им функцией;
—проводить биологические исследования и делать
выводы на основе полученных результатов.
Раздел 13. Высшая нервная деятельность.
Поведение. Психика
Предметные результаты обучения
Учащиеся должны знать:
—вклад отечественных учёных в разработку
учения о высшей нервной деятельности;
—особенности высшей нервной деятельности
человека.
Учащиеся должны уметь:
—выделять существенные особенности поведения и
психики человека;
—объяснять роль обучения и воспитания в
развитии
поведения и психики человека;
—характеризовать особенности высшей нервной
деятельности человека и роль речи в развитии человека.
Метапредметные результаты обучения
Учащиеся должны уметь:
—классифицировать типы и виды памяти.
Раздел 14. Железы внутренней секреции
(эндокринная система)
Предметные результаты обучения
Учащиеся должны знать:
—железы внешней, внутренней и смешанной
секреции;
—взаимодействие нервной и гуморальной
регуляции.
Учащиеся должны уметь:
—выделять существенные признаки строения и
функционирования органов эндокринной системы;
—устанавливать единство нервной и гуморальной
регуляции.
Метапредметные результаты обучения
Учащиеся должны уметь:
—классифицировать железы в организме человека;
—устанавливать взаимосвязи при обсуждении
взаимодействия нервной и гуморальной регуляции.
Раздел 15. Индивидуальное развитие организма
Предметные результаты обучения
Учащиеся должны знать:
—жизненные циклы организмов;
—мужскую и женскую половые системы;
—наследственные и врождённые заболевания и
заболевания, передающиеся половым путём, а также меры их профилактики.
Учащиеся должны уметь:
—выделять существенные признаки органов
размножения человека;
—объяснять вредное влияние никотина, алкоголя
и наркотиков на развитие плода;
—приводить доказательства (аргументировать)
необходимости соблюдения мер профилактики инфекций, передающихся половым путём,
ВИЧ-инфекции, медико-генетического консультирования для предупреждения
наследственных заболеваний человека.
Метапредметные результаты обучения
Учащиеся должны уметь:
—приводить доказательства (аргументировать)
взаимосвязи человека и окружающей среды, зависимости здоровья человека от
состояния окружающей среды, необходимости защиты среды обитания человека.
Личностные результаты обучения
—Воспитание у учащихся чувства гордости за
российскую биологическую науку;
—соблюдать правила поведения в природе;
—понимание основных факторов, определяющих
взаимоотношения человека и природы;
—умение учащимися реализовывать теоретические
познания на практике;
—понимание учащимися ценности здорового и
безопасного образа жизни;
—признание учащихся ценности жизни во всех её
проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей
среде;
—осознание значения семьи в жизни человека и
общества;
—готовность и способность учащихся принимать
ценности семейной жизни;
—уважительное и заботливое отношение к членам
своей семьи;
—понимание значения обучения для повседневной
жизни и осознанного выбора профессии;
—проведение учащимися работы над ошибками для
внесения корректив в усваиваемые знания;
—признание права каждого на собственное
мнение;
—эмоционально-положительное отношение к
сверстникам;
—готовность учащихся к самостоятельным
поступкам и действиям на благо природы;
—умение отстаивать свою точку зрения;
—критичное отношение к своим поступкам,
осознание ответственности за их последствия;
—умение слушать и слышать другое мнение, вести
дискуссию, оперировать фактами как для доказательства, так
и для опровержения существующего мнения.
№
|
Дата
|
Тема урока,
|
|
|
план
|
факт
|
|
|
1.
|
|
|
Науки о человеке. Здоровье и его
охрана
|
|
2
|
|
|
Становление наук о
человеке
|
|
|
|
3
|
|
|
Систематическое положение человека
|
|
4-5
|
|
|
Историческое прошлое людей.
Расы человека. Среда
обитания
|
|
6
|
|
|
Общий обзор организма человека
|
|
|
7
|
|
|
Клеточное строение организма
|
|
|
8-9
|
|
|
Ткани: эпителиальная, соединительная, мышечная
Л.р. №1 «Рассматривание клеток и тканей
в оптический микроскоп»
|
|
|
10
|
|
|
Нервная ткань.
Л.р. №
2 «Коленный рефлекс»
|
|
|
11
|
|
|
Рефлекторная регуляция
Л.р. №3 «Самонаблюдение мигательного рефлекса и условия его проявления
и торможения». ЗАЧЕТ № 1
|
12-13
|
|
|
Значение
опорно-двигательного аппарата, его состав. Строение костей.
|
|
|
14-15
|
|
|
Скелет человека. Осевой скелет и скелет конечностей
Л.р. № 4.
«Микроскопическое
строение кости»
|
|
|
16
|
|
|
Соединения костей
|
|
|
17
|
|
|
Строение мышц. Обзор мышц человека.
Л.р. № 5 . «Работа основных мышц. Роль
плечевого пояса в движениях руки»
|
|
|
18-19
|
|
|
Работа скелетных мышц и её регуляция
Л.р. № 6. «Утомление при статической и динамической работе»
Л.р. № 7. «Самонаблюдение работы
основных мышц»
|
|
|
20
|
|
|
Нарушения опорно-двигательной системы
Л.р. №
8 «Выявление нарушений
осанки»
|
|
|
21
|
|
|
Первая помощь при ушибах, переломах костей и вывихах суставов.
Л.р. № 9. «Выявление плоскостопия»
|
|
|
22-23
|
|
|
Кровь и остальные компоненты внутренней среды организма
|
|
|
24
|
|
|
Борьба организма с
инфекцией. Иммунитет
|
|
|
25-26
|
|
|
Иммунология на службе здоровья. Тканевая совместимость.
Переливание крови.
|
|
|
27
|
|
|
Транспортные
системы организма
|
|
|
28-29
|
|
|
Круги
кровообращения
Л.р. № 10. «Измерение кровяного давления»
|
|
|
30
|
|
|
Строение
и работа сердца
|
|
|
31-32
|
|
|
Движение крови по сосудам. Регуляция кровоснабжения
Л.р. №
11
«Подсчёт
ударов пульса в покое и при физической нагрузке», (выполняется дома)
|
|
|
33
|
|
|
Гигиена
сердечнососудистой системы. Первая помощь при заболеваниях сердца и сосудов
Л.р. № 12. «Определение скорости кровотока в сосудах
ногтевого ложа»
|
|
|
34
|
|
|
Первая помощь при кровотечениях
|
|
|
35
|
|
|
Контрольно-обобщающий
урок по теме «Кровеносная и лимфатическая системы организма». ЗАЧЕТ № 2
|
|
|
36-37
|
|
|
Значение дыхания. Органы
дыхательной системы. Дыхательные пути, голосообразование. Заболевания
дыхательных путей
|
|
|
38
|
|
|
Лёгкие. Лёгочное и тканевое дыхание
|
|
|
39-40
|
|
|
Механизм
вдоха и выдоха. Регуляция дыхания. Охрана воздушной среды
Л.р. №
13. «Определение частоты дыхания»
|
|
|
41-42
|
|
|
Функциональные
возможности дыхательной системы как показатель здоровья. Болезни и травмы
органов дыхания: их профилактика, первая помощь.
Травмы органов дыхания:
профилактика, приемы реанимации
|
|
|
43-44
|
|
|
Питание и
пищеварение
|
|
|
45
|
|
|
Пищеварение
в ротовой полости.
Л.р. №
14. «Определение положения
слюнных желёз»
|
|
|
46-47
|
|
|
Пищеварение
в желудке и двенадцатиперстной кишке. Действие ферментов слюны и желудочного
сока
Л.р. №
15. «Действие ферментов
слюны на крахмал»
|
|
|
48
|
|
|
Всасывание. Роль печени. Функции
толстого кишечника
|
|
|
49
|
|
|
Регуляция пищеварения
|
|
|
50
|
|
|
Гигиена органов пищеварения.
Предупреждение желудочно-кишечных инфекций
|
|
|
51
|
|
|
Контрольно-обобщающий урок по теме «Дыхательная и
пищеварительная системы». ЗАЧЕТ № 3
|
|
|
52-53
|
|
|
Обмен
веществ и энергии — основное свойство всех живых существ
|
|
|
54
|
|
|
Витамины
|
|
|
55
|
|
|
Энергозатраты
человека и пищевой рацион
Л.р. № 16. «Установление зависимости между нагрузкой и
уровнем энергетического обмена по результатам функциональной пробы с задержкой
дыхания до и после нагрузки» (дома)
|
|
|
56
|
|
|
Покровы
тела. Кожа — наружный покровный орган.
Лаб. раб. 17. «Изучение под лупой тыльной и ладонной
поверхности кисти.
|
|
|
57
|
|
|
Уход за
кожей. Гигиена одежды и обуви. Болезни кожи
Лаб. раб. 18. Определение типа своей кожи с помощью
бумажной салфетки»
|
|
|
58
|
|
|
Терморегуляция организма.
Закаливание
|
|
|
59
|
|
|
Выделение
|
|
60
|
|
|
Контрольно-обобщающий урок по теме «Обмен веществ и энергии.
Покровная система».ЗАЧЕТ № 4
|
|
|
61
|
|
|
Значение нервной системы
|
|
|
62-63
|
|
|
Строение нервной системы. Спинной
мозг
|
|
|
64-65
|
|
|
Строение головного мозга. Функции
продолговатого и среднего мозга, моста и
|
|
|
66
|
|
|
Функции переднего мозга
|
|
|
67
|
|
|
Соматический
и автономный (вегетативный) отделы нервной системы
Л.р. № 19. «Рефлексы продолговатого и среднего мозга;
штриховое раздражение кожи – тест, определяющий изменение тонуса
симпатической и парасимпатической системы автономной нервной системы при
раздражении»
|
|
|
68
|
|
|
Анализаторы
|
|
|
69-70
|
|
|
Зрительный
анализатор
|
|
|
71
|
|
|
Гигиена
зрения. Предупреждение глазных болезней
|
|
|
72
73
|
|
|
Слуховой анализатор
Строение глаза
|
|
|
74-75
|
|
|
Органы равновесия, кожно-мышечное
чувство, обоняние и вкус
|
|
|
76-77
|
|
|
Вклад отечественных
учёных в разработку учения о высшей нервной деятельности
|
|
|
78-79
|
|
|
Врождённые и приобретённые
программы поведения
|
|
|
80
|
|
|
Сон и сновидения
|
|
|
81-82
|
|
|
Особенности высшей
нервной деятельности человека. Речь и сознание. Познавательные процессы
|
|
|
83-84
|
|
|
Воля. Эмоции. Внимание
Л.р. № 20. «Оценка внимания с помощью
теста»
|
|
|
85
|
|
|
Роль
эндокринной регуляции
|
|
|
86-87
|
|
|
Функция
желёз внутренней секреции. ЗАЧЕТ № 5
|
|
|
88
|
|
|
К.р. №5
Промежуточная аттестация (интегрированный
зачет)
|
|
|
89-90
|
|
|
Жизненные
циклы. Размножение. Половая система
|
|
|
91-92
|
|
|
Развитие
зародыша и плода. Беременность и роды
|
|
|
93-94
|
|
|
Наследственные
и врождённые заболевания.
|
|
|
95-96
|
|
|
Болезни, передающиеся половым путем
|
97-102
|
|
|
Интересы,
склонности, способности. Обобщение материала.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.