ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ
ЗАПИСКА
НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫЕ
ДОКУМЕНТЫ.
Преподавание учебного предмета «Биология» в 2019-2020 учебном году ведётся в
соответствии со следующими нормативными и распорядительными документами:
1.
Закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12. 2012 года № 273-ФЗ (с
изменениями и дополнениями).
2.
Распоряжение Правительства РФ от 09.04.2016 № 637-р «Об утверждении Концепции
преподавания биологии в Российской Федерации».
3.
Приказ Минобрнауки России от 15 июня 2016 г. № 715 «Об утверждении Концепции
развития школьных информационно-библиотечных центров».
4.
Приказ Министерства образования РФ от 05.03.2004 года № 1089 «Об утверждении
федерального компонента государственных образовательных стандартов начального
общего, основного общего и среднего (полного) общего образования», с
изменениями и дополнениями от 07.06. 2017 года №506.
5.
Приказ Минобразования РФ от 09.03.2004 г. № 1312 «Об утверждении федерального
базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений
Российской Федерации, реализующих программы общего образования» с изменениями и
дополнениями от: 20.08.2008 г., 30.08.2010 г., 03.06.2011 г., 01.02.2012 г
6.
Приказ Министерства образования и науки РФ от 06.10.2009 года №373 «Об
утверждении и введении в действие федерального государственного
образовательного стандарта начального общего образования» (с изме нениями и
дополнениями).
7.
Приказ Министерства образования и науки РФ от 17.12.2010 года № 1897 «Об
утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного
общего образования» (с изменениями и дополнениями).
8.
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.08.2013 года
№ 1015 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным
программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»
(с изменениями и дополнениям Приказ Минобрнауки России).
9.
Приказ Министерства образования и науки РФ от 30 марта 2016 г. №336 «Об
утверждении перечня средств обучения и воспитания, необходимых для реализации
образовательных программ начального общего, основного общего и среднего общего
образования, соответствующих современным условиям обучения, необходимого при оснащении
общеобразовательных организаций в целях реализации мероприятий по содействию
созданию в субъектах РФ (исходя из прогнозируемой потребности) новых мест в
образовательных организациях, критериев его формирования и требований к
функциональному оснащению, а также норматива стоимости оснащения одного места
обучающегося указанными средствами обучения и воспитания»
10.
Приказ Министерства образования и науки РФ от 31 марта 2014 г. № 253 «Об
утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при
реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ
начального общего, основного общего, среднего общего образования» с изменениями
приказы Министерства образования и науки Российской Федерации от 08.06.2015
года № 576, от 26.01.2016 года № 38, от 29.12.2016 № 1677, от 08.06.2017 года №
535, от 05.07.2017 года № 629 и от 20.06.2017 года № 581 «О внесении изменений
в федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации
имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального
общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденный приказом
Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.03.2014г № 253».
11.
Постановление Федеральной службы по надзору в свете защиты прав потребителей и
благополучия человека, Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.
2010 года № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10
«Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в
общеобразовательных учреждениях», с изменениями.
12.Приказ Министерства
образования и науки РФ от 29 июня 2017 г. № 613 “О внесении изменений
в федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего
образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской
Федерации от 17 мая 2012 г. № 413”
13. Приказ Минобрнауки России от 17.12.2010 N 1897 (ред.
от 31.12.2015) Об утверждении федерального государственного образовательного
стандарта основного общего образования
На
основании следующих инструктивных и методических материалов:
1. Примерные основные
образовательные программы начального общего образования и основного общего
образования, внесенных в реестр образовательных программ, одобренных
федеральным учебно-методическим объединением по общему образованию (протокол от
8 апреля 2015г. № 1/5). http://fgosreestr.ru/.
2. Примерная основная
образовательная программа среднего общего образования одобрена решением
федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол
от 28 июня 2016 г. № 2/16-з).
3. Письмо Министерства образования
и науки РФ от 01.04. 2005 г. № 03-417 «О перечне учебного и компьютерного
оборудования для оснащения общеобразовательных учреждений».
4. Рекомендации Министерства
образования и науки РФ от 24.11.2011 г. № МД-1552/03 «Об оснащении
общеобразовательных учреждений учебным и учебно-лабораторным оборудованием».
5. Образовательной программы
МКОУ «Кудалинская СОШ» ;
6.Учебного плана МКОУ
«Кудалинская СОШ»на 2019-2020 учебный год;
7.Положения о рабочей
программе педагога по учебным предметам и
программам
внеурочной деятельности в
Муниципальном казенном общеобразовательном
учреждении «Кудалинская
средняя общеобразовательная школа» (пр.№1от
30.08.2019г).
Рабочая программа по биологии
построена на Федерального государственного образовательного стандарта основного
общего образования, программы основного общего образования, авторской
программы В.В.Пасечника
Программа конкретизирует содержание
предметных тем, перечисленных в образовательном стандарте, рекомендует
последовательность их изучения и приводит примерное распределение учебных часов
на изучение каждого раздела курса.
В программе особое внимание уделено
содержанию, способствующему формированию современной естественнонаучной картины
мира, показано практическое применение биологических знаний.
Отбор содержания проведён с учётом
культуросообразного подхода, в соответствии с которым учащиеся должны освоить
содержание, значимое для формирования познавательной, нравственной и
эстетической культуры, сохранения окружающей среды и собственного здоровья, для
повседневной жизни и практической деятельности.
Построение учебного содержания
курса осуществляется последовательно от общего к частному с учётом реализации
внутрипредметных и метапредметных связей. В основу положено взаимодействие
научного, гуманистического, культурологического, личностно-деятельностного,
компетентностного подходов.
Изучение биологии на ступени
основного общего образования традиционно направлено на формирование у учащихся
представлений об отличительных особенностях объектов живой природы, их
многообразии и эволюции; о человеке как биосоциальном существе. Для
формирования у учащихся основ научного мировоззрения, развития интеллектуальных
способностей и познавательных интересов в процессе изучения биологии основное
внимание уделяется знакомству учащихся с методами научного познания живой
природы, постановке проблем, требующих от учащихся самостоятельной деятельности
по их разрешению.
Содержание курса направлено на
формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих развитие
познавательных и коммуникативных качеств личности. Обучающиеся включаются в
проектную и исследовательскую деятельность, основу которой составляют такие
учебные действия, как умение видеть проблемы, ставить вопросы,
классифицировать, наблюдать, проводить эксперимент, делать выводы, объяснять,
доказывать, защищать свои идеи, давать определения понятий, структурировать
материал и др. Учащиеся включаются в коммуникативную учебную деятельность, где
преобладают такие её виды, как умение полно и точно выражать свои мысли,
аргументировать свою точку зрения, работать в группе, представлять и сообщать
информацию в устной и письменной форме, вступать в диалог и т. д.
Предлагаемая рабочая программа
реализуется в учебнике биологии «Многообразие покрытосеменных растений» и
учебно-методических пособиях, созданных коллективом авторов под руководством
В. В. Пасечника.
В 6классе учащиеся получают знания
о строении, жизнедеятельности и многообразии растений, принципах их
классификации; знакомятся с эволюцией строения живых организмов, взаимосвязью
строения и функций органов и их систем, с индивидуальным развитием и эволюцией
растений. Они узнают о практическом значении биологических знаний как научной
основе охраны природы, природопользования, сельскохозяйственного производства,
медицины и здравоохранения, биотехнологии и отраслей производства, основанных
на использовании биологических систем.
Учащиеся должны усвоить и применять
в своей деятельности основные положения биологической науки о строении и
жизнедеятельности организмов, их индивидуальном и историческом развитии,
структуре, функционировании, многообразии экологических систем, их изменении
под влиянием деятельности человека; научиться принимать экологически правильные
решения в области природопользования.
Для понимания учащимися сущности
биологических явлений в программу введены лабораторные работы, экскурсии,
демонстрации опытов, проведение наблюдений. Все это дает возможность
направленно воздействовать на личность учащегося: тренировать память, развивать
наблюдательность, мышление, обучать приемам самостоятельной учебной
деятельности, способствовать развитию любознательности и интереса к предмету.
В
соответствии с учебным планом Кудалинской СОШ из компонента
общеобразовательного учреждения добавлен 1 час. Данная программа рассчитана на
преподавание курса биологии в 6 классе в объеме 2 часа в неделю.
6 класс
Учебно-тематический план
по предмету биология на 68 часов в год.
№п/п
|
Наименование
раздела, темы
|
Всего часов
|
Лаборатор
ные
работы
|
Контрольные
работы
|
1.
|
Повторение курса 5
класса
|
3
|
|
1
|
2.
|
Глава 1. Строение и многообразие покрытосеменных растений
|
26
|
11
|
1
|
2.
|
Глава 2. Жизнь
растений
|
20
|
1
|
2
|
3.
|
Глава 3. Классификация
растений
|
13
|
1
|
1
|
4.
|
Глава 4. Природные
сообщества
|
6
|
1
|
2
|
Итого:
|
|
68часов
|
14
|
7
|
Содержание
программы
Биология. Многообразие
покрытосеменных растений. 6 класс
(68 часов, 2 часа в неделю)
Повторение
курса 5 класса (3 часа)
Входная
контрольная работа
Строение
и многообразие покрытосеменных растений (26
часов)
Покрытосеменные.
Разнообразие, распространение, значение.
Строение
семян однодольных и двудольных растений. Виды корней и типы корневых систем.
Зоны (участки) корня. Видоизменения корней.
Побег.
Почки и их строение. Рост и развитие побега.
Внешнее
строение листа. Клеточное строение листа. Видоизменения листьев.
Строение
стебля. Многообразие стеблей. Видоизменения побегов.
Цветок
и его строение. Соцветия. Плоды и их классификация. Распространение плодов и
семян.
Демонстрация
Внешнее
и внутреннее строения корня. Строение почек (вегетативной и
генеративной) и расположение их на стебле. Строение листа. Макро- и
микростроение стебля. Различные виды соцветий. Сухие и сочные плоды.
Лабораторные
работы
Строение
семян двудольных растений. Строение зерновки пшеницы. Виды корней. Изучение
внутреннего и внешнего строения корня. Изучение строение почек. Изучение
строения листа. Изучение микростроения стебля. Изучение видоизмененных побегов.
Изучение строения цветка. Ознакомление с разными видами соцветий. Сухие и
сочные плоды.
Жизнь
растений (20часов)
Основные
процессы жизнедеятельности (питание, дыхание, обмен веществ, рост, развитие,
размножение).
Минеральное
и воздушное питание растений. Фотосинтез. Дыхание растений. Испарение воды.
Листопад. Передвижение воды и питательных веществ в растении. Прорастание
семян. Способы размножения растений. Размножение споровых растений. Размножение
голосеменных растений. Половое и бесполое (вегетативное) размножение
покрытосеменных растений.
Демонстрация
Опыты,
доказывающие значение воды, воздуха и тепла для прорастания семян; питание
проростков запасными веществами семени; получение вытяжки хлорофилла;
поглощение растениями углекислого газа и выделение кислорода на свету;
образование крахмала; дыхание растений; испарение воды листьями; передвижение
органических веществ по лубу.
Лабораторные
работы
Передвижение
воды и минеральных веществ по древесине.
Экскурсии
Зимние
явления в жизни растений.
Классификация
растений (13 часов)
Основные
систематические категории: вид, род, семейство, класс, отдел, царство.
Знакомство с классификацией цветковых растений.
Класс
Двудольные растения. Морфологическая характеристика 3—4 семейств (с учетом
местных условий).
Класс
Однодольные растения. Морфологическая характеристика злаков и лилейных.
Важнейшие
сельскохозяйственные растения, биологические основы их выращивания и
народнохозяйственное значение. (Выбор объектов зависит от специализации
растениеводства в каждой конкретной местности.)
Демонстрация
Живые
и гербарные растения, районированные сорта важнейших сельскохозяйственных
растений.
Лабораторные
работы
Выявление
признаков семейства по внешнему строению растений.
Природные
сообщества (6часов)
Взаимосвязь
растений с другими организмами. Симбиоз. Паразитизм. Растительные сообщества и
их типы.
Развитие
и смена растительных сообществ. Влияние деятельности человека на растительные
сообщества и влияние природной среды на человека.
Лабораторные
работы
Изучение
особенностей растений различных экологических групп
Экскурсии
Природное
сообщество и человек. Фенологические наблюдения за весенними явлениями в
природных сообществах.
Основные
знания и умения
Строение
и многообразие покрытосеменных растений
Предметные результаты обучения
Учащиеся должны знать:
— внешнее
и внутреннее строение органов цветковых растений;
— видоизменения
органов цветковых растений и их роль в жизни растений.
Учащиеся должны уметь:
— различать
и описывать органы цветковых растений;
— объяснять
связь особенностей строения органов растений со средой обитания;
— изучать
органы растений в ходе лабораторных работ.
Метапредметные результаты обучения
Учащиеся должны уметь:
— анализировать
и сравнивать изучаемые объекты;
— осуществлять
описание изучаемого объекта;
— определять
отношения объекта с другими объектами;
— определять
существенные признаки объекта;
— классифицировать
объекты;
— проводить
лабораторную работу в соответствии с инструкцией.
Жизнь растений
Предметные результаты обучения
Учащиеся должны знать:
— основные процессы
жизнедеятельности растений;
— особенности минерального и
воздушного питания растений;
— виды размножения растений и
их значение.
Учащиеся должны уметь:
— характеризовать основные процессы жизнедеятельности растений;
— объяснять значение основных
процессов жизнедеятельности растений;
— устанавливать взаимосвязь
между процессами дыхания и фотосинтеза;
— показывать значение
процессов фотосинтеза в жизни растений и в природе;
— объяснять роль различных
видов размножения у растений;
— определять всхожесть семян
растений.
Метапредметные результаты обучения
Учащиеся должны уметь:
— анализировать
результаты наблюдений и делать выводы;
— под
руководством учителя оформлять отчет, включающий описание эксперимента, его
результатов, выводов.
Классификация растений
Предметные результаты обучения
Учащиеся должны знать:
— основные
систематические категории: вид, род, семейство, класс, отдел, царство;
— характерные
признаки однодольных и двудольных растений;
— признаки
основных семейств однодольных и двудольных растений;
— важнейшие
сельскохозяйственные растения, биологические основы их выращивания и
народнохозяйственное значение.
Учащиеся должны уметь:
— делать
морфологическую
характеристику растений;
— выявлять
признаки семейства по внешнему строению растений;
— работать
с определительными карточками.
Метапредметные результаты обучения
Учащиеся должны уметь:
— различать
объем и содержание понятий;
— различать
родовое и видовое понятия;
— определять
аспект классификации;
— осуществлять
классификацию.
Природные
сообщества
Предметные результаты обучения
Учащиеся должны знать:
— взаимосвязь
растений с другими организмами;
— растительные
сообщества и их типы;
— закономерности
развития и смены растительных сообществ;
— о
результатах влияния деятельности человека на растительные сообщества и влияния
природной среды на человека.
Учащиеся должны уметь:
— устанавливать
взаимосвязь растений с другими организмами;
— определять
растительные сообщества и их типы;
— объяснять
влияние деятельности человека на растительные сообщества и влияние природной
среды на человека;
— проводить
фенологические наблюдения за весенними явлениями в природных сообществах.
Метапредметные результаты обучения
Учащиеся должны уметь:
— под
руководством учителя оформлять отчет, включающий описание объектов, наблюдений,
их результаты, выводы;
— организовывать
учебное взаимодействие в группе (распределять роли, договариваться друг с
другом и т. д.).
Личностные
результаты обучения
Учащиеся должны:
— испытывать чувство гордости за российскую
биологическую науку;
— соблюдать правила поведения в природе;
— понимать основные факторы, определяющие
взаимоотношения человека и природы;
— уметь реализовывать теоретические познания на
практике;
— осознавать значение обучения для повседневной
жизни и осознанного выбора профессии;
— понимать важность ответственного отношения к
учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию
на основе мотивации к обучению и познанию;
— проводить работу над ошибками для внесения
корректив в усваиваемые знания;
— испытывать любовь к природе, чувства уважения
к ученым, изучающим растительный мир, и эстетические чувства от общения с
растениями;
— признавать право каждого на собственное
мнение;
— проявлять готовность к самостоятельным
поступкам и действиям на благо природы;
— уметь отстаивать свою точку зрения;
— критично относиться к своим поступкам, нести
ответственность за их последствия;
— понимать необходимость ответственного,
бережного отношения к окружающей среде;
— уметь слушать и слышать другое мнение;
— уметь оперировать фактами как для
доказательства, так и для опровержения существующего мнения.
Литература
Основная литература:
1.Учебник В.В. Пасечник «Биология. Многообразие покрытосеменных
растений.
6 класс» М.; Дрофа 2014г.
Дополнительная литература:
2.Электронное
приложение к
учебнику
3.Рабочая тетрадь к учебнику В.В.
Пасечник «Биология. Многообразие покрытосеменных растений. 6 класс» М.;
Дрофа 2013г.
4. Тайны Живой
природы. Перевод с англ. А.М. Голова.-М., «РОСМЭН» 1999
5. Хочу все знать.
Про все на свете. Справочник для детей. «Ридерз Дайджест» 2001.
Методическая
литература:
6.А.А.
Калинина Поурочные разработки по биологии. Бактерии. Грибы. Растения. 6 класс.
М.: «Вако». 2011
7.
Рабочие программы по биологии 6-11 классы по программам Н.И.Сонина, В.Б.Захарова,
В.В.Пасечника, И.Н. Пономаревой. Авт.-сост.: И.П. Чередниченко, М.В. Оданович.
2-е изд., стереотип.- М.: Глобус, 2008
8.
Интернет – ресурсы
9.И.Н.Пономарева,
О.А. Корнилова, В.С. Кумченко. Биология. Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники.
М.:Вентана-Граф.
2001
10.Методическое пособие к учебнику В.В.Пасечник «Биология. Многообразие
покрытосеменных растений. 6 класс»
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.