ДЕПАРТАМЕНТ
ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ Г. БРАТСКА
МУНИЦИПАЛЬНОЕ
БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 1»
РАССМОТРЕНО
Заседание ШМО
МБОУ «СОШ №1»
Протокол № ___
от «__» _______ 2014г.
Ботвинко Н.П. __________
(подпись)
|
СОГЛАСОВАНО
Заседание МС
МБОУ «СОШ №1»
Протокол № ____
от «__» ______2014г.
Зам. Директора по УВР
Гаврилова М.А. __________
(подпись)
|
УТВЕРЖДЕНО
Приказ № ______
от «___» ______2014г.
Директор
МБОУ «СОШ №1»
Масловская Т.В. _______
(печать)
|
Рабочая программа
учебного курса
«Информатика и ИКТ»
для учащихся 2-х классов
2014 – 2015 уч. год
Образовательная
область: Математика и информатика
Учебно-методический
комплекс: «Школа России»
Составители:
Луковникова
Елена Михайловна
учитель
информатики МБОУ «СОШ № 1»,
II
квалификационной категории
Нестерова
Людмила Николаевна,
учитель
информатики МБОУ «СОШ № 1»
квалификационной категории нет
Братск,
2014 г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа
«Информатика и ИКТ» для учащихся 2 классов разработана на основе авторской программы по информатике УМК «Школа России» (А. Л. Семенов,
Т. А. Рудченко), в соответствии с требованиями Федерального
государственного образовательного стандарта начального общего образования, положением о рабочих программах МБОУ «СОШ № 1» с учетом межпредметных и
внутрипредметных связей, логики учебного процесса, задачи формирования у
младших школьников умения учиться.
Рабочая программа ориентирована на
использование учебно-методического комплекта:
-
Информатика. Учебник для нач. шк. / А. Л. Семёнов,
Т.А.Рудченко. — М.: Просвещение: Ин-т новых технологий, 2012.
-
Информатика. Рабочая тетрадь. / А. Л. Семёнов,
Т.А.Рудченко. — М.: Просвещение: Ин-т новых технологий, 2014
-
Информатика. Тетрадь проектов. /А.Л. Cемёнов, Т.А.
Рудченко. — М.: Просвещение: Ин-т новых технологий, 2014.
Рабочая программа включает разделы:
1.
Пояснительная записка
2.
Общая характеристика учебного предмета
3.
Описание места учебного предмета в учебном плане
4.
Описание ценностных ориентиров содержания учебного
предмета
5.
Содержание учебного предмета
6.
Личностные, метапредметные и предметные результаты
освоения учебного предмета
7.
Тематическое планирование
8.
Материально-техническое обеспечение образовательного
процесса
9.
Календарно-тематическое планирование
10.
Список литературы
Главная цель предмета
информатики – развивая логическое, алгоритмическое и системное мышление,
создавать предпосылку успешного освоения инвариантных фундаментальных знаний и
умений в областях, связанных с информатикой, которые вследствие непрерывного
обновления и изменения аппаратных и программных средств выходят на первое место
в формировании научного информационно-технологического потенциала общества.
Задачи изучения
предмета – научить ребят:
• работать в рамках
заданной среды по четко оговоренным правилам;
• ориентироваться в
потоке информации: просматривать, сортировать, искать необходимые сведения;
• читать и понимать
задание, рассуждать, доказывать свою точку зрения;
• работать с графически
представленной информацией: таблицей, схемой и т. п.;
• планировать
собственную и групповую работу, ориентируясь на поставленную цель, проверять и
корректировать планы;
• анализировать
языковые объекты;
•
использовать законы формальной логики в мыслительной деятельности.
Изменения, внесенные в
программу, взятую за основу написания Рабочей программы:
№ п/п
|
Изменение
|
Основание
|
Правила
игры
|
Уменьшение количества часов с 7 ч – до 4
ч.
|
Раздел «Правила игры» сокращен и связано
это с тем, что большая часть обучающихся темы данного раздела изучали в
рамках внеурочной деятельности «Компьютерная графика» в 1 классе. Темы
раздела очень просты и доступны. Поэтому считаем необходимым уменьшить
количество часов на изучение данного раздела за счет уплотнения материала.
|
Логические
значения выражений
|
Увеличение количества часов с 5 ч – до 6
ч.
|
Увеличение количества часов происходит
за счет 1 ч. темы «Цепочки» в связи с трудностями в освоении содержания темы.
|
Цепочки
|
Уменьшение количества часов с 6 ч – до 5
ч.
|
Сокращение количества часов происходит
за счет уплотнения учебного материала данного раздела. Связано это с тем, что
на 1 час увеличен раздел «Логические значения выражений».
|
Проекты
|
Увеличение количества часов с 3 ч – до 6
ч.
|
Увеличение количества часов происходит в
связи с практической значимостью проектной деятельности. Раздел увеличен за
счет 3 ч. темы «Правила игры».
|
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
В курсе условно можно выделить
следующие содержательные линии:
· основные информационные объекты и структуры (цепочка,
мешок, дерево, таблица);
· основные информационные действия (в том числе
логические) и процессы (поиск объекта по описанию, построение объекта по
описанию, группировка и упорядочение объектов, выполнение инструкции, в том
числе программы или алгоритма и пр.);
· основные информационные методы (метод перебора
полного или систематического, метод проб и ошибок, метод разбиения задачи на
подзадачи и пр.).
В
основе программы курса информатики лежит системно-деятельностный подход,
который реализуется с учетом специфики учебного предмета. Системно-деятельностный
подход реализуется не только за счет подбора содержания образования, но и за
счет определения наиболее оптимальных способов учебной деятельности. Наиболее
продуктивными на уроках информатики оказываются два вида учебной деятельности:
самостоятельная работа учащихся в рамках общих договоренностей (работа по
правилам) и проектная деятельность. Формирование умения работать по правилам
играет важную роль не только в обучении ребенка (особенно в обучении
информатике), но и в его жизни. К этой сфере относятся: умение следовать
правилам в повседневной жизни (правилам дорожного движения, режиму дня,
расписанию уроков и т. д.), умение выполнять регламентированные учебные действия,
лежащие в основе УУД, умение выполнять инструкции, в том числе формальные
алгоритмы и программы на уроках информатики.
Кроме
самостоятельной ценности работа по правилам позволяет реализовать на уроках
информатики компетентностный подход к обучению, который включает формирование
высокой степени компетентности в рамках курса, достаточной для самостоятельной
работы учащегося по решению задач. Компетентность учащегося в рамках курса
достигается за счет явного введения общих договоренностей (правил игры) – всех
понятий, возможных действий и ограничений. Самостоятельная работа учащихся с
курсом позволяет учесть индивидуальные особенности учащихся, построить
индивидуальные образовательные траектории для каждого обучающегося. При
возникновении проблем в решении задачи учащийся результативно сотрудничает с
учителем, обращаясь к нему за консультацией, вступая в равноправный диалог.
Компетентность учащегося в рамках задачи позволяет ему высказывать свои идеи,
предлагать новые способы решения задачи. В такое обсуждение часто включается
весь класс.
Другой
вид организации учебной деятельности, который подходит для урока информатики –
проектная деятельность. Это деятельность (чаще групповая) ребят по решению
практической информационной задачи. Выполнение проектов позволяет детям достичь
значимых для них результатов, мотивируют приобретение новых знаний, развивают
коммутативные и регулятивные умения и навыки.
ОПИСАНИЕ МЕСТА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ.
В соответствии с Примерным учебным планом для
образовательных учреждений, использующих УМК «Школа России», учебный предмет
«Информатика и ИКТ» представлен в предметной области «Математика и
информатика», изучается во 2 классе по одному часу в неделю.
Объём учебного времени на изучение предмета во
2 классе составляет 34 часа.
ОПИСАНИЕ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТИРОВ СОДЕРЖАНИЯ
УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Как говорилось выше, основной целью изучения информатики в
начальной школе является формирование у учащихся основ ИКТ-компетентности,
многие компоненты которой входят в структуру универсальных учебных действий
(УУД). Это и задает основные ценностные ориентиры содержания данного курса. С
точки зрения достижения метапредметных результатов обучения, а также
продолжения образования на более высших ступенях (в том числе и обучения
информатике в среднем и старшем звене), наиболее ценными являются следующие
компетенции, отраженные в содержании курса:
·
Основы логической и алгоритмической
компетентности, в частности овладение основами
логического и алгоритмического мышления, умением действовать в соответствии с
алгоритмом и строить простейшие алгоритмы.
·
Основы информационной грамотности, в частности овладение способами и приемами поиска, получения,
представления информации. В понятие информационной грамотности в частности
входит умение работать с информацией, представленной в различных видах: текст,
таблица, диаграмма, цепочка, совокупность и представлять информацию в различных
видах.
·
Основы ИКТ-квалификации, в частности овладение основами применения компьютеров (и других средств
ИКТ) для решения информационных задач.
·
Основы коммуникационной компетентности. В рамках данного учебного предмета наиболее активно формируются
стороны коммуникационной компетентности, связанные с приемом и передачей
информации. Сюда же относятся аспекты языковой компетентности, которые связаны
с овладением системой информационных понятий, использованием языка для приема и
передачи информации.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
2 класс (34 ч)
Правила игры – 4 час
Правила
работы с учебником (листами определений и задачами) и рабочей тетрадью, а также
тетрадью проектов. Техника безопасности и гигиена при
работе с компьютером.
Области – 2 час
Понятие
области. Выделение и раскрашивание областей картинки. Подсчёт областей в
картинке.
Логические значения утверждений – 6 ч
Понятия все/каждый
для элементов цепочки и мешка. Полный перебор элементов при поиске всех
объектов, удовлетворяющих условию. Понятия есть/нет для элементов
цепочки и мешка. Понятие все разные. Истинные и ложные утверждения.
Утверждения, истинность которых невозможно определить для данного объекта.
Утверждения, которые для данного объекта не имеют смысла.
Цепочка – 5 ч
Понятие о
цепочке как о конечной последовательности элементов. Одинаковые и разные
цепочки. Общий порядок элементов в цепочке – понятия: первый, второй,
третий и т. п., последний, предпоследний. Частичный
порядок элементов цепочки – понятия: следующий и предыдущий. Понятие о
числовом ряде (числовой линейке) как о цепочке, в которой числа стоят в порядке
предметного счёта. Понятия, связанные с порядком бусин от конца цепочки: первый
с конца, второй с конца, третий с конца и т. д. Понятия раньше/позже
для элементов цепочки. Понятия, связанные с отсчётом элементов от любого
элемента цепочки: второй после, третий после, первый перед, четвертый
перед и т. д. Цепочки в окружающем мире: цепочка дней недели, цепочка
месяцев. Календарь, как цепочка дней года. Понятия перед каждым и после
каждого для элементов цепочки. Длина цепочки как
число объектов в ней. Цепочка цепочек – цепочка, состоящая из цепочек. Цепочка
слов, цепочка чисел. Операция склеивания цепочек. Шифрование как замена каждого
элемента цепочки на другой элемент или цепочку из нескольких.
Мешки
– 6 ч
Понятие мешка как
неупорядоченного конечного мультимножества. Пустой мешок. Одинаковые и разные
мешки. Классификация объектов мешка по одному и по двум признакам. Мешок бусин
цепочки. Операция склеивания мешков цепочек.
Язык – 5 ч
Латинские буквы. Алфавитная цепочка
(русский и латинский алфавиты), алфавитная линейка. Слово как цепочка букв.
Именование, имя как цепочка букв и цифр. Буквы и знаки в русском тексте:
прописные и строчные буквы, дефис и апостроф, знаки препинания. Словарный порядок слов. Поиск слов в учебном словаре
и в настоящих словарях. Толковый словарь. Понятие толкования слова. Полное,
неполное и избыточное толкования. Решение лингвистических задач.
Проекты – 6 ч
Поиск двух одинаковых объектов в большой совокупности
объектов с использованием разбиения задачи на подзадачи и группового разделения
труда (проект «Разделяй и властвуй»).
Изготовление графического изображения (новогодней открытки) с
использованием набора готовых изображений средствами стандартного графического
редактора (проект «Новогодняя открытка»).
Исследование частотности использования букв и знаков в русских текстах
(проект «Буквы и знаки в русском тексте»).
Оформление и распечатка собственного текста с помощью
стандартного текстового редактора (проект «Наши рецепты»).
Изготовление в стандартном редакторе и демонстрация презентации,
включающей текст и фотографии (как снятые непосредственно, так и сканированные)
(проект «Мой лучший друг/Мой любимец»).
Работа с календарем на текущий год, научиться отмечать в
этом календаре государственные, семейные праздники и памятные даты,
упорядочивать даты в календарном порядке, использовать календарь для получения
информации о месяцах и днях года (Проект «Мой календарь»)
ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО
ПРЕДМЕТА
В результате работы по программе
учащимися должны быть достигнуты следующие результаты освоения основной
образовательной программы начального общего образования:
личностные:
1) овладение начальными навыками адаптации в динамично
изменяющемся и развивающемся мире;
2) развитие мотивов учебной деятельности;
3) развитие самостоятельности и личной ответственности за
свои поступки в информационной деятельности, на основе представлений о
нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
4) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и
сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и
находить выходы из спорных ситуаций;
метапредметные:
1) освоение способов решения проблем творческого и
поискового характера;
2) формирование умения планировать, контролировать и
оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её
реализации;
3) использование знаково-символических средств
представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов,
схем решения учебных и практических задач;
4) активное использование речевых средств и средств
информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и
познавательных задач;
5) использование различных способов поиска (в справочных
источниках и открытом учебном информационном пространстве Интернета), сбора,
обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в
соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями
учебного предмета, в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры,
фиксировать (записывать) в цифровой форме измеряемые величины и анализировать
изображения, звуки, готовить своё выступление и выступать с аудио-, видео- и
графическим сопровождением;
6) осознанно строить речевое высказывание в соответствии с
задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной форме;
7) овладение логическими действиями сравнения, анализа,
синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления
аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к
известным понятиям;
8) готовность слушать собеседника и вести диалог;
готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права
каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и
оценку событий;
9) готовность конструктивно разрешать конфликты посредством
учёта интересов сторон и сотрудничества;
10) овладение начальными сведениями о сущности и
особенностях информационных объектов, процессов и явлений действительности;
11) овладение базовыми предметными и межпредметными
понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и
процессами;
предметные:
обучающийся
научится:
-
строить и достраивать цепочку по системе условий;
-
проверять перебором выполнение заданного единичного
или двойного условия для совокупности цепочек (мощностью до 8 цепочек).
-
выделять одинаковые и разные цепочки из набора;
-
выполнять операцию склеивания цепочек, строить и
достраивать склеиваемые цепочки по заданному результату склеивания;
-
оперировать порядковыми числительными, а также
понятиями: последний, предпоследний, третий с конца и т.
п., второй после, третий перед и т. п.
-
оперировать понятиями: следующий / предыдущий,
идти раньше / идти позже;
-
оперировать понятиями: после каждой бусины, перед
каждой бусиной;
-
строить цепочки по индуктивному описанию;
-
строить цепочку по мешку ее бусин и заданным
свойствам;
-
шифровать и дешифровать слова с опорой на таблицу
шифрования;
-
организовывать полный перебор объектов (мешка);
-
оперировать понятиями все / каждый, есть
/ нет / всего в мешке;
-
строить и достраивать мешок по системе условий;
-
проверять перебором выполнение заданного единичного
или двойного условия для совокупности мешков (мощностью до 8 мешков).
-
выделять из набора одинаковые и разные мешки;
-
использовать и строить одномерные и двумерные
таблицы для мешка;
-
выполнять операцию склеивания двух мешков цепочек,
строить и достраивать склеиваемые мешки цепочек по заданному результату
склеивания;
-
сортировать объекты по одному и двум признакам;
-
строить мешок бусин цепочки;
-
в компьютерных задачах: решать задачи на построение
мешка при помощи инструмента «лапка» и библиотеки бусин.
-
определять значения истинности утверждений для
данного объекта;
-
выделять объект, соответствующий данным значениям
истинности нескольких утверждений;
-
строить объект, соответствующий данным значениям
истинности нескольких утверждений;
-
анализировать текст математического содержания (в
том числе, использующий конструкции «каждый / все», «есть / нет / есть всего»,
«не»);
-
анализировать с логической точки зрения учебные и
иные тексты.
-
правильно называть русские и латинские буквы в
именах объектов;
-
использовать имена для различных объектов;
-
сортировать слова в словарном порядке;
-
сопоставлять толкование слова со словарным,
определять его истинность.
-
вводить текст небольшого объёма с клавиатуры
компьютера.
-
планировать последовательность действий,
-
выполнять инструкции длиной до 10 пунктов;
-
последовательно выполнять указания инструкции,
содержащейся в условии задачи (и не выделенные специально в тексте задания).
-
подсчитывать буквы и знаки в русском тексте с
использованием таблицы;
-
искать слово в словаре любого объема;
-
оформлять информацию о погоде в виде сводной
таблицы;
-
упорядочивать массив методом сортировки слиянием;
-
использовать метод разбиения задачи на подзадачи в
задаче на поиск одинаковых фигурок;
-
использовать таблицу для мешка для поиска двух
одинаковых мешков;
Выпускник получит
возможность научиться:
-
проверять перебором одновременное выполнение 3–4
заданных условий для совокупности цепочек (мощностью до 10 цепочек).
-
проверять перебором одновременное выполнение 3–4
заданных условий для совокупности мешков (мощностью до 10 мешков);
-
выполнять операцию склеивания трёх и более мешков
цепочек с помощью построения дерева.
-
получить представление о ситуациях, когда
утверждение не имеет смысла для данного объекта.
-
решать простые лингвистические задачи
Учебно-тематический план
Таблица тематического распределения количества часов
№
|
Тема
|
Количество
часов
|
Программа
А. Л. Семенов, Т. А. Рудченко
|
Рабочая
программа
|
1
|
Правила
игры
|
7
|
4
|
2
|
Области
|
2
|
2
|
3
|
Логические
значения выражений
|
5
|
6
|
4
|
Цепочки
|
6
|
5
|
5
|
Мешки
|
6
|
6
|
6
|
Язык
|
5
|
5
|
7
|
Проекты
|
3
|
6
|
|
ИТОГО
|
34
|
34
|
Количество контрольных и практических работ
№
|
Тема
|
Количество часов
|
В том числе
|
Практические работы
|
Контрольные работы
|
1
|
Правила игры
|
4
|
6
|
0
|
2
|
Области
|
2
|
1
|
3
|
Логические значения
выражений
|
6
|
1
|
4
|
Цепочки
|
5
|
1
|
5
|
Мешки
|
6
|
1
|
6
|
Язык
|
5
|
1
|
7
|
Проекты
|
6
|
0
|
|
|
34
|
6
|
5
|
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
1.
Работа по данному курсу обеспечивается УМК:
-
Информатика. Учебник для нач. шк. / А. Л. Семёнов,
Т.А.Рудченко. — М.: Просвещение: Ин-т новых технологий, 2012.
-
Информатика. Рабочая тетрадь. / А. Л. Семёнов,
Т.А.Рудченко. — М.: Просвещение: Ин-т новых технологий, 2014
-
Информатика. Тетрадь проектов. /А.Л. Cемёнов, Т.А.
Рудченко. — М.: Просвещение: Ин-т новых технологий, 2014.
2.
Дополнительная литература:
-
Электронная версия книги для учителя размещена на
сайте: www.int-edu.ru
3. Технические средства обучения:
- классная маркерная доска с набором магнитов для крепления таблиц,
постеров и картинок;
- мультимедийный проектор;
- экспозиционный экран;
- персональный компьютер для учителя;
- персональный компьютер для учащихся (10 шт.)
- сканер;
- принтер лазерный.
4. Программные средства обучения:
- обучающие компьютерные программы;
- программами по обработке информации различного вида (текстовый
процессор, графический редактор, редактор презентаций, калькулятор)
- мультимедийные (цифровые) образовательные ресурсы, соответствующие
тематике программы по информатике.
- операционными система Windows 7.
- Компьютерная составляющая выложена на сайте Единой коллекции цифровых
образовательных ресурсов (http://school-collection.edu.ru/) в рамках ИУМК
«Информатика 1 – 4».
5. Оборудование класса:
- ученические двухместные столы с комплектом стульев;
- стол учительский;
- шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий и пр.;
- стол компьютерный (10 шт.);
- стул мягкий (10 шт.);
- подставка для ног (10 шт.).
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.