Инфоурок Биология Другие методич. материалы"Выявление условий развития плесневых грибов" (исследовательская работа)

"Выявление условий развития плесневых грибов" (исследовательская работа)

Скачать материал

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ АВТОНОМНОЙ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ

СИМФЕРОПОЛЬСКИЙ РОО

ЦЕНТР ДЕТСКОГО И ЮНОШЕСКОГО ТВОРЧЕСТВА

 

 

 

 

Всеукраинский конкурс:  «Юный исследователь»

 

«Выявление условий развития плесневых грибов. Их роль в природе и жизни человека».

 

                                                                                      

 

 

                                                                               

                                                    Работу выполнил:

 Шайков Алексей

                                                    учащейся 6-А класса

Перевальненской ОШ

 I-IIIступеней

                                                    Руководитель:

Кайко Султание Аметовна

учитель биологии

                                           

 

 

г. Симферополь , 2012г

Содержание

Стр.

I.ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………..3

II.ЛИТЕРАТУРНЫЙ ОБЗОР ПО ТЕМЕ

2.1.Многообразие грибов……………………………………………………4

2.2.Строение, условия жизни и размножение грибов……………...............5

2.3. Значение плесневых грибов в природе и для человека…………….....6

III. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ РАБОТЫ……………………………………....8

3.1.Выявление условий, необходимых для развития плесневых грибов.....8

IV.ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………..9

4.1.Выводы и предложения……………………………………………………9

V.БИБЛИОГРАФИЯ…………………………………………………………….10

IV.ПРИЛОЖЕНИЯ…………………………………………………………..11-16


 

I. ВВЕДЕНИЕ

С раннего детства мы видим вокруг себя множество растений и животных. Став взрослее, мы понимаем, насколько бывают разными окружающие нас деревья, цветы, животные. Даже просто зайдя в лес, можно увидеть сотни разных растений: деревья, кустарники, травы. И среди них – грибы. Грибы – это не растения и не животные, а представители особого царства. При слове «гриб» мы вспоминаем знакомые нам с детства белые, подосиновики, маслята, сыроежки, мухоморы, т.е нечто состоящее из шляпки и ножки, которое растет в лесу и попадает к нам в корзинку. Но грибы это не только те, которые растут в лесу. Покрылась сероватым налетом (плесенью) корочка хлеба, выросло на стене в сыром помещении что – то зеленоватое и неприятное, испортилось яблоко – все это работа грибов.

        Нам стало интересно узнать, почему один кусочек хлеба покрывается плесенью, а другой (на первый взгляд ничем не отличающийся от первого) остается в таком же виде как был. Почему на некоторых фруктах плесень появляется, а на других нет.

Гипотеза: мы предполагаем, что на развитие плесневых грибов влияет температура воздуха и влажность окружающей среды.

Мы решили найти ответы на следующие вопросы:

1. Какие условия необходимы для размножения плесени и как защитить продукты питания от порчи?

2. Вред или пользу приносят плесневые грибы человеку?

Цель работы:

1. Выявление условий развития плесневых грибов.

2. Определение роли плесневых грибов в природе и для человека.

Перед собой мы поставили следующие задачи:

1. Изучить различные источники с целью получения информации о месте плесени в мире грибов.

2. Выявить роль плесневых грибов в природе и их значение в жизни человека.

3. Экспериментально определить условия, необходимые для развития плесневых грибов.

Практическая значимость работы заключается в том, что мы хотим расширить наши знания о царстве грибов и познакомить с результатами нашего исследования учащихся  младших классов.


 

II. ЛИТЕРАТУРНЫЙ ОБЗОР ПО ТЕМЕ

2.1.Многообразие грибов

На уроках мы узнали, что с древних времен весь органический мир подразделяли на два больших царства: царство растений и царство животных. Грибы долгое время было принято относить к царству растений. С развитием науки биологии стали выделять четыре царства: царство бактерий, царство грибов, царство растений и царство животных. У грибов нет хлорофилла, как у зеленых растений, а это означает, что они не могут производить сахар из углекислого газа и воды. (Энциклопедия для детей «Я познаю мир. Растения»). В отличие от растений, для роста и размножения грибы нуждаются в готовой органической пище. Поэтому они поселяются на живых существах или на мертвых тканях, например на гниющих древесных стволах.

Существует множество форм грибов, не похожих друг на друга. Некоторые, например, дрожжи, состоят из одной клетки, и рассмотреть их можно только под микроскоп. Плесень похожа на студенистую пленку или на кусочек бархата – зеленого, серого, бурого.

В природе встречаются большое количество видов съедобных и ядовитых шляпочных грибов. На территории России известно свыше 150 видов грибов, пригодных для употребления в пищу человеком. Наиболее ценными являются белый гриб, рыжик, подосиновик, подберезовик. Человек искусственно выращивает на особых плантациях шампиньоны и некоторые другие съедобные виды.

Более 100 тысяч грибов обитают на нашей планете. Их можно встретить везде: в почве, в воде, на камнях, на растениях, в домах, на складах, на старых кострищах в лесу.

 

 

2.2.Строение, условия жизни и размножение грибов

 

Работая с литературными источниками, мы узнали, что тело гриба состоит из тонких белых ветвящихся нитей (гифов), образующих грибницу (или мицелий). Грибницы многих грибов похожи. Внешний же вид плодовых тел самый разнообразный, например, у шляпочных грибов плодовое тело состоит из шляпки и ножки. Условно грибы разделяют на макромицеты и микромицеты. Макромицеты – грибы с крупными плодовыми телами (шляпочные, дождевики, трутовые). Микромицеты - микроскопически малые грибы, образующие налеты, плесени на растениях и органических субстратах или живущие в почве и в водной среде.

Для нормального роста и развития грибов, кроме питательной среды, необходимо определенное сочетание других факторов внешней среды. Влажность и температура имеют наибольшее значение.

Большинство грибов размножаются с помощью спор, которые образуются в спорангиях. У шляпочных грибов споры созревают в плодовых телах. У плесневых споры образуются в спорангиях, которые формируются на концах гифов.

2.3. Значение плесневых грибов для человека

 

Многие грибы вредны. Так, плесени вызывают гниение и порчу продуктов, зерна, фруктов, а также тканей. Однако некоторые свойства грибов полезны для человека. Плесени вызывают не только порчу пищевых продуктов, например мукор, но и вырабатывают нужные нам вещества: ферменты, лекарственные средства, лимонную кислоту. Без кефирного грибка нельзя приготовить кефир, без дрожжей – хорошего пышного хлеба. Используют грибы в сыроварении. Есть даже специальные сыры с плесенью. Многие виды плесневых грибов (пеницилл, аспергилл) образуют особые вещества – антибиотики.

Из энциклопедии «Я познаю мир. Медицина» мы узнали, что антибиотики – (от греч. anti- — против и biоs — жизнь), это органические вещества, образуемые живыми организмами и обладающие способностью подавлять развитие микроорганизмов и задерживать рост опухолевых клеток.

Особый интерес у нас вызвал плесневый гриб под названием пеницилл.

Из мы узнали, что пеницилл - это плесневый гриб, образующий налет зеленого цвета, в том числе и на продуктах питания. Грибы, подобные пенициллу, участвуют в порче продуктов и разложении растительных и животных тканей. Вместе с тем, пеницилл образует вещество, которое убивает бактерии. Это антибиотик пенициллин. Он очень широко применяется в медицине с конца 40-х годов XX века для лечения многих инфекционных заболевании.

Посетив сайт www.mushroom.pp.ru мы узнали, что впервые чудодейственные свойства пенициллина были обнаружены еще в 1873 году русскими учеными В.А.Манасеиным и А.Г.Полотебновым. Но официальная лечебная история пенициллов ведется с 1928 года, когда профессор А. Флеминг ставил опыты в своей лаборатории над грозной бактерией стафилококком. Спустя 12 лет А. Флемминг вместе с соотечественниками - химиками Х. Флори и Д. Чайном выделили из пеницилла антибиотик и очистили его.

В начале 40 – х годов XX в. советским микробиологам удалось получить отечественный пенициллин. В 1941 г. в одном московском бомбоубежище ученые расставили чашечки с картофелем, смоченным старым раствором медного купороса. Это были ловушки для плесневых грибков. Как только в чашечках появился зеленый пушок, его немедленно отправляли в лабораторию, где профессор З. В. Ермольева и ее помощница Т. И. Березина подвергали посев всесторонним исследованиям. Экспериментаторы работали как одержимые, пока не удалось получить из зеленых кистевиков пенициллин.

Первым пациентом, исцеленным советским пенициллином оказался боец, раненый в грудь осколком снаряда. В полевом госпитале осколок вынули из его груди, однако рваная рана долго не заживала. Микробы стафилококка свирепствовали в крови раненого. Бойца в бессознательном состоянии доставили в Центральный госпиталь, где ввели нужную дозу пенициллина. Рана быстро стала заживать. В первые два месяца, благодаря лечению пенициллином, в Центральном госпитале поправилось более тысячи фронтовиков.

Прошли годы. В разных городах нашей страны работают предприятия по производству пенициллина, где его получают, выращивая зеленую плесень в огромных чанах. Его используют при лечении таких заболеваний, как воспаление легких, бронхит, гнойные заболевания и многие другие воспалительные процессы.

Огромное количество спор гриба пеницилла рассеяны по всюду. Главное место его обитания в природе - почва.


 

III.ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ РАБОТЫ

 

3.1. Выявление условий, необходимых для развития плесневых грибов

 

Для выявления условий развития плесневых грибов мы поставили опыты. Были взяты три кусочка хлеба и три корки апельсина. Мы поместили их в разные контейнеры. В первый, третий и пятый поместили кусочки хлеба, а во второй, четвертый и шестой – корочки апельсина. На дно первого, второго, пятого и шестого контейнеров положили влажные салфетки. На дно третьего и четвертого контейнеров – сухие салфетки.

Первый и второй контейнеры мы поместили в теплое место (при комнатной температуре). Третий и четвертый – также в теплое место, а пятый и шестой – в холодильник.

Результаты своих наблюдений мы занесли в таблицу (Приложение 1).

Через неделю после закладки опыта кусочки апельсина и хлеба в контейнерах под №1 и №2 покрылись полностью плесенью, а в остальных контейнерах остались без изменений.

Мы решили изменить условия для контейнеров №5 и №6 и перенесли их из холодильника в теплое место.

Через два дня на кусочке хлеба в контейнере №5 появился сероватый налет, а на апельсине в контейнере №6 белый налет. Хлеб и корочки апельсина в контейнерах №3 и №4 оставались без изменений.

Таким образом, мы сделали следующие выводы:

- важными условиями развития плесеней являются влажность и тепло. Сухость воздуха и низкая температура являются главными препятствиями для развития плесеней.

        Также мы заметили, что появившаяся плесень на корочке хлеба была серого цвета, а на кожуре апельсина – зеленая.

        Работая с литературными источниками, мы уже знаем, что серая плесень – это гриб мукор, а зеленая – пеницилл.

Мы рассмотрели появившуюся на корочке хлеба плесень под микроскопом. Сравнив результаты своих наблюдений с рисунками из справочной литературы, мы сделали вывод, что на хлебе образовался гриб мукор.


 

IV. ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

4.1.Выводы и предложения

Проделав опыт, мы подтвердили наш предположение: влажность воздуха и тепло являются главными условиями развития плесневых грибов. На разных пищевых продуктах развиваются разные виды плесневых грибов. Но условия развития плесневых грибов сходные.

Значит, чтобы сохранить продукты питания от плесени, необходимо хранить их в сухом и прохладном месте.

Изучив различные литературные источники, мы узнали, что роль плесневых грибов разнообразна. Они не только вызывают порчу продуктов питания. Не будь плесневых грибов, наша планета была бы погребена под горами различного мусора и жизнь бы прекратилась. Именно эти грибы первыми утилизируют лесные отходы.

          Плесневый гриб пеницилл оказал человечеству огромную помощь в развитии медицины. В начале ХХ в. ученые случайно обнаружили, что болезнетворные бактерии погибают в присутствии зелёной плесени - пеницилла. С тех пор вырабатываемое из этого гриба лекарство – пенициллин - стало самым важным антибиотиком, применение которого спасло миллионы человеческих жизней.

           Из плесневых грибов изготавливают и другие лекарства (стрептомицин), применяемые при лечении инфекционных заболеваний, также получают ферменты, лимонную кислоту. Некоторые виды плесневых грибов используют при изготовлении сыров.


 

V. БИБЛИОГРАФИЯ

 

1. Багрова Л.А., Хинн О.Г. Я познаю мир. Растения / / Энциклопедия для детей. - М.: ООО «Издательство АСТ - ЛТД». - 1997г.

2. Я познаю мир. Экология// Энциклопедия для детей. - Москва.: ООО « Издательство АСТ ЛТД ». - 1997г.

3. Буянов. Н.Ю. Я познаю мир. Медицина// Энциклопедия для детей. - Москва.: ООО « Издательство АСТ ЛТД ». - 1997г.

4. Плешаков В.В. Зеленые страницы./ /Книга для учащихся начальных классов.- М.: «Просвещение» .-2000г.

5. Плешаков В.В. Мир вокруг нас. 3 класс . 1 часть.//Учебник для 3 класса начальной школы.- М.: «Просвещение».-2006г.

6. Дунаев Арсений. Исследовательская работа на тему. Плесень – разновидность грибов. – Екатеринбург. 2006.г.


 

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Таблица с результатами наблюдений.

 

1 контейнер.

2 контейнер.

3 контейнер

4 контейнер

5 контейнер

6 контейнер

число

10.01.2012

Закладка опыта

12.01.2012

Появился белый налет. Видны мелкие черные вкрапления.

Появился белый налет

Без изменений

Без изменении

Без изменений

Без изменений

14.01.2012

Кусок хлеба почти весь покрылся беловато – серым налетом. Местами наблюдали черные пятна.

Корка апельсина покрылась вся беловатым налетом,

местами переходящий в зеленый цвет

Без изменений

Без изменений

Без изменений

Без изменений

16.01.2012

Весь кусок покрыт бархатистым серым налетом

Корка апельсина покрылась порошкообразным зеленым налетом

Кусочки высохли. Налет не появился.

Кусочки высохли. Налет не появился

Без изменений.

Без изменений.

18.02.2012

Плесень темно – серого цвета покрыла весь кусочек хлеба

Вся корка в зеленом налете.

Налет не появился.

Налет не появился.

Без изменений.

Без изменений.

20.02.2012

Количество плесени увеличилось

Количество плесени увеличилось

Налет не появился

Налет не появился

Без изменений.

Без изменений.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал ""Выявление условий развития плесневых грибов" (исследовательская работа)"

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 2 месяца

Директор дома творчества

Получите профессию

Экскурсовод (гид)

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

С раннего детства мы видим вокруг себя множество растений и животных. Став взрослее, мы понимаем, насколько бывают разными окружающие нас деревья, цветы, животные. Даже просто зайдя в лес, можно увидеть сотни разных растений: деревья, кустарники, травы. И среди них – грибы. Грибы – это не растения и не животные, а представители особого царства. При слове «гриб» мы вспоминаем знакомые нам с детства белые, подосиновики, маслята, сыроежки, мухоморы, т.е нечто состоящее из шляпки и ножки, которое растет в лесу и попадает к нам в корзинку. Но грибы это не только те, которые растут в лесу. Покрылась сероватым налетом (плесенью) корочка хлеба, выросло на стене в сыром помещении что – то зеленоватое и неприятное, испортилось яблоко – все это работа грибов.

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 626 831 материал в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 10.01.2015 859
    • DOCX 73.5 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Кайко Султание Аметовна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Кайко Султание Аметовна
    Кайко Султание Аметовна
    • На сайте: 9 лет и 2 месяца
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 258274
    • Всего материалов: 43

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Технолог-калькулятор общественного питания

Технолог-калькулятор общественного питания

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс профессиональной переподготовки

Биология: теория и методика преподавания в образовательной организации

Учитель биологии

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3950 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 456 человек из 69 регионов

Курс повышения квалификации

Нанотехнологии и наноматериалы в биологии. Нанобиотехнологическая продукция

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Особенности подготовки к проведению ВПР в рамках мониторинга качества образования обучающихся по учебному предмету «Биология» в условиях реализации ФГОС СОО

72 ч. — 180 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 25 человек из 20 регионов

Мини-курс

Судебные процессы и взыскание убытков: правовые аспекты и процедуры

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Цифровая трансформация в бизнесе: аспекты управления и развития

3 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Музыка в мире: народные и культурные аспекты

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе