“Системно – деятельностный подход как
основа кружкового занятия”
Системно-деятельностный
подход наиболее полно на сегодняшний день описывает основные психологические условия
и механизмы процесса учения, структуру учебной деятельности учащихся. Да,
личностное, социальное, познавательное развитие учащихся определяется
характером организации их деятельности, в первую очередь учебной. Но ведь и
воспитание (может быть, в большей степени) предстает как процесс, в ходе
которого организуются разные виды деятельности, и воспитанник находит свой
смысл в ней, преобразуя тем самым свою ценностно – смысловую сферу, т.е.
сегодня приоритет смещается в сторону формирования деятельностных способностей
учащегося.
Потому
в современных условиях именно системно-деятельностный подход должен создать
основу для получения качественно новых воспитательных результатов.
Сообщение темы методсовещания,
направлений работы.
1. В рамках введения ФГОС знаковым
является наличие в нем воспитательного компонента, который включается в
государственные стандарты впервые в истории отечественной системы образования.
Его необходимость обусловлена ростом социального статуса воспитания в
российском обществе, приоритетностью задач духовно-нравственного развития
личности, усиления воспитательного потенциала школы, призванной обеспечить
готовность учащихся к жизненному самоопределению, их социальную адаптацию.
Конечно, работа по
реализации воспитательного компонента ФГОС потребует от педагогического
сообщества глубокого и вдумчивого подхода к организации воспитательного
процесса.
Согласно ФГОС нового
поколения успешность современного человека определяют ориентированность на
знания и использование новых технологий, активная жизненная позиция, установка
на рациональное использование своего времени и проектирование своего будущего,
активное финансовое поведение, эффективное социальное сотрудничество, здоровый
и безопасный образ жизни. Для взращивания такого типа человека в стандартах
предлагается системно-деятельностный подход.
Зачем был введён системно-деятельностный
подход? Понятие системно-деятельностного подхода было введено в 1985
г. как особого рода понятие, снимающее оппозицию внутри отечественной
психологической науки между системным подходом, который разрабатывался в
исследованиях классиков нашей отечественной науки (таких, как Б.Г.Ананьев,
Б.Ф.Ломов и целый ряд исследователей), и деятельностным, который всегда был
системным (его разрабатывали Л.С.Выготский, Л.В.Занков, А.Р.Лурия,
Д.Б.Эльконин, В.В.Давыдов и многие другие исследователи).
Системно-деятельностный подход является попыткой объединения этих подходов.
Китайская
мудрость гласит: «Я слышу – я забываю, я вижу – я запоминаю, я делаю – я
усваиваю». В системно-деятельностном подходе категория "деятельности"
занимает одно из ключевых мест и предполагает ориентацию на результат
образования как системообразующий компонент cтандарта,
где развитие личности обучающегося на основе усвоения универсальных учебных
действий, познания и освоения мира составляет цель и основной результат
образования, т.е. деятельность – это всегда целеустремленная система,
нацеленная на результат.
Системно - деятельностный подход обусловливает изменение общей парадигмы
воспитания, которая находит отражение в переходе: от стихийности воспитывающй
деятельности к ее целенаправленной мотивированной организации, когда
учитываются возрастные периоды развития учащегося, виды деятельности и их
сменяемость, когда налици сотрудничество и управление этой деятельностью, когда
обязательны результаты и рефлексия.
При организации
внеурочной деятельности в общеобразовательных учреждениях целесообразно
использовать разнообразные формы организации деятельности обучающихся
(экскурсии, кружковые и секционные занятия, клубные заседания, круглые столы,
конференции, диспуты, школьные научные общества, олимпиады, соревнования,
поисковые и научные исследования, общественно полезные практики и т.д.),
которые отличны от организационных форм в урочной системе обучения.
Мы говорим о
системно-деятельностном подходе в образовании и не отрываем это понятие от
воспитательного процесса. Только в условиях деятельностного подхода, а не
потока информации, нравоучений человек выступает как личность. Взаимодействуя с
миром, человек учится строить самого себя, оценивать себя и самоанализировать
свои действия.
Принципиальным
отличием технологии деятельностного метода от традиционного технологии
демонстрационно-наглядного метода воспитания является, во-первых, то, что
предложенная структура описывает деятельность не руководителя кружка, а
учащихся.
Позиция педагога к воспитанникам кружка не
с ответом, а с вопросом.
Позиция воспитанника: за познанием
мира в специально организованных условиях.
Основная идея этого подхода
заключаются в том, что главный результат образования - это не отдельные знания,
предложенные руководителем кружка, а способность и готовность ученика к
эффективной и продуктивной самостоятельной творческой деятельности в различных,
в т.ч. и социально-значимых ситуациях.
Как же осуществляется
системно – деятельностный подход в воспитании в нашей школе-комплексе?
а) через КТД (примеры)
б) через проектирование и исследование на
учебных и кружковых занятиях.
Проект — это такая открытая и динамичная
форма организации учебной и воспитательной деятельности учащегося и педагогической
деятельности руководителя кружка, которая предполагает их выбор и творческие
решения. Это все рядом – обучение и воспитание. Работа над проектом позволяет
ребятам действовать самостоятельно, позволяет научиться учиться, реализовать
свои творческие способности.
В младшем школьном
возрасте усвоение нового материала во многом определяется значимостью учебной
деятельности, а также ростом познавательных интересов. Важно так формировать
деятельность, чтобы она была значима для ребенка, нова и интересна. Одна из
основных трудностей усвоения знаний в школе состоит в том, что ребенок не может
найти им применения на практике, маленький еще, неопытный. Кроме того, младших
школьников не удовлетворяет далекая перспектива обучения: заниматься в школе,
чтобы применять свои знания во взрослой жизни. Они хотят получить практический
результат сейчас, а не через годы. Это можно сделать на кружковых занятиях
через проектно-игровую деятельность. Проектная деятельность предоставляет
детям возможность увидеть и прочувствовать практическое применение добытых ими
знаний, будь то учебные или воспитательные проекты.
Именно в такой
работе ученики учатся не только открывать для себя новые знания, но и сами
открывают в себе, то, что им больше всего интересно. За время работы над
проектом они учатся пользоваться дополнительной литературой, отбирать нужную
информацию, делать выводы, оценивать не только себя, но и свою работу (примеры).
Вывод: проектная
деятельность, деловые игры, коллективные творческие дела – это все то, что
направлено на практическое общение, что имеет мотивационную обусловленность и
предполагает создание у детей установки на самостоятельность, свободу выбора и
готовит их жизни – это и есть системно-деятельностный подход, который приносит,
несомненно, свои плоды не сразу, но ведет к достижениям.
в) Деятельностный метод особую роль
играет и в дополнительном образовании учащихся. Ведь дело касается создания условий для
развития творческих интересов детей и включения их в художественную, декоративно-прикладную,
спортивную и другую деятельность. Через деятельность и в процессе деятельности
человек становится самим собой. (примеры работы объединений ДО на
мероприятиях в школе, городе, республике)
Примеры позволяют нам
сделать вывод, что сегодня необходимое активизировать деятельностный компонент
воспитания, т.к. системно-деятельностный
подход нацелен на развитие личности, на процесс нравственного обогащения.
духовно – нравственного развития учащихся. Метод тем и хорош, что он обеспечивает
рост творческого потенциала ученика, тренирует коммуникативные способности,
создаёт основу для самостоятельной успешной адаптации в социуме.
Заключение. В «Концепции модернизации
Российского образования» говорится: «Развивающемуся обществу нужны современно
образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно
принимать решения… прогнозируя их возможные последствия, отличающиеся
мобильностью…, способные к сотрудничеству…,обладающие чувством ответственности
за судьбу страны, её социально-экономическое процветание».
Вполне возможно, что школьник таким и станет, окончив нашу
школу-комплекс.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.