Инфоурок Другое Другие методич. материалы"Семейное воспитание в условиях школы - интернат"

"Семейное воспитание в условиях школы - интернат"

Скачать материал

 

 

 

 

 

 

 

«Семейное воспитание в условиях школы - интернат».

Устьянцева Нона Джемальевна

Государственное бюджетное образовательное учреждение Республики Хакасия для детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, «Черногорская специальная (коррекционная) школа - интернат».

город Черногорск, Республика Хакасия.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Семейное воспитание в условиях школы – интернат.        

        Семейное воспитание детей в условиях школы – интернат  - это одна из наиболее важных, актуальных и сложных проблем воспитательного процесса.http://www.tsput.ru/res/other/Bschool/IMAGES/cross.gif Семья играет важную роль в умственном развитии ребенка, влияет на отношение детей к учебе, во многом определяет ее успешность и имеет важное значение в овладении человекам социальными нормами. Именно в семье формируются первые представления ребенка о той или иной социальной роли: отца, матери, друга, соседа и т.д.  Представления у детей-сирот, поступивших в школу - интернат в основном из неблагополучных  семей, существенно искажены.  Они создают свой, часто неверный, образ той или иной роли. 

       В школе – интернате воспитываются дети, попавшие сюда по разным причинам:

1.    Дети, которые никогда  не видели родителей. В этом случае влияние на детей оказывают только окружающие люди:  воспитатели, дети и т.д.

2.    Дети, которые воспитывались в семье, но их родители умерли, сохраняют добрые отношения к семье, и опосредованно пример членов семьи, в которой они были, оказывают на них существенное влияние.

3. Дети,  родители, которых живы – социальные сироты и на них до сих пор оказывает влияние семья, хотя они живут не с ней.

        Дети, конечно же, понимают всю сложность жизни своих семей. Но в то же время, ощущения наличия родителей, стремление к ним в какой – то степени создают особые условия, при которых  дети ищут оправдание поведению своих родителей, ищут то, что дает им возможность  сформировать искаженное представление об окружающих людях. Они стремятся в свою семью, часто осознавая сложность ситуации: с одной стороны пребывание в семье является для них тяжелым, а с другой стороны, они рады, что у них есть близкие люди.

        Создание своей семьи – заветная мечта каждого воспитанника. Но на пути к осуществлению своей мечты они терпят неудачи, чаще, чем  их «домашние» сверстники, так как не имеют четких представлений, знаний, умений и навыков о самостоятельной жизни, способах взаимодействия с окружающим миром. Воспитанники после выпуска из школы - интернат  не всегда умеют применять полученные знания на практике.

        И поэтому семейное воспитание является одним из приоритетных направлений в работе   всего педагогического коллектива. Разработана и реализуется программа по воспитанию семейных ценностей в условиях школы – интернат. Нашей главной целью является: способствовать формированию у воспитанников школы – интернат семейных ценностей и подготовка их к будущей семейной жизни. Достижение главной цели возможно при создании оптимальных условий для адаптации, реабилитации воспитанников (полноценная жизнь, наполненная разнообразными делами, творческая, социально значимая деятельность, создание каждому воспитаннику ситуации «успеха»), оказании им помощи в жизненном самоопределении, нравственном, гражданском и профессиональном становлении, создание условий для самореализации личности.

      Наши задачи:

1.    Воспитать у подростков позитивное отношение к благополучной семье.

2.    Развивать умения и навыки правильного построения внутрисемейных взаимоотношений.

3.    Формировать у подростков традиционное представление о семейных ролях, функциях семьи и ее ценности.

4.    Корректировать у воспитанников взгляды на семейное неблагополучие.

      При этом в своей работе мы руководствуемся: Конституцией РФ, Конвенцией о правах ребенка, Законом РФ «Об образовании», Федеральным законом « Об основных гарантиях прав ребенка», Федеральным законом № 120 «Об основах системы профилактики безнадзорности правонарушений несовершеннолетних», Типовым положением об образовательном учреждении для детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».

      Предполагаем, получит следующие результаты:

1.    Повысить уровень знаний воспитанников о семейных ролях, функциях семьи и ее ценностях.

2.    Произойдут позитивные изменения в отношении воспитанников к семье, улучшится морально – нравственный климат в семье.

3.    Сформируется умение управлять своим эмоциональным состоянием.

      Цель работы по семейному воспитанию, безусловно, остается благоприятных условий для формирования у воспитанников классической модели своей будущей семьи. Для получения позитивного результата вся работа по формированию положительного образа семьи проводится с использованием различных форм и методов как групповых (метод моделирование проблемных ситуаций; метод сотворчества, позволяющий воспитателю стать не только организатором мероприятия, но и его участником; игровой метод; метод творческих возможностей), так и индивидуальных. Так используя форму « моделирование ситуаций», воспитанники учатся  принимать правильное решения, меняя свое негативное отношение, и закрепляя позитивное. Используя различные направления, такие  как «Семья и ее функции», «Роль семьи в современном обществе», «Хозяйство семьи и бюджет», «Регистрация брака. Брачный договор. Венчание», «Защита материнства и детства», «Семейные споры».  Семейные праздники: «Как выбрать подарок», «Как создать праздничную атмосферу в доме», « Как украсить праздничный стол». Анкетирование:  «Мое представление о семье»,
«Конфликтная ли вы личность?». Практикумы: «Ласковое слово родным вам людям», «Как создать уют в семье», «Какой вам видится ваша будущая счастливая семья». Игры: «Шкатулка тайн», «Мы играем в семью», воспитанники учатся и имеют реальное представление о будущей семейной жизни.

     Таким образом, у воспитанников формируется представление о семейных ролях, о семьянине, умеющем в дальнейшем создать свою нормальную семью, способную воспитать своих детей, умеющую ориентироваться в различных жизненных ситуациях.

Литература:

  1. Акерман Н. Психодиагностика семейной жизни. – М.: Владос, 2003. – 248 с
  2. .2. Басалаева Н.В., Сырычева Т.А. К проблеме влияния семейного воспитания на личность ребенка// Журнал практического психолога. – 2005. - № 5. С. 99-15.
  3. 3. Варга А.Я., Смехов В.А. Психологическая коррекция взаимоотношений детей и родителей // Вестник московского университета. Серия 14. Психология. – 1996. – № 4. С. 108

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал ""Семейное воспитание в условиях школы - интернат""

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 2 месяца

Логист

Получите профессию

Бухгалтер

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Семейное воспитание в условиях школы – интернат.       

        Семейное воспитание детей в условиях школы – интернат  - это одна из наиболее важных, актуальных и сложных проблем воспитательного процесса. Семья играет важную роль в умственном развитии ребенка, влияет на отношение детей к учебе, во многом определяет ее успешность и имеет важное значение в овладении человекам социальными нормами.Именно в семье формируются первые представления ребенка о той или иной социальной роли: отца, матери, друга, соседа и т.д.  Представления у детей-сирот, поступивших в школу - интернат в основном из неблагополучных  семей, существенно искажены.  Они создают свой, часто неверный, образ той или иной роли. 

       В школе – интернате воспитываются дети, попавшие сюда по разным причинам:

1.    Дети, которые никогда  не видели родителей. В этом случае влияние на детей оказывают только окружающие люди:  воспитатели, дети и т.д.

2.    Дети, которые воспитывались в семье, но их родители умерли, сохраняют добрые отношения к семье, и опосредованно пример членов семьи, в которой они были, оказывают на них существенное влияние.

3.    Дети,  родители, которых живы – социальные сироты и на них до сих пор оказывает влияние семья, хотя они живут не с ней.

        Дети, конечно же, понимают всю сложность жизни своих семей. Но в то же время, ощущения наличия родителей, стремление к ним в какой – то степени создают особые условия, при которых  дети ищут оправдание поведению своих родителей, ищут то, что дает им возможность  сформировать искаженное представление об окружающих людях. Они стремятся в свою семью, часто осознавая сложность ситуации: с одной стороны пребывание в семье является для них тяжелым, а с другой стороны, они рады, что у них есть близкие люди.

        Создание своей семьи – заветная мечта каждого воспитанника. Но на пути к осуществлению своей мечты они терпят неудачи, чаще, чем  их «домашние» сверстники, так как не имеют четких представлений, знаний, умений и навыков о самостоятельной жизни, способах взаимодействия с окружающим миром. Воспитанники после выпуска из школы - интернат  не всегда умеют применять полученные знания на практике.

        И поэтому семейное воспитание является одним из приоритетных направлений в работе   всего педагогического коллектива. Разработана и реализуется программа по воспитанию семейных ценностей в условиях школы – интернат. Нашей главной целью является: способствовать формированию у воспитанников школы – интернат семейных ценностей и подготовка их к будущей семейной жизни. Достижение главной цели возможно при создании оптимальных условий для адаптации, реабилитации воспитанников (полноценная жизнь, наполненная разнообразными делами, творческая, социально значимая деятельность, создание каждому воспитаннику ситуации«успеха»), оказании им помощи в жизненном самоопределении, нравственном, гражданском и профессиональном становлении, создание условий для самореализации личности.

      Наши задачи:

1.    Воспитать у подростков позитивное отношение к благополучной семье.

2.    Развивать умения и навыки правильного построения внутрисемейных взаимоотношений.

3.    Формировать у подростков традиционное представление о семейных ролях, функциях семьи и ее ценности.

4.    Корректировать у воспитанников взгляды на семейное неблагополучие.

      При этом в своей работе мы руководствуемся: Конституцией РФ, Конвенцией о правах ребенка, Законом РФ «Об образовании», Федеральным законом « Об основных гарантиях прав ребенка», Федеральным законом № 120 «Об основах системы профилактики безнадзорности правонарушений несовершеннолетних», Типовым положением об образовательном учреждении для детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».

      Предполагаем, получит следующие результаты:

1.    Повысить уровень знаний воспитанников о семейных ролях, функциях семьи и ее ценностях.

2.    Произойдут позитивные изменения в отношении воспитанников к семье, улучшится морально – нравственный климат в семье.

3.    Сформируется умение управлять своим эмоциональным состоянием.

      Цель работы по семейному воспитанию, безусловно, остается благоприятных условий для формирования у воспитанников классической модели своей будущей семьи. Для получения позитивного результата вся работа по формированию положительного образа семьи проводится с использованием различных форм и методов как групповых (метод моделирование проблемных ситуаций; метод сотворчества, позволяющий воспитателю стать не только организатором мероприятия, но и его участником; игровой метод; метод творческих возможностей), так и индивидуальных. Так используя форму « моделирование ситуаций», воспитанники учатся  принимать правильное решения, меняя свое негативное отношение, и закрепляя позитивное. Используя различные направления, такие  как «Семья и ее функции», «Роль семьи в современном обществе», «Хозяйство семьи и бюджет», «Регистрация брака. Брачный договор. Венчание», «Защита материнства и детства», «Семейные споры».  Семейные праздники: «Как выбрать подарок», «Как создать праздничную атмосферу в доме», « Как украсить праздничный стол». Анкетирование:  «Мое представление о семье»,
«Конфликтная ли вы личность?». Практикумы: «Ласковое слово родным вам людям», «Как создать уют в семье», «Какой вам видится ваша будущая счастливая семья». Игры: «Шкатулка тайн», «Мы играем в семью», воспитанники учатся и имеют реальное представление о будущей семейной жизни.

     Таким образом, у воспитанников формируется представление о семейных ролях, о семьянине, умеющем в дальнейшем создать свою нормальную семью, способную воспитать своих детей, умеющую ориентироваться в различных жизненных ситуациях.

Литература:

  1. Акерман Н. Психодиагностика семейной жизни. – М.: Владос, 2003. – 248 с
  2. .2. Басалаева Н.В., Сырычева Т.А. К проблеме влияния семейного воспитания на личность ребенка// Журнал практического психолога. – 2005. - № 5. С. 99-15.
  3. 3. Варга А.Я., Смехов В.А. Психологическая коррекция взаимоотношений детей и родителей // Вестник московского университета. Серия 14. Психология. – 1996. – № 4. С. 108

 

 

 

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 655 160 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 05.01.2015 1099
    • DOCX 45.5 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Устьянцева Нона Джемальевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Устьянцева Нона Джемальевна
    Устьянцева Нона Джемальевна
    • На сайте: 9 лет и 4 месяца
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 19455
    • Всего материалов: 17

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Секретарь-администратор

Секретарь-администратор (делопроизводитель)

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Специалист в области охраны труда

72/180 ч.

от 1750 руб. от 1050 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 33 человека из 20 регионов
  • Этот курс уже прошли 152 человека

Курс профессиональной переподготовки

Библиотечно-библиографические и информационные знания в педагогическом процессе

Педагог-библиотекарь

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3950 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 475 человек из 69 регионов
  • Этот курс уже прошли 2 324 человека

Курс профессиональной переподготовки

Организация деятельности библиотекаря в профессиональном образовании

Библиотекарь

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3950 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 284 человека из 67 регионов
  • Этот курс уже прошли 847 человек

Мини-курс

История классической музыки от античности до романтизма

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Основы нарративного подхода: теория и методы

5 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Современные подходы к духовно-нравственному воспитанию дошкольников

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Этот курс уже прошли 12 человек