Тема урока: «С чего начинается Родина?» – рисование на тему;
ознакомление с произведениями ИЗО И.И.Шишкина и
беседа о красоте русской природы.
Задачи: 1. Познакомить учащихся с картиной И.И.Шишкина «Рожь»;
2. Проверка использования учащимися в практической работе
знаний и умений, полученных на предыдущих
уроках: умение использовать цвет в рисунках как выразительное
средство, владение техникой работы с
акварельными красками;
3. Развивать эстетическое восприятие; раскрыть детям
красоту русской природы.
Оборудование:
листы бумаги, карандаши, акварель, кисти, палитра, баночки с водой;
слайд репродукции с картины И.И.Шишкина
«Рожь», «Музей и памятник И.И.Шишкина».
Ход урока.
1. Организационный момент.
Прослушивание
музыки «С чего начинается Родина».
–
О чём вы думали, слушая эту музыку?
–
Какие картины предстали перед вами?
2. Сообщение темы урока.
–
Сегодня на уроке мы с вами совершим путешествие по родному краю, по нашей
родине. (Слайд №1)
3. Раскрытие понятия «родина».
–
Кто из вас знает, что обозначает слово родина?
–
Что значит родина для вас?
–
Вот как дано объяснение этого слова в «Толковом словаре» С. И. Ожегова: (Слайд
№2)
Родина
– 1. Отечество, родная страна.
2. Место рождения, происхождения кого-нибудь, чего-нибудь.
4. Восстановление из деформированных слов пословиц о Родине.
– Составьте из слов
пословицы, прочитайте их, объясните
смысл.
Слайд №3
без Человек Родины –
соловей песни без что
(Человек
без Родины – что соловей без песни)
Слайд
№4
родной На стороне и знаком камешек (На
родной стороне и камешек знаком)
Слайд
№5
сторона Родная чужая
мать, а мачеха (Родная
сторона мать, а чужая мачеха)
Слайд
№6
Нет на Родина ничего краше свете чем наша (Нет
на свете ничего краше, чем Родина наша)
Пословицы
зачитываются представителями от каждой группы, объясняется их смысл.
– Что объединяет
эти пословицы? (Они все о Родине)
Звучит песня «Мой
край».
– Для нас
родной край является источником жизни и труда. Родина для человека неотделима
от тех мест, где он родился и рос, где с любовью к родной деревне, к родному
городу, лесу, озеру, речке зарождается большая любовь к великой Родине.
5. Знакомство с произведениями
И.И.Шишкина. (Слайд №7)
–
Известный русский писатель А. Куприн сказал: «Научитесь слушать шум леса,
журчание ручейка, пение соловья, воспитывайте чувство прекрасного».
Тонко и чутко вслушивался в шум сосновых лесов и
мастерски изобразил жизнь русской природы великий мастер пейзажа, любимый
народом, замечательный художник…
– О ком
идёт речь, вы узнаете, разгадав кроссворд: «Угадайте и запишите слово». (Слайд №8)
- Не поедет без
бензина
Ни автобус, ни… (машина)
- Что за звездочки
сквозные
На пальто и на платке,
Все сквозные, вырезные,
А возьмёшь – вода в руке? (Снежинки)
- В щели глядятся,
Выскочить боятся. (Мыши)
- Хищная рыба. (Щука)
- Сказочное существо.
(Чудовище)
- Пастух, пасущий
овец в горах. (Чабан) Ключевое
слово: Шишкин
– Какое правило вы
применили при написании слов?
– Слышим имя Шишкина – и тотчас перед глазами лесная чаща, утренний
туман, могучие стволы и разлапистые ветви сосен, сломанное бурей старое
дерево, медведица с медвежатами … «Утро в сосновом лесу». Дремучие
леса обступили небольшой городок, где родился и вырос будущий художник.
Говорили, что где-то в глубине лесов спрятаны разбойниками сказочные клады.
Разбойников Шишкин не боялся. Мальчиком он целые дни бродил один по лесу.
Деревья стали его друзьями. Он много знал о них. Знал, как тянется ввысь
ствол, как растут ветви, как корни стелятся по земле. Знал рисунок коры, форму
листьев и хвои. Древних кладов не откопал он, зато нашёл в лесу богатство
дороже золота – понял и полюбил природу. Она сделалась навсегда героем его
картин. На холстах Шишкина глухо шумят тёмные
боры, шелестит резной листвой прозрачный дубняк, тонко звенят осинки. На его
рисунках сплетаются упругие ветки, топорщится колкая хвоя, лист
растёт.
Картины Шишкина часто встречают зрителя солнечной опушкой, убегающим вглубь
леса прозрачным ручьём, исхоженной дорогой или полевой тропинкой, протоптанной
в густой траве. Художник словно зовёт нас за собой, чтобы вместе вступить в
лесную глушь, пройти по раздольному полю.
В
городе Елабуга есть музей и памятник этому замечательному художнику (Слайд №9). Хорошо сохранился
родной дом Шишкина (Слайд №10).
Его стены украшают картины, написанные самим художником. (Слайд №11)
6.Рассматривание
репродукции с картины И.Шишкина «Рожь». (Слайд №12)
Перед вами репродукция с картины И.Шишкина «Рожь».
Рассмотрите внимательно.
– Что вы испытываете,
глядя на репродукцию?
– Какие чувства,
желания рождает пейзаж?
– Приходилось ли вам
наблюдать нечто подобное?
– Каков, по-вашему,
замысел художника?
– О чём эта картина?
– Почему она названа
«Рожь»?
7.Обобщение
учителем.
«Рожь» – одно из лучших произведений в творчестве художника.
Это полотно принесло Шишкину заслуженную славу. Широкие просторы ржаного поля
изобразил художник в картине. Насколько может охватить глаз, до самого
горизонта раскинулось золотое волнующееся от ветра море поспевающих хлебов.
Высокой стеной подошли они к дороге, уходящей вдаль. Над полем ржи высятся
могучие сосны-великаны, словно охраняя это несметное золотое богатство. Сосны
уходят в глубину до самого горизонта, и это усиливает ощущение бесконечного
простора русского равнинного пейзажа. Спокойный ритм темных силуэтов деревьев
придает еще большую монументальность полотну, помогает созданию эпического
художественного образа.
Знойный летний день предвещает грозу. От долго стоящей жары небо
обесцветилось, утратило звонкую синеву. Из-за горизонта уже ползут первые
грозовые тучи.
С большой любовью и мастерством написан передний план картины: и покрытая
легкой пылью дорога с проносящимися над ней ласточками, и тучные спелые
колосья, и белые головки ромашек, и голубеющие в золоте ржи васильки. Все эти
детали обогащают картину, придают ей жизненную убедительность и задумчивость.
Картина «Рожь» – это обобщенный образ родины. В ней победно звучит
торжественный гимн обилию, плодородию, величественной красоте русской земли.
Огромная вера в мощь и богатства природы, которым она вознаграждает труд
человека, – вот основная мысль, которая руководила художником при создании
этого произведения.
8. Выбор сюжета. Выполнение работы.
– Подумайте, что вы нарисуете? Какой выберете сюжет?
Дети самостоятельно выбирают формат, продумывают размеры и
расположение на листе всех элементов изображения, помня об их смысловой
взаимосвязи и пространственном положении. Рисунки выполняют в карандаше
(тонкими линиями, намечая вначале общие контуры изображения, постепенно насыщая
рисунок деталями).
9. Анализ
рисунков. Оценка.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.