«Роль
искусства в сближении людей»
(урок
искусства, 8 класс)
Цель
урока: раскрыть
роль искусства и культуры в жизни общества и человека.
Слайд 1
«Музыка должна
высекать огонь из души человека» - эти слова принадлежат великому немецкому
композитору Людвигу ван Бетховену. Слайд 2
Предлагаю сейчас
послушать фрагмент одного его произведения
Слушание
музыки. Л. ван Бетховен Соната №14, III часть, фрагмент
(1.45)
Беседа:
- Знакомо
ли вам это произведение? Что вы можете сказать об этом произведении?
- О чем рассказывает
в своем произведении композитор?
- Как вы
думаете, кто автор произведения, как оно называется?
(ответы учеников)
Слайд 3 Это
знаменитая Соната №14, которая известна с названием «Лунная». Особенно
популярна ее I часть.
Мы же слушали фрагмент III части.
Соната
посвящена 18-летней графине Джульетте Гвиччарди, которой Бетховен в 1801 году
давал уроки музыки. Композитор был влюблён в юную графиню и хотел на ней жениться,
но она предпочла его молодому, неизвестному композитору, но графу, графу Роберту
фон Галленбергу. Всю бурю человеческих эмоций, которая была в душе Бетховена в
то время, композитор передает в своей сонате. Это скорбь, сомнения, ревность,
обреченность, страсть, надежда, тоска, нежность и, конечно, любовь.
Каждый
вид искусства имеет свои средства выразительности, свой язык. Мы слушаем,
читаем или смотрим одно произведение, но каждый из нас будет воспринимать это
произведение по-своему?
- От чего
это зависит?
(ответы учеников:
от эмоционального восприятия, развитого воображения, знаний)
Путь к пониманию
искусства – это узнавание себя в художественном образе, своих настроений и
чувств, своих эмоций и страстей, своих переживаний и размышлений. В процессе знакомства
с произведениями искусства, которые для нас как «письма из далекого прошлого»,
происходит общение. Это своего рода диалог с композиторами, поэтами и
художниками разных времён и народов, с героями и образами произведений, это и
диалог с самим собой.
Слайд
4
Искусство и культура – универсальный способ общения людей. Благодаря общению
людей с выдающимися творениями мирового искусства прошлого и настоящего времени
становится возможным диалог культур. По мнению академика Д.Лихачева,
исследователя русской литературы, культуролога, Слайд 5 «культура
объединяет все стороны человеческой личности. Нельзя быть культурным в
одной области и оставаться невежественным в другой. Чем больше человек
окружен духовной культурой, погружен в нее, тем ему интереснее жить,
жизнь приобретает для него содержательность».
- Какую
роль играет искусство и культура в жизни человека?
Давайте
вспомним,
что такое искусство и функции искусства.
(ответы учащихся)
Слайд 6
Искусство
выполняет функции:
-эстетическую
-познания
действительности
-общественного
преобразования
-предвосхищения
событий
-воспитания
личности
-внушения
ценностей
-служит средством
социальной коммуникации и
-доставляет наслаждение
- Как вы думаете, какая функция наиболее
актуальна сегодня?
(ответы учеников: коммуникативная)
Коммуникативная функция - общение людей в
пространстве искусства.
В
настоящее время мир не стоит на месте, он постоянно развивается. Сегодня
современный человек уже не может представить свою жизнь без телефона,
компьютера, машины, бытовых приборов и т. п. Но в то же время, человек все чаще
остается один, один со своими проблемами; непонимание, неумение слышать друг
друга приводят к конфликтам, в обществе и в мире часто звучит напряжение и
угроза.
-
Может ли искусство и культура способствовать сближению людей?
(ответы учеников)
Давайте
попробуем сегодня на уроке ответить на вопрос какова роль искусства в сближении
народа.
Слайд 7
Тема
урока: Роль искусства в сближении народов.
- Где в пространстве искусства происходит
общение и сближение людей?
(музей, театр, фестивали, конкурсы)
Наглядным
подтверждением художественного общения, интернационального языка искусства,
который понятен без перевода, являются музеи и выставочные залы.
- Что такое музей?
(ответы учеников)
Слайд 8
Музей
— это учреждение, собирающее и выставляющее для всеобщего обозрения
произведения искусства, предметы истории, науки, быта, которые располагаются в
экспозиции по определенной системе.
- Какие
функции выполняет музей?
(ответы учеников)
Слайд 9
Музей
выполняет функции:
Эстетическую,
документирования, образовательно-познавательную, воспитательную, служит
средством социальной коммуникации.
- Какие
музеи страны и мира вы знаете?
(ответы учеников)
Слайды 10-11
- В Перми?
(ответы учеников)
Слайды 12-18
- Какая
функция наиболее актуальна сегодня?
((ответы
учеников: коммуникативная)
Сегодня музеи
России и Перми, в частности, в след за музеями Европы и Америки, все чаще берут
на себя функции коммуникации, организации досуга. Пример, «Ночь музеев».
Слайды
19-20 -
Давайте теперь посмотрим на роль Театра в сближении и общении народа.
Какие
театры мира и страны вы знаете?
(ответы учеников)
Слайды 21-28
- Какие
театры Перми вы знаете?
(ответы учеников)
Слайды 29-37
Театр выполняет
функции: Слайд 38
эстетическую
образовательную
воспитательную
внушения ценностей
служит средством
социальной коммуникации
развлечение
- Какая
функция наиболее актуальна сегодня?
(ответы учеников: коммуникативная)
Слайд
39 В
последнее десятилетие в СМИ активно освещаются и пропагандируются фестивальное
движение, различные проекты и конкурсы. Выступления выдающихся исполнителей
(инструменталистов, оркестров, вокалистов), фестивали фольклорных, эстрадных,
джазовых, рок-ансамблей часто становятся культурными событиями в жизни стран и
народов.
- Какие фестивали и конкурсы вы знаете?
(ответы учеников)
Слайд 40-45
- Какие Пермские фестивали и конкурсы вы
знаете?
(ответы учеников)
Слайд 46-61
Итак, мы видим,
что в Перми и Пермском крае ежегодно проводится большое количество фестивалей и
конкурсов различного уровня.
- Как вы думаете, какие цели и задачи
ставят организаторы фестивалей и конкурсов?
Работа в группах (2-3 мин.)
Звучит II
часть Сонаты №14 Людвига ван Бетховена
(ответы учеников)
-
Я предлагаю вам посмотреть цели и задачи конкурса «Урал собирает друзей».
Слайд 62 Совпадают ваши мнения с Положением конкурса?
(ответы учеников)
-
Почему администрация г. Перми и Пермского края, крупные производственные
компании, такие как «Лукойл-Пермь», уделяют так много внимания и материальных
ресурсов фестивальному движению и учреждениям культуры, когда так много
нерешенных хозяйственных проблем?
(ответы учеников)
Пермский
край является одним из самых крупных многонациональных субъектов Российской
Федерации. По официальным данным на территории Прикамья проживает более 120
народов. Это безусловное богатство региона, но только в том случае, если власть
может создать комфортные с точки зрения культуры условия совместного проживания.
Комфорт в этом смысле – это возможность развивать самобытную культуру своего
народа и уважение к традициям других народов. Представители любой
национальности должны гармонично чувствовать себя на территории проживания.
В
свою очередь самодостаточность, реализованность народов повышает уровень
толерантности по отношению к другим национальностям, снижает уровень социальной
напряженности, вызванной межнациональными противоречиями.
-
Может ли искусство и культура сегодня в полной мере разрешить проблемы, существующие
в обществе, стране, мире?
(ответы учеников)
Возможно, найти
ответ на этот вопрос вам поможет подготовка и выполнение Домашнего задания.
Слайд 63
- представьте себя
в роли экскурсовода (по музею, городу) и подготовьте сообщение об одном из
наиболее значимых культурных объектах г. Перми, способствующих сближению
культур разных народов
- подготовьте
сообщение об одном из фестивалей или конкурсов, проводимых в г. Перми, способствующих
сближению культур разных народов
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.