Новогодняя скидка — 70% на все курсы только до 31 декабря!
Добавить материал и получить бесплатное свидетельство о публикации
версия для слабовидящих
Главная / Начальные классы / "Развитие и самоопределение" Контрольно-обобщающий урок в 4 коррекционом классе

"Развитие и самоопределение" Контрольно-обобщающий урок в 4 коррекционом классе

hello_html_1f6d84c5.gifhello_html_m2b1a4e00.gif


Пояснительная записка



В пособии представлена методическая разработка контрольно - обобщающего урока обязательных занятий по выбору «Развитие и самоопределение» в 4 классе специальной (коррекционной) школе VIII вида.

Основной целью урока является создание игровой атмосферы, позволяющей в непринужденной форме обобщить знания обучающихся о зрительно-пространственной ориентации.

Данный тип урока позволяет решить множество коррекционно-развивающих и воспитательных задач: обогащение словаря учащихся, формирование навыков связной речи, творческого воображения, мышления, умение самостоятельно обобщать и делать выводы.

Подобранные на данном уроке задания, предусматривают их выполнения по закрепленному правилу или усвоенному алгоритму, предполагают активные самостоятельные действия учащихся (анализ, сравнение, обобщение, классификация), а также дают возможность каждому ученику самостоятельно от начала до конца в соответствии с заданной целью построить весь цикл деятельности и выбрать для этого подходящие средства: усвоенные знания, личный жизненный опыт, адекватные методы и приёмы работы.









hello_html_5acbad38.gif

Развитие мышления


Контрольно-обобщающий урок

Цель: коррекция пространственного мышления, оптического гнозиса и зрительного внимания. hello_html_m6f0b1d3.gifhello_html_m6f0b1d3.gif

Задачи:

1 . Обобщить и закрепить навыки зрительно-пространственной ориентации, пространственные понятия, умение самостоятельно употреблять предлоги «в», «на», «над», «под», «около», «между» на практике.

2.Развитие внимания, мышления, связной речи.

3. Воспитание самостоятельности.

Оборудование:

  • Пазлы «Друг Лунтика»;

  • дидактический материал к игре «Детский мир»;

  • зашумлённая картинка;

  • кукла Лунтик;

  • карточки «Лунное лото»;

  • индивидуальные карточки для самостоятельной работы;

  • жетоны для рефлекции; hello_html_m6f0b1d3.gif

  • целлофановые пакеты для физминутки;

  • вhello_html_m764d5429.gifолшебный мешочек «Сюрприз от Лунтика»;

  • карта для игротренинга.

Продолжительность занятия: 20 минут.

Ход занятия:

1.Организационный момент.

- сообщение темы занятия.

2. Разминка.

Игротренинг по коррекции зрительно – пространственной ориентации «Повтори за мной» (приложение 1)

Учитель:

- Вот моя правая рука, покажи свою такую.

-Повтори за мной (указательный палец правой руки к носу, ладонь правой руки к подбородку, ладонь напротив груди).

-Это моя левая рука. Дотронься левой рукой до правого уха.

-Что у тебя за спиной, перед тобой, справа от тебя, слева от тебя, над головой, под ногами.

3. Основной этап занятия:

Учитель: К нам в гости прилетел Лунтик ( приложение 2 )

- Как вы думаете, с какой планеты он прилетел?

-hello_html_m4962504.gif Пока он к нам летел, в голове у Лунтика все перепуталось. Он не помнит, где «право», а где «влево», не знает где «верх», а где «низ». Давайте ему поможем разобраться в пространственных понятиях.

Игра «Лунное лото» (приложение 3)

На карточках изображен человечек-предлог.

Учитель называет предлог, а обучающиеся должны выложить карточки в том порядке, в котором учитель называет человечка – предлог.

- человечек – предлог в кубе, над кубом, из куба, под кубом, на кубе, за кубом.

Учитель: Лунтик в путешествие взял несколько вещей, но они в полете перепутались. Помогите Лунтику разобрать чемодан.

Игра «Зашумленная картинка» (приложение 4)

Дети называют предметы (ведро, чайник, рыба, мяч, ёлочка).

Учитель: У Лунтика на Земле есть друг. Возьмите конверте с пазлами, соберите их и узнаете, кто является другом Лунтика

Игра «Собери картинку» (приложение 5 )

- Кто на картинке впереди зайчика?

-Что сзади?

-Что слева от зайчика, а что справа?

- Что у зайчика в правой лапке, а что в левой?

Кhello_html_1159d3c.gifто над зайчиком?

Учитель :- Лунтик пришел в магазин «Детский мир». Давайте поможем Лунтику купить игрушку.

Игра «Детский мир» (приложение 6)

Дети по очереди выступают в роли продавца и покупателя.

Например - подайте мне, пожалуйста, игрушку, которая находится на второй полочке между барабаном и мячом.



Физминутка

Работа с целлофановым пакетом.

- не помогая левой рукой, собери правой рукой пакет в кулак;

- тоже самое, только левой рукой

- собрать в правый кулак пакет и за спинкой стула передать пакет в левую руку.

4.Самостоятельная работа

Предлагаются индивидуальные карточки с заданием

(приложение 7)

5.Рефлексия

Учитель: У вас на парте лежат жетоны (приложение 8).

Оhello_html_m4ebb2933.gifцените себя самостоятельно – если у вас на занятии все получилось и вы довольны результатом – поднимите красный жетон, а если у вас что-то не получилось - желтый.

6. Подведение итогов

Учитель: Пока вы выполняли самостоятельную работу Лунтик улетел домой , но он оставил вам послание. Послание закодированное, каждая буква соответствует цифре, соберите цифры от1 до 7 и вы узнаете, что вам сказал Лунтик (приложение 9).

Дети хором читают – молодец.

Учитель: Вы хорошо потрудились. Лунтик решил вас отблагодарить и оставил вам сюрприз. Но вы должен его отыскать по инструкции (дойди до двери, поверни направо, найди на полке шкафа коробку, в ней находится сюрприз). Занятие закончено. Можете отдыхать. До свидания.





















hello_html_m6a962cfa.gif

Заключение

Целенаправленные занятия по формированию мышления существенно изменяют способы ориентировки ребенка в окружающем мире, приучают его выделять существенные связи и отношения между объектами, что приводит к росту его интеллектуальных возможностей. Дети начинают ориентироваться не только на цель, но и на способы достижения её. А это меняет их отношение к задаче, ведет к оценке собственных действий и разграничению правильных и неправильных. У детей формируется более обобщенное восприятие окружающей действительности, они начинают осмыслять собственные действия, прогнозировать ход простейших явлений, понимать простейшие временные и причинные зависимости.

Предложенные задания в игровой форме помогают повторить пространственные понятия, как «справа», «слева», «направо», «налево», «вверху», «внизу», «первый», «последний»; закрепить в речи использование предлогов «в», «на», «над», «под», «за», «перед», «около», «между» обозначающих расположение предметов относительно друг друга.

Выполняя задания, дети развивают зрительное восприятие, внимание, мышление и память, а раскрашивание картинок и физминутка развивает мелкую моторику и координации движения руки.

Разнообразные игровые задания способствовали росту интереса учеников к занятию и снимали проблему утомляемости.



hello_html_m14cbb977.gif

Приложение 1











hello_html_m1e0367c3.jpg













hello_html_5f5a02ae.gif

Приложение 2



Приложение 2







hello_html_780f1238.jpg

hello_html_m63599bf5.gif

Приложение 3

Лhello_html_m4f40f85a.jpg

У

hello_html_m5125bffe.jpg




Н

hello_html_6931927c.jpg

Т

hello_html_m74537929.jpg


Иhello_html_m4e5858ba.jpg


К

hello_html_m22b1cdf4.jpg




Пhello_html_mc5f204f.gifриложение 4









hello_html_m559f6832.jpg













Пhello_html_m3f3c04bd.gifриложение 5



hello_html_408d0fa4.png









Пhello_html_m3f3c04bd.gifриложение 6



hello_html_7f8e185.jpg















Пhello_html_m3f5eba41.gifриложение 7

Колпачок первого гномика раскрась красным цветом, колпачок последнего - оранжевым, колпачок гномика, стоящего предпоследним, - синим. У гномика, стоящего между вторым и четвёртым, раскрась колпачок зеленым цветом.





hello_html_118c9f2c.jpg









Пhello_html_71018ca8.gifриложение 8



















































hello_html_739c08ce.gif

Приложение 9





1

5

2

6

3

7

4

м

д

о

е

л

ц

о





































Урок геометрии в 6 классе специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида.

Тема: «Треугольники».

Тип урока: комбинированный.

Цель: учить детей классифицировать треугольники по видам углов, вычерчивать их.

Задачи: а)-формировать у детей понятия: прямоугольный треугольник, тупоугольный треугольник, остроугольный треугольник;

- учить детей приемам вычерчивания треугольников, основываясь на знаниях о видах углов.

б)- корригировать и развивать зрительное восприятие через упражнения в узнавании и различении углов на рисунках предметов;

- корригировать и развивать внимание через упражнение на выделение названного треугольника из общего количества;

- корригировать и развивать мыслительную деятельность через выполнение заданий на сопоставление собственных устных высказываний и зрительного образа треугольников;

-развивать в детях умение использовать в своей речи геометрические понятия;

- развивать в детях умение ориентироваться на площади листа, при выполнении чертежей и рисунков

в)- воспитывать в детях умение объективно оценивать свою работу;

- воспитывать интерес к предмету посредством занимательных заданий.

Оборудование: таблицы для устной работы, карточки для индивидуальной работы, учебники, тетради, проектор и ноутбук для презентации, чертежные инструменты.

Речевой материал: остроугольный треугольник, тупоугольный треугольник, прямоугольный треугольник.

Ход урока.

I. Организационный этап.

Цель: подготовка детей к работе, решение воспитательной задачи.



-Здравствуйте, ребята.

-Сели спокойно, приготовились работать.

-Начинаем урок геометрии.

-Объяснить пословицу: «Семь раз отмерь, один раз отрежь». (Объяснение дают 2-3 ребенка).

-.Перед тем, как что-нибудь сделать, надо все обдумать. Убедиться, что задание выполните правильно, аккуратно. Сегодня на уроке так и нужно работать.



II. Актуализация знаний.

Цель: установить правильность и осознанность выполнения домашнего задания, повторение пройденного материала, подготовить к восприятию новой темы.



1. Повторение.

- Назвать тему прошлого урока (многоугольники).

- Что такое многоугольник? (Определения повторяют 2,3 человека. Дети 3 варианта пользуются памяткой на протяжении всего урока).

-Назвать элементы многоугольника.



2. Проверка домашней работы.

-Какое задание нужно было выполнить? (Начертить углы.1 вариант - начертить острый и тупой углы в верхней части листа, в центре. 2 вариант- начертить два прямых угла справа и слева листа, расположив их на одной линии. 3 вариант – начертить острый угол, в центре листа, вершиной вверх).

-Назвать элементы угла.

-Посмотрите на мои рисунки, определите, какой из них соответствует вашему расположению углов.

-Сделайте такой же рисунок (от руки). (Индивидуальная работа с детьми, которые испытывают затруднения).

hello_html_m76320787.jpghello_html_m2ce0ca54.jpghello_html_m1b21c56d.jpg

-Какие предметы получились на рисунках? (каждый вариант называет свой рисунок).

-Для чего нужен такой колпак? (для Новогоднего костюма).

-Цветным карандашом отметьте вершины углов, которые чертили дома.



3. Итог.

-Работали хорошо. Домашнюю работу проверю, оценки выставлю в журнал.

-Оценки за устную работу…



4.Постановка цели урока.

-Мы повторили названия углов и, опираясь на эти знания, вспомним классификацию треугольников по видам углов. Будем учиться их чертить, находить на чертежах и рисунках.

Слайд 1(тема) – «Классификация треугольников по видам углов».



III. Основная часть.



1. Работа с тетрадью. (Орфографический режим.)

- Открыли тетради, слева направо отступаем 4 клетки, записываем слова «Классная работа», на полях – дату.



2. Объяснение нового материала.

Цель: дать понятие о видах треугольников в зависимости от величины угла, познакомить с приёмами их построения.



- Учимся вычерчивать треугольники по видам углов.

а). Начинаем работу вместе со мной.

- Чертим прямой угол АВС. Отметим его.

-Что нужно сделать, чтобы получился треугольник?

-Кто вспомнит название этого треугольника?

Словарная работа ( открывается карточка– «прямоугольный треугольник»).

(Повторить название треугольника детьми 3 варианта по слогам с индивидуальной карточки).

-Подпишем его название.

- Что такое треугольник?

-Чертим следующий треугольник.



б). Объяснение материала у доски детьми 1 варианта по плану. ( План вывешивается на доске, читается поэтапно учеником).

1.Начертить тупой угол.

2.Достроить его до треугольника.

3.Подписать название. Словарная работа (открывается карточка – «тупоугольный треугольник»).

(Повторить название треугольника детьми 3 варианта по слогам с индивидуальной карточки).

Работа ученика оценивается сразу.



в). Построение остроугольного треугольника.

-Кто вспомнит, сколько острых углов в остроугольном треугольнике?

-Начертить на доске (дети 2 варианта).

-Подписать название. Словарная работа (3 вариант - по карточкам).

Работа ученика оценивается.

  1. Зрительная гимнастика (по таблицам).



hello_html_c459708.gif



  1. Закрепление материала.

Цель: закрепить знания детей по новому материалу, учить применять знания в новых условиях.



а). Дать определение треугольникам.

-Мы начертили треугольники, дать им определение. Вместо точек подставить в предложение нужное слово (правило повторяют 2,3 ребенка).

Слайд 2, 3,4.

hello_html_m50d1700f.jpg

- От чего зависит название треугольника? (вывод делают 2,3 ученика).



б). Работа с тестом (работа по формированию самооценки учащихся).

- Проверим, как вы сможете определить вид треугольника. (Чертеж выполнен на доске, треугольник выделен цветным мелом).

hello_html_md7abfd0.gif

Определить вид треугольника, ответив на вопрос словами: ДА, НЕТ. (3 вариант работает по карточкам, пользуется памяткой). Запись выполняется в тетради.

-В тетради пишем номер задания:1.

2.

3.

- В1 ряду выделенный треугольник остроугольный.

- Во 2 ряду выделенный треугольник прямоугольный.

- В 3 ряду выделенный треугольник тупоугольный.



Проверка. Ответы зачитываются учителем. Неверный ответ дети исправляют.

1 ряд. Нет.

2 ряд. Нет.

3 ряд. Да.

- Оцените свою работу.

-Оценку «5» поставьте, если нет ошибок.

-Оценку «4» поставьте, если 1ошибка.

-Оценку «3» поставьте, если 2 ошибки

-Оценки за эту работу выставлю в журнал.



8.Работа с учебником.

-Открыли учебник на с.100 №366.

-Прочитать задание (учащиеся 1 варианта).

-Кому не понятно?

- Дополнительное задание дано на карточках (по вариантам). Индивидуальная работа с учащимися 2,3 вариантов.

-Задание проверю, оценки выставлю в журнал.



IV. Итог урока .

Цель: подвести итог о работе класса; выяснить, что нового узнали на уроке.



1.-Какую тему изучаем?

-Какие треугольники сегодня чертили?

-Повторить название треугольников.

-От чего зависит название треугольников? (от вида угла).



12. Задание на дом.

-По образцу начертить рисунок.



hello_html_mf6d9c7.gif



-Что изображено на рисунке?

-Записать вид треугольников, из которых он состоит.

-3 вариант – начертить чертеж.

-Кому не понятно задание?

-Для чего нужны знания о треугольниках?

- Хоть этот корабль и нарисован, но и при постройке настоящих кораблей нужны знания о треугольниках и углах, чтобы корабль был прочным, не мог утонуть.



3. Оценка работы класса. Выставление оценок за урок. ….



4.Занимательная минутка (формирование интереса к предмету).

-А сейчас посетим сказочную страну геометрию и познакомимся со сказочным героем.

Слайд 5.

hello_html_a9afeb2.jpg



-Кто изображен на рисунке?

- Из каких фигур он состоит?

-Выходите к доске, показываете треугольник, даете ему определение.





-Урок окончили, отдыхайте.













Педагогическая идея заключается в использовании коррекционно-развивающих упражнений на уроках математики, как средство развития высших психических функций учащихся с нарушением интеллекта. Урок способствует созданию оптимальных условий для упражнения и развития различных психических процессов, для развития способностей учащихся, интереса к предмету. Для этого в содержание урока, на разных его этапах, включены специальные коррекционные упражнения: для развития зрительного и слухового восприятия, аналитико-синтетической деятельности, логичности мышления. Игры и занимательные упражнения построены на совокупности приемов, помогающих учащимся систематизировать и закреплять свои знания о различных объектах, их назначении, связях между ними.

Особое значение придается реализации личностно-ориентированного подхода. На уроке создаются условия для проявления познавательной активности, позволяющие учащимся высказывать свое мнение. Используются приемы дифференциации заданий и самоконтроля. Что способствует развитию самостоятельности, умению контролировать свою деятельность, созданию ситуации успеха.







hello_html_m4d466bb7.png

28



  • Начальные классы
Описание:

 

 

Пояснительная записка

 

 

В пособии представлена  методическая разработка контрольно - обобщающего  урока обязательных занятий по выбору «Развитие и самоопределение» в 4 классе специальной (коррекционной) школе VIII вида.

Основной целью урока  является создание  игровой атмосферы, позволяющей в непринужденной форме обобщить   знания обучающихся о зрительно-пространственной ориентации.

Данный тип урока позволяет решить множество коррекционно-развивающих и воспитательных задач: обогащение словаря учащихся, формирование навыков связной речи, творческого воображения, мышления,  умение  самостоятельно обобщать и делать выводы.

Подобранные на данном уроке задания, предусматривают их выполнения по закрепленному правилу или усвоенному алгоритму, предполагают  активные самостоятельные действия учащихся (анализ, сравнение, обобщение, классификация), а также дают возможность каждому ученику самостоятельно от начала до конца в соответствии с заданной целью построить весь цикл деятельности и выбрать для этого подходящие средства: усвоенные знания, личный жизненный опыт, адекватные методы и приёмы работы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Развитие мышления

 

Контрольно-обобщающий урок

Цель: коррекция пространственного мышления, оптического гнозиса и зрительного внимания.

Задачи:

1 . Обобщить и закрепить навыки зрительно-пространственной ориентации,  пространственные понятия, умение  самостоятельно  употреблять предлоги «в», «на», «над», «под»,  «около», «между» на практике.

2.Развитие внимания, мышления, связной речи.

3. Воспитание  самостоятельности.

Оборудование:

    Пазлы «Друг Лунтика»;

     дидактический материал к игре «Детский мир»;

    зашумлённая картинка;

     кукла Лунтик;

     карточки «Лунное лото»;

     индивидуальные карточки для самостоятельной работы;

     жетоны для рефлекции;

    целлофановые пакеты для физминутки;

    волшебный мешочек «Сюрприз от Лунтика»;

    карта для игротренинга.

Продолжительность занятия: 20 минут.

Ход занятия:

1.Организационный момент.

- сообщение темы занятия.

2. Разминка.

Игротренинг по коррекции зрительно – пространственной ориентации «Повтори за мной» (приложение 1)

Учитель:

- Вот моя правая рука, покажи свою такую.

-Повтори за мной (указательный палец правой руки к носу, ладонь правой руки к подбородку, ладонь напротив груди).

-Это моя левая рука. Дотронься левой рукой до правого уха.

-Что у тебя за спиной, перед тобой, справа от тебя, слева от тебя, над головой, под ногами.

3. Основной этап занятия:

Учитель: К нам в гости прилетел Лунтик ( приложение 2 )

- Как вы думаете, с какой планеты он прилетел?

- Пока он к нам летел, в голове у Лунтика все перепуталось. Он не помнит,  где «право», а где «влево», не знает где «верх», а где «низ». Давайте ему поможем разобраться в пространственных понятиях.

Игра «Лунное лото» (приложение 3)

На карточках изображен человечек-предлог.

Учитель называет предлог, а обучающиеся должны выложить карточки в том порядке, в котором учитель называет человечка – предлог.

 - человечек – предлог в кубе, над кубом, из куба, под кубом, на кубе, за кубом.

Учитель: Лунтик в путешествие  взял несколько вещей, но они в полете перепутались. Помогите Лунтику  разобрать чемодан.

Игра «Зашумленная картинка» (приложение 4)

Дети  называют предметы (ведро, чайник, рыба, мяч, ёлочка).

Учитель: У Лунтика на Земле есть друг. Возьмите конверте с пазлами, соберите их и узнаете, кто является другом Лунтика

Игра «Собери картинку» (приложение 5 )

- Кто на картинке  впереди зайчика?

-Что сзади?

-Что слева от зайчика, а что справа?

- Что у зайчика в правой лапке, а что в левой?

Кто над зайчиком?

Учитель :- Лунтик пришел в магазин «Детский мир». Давайте поможем Лунтику купить игрушку.

Игра  «Детский мир» (приложение 6)

Дети по очереди выступают в роли продавца и покупателя.

Например -  подайте мне, пожалуйста, игрушку, которая находится  на второй полочке между  барабаном и мячом.

 

Физминутка

Работа с целлофановым пакетом.

 - не помогая левой рукой, собери правой рукой  пакет в кулак;

- тоже самое, только левой рукой

- собрать в правый кулак пакет и за спинкой стула передать пакет в левую руку.

4.Самостоятельная работа

Предлагаются  индивидуальные карточки с заданием

 (приложение 7)

5.Рефлексия

Учитель: У вас на парте лежат жетоны (приложение 8).

Оцените себя самостоятельно – если у вас на занятии все получилось и вы довольны результатом – поднимите красный жетон, а если у вас что-то не получилось  - желтый.

6. Подведение итогов

Учитель: Пока вы выполняли самостоятельную работу Лунтик  улетел домой , но он оставил вам послание. Послание закодированное, каждая буква соответствует цифре, соберите цифры от1 до 7 и вы узнаете, что вам сказал Лунтик (приложение 9).

 Дети хором читают – молодец.

Учитель:Вы  хорошо потрудились. Лунтик решил вас отблагодарить и оставил вам сюрприз. Но вы должен его отыскать по инструкции (дойди до двери, поверни направо, найди на полке шкафа коробку, в ней находится сюрприз). Занятие закончено. Можете отдыхать. До свидания.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Целенаправленные занятия  по формированию мышления существенно изменяют способы  ориентировки ребенка в окружающем мире, приучают его выделять  существенные связи и отношения между объектами, что приводит к росту его интеллектуальных возможностей. Дети начинают ориентироваться не только на цель, но и на способы  достижения её.  А это  меняет  их отношение к задаче, ведет к оценке собственных действий  и разграничению  правильных и неправильных.  У детей  формируется более обобщенное восприятие окружающей действительности, они начинают осмыслять собственные действия, прогнозировать ход простейших явлений, понимать простейшие временные и причинные зависимости.

Предложенные задания в игровой форме помогают повторить  пространственные  понятия, как «справа», «слева», «направо», «налево», «вверху», «внизу», «первый», «последний»; закрепить  в речи использование предлогов «в», «на», «над», «под», «за», «перед», «около», «между» обозначающих  расположение предметов относительно друг друга.

Выполняя задания, дети  развивают зрительное восприятие, внимание, мышление и память, а раскрашивание картинок и физминутка  развивает мелкую моторику и координации движения руки.

Разнообразные игровые задания  способствовали  росту интереса учеников к занятию и  снимали проблему утомляемости.

 

 

 

Приложение 1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 2

 

Приложение 2

 

 

 

 

 

 

Приложение 3

Л

У

 

 

 

Н

 

Т

 

 

И

 

К

 

 

 

Приложение 4

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 5

 

 

 

 

 

 

Приложение 6

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 7

Колпачок  первого гномика раскрась  красным цветом, колпачок последнего  - оранжевым, колпачок гномика, стоящего предпоследним, -  синим. У гномика, стоящего между вторым и четвёртым, раскрась колпачок зеленым цветом.

 

 

 

 

 

 

 

Приложение   8

 

J

J

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 9

 

 

1

5

2

6

3

7

4

м

д

о

е

л

ц

о

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                             

   Урок  геометрии в  6 классе специальной (коррекционной) общеобразовательной  школы VIII вида.

        

                                                                              Тема: «Треугольники».

        

         Тип урока: комбинированный.                  

         Цель: учить детей классифицировать треугольники по видам углов, вычерчивать их.

Задачи: а)-формировать у детей понятия: прямоугольный треугольник, тупоугольный треугольник, остроугольный треугольник;

              - учить детей приемам вычерчивания треугольников, основываясь на знаниях о видах углов.

              б)- корригировать и развивать  зрительное восприятие через упражнения в узнавании и различении углов на рисунках предметов;

                   - корригировать и развивать  внимание через упражнение на выделение названного треугольника из общего количества;

                   - корригировать и развивать мыслительную деятельность через выполнение заданий на сопоставление собственных устных высказываний и зрительного образа треугольников;

                   -развивать в детях умение использовать в своей речи геометрические понятия;

                   - развивать в детях умение ориентироваться на площади листа, при выполнении чертежей и рисунков

              в)- воспитывать  в детях  умение объективно оценивать свою работу;

              - воспитывать интерес к предмету посредством занимательных заданий.

Оборудование: таблицы для устной работы, карточки для индивидуальной работы, учебники, тетради, проектор и ноутбук для презентации, чертежные инструменты.

Речевой материал: остроугольный треугольник, тупоугольный треугольник, прямоугольный треугольник.

                                                   Ход урока.

I. Организационный этап.

Цель: подготовка детей к работе, решение воспитательной задачи.

 

-Здравствуйте, ребята.

-Сели спокойно, приготовились работать.

-Начинаем урок геометрии.

-Объяснить пословицу: «Семь раз отмерь, один раз отрежь». (Объяснение дают 2-3 ребенка).

-.Перед тем, как что-нибудь сделать, надо все обдумать. Убедиться, что задание выполните правильно, аккуратно. Сегодня на уроке так и нужно работать.

 

II. Актуализация знаний.

Цель: установить правильность и осознанность выполнения домашнего задания, повторение пройденного материала, подготовить к восприятию новой темы.

 

1. Повторение.

- Назвать тему прошлого урока (многоугольники).

- Что такое многоугольник? (Определения повторяют 2,3 человека. Дети 3 варианта пользуются памяткой на протяжении всего урока).

-Назвать элементы многоугольника.

 

2. Проверка домашней работы.

-Какое задание нужно было выполнить? (Начертить углы.1 вариант - начертить острый и тупой углы в верхней части листа, в центре. 2 вариант- начертить два прямых угла справа и слева листа, расположив их на одной линии. 3 вариант – начертить острый угол, в центре листа, вершиной вверх).

-Назвать элементы угла.

-Посмотрите на мои рисунки, определите, какой из них соответствует вашему расположению углов.

-Сделайте такой же рисунок (от руки). (Индивидуальная работа с детьми, которые испытывают затруднения).

        

-Какие предметы получились на рисунках? (каждый вариант называет свой рисунок).

-Для чего нужен такой колпак? (для Новогоднего костюма).

-Цветным карандашом отметьте вершины углов, которые чертили дома.

 

3. Итог.

-Работали хорошо. Домашнюю работу проверю, оценки выставлю в журнал.

-Оценки за устную работу…

 

4.Постановка цели урока.

-Мы повторили названия углов и, опираясь на эти знания, вспомним классификацию треугольников по видам углов. Будем учиться их чертить, находить на чертежах и рисунках.

    Слайд 1(тема) – «Классификация треугольников по видам углов».

 

III. Основная часть.

 

1. Работа с тетрадью. (Орфографический режим.)

            - Открыли тетради, слева направо отступаем  4 клетки, записываем слова «Классная работа», на полях – дату.

 

2. Объяснение нового материала.

Цель: дать понятие о видах треугольников в зависимости от величины угла, познакомить с приёмами их построения.

 

- Учимся вычерчивать треугольники по видам углов.

         а). Начинаем работу вместе со мной.

            - Чертим прямой угол АВС. Отметим его.

            -Что нужно сделать, чтобы получился треугольник?

            -Кто вспомнит название этого треугольника?

             Словарная работа ( открывается карточка– «прямоугольный треугольник»).

(Повторить название треугольника детьми 3 варианта по слогам с индивидуальной карточки).

            -Подпишем его название.

- Что такое треугольник?

-Чертим следующий треугольник.

 

б). Объяснение материала у доски детьми 1 варианта по плану. ( План вывешивается на доске, читается поэтапно учеником).

1.Начертить тупой угол.

2.Достроить его до треугольника.

         3.Подписать название. Словарная работа (открывается карточка – «тупоугольный треугольник»).

(Повторить название треугольника детьми 3 варианта по слогам с индивидуальной карточки).

 Работа ученика оценивается сразу.

 

в). Построение остроугольного треугольника.

-Кто вспомнит, сколько острых углов в остроугольном треугольнике?

-Начертить на доске (дети 2 варианта).

-Подписать название. Словарная работа (3 вариант - по карточкам).

Работа ученика оценивается.

 

3.       Зрительная гимнастика (по таблицам).

 

 

4.       Закрепление материала.

Цель: закрепить знания детей по новому материалу, учить применять знания в новых условиях.

 

 а). Дать определение треугольникам.

-Мы начертили треугольники, дать им определение. Вместо  точек подставить в предложение нужное слово (правило повторяют 2,3 ребенка).

Слайд 2, 3,4.

 

- От чего зависит название треугольника?  (вывод делают 2,3 ученика).

 

б). Работа с тестом (работа по формированию самооценки учащихся).

- Проверим, как вы сможете определить вид треугольника. (Чертеж выполнен на доске, треугольник выделен цветным мелом).

Определить вид треугольника, ответив на вопрос словами: ДА, НЕТ. (3 вариант работает по карточкам, пользуется памяткой). Запись выполняется в тетради.

-В тетради пишем номер задания:1.

                                                              2.

                                                                  3.

        - В1 ряду выделенный треугольник остроугольный.

        - Во 2 ряду  выделенный треугольник прямоугольный.

        - В 3 ряду выделенный треугольник тупоугольный.

 

        Проверка. Ответы зачитываются учителем. Неверный ответ дети исправляют.

1 ряд. Нет.

2 ряд. Нет.

3 ряд. Да.

- Оцените свою работу. 

-Оценку «5» поставьте, если нет ошибок.

         -Оценку «4» поставьте, если 1ошибка.

-Оценку «3» поставьте, если 2 ошибки

-Оценки за эту работу выставлю в журнал.

 

        8.Работа с учебником.

-Открыли учебник на с.100 №366.

-Прочитать задание (учащиеся 1 варианта).

-Кому не понятно?

- Дополнительное задание дано на карточках (по вариантам). Индивидуальная работа с учащимися 2,3 вариантов.

-Задание проверю, оценки выставлю в журнал.

 

IV. Итог урока .

Цель: подвести итог о работе класса; выяснить, что нового узнали на уроке.

 

1.-Какую тему изучаем?

 -Какие треугольники сегодня чертили?

 -Повторить название треугольников.

-От чего зависит название треугольников? (от вида угла).

 

12. Задание на дом.

-По образцу начертить рисунок.

 

 

         -Что изображено на рисунке?

-Записать вид треугольников, из которых он состоит.

-3 вариант – начертить чертеж.

-Кому не понятно задание?

         -Для чего нужны знания о треугольниках?

         - Хоть этот корабль и нарисован, но и при постройке настоящих кораблей нужны знания о треугольниках  и углах, чтобы корабль был прочным, не мог утонуть.

 

   

3. Оценка работы класса. Выставление оценок за урок. ….

 

4.Занимательная минутка (формирование интереса к предмету).

-А сейчас посетим сказочную страну геометрию и познакомимся со сказочным героем.

Слайд 5.

 

 

         -Кто  изображен на рисунке?

        - Из каких фигур он состоит?

-Выходите к доске, показываете треугольник, даете ему определение.

 

 

-Урок окончили, отдыхайте.

 

 

        

 

 

 

 

 Педагогическая идея заключается в использовании коррекционно-развивающих упражнений на уроках математики, как средство развития высших психических функций учащихся с нарушением интеллекта. Урок способствует созданию оптимальных условий для упражнения  и развития различных психических процессов, для развития способностей учащихся, интереса к предмету.  Для этого  в содержание урока, на разных его этапах, включены специальные коррекционные упражнения: для развития зрительного и слухового восприятия, аналитико-синтетической деятельности, логичности мышления. Игры и занимательные упражнения построены на совокупности приемов, помогающих учащимся систематизировать и закреплять свои знания о различных объектах, их назначении, связях между ними.

 

Особое значение придается реализации личностно-ориентированного подхода. На уроке создаются условия для проявления познавательной активности, позволяющие учащимся высказывать свое мнение. Используются приемы дифференциации заданий и самоконтроля. Что способствует развитию самостоятельности, умению контролировать свою деятельность, созданию ситуации успеха.          

Скачать материал
Автор Лучина Наталья Анатольевна
Дата добавления 08.01.2015
Раздел Начальные классы
Подраздел
Просмотров 612
Номер материала 46229
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

Популярные курсы

Курс повышения квалификации
«Психолого-педагогические аспекты развития мотивации учебной деятельности младших школьников в рамках реализации ФГОС НОО»
Курс повышения квалификации «Организация краеведческой деятельности детей в учебно-воспитательном процессе начальной школы»
Курс повышения квалификации
«Мотивационное сопровождение учебного процесса младших школьников «группы риска» в общеобразовательном учреждении»