Инфоурок Иностранные языки Другие методич. материалы"ПСИХОЛОГО – ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА"

"ПСИХОЛОГО – ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА"

Скачать материал

Т.Н.БЕРЕЗЯВКА

Республика Беларусь, г. Пинск, ГУО «Средняя школа № 16 г. Пинска»

ПСИХОЛОГО – ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА

 

В период модернизации, коренного обновления форм и способов социальной жизни важное значение приобретает деятельность, направленная на раскрытие творческого потенциала, способностей личности. На первый план выдвигается проблема обеспечения новых подходов к организации педагогической деятельности, акценты в которой делаются на развитие и личностную реализацию ребенка. Особое значение имеет здесь иностранный язык, спецификой которого является его ярко выраженный поликультурный и социокультурный характер. Образовательная и самообразовательная функция иностранного языка, его значимость в жизни повлекла за собой усиление мотивации в изучении языков международного общения и необходимость разработки психолого-педагогических основ сопровождения учащегося.

Вопрос о взаимосвязи обучения и психического развития учащихся существовал всегда. «Вопрос об отношении обучения и развития ребёнка в школьном возрасте представляет собой самый центральный и основной вопрос, без которого проблемы педагогической психологии … не могут быть не только правильно  решены, но даже поставлены. Между тем этот вопрос является самым темным и невыясненным» [3, с. 374].

Поскольку в современной психологической литературе существует довольно обширный перечень обобщающих теоретических работ, посвящённых описанию различных подходов в исследовании личности и её развития, и достаточно много определений этого понятия, нужно исходить из положения о том, что необходимо осуществлять целостный подход к личности ребёнка. [3, c.3]

Иностранный язык исторически является важнейшим предметом общеобразовательного обучения. Однако его развивающие резервы полностью до сих пор не изучены. [3, c.3] Процесс обучения иноязычной речи на уроках иностранного языка может быть действенным фактором всестороннего развития личности школьника. Б.В.Беляев писал: «Обучение иностранному языку сопровождается выработкой у учащихся новых психофизиологических механизмов, с помощью которых они должны несколько иначе отражать объективную действительность. [1]

Переход к обучению детей иностранному языку в начальной школе создает совершенно иную психологическую ситуацию. Поиск оптимальных путей преодоления сложностей, возникающих в этой новой ситуации, должен идти, прежде всего, в плане возрастной и педагогической психологии. Таким образом, создавать базу для интегрирования культуры в теорию и практику преподавания предмета необходимо с начальной школы. Учителю иностранного языка, работающему с младшими школьниками, необходимо чётко представлять себе психологические особенности детей данного возраста. [4, с.109]

 Это делает, в свою очередь, необходимым заново сформулировать те основные психологические функции, которые имеет обучение на различных его последовательных этапах.

 Одной из важнейших функций начального обучения следует считать формирование навыков и умений учебной деятельности. Именно в младшем школьном возрасте ребенок овладевает системой операций, необходимых для успешной учебной деятельности на последующих этапах. При этом существенно, чтобы предлагаемая для усвоения система не носила жестко алгоритмического характера: ум ребенка должен оставаться гибким, самостоятельным, творческим, а не быть закованным в строгие рамки универсальных предписаний. Это касается и овладения иностранным языком.

 Формирование навыков и умений учебной деятельности неразрывно связано еще с двумя функциями обучения:

 - овладением учебным материалом и формированием умения свободного перехода от учебной к не учебной деятельности,

 - умения перехода от решения системы учебных задач к ориентировке в проблемных ситуациях реальной действительности,

 - распознаваний и решению встающих в ней задач.

 Конечной целью обучения всегда является реальная жизнь. Мы учим ребенка, быть полноценным членом общества, активно, грамотно и творчески участвовать в социальной деятельности.

 Но эта цель едва ли будет достижимой, если в обучении иностранного языка недостаточно реализуется личностно образующая функция обучения. Она особенно важна как раз для рассматриваемого этапа, ибо именно в младшем школьном возрасте закладываются основы личности, и просчеты, допускаемые здесь, отзываются впоследствии в обостренной форме.

 Как показали исследования, психологической основой для овладения речью в нашем детстве является не память, тем более механическая, а речевая врожденная функция. И именно эта функция и позволяет решить первоначальную и самую главную проблему в овладении ребенком речью. Функция эта синтезирует в себе все необходимые психические свойства для обработки речевого потока. Природорожденная речевая функция наделена специфическими особенностями. Первая заключается в том, что ее деятельность ограничена во времени (примерно к 9 - 11 годам жизни ребенка она прекращает свою работу). Вот почему с такой легкостью чувствует ребенок речь и почему так трудно ему усвоить второй язык уже после того, как речевая функция прекратила свою деятельность. Вторая особенность речевой функции: ребенок имеет возможность на базе речевой функции и при наличии разноязычных сред, каждая из которых становится для него жизненно важной, овладеть несколькими языками, не смешивая их друг с другом, если люди, которые общаются с ребенком сами не делают этого.

Проф. Н.Е.Щуркова рассматривает учение в жизни ребенка как уроки жизни: он учится работать, анализировать явления, вступает во взаимоотношения с людьми и коллективом, утверждает свое «Я», обретая самооценку и способность к саморегулированию, с разных сторон изучает мир. При оценке образованности ребенка я исхожу из того, удалось ли мотивировать у него достижение успеха, насколько успех является следствием его самореализации. Стремление к успеху – естественный мотив поведения человека. Успех рождает желание действовать, самоутвердиться, повысить оценку результатов собственного труда.

Понятие «успешность»  рассматриваю как:

- условие психологического благополучия школьника, основу его здоровья;

- контекст культуры урока и всей деятельности ребенка, норма его полноценной жизни:

- результат реальных и мечта о будущих достижениях;

- основа самоутверждения и самовыражения.

Мое педагогическое кредо: «От успеха – к развитию», профессиональная задача – овладение технологиями создания ситуаций успеха, основной метод – психолого-педагогический анализ и сопровождение. Основное средство моей педагогической деятельности - интеграция психолого-педагогических, поликультурных и коммуникативных аспектов образовательной деятельности учащихся.

С этим связываю:      

 рост социальной зрелости ребенка;

 включения им иностранного языка в свою систему ценностей;

 здоровьесбережение (в психологическом и физическом аспектах);

 формирование индивидуальности посредством реализации индивидуального образовательного маршрута;

 и, как результат, – формирование компетентностей, сочетающих в себе образовательную и мотивационную составляющие и имеющих личностную сущность.

 При обучении иностранному языку компетентности, на мой взгляд, могут быть наполнены следующим содержанием (в классификации разработчиков «Стратегии модернизации содержания общего образования»):

- компетентность в сфере самостоятельной познавательной деятельности, основанная на усвоении способов приобретения знаний из различных источников информации (развитие общих и специальных учебных умений, совершенствующих учебную деятельность по овладению иностранным языком);

- компетентность в сфере гражданско-общественной деятельности (формирование многомерного восприятия мира как единства многообразия культур, расширение представлений о государственном устройстве, детских движениях, праздниках и знаменательных датах в культуре изучаемого языка);

- компетентность в сфере социально-трудовой деятельности (осознавать свои личные потребности и конкурентные преимущества, связанные с овладением и использованием иностранного языка);

- компетентность в бытовой сфере (приобретение опыта общения с представителями других лингвокультур; здоровьесбережение учащихся);

- компетентность в сфере культурно-досуговой деятельности (совершенствование умений строить свое поведение в соответствии со спецификой страны изучаемого языка, принятого в ней этикета).

 Свою работу я строю с учетом психологических особенностей курса иностранного языка, осложняющих его усвоение детьми, а именно:

 он не дает непосредственных знаний о реальной действительности (к чему стремятся дети), а лишь облекает их в иную вербальную форму;

 изучение языка практически не имеет границ;

 включает в себя целый ряд явлений, языковую систему и др.

 Реализовать содержание УМК мне помогают современные образовательные технологии преподавания, позволяющие реализовать в преподавании коммуникативный принцип обучения. В практику моей работы вошли разнообразные коллективные способы обучения (КСО): работа в парах, групповая, командная работа, задания «Понял сам – объясни другому», «Задание для товарища», коллективные творческие работы, проективная деятельность, исследовательская работа, моделирующее обучение (игровая, ролевая деятельность).

 Мотивация достижения успеха, на мой взгляд, - самая действенная здоровьесберегающая технология. Положительные внутренние мотивы деятельности помогают ребенку добровольно принять трудности учения, способствуют развитию саморегуляции ребенка как одной из составляющих здоровья. Кроме того, в практике моей работы я использую специальные упражнения для обучения учащихся приемам психологической саморегуляции в процессе учебной. Выполнение упражнений («Возьмите себя в руки», «Заряд бодрости» и др.), динамические паузы и физминутки на английском языке способствуют развитию саморегуляции и релаксации детей.

Литература

1.     Беляев Е.В. О применении принципа сознательности в обучении иностранному языку // Психологические основы обучения неродному языку: Хрестоматия / Сост. А.А. Леонтьев. – М.: Издательство Московского психолого – социального института, 2004.

2.     Выготский Л.С. Педагогическая психология / Под ред. В.В.Давыдова. – М.: Педагогика, 1991.

3.     Голушкова Н.М. Развитие психических аспектов личности учащихся на уроках иностранного языка / Голушкова Н.М // Иностранные языки в школе. – 2008. - №2. – С.2 - 8.

4.     Ромашина С.Я. Теория и практика обучения иностранным языкам / Ромашина С. Я. // Иностранные языки в школе. – 2005. - №5. – С.109.

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                                                              

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал ""ПСИХОЛОГО – ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА""

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 3 месяца

Редактор

Получите профессию

HR-менеджер

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Вопрос о взаимосвязи обучения и психического развития учащихся существовал всегда. «Вопрос об отношении обучения и развития ребёнка в школьном возрасте представляет собой самый центральный и основной вопрос, без которого проблемы педагогической психологии … не могут быть не только правильно  решены, но даже поставлены. Между тем этот вопрос является самым темным и невыясненным».

Поскольку в современной психологической литературе существует довольно обширный перечень обобщающих теоретических работ, посвящённых описанию различных подходов в исследовании личности и её развития, и достаточно много определений этого понятия, нужно исходить из положения о том, что необходимо осуществлять целостный подход к личности ребёнка.

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 663 978 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 04.01.2015 639
    • DOCX 25.2 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Березявка Татьяна Николаевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Березявка Татьяна Николаевна
    Березявка Татьяна Николаевна
    • На сайте: 9 лет и 3 месяца
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 13591
    • Всего материалов: 8

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Экскурсовод

Экскурсовод (гид)

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Основные методики в области преподавания испанского языка

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе

Курс профессиональной переподготовки

Английский язык: теория и методика преподавания в образовательной организации

Учитель английского языка

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3650 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 1547 человек из 85 регионов
  • Этот курс уже прошли 4 469 человек

Курс профессиональной переподготовки

Английский язык: теория и методика преподавания в профессиональном образовании

Преподаватель английского языка

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3650 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 62 человека из 29 регионов
  • Этот курс уже прошли 87 человек

Мини-курс

Методология проектного менеджмента и стратегического планирования в инвестициях

3 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Родительство

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 20 человек из 12 регионов
  • Этот курс уже прошли 11 человек

Мини-курс

Эффективное управление проектами

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе