Т.Н.БЕРЕЗЯВКА
Республика
Беларусь, г. Пинск, ГУО «Средняя школа № 16 г. Пинска»
ПСИХОЛОГО
– ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ ИНОСТРАННОГО
ЯЗЫКА
В период модернизации, коренного обновления форм и
способов социальной жизни важное значение приобретает деятельность,
направленная на раскрытие творческого потенциала, способностей личности. На
первый план выдвигается проблема обеспечения новых подходов к организации
педагогической деятельности, акценты в которой делаются на развитие и
личностную реализацию ребенка. Особое значение имеет здесь иностранный язык,
спецификой которого является его ярко выраженный поликультурный и
социокультурный характер. Образовательная и самообразовательная функция
иностранного языка, его значимость в жизни повлекла за собой усиление мотивации
в изучении языков международного общения и необходимость разработки
психолого-педагогических основ сопровождения учащегося.
Вопрос о взаимосвязи обучения и психического развития
учащихся существовал всегда. «Вопрос об отношении обучения и развития ребёнка в
школьном возрасте представляет собой самый центральный и основной вопрос, без
которого проблемы педагогической психологии … не могут быть не только
правильно решены, но даже поставлены. Между тем этот вопрос является самым
темным и невыясненным» [3, с. 374].
Поскольку в современной психологической литературе
существует довольно обширный перечень обобщающих теоретических работ,
посвящённых описанию различных подходов в исследовании личности и её развития,
и достаточно много определений этого понятия, нужно исходить из положения о
том, что необходимо осуществлять целостный подход к личности ребёнка. [3, c.3]
Иностранный язык исторически является важнейшим
предметом общеобразовательного обучения. Однако его развивающие резервы
полностью до сих пор не изучены. [3, c.3] Процесс обучения иноязычной
речи на уроках иностранного языка может быть действенным фактором всестороннего
развития личности школьника. Б.В.Беляев писал: «Обучение иностранному языку
сопровождается выработкой у учащихся новых психофизиологических механизмов, с
помощью которых они должны несколько иначе отражать объективную
действительность. [1]
Переход к обучению детей иностранному языку в
начальной школе создает совершенно иную психологическую ситуацию. Поиск
оптимальных путей преодоления сложностей, возникающих в этой новой ситуации,
должен идти, прежде всего, в плане возрастной и педагогической психологии.
Таким образом, создавать базу для интегрирования культуры в теорию и практику
преподавания предмета необходимо с начальной школы. Учителю иностранного языка,
работающему с младшими школьниками, необходимо чётко представлять себе
психологические особенности детей данного возраста. [4, с.109]
Это делает, в свою очередь, необходимым заново
сформулировать те основные психологические функции, которые имеет обучение на
различных его последовательных этапах.
Одной из важнейших функций начального обучения
следует считать формирование навыков и умений учебной деятельности. Именно в
младшем школьном возрасте ребенок овладевает системой операций, необходимых для
успешной учебной деятельности на последующих этапах. При этом существенно,
чтобы предлагаемая для усвоения система не носила жестко алгоритмического
характера: ум ребенка должен оставаться гибким, самостоятельным, творческим, а
не быть закованным в строгие рамки универсальных предписаний. Это касается и
овладения иностранным языком.
Формирование навыков и умений учебной деятельности
неразрывно связано еще с двумя функциями обучения:
- овладением учебным материалом и формированием
умения свободного перехода от учебной к не учебной деятельности,
- умения перехода от решения системы учебных задач к
ориентировке в проблемных ситуациях реальной действительности,
- распознаваний и решению встающих в ней задач.
Конечной целью обучения всегда является реальная
жизнь. Мы учим ребенка, быть полноценным членом общества, активно, грамотно и
творчески участвовать в социальной деятельности.
Но эта цель едва ли будет достижимой, если в обучении
иностранного языка недостаточно реализуется личностно образующая функция
обучения. Она особенно важна как раз для рассматриваемого этапа, ибо именно в
младшем школьном возрасте закладываются основы личности, и просчеты, допускаемые
здесь, отзываются впоследствии в обостренной форме.
Как показали исследования, психологической основой
для овладения речью в нашем детстве является не память, тем более механическая,
а речевая врожденная функция. И именно эта функция и позволяет решить первоначальную
и самую главную проблему в овладении ребенком речью. Функция эта синтезирует в
себе все необходимые психические свойства для обработки речевого потока.
Природорожденная речевая функция наделена специфическими особенностями. Первая
заключается в том, что ее деятельность ограничена во времени (примерно к 9 - 11
годам жизни ребенка она прекращает свою работу). Вот почему с такой легкостью
чувствует ребенок речь и почему так трудно ему усвоить второй язык уже после
того, как речевая функция прекратила свою деятельность. Вторая особенность
речевой функции: ребенок имеет возможность на базе речевой функции и при
наличии разноязычных сред, каждая из которых становится для него жизненно
важной, овладеть несколькими языками, не смешивая их друг с другом, если люди,
которые общаются с ребенком сами не делают этого.
Проф. Н.Е.Щуркова рассматривает учение в жизни ребенка
как уроки жизни: он учится работать, анализировать явления, вступает во
взаимоотношения с людьми и коллективом, утверждает свое «Я», обретая самооценку
и способность к саморегулированию, с разных сторон изучает мир. При оценке
образованности ребенка я исхожу из того, удалось ли мотивировать у него
достижение успеха, насколько успех является следствием его самореализации.
Стремление к успеху – естественный мотив поведения человека. Успех рождает
желание действовать, самоутвердиться, повысить оценку результатов собственного
труда.
Понятие «успешность» рассматриваю как:
- условие психологического благополучия школьника,
основу его здоровья;
- контекст культуры урока и всей деятельности ребенка,
норма его полноценной жизни:
- результат реальных и мечта о будущих достижениях;
- основа самоутверждения и самовыражения.
Мое педагогическое кредо: «От успеха – к развитию»,
профессиональная задача – овладение технологиями создания ситуаций успеха,
основной метод – психолого-педагогический анализ и сопровождение. Основное
средство моей педагогической деятельности - интеграция
психолого-педагогических, поликультурных и коммуникативных аспектов образовательной
деятельности учащихся.
С этим связываю:
рост социальной зрелости ребенка;
включения им иностранного языка в свою систему
ценностей;
здоровьесбережение (в психологическом и физическом
аспектах);
формирование индивидуальности посредством реализации
индивидуального образовательного маршрута;
и, как результат, – формирование компетентностей,
сочетающих в себе образовательную и мотивационную составляющие и имеющих
личностную сущность.
При обучении иностранному языку компетентности, на
мой взгляд, могут быть наполнены следующим содержанием (в классификации
разработчиков «Стратегии модернизации содержания общего образования»):
- компетентность в сфере самостоятельной
познавательной деятельности, основанная на усвоении способов приобретения
знаний из различных источников информации (развитие общих и специальных учебных
умений, совершенствующих учебную деятельность по овладению иностранным языком);
- компетентность в сфере гражданско-общественной
деятельности (формирование многомерного восприятия мира как единства
многообразия культур, расширение представлений о государственном устройстве,
детских движениях, праздниках и знаменательных датах в культуре изучаемого
языка);
- компетентность в сфере социально-трудовой
деятельности (осознавать свои личные потребности и конкурентные преимущества,
связанные с овладением и использованием иностранного языка);
- компетентность в бытовой сфере (приобретение опыта
общения с представителями других лингвокультур; здоровьесбережение учащихся);
- компетентность в сфере культурно-досуговой
деятельности (совершенствование умений строить свое поведение в соответствии со
спецификой страны изучаемого языка, принятого в ней этикета).
Свою работу я строю с учетом психологических
особенностей курса иностранного языка, осложняющих его усвоение детьми, а
именно:
он не дает непосредственных знаний о реальной
действительности (к чему стремятся дети), а лишь облекает их в иную вербальную
форму;
изучение языка практически не имеет границ;
включает в себя целый ряд явлений, языковую систему
и др.
Реализовать содержание УМК мне помогают современные
образовательные технологии преподавания, позволяющие реализовать в преподавании
коммуникативный принцип обучения. В практику моей работы вошли разнообразные
коллективные способы обучения (КСО): работа в парах, групповая, командная
работа, задания «Понял сам – объясни другому», «Задание для товарища»,
коллективные творческие работы, проективная деятельность, исследовательская
работа, моделирующее обучение (игровая, ролевая деятельность).
Мотивация достижения успеха, на мой взгляд, - самая
действенная здоровьесберегающая технология. Положительные внутренние мотивы
деятельности помогают ребенку добровольно принять трудности учения,
способствуют развитию саморегуляции ребенка как одной из составляющих здоровья.
Кроме того, в практике моей работы я использую специальные упражнения для
обучения учащихся приемам психологической саморегуляции в процессе учебной.
Выполнение упражнений («Возьмите себя в руки», «Заряд бодрости» и др.),
динамические паузы и физминутки на английском языке способствуют развитию
саморегуляции и релаксации детей.
Литература
1.
Беляев
Е.В. О применении принципа сознательности в обучении иностранному языку //
Психологические основы обучения неродному языку: Хрестоматия / Сост. А.А.
Леонтьев. – М.: Издательство Московского психолого – социального института,
2004.
2.
Выготский
Л.С. Педагогическая психология / Под ред. В.В.Давыдова. – М.: Педагогика, 1991.
3.
Голушкова
Н.М. Развитие психических аспектов личности учащихся на уроках иностранного
языка / Голушкова Н.М // Иностранные языки в школе. – 2008. - №2. – С.2 - 8.
4.
Ромашина
С.Я. Теория и практика обучения иностранным языкам / Ромашина С. Я. //
Иностранные языки в школе. – 2005. - №5. – С.109.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.