Инфоурок Начальные классы Другие методич. материалы"Правописание непроизносимых согласных в корне слова"

"Правописание непроизносимых согласных в корне слова"

Скачать материал

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

УРОК  РУССКОГО  ЯЗЫКА

 

(с  использованием компьютерной технологии)

 

 

 

 

Тема: «Правописание непроизносимых согласных

в корне слова»

 

 

 

 

                                                          Учитель:

Самсонова Галина Васильевна

                                                                                    

 

 

 

 

 

2012 год.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Аннотация

 

к уроку  русского  языка  по  теме:

 

«Правописание непроизносимых согласных в корне слова».

 

Данный урок русского языка «Непроизносимые согласные в корне слова» разработан для 3-их классов при изучении темы «Орфограммы корня» по учебнику Л.Я Желтовской (УМК «Планета знаний»). Тип урока -  повторение изученного  материала.

На этом этапе важно развить активность, самостоятельность, сохранить познавательную активность и создать условия для гармоничного вхождения ребёнка в образовательный мир, способствовать основательному закреплению знаний учащихся и овладению навыками правописания, поддержать их здоровье и эмоциональное благополучие. Именно эти качества учащихся и развиваются благодаря использованию в уроке следующих современных педагогических технологий:

  • информационно-коммуникативная технология,
  • здоровьесберегающая технология – частая смена деятельности, физминутка
  • проблемное обучение
  • технология критического мышления

На уроке созданы проблемные ситуации, активизирующие мыслительную деятельность учащихся для самостоятельного поиска  новых способов формирования  правописания. Они открывают обучающимся доступ к нетрадиционным источникам информации, повышают эффективность самостоятельной работы, предоставляют совершенно новые возможности для творчества, обретения и закрепления умений и навыков, позволяют реализовывать принципиально новые формы и методы обучения.

       Урок построен с использованием компьютерной технологии, позволяющей младшим школьникам легче воспринимать новый материал, а затем применять умения и навыки на практике.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тема: Правописание непроизносимых согласных в корне слова.

 

 

Цели урока:

 1. Обучающая:  вспомнить, какие согласные считаются непроизносимыми, закрепить  способ проверки непроизносимых согласных; повторить ранее изученные орфограммы корня слова;

 2. Развивающая:  развивать орфографическую зоркость, внимание, память, логическое    мышление;

  3. Воспитывающая: воспитывать интерес к изучаемому предмету, доброжелательное отношение друг к другу; умение исправлять чужие ошибки так, чтобы не обижать одноклассников.

 

 

Задачи:

·         Научить учащихся применять правило правописания непроизносимых согласных в корне слова;

·         Составить алгоритм правописания слов с непроизносимыми согласными;

·         Развивать интеллектуальные качества: мышление, внимание, речь;

·         Воспитывать уважение к родному языку, интерес к изучаемому предмету, культуру общения, умение работать индивидуально и коллективно.

 

Оборудование: компьютер,  проектор, экран, учебник, тетрадь на  печатной основе; сигнализаторы для осуществления обратной связи, опорные таблицы.

 

 

Формы работы:     индивидуальная; фронтальная, групповая,  самостоятельная, работа в паре.

 

                                                

М етоды:  словесный, иллюстративный, исследовательский, частично-поисковый

 

Форма обучения:    урок - практикум

 

Виды речевой деятельности: слушание, говорение, письмо, чтение

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ХОД УРОКА.

 

      I.  Организационный момент.

 

Звонкий прозвенел звонок,

Начинается урок,

Ты  сиди за партой скромно

И веди себя достойно.

 

       1. Минутка чистописания.

       б/п в/ф   н

 

       - Установите закономерность и продолжите строку. (парные согласные)

 

-   Какая буква среди написанных по какому-то признаку «лишняя»? (Н) Почему?

     (не парная согласная)

 

- Тогда почему я её написала? Как она относится к парным согласным? (при проверке парных согласных после согласной должна стоять гласная или буква Н).

 

-  Среди оставшихся пар какая пара тоже отличается от других по какому-то признаку? (Ж/Ш) Почему?

      (звуки этих согласных обозначают всегда твёрдые звуки).

 

-    Так как же проверяется парный согласный на конце или в середине слова?

 

I        II. Орфографическая минутка. (один ученик работает у доски с     

               комментированием, остальные работают в тетрадях).

    

Есть одна игра для вас,

Я прочту стихи сейчас.

Я начну, а вы кончайте

Хором дружно добавляйте.

 

А) Она нас всех встречает,             Г) Сладкие крошки

     Серёжки надевает.                           На короткой ножке.

     А платьице в полоску.                    Кто проходит близко,

     Ты узнаёшь … (берёзку).               Кланяется низко. (ягодка).

                                                                                                  

        Б) Быть должны всегда в порядке

    Твои школьные … (тетрадки).

 

В) Хлоп – и конфета стреляет, как пушка!

     Каждому ясно: это … (хлопушка).

 

- Что общего у всех этих слов? (одинаковые части слова: корень, суффикс, окончание)

- Какое слово «лишнее» по какому-то признаку?

 

 

- Какие слова на эту же орфограмму вы услышали в текстах загадок? (назвать слова,    

  показать веерами, какую согласную надо писать в этих словах

 

       Индивидуальное задание:

 

1)      Вставить пропущенные буквы в словах:           2) Разобрать слова по составу:

Гла…кая обло…ка                                                            Избу…ка

Лё…кая похо...ка                                                               Зам…ро..ки 

Бли…кие заморо…ки                                                        Закла…ка

Кре…кая дру…ба                                                            

Сла...кая яго...ка                                                                 

 

 

3, 4, 5 ученики работают по индивидуальным карточкам.

 

- Какие же правила русской орфографии учат нас писать корень слова правильно? (безударные гласные в корне слова, парные согласные в корне слова, …)

 

На экране слайд №1 (постепенно в схеме появляются названия орфограмм по мере того, как ученики их называют. При этом третье окошко не заполнено пока).

 

III.             Сообщение темы и цели урока.

- Сегодня на уроке мы познакомимся ещё с одним «золотым» правилом русской орфографии, позволяющим грамотно писать корень слова. 

 

        IV.    Работа по теме.

 

1)      Составьте из данных слов предложение:

(слова написаны на карточках для того, чтобы было удобно их переставлять на новые места)

 

                ПРИНОСИТ, ТОТ, ДРУГИМ, КТО, СЧАСТЛИВ, СЧАСТЬЕ

    ( Кто счастлив, тот приносит счастье другим. Тот, кто счастлив, приносит счастье другим)

       Счастлив тот, кто приносит счастье другим !

 

- Запишите это предложение.

- К какому жанру устного народного творчества относится это   предложение? (пословица)

 

- Как вы понимаете смысл этой пословицы? (Делай добро другим).

 

- Назовите в этой пословице однокоренные слова.

 

- Объясните знакомые орфограммы.

 

- В каком слове согласный звук не произносится, но буква. Обозначающая этот согласный звук пишется? (СЧАСТЛИВ).

 

 

- Как вы думаете, как называется эта новая орфограмма, с которой мы будем работать на сегодняшнем уроке? (непроизносимая согласная).

 

 

 

- Назовите слово, в котором этот звук слышится чётко. (СЧАСТЬЕ).

 

- Кто же сможет сформулировать правило проверки непроизносимых согласных в корне слова?

 

2)      Чтение правила на странице 132 учебника. 

 

На экране слайд №2 (четверостишье о способе проверки непроизносимых согласных):

 

Выполнение упражнения в тетради на печатной основе ,стр.11, упр. №7.

 

    - В каких же сочетаниях вам встретились непроизносимые согласные в словах?

 

Физминутка

 

 

На экране слайд №3. (опорная схема с сочетаниями букв, в которых пишутся непроизносимые согласные):

(сочетания появляются постепенно).

 

Эти сочетания – это орфограмма, где пишутся непроизносимые согласные.

 

- А какое интересное сочетание вы заметили в схеме? (СН)

 

- Это «хитрое» сочетание. Встречаются такие слова, когда не надо писать между буквами С и Н согласную Т. И опять на помощь нам придут проверочные слова. О таких словах мы будем говорить позже, будем учиться проверять их и правильно писать.

 

3)      – А теперь внимание на экран. Перед вами задание по вариантам:

(дифференцированное задание)

       

 На экране слайд №4. (На экране слова с пропущенными непроизносимыми согласными).

 

Чтоб ошибок избежать,

Зоркость будем развивать.

Можешь ты проверить сам

Своё внимание к словам.

 

1 вариант записывает слова с сочетаниями – сТн -,

2 вариант – слова с сочетаниями – зДн – и приписывают проверочные слова, орфограммы подчёркиваем.

 

3 группа учеников составляют рассказ на тему: «Ёлка наряжается, праздник приближается», используя опорные слова с непроизносимыми согласными:

 

ПРАЗ…НИК, СЧАС…ЛИВЫЕ, РАДОС…НЫЕ, ЗДРА…СТВУЙ, ИНТЕРЕС…НЫЙ, ЗВЁЗ…НЫЙ, СЕР…ЦЕ, ЧУДЕС…НЫЙ, ПРЕКРАС…НЫЙ, ЧУВСТВО

Затем самопроверка:  Раз, два, три, четыре

                                            Начинается игра.

                                     Вы теперь не просто дети.

                                            Вы теперь – учителя.

 

 

        На экране слайд №5,6

  

Дети доказывают, почему они написали такую согласную. Ученики из третьей группы читают получившиеся рассказы по данной теме.

         На экране слайд №7.

 

   - Посмотрите на экран, прочтите слова, в которых в сочетании – СН не надо писать букву Т, так как её нет в проверочных словах. Проверим эти слова. Об этих словах мы ещё будем говорить на следующих уроках русского языка.

 

4)      – Отгадайте загадку:

 

Когда лежу я на спине,

Нет пользы никакой во мне,

Но прислони меня к стене,

Найдётся сразу дело мне. (лестница)

 

- Есть ли непроизносимая согласная в этом слове?

 

- Подберите проверочное слово.

 

- Это слово словарное, эту букву в слове нужно запомнить, её проверить нельзя. Также, как и в слове чувство нужно запомнить согласную букву В. (записать слова в словарики).

 

- А какие лестницы вы знаете? (каменные, деревянные, верёвочные, железные)

- Составьте предложение с этим словом.

 

- А теперь письмо по памяти (четверостишье о лестнице).

 

На экране слайд №8.

 

- О какой же лестнице здесь идёт речь? (лестница – эскалатор(картинка)).

 

Запись и взаимопроверка.

 

 

V. Закрепление урока.

 

- С какой же орфограммой мы познакомились сегодня на уроке?

(с непроизносимой согласной)

 

- Как же проверить непроизносимую согласную?

- В каких сочетаниях пишется непроизносимая согласная?

- А в каких не пишется?

- Какие словарные слова вы запомнили?

 

- Назовите «золотые правила русской орфографии»?

- Почему их назвали «золотыми»?

 

 

 

 

ИГРА «Забей мяч в ворота».

 

Нарисованы ворота с буквами Д и Т, на мячиках написаны слова с пропущенными буквами. Распределить слова по нужным воротам с названием проверочных слов.

  ДОБЛЕС…НЫЙ, ЗВЁЗ…НЫЙ, РАДОС…НЫЙ, ИНТЕРЕС…НЫЙ, ПРЕКРАС…НЫЙ,   

  ОПАС…НЫЙ, ВКУС…НЫЙ, КАПУС…НЫЙ, СЧАС…ЛИВЫЙ

-            Какие мячики не попали ни в какие ворота? Почему?

         (интересный, прекрасный, опасный, так как в них нет непроизносимой согласной)

 

VI.    Итог урока.

 

   - Что вам больше всего понравилось на уроке?

 

VIII. Домашнее задание: рабочая тетрадь, стр.11., упр.7 (правило, словарные слова повторить).

 

 

Литература.

 

  • Г.А.Бакулина Интеллектуальное развитие младших школьников на уроках русского языка. – М.: Валдос, 2003
  • О.В.Узорова, Е.А.Нефёдова. Справочное пособие по русскому языку. – М.: АСТ: Астрель, 2007
  • Л.Я.Желтовская. Учебник по русскому языку. (3 класс)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал ""Правописание непроизносимых согласных в корне слова""

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 2 месяца

Проректор

Получите профессию

Интернет-маркетолог

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Данный урок русского языка «Непроизносимые согласные в корне слова» разработан для 3-их классов при изучении темы «Орфограммы корня» по учебнику Л.Я Желтовской (УМК «Планета знаний»). Тип урока -  повторение изученного  материала. На этом этапе важно развить активность, самостоятельность, сохранить познавательную активность и создать условия для гармоничного вхождения ребёнка в образовательный мир, способствовать основательному закреплению знаний учащихся и овладению навыками правописания, поддержать их здоровье и эмоциональное благополучие. Именно эти качества учащихся и развиваются благодаря использованию в уроке следующих современных педагогических технологий:

 

  • информационно-коммуникативная технология,
  • здоровьесберегающая технология – частая смена деятельности, физминутка
  • проблемное обучение
  • технология критического мышления

На уроке созданы проблемные ситуации, активизирующие мыслительную деятельность учащихся для самостоятельного поиска  новых способов формирования  правописания. Они открывают обучающимся доступ к нетрадиционным источникам информации, повышают эффективность самостоятельной работы, предоставляют совершенно новые возможности для творчества, обретения и закрепления умений и навыков, позволяют реализовывать принципиально новые формы и методы обучения.

 

       Урок построен с использованием компьютерной технологии, позволяющей младшим школьникам легче воспринимать новый материал, а затем применять умения и навыки на практике. 

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 655 278 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 30.12.2014 512
    • DOCX 79 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Самсонова Галина Васильевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Самсонова Галина Васильевна
    Самсонова Галина Васильевна
    • На сайте: 8 лет и 9 месяцев
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 2419
    • Всего материалов: 4

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Технолог-калькулятор общественного питания

Технолог-калькулятор общественного питания

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс профессиональной переподготовки

Теория и методика обучения информатике в начальной школе

Учитель информатики в начальной школе

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3950 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 95 человек из 34 регионов
  • Этот курс уже прошли 222 человека

Курс повышения квалификации

Дислексия, дисграфия, дискалькулия у младших школьников: нейропсихологическая диагностика и коррекция

36/72 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 1181 человек из 82 регионов
  • Этот курс уже прошли 4 547 человек

Курс повышения квалификации

Особенности реализации ФГОС НОО для слепых и слабовидящих детей

72/108 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Этот курс уже прошли 24 человека

Мини-курс

Эффективная самопрезентация

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 52 человека из 31 региона
  • Этот курс уже прошли 32 человека

Мини-курс

Управление рисками в бизнесе: анализ, оценка и стратегии

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Психология развития личности: от мотивации к самопониманию

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 85 человек из 29 регионов
  • Этот курс уже прошли 31 человек