Тема урока: Красная книга животных и
растений.
Цели урока: ознакомление детей с Красной
книгой животных и растений Казахстана, расширение знаний учащихся о животных и
растениях, которые занесены в Красную книгу.
Планируемые результаты:
предметные: знать растения и животных, которые
занесены в Красную книгу Казахстана;
личностные: проявлять бережное отношение к
природе;
системно-деятельностные: применять умение
рассуждать, анализировать ,выделять главное из текста обобщать и делать выводы.
Тип урока: комбинированный.
Виды работ: работа в группах, сообщения
учащихся о животных и растениях Казахстана занесённых в Красную книгу.
Материальное обеспечение урока:
для учителя: демонстрационный материал «Красная
книга животных и растений Казахстана»,(презентация) Конституция Республики
Казахстан, листы АЗ;видеоролие «Заповедники Казахстана»
для учащихся: учебник, рабочая
тетрадь.
Межпредметные
связи: изобразительное искусство.
Проблемный
вопрос: Возможно ли сделать так, чтобы Красная книга стала бы не нужна?
Ход урока
1.Организация начала урока. Психологический
настрой.
2.Постановка цели и задач урока.
_
ребята сегодня на уроке у нас присутствуют учителя. Наша задача показать
навыки работы с текстом. Умение выбирать и систематизировать (выстраивать в
определённом порядке, последовательности) важную и интересную информацию. Тема
нашего урока «Красная книга животных и растений Казахстана».(1 слайд.)
Закройте
глаза и представьте, что все растения и животные исчезли с лица Земли.
Что
вы испытали, когда это представили?
Какой
станет наша планета без животных и растений?
На
уроке мы попробуем определить причины занесения
того
или иного вида животных и растений в Красную книгу, и, самое главное,
что можно сделать, чтобы сохранить природу.
3. Работа в группах с опорой на знания.
Класс
делится на группы. Работают с приёмом «Фишбоун» Слово «Фишбон» дословно
переводится как « рыбная кость». В голову «скелета» вписывается проблема,
которую мы сегодня рассматриваем на уроке Итак, первая проблема: -причины
вымирания животных и растений. На самом «скелете» есть верхние «косточки», на
них фиксируются причины происходящих событий ( в данном случае почему
происходит вымирание животных и растений, кто или что является причиной), и
нижние – для записи фактов, подтверждающих наличие сформулированных причин.(как
именно тот или иной объект способствует разрушению животного и растительного
мира) Например: Землятрясение-разрушает среду обитания животных и растений Т.е.
устанавливаем причинно – следственные связи. Записи должны быть краткими,
представлять собой ключевые слова и фразы, отражающие суть. В «хвосте» помещается
вывод по решаемой проблеме .(На
доске образец)
Работать с « фишбоуном» будем в рамках
стратегии «Карусль».
В течении 3-4 минут каждая группа работает
со своей «Рыбной костью»(листы пронумерованы)По сигналу работы передаются
работы по часовой стрелке от группы к группе. Группа читает, определяют
неточности и стараются найти новое, при этом ничего не пишут. Когда лист группы
возвращается, дополняют свою работу. В это время учитель ведет оценивание
работы в графе «Краткие заметки».
4.Изучение нового материала.
1)Рассказ учителя.
Многие
ученые занимаются проблемой защиты животных. Для их охраны государство создает
заповедники, национальные парки. Заповедник — это особо охраняемая территория,
на которой полностью запрещена любая хозяйственная деятельность, с целью
сохранения природных богатств, т.е. здесь запрещены все виды деятельности.
Посещение заповедника возможно только по особому разрешению. В национальных
парках запрещена деятельность человека, но разрешены посещения и отдых.Заповедники
Казахстана-Барсакельмес,Западно- Алатайский,Алакольский, Корголжинский
заповедник (видеоролик)
Те
животные, которые нуждаются в нашей защите, занесены в Красную книгу.
На
нашей планете за последние 50 лет вымерло около 150 видов животных. Все они
исчезли по вине человека. В связи с этим была создана комиссия службы спасения.
Эта служба спасения составила мировой список, в который вошли животные и
растения, находящиеся на грани исчезновения и редкие. Ученые решили назвать
этот список Красной книгой.
-
Для чего нужна Красная книга? (Красная книга нас информирует, какие растения и
животные в опасности, призывает изучать природу. Эта книга предупреждает, что
то или иное животное, растение в беде и его надо охранять.)
Как
вы думаете, почему назвали Красной книгой, а не Желтой, Зеленой? (Красный цвет
- это сигнал опасности.)
2)Самостоятельная работа с текстом, записи в тетради.
Прочитайте
внимательно текст. В парах составьте 2-3 вопроса по прочитанному. Один из них
попробуйте составить «Толстый»
Задайте
вопросы товарищам. Будьте внимательны, не повторяйтесь. Если ваши товарищи
задали такой же вопрос как у вас, то вы уже этот вопрос не задаёте.
5.Физминутка Играет детская песня, учитель и
дети танцуют.
6.Сообщение детей о редких животных и растениях
Казахстана
(слайды)
1. Фламинго - очень красивая и необычная
птица с длинными ногами и длинной шеей. Клюв у неё большой, загнутый от
середины книзу. Оперение розоватое. Птицы живут большими стаями на островках солёных
озёр. Птица эта стала редкой, поскольку многие десятилетия на неё охотились
ради вкусного мяса, пера и пуха. Кроме того, сокращаются места, которые
подходят для гнездования этой птицы.
2. Кулан внешне похож на осла и на лошадь. Грива
и уши у него, как у лошади, а хвост, как у осла. Раньше стада куланов паслись в
степях, им хватало и корма, и места. Но степи распахали и засеяли, площадь пастбищ
сократилась. Ещё в древние времена куланы были предметом охоты.
Их
мясо считалось изысканным блюдом. Таким образом, количество куланов
сократилось. Их занесли в Красную книгу. Люди стали заботиться о них:
подкармливать зимой, защищать от хищников.
3.Архар- горный баран.Люди также охотятся на их
мясо, потому их численность и сократилась.
4. Дрофа
5.Беркут Одна из наиболее известных хищных
птиц семейства ястребиных. Гнездо устраивает на дереве либо на труднодоступном
скалистом уступе. В кладке обычно два яйца, однако чаще всего выживает только
один птенец.
6. Снежный барс Единственный вид
крупных кошек, приспособившийся обитать в суровых условиях высокогорий
А
еще, ребята, Н. А. Назарбаев называет Казахстан центрально азиатским барсом. Он
говорит: «Тигры у нас не водятся, а обитающий в наших горах снежный барс мало
знаком миру. . . Барс имеет свои отличия. Это будет Казахстанский барс с
присущим ему независимостью, умом, благородством, храбростью и хитростью. Он не
будет ни на кого нападать первым. Но если под угрозой окажутся его свобода и
жилище, его потомство, он будет защищать их любой ценой. . . »
7.Лебеди- это очень красивые водоплавающие
птицы. Лебедь- бывает чёрный и белый. Живут лебеди парами. Эти птицы- символ
вечной любви и верности. Если один из пары погибает, то другой не выдерживает
разлуки и другой с высоты падает на камень и разбивается.
8.Журавль.
9. Джейран Парнокопытное млекопитающее из рода
газелей. Окраска верха тела и боков песчаная. Низ тела, шея и внутренняя
сторона ног белые. Белое «зеркало», то есть пятно сзади, небольшого размера.
Хвост с черным концом.
10. Тянь-шаньская ель растёт на
склонах гор Заилийского Алатау на высоте 1500-2000 метров. Высокая пушистая
ель даёт приют и корм многим птицам и животным. Из-за ценной древесины ель
подвергалась вырубке.
Теперь
она охраняется законом.
11.Дикие тюльпаны украшают степи и
пустыни Казахстана. Они являются прародителями разных сортов тюльпанов,
украшающих улицы и парки городов разных стран мира. Но многие! виды диких тюльпанов занесены в Красную! книгу. Отдыхающие бездумно рвут цветы и вытаптывают их.
Природа
- наш огромный дом,
И
всем найдётся место в нём:
Букашке,
зверю и побегу,
И
дереву, и человеку.
Хоть
дом большой, но хрупок он -
Ему
всё хуже с каждым днём.
Не
враг вредит из века в век,
Природу
портит человек.
Но,
может, скоро мы поймём,
Что
мы неправильно живём,
Что
дом наш охранять должны
От
грязи, злобы и войны.
Чтоб
в доме нашем навсегда
Царили
мир и чистота.
7.Закрепление знаний.
Как
вы думаете, что нужно делать, чтобы животные и растения не попадали на
страницы Красной книги? Часто жизнь животных и растений зависит от нашего
поведения в природе.
Составьте
в группе кластер «Как человек может сберечь природу»
Подведение
итогов
Что
такое Красная книга?
Каких
животных заносят в нее?
что
создает государство для охраны этих видов животных?
Сколько
заповедников на территории Казахстана?
8.Рефлексия.
Назовите:
3
факта, которые вы узнали;
2
вопроса, которые у вас возникли;
1
действие, которое вы лично можете предпринять для защиты животных и растений.
9.Информация о домашнем задании.
Письмо
–обращение к людям.
Если
бы я был президентом, чтобы я сделал для охраны природы.
_____________________________________________________________________________
Назовите:
3
факта, которые вы узнали;
2
вопроса, которые у вас возникли;
1
действие, которое вы лично можете предпринять для защиты животных и растений.
Информация о домашнем задании.
Письмо
–обращение к людям.
Если
бы я был президентом, чтобы я сделал для охраны природы.
Составить
рекламу
_____________________________________________________________________________
Назовите:
3
факта, которые вы узнали;
2
вопроса, которые у вас возникли;
1
действие, которое вы лично можете предпринять для защиты животных и растений.
Информация о домашнем задании.
Письмо
–обращение к людям.
Если
бы я был президентом, чтобы я сделал для охраны природы.
_____________________________________________________________________________
Составить
рекламу
Назовите:
3
факта, которые вы узнали;
2
вопроса, которые у вас возникли;
1
действие, которое вы лично можете предпринять для защиты животных и растений.
Информация о домашнем задании.
Письмо
–обращение к людям.
Если
бы я был президентом, чтобы я сделал для охраны природы.
_____________________________________________________________________________
Составить
рекламу природы.
Назовите:
3
факта, которые вы узнали;
2
вопроса, которые у вас возникли;
1
действие, которое вы лично можете предпринять для защиты животных и растений.
Информация о домашнем задании.
Письмо
–обращение к людям.
Если
бы я был президентом, чтобы я сделал для охраны природы.
Составить
рекламу природы.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.