Память, высеченная в камне
Ход мероприятия.
Презентация первая.
Библиотекарь. Добрый день ребята, учителя!
Учитель
музыки: Добрый день
родители и гости!
Библиотекарь:
В канун, какого праздника проходит наше
мероприятие?
Верно! Это 23 февраля - день защитников отечества, который
относится у дням воинской славы.
Учитель
музыки:
Какие дни воинской славы вы знаете ещё? А,
сейчас обратите внимание на слайды (Детям предлагается ряд слайдов с
изображением различных памятников).
Библиотекарь: Что вы видите на слайдах? (
ответы детей). Да, это памятники!
Учитель музыки:
Что такое памятник? (ответы). Для чего
люди создают памятники? ( Что бы люди помнили о своих героях, великих людях).
Библиотекарь:
О чем сегодня у
нас пойдёт речь?
Учитель
музыки:
Верно о памяти, о памятниках которые
рассказывают подвигах и героях ВОВ. Память универсальное свойство человека,
связующее звено между прошлым и будущим. И нам с вами предстоит передать память
о страшной и великой войне нашим детям и внукам.
Библиотекарь:
В малых формах и грандиозных
монументальных ансамблях, в картинах и песнях находит свое выражение священная
память народа о сыновьях и дочерях, вступивших в бессмертие.
Выходят Чтецы 1 и 2.
Память об этом Чтец (1):
Прошла война, прошла страда,
Но боль взывает к людям:
Давайте, люди, никогда
Об этом не забудем.
Чтец (2):
Пусть память гордую о ней
Хранят об этой муке,
И дети нынешних детей,
И наших внуков внуки.
А.
Твардовский. Дом у дороги
Переход на презентацию Дубосеково.
Библиотекарь:
Этот памятник виден издалека. Это место,
где всегда (!) лежат живые цветы. Сюда приезжают люди, что бы почтить память
погибших героев.
Выходят Чтецы 3,4 и 5.
Чтец (3):
У подножия Героев Панфиловцев расположена не
высокая гранитная памятная плита, на которой высечены следующие слова:
"Защищая Москву в суровые ноябрьские дни 1941 года, на этом рубеже в
жестокой схватке с фашистскими захватчиками стояли насмерть и победили 28
Героев - Панфиловцев".
Чтец (1):
Разрывом вспыхнул небосвод,
Пружиной натянулся взвод.
Зловеще, траками гремя,
На нас вдруг двинулась броня.
И начался неравный бой,
Ружьем, гранатой и собой.
Остановил врага отряд,
На поле танки все горят.
Чтец (2):
Хоть шли они за рядом ряд,
Их было двадцать, пятьдесят…
Не смог пройти здесь враг к Москве,
Но и бойцы погибли все.
Их было только двадцать восемь,
Они навечно ушли в осень…
Семиженова
Елизавета
Библиотекарь:
В группе истребителей танков, стрелковой дивизии генерала Ивана
Васильевича Панфилова, служил рядовой красноармеец Яков Тумайкин. Он был
связным легендарного политрука Василия Клочкова.
Чтец (3):
Запомнил боец утро шестнадцатого ноября 1941 года. Бойцы
находились на разъезде Дубосеково Волоколамского направления. Этот участок
оказался главным для удара гитлеровцев, на Москву. Фашисты сосредоточили здесь 80 танков,
пехоту, минометы и артиллерию. Перед самым боем у бойцов побывал комдив
И.В.Панфилов.
Учитель
музыки:
"Замаскируйтесь хорошенько - сказал
он. - Да
приказ помните - держать этот рубеж, хотя бы вся немецкая армия пошла на
вас".
Чтец (5):
Фашисты вложили всю злобу и ярость, чтобы смять,
раздавить наши войска.
Первой была
"психическая" атака, ее отбили. Потом пошли танки их было 20, за
которыми шли автоматчики. В окопах истребителей танков появился политрук
Василий Клочков. "Одни мы остались на этом рубеже, отступать не
будем", - крикнул он. И разгорелся бой, который длился четыре часа.
Учитель
музыки: Потеряв 14 танков и
много убитых, фашисты откатились на исходные рубежи. Понесли урон и наши бойцы:
тяжело ранен и отправлен в санчасть Яков Тумайкин.
Чтец (4):
Оставшиеся
28 бойцов-панфиловцев продолжали бой. Враг бросил еще 30 танков. И снова голос
политрука: "Тридцать танков, друзья! Верно, придется нам всем умирать.
Велика Россия, а отступать некуда - позади Москва!"
Учитель музыки:
Бой длился 30
минут. Потеряв еще четыре танка, гитлеровцы повернули назад.
Чтец (2):
Герои -
панфиловцы погибли, не пропустив ни одного вражеского танка. Всем им посмертно
было присвоено звание Героя Советского Союза...
Библиотекарь: Уже после войны
выяснилось, что погибли не все. Троих тяжело раненых подобрали в горячке боя
санитары. Все они были удостоены Золотой Звезды Героя Советского Союза.
Учитель музыки:
Героический
подвиг героев – панфиловцев запечатлен современным композиторам в песне «Битва
под Москвой» - послушайте её в исполнении школьного ансамбля.
Переход на
презентацию Мамаев курган.
Библиотекарь:
Потерпев
поражение под Москвой, германское командование разработало новый план - направить
свои силы в сторону Кавказа и Волги, чтобы захватить Сталинград. Летом 1942
года на дальних подступах к Сталинграду началась битва за город.(карту на
слайде).
Чтец (6):
Клубились яростно метели
По Сталинградской по земле.
Дымились потные шинели,
И шли солдаты по золе.
И танк в сугробе, как в болоте,
И бьют снаряды по броне.
Снежинки таяли в полете,
Как ветки с листьями в огне
И падал в битве человек
В горячий снег, в кровавый снег.
Чтец (7):
Тяжёлые бои
велись за Мамаев курган, высота 102,0 – это самое высокое место в городе. Земля
здесь была пропитана кровью, обожженный, покрытый осколками от бомб курган и
зимой чернел, как обугленный. Весной 1943 года на каждый квадратный метр земли
здесь приходилось до 1200 осколков.
Библиотекарь:
Сталинградская
битва закончилась победой советских войск. Она положила начало перелому в ходе
Великой Отечественной войны.
Великий подвиг
русского народа решили увековечить, создав памятник-ансамбль я – Мамаев курган.
Начали сооружение монумента в мае 1959 года, а окончили в октября 1967 года.
Руководил проектом Евгений Викторович Вучетич. Сегодня мы приглашаем вас на
заочную экскурсию.
Библиотекарь:
Комплекс
Мамаев курган включает в себя нескольких монументов. Сегодня вам предстоит
самостоятельно сложить изображения четырех из них, используя пазлы. (Горельеф "Память
поколений", площади "Стоявших насмерть", "Скорбь
матери", Зал Воинской Славы) Для работы с пазлами
отбираются 4 группы по три человека, в течении звучания песни собрать
изображения монументов
Школьный
ансамбль исполняет песню «Обелиск»
Чтец (8):
Память, память,
за собою позови в те далёкие,
промчавшиеся дни.
Память, память, ты же можешь!
Ты должна на мгновенье
эти стрелки повернуть.
Я хочу не просто вспомнить
имена…
Чтец (5):
Дай мне воли до конца тебя нести.
Дай мне силы ничего не забывать.
Чтец (7):
Мамаев курган - встречает
нас горельефом "Память поколений". Мы видим людей
разных возрастов, национальностей идущих с венками, приспущенными знаменами
поклониться ратному подвигу защитников города. Здесь установлены гранитные
тумбы с землей городов-героев
Библиотекарь.
Здесь же
находиться мемориальная стена, на которой высечено: "Пройдут годы и
десятилетия. Нас сменят новые поколения людей. Но сюда, к подножию
величественного монумента победы, будут приходить внуки и правнуки героев. Сюда
будут приносить цветы, и приводить детей. Здесь, думая о прошлом и мечтая, о
будущем, люди будут вспоминать тех, кто погиб, защищая вечный огонь
жизни".
Чтец (3):
Аллея
пирамидальных тополей приводит к площади "Стоявших
насмерть".
Ее
венчает скульптура.
Учитель
музыки: Посмотрите внимательно, как можно назвать этот монумент? (ответы детей – солдат, воин, герой,
богатырь)
Чтец (3):
Воин-богатырь, с автоматом и гранатой - порождение
русской земли и великой Волги, от которых он черпает свою силу. Своим телом он
закрывает Родину - мать, которая расположена за его спиной.
Учитель
музыки:
Как бы вы назвали следующий монумент?
(Слайд с изображением монумента «Скорьбь матери»).Ответы детей.
Чтец (5):
Монумент
"Скорбь матери" - Фигура скорбящей
матери, склонившейся погибшим воином. В этом монументе собран воедино образ
всех женщин, у которых война отняла сыновей, мужей, отцов. У основания
монумента располагается небольшой бассейн - Озеро слез. Вода в нем, как
слезы народные, льется через край -
Чтец(8):
Он только спит на ложе рук,
Что мать во век не размыкает:
Беззвучен сердца скорбный стук
Волною время убегает.
Чтец (8):
Зал Воинской
Славы.
Надпись
над входом гласит: "Навсегда сохранит наш народ память о величайшем в
истории войн сражении у стен Сталинграда". В центре зала монумент -
рука, держащая факел Вечного огня. На стене памяти на плитах увековечены 6480
имен павших защитников Сталинграда. Список этот пополняется.
Чтец (3):
"Да, мы были простыми смертными, и мало кто
уцелел из нас, но все мы выполнили свой патриотический долг перед священной
матерью-Родиной!"
Чтец (5):
На кургане опять тишина.
Сам курган, как большая могила.
Не печалься солдат, старина.
Все прошло, и земля уж, остыла.
Только плачет солдат у
стены.
Вновь читая знакомые списки.
Это след прогремевшей войны.
Отпечатался в
обелисках.
Библиотекарь:
За
жизнь своих матерей, детей, братьев, сестер, за Родину отдали свою жизнь
воины-сталинградцы. Скульптура Матери-Родины венчает памятник-ансамбль. Она
возвышается над городом, напоминая парящую птицу. Платок, сорванный с ее головы
ветром, призывный взмах руки, одухотворенное лицо и высоко поднятый в гневе
карающий меч. Родина-мать зовет своих верных сынов и дочерей на борьбу с
врагами.
Ребята
собрали пазлы мемориального комплекса «Мамаев курган», попробуем их назвать. (Пазлы
наклеенные на ватман представляются вниманию аудитории, которая называет их).
Молодцы ребята хорошая у вас память.
Учитель
музыки:
Предлагаю послушать песню, посвящённую нашей теме.
Послушайте внимательно, и ответьте, о чём рассказывает эта песня?
Переход на
презентацию «Алеша» (ответы ребят).
Песня «Алёша»
исполняет школьный ансамбль.
Расскажите, что вы
узнали из этой песни. Совершенно верно – это памятник русскому солдату в
Болгарии.
Чтец (2):
На холме Освободителей в городе Пловдиве навечно
встал «Алёша» - памятник советским воинам, прошедшим сквозь свинцовую пургу,
чтобы протянуть руку помощи братскому народу Болгарии.
Чтец (2):
Почему и как этот памятник получил имя собственное и стал
именоваться Алешей, сегодня знает практически каждый болгарин. Сама история
поиска прообраза памятника «Алёша» очень интересна.
Библиотекарь:
После окончания войны в Болгарии был объявлен конкурс на лучший
проект памятника советскому воину-освободителю. Методи Витанов, рассказал о
своём русском товарище Алексее Скурлатове знакомому скульптору, показал
карандашные наброски. Могучий и статный, Скурлатов идеально соответствовал
образу советского солдата-освободителя.
Библиотекарь:
Памятник создан творческим коллективом болгарских
скульпторов и архитекторов под руководством Бориса Маркова. Когда Витанов увидел макет, то был поражен
сходством с русским товарищем и самолично вывел на нем мелом имя русского друга
– Алёша. Так и стали с тех пор в Болгарии называть каменного русского солдата.
Учитель
музыки:
И
надо сказать имя Алёша имея греческие корни переводиться как «защищать», «отражать»,
«предотвращать»!!!
Чтец (7):
Отсюда видно далеко-далеко.
Горизонт —
почти невесом.
Как Ангел-хранитель солдат Алеша
Над Пловдивом
вознесен...
Роберт Рождественский
Чтец (6):
Во время дружеского визита в Болгарию композитор Эдуард
Колмановский залюбовался монументом, а история его создания запала ему в душу.
Он поделился своими впечатлениями с соавтором поэтом Константином Ваншенкиным,
который на одном дыхании написал стихи.
В1967 году Ансамбль песни и пляски исполнил в Пловдиве у
подножия памятника песню «Алёша» («Стоит над горою Алёша»), которая сразу обрела
популярность. Тогда же она стала гимном Пловдива, и многие годы город
просыпался под её мелодию.
Учитель
музыки:
Цветов он не дарит девчатам, - они ему дарят цветы
Так поется в песне,
но как ошибался автор! Жив Алёша!
Алексей Иванович Скурлатов и сегодня проживает в
селе Налобиха алтайского края. Через сорок лет Алексей Иванович поехал в гости
в Болгарию. И в тот же день рядом с гранитным «Алёшей» стоял Алёша живой…
Переход на первую презентацию.
Чтец (6):
Давно закончилась война,
Давно с войны пришли солдаты.
И на груди их ордена
Горят, как памятные даты.
Чтец (1):
Вам всем, кто вынес ту войну –
В тылу иль на полях сражений, –
Принес победную весну –
Поклон и память поколений.
С. Кочурова «Давно закончилась война…»
Библиотекарь:
К сегодняшнему мероприятию вы занимались исследовательской работой и
писали сочинения: «Моя семья в годы ВОВ», «Я горжусь», «Семейные реликвии».
Предлагаю заслушать некоторые из сочинений. ( Дети сами зачитывают свои
сочинения).
Библиотекарь: Продолжите, пожалуйста, фразу…
1. Сегодня я узнал……
2. Мне бы хотелось узнать…..
3. Я горжусь…
Чтец (2):
По всему миру – в граните, в бронзе, в металле и в песне
– сохраняется память о воинах, городах сражениях, о тех, кто самоотверженно ковал
победу в тылу и в бою.
Наше прошлое, без
которого не может быть будущего.
Библиотекарь:
И вашу память о
нашем сегодняшнем разговоре мы предлагаем подкрепить вашими рисунками, может
стихами или другими творческими коллективными или индивидуальными работами,
которые мы разместим 9 мая в информационно- библиотечном центре школы
Предлагаем почтить
героев минутой молчания. Минута молчания.
Учитель музыки:
Зажжём вечный огонь
славы - у вас в руках язычки пламени с именами ваших родных и близких погибших
за нашу Родину. Прикрепите их к вечному огню (Учитель называет имена и фамилии
погибших, дети размещают на плакате, изображающем вечный
огонь яркие языки пламени).
Чтец (2):
Есть много важных слов на свете - Мама, Родина,
счастье.
Чтец (1):
А есть еще такие важные слова, как МИР
МИР - это Земля,
Чтец (5):
МИР - это люди,
Чтец (8):
МИР - это дети.
Чтец (4):
МИР - это спокойная и радостная жизнь. Нет войны,
нет горя и слез. МИР нужен всем!
Чтец (1):
И –
Все: ПАМЯТЬ.
Библиотекарь: Ведь пока жива память об этой страшной войне, мы будем
делать всё, чтобы она не повторилась никогда.
Песня Память (исполняет школьный ансамбль)
То, что вы услышали сегодня – всего лишь
частица нашей героической истории.
Но мы должны знать и помнить, ведь это наша страна,
наша история.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.