Инфоурок Классному руководителю Другие методич. материалы"Ответственность за свои поступки" Классный час

"Ответственность за свои поступки" Классный час

Скачать материал

Классный час

"Ответственность за свои поступки"

Цель: способствовать развитию у школьников чувства ответственности, содействовать формированию у детей умений анализировать свои поступки и черты характера, воспитывать уважение, терпимость к окружающим людям, формирование коммуникативной компетенции, развитие смекалки, логического мышления.

помочь в осмыслении нравственного понятия «совесть»; развивать этические нормы поведения в обществе.

Классный час - рассуждение.

Оборудование:

 высказывание Экзюпери,

 пословица «Кто ничего не делает, тот не ошибается»,

 рассказ «Честное слово»

1) “Задуманное, хотя и не осуществлённое преступление есть всё же преступление”. Сенека.

2) “Поступки умных людей продиктованы умом, людей менее сообразительных – опытом, самых невежественных – необходимостью, животных – природой”. Цицерон.

3) “В том и состоит пагубность дурного поступка, что он таит в себе зародыш новых мерзостей”. Ф.Шиллер).

4) Совесть! Без тебя нет во мне ничего,

возвышающего меня над животными. Жан Жак Руссо

 

Ход урока

 

I. Сообщение темы и цели урока.

Сегодня мы проведем классный час на неизвестную пока вам тему.

В качестве эпиграфа мне хотелось бы предложить высказывание французского писателя Антуана де Сент-Экзюпери.

Быть человеком – это значит чувствовать свою ответственность перед людьми.

- Как вы понимаете это высказывание?

- Как вы думаете, о каком качестве человека мы будем сегодня говорить? (об ответственности)

- Чему мы будем учиться на классном часе?  (Учиться вести себя ответственно и анализировать свои поступки)

 

II. Изучение нового материала.

1. Чтение рассказа Л.Пантелеева «Честное слово»

Перед чтением рассказа дается задание.

- Какие качества характера мальчика вызывают уважение к нему? (Честность, ответственность, порядочность, сильная воля, смелость).

- Почему он не оставил пост, хотя ребята убежали и забыли о нем?

- Каким можно назвать его поступок? (ответственным)

 

2. Работа в группах. Решение проблемных ситуаций.

- Что такое ответственность? Когда возникает это чувство? (Ответственность – это обязанность отвечать за свои поступки, действия.)

 

-  Какие поступки можно считать непоправимыми, а последствия, каких действий можно исправить? (Убийство, предательство, казнь; опоздание, шалость, порча вещей, потеря чего-то).

 

-  Какие качества характера свойственны ответственному человеку? На доске написаны слова, которые обозначают разные черты характера человека. Оставьте только те, которые свойственны ответственному человеку.

 (честность, мужество, малодушие, неискренность, общительность и замкнутость, доброта и недоброжелательность, внимательность и равнодушие, трудолюбие и лень, боязнь трудностей, активность.

 - Достоин ли уважения тот человек, который совершает ошибочные действия, но признает свои ошибки?

 

- Как вы понимаете пословицу?

Не ошибается тот, кто ничего не делает.

 

 - Каждый человек в жизни ошибается, поэтому он учится на своих ошибках.

Для признания ошибки требуется мужество, такой шаг могут сделать люди с сильным характером, а потому они достойны уважения.

 

 Когда вы были маленькими, ваши действия во многом диктовались теми, кто заботился о вас. Вы ели, когда родители давали вам еду, вы шли туда, куда вас вели, т.е. вы полностью зависели от родителей. Сейчас вы повзрослели, приобрели необходимые навыки, постепенно становясь самостоятельнее и ответственнее.

 

 Потом у вас появилась обязанность ходить в школу, выполнять домашние задания. Скоро вы станете взрослыми и будете полностью отвечать за себя и за других.

 

Вывод : От того, какой выбор вы сделаете сегодня, зависит ваша способность ответственно подходить к жизни в будущем.

 

3. Обсуждение в группах ответственных поступков, которые они совершили за неделю.

 

- Ответственное отношение к жизни подразумевает очень многое. Наверное, вы уже успели совершить немало поступков, где проявили это важное качество.

 

 - Перед кем вы несете ответственность? ( перед собой, перед родителями, перед товарищами).

 

 - Приведите как можно больше примеров ответственного поведения.

( Хожу в школу, выполняю домашнее задание, помогаю по хозяйству ) и т.д.

 

 - А теперь давайте обратимся к себе и вспомним такие случаи, когда вы были не очень ответственны.

 

 - Почему люди иногда принимают безответственное решение?

( не хотят брать на себя ответственность за свои действия, из-за лени, легкомыслия).

 

 - Если человек безответственный, кому от этого плохо: тому, кто ведет себя так легкомысленно, или окружающим?- Обоснуйте свой ответ примерами.

 

III. Решение проблемных ситуаций.

1группа. К чему может привести безответственное решение врача?

 

2группа. К чему приведет безответственное решение пилота?

 

3группа. К чему приведет безответственный поступок шофера?

 

 - Какой вывод можно сделать из этого?

 

Вывод: Безответственный поступок может обернуться для других людей неприятностью, бедой или несчастьем.

 - Легко ли быть ответственным?

IV. Итог урока.

 

 - Что же необходимо каждому из вас, чтобы стать ответственным человеком? (Научиться отвечать за свои поступки).

 Серьезное отношение к жизни начинается с сознательного решения взять на себя ответственность. Такое решение мы принимаем не раз, его принимаем много раз в течение своей жизни.

 

Ответственный человек – это тот, кто управляет собой и своим поведением. Поэтому каждому из вас надо научиться принимать ответственность за свои действия, поступки, поведение. Если вы этому не научитесь, то тогда ваша жизнь будет меняться по воле других людей.

 

Я желаю, чтобы вы научились в своей жизни всегда принимать на себя ответственность за свои поступки и умели управлять собой. Надеюсь, что сегодняшний разговор не прошел даром и вы сделаете для себя соответствующие выводы.

 

 

Мне очень жаль,  что я не могу вам сказать,  как зовут этого маленького

человека,  и где он живет, и кто его папа и мама. В потемках я даже не успел как  следует разглядеть его  лицо.  Я  только помню,  что  нос у  него был в веснушках и  что штанишки у него были коротенькие и держались не на ремешке, а  на  таких  лямочках,  которые перекидываются через плечи и  застегиваются где-то на животе.

     Как-то летом я  зашел в  садик,  -  я  не знаю,  как он называется,  на

Васильевском острове,  около белой церкви.  Была у  меня с  собой интересная книга, я засиделся, зачитался и не заметил, как наступил вечер.

     Когда в  глазах у  меня  зарябило и  читать стало совсем трудно,  я  за

хлопнул книгу, поднялся и пошел к выходу.

     Сад уже опустел,  на  улицах мелькали огоньки,  и  где-то  за деревьями

звенел колокольчик сторожа.

     Я боялся,  что сад закроется,  и шел очень быстро. Вдруг я остановился.

Мне послышалось, что где-то в стороне, за кустами, кто-то плачет.

     Я  свернул на боковую дорожку -  там белел в темноте небольшой каменный домик,  какие бывают во всех городских садах; какая-то будка или сторожка. А около  ее  стены  стоял маленький мальчик лет  семи  или  восьми и,  опустив голову, громко и безутешно плакал.

     Я подошел и окликнул его:

     - Эй, что с тобой, мальчик?

     Он сразу, как по команде, перестал плакать, поднял голому, посмотрел на меня и сказал:

     - Ничего.

     - Как это ничего? Тебя кто обидел?

     - Никто.

     - Так чего ж ты плачешь?

     Ему  еще  трудно было говорить,  он  еще  не  проглотил всех слез,  еще всхлипывал, икал, шмыгал носом.

     - Давай  пошли,  -  сказал  я  ему.  -  Смотри,  уже  поздно,  уже  сад

закрывается.

     И  я хотел взять мальчика за руку.  Но мальчик поспешно отдернул руку и сказал:

     - Не могу.

     - Что не можешь?

     - Идти не могу.

     - Как? Почему? Что с тобой?

     - Ничего, - сказал мальчик.

     - Ты что - нездоров?

     - Нет, - сказал он, - здоров.

     - Так почему ж ты идти не можешь?

     - Я - часовой, - сказал он.

     - Как часовой? Какой часовой?

     - Ну, что вы - не понимаете? Мы играем.

     - Да с кем же ты играешь?

     Мальчик помолчал, вздохнул и сказал:

     - Не знаю.

     Тут я,  признаться, подумал, что, наверно, мальчик все-таки болен и что

у него голова не в порядке.

     - Послушай,  - сказал я ему. - Что ты говоришь? Как же это так? Играешь и не знаешь - с кем?

     - Да,  - сказал мальчик. - Не знаю. Я на скамейке сидел, а тут какие-то

большие ребята  подходят и  говорят:  "Хочешь играть  в  войну?"  Я  говорю:

"Хочу".  Стали играть, мне говорят: "Ты сержант". Один большой мальчик... он маршал был...  он привел меня сюда и говорит: "Тут у нас пороховой склад – в этой будке.  А  ты будешь часовой...  Стой здесь,  пока я тебя не сменю".  Я говорю: "Хорошо". А он говорит: "Дай честное слово, что не уйдешь".

     - Ну?

     - Ну, я и сказал: "Честное слово - не уйду".

     - Ну и что?

     - Ну и вот. Стою-стою, а они не идут.

     - Так, - улыбнулся я. - А давно они тебя сюда поставили?

     - Еще светло было.

     - Так где же они?

     Мальчик опять тяжело вздохнул и сказал:

     - Я думаю, - они ушли.

     - Как ушли?

     - Забыли.

     - Так чего ж ты тогда стоишь?

     - Я честное слово сказал...

     Я  уже хотел засмеяться,  но потом спохватился и подумал,  что смешного тут ничего нет и  что мальчик совершенно прав.  Если дал честное слово,  так надо стоять,  что бы ни случилось - хоть лопни. А игра это или не игра – все равно.

     - Вот так история получилась!  -  сказал я  ему.  -  Что же  ты  будешь

делать?

     - Не знаю, - сказал мальчик и опять заплакал.

     Мне очень хотелось ему как-нибудь помочь.  Но что я  мог сделать?  Идти искать этих глупых мальчишек,  которые поставили его на караул взяли с  него честное слово,  а  сами убежали домой?  Да  где ж  их  сейчас найдешь,  этих мальчишек?..

     Они уже небось поужинали и спать легли, и десятые сны видят.

     А человек на часах стоит. В темноте. И голодный небось...

     - Ты, наверно, есть хочешь? - спросил я у него.

     - Да, - сказал он, - хочу.

     - Ну, вот что, - сказал я, подумав. - Ты беги домой, поужинай, а я пока

за тебя постою тут.

     - Да, - сказал мальчик. - А это можно разве?

     - Почему же нельзя?

     - Вы же не военный.

     Я почесал затылок и сказал:

     - Правильно. Ничего не выйдет. Я даже не могу тебя снять с караула. Это может сделать только военный, только начальник...

     И тут мне вдруг в голову пришла счастливая мысль.  Я подумал,  что если освободить мальчика от  честного слова,  снять  его  с  караула может только военный, так в чем же дело? Надо, значит, идти искать военного.

     Я ничего не сказал мальчику, только сказал: "Подожди минутку", - а сам,

не теряя времени, побежал к выходу...

     Ворота еще не  были закрыты,  еще сторож ходил где-то  в  самых дальних

уголках сада и дозванивал там в свой колокольчик.

     Я  стал  у  ворот и  долго поджидал,  не  пройдет ли  мимо какой-нибудь

лейтенант или хотя бы рядовой красноармеец.  Но,  как назло, ни один военный не показывался на улице. Вот было мелькнули на другой стороне улицы какие-то черные шинели,  я обрадовался,  подумал,  что это военные моряки,  перебежал улицу и увидел,  что это не моряки, а мальчишки-ремесленники. Прошел высокий железнодорожник  в  очень  красивой  шинели  с  зелеными  нашивками.   Но  и железнодорожник с  его замечательной шинелью мне тоже был в  эту минуту ни к чему.

     Я уже хотел несолоно хлебавши возвращаться в сад, как вдруг увидел – за углом,  на  трамвайной остановке -  защитную  командирскую фуражку  с  синимкавалерийским околышем. Кажется, еще никогда в жизни я так не радовался, как обрадовался в эту минуту.  Сломя голову я побежал к остановке.  И вдруг,  не успел добежать,  вижу -  к остановке подходит трамвай,  и командир,  молодой кавалерийский майор, вместе с остальной публикой собирается протискиваться в вагон.

     Запыхавшись, я подбежал к нему, схватил за руку и закричал:

     - Товарищ майор! Минуточку! Подождите! Товарищ майор!

     Он оглянулся, с удивлением на меня посмотрел и сказал:

     - В чем дело?

     - Видите ли,  в чем дело,  -  сказал я.  -  Тут, в саду, около каменной

будки,  на часах стоит мальчик...  Он не может уйти, он дал честное слово...Он очень маленький... Он плачет...

     Командир захлопал глазами и посмотрел на меня с испугом.  Наверное,  он тоже подумал, что я болен и что у меня голова не в порядке.

     - При чем же тут я? - сказал он.

     Трамвай его ушел, и он смотрел на меня очень сердито.

     Но  когда я  немножко подробнее объяснил ему,  в  чем дело,  он не стал раздумывать, а сразу сказал:

     - Идемте, идемте. Конечно. Что же вы мне сразу не сказали?

     Когда мы  подошли к  саду,  сторож как  раз вешал на  воротах замок.  Я

попросил его несколько минут подождать,  сказал,  что в  саду у меня остался мальчик, и мы с майором побежали в глубину сада.

     В  темноте мы  с  трудом отыскали белый домик.  Мальчик стоял на том же месте,  где я его оставил,  и опять -  но на этот раз очень тихо - плакал. Я окликнул его. Он обрадовался, даже вскрикнул от радости, а я сказал:

     - Ну, вот, я привел начальника.

     Увидев командира,  мальчик как-то весь выпрямился,  вытянулся и стал на несколько сантиметров выше.

     - Товарищ караульный, - сказал командир. - Какое вы носите звание?

     - Я - сержант, - сказал мальчик.

     - Товарищ сержант, приказываю оставить вверенный вам пост.

     Мальчик помолчал, посопел носом и сказал:

     - А у вас какое звание? Я не вижу, сколько у вас звездочек...

     - Я - майор, - сказал командир.

     И тогда мальчик приложил руку к широкому козырьку своей серенькой кепки и сказал:

     - Есть, товарищ майор. Приказано оставить пост.

     И  сказал это он  так звонко и  так ловко,  что мы  оба не  выдержали и

расхохотались.

     И мальчик тоже весело и с облегчением засмеялся.

     Не успели мы втроем выйти из сада, как за нами хлопнули ворота и сторож несколько раз повернул в скважине ключ.

     Майор протянул мальчику руку.

     - Молодец,  товарищ сержант,  -  сказал он.  - Из тебя выйдет настоящий воин. До свидания.

     Мальчик что-то пробормотал и сказал: "До свиданья".

     А  майор  отдал  нам  обоим  честь и,  увидев,  что  опять подходит его

трамвай, побежал к остановке.

     Я тоже попрощался с мальчиком и пожал ему руку.

     - Может быть, тебя проводить? - спросил я у него.

     - Нет, я близко живу. Я не боюсь, - сказал мальчик.

     Я  посмотрел на  его  маленький веснушчатый нос  и  подумал,  что  ему, действительно,  нечего бояться.  Мальчик,  у  которого такая сильная воля  и такое крепкое слово,  не  испугается темноты,  не  испугается хулиганов,  не испугается и более страшных вещей.

     А когда он вырастет...  Еще не известно,  кем он будет, когда вырастет,

но кем бы он ни был, можно ручаться, что это будет настоящий человек.

     Я  подумал так,  и  мне стало очень приятно,  что я познакомился с этим

мальчиком.      И я еще раз крепко и с удовольствием пожал ему руку.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Как совесть Незнайку мучила

(ответственность за свои поступки)

«Незнайка лежал в темноте, ворочался с боку на бок и грустно вздыхал. Он мысленно разговаривал сам с собой, и от этого ему казалось, что с ним разговаривает какой-то находящийся внутри его голос.

 «Он ведь сам виноват, — оправдывался Незнайка. — Он ведь толкнул меня! Что же, я молчать должен?»

 «Подумаешь, какой важный! Уж и не толкни его! — отвечал голос. — Ну толкнули тебя, и ты толкнул бы!»

 «Толкнул бы! — проворчал Незнайка. — Значит, я драться должен? Драться нехорошо!»

 «Ишь ты! Нехорошо! — передразнил голос. — А то, что ты сделал, хорошо разве? А если бы тебя кто-нибудь превратил в осла?»

 «А чего он толкается?» — упрямо твердил Незнайка.

 «Ну что ты заладил «толкается, толкается»! Ты ведь знаешь, что он нечаянно».

 «Ничего я не знаю».

 «Знаешь, знаешь! От меня, братец, не скроешь!»

 «А кто ты, что от тебя ничего не скроешь?» — насторожился Незнайка.

 «Кто? — с усмешкой переспросил голос. — Будто не узнаешь? Ведь я твоя совесть».

 «А! — вскричал Незнайка. — Так это ты? Ну тогда сиди себе и молчи! Ведь никто ничего не видел и никто ничего мне не скажет».

 «А ты боишься, как бы тебя не побранил кто-нибудь за твое мерзкое поведение? А меня ты совсем не боишься? И напрасно. Я вот начну тебя мучить так, что ты жизни не будешь рад. Ты еще увидишь, что тебе стало бы легче, если бы кто-нибудь узнал о твоем поступке и наказал за него...»

 «Послушай, — сказал Незнайка. — А где ты была до этого? Почему раньше молчала? У других коротышек совесть как совесть, а у меня какая-то змея подколодная!- Притаилась там где-то, сидит и молчит... Дождется, когда я сделаю что-нибудь не так, как надо, а потом мучит».

 «Я не так виновата, как ты думаешь, — начала оправдываться совесть. — Вся беда в том, что я у тебя еще слишком маленькая, неокрепшая и голос у меня еще очень слабый. К тому же вокруг часто бывает шумно. В особенности днем. Поэтому я люблю разговаривать с тобой ночью, когда вокруг тихо и ничего не заглушает мой голос».

 Еще долго не спал Незнайка. Думал, что коротышка-осел голодный, спит где-нибудь на холодной земле под открытым небом...»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

^ Учитель организует обмен мнениями среди учащихся по вопросам:

 

 

1. Почему Незнайка не мог заснуть?

 

 (Его мучила совесть, он превратил коротышку в осла.)

 

 

^ 2. Думал или нет Незнайка о последствиях своих поступков?

 

 (Нет, он поступил необдуманно, безответственно. Поэтому пострадал другой человек.)

 

 

3. А что такое ответственность?

 

 Ребята отвечают. Подытоживая ответы учащихся, учитель скажет о том, что ответственность — необходимость отвечать за свои поступки. Способность человека сознательно выполнять определенные требования и осуществлять поставленные задачи.

 

 Если человек нарушил законы, наступает ответственность юридическая, а если нравственные нормы — моральная ответственность, но в любом случае за безответственное поведение человеку обязательно придется нести ответственность.

 

 Незнайка не нарушал законов Солнечного города, а вот нравственные нормы нарушил и от этого страдает.

 

 

^ 4. Почему Незнайка не доволен своей совестью?

 

 (Она ему вовремя не подсказала, как себя вести, она у него маленькая.)

 

 

5. Мог Незнайка поступить иначе? Был ли у него выбор?

 

 (Да, он мог не превращать коротышку в осла, но разозлился и сделал это.)

 

 

^ 6. Бывали с вами случаи, когда совесть спала? Как вы поступали в этих случаях?

 

 Некоторые ребята отвечают, а те, которые не хотят сказать о своих некрасивых поступках, пишут на листочках).

 

 

^ 7. А за какие свои поступки вы могли бы гордиться?

 

 

8. Что бы вы посоветовали Незнайке?

 

 Давайте попытаемся объяснить Незнайке, что такое совесть.

 

Совесть — это нравственный ориентир человека, его душевный компас, который предупреждает о недопустимости тех или иных, часто очень соблазнительных действий и наказывает мучениями за неправильно сделанный выбор.

 

 Человек должен работать над собой, чтобы его совесть не осталась «маленькой».

 

 Давайте посоветуем не только Незнайке, но и себе почаще «разговаривать» со своей совестью, советоваться, постоянно «будить» ее, чтобы потом не раскаиваться.

 

^ Возможные выводы учащихся:

 

 • Выбор поступков всегда имеет определенные последствия как для окружающих, так и лично для человека. А за последствия приходится отвечать.

 

 • Выбор и ответственность взаимосвязаны.

 

 • Человеку приходится самому решать, как поступить и самому нести ответственность за свой выбор.

 

 

Выходит группа учеников и читает отрывки из стихотворения Агнии Барто «Снегирь».

 

 

^ 1-й ученик: На Арбате, в магазине,

 

 За окном устроен сад.

 

 Там летает голубь синий,

 

 Снегири в саду свистят.

 

 Я одну такую птицу

 

 За стеклом видал в окне,

 

 Я видал такую птицу,

 

 Что теперь не спится мне...

 

 

^ 2-й ученик: Из-за этой самой птицы

 

 Я ревел четыре дня.

 

 Думал, мама согласится —

 

 Будет птица у меня.

 

 Но у мамы есть привычка

 

 Отвечать всегда не то:

 

 Говорю я ей про птичку,

 

 А она мне про пальто.

 

 Что в карманах по дыре,

 

 Что дерусь я во дворе,

 

 Что поэтому я должен

 

 Позабыть о снегире.

 

 

^ 1-й ученик: Я ходил за мамой следом,

 

 Поджидал ее в дверях,

 

 Я нарочно за обедом

 

 Говорил о снегирях.

 

 Было сухо, но галоши

 

 Я послушно надевал,

 

 До того я был хорошим —

 

 Сам себя не узнавал.

 

 Я почти не спорил с дедом,

 

 Не вертелся за обедом,

 

 Я «спасибо» говорил,

 

 Всех за все благодарил...

 

 

^ 2-й ученик: До чего же я старался!

 

 Я с девчонками не дрался.

 

 Как увижу я девчонку,

 

 Погрожу ей кулаком

 

 И скорей иду в сторонку,

 

 Будто я с ней незнаком.

 

 Мама очень удивилась:

 

 — Что с тобой, скажи на милость?

 

 Может, ты у нас больной —

 

 Ты не дрался в выходной!

 

 

^ 1-й ученик: И ответил я с тоской:

 

 — Я теперь всегда такой.

 

 Добивался я упрямо,

 

 Повозился я не зря.

 

 — Чудеса, — сказала мама

 

 И купила снегиря...

 

 Я кричал на всю квартиру:

 

 — У меня снегирь живой!

 

 Я им буду любоваться,

 

 Будет петь он на заре...

 

 Может, снова можно драться

 

 Завтра утром во дворе?

 

 

Учитель: Ребята, как вы думаете, в чём главный смысл этого стихотворения?

 

(Учитель выслушивает суждения ребят.)

 

 

Учитель: Поведение другого человека, приветливо или грубо сказанное слово нередко оставляет след в душе на целый день. Часто хорошее настроение зависит от того, оказали ли человеку внимание, были ли с ним приветливы, доброжелательны при общении, и как обидно бывает от невнимания, грубости, злого слова. Жизнь в обществе требует, чтобы все люди выполняли правила общения, обязательные для всех: для взрослых, для мальчиков и девочек, для спокойных и шаловливых.

 

 

^ Обсуждение ситуаций о поведении в общественных местах

 

 

1-я ситуация

 

 Представим себе, что вы всем классом выходите гурьбой после просмотра фильма из зала. Толкаетесь. Некоторые ребята хотят побыстрее выйти на улицу, поэтому локтями расталкивают соседей. Мальчик, спускающийся по лестнице, споткнулся и упал. Как реагировали окружающие ребята?

 

 Один бросился на помощь, пытаясь помочь мальчику подняться, другой закричал: «Ну что толкаешься?!» Третий громко засмеялся и бросил реплику: «Вот неуклюжий! Медведь косолапый». Остальные равнодушно проходили, даже не взглянув на пострадавшего.

 

 Можно представить и переживания упавшего мальчика, и огорчение попавших в толкучку, которую создали ребята, расталкивающие друг друга и стремящиеся выйти первыми, без очереди.

 

 Как бы вы поступили в данном случае?

 

(Ребята предлагают свои варианты решения проблемы )

 

 

2-я ситуация

 

 Вот ребята из параллельного класса идут на экскурсию в музей. Еще издали слышно, что идет много ребят: они громко разговаривают, смеются. Некоторые пытаются подставить ножку впереди идущему. Но вот встретился киоск с мороженым и соками. Сразу же у киоска возникла толпа. Каждый хочет побыстрее купить мороженое. Ученики даже не слышат учительницу. Наконец, класс подходит к остановке. Приближается автобус. Многие ребята входят с мороженым в руках. Оно тает, капли попадают на одежду пассажиров, которые, конечно, выражают недовольство и возмущение.

 

 В этой ситуации мы опять встречаемся с людьми, которые приносят окружающим неприятности.

 

 Каковы пути разрешения данной ситуации?

 

(Ребята вновь предлагают свои варианты решения проблемы.)

 

 

Надо уметь жить среди людей, вежливо, деликатно вести себя, уважать, щадить и беречь друг друга.

 

 

Учитель: Ребята, а теперь я предложу вам некоторые правила «Не». Пожалуйста, познакомьтесь с этими «Не» повнимательнее.

 

 

Два участника читают поочередно:

 

 Не спеши первым сесть за стол.

 

 Не разговаривай во время еды.

 

 Не забывай закрыть рот, когда жуешь.

 

 Не чавкай.

 

 Не рвись первым выскакивать в двери.

 

 Не перебивай говорящего.

 

 Не кричи и не повышай голос.

 

 Не размахивай руками.

 

 Не показывай пальцем на кого бы то ни было.

 

 Не передразнивай говорящего.

 

 Не делай вид в общественном транспорте, что ты не замечаешь стоящего пожилого человека.

 

 Не вмешивайся в чужой разговор, а в случае необходимости — произнеся слово «Простите».

 

 Не забудь извиниться, если ты кого-нибудь нечаянно толкнул.

 

 Чихай только в носовой платок.

 

 Не держи руки в карманах.

 

 Не причесывайся где попало.

 

 Не делай того, что другим людям может доставить беспокойство.

 

 Не произноси слов, точное значение которых тебе не известно.

 

 Не используй в своей речи сленг или слова-паразиты.

 

 Не считай себя центром вселенной, это всегда поможет тебе выбрать правильный тон в общении с окружающими.

 

 

Учитель: Ребята, сразу запомнить эти правила сложно. Но, выполняя некоторые из них ежедневно, вы сможете выучить все правила за несколько дней.

 

 

Яна: «Незнайка лежал в темноте, ворочался с боку на бок и грустно вздыхал. Он мысленно разговаривал сам с собой, и от этого ему казалось, что с ним разговаривает какой-то находящийся внутри его голос.

 

 

Роман: «Он ведь сам виноват, — оправдывался Незнайка. — Он ведь толкнул меня! Что же, я молчать должен?»

 

 

Яна: «Подумаешь, какой важный! Уж и не толкни его! — отвечал голос. — Ну толкнули тебя, и ты толкнул бы!»

 

 

Роман: «Толкнул бы! — проворчал Незнайка. — Значит, я драться должен? Драться нехорошо!»

 

 

Яна: «Ишь ты! Нехорошо! — передразнил голос. — А то, что ты сделал, хорошо разве? А если бы тебя кто-нибудь превратил в осла?»

 

 

Роман: «А чего он толкается?» — упрямо твердил Незнайка.

 

 

Яна: «Ну что ты заладил «толкается, толкается»! Ты ведь знаешь, что он нечаянно».

 

 

Роман: «Ничего я не знаю».

 

 

Яна: «Знаешь, знаешь! От меня, братец, не скроешь!»

 

 

Роман: «А кто ты, что от тебя ничего не скроешь?» — насторожился Незнайка.

 

 

Яна: «Кто? — с усмешкой переспросил голос. — Будто не узнаешь? Ведь я твоя совесть».

 

Роман: «А! — вскричал Незнайка. — Так это ты? Ну тогда сиди себе и молчи! Ведь никто ничего не видел и никто ничего мне не скажет».

 

 

Яна: «А ты боишься, как бы тебя не побранил кто-нибудь за твое мерзкое поведение? А меня ты совсем не боишься? И напрасно. Я вот начну тебя мучить так, что ты жизни не будешь рад. Ты еще увидишь, что тебе стало бы легче, если бы кто-нибудь узнал о твоем поступке и наказал за него...»

 

 

Роман: «Послушай, — сказал Незнайка. — А где ты была до этого? Почему раньше молчала? У других коротышек совесть как совесть, а у меня какая-то змея подколодная!- Притаилась там где-то, сидит и молчит... Дождется, когда я сделаю что-нибудь не так, как надо, а потом мучит».

 

 

Яна: «Я не так виновата, как ты думаешь, — начала оправдываться совесть. — Вся беда в том, что я у тебя еще слишком маленькая, неокрепшая и голос у меня еще очень слабый. К тому же вокруг часто бывает шумно. В особенности днем. Поэтому я люблю разговаривать с тобой ночью, когда вокруг тихо и ничего не заглушает мой голос».

 

 

Роман: Еще долго не спал Незнайка. Думал, что коротышка-осел голодный, спит где-нибудь на холодной земле под открытым небом...»

 

 

^ 1-й ученик: На Арбате, в магазине,

 

 За окном устроен сад.

 

 Там летает голубь синий,

 

 Снегири в саду свистят.

 

 Я одну такую птицу

 

 За стеклом видал в окне,

 

 Я видал такую птицу,

 

 Что теперь не спится мне...

 

 

^ 2-й ученик: Из-за этой самой птицы

 

 Я ревел четыре дня.

 

 Думал, мама согласится —

 

 Будет птица у меня.

 

 Но у мамы есть привычка

 

 Отвечать всегда не то:

 

 Говорю я ей про птичку,

 

 А она мне про пальто.

 

 Что в карманах по дыре,

 

 Что дерусь я во дворе,

 

 Что поэтому я должен

 

 Позабыть о снегире.

 

 

^ 1-й ученик: Я ходил за мамой следом,

 

 Поджидал ее в дверях,

 

 Я нарочно за обедом

 

 Говорил о снегирях.

 

 Было сухо, но галоши

 

 Я послушно надевал,

 

 До того я был хорошим —

 

 Сам себя не узнавал.

 

 Я почти не спорил с дедом,

 

 Не вертелся за обедом,

 

 Я «спасибо» говорил,

 

 Всех за все благодарил...

 

 

^ 2-й ученик: До чего же я старался!

 

 Я с девчонками не дрался.

 

 Как увижу я девчонку,

 

 Погрожу ей кулаком

 

 И скорей иду в сторонку,

 

 Будто я с ней незнаком.

 

 Мама очень удивилась:

 

 — Что с тобой, скажи на милость?

 

 Может, ты у нас больной —

 

 Ты не дрался в выходной!

 

 

1-й ученик: И ответил я с тоской:

 

 — Я теперь всегда такой.

 

 Добивался я упрямо,

 

 Повозился я не зря.

 

 — Чудеса, — сказала мама

 

 И купила снегиря...

 

 Я кричал на всю квартиру:

 

 — У меня снегирь живой!

 

 Я им буду любоваться,

 

 Будет петь он на заре...

 

 Может, снова можно драться

 

 Завтра утром во дворе?

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал ""Ответственность за свои поступки" Классный час"

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 2 месяца

Специалист по благоустройству

Получите профессию

Экскурсовод (гид)

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Классный час

"Ответственность за свои поступки"

Цель: способствовать развитию у школьников чувства ответственности, содействовать формированию у детей умений анализировать свои поступки и черты характера, воспитывать уважение, терпимость к окружающим людям, формирование коммуникативной компетенции, развитие смекалки, логического мышления.

помочь в осмыслении нравственного понятия «совесть»; развивать этические нормы поведения в обществе.

Классный час - рассуждение.

Оборудование:

 высказывание Экзюпери,

 пословица «Кто ничего не делает, тот не ошибается»,

 рассказ «Честное слово»

1) “Задуманное, хотя и не осуществлённое преступление есть всё же преступление”. Сенека.

2) “Поступки умных людей продиктованы умом, людей менее сообразительных – опытом, самых невежественных – необходимостью, животных – природой”. Цицерон.

3) “В том и состоит пагубность дурного поступка, что он таит в себе зародыш новых мерзостей”. Ф.Шиллер).

4) Совесть! Без тебя нет во мне ничего,

возвышающего меня над животными. Жан Жак Руссо

 

Ход урока

 

I. Сообщение темы и цели урока.

Сегодня мы проведем классный час на неизвестную пока вам тему.

В качестве эпиграфа мне хотелось бы предложить высказывание французского писателя Антуана де Сент-Экзюпери.

Быть человеком – это значит чувствовать свою ответственность перед людьми.

- Как вы понимаете это высказывание?

- Как вы думаете, о каком качестве человека мы будем сегодня говорить? (об ответственности)

- Чему мы будем учиться на классном часе?  (Учиться вести себя ответственно и анализировать свои поступки)

 

II. Изучение нового материала.

1. Чтение рассказа Л.Пантелеева «Честное слово»

Перед чтением рассказа дается задание.

- Какие качества характера мальчика вызывают уважение к нему? (Честность, ответственность, порядочность, сильная воля, смелость).

- Почему он не оставил пост, хотя ребята убежали и забыли о нем?

- Каким можно назвать его поступок? (ответственным)

 

2. Работа в группах. Решение проблемных ситуаций.

- Что такое ответственность? Когда возникает это чувство? (Ответственность – это обязанность отвечать за свои поступки, действия.)

 

-  Какие поступки можно считать непоправимыми, а последствия, каких действий можно исправить? (Убийство, предательство, казнь; опоздание, шалость, порча вещей, потеря чего-то).

 

-  Какие качества характера свойственны ответственному человеку? На доске написаны слова, которые обозначают разные черты характера человека. Оставьте только те, которые свойственны ответственному человеку.

 (честность, мужество, малодушие, неискренность, общительность и замкнутость, доброта и недоброжелательность, внимательность и равнодушие, трудолюбие и лень, боязнь трудностей, активность.

 - Достоин ли уважения тот человек, который совершает ошибочные действия, но признает свои ошибки?

 

- Как вы понимаете пословицу?

Не ошибается тот, кто ничего не делает.

 

 - Каждый человек в жизни ошибается, поэтому он учится на своих ошибках.

Для признания ошибки требуется мужество, такой шаг могут сделать люди с сильным характером, а потому они достойны уважения.

 

 Когда вы были маленькими, ваши действия во многом диктовались теми, кто заботился о вас. Вы ели, когда родители давали вам еду, вы шли туда, куда вас вели, т.е. вы полностью зависели от родителей. Сейчас вы повзрослели, приобрели необходимые навыки, постепенно становясь самостоятельнее и ответственнее.

 

 Потом у вас появилась обязанность ходить в школу, выполнять домашние задания. Скоро вы станете взрослыми и будете полностью отвечать за себя и за других.

 

Вывод : От того, какой выбор вы сделаете сегодня, зависит ваша способность ответственно подходить к жизни в будущем.

 

3. Обсуждение в группах ответственных поступков, которые они совершили за неделю.

 

- Ответственное отношение к жизни подразумевает очень многое. Наверное, вы уже успели совершить немало поступков, где проявили это важное качество.

 

 - Перед кем вы несете ответственность? ( перед собой, перед родителями, перед товарищами).

 

 - Приведите как можно больше примеров ответственного поведения.

( Хожу в школу, выполняю домашнее задание, помогаю по хозяйству ) и т.д.

 

 - А теперь давайте обратимся к себе и вспомним такие случаи, когда вы были не очень ответственны.

 

 - Почему люди иногда принимают безответственное решение?

( не хотят брать на себя ответственность за свои действия, из-за лени, легкомыслия).

 

 - Если человек безответственный, кому от этого плохо: тому, кто ведет себя так легкомысленно, или окружающим?- Обоснуйте свой ответ примерами.

 

III. Решение проблемных ситуаций.

1группа. К чему может привести безответственное решение врача?

 

2группа. К чему приведет безответственное решение пилота?

 

3группа. К чему приведет безответственный поступок шофера?

 

 - Какой вывод можно сделать из этого?

 

Вывод: Безответственный поступок может обернуться для других людей неприятностью, бедой или несчастьем.

 - Легко ли быть ответственным?

IV. Итог урока.

 

 - Что же необходимо каждому из вас, чтобы стать ответственным человеком? (Научиться отвечать за свои поступки).

 Серьезное отношение к жизни начинается с сознательного решения взять на себя ответственность. Такое решение мы принимаем не раз, его принимаем много раз в течение своей жизни.

 

Ответственный человек – это тот, кто управляет собой и своим поведением. Поэтому каждому из вас надо научиться принимать ответственность за свои действия, поступки, поведение. Если вы этому не научитесь, то тогда ваша жизнь будет меняться по воле других людей.

 

Я желаю, чтобы вы научились в своей жизни всегда принимать на себя ответственность за свои поступки и умели управлять собой. Надеюсь, что сегодняшний разговор не прошел даром и вы сделаете для себя соответствующие выводы.

 

 

Мне очень жаль,  что я не могу вам сказать,  как зовут этого маленького

человека,  и где он живет, и кто его папа и мама. В потемках я даже не успел как  следует разглядеть его  лицо.  Я  только помню,  что  нос у  него был в веснушках и  что штанишки у него были коротенькие и держались не на ремешке, а  на  таких  лямочках,  которые перекидываются через плечи и  застегиваются где-то на животе.

     Как-то летом я  зашел в  садик,  -  я  не знаю,  как он называется,  на

Васильевском острове,  около белой церкви.  Была у  меня с  собой интересная книга, я засиделся, зачитался и не заметил, как наступил вечер.

     Когда в  глазах у  меня  зарябило и  читать стало совсем трудно,  я  за

хлопнул книгу, поднялся и пошел к выходу.

     Сад уже опустел,  на  улицах мелькали огоньки,  и  где-то  за деревьями

звенел колокольчик сторожа.

     Я боялся,  что сад закроется,  и шел очень быстро. Вдруг я остановился.

Мне послышалось, что где-то в стороне, за кустами, кто-то плачет.

     Я  свернул на боковую дорожку -  там белел в темноте небольшой каменный домик,  какие бывают во всех городских садах; какая-то будка или сторожка. А около  ее  стены  стоял маленький мальчик лет  семи  или  восьми и,  опустив голову, громко и безутешно плакал.

     Я подошел и окликнул его:

     - Эй, что с тобой, мальчик?

     Он сразу, как по команде, перестал плакать, поднял голому, посмотрел на меня и сказал:

     - Ничего.

     - Как это ничего? Тебя кто обидел?

     - Никто.

     - Так чего ж ты плачешь?

     Ему  еще  трудно было говорить,  он  еще  не  проглотил всех слез,  еще всхлипывал, икал, шмыгал носом.

     - Давай  пошли,  -  сказал  я  ему.  -  Смотри,  уже  поздно,  уже  сад

закрывается.

     И  я хотел взять мальчика за руку.  Но мальчик поспешно отдернул руку и сказал:

     - Не могу.

     - Что не можешь?

     - Идти не могу.

     - Как? Почему? Что с тобой?

     - Ничего, - сказал мальчик.

     - Ты что - нездоров?

     - Нет, - сказал он, - здоров.

     - Так почему ж ты идти не можешь?

     - Я - часовой, - сказал он.

     - Как часовой? Какой часовой?

     - Ну, что вы - не понимаете? Мы играем.

     - Да с кем же ты играешь?

     Мальчик помолчал, вздохнул и сказал:

     - Не знаю.

     Тут я,  признаться, подумал, что, наверно, мальчик все-таки болен и что

у него голова не в порядке.

     - Послушай,  - сказал я ему. - Что ты говоришь? Как же это так? Играешьи не знаешь - с кем?

     - Да,  - сказал мальчик. - Не знаю. Я на скамейке сидел, а тут какие-то

большие ребята  подходят и  говорят:  "Хочешь играть  в  войну?"  Я  говорю:

"Хочу".  Стали играть, мне говорят: "Ты сержант". Один большой мальчик... он маршал был...  он привел меня сюда и говорит: "Тут у нас пороховой склад – в этой будке.  А  ты будешь часовой...  Стой здесь,  пока я тебя не сменю".  Яговорю: "Хорошо". А он говорит: "Дай честное слово, что не уйдешь".

     - Ну?

     - Ну, я и сказал: "Честное слово - не уйду".

     - Ну и что?

     - Ну и вот. Стою-стою, а они не идут.

     - Так, - улыбнулся я. - А давно они тебя сюда поставили?

     - Еще светло было.

     - Так где же они?

     Мальчик опять тяжело вздохнул и сказал:

     - Я думаю, - они ушли.

     - Как ушли?

     - Забыли.

     - Так чего ж ты тогда стоишь?

     - Я честное слово сказал...

     Я  уже хотел засмеяться,  но потом спохватился и подумал,  что смешного тут ничего нет и  что мальчик совершенно прав.  Если дал честное слово,  так надо стоять,  что бы ни случилось - хоть лопни. А игра это или не игра – всеравно.

     - Вот так история получилась!  -  сказал я  ему.  -  Что же  ты  будешь

делать?

     - Не знаю, - сказал мальчик и опять заплакал.

     Мне очень хотелось ему как-нибудь помочь.  Но что я  мог сделать?  Идти искать этих глупых мальчишек,  которые поставили его на караул взяли с  него честное слово,  а  сами убежали домой?  Да  где ж  их  сейчас найдешь,  этихмальчишек?..

     Они уже небось поужинали и спать легли, и десятые сны видят.

     А человек на часах стоит. В темноте. И голодный небось...

     - Ты, наверно, есть хочешь? - спросил я у него.

     - Да, - сказал он, - хочу.

     - Ну, вот что, - сказал я, подумав. - Ты беги домой, поужинай, а я пока

за тебя постою тут.

     - Да, - сказал мальчик. - А это можно разве?

     - Почему же нельзя?

     - Вы же не военный.

     Я почесал затылок и сказал:

     - Правильно. Ничего не выйдет. Я даже не могу тебя снять с караула. Этоможет сделать только военный, только начальник...

     И тут мне вдруг в голову пришла счастливая мысль.  Я подумал,  что если освободить мальчика от  честного слова,  снять  его  с  караула может только военный, так в чем же дело? Надо, значит, идти искать военного.

     Я ничего не сказал мальчику, только сказал: "Подожди минутку", - а сам,

не теряя времени, побежал к выходу...

     Ворота еще не  были закрыты,  еще сторож ходил где-то  в  самых дальних

уголках сада и дозванивал там в свой колокольчик.

     Я  стал  у  ворот и  долго поджидал,  не  пройдет ли  мимо какой-нибудь

лейтенант или хотя бы рядовой красноармеец.  Но,  как назло, ни один военный не показывался на улице. Вот было мелькнули на другой стороне улицы какие-то черные шинели,  я обрадовался,  подумал,  что это военные моряки,  перебежал улицу и увидел,  что это не моряки, а мальчишки-ремесленники. Прошел высокий железнодорожник  в  очень  красивой  шинели  с  зелеными  нашивками.   Но  и железнодорожник с  его замечательной шинелью мне тоже был в  эту минуту ни к чему.

     Я уже хотел несолоно хлебавши возвращаться в сад, как вдруг увидел – за углом,  на  трамвайной остановке -  защитную  командирскую фуражку  с  синимкавалерийским околышем. Кажется, еще никогда в жизни я так не радовался, как обрадовался в эту минуту.  Сломя голову я побежал к остановке.  И вдруг,  не успел добежать,  вижу -  к остановке подходит трамвай,  и командир,  молодой кавалерийский майор, вместе с остальной публикой собирается протискиваться в вагон.

     Запыхавшись, я подбежал к нему, схватил за руку и закричал:

     - Товарищ майор! Минуточку! Подождите! Товарищ майор!

     Он оглянулся, с удивлением на меня посмотрел и сказал:

     - В чем дело?

     - Видите ли,  в чем дело,  -  сказал я.  -  Тут, в саду, около каменной

будки,  на часах стоит мальчик...  Он не может уйти, он дал честное слово...Он очень маленький... Он плачет...

     Командир захлопал глазами и посмотрел на меня с испугом.  Наверное,  он тоже подумал, что я болен и что у меня голова не в порядке.

     - При чем же тут я? - сказал он.

     Трамвай его ушел, и он смотрел на меня очень сердито.

     Но  когда я  немножко подробнее объяснил ему,  в  чем дело,  он не стал раздумывать, а сразу сказал:

     - Идемте, идемте. Конечно. Что же вы мне сразу не сказали?

     Когда мы  подошли к  саду,  сторож как  раз вешал на  воротах замок.  Я

попросил его несколько минут подождать,  сказал,  что в  саду у меня остался мальчик, и мы с майором побежали в глубину сада.

     В  темноте мы  с  трудом отыскали белый домик.  Мальчик стоял на том же месте,  где я его оставил,  и опять -  но на этот раз очень тихо - плакал. Яокликнул его. Он обрадовался, даже вскрикнул от радости, а я сказал:

     - Ну, вот, я привел начальника.

     Увидев командира,  мальчик как-то весь выпрямился,  вытянулся и стал на несколько сантиметров выше.

     - Товарищ караульный, - сказал командир. - Какое вы носите звание?

     - Я - сержант, - сказал мальчик.

     - Товарищ сержант, приказываю оставить вверенный вам пост.

     Мальчик помолчал, посопел носом и сказал:

     - А у вас какое звание? Я не вижу, сколько у вас звездочек...

     - Я - майор, - сказал командир.

     И тогда мальчик приложил руку к широкому козырьку своей серенькой кепки и сказал:

     - Есть, товарищ майор. Приказано оставить пост.

     И  сказал это он  так звонко и  так ловко,  что мы  оба не  выдержали и

расхохотались.

     И мальчик тоже весело и с облегчением засмеялся.

     Не успели мы втроем выйти из сада, как за нами хлопнули ворота и сторож несколько раз повернул в скважине ключ.

     Майор протянул мальчику руку.

     - Молодец,  товарищ сержант,  -  сказал он.  - Из тебя выйдет настоящий воин. До свидания.

     Мальчик что-то пробормотал и сказал: "До свиданья".

     А  майор  отдал  нам  обоим  честь и,  увидев,  что  опять подходит его

трамвай, побежал к остановке.

     Я тоже попрощался с мальчиком и пожал ему руку.

     - Может быть, тебя проводить? - спросил я у него.

     - Нет, я близко живу. Я не боюсь, - сказал мальчик.

     Я  посмотрел на  его  маленький веснушчатый нос  и  подумал,  что  ему, действительно,  нечего бояться.  Мальчик,  у  которого такая сильная воля  и такое крепкое слово,  не  испугается темноты,  не  испугается хулиганов,  не испугается и более страшных вещей.

     А когда он вырастет...  Еще не известно,  кем он будет, когда вырастет,

но кем бы он ни был, можно ручаться, что это будет настоящий человек.

     Я  подумал так,  и  мне стало очень приятно,  что я познакомился с этим

мальчиком.      И я еще раз крепко и с удовольствием пожал ему руку.

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 664 296 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 22.12.2014 1002
    • DOCX 42.3 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Селиванова Елена Петровна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Селиванова Елена Петровна
    Селиванова Елена Петровна
    • На сайте: 8 лет и 9 месяцев
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 56435
    • Всего материалов: 15

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Копирайтер

Копирайтер

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Актуальные вопросы взаимодействия образовательной организации с семьями обучающихся

72/108 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 41 человек из 20 регионов
  • Этот курс уже прошли 88 человек

Курс повышения квалификации

Особенности реализации Федеральной рабочей программы воспитания в школе

36 ч. — 180 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 92 человека из 32 регионов
  • Этот курс уже прошли 251 человек

Курс повышения квалификации

Медиаграмотность как форма работы с современным родителем

36 ч. — 180 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 36 человек из 21 региона
  • Этот курс уже прошли 127 человек

Мини-курс

Figma: основные принципы дизайна и композиции

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 106 человек из 40 регионов
  • Этот курс уже прошли 15 человек

Мини-курс

Современные тренды в физкультуре и спорте: организация обучения и методика тренировок

2 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Уникальный образ как педагога: основные принципы позиционирования

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Этот курс уже прошли 21 человек