1.1
Теоретические и методические аспекты
преподавания музыки в начальных классах
Лекция
1.1.1. Музыка как вид искусства: содержательные
аспекты.
Музыкальный
звук. Свойства музыкального звука. Музыкальная система.
Звукоряд.
Основные ступени и их названия. Октавы.
Цель: познакомить с содержанием МДК 01.08, с
особенностями музыкального искусства, музыкальной грамотой.
Задачи:
1.
Сформировать понятие о значении музыки в
воспитательном процессе; в системе профессиональной подготовки будущих учителей
начальных классов.
2.
Познакомить с содержательными аспектами музыки как
вида искусства (с общими чертами музыки с другими видами искусства).
3.
Изучить основы музыкальной грамоты: музыкальный
звук и его свойства; музыкальная система; звукоряд, основные ступени и их
названия; октавы.
4.
Начать формировать певческие навыки и навыки
восприятия музыки.
План:
1.
Цель, задачи, структура МДК 01.08. Теория и методика музыкального воспитания с
практикумом.
2. Современная концепция музыкального
воспитания. Организация музыкальной деятельности в начальной школе. (Программа
«Музыка» 1-4 классы).
II.
Музыка как вид искусства: содержательные аспекты.
1.
определение музыки как вида искусства;
2.
основные черты;
3.
категории музыки как вида искусства;
4.
составные элементы музыки;
5.
связь музыки с другими видами искусства;
6.
общественный характер музыки.
III.
Объяснение теории:
1.
музыкальный звук и его свойства;
2.
музыкальная система;
3.
звукоряд;
4.
основные ступени и их названия;
5.
октавы.
IV.
Практическое закрепление:
1.
пение основных ступеней звукоряда в первой октаве;
2.
разучивание школьных песен;
3.
слушание музыки (школьная программа), анализ.
V.
Домашнее задание: [5] с. 5-14.
ЛЕКЦИЯ
Работа
учителя начальных классов требует, чтобы он был человеком широко образованным и
имел в числе прочих также умения и навыки музыкально-исполнительской
деятельности, необходимые в дальнейшем для развития духовного потенциала
учащихся.
Содержание МДК 01.08:
1.
знание теории музыки;
2.
изучение методики;
3.
практическое исполнительство: пение по нотам,
исполнение школьных песен, дирижирование; восприятие и анализ музыки, игра на
детских музыкальных инструментах, музыкальное творчество.
Цель: развить художественные стороны личности
студента посредством знакомства с основами музыкального искусства в
теоретическом и методическом аспектам.
Задачи:
1.
изучить основы сольфеджирования, интонирования на
песенном репертуаре школьной практики;
2.
познакомить с творчеством композиторов;
3.
ознакомиться с жанрами музыки;
4.
формировать музыкальную культуру слушания и
слышания муз. классики;
5.
овладеть методикой преподавания музыки в начальной
школе.
Современная
концепция музыкального воспитания: развитие творческой личности, отвечающей
духу времени (подлинных ценителей музыкального классического искусства).
Все
виды музыкальной деятельности - пение, восприятие музыки, ритмика, игра на детских
музыкальных инструментах, творчество – прописаны во всех действу.щих программах
по музыке
Музыка как вид искусства: содержательные аспекты
Слово
«музыка» греческого происхождения (буквально «искусство муз»).
Музыка – вид искусства, отражающий действительность
в звуковых художественных образах (формах).
Музыка – временной вид искусства (как балет,
драма, пантомима), т.е. связана с движением – развитием.
Основные черты музыки:
1.
слуховое восприятие;
2.
сильное воздействие на чувства;
3.
выразительные средства (звук): мелодия, полифония,
гармония, ритм, метр, композиция, форма построения;
4.
не требует перевода;
5.
абстракция (нельзя потрогать);
6.
процессуальность (существует во времени);
7.
интонационная природа.
Категории музыки как вида искусства:
1.
гармония;
2.
красота;
3.
совершенство;
4.
экспрессия;
5.
выразительность;
6.
вдохновение;
7.
интуиция.
Составные элементы музыки:
1.
чувство;
2.
образность (формы);
3.
средство выразительности – звук.
Музыка
отражает состояние внутреннего мира человека через музыкальные интонауии
(изменение высоты, динамики и других выразительных средств); носит общественный
характер: создается людьми и для людей, отражая деятельность и духовную жизнь
человека.
Предметы
эстетического цикла: музыка, литература, ИЗО (способность музыкального
искусства к изобразительности, красочной передаче света и тени, многоплановости
роднит музыку с живописью; симметричностью и пропорциональностью форм музыка
подобна архитектуре).
С
другими видами искусства – театром, кино музыку сближает развернутость во
времени, потребность в исполнителях как связующем звене между актами создания и
восприятия.
Объяснение теории:
1.
Понятие о звуке.
Мы
воспринимаем большое количество различных звуков. Но не все звуки используются
в музыке. Наш слух различает звуки музыкальные и звуки шумовые.
Шумовые звуки не имеют точно выраженной высоты (треск, скрип, стук, гром, шорох
и т.п.), и поэтому не могут быть использованы в музыке (лишь для создания
эффекта выразительности музыкальному образу).
Музыкальные звуки – это звуки, имеющие ясно
выраженную высоту. Они воспроизводятся голосом человека при пении, при игре на
музыкальном инструменте.
2.
Свойства музыкального звука:
-
высота звука зависит от частоты (скорости) колебания звучащего тела, чем
чаще колебание, тем выше звук;
-
сила (громкость) звука зависит от величины размаха Колебаний звучащего
тела;
-
длительность звука определяется продолжительностью времени, в
продолжении которого длится звук;
-
тембр (окраска) звука зависит от природы и материальных качеств
звучащего тела: ля 1 октавы – 440 кол./сек;
Ля 2 октавы – 880 кол./сек.
По
тембру различают звуки различных муз. инструментов, голоса людей.
3.
Музыкальная система.
Совокупность
звуков, находящихся между собой в определенных высотных взаимоотношениях,
называется музыкальной системой.
4.
Звукоряд. Основные ступени и их названия.
Звуки
системы, расположенные по высоте, называются звукорядом, каждый звук
музыкальной системы – его ступенью.
(пример
– фортепианная клавиатура – от самого низкого звука до самого высокого).
Основные
ступени звукоряда (муз. звуки) имеют семь самостоятельных названий: до,ре, ми,
фа, соль, ля, си.
Муз.
звукоряд (белые клавиши)
5.
Октавы
Весь
музыкальный звукоряд делится на равные части – октавы.
Октава
– название группы звуков полного музыкального звукоряда (до, ре, ми, фа, соль,
ля, си)
Расстояние
между звуками одинаковых ступеней называется октавой.
Весь
звукоряд фортепиано состоит из 7-ми полных октав, каждая из которых имеет
самостоятельное название.
Субкотроктава
|
Контр
октава
|
Большая
октава
|
Малая
октава
|
Первая
октава
|
Вторая
октава
|
Третья
октава
|
Четвер
тая октава
|
Пятая
октава
|
|
Более
низкие звуки
|
средние
звуки
|
более высокие звуки
|
РЕГИСТРЫ (часть диапазона)
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Диапазон
– расстояние от самого низкого звука до самого высокого.
V. Практическое закрепление:
1.
пение основных ступеней звукоряда в первой октаве;
2.
разучивание песни «Пестрый колпачок» Г. Струве;
3.
слушание музыки:
-
С. Чернецкий «Встречный марш»
-
М. Блантер «Футбольный марш»
-
С. Рахманинов «Итальянская полька»
-
П. Чайковский «Вальс» из балета «Спящая красавица»
VI. Домашнее задание: [5] с. 5-14, биография
П.И. Чайковского
Оборудование:
Хрестоматия
и фонохрестоматия для 1-2 классов начальной школы под редакцией Д.Б.
Кабалевского;
Е.Д.
Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина Фонохрестоматия музыкального материала к
учебнику «Музыка . 1 класс»;
Наглядность
– плакаты с нотной записью мелодий школьных песен.
Литература:
1.
Безбородова Л.А., Осеннева М.С. Методика
музыкального воспитания младших школьников, - М., 2001, с. 5-14
2.
Вендрова Т.Е., Критская Е.Д. Уроки Д. Кабалевского
// Искусство в школе, - 1994 - №3.
3.
Во А. Классическая музыка: Новое восприятие, - De
Agostini Editions, 1997.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.