Инфоурок Русский язык Другие методич. материалы"Магия музыки (Творческая судьба Тихона Николаевича Хренникова)"

"Магия музыки (Творческая судьба Тихона Николаевича Хренникова)"

Скачать материал

 

Методическая разработка
урока-презентации
по краеведению в 7 классе

 

"Магия музыки. 
(творческая судьба
 Тихона Николаевича Хренникова)"

      Автор: учитель краеведения МОУ СОШ с.Тростное Копытина Елена Ивановна

 

 

 

2009

 

Слайд № 1                                                                                                                                                                    Ребята, сегодня мы продолжаем наше путешествие в страну музыки. И я не ошибусь, если скажу, что музыку любят все. Но кто может объяснить, что заставляет нас переживать столько волнений, столько разнообразных чувств  при слушании музыкальных произведений? «Магия музыки. Жизненный и творческий путь Тихона Николаевича Хренникова» тема сегодняшнего урока.

Слайд № 2  Мы уже знакомы с вами с видным деятелем искусства уроженцем с.Пальна-Михайловка Становлянского района Михаилом Александровичем Стахович. А на прошлом занятии мы соприкоснулись с творчеством нашего прославленного земляка пианиста-виртуоза Игумного Константина Николаевича. Давайте вспомним о его жизни и творчестве.

1.      Сколько поколений насчитывает род  Игумновых?

2.      В какой семье родился Константин Игумнов и повлияло ли семейное воспитание на его дальнейшую жизнь?

3.      В каком возрасте К.Н.Игумнов поступил в Московскую консерваторию?

4.      Сколько лет Игумнов выступал на эстраде?

5.      На сколько периодов можно разделить творческую деятельность Константина Николаевича?

6.      Как  относился  Игумнова к своей малой родине?

7.      Какова дань памяти земляков выдающемуся пианисту-виртуозу Игумнову Константину Николаевичу?

Старательно мы наблюдаем  свет,                                                                                                                                      Старательно людей мы наблюдаем.                                                                                                                             И чудеса постигнуть уповаем,                                                                                                                                      Какой же плод науки долгих лет?                                                                                                                                          

Слайд № 3    На сегодняшнем уроке  перед нами стоят цели познакомиться с жизнью и творчеством советского и российского композитора Тихона Николаевича Хренникова, определить значение деятельности нашего земляка в истории советского и российского искусства.  Для этого мы должны с вами -  совершить заочную мини-экскурсию в дом-музей Тихона Николаевича в г.Ельце; прослушать музыкальные шедевры великого композитора;                                                                                                               

Слайд № 4    На 95-м году жизни в Москве 14 августа 2007 года скончался Тихон Николаевич Хренников, известный советский и российский композитор, многолетний председатель Союза композиторов СССР.

Прославился Тихон Хренников своими популярными произведениями – музыкой к театральным спектаклям и кинофильмам

Всю свою жизнь  он оставался верен наставлению отца: "Живи сам и давай жить другим, не огорчайся неудачам и не слишком радуйся  успехам", и  почти до последнего дня своего пути продолжал работать, преподавать в Московской консерватории.

Похороны Тихона Хренникова прошли 17 августа в городе Елец Липецкой области, на родине композитора. Отпевание состоялось в Вознесенском соборе Ельца. Службу вел епископ Липецкий и Елецкий Никон. На отпевании присутствовали руководитель Федерального агентства по культуре и кинематографии Михаил Швыдкой, глава Липецкой области Олег Королев, мэр Ельца Виктор Соковых, члены его семьи, а также ученики композитора.

После отпевания траурная процессия отправилась от Вознесенского собора к дому-музею Тихона Хренникова, рядом с которым его тело было предано земле под гимн России и ружейные залпы.

Слайд № 5   Открытие первого в стране дома-музея  Н.Хренникова состоялось 10 сентября 2000 года. В этот день в своём интервью Тихон Николаевич сказал…

 

Слайд № 6   /зачитать сказанное Хренниковым о Ельце/

Большую помощь при создании экспозиции оказал сам Тихон Николаевич. В настоящее время, за небольшим исключением, в доме сохранена его историческая планировка  и всегда звучит музыка. (включить музыку)

Слайд № 7  Первый экспозиционный зал знакомит нас с семьёй великого композитора.
Тихон Николаевич Хренников родился 10 июня 1913 года в небольшом, исконно русском городе Ельце в большой и дружной семье Николая Ивановича и Варвары Васильевны. Он был десятым ребенком. Отец работал приказчиком у местных купцов 3аусайловых и Криворотовых, а мама воспитывала детей, вела домашнее хозяйство.

Семья Хренниковых была большой и славилась в городе своей любовью к музыке. Родители стремились дать всем детям хорошее образование, вырастить их достойными людьми. В доме всегда звучала музыка. Играли на гитаре, мандолине. Кроме того, Тихон пел в церковном хоре.
Учиться в школе Тихон стал очень рано. В шесть лет он уже умел и читать, и писать. Самостоятельно записался в первый класс. А в возрасте семи лет прочитал свою первую «серьезную» книгу о Моцарте и уже тогда решил, что будет композитором, а великим или нет - как распорядится судьба. И действительно, он стал выдающимся, известным всему миру композитором.
Находясь в первом экспозиционном зале, следует обратить внимание на интерьер комнаты, в которой, по словам Тихона Николаевича, все расположено так, как было в его детские годы: тот же комод, сундук, те же иконы в «красном углу». Икона «Купина Неопалимая» и Библия подарены в день открытия и освещения музея настоятелем Вознесенского собора отцом  Василием (Романовым).
здесь хранятся фотографии из семейного альбома, мебель и другие ценные реликвии.  -- Представленные в экспозиции предметы обихода как нельзя лучше отражают быт и нравы ельчан 20-30-х годов ХХ века: елецкие кружева, шторы, покрывала, салфетки, скатерти, подушка с коклюшками и др. В детстве, как и многие девочки и мальчики, Тихон тоже владел мастерством кружевоплетения.

Слайд №  8  Во втором зале рассказывается об отрочестве и юности композитора, о людях, сыгравших важную роль в становлении его как личности и в раскрытии его музыкальных способностей, а также о первых творческих успехах юного музыканта.
В школьные годы сбылась его заветная мечта: его начали учить игре на фортепиано.                                                                                                                                 В 11 лет Хренников берёт уроки музыки у приехавшего тогда их Москвы  Владимира Агаркова , ученика Константина Николаевича Игумного.

В тринадцать лет он пробует свои силы не только как пианист, но и как композитор – здесь рождается первый этюд для фортепиано, а далее он сочиняет вальсы, марши, пьесы. Однажды, в юности, вспоминает композитор, ему посчастливилось солировать в городском саду (он играл на стаканах, наполненных водой) и этим неслыханно удивил горожан.
Тихон Николаевич Хренников постоянно подчеркивает то, что в жизни ему всегда везло на хороших и добрых людей, среди которых он отмечает своих первых учителей: Иосифа Кветона,  Владимира Агаркова,  Анну Варгунину,  Ивана Зизюкина, которые заметили и развили талант юного дарования.
В возрасте четырнадцати лет Тихону Хренникову представилась возможность поехать в Москву. И он отправился туда не с пустыми руками, а повез с собой объемистую папку собственных сочинений, - все это свершилось зимой 1927-28 годов, на школьных зимних каникулах.
В столице он познакомился с Михаилом Фабиановичем и Еленой Фабиановной Гнесиными, выдающимися педагогами-музыкантами, которые по достоинству оценили способности начинающего композитора и дали ему ряд важных советов.
Летом 1929 года после окончания школы Тихон уезжает из Ельца и успешно выдерживает экзамены в Московский техникум Гнесиных.
На этом елецкий период детства, отрочества и юности Тихона Хренникова заканчивается и начинается жизнь, связанная с годами учебы в Москве.

 Слайд №  9 В третьем зале находятся фотографии, книги, личные вещи, клавиры, буклеты, сувениры, отражающие годы учебы в Музыкальном техникуме, консерватории, военный период и др. В этом зале мы видит личные вещи композитора: монгольский халат и шапку, национальный казахский костюм с тюбетейкой, подаренные Тихону Николаевичу, депутату Верховного Совета СССР, во время поездок в страны дальнего и ближнего зарубежья, и один из первых концертных костюмов, который он приобрел «по случаю» в Московском театре оперетты. В этом фраке Хренников выступал в Москве, Ярославле, Ленинграде, Воронеже, Липецке, а также за границей  в Америке, Японии, Италии, Германии не только сольно, но и с оркестром.  
                                                                                                                                                                           Слайд №  10    Итак, 1929 год, Тихон Хренников - студент музыкального техникума Гнесиныx. Талантливому юноше понадобилось всего три года, чтобы окончить техникум, где его обучали «настоящие педагоги» - композитор М.Ф. Гнесин и пианист Э.Г. Гельман, и быть принятым в Московскую консерваторию... сразу на второй курс! Здесь Хренников стал учеником таких известных музыкантов как Виссарион Шебалин и Генрих Нейгауз.
- Будучи студентом консерватории, Тихон Хренников написал несколько крупных произведений, среди них - Первый концерт для фортепиано, исполненный автором в 1933 году в г.Воронеже и принесший ему всемирную известность. Это и было его первым боевым крещением.  В том же году   началась большая дружба с коллективом Московского театра для детей и сотрудничество с другими театрами.                                                                                                            
 - В 1935 году он выступает уже в Америке со своим музыкальным шедевром – Первой симфонией.                                                                                                                                                            - В 1936 году Хренников закончил Московскую консерваторию с отличием. Его имя занесено на мраморную доску, где высечены имена лучших ее выпускников.
Этот год знаменателен для Тихона Николаевича еще и тем, что он соединил свою судьбу с Кларой Арнольдовной. Через несколько лет у них родилась дочь Наталья.                                                        Годы репрессии не обошли стороной и семью Тихона Николаевича. В 1937 году арестованы в Ельце братья Хренниковы - Николай и Борис. Тихон лихорадочно ищет возможность спасти их. Ему удаётся отбить Николая от ложных обвинений. А вот Бориса судили закрытым судом, и он сгинул в Гулаге.                                                                        .                                                            -   Шли годы… Хренников много и плодотворно трудился на благо Родины. К 1941 году он был уже широко известным композитором, композитором, успешно испытавшим свои силы в самых разных жанрах: концерт для фортепиано,  симфония, спектакли, опера, песня.
Как и многие советские люди, Тихон Николаевич Хренников не остался равнодушным, узнав о вероломном нападении фашистекой Германии на Советской Союз. В первые дни войны им были написаны такие песни, как: «Прощание», «Песня о дружбе», «Воевать мы мастера», «Марш артиллеристов», «Все за Родину» и др. Тематика его песен отражает не только военную, но и мирную жизнь людей, а главное показывает любовь к Отчизне, к ее столице, ко всему, что дорого патриотам, защитникам Родины. Эти песни поднимали в атаку, давали веру в Победу!
За годы войны композитором была написана и музыка для театра и кино. Огромным успехом пользовались кинофильмы «Свинарка и пастух», «В шесть часов вечера после войны». За музыку к ним Тихон Николаевич был удостоен Сталинских премий.
10 января 1943 года в Колонном зале Дома союзов состоялась премьера Второй симфонии Т.Н. Хренникова.
Тихон Николаевич не был солдатом, но как музыкант, композитор и исполнитель часто выступал на передовых перед солдатами и офицерами, им было дано более 50-ти концертов для раненых в госпиталях, воинских частях, на предприятиях, в тылу

7 мая 1945 года в освобожденном  Берлине  состоялся первый концерт,  в котором приняли участие  Блантер,  Симонов,  Долматовский,  Хренников.
9 мая 1945 года Тихон Николаевич встретил в Берлине, где исполнял свои песни для воинов-победителей, для тех, кто одержал Великую Победу и водрузил Красное знамя над Рейхстагом, для тех, кто написал на его стенах: «Мы из Ельца!»                                                                            -  После окончания войны в 1948 году Т.Н. Хренников был избран Генеральным секретарем Союза композиторов СССР. Нa этом посту он прослужил бессменно 43 года (до распада СССР в 1991 г.). За годы его правления ни один музыкант, ни один композитор не пострадал от репрессий, которые коснулись всего народа, и в этом большая заслуга нашего земляка.  А вот сам Хренников неожиданно оказался в роли «запрещенного композитора». В 1950-м году запретили его новую оперу «Фрол Скобеев» на историческую тему как «несвоевременную», «чуждую народу» и т.д. Но Хренников отказался сдаваться. Он обратился напрямую к Сталину и добился разрешения. Был сделан новый вариант постановки, и она появилась под названием "Безродный зять". Впоследствии опера неоднократно ставилась в Советском Союзе и за рубежом.

Расцветом творчества Хренникова можно смело назвать 1970-е годы. Именно тогда появляются Вторые концерты для фортепиано и скрипки, Третья симфония, а также композитор открывает для себя новый жанр балетной музыки.

В 1991 году вместе с развалом СССР расформировывается и Союз Советских композиторов. Тихон Хренников слагает с себя полномочия его руководителя. Единственной его общественной нагрузкой остается руководство оргкомитетом конкурса имени Чайковского, которую он продолжал нести вплоть до 2004 года. За годы существования Союза композиторов СССР было открыто достаточно много Домов творчества композиторов, действовала мощнейшая машина пропаганды советской музыки. После 1991 года все это планомерно разрушается, распродается.  

Надо сказать, что Хренников переносит это как подобает человеку своей эпохи: спокойно, мужественно и с большим достоинством: «Время все расставит на свои места. Пусть не скоро, но моя музыка вернется к слушателям». Он даже решает возобновить гастрольную деятельность и исполняет свой виртуозный Третий фортепианный концерт в нескольких городах России, но сердце восьмидесятилетнего композитора не выдерживает такой моральной и физической нагрузки, и после инфаркта он прекращает выступления на публике.

Слайд №  11    Физкультминутка

Слайд №  12    Необычайно интересен завершающий экспозицию дома-музея четвертый зал, в котором отражен весь творческий путь Хренникова, прослеживается его непрерывная связь с дорогим сердцу городом Елецом на протяжении всей его жизни. В этом зале проводятся временные выставки, проходят встречи с интересными людьми, музыкальные гостиные.
Посетители знакомятся с выставкой «Времен связующая нить», на которой представлен один из ценнейших экспонатов музея «Хрустальный ключ», подаренный ельчанам Тихоном Николаевичем в 2003 году, когда он отмечал свое 90-летие, с такими словами: «Это ключ от моего сердца родному городу Ельцу!»
Далее вниманию посетителей предлагаются партитуры инструментальной музыки композитора, написанной им на протяжении всей жизни и включающей самые различные жанры: концерты, симфонии, сюиты к спектаклям, пьесы для фортепиано и т.д.

Слайд №  13 (зачитать)   Особое внимание уделено композитору, как автору музыки к драматическим спектаклям и мюзиклам, теле- и кинофильмам. Среди них оперы: «В бурю», «Мать», «Много шума из-за сердец...», «3олотой теленок» и др.; балеты: «Любовью за любовь», «Гусарская баллада», «Наполеон Бонапарт», «Капитанская дочка» и др.; оперетты «Сто чертей и одна девушка», «Белая ночь»; кинофильмы: «Верные друзья», «Свинарка и пастух», «В шесть часов вечера после войны», «Руслан и Людмила», «Поезд идет на восток», «Два товарища», «Московские окна» и т.д. (всего 23 фильма).
Самобытный, щедрый, мелодичный дар композитора проявился в eгo прекрасных песнях, пользующихся большой популярностью, многие из которых стали шлягерами и самостоятельно исполняются на эстраде, такие как «Московские окна», «Песня о Москве», «Лодочка», «Колыбельная», «Песня артиллеристов», «Прощание» и др.
В экспозиции зала представлены фотографии из семейного альбома, работы Натальи Хренниковой - дочери композитора, как театрального художника, ее эскизы к произведениям своего отца: комической опере «Доротея», балетам «Капитанская дочка» и «Наш двор». Другие разделы экспозиции отражают педагогическую и общественную деятельность Тихона Николаевича, его участие в работе партийных съездов и различных общественных организациях.

Слайд №  14  В этом же экспозиционном зале в витрине размещены государственные и международные  награды и звания композитора, награды и премии общественных и иных организаций, награды кинофестивалей.  Здесь вы видите 61 награду

Слайд № 15

 Слайд №  16    В годовщину смерти Лауреата Государственных премий, Народного артиста России Тихона Николаевича Хренникова, во дворе дома-музея, где он родился, и который стал его последним приютом, состоялось открытие посвящённой ему скульптурной композиции

...Человек жив, пока жива память о нём. Эту мысль не раз высказывали выступившие перед собравшимися глава города Ельца Виктор Соковых, заместитель главы администрации Липецкой области Людмила Куракова, заместитель председателя областного Совета депутатов Александр Никонов и благочинный Первого церковного округа протоиерей Василий Романов. Они говорили о том, каким талантливым, великим человеком был Тихон Николаевич, и в то же время простым в общении, готовым всегда прийти на помощь землякам. У него было благородное и доброе сердце. Оно перестало биться год назад, когда мировое сообщество, Россия, Липецкая область и Елец понесли невосполнимую утрату

По православной традиции в годовщину смерти на могилах умерших устанавливают различного рода знаки памяти. Ельчане решили увековечить память о своем знаменитом земляке, выдающемся композиторе скульптурной композицией. Ее выполнил заслуженный художник РФ АлександрТаратынов. Обращаясь к ельчанам, он сказал: «Я благодарен за то, что меня попросили сделать эту почетную работу. Я думал, как ее лучше выполнить. Подумал, что музыка композитора любима всем народом, потому что душевная, написана от всего сердца. Я нашел, что форма рояля напоминает форму сердца и воплотил эту идею. Очень рад, что вам это понравилось».                                                                                    Скульптурная композиция, имеет огромный смысл. Она   будет напоминать современникам и последующим поколениям о том, что здесь покоится великий человек, один из основоположников советской и российской классической музыки, наш великий и талантливый земляк

Слайд № 17    Сегодня вы познакомились с жизнью и творчеством выдающегося человека. И чтобы сделать вывод, мы ответим с вами на главный вопрос урока: Какую же роль в истории советского и российского искусства сыграл великий композитор, наш земляк, Хренников Тихон Николаевич? (дети отвечают)

 Слайд № 18 И так формулируем вывод. Более 80 лет прошло с тех пор, как начинающий, никому неизвестный подросток покинул родной город Елец, чтобы вступить в мир музыки. Судьба подарила композитору яркую, долгую творческую жизнь. В его музыке - музыкальный портрет 20-го века. Эта музыка никогда не потеряет молодости, духа, оптимизма. Она озарена искренностью и увлеченностью, лучится доброй улыбкой и заражает подлинным темпераментом.

Музыка, написанная уже зрелым мастером, отмечена теми же чертами, которые так привлекали в его раннем творении - чистотой и свежестью чувств, энергией и оптимизмом, добрым юмором и лукавством, а главное - лирическим чувством, которое Тихон Хренников пронес в своем творчестве через всю жизнь.                                                                    Много и хорошего и плохого пережил Тихон Николаевич за эти годы, но с уверенностью можно сказать одно, что через всю жизнь он пронес любовь к своему родному городу, к своим землякам: «Считаю, что Елец для меня, - это самое святое место на земле, где бы я ни был, а был я во многих местах в мире, я стремился nервым делом вернутъся в Москву, а из Москвы в Елец, - вспоминает Тихон Николаевич. - И раньше в юности, и сейчас для меня самое приятное - приехать в Елец, nоходить  no его улицам. Атмосфера города, и все то, на чем я воспитывался, на той музыкальной атмосфере русской nровинции - она вся в моей музыке. До сих пop я сочиняю музыку и до сих пop так легко сочиняю, потому что меня так наnитали все елецкие родники и источники, что я никак не могу выговориться».

И мы с вами обязаны с  любовью и уважением относиться к памяти своего прославленного земляка.

 

Слайд № 19            Задание на дом. Оценки за урок

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Проверка домашней работы

 

  1. Сколько поколений насчитывает род  Игумновых?

Род Игумновых очень древний. Он насчитывает 7 поколений. Среди Игумновых были врачи, учёные, писатели, артисты, пианисты. Имение семьи Игумновых располагалось в с.Шовское , недалеко от г.Лебедяни. Вклад рода Игумновых в развитие Лебедяни огромен. Игумновы на собственные средства построили Новоказинский собор, гимназию, больницу, мост. Все они были набожными людьми.

 

  1. В какой семье родился Константин Игумнов и повлияло ли семейное воспитание на его дальнейшую жизнь?

Константин Игумнов родился 1 мая 1873 года в купеческой семье в российском провинциальном городе Лебедяни, жизнь которого изредко оживлялась ярмарками. Отец, Николай Иванович, был разносторонним человеком, очень любил искусство, пробовал сочинять музыку, был государственным деятелем, занимался благотворительной деятельностью. Мама занималась домом.

Детские годы Константин провёл в Лебедяни. В 4 года научился читать, писать, любил слушать музыку. В семье часто слушали Бетховена, Моцарта, Шуберта, Глинку. Любили петь, много читали. Художественная одарённость была присуща всем членам большой семьи, что и повлияло на развитие маленького Кости.Первой его учительницей музыки была гувернантка,  немка по происхождению (единственная в городе пианистка). В 9 лет Константин  вместе с родителями посетил большой театр, слушал оперу, которая  его потрясла. И уже в этом году он сам вместе с отцом музицировал на благотворительном концерте у себя на родине. В 5 класс он был определён уже в одну из лучших гимназий Москвы. Так закончились его детские годы в Лебедяни.

 

  1. В каком возрасте К.Н.Игумнов поступил в Московскую консерваторию?

В 14 лет Игумнов поступил В Московскую консерваторию. Его обучали лучшие педагоги. Одновременно он обучается на историко-филологическом факультете Московского университета. Константин на деле показал себя очень трудолюбивым и талантливым пианистом. Его имя было занесено золотыми буквами на мраморную доску почёта Московской консерватории. По окончании консерватории его пригласили преподавателем.

 

  1. Сколько лет творческой деятельности Игумнова?

Константин Игумнов проработал 50 лет в Московской консерватории (профессором, ректором). И более 50 лет выступал на концертной эстраде. В начале своего творческого пути выступал с благотворительными концертами  в Лебедяни. Получает высокую оценку в газете «Тамбовские губернские вести»- «игумновский рояль поёт так, как редко поёт у современных больших пианистов».  Игумнов был прекрасным педагогом, воспитавшим более 500 пианистов. Был строгим и требовательным не только к ученикам, но и к себе. Свою похвалу выражал одним словом «Складно». Во время войны работал в консерваториях на юге страны (Тбилиси, Ереван). Жил скромно, испытывал лишения. Его жизнь была примером бескорыстного служения искусству.

 

  1. На сколько периодов можно разделить творческую деятельность Константина Николаевича?

Исполнительский путь Игумнова сложен и извилист. Он сам разделил его на три периода

С рождения до 35 лет -первый период – академический: годы учёбы, самообразования, поглощения литературы, уроков музыки, одним словом- жажда знаний.

Второй 10-летний период до самой революции – период исканий под влиянием художников, писателей, музыкантов. Я никак не мог решить, кто же я – художник, музыкант или писатель. Чему отдать предпочтение.

И вот революция расставила всё на свои места. Это уже третий, сложившийся период моей жизни, начавшийся после 17 года. Я вполне осознал себя, отдав предпочтение музыке.

 

  1. Как  относился  Игумнова к своей малой родине?

Игумнов очень любил свой большой зелёный город, считая детский период самым важным в жизни. Он систематически приезжал в родной город с бесплатными концертами, хотя уже 1900 году семья Игумновых покинула Лебедянь. Всю жизнь великий пианист хранил маленький бумажный пакетик с горсткой земли, на котором написано: «Земля из Шовского. Бросить в могилу, когда умру». Последний раз он был с концертом в Лебедяни за полгода до кончины  летом 1947 года. На похоронах в его могилу была брошена горсть земли, привезённая из Лебедянского края.

 

  1. Какова дань памяти земляков выдающемуся пианисту-виртуозу Игумнову Константину Николаевичу?

Земляки свято чтут память прославленного земляка. Родственников у Игумнова осталось мало и потому взяты под охрану, и приводятся в порядок  40 могил рода Игумновых. В память об Игумнове Константине Николаевиче в Лебедяне, где он родился и жил, была установлена памятная мемориальная доска. Названа улица в городе  его именем.

Липецкое музыкальное училище, музыкальная школа в Лебедяни. Проводятся вечера и концерты памяти как в Москве, так и на малой родине. Уже 10 лет, как проводится Всероссийский конкурс-фестиваль имени Игумнова в г.Липецке. Лебедянцы мечтают установить в городе памятник Игумнову.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Урок-конспект по краеведению в 8 классе «Магия музыки. ТихонХренников»

Слайд № 1    тема                                                                                                                                                                -Ребята, сегодня мы продолжаем наше путешествие в страну музыки. И я не ошибусь, если скажу, что музыку любят все. Но кто может объяснить, что заставляет нас переживать столько волнений, столько разнообразных чувств  при слушании музыкальных произведений? «Магия музыки. Жизненный и творческий путь Тихона Николаевича Хренникова» тема сегодняшнего урока.

Слайд № 2  Мы уже знакомы с вами с видным деятелем искусства уроженцем с.Пальна-Михайловка Становлянского района Михаилом Александровичем Стахович. А на прошлом занятии мы соприкоснулись с творчеством нашего прославленного земляка пианиста-виртуоза Игумного Константина Николаевича. Давайте вспомним о его жизни и творчестве. Фронтальный опрос.  (вопросы на слайде)

-Старательно мы наблюдаем  свет,                                                                                                                                      Старательно людей мы наблюдаем.                                                                                                                             И чудеса постигнуть уповаем,                                                                                                                                      Какой же плод науки долгих лет?

  Стих-ние Баратынского. Мне бы хотелось извиниться перед ним и поправить последнюю строфу, наиболее подходящую к нашему уроку  Каков же плод искусства долгих лет ?   -------                                                                                                                               

Слайд № 3    Узнаем мы это с вами, познакомившись с жизнью и творчеством советского и российского композитора Тихона Николаевича Хренникова- это и есть цель нашего урока. Для достижения цели  мы должны  -  совершить заочную мини-экскурсию в дом-музей Тихона Николаевича в г.Ельце; прослушать музыкальные шедевры великого композитора. И в конце мы постараемся ответить на самый главный вопрос урока-  Какую роль сыграло творчество Т.Н.Хреникова в развитии мировой  музыкальной культуры?      Итак!      --------                                                                                      

Слайд №  На 95-м году жизни в Москве 14 августа 2007 года скончался Тихон Николаевич Хренников, известный советский и российский композитор, многолетний председатель Союза композиторов СССР.

Прославился Тихон Хренников своими популярными музыкальными произведениями.

Всю свою сознательную жизнь  он оставался верен наставлению отца: "Живи сам и давай жить другим, не огорчайся неудачам и не слишком радуйся  успехам", и  почти до последнего дня своего пути продолжал работать, преподавать в Московской консерватории.

Похороны Тихона Хренникова прошли 17 августа в городе Елец Липецкой области, на родине композитора. Отпевание состоялось в Вознесенском соборе Ельца. Службу вел епископ Липецкий и Елецкий Никон. На отпевании присутствовали руководитель Федерального агентства по культуре и кинематографии Михаил Швыдкой, глава Липецкой области Олег Королев, мэр Ельца Виктор Соковых, члены его семьи, а также ученики композитора.

После отпевания траурная процессия отправилась от Вознесенского собора к дому-музею Тихона Хренникова, рядом с которым его тело было предано земле под гимн России и ружейные залпы. ------

 

Слайд № 5   Открытие первого в стране дома-музея  Н.Хренникова состоялось 10 сентября 2000 года. В этот день в своём интервью Тихон Николаевич сказал…--------

 

Слайд № 6   /зачитать сказанное Хренниковым о Ельце/

Большую помощь при создании экспозиции оказал сам Тихон Николаевич. В настоящее время, за небольшим исключением, в доме сохранена его историческая планировка  и всегда звучит музыка. ------ (включить музыку)

Слайд №Первый зал  (Экскурсию проведёт экскурсовод  Марина Мануйлова)

Слайд №  8  Во втором зале (Экскурсию проведёт экскурсовод  Анастасия Мануйлова)

 Слайд №  9-10  В третьем зале (Экскурсию проведёт экскурсовод   Оксана Копытина)

Слайд №  11    Физкультминутка

Слайд №  12 -13-14 Четвёртый зал (Экскурсию проведёт экскурсовод   Дмитрий Меркулов)

Слайд № 15 Экскурсовод сейчас займёт своё место, а мы на несколько минут задержимся в экспозиционном зале, чтобы послушать музыку Тихона Николаевича.                                             (включить музыку

После прослушивания - Скажите ребята, пожалуйста, можно ли предать забвению человека написавшего столько великолепных музыкальных сочинений, человека, музыка которого обладает  магическим действием?     -Вы совершенно правы ====

 Слайд №  16 ...Человек жив, пока жива память о нём. Эту мысль не раз высказывали выступившие перед собравшимися на годовщину смерти Тихона Николаевича. Говорили о его таланте, о его благородном и добром сердце. В лице Тихона Николаевича мировое сообщество, Россия, Липецкая область и Елец понесли невосполнимую утрату

Все мы знаем, что по православной традиции в годовщину смерти на могилах умерших устанавливают различного рода знаки памяти. Ельчане решили увековечить память о своем знаменитом земляке, выдающемся композиторе скульптурной композицией. Ее выполнил заслуженный художник РФ АлександрТаратынов. Обращаясь к ельчанам, он сказал: (читать на слайде) Скульптурная композиция, имеет огромный смысл. Она   будет напоминать современникам и последующим поколениям о том, что здесь покоится великий человек, один из основоположников советской и российской классической музыки, наш великий и талантливый земляк

Слайд № 17    Сегодня вы познакомились с жизнью и творчеством выдающегося человека. И чтобы сделать вывод, мы ответим с вами на главный вопрос урока: Какую же роль в истории советского и российского искусства сыграл великий композитор, наш земляк, Хренников Тихон Николаевич? Подумайте прежде…(дети отвечают)

Слайд № 18 И так, к какому выводу мы пришли: (зачитать)

- И мы с вами обязаны с  любовью и уважением относиться к памяти своего прославленного земляка.

 

Слайд № 19            Задание на дом. Оценки за урок

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал ""Магия музыки (Творческая судьба Тихона Николаевича Хренникова)""

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 3 месяца

Режиссер монтажа

Получите профессию

Технолог-калькулятор общественного питания

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Полученный материал используется при составлении рассказов, сочинений. Учащиеся знакомятся с творчеством великих людей, наших земляков, собирают образы фольклора. Краеведческое образование - это знакомство с краем, с окружающим детей микромира "город в котором я живу". Подлинное краеведение - всегда краелюбие. Липецкая земля по красоте не уступает лучшим уголкам нашей планеты. Краеведческая работа в школе развивает творческие способности школьников, расширяет кругозор и обогащает знаниями краеведческого характера, формирует у учащихся умения и навыки ведения поисковой, исследовательской работы в походах, экскурсиях, музеях, архивах, повышает культуру умственного труда, пробуждает интерес к изучению жизни и природы своего края, города, страны, воспитывает личность гражданина - патриота.

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 660 227 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

  • 03.10.2020
  • 497
  • 2
«Русский язык», Тростенцова Л.А., Ладыженская Т.А. и др.
Перспективный план работы учителя-логопеда с родителями воспитанников подготовительной к школе группы для детей с ТНР.
  • Учебник: «Русский язык», Граник Г.Г., Крюкова Т.Ш. и др.
  • Тема: § 4. Волшебная сила слова
  • 03.10.2020
  • 670
  • 4
«Русский язык», Граник Г.Г., Крюкова Т.Ш. и др.

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 23.12.2014 571
    • DOCX 117.5 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Копытина Елена Ивановна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Копытина Елена Ивановна
    Копытина Елена Ивановна
    • На сайте: 8 лет и 9 месяцев
    • Подписчики: 1
    • Всего просмотров: 1161
    • Всего материалов: 2

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

HR-менеджер

Специалист по управлению персоналом (HR- менеджер)

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс профессиональной переподготовки

Русский язык и литературное чтение: теория и методика преподавания в сфере начального общего образования

Учитель начальных классов русского языка и литературного чтения

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3950 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 143 человека из 44 регионов
  • Этот курс уже прошли 222 человека
аудиоформат

Курс повышения квалификации

Преподавание русского языка как неродного в образовательном учреждении

72/108/144 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 75 человек из 28 регионов
  • Этот курс уже прошли 230 человек

Курс повышения квалификации

Лингвокультурологический подход в обучении русскому языку как обеспечение принципов и требований ФГОС

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 22 человека из 14 регионов
  • Этот курс уже прошли 92 человека

Мини-курс

Социальные и правовые аспекты эпохи Просвещения: влияние на образование сегодня

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Планирование проектов

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Современные направления в архитектуре

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе